- В современном информационном обществе востребуется социолог нравственный, социолог моральный. Социолог нравственный несет ответственность за себя и за свои действия при сборе информации, ее интерпретации и экспертизе. Извлекая пользу для себя с точки зрения успешности деятельности, карьеры, он отвечает, в первую очередь, перед собой. Социолог моральный несет ответственность не только перед собой, но и перед другими людьми, признавая их своими-другими. Во внутреннем мире социолога морального польза и добро как моральные явления предполагают, а не исключают друг друга. Жизненный успех, материальный достаток, профессиональные результаты социолога морального, не утрачивая связи с другими людьми, не получают самостоятельного существования, не ведут к гипертрофии успеха, не порождают расхождения в оценках деятельности социолога, а полезность не замещается добром. Предъявляемые к социологу профессиональные требования становятся нравственными требованиями тогда, когда их критерием является критерий «этично - неэтично». Один из возможных способов становления социолога нравственного, социолога морального - это формирование нравственно-ценностной позиции будущего социолога в процессе его обучения в университете.
- Положение о необходимости формирования нравственно-ценностной позиции студента - будущего социолога, содержание которой образуют нравственные, ценностные отношения, не может быть просто дополнено тезисом о важности разработки практико-ориентированной концепции формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога, реализация которой позволяет развивать способность студента к моральному и нравственному целеполаганию, к моральной и к нравственной рефлексии, к моральному и к ценностному выбору, к оцениванию его результатов по критерию освоенных ценностей, находящихся в основаниях позиции. В современных условиях требуется создание такого культурно-образовательного пространства, в котором диалектическая связь между субъект-объектным и субъект-субъектными отношениями как образующими его содержания, достигается за счет объектно-субъектных отношений, в которых возникают ценности, являющиеся аксиологическим ядром деятельности, аксиологической формой культуры. Предназначением создаваемых деятельностью преподавателя вуза субъект-объектных отношений является воспроизводство, трансляция хранимого в остенсивных, императивных, аксиологических формах и формах-принципах культуры опыта деятельности. Предназначением субъект-субъектных отношений, возникающих внутри субъект-объектных отношений, является со-причастное выделение и осмысление субъектами культурных значений, опыта нравственной, ценностно-ориентационной деятельности, приводящих (выделение и осмысление) к обогащению аксиологического ядра деятельности каждого субъекта. Благодаря такому обогащению происходит возвращение опыта деятельности, форм хранения культуры на витке личностной деятельности. В осознанных и принятых студентом ценностях, которые существуют и реализуются в ситуации выбора, воплощается «личность-для-себя» на пути ее восхождения к культуре через каналы образования и воспитания. Культурно-образовательное пространство, которое не есть «в-себе-и-для-себя-бытие», начинает приобретать ценностную значимость тогда, когда его содержание реализуется в отношении к студенту, ради студента, во имя его развития и становления как субъекта культуры и морали. Культурно-образовательное пространство вуза создается в деятельности преподавателя, транслирующего культуру, организующего работу студентов с культурными формами в логике восхождения студентов по ступеням культуры, «возвращающего» студента в культуру на витке обогащенной деятельности.
- В основу разрабатываемой в контексте уровней методологии практико-ориентированной концепции формирования нравственно-ценностной позиции студента - будущего социолога положена «регулятивная идея» конструктивности нравственности, которая (идея), до-определяя бытие, придавая жизни человека, социолога изначально самоценный смысл, указывая направление выбора ценностей и их реализации, содержит в себе ответ на вопрос: «Во имя чего?». Сущность конструктивности нравственности заключается в правдивости, распространяющейся на притязания другого человека, на его умонастроения и обеспечивающей моральное взаимопонимание, источником которого является взаимность общающихся субъектов, основывающаяся на их честности друг перед другом. Данная «регулятивная идея» при ее реализации на пути движения к идеалу - социолог моральный, социолог нравственный - заключает в себе возможность приобщения студентов к ценностям, создает условия для устранения разрыва между человечеством и человеком как одной из глобальных проблем современности, для решения таких парадоксов информационного общества, как самоизоляция человека в виртуальном пространстве, утрата реальности, превращение информации из средства самореализации в самоцель, разрушение такой важнейшей сферы человеческого бытия как общение и др. В основаниях практико-ориентированной концепции формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога находится субъектно-нравственный подход и совокупность принципов, обеспечивающих его реализацию на том или ином уровне методологии.
