- Осмысление закономерностей моделирования коммуникативного процесса, таких как структура коммуникации, особенности коммуникативных взаимовлияний, ведущие интенции, иллокутивные возможности, роль темы в речевом общении - применительно к методике преподавания литературы - позволяют увидеть и оценить коммуникативный потенциал любой модели урока литературы и учебно-речевой ситуации, а значит наметить условия для оптимального общения.
- В исследовании проблем моделирования урока литературы в качестве ключевых целесообразно выделить следующие аспекты художественной коммуникации: выделение таких доминант произведения, как «автор - герой - образ мира»; акцент на субъектной организации художественного текста; определение «смысловых скважин» (Н.И.Жинкин) и смысловых вех литературного текста; выявление «межтекстовых художественно-коммуникативных связей» (С.А.Зинин). Это делает возможным взаимообогащение читательского опыта и приращение смыслов литературного произведения, позволяет определить актуальное поле смыслов для организации коммуникативного процесса.
- Моделирование возвращает в методику прогностическую функцию изучения предмета: продуктивные методические приемы (как устойчивые структуры) обеспечивают не только эффективную коммуникацию, отражающую специфику художественного текста, но и развитие коммуникативных умений и литературных способностей.
- При изучении основ моделирования урока литературы наиболее целесообразен следующий путь: 1) от осмысления специфики учебной деятельности на уроке литературы - 2) к освоению элементов теории речевой деятельности, - 3) к методике, суть которой - моделирование как метод исследования и способ обучения - 4) к творческим заданиям по литературе и методическим приемам, способствующим активизации речемыслительной деятельности (на основе механизмов речи) - и 5) вновь, на новом уровне, к осмыслению специфики учебной деятельности на уроке литературы.
- Речевое поле урока «стягивается» как целое не только темой, смысловыми доминантами, но и его жанровой спецификой, так, например, рецептивное ожидание - порождение рецептивной установки - включает в себя стилистическое настраивание и жанровую ориентацию восприятия. На уроке литературы можно работать в разных коммуникативных полях, в зависимости от поставленных задач: в поле художественной или учебно-логической коммуникации.
- Речевое поле задаётся литературоведческой моделью художественного текста, моделью его анализа, личностными смыслами читателя, жанром урока и ключевыми методическими приёмами. Возникшее общее языковое поле урока становится контекстом собственного языка выражения у участников коммуникации. Так формируется языковое поле ученика, который путем сотворчества погружается в этот своеобразный диалог.
1.Сомова, Л.А. Коммуникативные особенности моделирования урока литературы : монография / Л.А. Сомова. - Тольятти: ТГУ, 2008. – 300 с. (18.75 п.л..)
2.Сомова, Л.А. Структура коммуникации на учебных занятиях по литературе : монография / Л.А. Сомова. - Тольятти: ТГУ, 2008. – 144 с. (9 п.л..)
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных положений докторской диссертации:
3.Сомова, Л.А. Моделирование общения на уроке литературы / Л.А. Сомова // Известия Самарского центра РАН. – Самара. – 2008. - Вып.6.- С. 63-70. (0.64)
4.Моделирование слова учителя в современной образовательной парадигме / Л.А. Сомова // Преподаватель. – М.:МГПУ. – 2008. - № 2. – С.167-171 (0.5)
5.Сомова, Л.А. Поэма А.Блока «Двенадцать как поле коммуникативных дискурсов / Л.А. Сомова // Известия Самарского центра РАН. – Самара. – 2008. - Вып.8.- 131-137. (0.7 п.л.)
6.Сомова, Л.А. На песенной волне А. Ширяевца / Л.А. Сомова // Русская речь. - 2007. - № 6. – С. 17-21. (0.3.п.л.)
7.Сомова, Л.А. Урок литературы в аспекте дискурсивных практик / Л.А. Сомова // Известия Самарского центра РАН. – Самара. – 2008. - Вып.8. – С.124-131. (0.55 п.л.)
