- Содержательная характеристика управленческих основ развития республиканской системы непрерывного профессионального образования, которую составляют: децентрализация управления, реагирующая на социально-экономические и другие возможности региона, на появление рынка в стране; стратегические и комплексно-целевые планы, программы развития профессионального образования в республике; расширение государственно-общественного управления образованием, обеспечивающее устойчивое финансирование образовательных учреждений на основе сотрудничества власти, бизнеса и системы образования; обновление функций, механизмов управления, направленных на обеспечение открытости профессиональной образовательной системы, ее динамичности, гибкости на основе преемственности ступеней и уровней профессионального образования, реструктуризации сети учреждений путем их укрупнения, кооперации и интеграции.
- Реструктуризация системы профессионального образования на базе начального профессионального образования + среднего профессионального образования, начального профессионального образования + высшего профессионального образования, среднего профессионального образования + высшего профессионального образования, начального профессионального образования + среднего профессионального образования + высшего профессионального образования предусматривает создание образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы разного уровня, дифференциацию учреждений по уровням финансирования и собственности с переходом на смешанную систему финансирования из бюджетов различных уровней, обеспечение дополнительных (внутренних) возможностей социально-профессиональной востребованности и конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования.
- Концептуальная модель управленческого обеспечения развития республиканской системы профессионального образования построена с учетом мировых и отечественных тенденций развития профессионального образования и состоит из следующих структурно-уровневых компонентов: целевых (цели, принципы, задачи), содержательных (функции, основные направления деятельности), операционно-действенных (этапы, формы, методы, условия), оценочно-результативных (критерии и показатели), а также их системообразующих связей, направленных на обеспечение преемственности и интегративности уровней и ступеней профессионального образования.
- Педагогические условия, способствующие реализации разработанной модели, и разработанные на основе диверсификационных технологий управления, сочетающих элементы рыночного регулирования со способами государственного управления, и содержат в себе: реструктуризацию системы профессиональных образовательных учреждений; обеспечение согласованности учебных планов и рабочих программ образовательных учреждений различного уровня; взаимодействие учреждений профессионального образования с социально-экономическими и общественными факторами окружающего социума; практико-ориентированную направленность содержания профессионального образования; ориентированность содержания и форм учебно-воспитательного процесса на интериоризацию студентами ценностей общества, общности общечеловеческой и этнической культуры; использование в педагогическом процессе инноваций, обеспечивающих профессиональное и личностное развитие студентов.
1.Степанов, П.А. Дифференциация технологического обучения учащихся малочисленных народов Севера / П.А.Степанов, В.В.Макаров, Н.Н.Романов // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №6. - С. 211-215. (авт. вкл. 70%)
2.Степанов, П.А. Особенности организационно-управленческой работы в региональной системе образования / П.А.Степанов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - №4. - С. 36-40.
3.Степанов, П.А. Организация технологического обучения учащихся коренных малочисленных народов Севера / П.А.Степанов // Наука и образование. - 2007. - №3. - С. 74-75.
4.Степанов, П.А. Использование информационных технологий в общении между учителями и родителями / П.А.Степанов, А.И.Голиков // Информатика и образование. - 2007. - №8. – С. 127-128. (авт. вкл. 60%)
5.Степанов, П.А. Модели типологизации школ малочисленных народов Севера / П.А.Степнов // Высшее образование сегодня. - 2007. - №7. - С.67-71.
6.Степанов, П.А. Становление инновационных моделей сельских школ и практика их взаимодействия в повышении качества образования / П.А.Степанов, Н.Е.Давыдов, Н.Н.Романов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - №3. - С. 45-49.
7.Степанов, П.А. Система дуального образования в Нижней Саксонии (Германия) и возможность ее применения в условиях НПО и СПО Республики Саха (Якутия) / П.А.Степанов, Н.Е.Давыдов // Профильная школа. - 2008. - №3. - С. 47-49. (авт. вкл. 50%)
8.Степанов, П.А. Проблемы начального профессионального образования в профессиональной работе и трудоустройстве выпускников и пути их решения / П.А.Степанов, Н.Е.Давыдов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С. 46-50. (авт. вкл. 80%)
9.Степанов, П.А. Проектирование системы профессионального образования в Республике Саха (Якутия) // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - №2. - С. 38-41.
Монографии:
10.Степанов, П.А. Трудовая политехническая подготовка сельских школьников (на примере школ Республики Саха (Якутия): Монография / П.А.Степанов. – Якутск: ЯГУ – 9 п.л.