- Стратегия деятельности преподавателя вуза по формированию нравственно-ценностной позиции студента - будущего социолога базируется на реализации практико-ориентированной концепции, задающей способ создания модели процесса формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога. Реализация модели в рамках направлений деятельности преподавателя, организующего нравственную, ценностно-ориентационную деятельность студентов, обеспечивает их включение в нравственные и ценностные отношения, освоение студентами ценностей, восхождение студентов к культуре.
- Деятельность преподавателя имеет ряд направлений: а) этическое образование; б) формирование у студентов опыта нравственных, ценностных отношений к миру, к информационному пространству, к людям и к себе в логике их восхождения по ступеням культуры; в) организация работы студентов с культурными формами, в содержании которых заключен нравственный опыт. Данные направления деятельности преподавателя, реализуемые как в процессе обучения, так и в период производственной практики, взаимосвязаны и взаимодополняемы. Каждое направление, имея свои приоритетные задачи, базируясь на предшествующем направлении, не просто становится основой для последующего. Логика деятельности преподавателя университета в рамках данных направлений такова, что, обеспечивая хранение, воспроизводство, трансляцию культуры как опыта деятельности, заключенного (опыта) в остенсивных, императивных, аксиологических формах культуры, формах-принципах культуры, организуя работу студентов с культурными формами, он обеспечивает возвращение студенту «культуры-деятельности» к такому ее началу, с которого начинается «новое» восхождение студента к культуре на основе уже обогащенного опыта деятельности.
- Обоснование содержания процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента - будущего социолога, реализуемого (содержания) в рамках направлений деятельности преподавателя вуза с помощью разнообразных методов в различных организационных формах обучения и в период производственной практики, осуществляется в особом методологическом ракурсе - сквозь призму категорий «культура», «форма культуры», с учетом содержания нравственно-ценностной позиции социолога и ценностей, находящихся в ее основаниях. Источниками специфического элемента содержания образования - системы нравственных, ценностных отношений - с точки зрения заключенного в нем опыта деятельности, хранящегося в содержании форм культуры, являются: а) понятия, «оформляющие» субъектно-нравственный подход на том или ином уровне методологии; б) понятия морали в статусе ценностей (ценности-добродетели, ценности жизнедеятельности, ценности блага и пользы); в) обобщенный опыт нравственных, ценностных отношений человека к миру, к людям и к себе, являющийся частью целостного нравственного опыта человечества.
- Наиболее адекватным целевым, содержательным и процессуальным аспектам деятельности преподавателя по формированию нравственно-ценностной позиции студента - будущего социолога является обучение студентов реализации принципов морального выбора в контексте конструктивности нравственности. Цель такого обучения, осуществляемого с помощью разнообразных методов в различных организационных формах (проблемная лекция, лекция с комментариями, лекция-беседа, лекция-вдвоем; семинарские занятия с углубленным изучением отдельных наиболее важных вопросов раздела, темы; с углубленным изучением и обобщением ряда важнейших вопросов; с изучением некоторых тем лекционных занятий самостоятельно), в период производственной практики, заключается в формировании способности студентов к моральному и к нравственному целеполаганию, к моральному и к ценностному выбору, к моральной и к нравственной рефлексии, к оцениванию рефлексивно отобранных способов достижения ценности-цели по критерию «этично - неэтично». Педагогическим требованием к такому обучению является выведение студентов на методологический и мировоззренческий уровни осмысления ценностного отношения. В организуемой преподавателем познавательной деятельности студент осуществляет поиск сохраняющих свое значение, а значит существующих ценностей, регулирующих деятельность социолога. При этом поиск ценностей осуществляется в процессе организуемой преподавателем ценностно-ориентационной деятельности сквозь призму интересов респондента, заказчика социологического опроса, власти, а размышления студентов над предельным основанием деятельности (человек) происходят под знаком согласования мысли с социальным, информационным пространством по критерию жизненных смыслов людей, благодаря чему и существуют ценности, различные системы ценностей (методологический уровень ценностного отношения). Требованием к организации такой деятельности студентов, равно как и к работе студентов с культурными формами, является мировоззренческое осмысление действительности, позволяющее осознать место деятельности социолога в контексте духовно-практического освоения мира в морали (мировоззренческий уровень ценностного отношения).