8. Сомова, Л.А. Размышления над черновым вариантом поэмы А. Блока «Двенадцать» на уроке литературы / Л.А. Сомова // Литература в школе. -2008. - № 9. – С. 48 (0.1 п.л.)
9. Сомова, Л.А. Модель порождения текста урока литературы / Л.А. Сомова // Наука и школа. - Москва: МГПУ. – 2009 - № 4. – С.26-29 (0.22)
10.Сомова, Л.А. Проблемы восприятия, понимания и интерпретации текста на уроках литературы / Л.А. Сомова // Наука и школа. - Москва: МГПУ. – 2008 - № 1. – С.49-52. (0.44)
Учебные пособия:
11.Сомова Л.А Литература родного Самарского края : учебное пособие / Л.А. Сомова, И.Г.Мезенцева, И.И.Мерзлякова - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2000. – 86 с. (4.0. п.л.) (авторский вклад 25%)
12.Сомова Л.А Творческое моделирование урока литературы: учебное пособие. -Тольятти : ТГУ, 2004. – 56 с. (3.5. п.л.).
13.Сомова Л.А. Анализ литературного произведения в филологическом и методическом освещении / Л.А. Сомова, Г.Н. Тараносова, Т.И. Мартынова и др. // Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе: учебно-методическое пособие. - ТГУ, Тольятти, 2005. – (8.1.п.л.) (авторский вклад 25%)
14. Сомова Л.А. Введение в методику преподавания литературы: коммуникативный аспект : учебно-методическое пособие / Л.А. Сомова. - Тольятти: ТГУ, 2007 (7,75)
Научные статьи, тезисы выступлений, докладов:
15.Сомова Л.А. Особенности личностного освоения художественного текста: восприятие, понимание, интерпретация / Л.А. Сомова // Текст. Теория и методика: сб. научных трудов, вып.3. – Тольятти: ТФСГПУ, 1999. - С.156-171 (0.6 п.л.)
16.Сомова Л.А. Творческое моделирование уроков литературы: поиски жанра Л.А. Сомова // Проблемы интеграции учебных заведений в системе непрерывного образования : сб. научных работ преподавателей, докторантов, аспирантов, соискателей ученых степеней. - Самара, 2000. - С.132-136 (0.25 п.л.)
17.Сомова Л.А. Проблемы речеэстетической практики студентов-филологов / Л.А. Сомова // Проблемы деятельности вузов и пути их решения в современных условиях: сб. научных трудов. - Сызрань: Сызранский ВАИ, 2000. С. 100-102 (0.1 п.л.).
18.Сомова Л.А. Урок литературы в аспекте жанра / Л.А. Сомова // Текст. Теория и методика: сб. научных трудов, вып.4. - Тольятти, 2000. – С.167-174 (0.5 п.л.)
19.Сомова Л.А. Урок-мастерская в аспекте диалога культур / Л.А. Сомова // Пространство культуры и встречи в нем: сборник статей. - «Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2002. С.83-93 (0.6 п.л.)
20.Сомова Л.А. Диалог с Автором в художественном пространстве урока литературы Л.А. Сомова // Текст» Теория и методика: сб. научных трудов, вып.5 : Тольятти, 2002. – С.192-201 (0.6 п.л.)
21.Сомова Л.А. Чтение как этап изучения художественного произведения в школе / Л.А. Сомова // Проблемы повышения квалификации и непрерывного образования : сборник научных работ. - Москва: ИОСО РАО, 2002. - C.94-108 (0.9. п.л.)
22.Сомова Л.А. Читательская деятельность на уроках литературы в аспекте психолингвистики / Л.А.Сомова // Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Сочи, 21-12 февраля, 2002 / отв. Ред. Т.А. Сидорова–Сочи: РИО СГУТиКД, 200З. - С.150-152 (0.1 п.л.)
23.Сомова Л.А. Стихия карнавала в поэме А.Блока «Двенадцать» / Л.А.Сомова // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования : сборник научных трудов I Всероссийской конференции : Тольятти: ТГУ, 2003. – С.86-93 (0.5.п.л.).
