Научная тема: «ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Информатизация обучения в вузе с использованием технологий управления знаниями может эффективно осуществляться на основе создания корпоративных порталов управления знаниями, процесс проектирования которого включает разработку: архитектуры портала, основанной на мультиагентных технологиях; методологии реализации и алгоритмов функционирования отдельных подсистем; методики проектирования и анализа логической структуры учебного материала как совокупности учебных объектов; модели представления учебных объектов на основе онтологического описания.
  2. Предложенная технология создания и применения корпоративного портала управления знаниями позволяет соотнести сложность и объем учебной информации с возможностями обучаемого, автоматизировать адаптацию процесса обучения к индивидуальным возможностям студента на основе формализации отбора соответствующих учебных объектов и управляющих воздействий. Построение персонализированных программ обучения с использованием корпоративного портала управления знаниями основано на выделении двух типов сущностей: концептов (фрагментов знаний) и учебных объектов (любых доступных ресурсов, которые могут использоваться в учебных целях как самостоятельно, так и совместно с другими ресурсами). В построении индивидуальной программы обучения участвуют три типа агентов: агент обучаемого, агент - построитель программ обучения и поисковый агент.
  3. Использование технологий управления знаниями при реализации электронных образовательных ресурсов позволяет осуществить переход от обучения, управляемого только компьютерной системой, к обучению, управляемому как компьютерной системой, так и обучаемым. Обучаемый становится активным партнером диалога с системой, способным не только отвечать на вопросы системы, но и задавать ей свои вопросы, на которые система либо отвечает сразу, либо за несколько итераций позволяет пользователю получить правильный ответ.
  4. При организации обучения с использованием технологий управления знаниями используется подход, реализующий принципы адаптивного программируемого обучения; позволяющий осуществлять в Intranet/Internet, как оперативный доступ к учебно-методической информации (УМИ), так и интенсивное удаленное интерактивное, в том числе адаптивное, обучение. При этом обработка УМИ, хранение которой осуществляется в базе знаний КПУЗ в виде большого числа фрагментов, имеющих законченное логико-смысловое содержание, с одной стороны, и минимально возможный объем хранения, с другой, должна выполняться на основе объектной модели.
  5. Педагогическая значимость использования систем управления знаниями в процессе обучения может быть оценена на основе педагогической целесообразности и педагогической эффективности их разработки и использования. В целом, педагогическая значимость гарантирует обеспечение (воспроизведение) пределов задаваемых качеств в формировании личности обучаемого. Установление (измерение) педагогической значимости должно быть основано на использовании в разработке систем управления знаниями на основе КПУЗ механизма поэтапного согласования результатов обучения и поставленных целей.
Список опубликованных работ
I. Публикации в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1.Принципы построения интеллектуальных обучающих сред на основе технологий управления знаниями. // Вестник Российского универ-ситета дружбы народов. Серия информатизация образования. / М.: РУДН - 2008, N3. С. 17-22

2. Технологии управления знаниями как базис информатизации обучения в вузе // Вестник Московского университета МВД России. / М.: 2010, N1. С. 51-64

3. Принципы создания образовательных корпоративных порталов управления знаниями // Информатика и образование. / М.: - 2010, N2. С. 114-117

4. Методические основы использования корпоративных образова-тельных порталов управления знаниями для организации адаптивного обуче-ния // Вестник Московского государственного областного университета. / М.: - 2010, N1. С. 169-172

5.Модель образовательной области на основе технологий управле-ния знаниями // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия информатизация образования. / М.: РУДН - 2010, N1. С. 89-94

6. Методология построения и использования корпоративных пор-талов управления знаниями в системе образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия информатизация образования. / М.: РУДН - 2010, N1. С. 52-59

7.Принципы проектирования образовательных порталов управле-ния знаниями. // Вестник Московского государственного областного универ-ситета. / М.: - 2010, N1. С. 156-159

8.Методические основы использования корпоративных порталов управления знаниями для организации адаптивного обучения // Информати-ка и образование. / М.: - 2010, N3. С. 108-110

II. Монографии

9.Информатизация обучения в вузе на основе технологий управления знаний. Монография. // Курск: Из-во КГУ, – 2008. 200 с.

10.Методология проектирования корпоративных порталов управле-ния знаниями для образовательных организаций. Монография. // Курск: Из-во КГУ, – 2009. 190 с.

III. Статьи, тезисы

11.Экспертные системы в обучении. // Тезисы докладов 6 Всерос-сийской конференции "Информатизация образования 98", Курск, КГПУ, 1998. С. 67 68.

12.Некоторые вопросы проектирования экспертных обучающих си-стем // Педагогическая информатика, 1999. №1. С. 26 27

13.Принципы организации диалога в экспертных обучающих системах. // Материалы 10 Международной конференции “Применение новых технологий в образовании”, Троицк, 1999. С. 46 47.

