- Управление конфликтами в образовательном учреждении является открытой, сложной, нелинейной, динамической системой и требует синергетического обоснования методологических основ. В диссипативной образовательной среде в специально организованных условиях может возникнуть вполне определенный набор структур, определяемых свойствами самой образовательной среды. Управление образовательным процессом при этом направлено на то, чтобы возникли не любые возможные, а заданные структуры. В системе управления конфликтами возможно применение механизмов надежного и гибкого реагирования на флуктуационные возмущения среды в виде соответствующих управляющих воздействий, позволяющих системе либо оставаться на своем аттракторе и сохранять в целом тип поведения, свойственный на данном этапе системе, либо изменить тенденции системы (в случае если воздействие эффективно для учебно-воспитательной работы образовательного учреждения) при переводе состояния системы в область притяжения другого аттрактора. Причем достаточно «возбудить» посредством управленческих воздействий действие внутренних тенденций, и система сама создаст необходимую структуру.
- Избежать бифуркационной стратегии развития образовательного учреждения позволяют педагогические законы гуманизации и личностноориентированного подхода при принятии управленческих решений в конфликтной ситуации. Поэтому педагогическое управление конфликтами в образовательном учреждении можно обозначить как целенаправленный субъект-субъектный процесс развития и конструктивного изменения межличностных отношений участников конфликтного взаимодействия средствами и приемами учебно-воспитательного характера. Сущность педагогического управления конфликтами в школьном коллективе заключается в преодолении имеющихся противоречий и формировании у субъектов конструктивных умений координировать и регулировать развитие конфликтной ситуации на основе научно обоснованной технологии педагогического управления конфликтами.
- Подготовка и реализация социальных и воспитательных проектов в рамках педагогического управления конфликтами должна опираться на принципы, которые условно разделяются на две относительно самостоятельные группы: фундаментальные принципы системности и синергетизма, касающиеся прежде всего вопросов структуры и организации исследовательской работы по проблеме синергетического подхода в педагогике управления, и принципы прикладного характера, адресованные к технологии и процессуальным особенностям управления конфликтами в учебно-воспитательном процессе школы (принцип коммуникативности, принцип структурности и иерархичности, принцип развития через самоорганизацию, принцип педагогического моделирования синергетических объектов и процессов образования и развития личности, принцип диалогичности, ситуационный и событийный принципы).
- Модель педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении состоит из ряда этапов: построение ориентировочной основы деятельности педагогического управления конфликтами, программно-целевой этап реализации педагогического управления конфликтами, исполнительный этап реализации разработанной антиконфликтной программы, контрольно-оценочный этап, осуществляемый на каждом из этапов действующей модели, а также позволяющий осуществить аналитическую работу по сличению задаваемых программным блоком целей управленческой деятельности и конечными результатами, или структурно-аналитический этап модели.
- Система управления в образовании, учитывающая изменения в подходах и принципах, технологиях управления в условиях непредсказуемости флуктуативных воздействий внешней среды, должна «уходить» от практики «устранения узких мест» и введения отдельных, локальных, мероприятий к долговременной антиконфликтной стратегии в образовании, основанной на использовании специально разработанной технологии. Технология педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении представляет собой совокупность внешних и внутренних действий педагога и учащихся, направленных на последовательное осуществление этапов педагогического управления конфликтами в их объективной зависимости, где важную роль играет личность педагога. Она включает в себя реализацию нескольких этапов. На научно-теоретическом этапе технологии педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении происходит: проблемно-ориентированный анализ результатов образовательной деятельности, формирование системы целей антиконфликтной деятельности, разработка комплекса мероприятий антиконфликтной деятельности, распределение полномочий, проектирование структуры управления конфликтами на территории образовательного учреждения, координация мероприятий. На процедурном этапе технологии педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении она включает в себя: анализ конфликтной ситуации; выбор способа управления конфликтами; организация деятельности по управлению конфликтами; координацию и контроль деятельности по управлению конфликтами; рефлексию. Каждый из шагов процедурного этапа технологии предполагает функционирование какого-либо из компонентов технологии педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении: когнитивного (обеспечение целостного представления о педагогической деятельности), коммуникативного (установление различных коммуникативных связей между его участниками на основе процесса постоянного взаимодействия и обмена информацией), дидактического (подбор форм и методов обучения и воспитания в соответствии с возникшей конфликтной ситуацией), организационно-деятельностного (воспитание у учащихся необходимых нравственных качеств, формирование определенной личностной позиции и антиконфликтной направленности) и аналитико-рефлексивного (анализ и рефлексия процесса педагогического управления конфликтами, субъектно-объектных отношений, возникающих затруднений и т.д.).
- Поставленные в определенные временные и ресурсные рамки, ограничения в учебном плане содержательного и структурного характера образовательные учреждения нуждаются в поддержке со стороны муниципалитета, что требует внедрения программы реализации антиконфликтой деятельности на уровне муниципалитета «Педагогические управление конфликтами (этап организации)». Данная программа позволяет определить исходную позицию деятельности каждого члена коллектива школы, окончательный результат деятельности, предполагаемое время, необходимое для достижения результатов, улучшение существующих условий.
