Научная тема: «ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.01; 13.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Происходящие в настоящее время преобразования, направленные на преодоление репрезентативных способов мышления, на снижение нагрузок на рациональную сферу и повышение значимости развития интеллектуально-эмоциональной сферы, совокупности нравственных отношений к миру, требуют принципиально новой парадигмы образования, оценке уровня профессионального мастерства специалистов социально-культурной деятельности. Сбалансированность условий и факторов профессионального роста специалистов социально-культурной деятельности обеспечивает непрерывное социально-культурное образование на основе программно-целевого подхода к структурированию и систематизации планирования, регулирования, прогнозирования желаемых результатов, продуктивного использования управляемых элементов качества. Поэтому следует переходить от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь» на основе программно-целевого подхода.
  2. Программно-целевой подход к формированию профессионального мастерства личности специалиста, выступающий базовым инструментом реализации инновационных проектов в области непрерывного социально-культурного образования, представляет собой научно обоснованную систему педагогических действий, которая обеспечивает поэтапное достижение прогнозируемой цели на основе организации непрерывного процесса как целостного процесса общего и профессионального развития личности, продвижения его по «дереву целей» и осуществления постоянной мониторинговой экспертизы качества образования и роста профессионального мастерства.
  3. Авторская научная концепция программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства личности специалиста базируется на а) представлении об образовательной системе как совокупности сложных процессов, для управления которыми необходимы такие условия, как целевая ориентация; опора на принципы целостности; продуктивного планирования; целевого распределения наличных ресурсов; осуществления регулярной обратной связи, обеспечивающей своевременную корректировку педагогических усилий, их интенсивности и содержания; б) методологических положениях о единстве общего и профессионального развития личности специалиста.
  4. Структура программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства личности специалиста в условиях непрерывного образования многокомпонентна и включает такие составляющие, как научно обоснованное прогнозирование результатов внедрения программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности; постоянная мониторинговая экспертиза качества его реализации; учет реальных ресурсов и возможностей данного учебного учреждения или образовательной структуры (кадровый состав педагогического коллектива, контингент учащихся, материально-техническая база, возможности для ее обновления и др.); горизонтальная и вертикальная диверсификация непрерывного образования; подключение механизмов повышения престижа профессии за счет внедрения государственного социального заказа через конкурсные механизмы как для государственных учреждений и организаций, так и для коммерческого сектора.
  5. Оптимизация процесса формирования профессионального мастерства личности специалиста обеспечивается спектральностью, определяющей упорядоченность и взаимосвязь составляющих этого процесса, направлений социально-культурной деятельности, и диверсификации непрерывного образования, которая представляет собой один из эффективных способов преодоления разрыва между идеальным и реальным «профессиональным Я» личности специалиста. Эффективность реализации педагогической модели формирования профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности определяется высоким уровнем организации культурно-образовательной среды в вузе культуры и искусства на основе интеграции общего и социально-культурного профессионального развития специалистов.
  6. Культурно-образовательная среда, в условиях которой активизируется мотивация студентов на постоянный профессиональный рост и возникают условия для повышения уровня овладения профессионально значимыми навыками, создается во взаимодействии следующих направлений: многоуровневая интеграция предметов художественно-эстетического и гуманитарного циклов; разработка системы интегрированных спецкурсов; осуществление преемственности между всеми ступенями образовательной системы; создание условий реализации творческого потенциала студентов, связанного с процессом формирования и развития профессионального мастерства; воспитание духовности в личности специалиста социально-культурной деятельности на основе поддержки становления индивидуальной культуры и ее проявлений в процессе созидательной творческой работы обучения.
  7. Интенсификация процесса формирования профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности в условиях реализации программно-целевого подхода обусловлена осуществлением системного контроля над этим процессом, включающим научный анализ его динамики, выявленных в процессе контроля проблем и «сбоев развития», а также выработку направлений по их эффективной коррекции.
  8. Контроль в программно-целевом подходе обретает особенный творческий характер за счет возникновения в процессе формирования профессионального мастерства полей взаимодействия «профессионал - начинающий специалист», «начинающий специалист - начинающий мастер», в которых активизируются направления по обмену и обобщению профессионального, личного, инновационного опыта, по развитию профессиональной рефлексии, по поиску творческой профессиональной индивидуальности, по повышению теоретического осмысления практического опыта и дальнейшего закрепления его в виде «портфолио исследователя».
  9. Достижению высокого уровня профессионального мастерства содействует опора в культурно-образовательной среде вуза на взаимодействие блоков системы педагогической деятельности по внедрению программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности, а именно: блоки учебно-творческой деятельности; информационно-аналитической деятельности; планово-прогностической деятельности; обратной связи (фит-бек) и коррекции.
  10. Согласование действий субъектов по реализации программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности обеспечивает применение в образовательном процессе различных проектно-гуманитарных технологий, активизирующих у студентов те личностные механизмы, которые обеспечивают восхождение субъекта к высокому уровню профессионального мастерства в социально-культурной деятельности.
Список опубликованных работ
I. Публикации в изданиях, включенных в реестр Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации и НРФ:

1.Кузнецова Т.В. Система дополнительного профессионального образования России в свете Болонского процесса //Вестник МГУКИ. - 2006.- № 2.- С.108-111.