14.Особенности организации диалога в экспертных обучающих си-стемах. // Сборник трудов 9 Международной конференции “Информаци-онные технологии в образовании, Москва, 1999. С.163 164

15.Принципы организации диалога в обучающих программах. // "Физико-математические науки и информационные образовательные техно-логии". Сборник статей. Курск, КГПУ, 1999. С. 32 36.

16.Проект стандарта образовательной дисциплины "Информатика". // “Интернет в системе образования”. Сборник материалов научно-практической конференции. Курск, КГПУ, 2001. С. 39 50.

17.Дидактические требования к программным педагогическим средствам дистанционного обучения английскому языку. “Интернет в системе образования”. Сборник материалов научно-практической конференции. Курск, КГПУ, 2001. С. 51 56.

18.Принципы отбора заданий для тестирования по информатике в общеобразовательной школе. // Развитие системы тестирования в России. Тезисы докладов III Всероссийской научно-методической конференции. М.: Центр тестирования МО РФ, 2001. С. 145.

19.Принципы создания системы дистанционного образования на основе мультиагентных технологий. // XIII Международная конференция «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть 5. М.: Просвещение, 2003. С. 87 88.

20.Информационные ресурсы образования. // Электронный учеб-ник. Теория и практика. Межвузовский сборник статей. Курск, КГУ, 2004. С.47 57.

21.К вопросу проектирования интеллектуальных обучающих сис-тем для образовательной области "Технология". // Электронный учебник. Теория и практика. Межвузовский сборник статей. Курск, КГУ, 2004. С.108 112.

22.Интеллектуальная программа-тренажер для изучения архитекту-ры компьютера. // Информатизация сельской школы. Труды II Всероссийско-го научно-методического симпозиума. М.: МГОПУ, 2004. С. 215-218.

23.Обучающие системы на основе мультиагентных технологий. // Информатизация сельской школы (Инфосельш-2005) Труды III Всероссий-ского научно-методического симпозиума - Анапа. М.; Типография ФГУП «ПИК Винити», 2005. С. 225-229.

24.Некоторые аспекты индивидуализации обучения в интеллекту-альных обучающих системах. // Информатизация сельской школы. Труды II Всероссийского научно-методического симпозиума. М.: МГОПУ, 2004. С. 266-269.

25.IDEF0 в моделировании бизнес-процессов управления качеством образования в вузе. // Деятельность университета по подготовке конкурентоспособных кадров, обеспечению качества жизни в регионе, развитию его духовно-нравственной среды: сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников Курского государственного университета/ отв. ред. А.Н. Худин – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та , 2007. – 279 с. с.9 - 14.

26.Проблема реализации развивающего личностно ориентированного потенциала информационно-коммуникационных технологий. // Инновации в непрерывном профессиональном образовании конкурентоспособных кадров: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Курск 23-24 октября 2007г.). – Курск: Изд-во КГУ, 2007 . – Ч . I . – 284с. с.133-138).

27.Архитектура обучающей системы на основе мультиагентных технологий. // Сборник трудов международной научно-практической конфе-ренции «Информатизация образования – 2005». – Елец: Елецкий ГУ, 2005. – с. 304 – 307.

28.Возможности применения информационной обучающей среды для обучения студентов гуманитарных специальностей // Сборник трудов международной научно-практической конференции «Информатизация обра-зования – 2005». – Елец: Елецкий ГУ, 2005. – с. 302-304.

29.Модель представления учебного материала в интеллектуальных обучающих системах. // Известия Курского государственного технического университета. / Курск: КурскГТУ - 2008, N3. с. 55-60.

30.Основы проектирования интеллектуальных информационных обучающих сред. // Информационная образовательная среда. Теория и прак-тика: Бюллетень. Вып.2. – М.:ИСМО РАО, 2007. с. 41-48

31.Информатизация вузовского образования на основе технологий управления знаниями. // Информационные технологии в образовании: Бюллетень. Вып.№3. – М.:ИСМО РАО, 2009. с. 119-133

32.Применение технологий управления знаниями при разработке интеллектуальных обучающих сред. // Вестник Московского городского пе-дагогического университета. / М.: МГПУ - 2008, N1. с. 77-83

33.Информатизация современного профессионального образования на основе технологий управления знаниями. // Психолого-педагогический поиск. / Рязань: РГУ им. С.А. Есенина - 2009, N3. с. 47-56

34.Информатизация профессионального образования как фактор повышения качества подготовки специалистов // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «От качества образования – к качеству жизни». – Старый Оскол: ТНТ, 2009. – Т.1. – с. 270-277