- Немаловажной со стороны муниципалитета работой является реализация комплексной программы по развитию конфликтологической компетентности педагогов, которая позволяет активизировать функции данной компетенции в социальной, коммуникативной, личностной, индивидуальной, специальной, экстремальной и управленческой компетентностях педагога.
- Эффективность реализации технологии педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении зависит от характера отношения учащихся к такого рода деятельности. Для этого в образовательном учреждении должны быть созданы определенные педагогические условия, а именно: - аксиологические (ценностное отношение к свободе деятельности в системе «учитель-ученик» (критерием и механизмом свободы данных субъектов является нравственная необходимость) и в плоскости самоотношения ученика к собственному делу, к собственной личности (ориентация на нравственные и духовные нормы)); - общеметодологические (реализация в образовательном процессе общепедагогических методологических подходов гуманистического характера: культурологического, личностно-деятельностного, диалогического и индивидуально-творческого);- психологические (формирование мотивации учебной деятельности, основанной на потребности к творчеству, самоответственности, инициативе и самостоятельности; диалогические методы взаимодействия и педагогического управления в образовательном учреждении; установление доверительных отношений между педагогом и учащимися);- инновационно-педагогические (условия создания, использования и распространения педагогических новшеств);- управленческо-педагогические условия (характер педагогического руководства, авторитет педагога (формальный, неформальный), профессиональная позиция и профессиональная культура педагога).
- Эффективность проводимой работы возможно оценивать по динамике показателей готовности учеников к конструктивному разрешению конфликтов, а также по уровню успеваемости учащихся в целом. Уровень сформированности показателей мотивационно-ценностного, интеллектуально-познавательного, действенно-практического и эмоционально-волевого компонентов готовности учащихся школы к конструктивному разрешению конфликтов может быть высоким, достаточным, посредственным и низким.
1. Учадзе, С. С.: Конфликты в образовательной среде: педагогические основы преодоления [Текст] / С.С. Учадзе / Научные исследования: информация, анализ, прогноз: Монография / [Н.В. Валуйский, Ю.П.Ветров, С.О.Гаврилов и др.]; под общ. Ред. проф. О.И.Кирикова. – Книга 16. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 29,94/1,44 п.л.
2. Учадзе, С. С. Научно-педагогические аспекты управления конфликтами в образовательной среде [Текст] / С.С. Учадзе / Научные исследования: информация, анализ, прогноз: Монография / [Н.В. Валуйский, Ю.П.Ветров, С.О.Гаврилов и др.]; под общ. Ред. проф. О.И.Кирикова. – Книга 20. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 21,36/1,0 п.л.
3. Учадзе, С. С. Теория и методология педагогического управления конфликтами в муниципальном образовательном учреждении : Монография. [Текст] / С.С. Учадзе – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2009. – 15,06 п.л.
4. Учадзе, С. С. Педагогическое управление конфликтами в образовательном учреждении : Монография. [Текст] / С.С. Учадзе – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2010. – 24,0 п.л.
Научные статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК РФ:
5.Учадзе, С. С. Системно-синергетические основы теории педагогического управления [Текст] / С.С. Учадзе // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2005. - № 4. – 0,5 п.л.
6.Учадзе, С. С. Научные детерминанты разработки теории педагогического управления конфликтами в муниципальном образовательном учреждении [Текст] / С.С. Учадзе // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2005. - № 4. – 0,5 п.л.
7. Учадзе, С. С. Психологические основания моделирования педагогических систем [Текст] / С.С. Учадзе, Ю.П. Ветров. // Вестник Университета РАО. – 2008. - №5. – 0,7 п.л.
8. Учадзе С.С. Двойственная природа психодуховного кризиса личности [Текст] / С.С. Учадзе. // Вестник Университета РАО. – 2008. - №4. – 0,6 п.л.
9. Учадзе, С. С. Психологические особенности административных отношений на территории муниципального учреждения [Текст] / С.С. Учадзе. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2009. - №2. – 0,5 п.л.
10. Учадзе, С. С. Специфика профессиональной деятельности управленца: структурно-содержательный анализ [Текст] / С.С. Учадзе. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2009. - №2. – 0,5 п.л.
11. Учадзе С.С. Концепция синергетического воздействия как основа теории управления конфликтами в образовательных системах [Текст] / С.С. Учадзе // Гуманизация образования. – 2009. - №. 4 – 0,5 п.л.
12. Учадзе С.С. Теоретико-методологические аспекты исследования управления конфликтами [Текст] / С.С. Учадзе // Гуманизация образования. – 2009. - № 5. – 0,4 п.л.
Научные статьи, доклады, тезисы
13. Учадзе, С. С. Теории педагогического управления конфликтами [Текст] / С.С. Учадзе // Россия на рубеже тысячелетий: Итоги и проблемы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Армавир, 2000. – 0,2 п.л.
