- Качество образования - это способность образовательной системы (национальной, региональной, муниципальной или институциональной) удовлетворять установленным и прогнозируемым потребностям государства и общества в эффективном и всестороннем развитии человека, обеспечивать условия для самореализации человека в учебной, профессиональной и бытовой деятельности. Качество образования включает четыре составляющих: качество образования как системы, качество образования как процесса, качество образования как ценности, качество образования как результата.
- Оптимальным вариантом управления качеством образования в региональной образовательной системе является интегративно-целевое управление. Интегративно-целевое управление качеством образования позволяет выстраивать перспективы развития единого регионального образовательного пространства на основе постановки целей, реализации технологических схем их достижения, а также интеграции усилий различных субъектов управления и ресурсов для обеспечения заданного уровня качества образования.
- Концепция интегративно-целевого управления качеством образования в региональной образовательной системе раскрывает сущность и содержание процесса скоординированных и целенаправленных воздействий субъектов управления на различные объекты региональной образовательной системы для установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества образования, удовлетворяющего интересам и потребностям государства и общества в плане эффективного и всестороннего развития человека.
- Логико-содержательная модель интегративно-целевого управления качеством образования позволяет существенно повысить результативность образовательных систем и эффективность образовательного процесса в регионе.
- Технология интегративно-целевого управления качеством образования в регионе обеспечивает достижение конкурентного или высокого уровня качества каждой образовательной системой.
- Повышению эффективности применения технологии интегративно-целевого управления качеством образования в региональной образовательной системе способствует комплекс педагогических условий, включающий: 1) создание в регионе специализированного центра управления качеством образования, в котором оказывается педагогическое содействие социализации, развитию и образованию членов общества; 2) построение процесса управления качеством образования на основе принципов TQM, органично сочетающихся со стратегическими целями развития региона; 3) внедрение в процесс управления инновационных методов, обеспечивающих непрерывные количественные и качественные изменения характеристик качества образования.
1. Шапоренкова, Г.А. Управление качеством учебно-воспитательного процесса [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Воспитание школьников, 2008. – №1.
2. Шапоренкова, Г.А. Эффективность региональных и муниципальных систем образо-вания в условиях их инновационного развития [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Профессио-нальное образование. Столица, 2009. – №3.
3. Шапоренкова, Г.А. Тенденции совершенствования региональной системы управле-ния качеством образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Вестник Челябинского государ-ственного педагогического университета. – 2009. – № 1. – С. 214–229.
4. Шапоренкова, Г.А. Модели управления образовательными системами в контексте со-временных требований к качеству образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Вестник Челя-бинского государственного педагогического университета. – 2009. – №2. – С. 249–257.
5. Шапоренкова, Г.А. Инновационные преобразования в региональных и муниципальных системах образования [Текст ] / Г.А. Шапоренкова // Профессиональное образование. – 2009. – № 8.
6. Шапоренкова, Г.А. Концепция проектирования многоуровневой интеграционно-целевой системы управления качеством образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Выс-шее образование сегодня. – 2010. – №1.
7. Шапоренкова, Г.А. Концептуальные основы и направления совершенствования региональной интеграционно-целевой системы управления качеством образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Вестник Московского университета МВД России. – 2009. – №12.
Монографии
8. Шапоренкова, Г.А. Обеспечение качества образовательной деятельности в системе повышения квалификации работников образования [Текст] / В.И. Воротилов, В.А. Исаев, Г.А. Шапоренкова. – СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, 2006. – 104 с.
9. Шапоренкова, Г.А. Системный подход к обучению специалистов органов управления образованием в рамках повышения квалификации [Текст] / Г.А. Шапоренкова. – СПб.: Изд-во «Миралл», 2006. – 80 с.
10. Шапоренкова, Г.А. Концептуальные основы и направления совершенствования ре-гиональной системы менеджмента образования. [Текст] / Г.А. Шапроренкова. – Салехард: ИПКРО, 2007. – 48 с.
11. Шапоренкова, Г.А. Теоретико-методологический и практико-ориенти-рованный анализ проблем управления качеством в сфере образования. [Текст] / Г.А.Шапоренкова // Салехард : ИПКРО , 2007. – 108 с.
12. Шапоренкова, Г.А. Технология пректирования региональной системы менеджмента качества образования.[Текст] / Г.А.Шапоренкова. – Салехард: изд-во ИПКРО, 2008. – 107 с.
13. Шапоренкова, Г.А. Региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения [Текст] / В.П. Панасюк, Г.А. Шапоренкова, Г.В. Головичер. – СПб.: изд-во ЯНОИПКРО, 2007. – 181 с.
Научные статьи, методические рекомендации, учебные пособия
14. Шапоренкова, Г.А. Аналитическая деятельность органов управления образованием в современных условиях [Текст] / Г.А. Шапоренкова, Р.М. Баскаев. – Салехард: изд-во ЯНОИПКРО, 2005. – 37 с.
15. Шапоренкова, Г.А. Повышать качество гуманитарного образования [Текст] / Г.А.Шапоренкова // Сборник статей. – М.: ИОО МО РФ, 2003.
16. Шапоренкова, Г.А. Культурологические аспекты качества дополнительного педаго-гического образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Научный вестник. – Салехард, 2003. – № 5. – С. 3–8.