- Наиболее эффективными методами, обеспечивающими постижение студентами содержания остенсивных форм культуры, являются сообщение, информация, «информация-наведение на идею», «информация-обоснование», «информация-размышление». Методами, обеспечивающими постижение студентами содержания императивных форм культуры, являются научно-теоретическая, эмпирическая, логическая аргументация, прием провокационных высказываний, убеждающее воздействие и его приемы: личностные апелляции, дискуссионность, порядковый эффект. Методами, обеспечивающими постижение студентами содержания аксиологических форм культуры, являются этический диалог, ситуации морального и ценностного выбора, демонстрация студентам мира ценностей людей через способы их рассуждений о жизни. Методами, обеспечивающими постижение студентами содержание форм-принципов культуры, являются метод положительного примера, ситуации деятельности социолога, демонстрация нравственного контекста жизнедеятельности людей, в образе которых воплощена «личность-для-себя» на пути ее восхождения к культуре и который (образ) становится перспективой становления студента как «личности-для-себя». Благодаря использованию данных методов становится возможной интеграция образующих содержания культурно-образовательного пространства субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. При этом субъект-субъектные отношения, наслаиваясь на субъект-объектные отношения, возникают внутри этих отношений тогда, когда опосредующим звеном педагогической деятельности преподавателя является студент (его деятельность, его нравственные и ценностные отношения, его ценности).
- В субъект-объектном отношении во второй его части происходит целенаправленная, целесообразная «встреча» двух объектов: объект, имеющий значение, то есть ценность, и студент как объект педагогической деятельности. Благодаря такой «встрече» двух объектов, создаются отношения-предпосылки для возникновения ценности. Наслоение субъект-субъектных отношений на субъект-объектные осуществляется не в однонаправленном «движении» ценностей от субъекта к объекту, то есть от преподавателя к студенту, но и от студента к преподавателю, становящемуся в определенный момент объектом для студента.
- Такое двустороннее «движение» ценностей, не позволяя субъекту «перепутать» ценности, указывает на путь к конструктивности нравственности, стимулирующей поиск ответа на мировоззренческие вопросы жизни, до-определяющей, проясняющей и освящающей выбор оснований нравственно-ценностной позиции, в процессе реализации которой воплощается восходящая к культуре «личность-для-себя». Сквозь призму такой позиции социологу открывается социальная действительность, социальная система, социальный порядок на всех его уровнях, мир его собственных ценностей и мир ценностей другого человека, пространство отношений между людьми, которое и есть мораль.
1. Пупков, С.В. Норма как основа социального движения : научное издание / С.В. Пупков. – Рязань : Изд-во Рязанского государственного университета, 2007 – 2,5 п.л.
2. Пупков, С.В. Интерфейс информационной устойчивости. Часть первая. Социальная норма и ее пределы : монография / С.В. Пупков. – Рязань : Изд-во Рязанского государственного университета, 2008. – 12,5 п.л.
3. Пупков, С.В. Нравственно-ценностная позиция социолога: теоретический аспект : монография / С.В. Пупков. – Самара : Изд-во СГПУ, 2007. – 7 п.л.
4. Пупков, С.В. Теоретические основы формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога : монография / С.В. Пупков. – М. : НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. – 9 п.л.
II. Научные статьи
а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных положений докторской диссертации:
5. Пупков, С.В. Государственная информационная политика как фактор стабилизации социальной системы России / С.В. Пупков // Мир образования – образование в мире. – 2008. – № 4. – 0,8 п.л.
6. Пупков, С.В. Личность и позиция преподавателя вуза в условиях гуманизации образования // Мир образования – образование в мире / С.В. Пупков. – 2009. – № 4. – 0,85 п.л.
7. Пупков, С.В. О понятии «нравственно-ценностная позиция социолога» / С.В. Пупков // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – № 4. – 0,6 п.л.
8. Пупков, С.В. Содержание нравственно-ценностной позиции социолога / С.В. Пупков // Известия РАО. – 2010. – № 1. – 0,85 п.л.
9. Пупков, С.В. Нравственно-ценностная позиция социолога как система нравственных и ценностных отношений / С.В. Пупков // Мир образования – образование в мире. – 2010. – № 1. – 0,85 п.л.
10. Пупков, С.В. Ценностно-ориентационные портреты студентов вуза в контексте золотого правила нравственности / С.В. Пупков // Мир образования – образование в мире. – 2010. – № 2. – 1 п.л.
11. Пупков, С.В. Позиция правды социолога / С.В. Пупков // Российский научный журнал. – 2010. – № 2. – 1 п.л.
12. Пупков, С.В. Благо-ориентированный и пользо-ориентированный аспекты нравственно-ценностной позиции социолога / С.В. Пупков // Известия Самарского научного центра РАН. – 2010. – № 3. – 0,6 п.л.
13. Пупков, С.В. Мировоззренческие основания позиции студента – будущего социолога / С.В. Пупков // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2010. – № 7. – 0,75 п.л.