14. Учадзе, С. С. Синергетические основы управления в образовательных системах [Текст] / С.С. Учадзе // Теория и практика межпредметных связей в системе образования: Межвузовский сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ. 2003. – 0,25 п.л.
15. Учадзе, С. С. Системно-синергетический подход как основа теории управления конфликтами в образовательной среде школы [Текст] / С.С. Учадзе // Теория и практика межпредметных связей в системе образования: Межвузовский сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ. 2003. – 0,25 п.л.
16. Учадзе, С. С. Подготовка педагогических кадров к реализации технологии педагогического управления конфликтами в муниципальном образовательном учреждении [Текст] / С.С. Учадзе // Художественно-эстетическая подготовка будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования: Материалы международной научно-практической конференции (7-9 апреля 2004 года) в 3-х частях. Часть 1. – Липецк: НИЦ ЛГПУ. – 2004. - 0,22 п.л.
17. Учадзе, С. С. Антиконфликтная деятельность на территории муниципального образовательного учреждения [Текст] / С.С. Учадзе // Вопросы воспитания: теория и практика (выпуск 12): Сборник материалов для учителей, преподавателей вузов, студентов по изучению курса педагогики, методики воспитательной работы, основ педагогического мастерства.- Пятигорск: ПГЛУ, 2004.- 0,2 п.л.
18. Учадзе, С. С. Личностно-ориентированное обучение как фактор оптимизации образовательного пространства школы [Текст] / С.С. Учадзе // Современные технологии обучения «СТО-2004» / Сборник материалов X Международной конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. электротехнического ун-та, 2004. – 0,2 п.л.
19. Учадзе, С. С. К вопросу об управлении воспитательной системой школы [Текст] / С.С. Учадзе // Проблема современного образования в школе и вузе: Сборник материалов международной конференции.- Ульяновск: УлГПУ, 2004. - 0,22 п.л.
20. Учадзе, С. С. Методологические аспекты педагогического управления конфликтами в образовательной среде [Текст] / С.С. Учадзе // Образование через науку: Тезисы докладов Международной конференции. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 0,2 п.л.
21. Учадзе, С. С. Научные детерминанты разработки педагогической теории управления [Текст] / С.С. Учадзе // Актуальные проблемы науки в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 3. Том 1. – Пенза – Кузнецк, 2005. – 0,36 п.л.
22. Учадзе, С. С. Модель педагогического управления конфликтами в муниципальном образовательном учреждении [Текст] / С.С. Учадзе // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Ч.4 / Отв. ред. Н.Н.Болдырев. – Тамбов: Першина, 2005. – 0,22 п.л.
23. Учадзе, С. С. Оптимизация управления муниципальным образовательным пространством [Текст] / С.С. Учадзе // Эффективность образования в условиях его модернизации: Материалы Международной научно-практической конференции, 26 – 28 апреля 2005 года, г. Новосибирск. В 3 частях. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – Часть 3. – 0,51 п.л.
24. Учадзе, С. С. Понятие педагогического управления в современном менеджменте [Текст] / С.С. Учадзе // Материалы Международной научно-практической конференции. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. – Ч. 1. – 0,5 п.л.
25. Учадзе, С. С. К вопросу об антиконфликтной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / С.С. Учадзе // Педагогика и жизнь: Международный сборник научных трудов / под общ. ред. О.И. Кирикова. – Вып.3. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 0,5 п.л.
26. Учадзе, С. С. Конфликтологическая компетентность личности: пути формирования [Текст] / С.С. Учадзе // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» 8-10 октября 2008 г. – Кисловодск: Изд-во «Тьютор». – 0,3 п.л.
27. Учадзе, С. С. Принципы педагогического управления конфликтами в муниципальном образовательном учреждении [Текст] / С.С. Учадзе // Человек и общество: на рубеже тысячелетий : международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск XLI. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 0,5 п.л.
28. Учадзе, С. С. Этапы проектирования педагогического управления конфликтами в муниципальном образовательном учреждении [Текст] / С.С. Учадзе // Известия ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - №1. – 0,24 п.л.
29. Учадзе, С. С. Кризис образования в современном мире: плюсы и минусы [Текст] / С.С. Учадзе // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы гуманитарных, технических и естественных наук». – Георгиевск, 2009. – 0,2 п.л.
30. Учадзе, С. С. Системно-синергетический подход к управлению образованием: постановка проблемы [Текст] / С.С. Учадзе // «Актуальные проблемы науки и образования»: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2009. – 0,3 п.л.
31. Учадзе, С. С. Проблемы организации педагогического менеджмента в социальных системах сборник статей XVII Международной научно-методической конференции. // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сборник статей XVII Международной научно-методической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. - 0,3 п.л.
32. Учадзе, С. С. Синергетическое управление образовательными системами сборник статей XVII Международной научно-методической конференции.// Философия отечественного образования: история и современность. Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции: МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009. – 0,3 п.л.