11.Степанов, П.А. Теоретико-методологические основы управления развитием профессионального образования региона Российской Федерации на современном этапе: Монография / П.А.Степанов. – М.: ШЭПОС. – 2001. - 7 п.л.
12.Степанов, П.А. Социально-экономические проблемы создания модели развития профессионального образования в республике Саха (Якутия): Монография / П.А.Степанов. – М.: ШЭПОС. – 2002. - 7 п.л.
13.Степанов, П.А. Развитие профессионального образования в регионе на основе преемственности уровней образования: Монография / П.А.Степанов. – М.: «Образование и Информатика». – 2008. - 15 п.л.
Учебно-методические пособия, методические рекомендации:
14.Степанов, П.А. Педагогическая практика студентов инженерно-педагогического факультета: учебное пособие / П.А.Степанов, В.В.Акимов. – Якутск: ЯГУ - 1997. – 1 п.л.
15.Степанов, П.А. Рабочая программа и методические указания по выполнению курсовых работ дисциплины “Методика преподавания специальных и технических дисциплин” / П.А.Степанов, Е.В.Глебова. - М.: 1997. – 2 п.л.
16.Степанов, П.А. Рабочая программа дисциплины “Методика преподавания специальных и технических дисциплин” / П.А.Степанов, Е.В.Глебова. - М.: 1997. – 2,5 п.л.
17.Степанов, П.А. Организация научных исследований и выполнение дипломных работ / П.А.Степанов, Е.А.Барахсанова, О.Е.Винокурова. – Якутск: ЯГУ - 1998. – 2,5 п.л.
Научные статьи, материалы докладов и выступлений:
18.Степанов, П.А. Трудовая политехническая подготовка школьников / П.А.Степанов // Наука – невостребованный потенциал. – Якутск, ЯГУ, 1996. - Т.3.- 0,1 п.л.
19.Степанов, П.А. Эффективный контроль знаний студентов – важнейшее звено в подготовке инженерных кадров / П.А.Степанов, В.В.Макаров // Наука – невостребованный потенциал. – Якутск, ЯГУ, 1996. - Т.3. – 0,1 п.л.
20.Степанов, П.А. Принцип соединения обучения с производительным трудом в школах республики (1917-30 г.г) / П.А.Степанов // Народное образование Якутии. - Якутск, БИЧИК, 1996. - № 2. – 0,2 п.л.
21.Степанов, П.А. Политехническая трудовая подготовка учащихся / П.А.Степанов // Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов “Молодежь и наука РС(Я)”. – Якутск, ЯГУ, 1996. - Ч.3. - 0,1 п.л.
22.Степанов, П.А. Об интеграции содержания профессионального образования / П.А.Степанов, Т.Т. Саввинов // Проблемы обеспечения трудовой занятости малочисленных народов Севера в условиях перехода к рыночной экономике. – Якутск, ЯГУ, 1997. – 0,2 п.л.
23.Степанов, П.А. Трудовая политехническая направленность подготовки учащихся / П.А. Степанов, Т.Т. Саввинов // Проблемы обеспечения трудовой занятости малочисленных народов Севера в условиях перехода к рыночной экономике. – Якутск, ЯГУ, 1997. – 0,2 п.л.
24.Степанов, П.А. Интеграция профессионального образования в Республике Саха (Якутия) / П.А.Степанов // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования: методологический аспект. – Якутск, ЯГУ, 1997. – 0,2 п.л.
25.Степанов, П.А. Организация и проведение педагогической практики студентов индустриально-педагогического факультета / П.А.Степанов // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования: методологический аспект. – Якутск, ЯГУ, 1997. – 0,1 п.л.
26.Степанов, П.А. Трудовая политехническая направленность подготовки учащихся / П.А.Степанов, Т.Т. Саввинов // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования: методологический аспект. – Якутск, ЯГУ, 1997. – 0,1 п.л.
27.Степанов, П.А. Эффективный контроль знаний студентов / П.А.Степанов, В.В.Макаров // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования: методологический аспект. – Якутск, ЯГУ, 1997. – 0,2 п.л.
28.Степанов, П.А. Средства информации и информационная среда / П.А.Степанов, И.В.Власов, Е.А.Барахсанова // Совершенствование профессионально-педагогического образования: информационно-технологические аспекты. Якутск, ЯГУ, 1999. – 0,1 п.л.