17. Шапоренкова, Г.А. Квалитативная подготовка руководителей образовательных учреждений как условие внедрения системных методов управления качеством образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова, В.И. Воротилов // Личность, общество и образование в совре-менной социокультурной ситуации: межвуз. сб. науч. тр. – СПб.: ЛОИРО, 2004. – С. 20–25.
18. Шапоренкова, Г.А. Квалитативная подготовка руководящих кадров сферы образо-вания [Текст] / Г.А. Шапоренкова, В.И. Воротилов // Вестник ЛОИРО. – СПб.: ЛОИРО, 2004. – С. 30–33.
19. Шапоренкова, Г.А. К проблеме этнического фактора в мировой культуре и литера-туре конца ХХ - начале ХХI века [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Ямал: традиции, современ-ность, будущее: матер. окружного науч.-практ. семинара. – Салехард: ИПКРО, 2005. – С. 3–11.
20. Шапоренкова, Г.А. В режиме инновационного развития [Текст] / Г.А. Шапоренкова, Р.М. Баскаев // Учитель. – М., 2005. – С. 25–29.
21. Шапоренкова, Г.А. Управление современной школой [Текст] / Г.А. Шапоренкова, А.Я. Сапунов // Педагогическая мастерская. – М., 2005. – № 5. – С. 11–15.
22. Шапоренкова, Г.А. Управление образованием на региональном уровне: рамочные условия и ограничения [Текст] / Г.А. Шапоренкова, Р.М. Баскаев // Педагогическая мастер-ская. – М., 2005. – № 6. – С. 2–5.
23. Шапоренкова, Г.А. Система качества образования в педагогике [Текст] / Г.А. Ша-поренкова // Педагогические науки. – М., 2006. – № 2. – С. 13–17.
24. Шапоренкова, Г.А. Управляющий совет школы. Региональный опыт [Текст] / Г.А. Шапоренкова, Ю.В. Каракозов // Педагогические науки. – М., 2006. – № 3. – С. 72–77.
25. Шапоренкова, Г.А. Здоровьесбережение в системной организации качественного образования [Текст] / Г.А.Шапоренкова, С.А. Лисицын, Г.Е. Гун // Здоровье и образование: матер. III науч.-прак. межвуз. конф. – СПб.: ЛОИРО, 2006. – С. 112–118.
26. Шапоренкова, Г.А. Анализ основных подходов к определению качества образова-ния [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Проблемы качества образования в системе повышения квалификации: сборник научных статей. – Салехард: ИПКРО, 2006. – С. 3–8.
27. Шапоренкова, Г.А. Подготовка руководителей образовательных учреждений как условие внедрения системных методов управления качеством образования [Текст] / Г.А.Шапоренкова // Научное обеспечение системы повышения квалификации педагогиче-ских кадров: сборник научных статей. – Салехард: ИПКРО, 2006. – С. 3–5.
28. Шапоренкова, Г.А. Профильное обучение – путь к открытости образовательной си-стемы [Текст] / Г.А. Шапоренкова, А.Я. Сапунов // Педагогическая мастерская. – М., 2006. – № 4. – С. 4–8.
29. Шапоренкова, Г.А. Управление качеством образования на муниципальном уровне [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Теория и практика дополнительного образования. – М., 2006. – № 3. – С. 52–56.
30. Шапоренкова Г.А. Концептуальные основы процессно-ориенти-рованной регио-нальной системы управления качеством образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова, В.П. Пана-сюк // Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития: матер. междун. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова. – СПб.: изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – Т. 5. – С. 279–282.
31. Шапоренкова, Г.А. Предметный принцип уходит в прошлое [Текст] / Г.А. Шапо-ренкова // Инновации в образовании: сбор. науч. статей. – Салехард: ИПКРО, 2008. – С. 7–9.
32. Шапоренкова, Г.А. К вопросу об изменении отношения к системе подготовки педа-гогических кадров [Текст] / Г.А. Шапоренкова, Р.М. Баскаев // Инновации в образовании: сборник научных статей. – Салехард: ИПКРО, 2008. – С. 100–106.
33. Шапоренкова Г.А. Тенденции управления образовательными системами в контексте современных требований к качеству образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Челябинский гуманитарий: сбор. науч. трудов членов Челяб. отдел. Академии гуманитарных наук. – 2009. – № 1 (7). – С. 106–110.
34. Шапоренкова, Г.А. Модели совершенствования региональной системы управления качеством образования [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Челябинский гуманитарий: сбор. науч. трудов членов Челяб. отдел. Академии гуманитарных наук. – 2009. – № 1 (7). – С. 111–119.
35. Шапоренкова, Г.А. Аудит в системе оценки качества образования . [Текст] / Г.А. Шапоренкова // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации: материалы междун. науч.-практ. конф. – Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. – Ч.1. – С. 211 –222.
36. Шапоренкова, Г.А. Методология оценки эффективности региональных и муници-пальных систем образования в условиях их инновационного развития. [Текст] / Г.А. Шапо-ренкова // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образо-вания в условиях модернизации: материалы междун. науч.-практ. конф. – Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009 . – Ч.2. – С. 118–128.