Научная тема: «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДОВУЗОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.02; 13.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Лабораторный подход имеет методологическое значение для развития профессионального образования, усиления его экспериментального характера, углубления педагогической направленности на масштабное и многомерное воспитание, обучение и развитие каждого участника творческой лаборатории как творца собственной личности. В его основе должна быть инновационная педагогическая деятельность, построенная на модернизации целей, задач, содержания и методов профессионального музыкального образования.
  2. Творческая лаборатория явится универсальным компонентом профессиональной деятельности педагога-музыканта независимо от его профиля, так как представляет собой оптимальную форму научно- теоретической и экспериментально-практической деятельности в любой области педагогического поиска, проверки инновационных идей, их практической апробации и доказательства. Творческая лаборатория педагога- музыканта как новая социально-педагогическая целостность - динамичное образование, предполагающее варьирование содержания, принципов, методов и форм учебно-воспитательной деятельности.
  3. Система непрерывного довузовского художественного образования в силу личностно-ориентированного систематического характера и вариативности профессионально-образовательных моделей является оптимальной с точки зрения организации деятельности творческой лаборатории и масштабной реализации её педагогического потенциала. Более того, непрерывное довузовское художественное образование предполагает не только обучение в одном или нескольких учебных заведениях от поступления до выпуска, но и даёт ориентацию на последующее систематическое самообразование, моделирующее творческую лабораторию в её индивидуально-личностном варианте.
  4. Обязательным условием эффективности работы творческой лаборатории является многоаспектное педагогическое взаимодействие педагога и учащихся, учащихся внутри класса-коллектива, педагога и родителей, учащихся и родителей. Творческая лаборатория позволяет объединить все звенья педагогического процесса в единую взаимосвязанную систему и обеспечить её эффективное функционирование.
  5. При сохранении традиционной классно-урочной системы творческая лаборатория педагога-музыканта предполагает опору на единый разновозрастный инструментальный класс-коллектив - объединение учащихся одного инструментального класса, обусловленное единой целью и общими задачами в ходе профессионального обучения игре на музыкальном инструменте в системе непрерывного довузовского художественного образования, - перекрестную работу с ним преподавателя, самостоятельную учебно-воспитательную и творческую деятельность внутри класса-коллектива.
  6. Деятельность разновозрастного класса-коллектива учащихся в масштабе творческой лаборатории будет только тогда успешна, когда его объединение происходит на основе общечеловеческих ценностей, художественно- объединяющих идей, совместного творчества. С этой точки зрения художественно-творческая деятельность представляет собой оптимальное "поле" совместной деятельности, где искусство выступает ценностным объектом освоения, личностных устремлений, жизненного и профессионального целеполагания. 7. Профессиональная деятельность педагога-музыканта в масштабах творческой лаборатории будет эффективной при следующих условиях: инновационном, проблемно-поисковом и динамичном характере профессиональной деятельности; опоре на разновозрастный класс-коллектив учащихся и организацию для него поля совместной жизнедеятельности на основе исполнительского творчества; организации широкомасштабной и многомерной творческой деятельности разновозрастного класса-коллектива учащихся в контексте творческой лаборатории; обеспечения динамичного образования, при котором выпускник учебного заведения будет способен к дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности и самообразованию.
  7. Система непрерывного довузовского художественного образования заключается не только в линейной последовательности необходимых образовательных звеньев, но и во взаимосвязанной деятельности всех участников образовательного процесса, включая педагога, концертмейстера, учащихся, коллег-преподавателей, родителей. Реализация этих многомерных взаимосвязей обеспечивает в итоге востребованный сегодня уровень профессионального образования, его эффективность и перспективный характер.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Смирнов А.В. Педагогические условия организации творческой лаборатории преподавателя-музыканта в системе непрерывного художественного дополнительного и среднего профессионального образования. Монография. [Текст] — М.: МПГУ, 2006. 20.8 п.л.

2. Смирнов А.В. Теоретическая основа профессиональной деятельности педагога-музыканта. Монография. [Текст] — М.: МПГУ, 2009. 165 с. Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

3. Смирнов, А.В. О роли интерпретатора в судьбе авторского музыкального произведения, или история одной рукописи [Текст] / А.В. Смирнов // Искусство в школе. № 6. — М., 2003. — С. 74 - 78.

4. Смирнов А.В. Новые пути профессионального и личностного развития юного музыканта [Текст] / А.В. Смирнов // Среднее профессиональное образование. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно- методическому журналу «СПО». № 3. — М.: ЗАО «Миратос», 2006. — С. 36 - 42.