2. Кузнецова Т.В. Механизмы реализации процессного подхода к формированию личности в системе непрерывного социокультурного образования //Вестник Российской академии естественных наук. Общественно-научный журнал. Спец. выпуск.- 2006.- Том. 6.- № 4.- С.215-219.

3.Кузнецова Т.В. Программно-целевой подход как ведущая научная концепция формирования личности в системе непрерывного социально-культурного образования // Вестник МГУКИ.-2008.- №3.- С.157-162.

4. Кузнецова Т.В. Современные подходы к профессиональному формированию личности: постановка проблемы// Образование и общество. -2009.- № 5.- С. 26-30.

5. Кузнецова Т.В. Образовательная среда вуза культуры и искусств как условие для развития мотивации непрерывного образования личности// Вестник МГУКИ.- 2009.-№ 5.- С.108-114.

6. Кузнецова Т.В. Концептуальный подход к непрерывному социально-культурному образованию в вузах культуры и искусств // Вестник МГУКИ.- 2009.- № 6.- С.162-168.

7. Кузнецова Т.В. Интеграция общего и социально-культурного профессионального развития личности в условиях вузов культуры и искусств // Мир науки, культуры, образования.- 2010.- № 1- С.73-81.

8. Кузнецова Т.В. Методология процесса формирования личности в системе непрерывного социально-культурного образования //Вестник МГУКИ.- 2010.- №1. С. 140-145.

9. Кузнецова Т.В. Проектно-гуманитарные технологии реализации программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства в системе непрерывного социально-культурного образования //Образование и общество.- 2010.-№ 1.- С. 112-116.

10. Профессиональная ориентация школьников - приоритетное направление непрерывного социально – культурного образования //Вестник МГУКИ.- 2010.- №1.- С. 145-150.

11. Программно – целевой подход к формированию личности старшеклассников в системе непрерывного образования // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской Академии образования «Институт художественного образования» http://www.art-education.ru//AE-magazine/2010.- № 1.

II. Монографии:

11. Кузнецова Т.В. Теоретико-методологические основания формирования профессионального мастерства личности в процессе непрерывного социально-культурного образования. – М., 2008.- 137с.

12. Кузнецова Т.В. Педагогическая модель профессионального мастерства специалистов социально-культурной сферы на основе программно-целевого подхода. – М.,2009.- 115с.

13. Кузнецова Т.В. Технологии реализации программно-целевого подхода к формированию личности в системе непрерывного социально-культурного образования. – М., 2009. -103с.

III. Другие публикации по теме диссертационного исследования:

14. Кузнецова Т.В. Социокультурная среда как благоприятный фактор развития личности ребенка (тезисы)//Новые пути наук о культуре. Тезисы междунар. науч.-практ. конф. Москва, 27-29 марта 1995. Ч. 1.- М., 1995. - С. 51-52.

15. Кузнецова Т.В. Социализация семьи средствами социально-образовательных систем (тезисы)//Культура России на рубеже столетий.Тезисы докл. междунар. науч.-практ. конф. Москва, 22-23 февраля 1996 г. Вып. I. М., 1996. - С. 122-124.

16. Кузнецова Т.В. О некоторых аспектах осуществления идеи всестороннего развития личности в процессе моделирования социально-образовательной сферы //Духовные ценности и молодое поколение. Тезисы науч.-практ. конф. молодых ученых 25-26 марта 1998 г.- М., 1998. -С.83-85.

17. Кузнецова Т.В. К вопросу о личностно-ориентированном обучении и воспитании. //Человек и духовные ценности: Сб. ст. и мат-лов. – Омск: Сибирский филиал РИК, 1998.- С. 56-59.

18. Кузнецова Т.В. Вечный треугольник: школьник, родитель, социокультурная среда. Противоречивые тенденции взаимодействия //Социально-культурная деятельность: проблемы, перспективы, технологии. Науч.-практ. исслед. Материалы методологического семинара.- М.,- 1999.- С.99-101.