29.Степанов, П.А. Педагогические условия использования технических средств обучения / П.А.Степанов, П.Д.Стрекаловский // Совершенствование профессионально-педагогического образования: информационно-технологические аспекты. – Якутск, ЯГУ, 1999. – 0,2 п.л.
30.Степанов, П.А. Проектирование новой специальности / П.А.Степанов, Н.Н.Романов // Совершенствование профессионально-педагогического образования: информационно-технологические аспекты. - Якутск, ЯГУ, 1999. – 0,3 п.л.
31.Степанов, П.А. Разработка стандарта специальности «Технология и дизайн» / П.А.Степанов // Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания. (Материалы республиканской научно-практической конференции 12 июня 2000 г.). - Якутск, БИЧИК, 2000. – 0,2 п.л.
32.Степанов, П.А. Роль тестового и «классического» методов контроля знаний студентов в формировании профессиональных качеств специалистов / П.А.Степанов, В.В.Макаров, А.С.Платонов // Проблемы формирования личности в современном ВУЗе. – Якутск, ЯГУ, 2001.- 0,2 п.л.
33.Степанов, П.А. Управление развитием профессионального образования в регионе (международная конференция в Риме) / П.А.Степанов // Успехи современного естествознания. - М.: 2004. - №1. - С. 0,3 п.л.
34.Степанов, П.А. Научно-теоретические основы управления профессиональным образованием региона в условиях рыночной экономики (на примере Северо-Восточного региона РФ) / П.А.Степанов // Философско-исторические основы общего образования в России (Материалы всероссийской конференции 3-4 октября 2002 г.). - М.: 2002. – 0,3 п.л.
35.Степанов, П.А. Социально-экономические основы управления развитием профессионального образования в регионе / П.А.Степанов // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма. (Материалы научно-практической конференции НОУ «Высшая школа социально-управленческого консалтинга»). - М.: 2002. - №5. – 0,2 п.л.
36.Степанов, П.А. О необходимости перехода к единым федеральным экзаменам в вузе / П.А.Степанов, В.В.Макаров // Качество высшего профессионального образования: проблемы, задачи, перспективы в контексте модернизации образования. – Якутск, ЯГУ, 2003. – 0,1 п.л.
37.Степанов, П.А. Организационно-управленческие аспекты развития системы профессионального образования в условиях социально-экономической ситуации северо-восточного региона / П.А.Степанов // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма. (Материалы научно-практической конференции НОУ «Высшая школа социально-управленческого консалтинга»). - М.: 2003. - №6. – 0,2 п.л.
38.Степанов, П.А. Моделирование взаимосвязанности экономики, технологий в образовании / П.А.Степанов, Н.Н.Романов // Комплексная оценка вуза как мониторинг системы качества образования и воспитания. – Якутск, ЯГУ, 2005. - 0,1 п.л.
39.Степанов, П.А. Единство составляющих поиска способов жизнедеятельности / П.А.Степанов, В.В.Макаров, Н.Н.Романов // Комплексная оценка вуза как мониторинг системы качества образования и воспитания. – Якутск, ЯГУ, 2005. - 0,2 п.л.
40.Степанов, П.А. Возможности моделирования студентами теоретических знаний / П.А.Степанов, В.В.Макаров, Н.Н.Романов // Университет 21 века: достижения, перспективы, стратегия развития: Материалы межвузовской научно-практической конференции посвященной 50-летию Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. 2-3 февраля 2006 г. – Якутск, ЯГУ, 2006. - 0,2 п.л.
41.Степанов, П.А. Дифференциация технологического обучения учащихся коренных малочисленных народов Севера / П.А.Степанов, В.В.Макаров, Н.Н.Романов // Образование и глобализация (Вторая Байкальская международная конференция.) Часть 2. - Улан-Удэ, БГУ, 2006. - 0,3 п.л.
42.Степанов, П.А. Аспекты подготовки рабочих кадров: выбор в эпоху глобализации / П.А.Степанов, А.А.Борисов, А.Д.Захаров, В.В.Макаров // Образование и глобализация (Вторая Байкальская международная конференция.) Часть 2. - Улан-Удэ, БГУ, 2006. – 0,3 п.л.
43.Степанов, П.А. Мониторинг профессиональной подготовки кадров на рынке образовательных услуг / П.А.Степанов // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». - 2004. - №4. – 0,3 п.л.