5. Смирнов А.В. Преподаватель инструментального класса-коллектива как организатор процесса познания и освоения ценностного объекта  музыки [Текст] / А.В. Смирнов // Среднее профессиональное образование. № 3. — М.: ЗАО «Миратос», 2006. — С. 44 - 47.

6. Смирнов А.В. Современные подходы к проблемам обучения и воспитания учащихся-музыкантов [Текст] / А.В. Смирнов // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання №1 (27). — Минск: РУП «Выдавецства “Адукацыя i выхаванне”», 2009. — С. 56 - 58.

7. Смирнов А.В. Современные подходы к воспитанию музыканта [Текст] / А.В. Смирнов // Высшее образование в России № 2 (09). — М.: ЗАО «Академический печатный дом», 2009. — С. 45 - 47.

8. Смирнов А.В. К проблеме разработки инновационных принципов и технологий системы непрерывного многоуровневого музыкального образования [Текст] / А.В. Смирнов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». — № 3. — М.: Изд-во МГОУ, 2009. — С. 164 - 167.

9. Смирнов А.В. Технология воспитания как обязательный компонент учебно-творческого взаимодействия педагога-музыканта с учащимися- инструменталистами [Текст] / А.В. Смирнов Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». — № 3. — М.: Изд-во МГОУ, 2009. — С. 167 - 169.

10. Смирнов А.В. Воспитательная работа с учащимися-инструменталистами — неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога- 49 музыканта [Текст] / А.В. Смирнов // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання №1 (31). — Минск: РУП «Выдавецства “Адукацыя i выхаванне”», 2010. — С. 62 - 64.

Учебные программы

11. Смирнов А.В. Преподавание виолончели как специального инструмента в сфере дополнительного образования средних общеобразовательных школ- двенадцатилеток. Авторская программа [Текст]. — М.: МПГУ, 2001. 11 п.л.

12. Смирнов А.В. Организация творческой лаборатории преподавателя-музыканта в системе среднего профессионального образования. Авторская программа [Текст]. — М.: МПГУ, 2005. 9.5 п.л.

13. Смирнов А.В. Специальный инструмент (виолончель). Авторская программа. Специальность 070102 «Инструментальное исполнительство» (070102.02 «Оркестровые струнные инструменты». Колледж. Повышенный курс [Текст]. — М.: МПГУ, 2008. 1.75 п.л.

14. Смирнов А.В. Специальный инструмент (виолончель). Многофункциональная разноуровневая авторская программа деятельности творческой лаборатории в системе непрерывного довузовского художественного образования. Специальность 070102 «Инструментальное исполнительство» (070102.02 «Оркестровые струнные инструменты»). Школа-колледж. Повышенный курс [Текст]. — М.: МПГУ, 2008. — 4 п.л.

15. Смирнов А.В. Оркестровый класс. — Авторская программа по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство» (070102.02 “Оркестровые струнные инструменты 070102.03 и “Оркестровые духовые и ударные инструменты”). Базовый курс [Текст]. — М.: МПГУ, 2009. 1.1 п.л.

16. Смирнов А.В. Чтение нот с листа. — Авторская программа по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство» (070102.02 “Оркестровые струнные инструменты”). Факультатив [Текст]. — М.: МПГУ, 2009. 1.05 п.л.

Учебные пособия

17. Смирнов А.В. Некоторые аспекты обучения игре на виолончели. Учебное пособие [Текст]. — М.: «Прометей» МПГУ, 2000. 4.8 п.л.

18. Смирнов А,В. Творческая лаборатория педагога-виолончелиста. Методические очерки [Текст]. — М.: МПГУ, 2003. 8.5 п.л.

19. Смирнов А.В. Проблемы посадки виолончелиста. Учебное пособие [Текст]. — М.: МПГУ, 2003. 2.3 п.л.

20. Смирнов А.В. Переходы при смене позиций  важная часть технологии игры на виолончели. Учебное пособие [Текст]. — М.: МПГУ, 2003. 2.1 п.л. Научные статьи, материалы конференций

21. Смирнов А.В. Интерпретация сюит И.С. Баха для виолончели соло: исторический аспект [Текст] / А.В. Смирнов // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. № 19. — М.: «Прометей» МПГУ, 2003. — С. 171 - 176.

22. Смирнов А.В. Роль музыканта-педагога в деле эстетического воспитания школьников [Текст] / А.В. Смирнов // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. № 21.  М.: «Прометей» МПГУ, 2003. — С. 194 - 200.