19. Кузнецова Т.В. Практическая психопедагогика //Инновационная образовательная деятельность по переподготовке специалистов социально-культурной сферы. Программа. М.:ИДПО МГУКИ, 1998.- С.117-146. .(в соавторстве с Исаенко В.П)

20. Кузнецова Т.В. Модель функционирования дополнительного профессионального образования// Инновационная образовательная деятельность по переподготовке специалистов социально-культурной сферы. Программа. Часть I.-М.:ИДПО МГУКИ, 1999.- С.36-55. (в соавторстве с Садовской В.С.)

21. Кузнецова Т.В. Социокультурные проекты (Материалы всероссийской конференции «Лидер культуры XXI века»).- М.: ИДПО МГУКИ, 2001.- 98с. (в соавторстве с Садовской В.С.)

22. Кузнецова Т.В. Влияние социокультурной среды на формирование толерантного отношения к детям - инвалидам // Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам средствами социально-культурной деятельности: коллективная монография. М.: МГУКИ, 2003.- Гл.2.- С. 48-97.

23. Кузнецова Т.В. Позиционирование программ дополнительного профессионального образования //Сб. материалов международной научно-практической конференции «Мир культуры - культура мира». - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2005.- С. 139-143. .(в соавторстве с Садовской В.С)

24. Кузнецова Т.В. Обеспечение качества образования как стратегия развития вуза //Вокальное образование начала XXI века. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – М., 2007. - С. 7-13.

25. Кузнецова Т.В. Политика качества в сфере социокультурного образования: тенденции, проблемы, перспективы //Сохранение и развитие социокультурного потенциала региона: материалы междунар. науч.-практ. конф., Орел, 21-23 марта 2007 г. - Орел, 2007.- С. 135-138.

26. Кузнецова Т.В. Проблемы качества в системе образования // Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник. № 13.- М.: МГУКИ, 2007.- С. 46-50.

27. Кузнецова Т.В. Тенденции развития музыкального образования в контексте интеграции в европейское пространство высшего образования //Вокальное образование в начале XXI века: Сборник научных трудов.- М.,-2008, стр.78-82.

28. Кузнецова Т.В. Болонские подходы к «образованию в течение всей жизни» //Культура и образование.- М.,2008.- №1. С.56-58.

29. Кузнецова Т.В. Пересечение возможностей или сравнение отдельных элементов образовательных систем России и Китая // Сборник научных статей Второго международного симпозиума « Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: стратегии диалога культур». - Вьетнам, Ханой- Хошимин, 2008. С.230-237.

30. Кузнецова Т.В. Диверсификация непрерывного профессионального социально-культурного образования: понятие, принципы, тенденции //Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сборник научных статей. Часть 2.- М: МГУКИ, 2008.- С.27-38.

31. Кузнецова Т.В. Балльно-рейтинговая система: структура, содержание, методическое обеспечение// Материалы общеуниверситетской учебно-методической конференции МГУКИ «Пути совершенствования учебной работы в университете» 23 апреля 2008 г.- М.,2008.- С.27-36.

32. Кузнецова Т.В. Компетентностный подход в стандартах нового поколения // Сборник научных статей «Качество гуманитарного образования». - М: МГУКИ,2009.- С.125-143.

33. Кузнецова Т.В. К стандартам нового поколения в подготовке вокалистов // Материалы международной научно-практической конференции вокального отделения института музыки МГУКИ.- М., 2009.- С. 5-10.

34. Кузнецова Т.В. Моделирование непрерывного профессионального социально-культурного образования в процессе его диверсификации// Сборник научных статей Третьего международного симпозиума «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: новый «шелковый путь» к культуре без границ». 19-24 мая 2009 г.- Ю.Корея, Сеул-Енгволь.- Сеул, 2009.- С.88-95.

35. Кузнецова Т.В. Профессиональная компетентность профессорско-преподавательского состава как внутренняя гарантия качества образования в вузе культуры и искусств //Художественное образование в культурном пространстве Арктики: Тезисы Международной научно-практической конференции. - Якутск, 2009. - С. 66-69.

36. Кузнецова Т.В. Процессы структурного реформирования социально-культурного образования// Культура и образование.- 2009.- № 2.- С. 58-64.

37. Кузнецова Т.В. Самооценка факультетов как механизм внутренней гарантии качества образования в вузе культуры и искусств // Сборник научных статей «Качество гуманитарного образования». - М: МГУКИ, 2009.- С. 184-190.

38. Кузнецова Т.В. Педагогические выразительные средства реализации инновационных проектов в подсистемах школьного, вузовского и послевузовского непрерывного социально-культурного образования // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научн. ст. – М.: МГУКИ, 2009. – С.71-81.

39. Кузнецова Т.В. Концепция развития Московского государственного университета культуры и искусств на 2007 – 2012 годы. – М., 2007.- 72 с. (Колл. Авт.)