б) опубликованные в международных, российских и региональных периодических изданиях, материалах конференций, вузовских сборниках:
14. Пупков, С.В. Организация общетехнической подготовки работников в процессе освоения новых технологий / С.В. Пупков // Педагогическая наука – моя судьба : сборник статей и материалов, посвященных памяти д.п.н., проф., член-корреспондента РАО Ю.К. Васильева. – М. : ИОО МО РФ, 2000. – 0,75 п.л.
15. Пупков, С.В. Журналистика в политике: статут и статус / С.В. Пупков // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2007. – № 3 (16). – 1 п.л.
16. Пупков, С.В. Политические режим и информационный порядок: социально-информациологический подход / С.В. Пупков // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2008. – № 2. – 1 п.л.
17. Пупков, С.В. Медиа-психологические воздействия на состояние информационного порядка / С.В. Пупков // Регионология. – 2008. – № 2. – 1 п.л.
18. Пупков, С.В. Методологический и мировоззренческий уровни ценностного отношения социолога / С.В. Пупков // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2009. – № 2. – 0,75 п.л.
19. Пупков, С.В. Изучение нравственно-ценностной позиции студентов – будущих социологов с помощью метода понятийного словаря / С.В. Пупков // Проблемы и перспективы современного образования : сборник научных статей. – Самара : ПГСГА, 2009. – 0,65 п.л.
20. Пупков, С.В. Изучение пользо-ориентированного и благо-ориентированного аспектов нравственно-ценностной позиции студентов вуза / С.В. Пупков // Проблемы и перспективы современного образования : сборник научных статей. – Самара : ПГСГА, 2009. – 0,75 п.л.
21. Пупков, С.В. О соотношении терминов «культурный» и «образовательный» в понятии «культурно-образовательное пространство» / С.В. Пупков // Проблемы и перспективы современного образования : сборник научных статей. – Самара : ПГСГА, 2009. – 0,5 п.л.
22. Пупков, С.В. Сущность нравственно-ценностной позиции социолога / С.В. Пупков // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования : материалы международной конференции : в 3 т. – Т. 1 / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. – Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2010. – 0,3 п.л.
23. Пупков, С.В. О соотношении терминов «нравственный» и «ценностный» в понятии «нравственно-ценностная позиция личности» / С.В. Пупков // Педагогика творческого саморазвития: проблемы инновационности, конкурентноспособности и прогностичности образовательных систем : материалы ХХ Всероссийской научной конференции / Под ред. В.И. Андреева. – Казань : Центр инновационных технологий, 2010. – 0,35 п.л.
24. Пупков, С.В. Моральность социолога / С.В. Пупков // Актуальные проблемы современной педагогики : материалы международной заочной научно-практической конференции. – Ч. III. – Новосибирск : ЭНСКЕ, 2010. – 0,4 п.л.
25. Пупков, С.В. О соотношении понятий «социолог моральный» и «социолог нравственный» / С.В. Пупков // Актуальные проблемы современной науки и образования : материалы международной научной конференции. – Уфа : РИЦ БашГУ, 2010. – 0,25 п.л.
26. Пупков, С.В. Ценностные основания позиции личности / С.В. Пупков, О.К. Позднякова // Актуальные проблемы современной науки и образования : материалы международной научной конференции. – Уфа : РИЦ БашГУ, 2010. – 0,4 п.л. (авторский текст – 0,2 п.л.).
III. Программы и методические рекомендации
27. Пупков, С.В. Организационно-экономические и технико-технологические вопросы освоения новых производств в условиях многопрофильного предприятия : программа курса / С.В. Пупков. – М. : ИОО МОПО РФ, 1995 – 0,75 п.л.
28. Пупков, С.В. Содержание общетехнической подготовки рабочих кадров в условиях развития производства / С.В. Пупков. – М. : ИОО МОПО РФ, 1997 – 1,1 п.л.
29. Пупков, С.В. Организация общетехнической подготовки в условиях учебного центра многопрофильного предприятия : методические рекомендации / С.В. Пупков. – М. : ИОО МОПО РФ, 1998 – 0,94 п.л.
30. Пупков, С.В. Нравственно-ценностная позиция студента: анализ состояния с позиции этики блага и этики долга : методические рекомендации для преподавателей и студентов вузов / С.В. Пупков, О.К. Позднякова. – Самара : Изд-во СГПУ, 2007. – 2 п.л. (авторский текст – 1 п.л.).
31. Пупков, С.В. Изучение нравственно-ценностной позиции студента вуза : методические рекомендации для преподавателей и студентов вузов / С.В. Пупков. – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – 5,5 п.л.