23. Смирнов А.В. К проблеме интерпретации в музыке [Текст] / А.В. Смирнов // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. № 18.  М.: «Прометей» МПГУ, 2003. — С. 171- 175.

24. Смирнов А.В., Лякина Н.О. К проблемам обучения и воспитания учащихся в классе специального инструмента в условиях дополнительного образования [Текст] / А.В. Смирнов, Н.О. Лякина // Актуальные проболемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. № 24. — М.: «Прометей» МПГУ, 2004. — С. 181 - 186.

25. Смирнов А.В. Единый разновозрастный инструментальный класс-коллектив — как основа создания творческой лаборатории в условиях дополнительного образования [Текст] / А.В. Смирнов // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. № 25. — М.: «Прометей» МПГУ, 2004. — С. 137 - 144.

26. Смирнов А.В., Лякина Н.О. Содержание и формы учебно-воспитательной работы с инструментальным классом в условиях дополнительного школьного образования [Текст] / А.В. Смирнов, Н.О. Лякина // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. № 26. — М.: «Прометей» МПГУ, 2004. — С. 193 - 202.

27. Смирнов А.В. Помиловать автора! [Текст] / А.В. Смирнов // Филармоник. № 3. — M., 2004. — С. 67 - 72.

28. Смирнов А.В. Творческая лаборатория педагога-музыканта в сфере дополнительного образования [Текст] / А.В. Смирнов // Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б. Кабалевского: Материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся 24 декабря 2004 года. — М.: МГПУ, 2005. — С. 108 - 114.

29. Смирнов А.В. Возрастная дифференциация и этапы индивидуального обучения студентов музыкально-театрального колледжа [Текст] / А.В. Смирнов // Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице: материалы научно-практической конференции, посвящённой 10-летию Московского городского педагогического университета. — М.: МГПУ, 2006. — С. 55 - 60.

30. Смирнов А.В. В защиту авторских прав И.С. Баха [Текст] / А.В. Смирнов // Сборник материалов о жизненном и творческом пути Стогорского А.П. — Минск: Ковчег, 2007. — С. 96 - 106.

31. Смирнов А.В., Лякина Н.О. К вопросу профессионального обучения и воспитания учащихся-инструменталистов в условиях непрерывного довузовского художественного образования [Текст] / А.В. Смирнов, Н.О. Лякина // Современные проблемы педагогики искусства: материалы научно- 51 практической конференции, посвящённой памяти педагога и учёного Л.В. Горюновой. — М.: МГПУ, 2007. — С. 30 – 36.

32. Смирнов А.В. Патриотическое воспитание учащихся-инструменталистов в условиях непрерывного довузовского художественного образования [Текст] / А.В. Смирнов // Нравственное и патриотическое воспитание школьников и студентов в процессе музыкально-художественного образования: традиции и инновации: материалы международной научно-практической конференции- съезда, состоявшегося 18 - 19 декабря 2006 года. — М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2008. — С. 68 – 73.

33. Смирнов А.В. Воспитание учащихся-инструменталистов в сфере непрерывного довузовского художественного образования [Текст] / А.В. Смирнов // Проблемы подготовки студентов в системе среднего профессионально- художественного образования: cборник научно-методических статей. Выпуск 1. — М.: НП АПО, 2008. — С. 6 – 12.

34. Смирнов А.В. Дополнительное художественно-эстетическое образование — новое поле деятельности педагога-музыканта [Текст] / А.В. Смирнов // Интеграция искусства в систему непрерывного образования: воспитание искусством детей и молодёжи как фактор социализации личности в меняющемся мире: сб. науч. статей. — М.: ИХО РАО, 2008. — С. 249 - 251.

35. Смирнов А.В. К проблемам модернизации музыкального образования в современной России [Текст] / А.В. Смирнов // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тез. V междунар. науч.-практ. конф. — Тамбов, гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова 2009. — С. 117 - 119.

36. Смирнов А.В. Об исполнительской редакции произведений педагогического репертуара для струнных смычковых инструментов [Текст] / А.В. Смирнов // Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях. — М.: МГПУ, 2009. — С. 180 – 183.

37. Смирнов А.В. О развитии непрерывного довузовского художественного образования [Текст]. / А.В. Смирнов // Проблемы подготовки студентов в системе среднего профессионально-художественного образования: сборник научно-методических статей. Вып. 2. — М.: Типографский отдел ООО «Центр высоких технологий “Ориентир” , 2009. — C. 29 – 33