24.Сомова Л.А. Специфика анализа поэтического произведения в школе: поиск закономерностей / Л.А. Сомова // Профессиональное образование: перспективы развития, пути повышения эффективности : сборник научных трудов. - Тольятти: ТГУ, 2003 С.328-340 (0.8 п.л.)
25.Сомова Л.А. Явление лика в смеховом хаосе поэмы А.Блока «Двенадцать» / Л.А. Сомова // Непрерывное образование в теории и методике педагогических исследований: сборник научных трудов. - Москва: ИОСО РАО, Тольятти :ТГУ, 2003 - С.178-183 (0.4 п.л.)
26.Сомова Л.А. Проблемы интерпретации поэмы А.Блока «Двенадцать» / Л.А. Сомова // Современные подходы к обучению языкам в условиях поликультурной среды: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 3-4 ноября 2003 г. /Авт.сост. О.Н.Огай.– Самара : СИПКРО, 2004. - С. 99-101 (0.1 п.л.)
27.Сомова Л.А. Способы построения образа мира в лирике А.Блока, В.Хлебникова, В.Маяковского / Л.А. Сомова // Непрерывное образование в системе повышения квалификации в научно-педагогических исследованиях: сборник научных трудов. - Москва-Тольятти : ИОСО РАО, ТГУ, 2004. – С.360-365 (0.3).
28.Сомова Л.А. Коммуникативно-эстетический аспект преподавания литературы / Л.А. Сомова // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики : материалы Международной научной конференции // Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспективы: Тольятти: Волжский университет имени В.Н.Татищева, 2004. - С.178-183 (0.4 п.л.)
29.Сомова Л.А. Парадоксальность мира, доступная детскому зрению, в произведениях С.Черного и Д.Хармса / Л.А. Сомова // Мировая словесность о детях и для детей: сб. статей, вып.8. - Москва : МГПУ, 2004. - С.187-191 (0.3 п.л.).
30.Сомова Л.А. Вступительные занятия и речеэстетическая практика учителя литературы / Л.А. Сомова // Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и в школе» Тольятти: сборник материалов Всероссийской конференции и ХХIХ Зональной конференции литературоведов Поволжья : ТГУ, 2004. С.179-182 (0.25 п.л.)
31.Сомова Л.А. Современные жанры уроков литературы / Л.А. Сомова // Профессиональное развитие личности: Сборник компетентностно-ориентированных программ ИНПО. Вып. 1. - Тольятти: ТГУ, 2004. С. 260-264 (0.1 п.л.)
32.Сомова Л.А. Маятник детства в произведениях А. Блока / Л.А. Сомова // Мировая словесность о детях и для детей. Сб. статей, вып.10. - Москва: МГПУ, 2005. С.58-62 (0.3 п.л.)
33.Сомова Л.А. Введение понятия «модель» и «моделирование» в методику преподавания литературы / Л.А. Сомова // Проблемы университетского образования: сб. научных трудов. - Тольятти, 2005. С142-146 (0.4 п.л.)
34.Сомова Л.А. Эстетические предпосылки художественной коммуникации на уроке литературы / Л.А. Сомова // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования: сб. научных трудов и материалов II Международной конференции. – Тольятти: ТГУ, 2006. С. 196 – 110 (0.25 п.л.)
35.Сомова Л.А. Риторический замок урока литературы / Л.А. Сомова // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сб. материалов X Международной конференции по риторике (1-3 февраля 2006 года). - Москва: «Флинта», «Наука», 2006. - С. 368-373 (0.3 п.л.)
36.Сомова Л.А. Риторика как «творческий инструмент» моделирования урока литературы/ Л.А. Сомова // Роль риторики и культуры речи в реализации приоритетных национальных проектов : сб. материалов XII Международной конференции по риторике (28 -31 января 2008 года). - Москва: «Флинта», «Наука». – С.317-320. (0.25)