- Система формирования билингвальной личности младшего школьника в процессе обучения русскому языку базируется на новейших научно-теоретических достижениях методологического, психолого-педагогического и методического уровней, личностно-ориентированной педагогики, деятельно-развивающей системы обучения, антропологического подхода как основы социализации языковой личности: а) на социальном уровне - идеология формирования двуязычной личности в условиях многонациональной Российской Федерации, признающая ее права на суверенное развитие и ориентированная на адекватную поддержку этого процесса; б) на психолого-педагогическом уровне - композиционная целостность и комплексное использование следующих научных подходов к изучению и проектированию педагогического процесса: системного, антропологического, компетентностного, деятельностного, личностно-ориентированного комплексного; в) на методическом уровне: методы, учитывающие личностно-развивающий потенциал, методические принципы практической, коммуникативной, лингвокультурологической направленности, способствующие формированию новой языковой картины мира и развитию языковой и речевой, коммуникативной и лингвокультурологической способностей билингвальной личности.
- Основу нашей системы составляют закономерности, суть которых в позитивности формирования билингвальной личности младшего школьника в процессе обучения русскому языку как государственному, выражающиеся в следующих факторах: - интегрированная основа таких научных областей, как лингвистика, философия, психология, психолингвистика, педагогика, лингвокультурология; -личностно-ориентированное обучение второму языку, рассматриваемому как процесс сомосозидания обучаемого на основе внутренней активности и развития индивидуальности в творческой деятельности; - деятельностная организация учебных действий младших школьников на всех этапах урока (мотивации, постановки и решения обучающимися учебных задач, диагностики, коррекции, выбора одного из заданий дозированной домашней работы), способствующая творческому развитию билингвальной личности. Кроме общих закономерностей обучения, свойственных любому образовательному процессу, существуют частные закономерности и принципы, которые относятся к отдельным аспектам обучения и к каждому учебному предмету, в частности к обучению русскому языку как государственному. Исходя из теоретических положений современной лингвистики: разграничение языка и речи, языковой и речевой системности, подход к языку как к знаковой системе и речевой деятельности, интерес к смысловой стороне языка, мы определяем следующие закономерности, способствующие позитивности в формировании билингвальной личности младшего школьника в процессе обучения русскому языку как государственному: - опора на родной язык: знание положительного и отрицательного влияния родного языка на овладение русским языком (знание общности и различия между ними);- обучение языку в соответствии с понятием «язык» как знаковая система, звуковая модель объективной действительности, как речь и речевая способность, как совокупность средств в процессе межкультурной коммуникации. Слова, представляющие единицы языка, усваиваются человеком как значимые лишь в том случае, если его мышлением восприняты лексическое и грамматическое его значения, а также внеязыковые явления, которые соответствуют данным единицам языка;- речевая и коммуникативная способность билингва приобретается способностью чувствовать выразительные и культурологические коннотации лексических, фразеологических и текстовых единиц. Учащимися в языке осознается окружающая действительность, внутренний мир человека, национальная концептосфера;- билингвальная личность - личность, овладевшая языковой, лингвистической, коммуникативной и лингвокультурологической компетенциями, - формируется при умелой организации речевой деятельности путем создания тематических учебно-речевых ситуаций, приближенных к естественным.
- Модель формирования билингвальной личности представляет целостный процесс овладения родным языком и культурой, вхождения в культуру в процессе обучения русскому языку во взаимосвязи с культурой его носителя: овладение фонетическим, лексическим и грамматическим уровнями родного и русского языков; их вербально-семантическим кодом; языковой и концептуальной картинами мира.
- Билингвальная личность формируется во взаимосвязи личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-лингвокультурологического подходов.
- Эффективность формирования билингвальной личности обусловливается комплексом организационно-педагогических условий, объединяющих: создание и реализацию программного, учебно-методического обеспечения с учетом коммуникативно-лингвокультурологической ориентации; обогащение коммуникативно-культурологического потенциала субъектов образовательного процесса при умелом использовании средств, форм, методов и приемов формирования билингвальной личности в процессе обучения русскому языку как неродному; проведение комплексной диагностики уровня сформированности билингвальной личности младших школьников.
1. Обучение русскому языку учащихся начальных классов башкирской школы
с учетом лингвокультурологического подхода / Искусство и образование. – М. 2008. №11. – С. 175-179. – 0,31п.л.
2. Речевые ситуации на уроках русского языка как мотивационная основа речевой деятельности учащихся начальных классов башкирских школ / Искусство и образование. – М. 2009. №11. – С.112-117 (в соавторстве). – 0,37 п.л.
3. Модель билингвальной языковой личности /Искусство и образование. – М. 2009. №7. – С.145-149. – 0,31п.л.
4. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов башкирской школы в обучении русскому языку в условиях отсутствия речевой среды /Вестник Башкирского университета. – Уфа. 2009. №2. – С.658-661. – 0,26 п.л.
5. Билингвизм – социальная потребность современного общества / Социально-гуманитарные знания. –М. 2009. №10 –С 211-217. – 0,43 п.л.
6. Методический подход к реконструкции языковой личности / Вестник Башкирского университета. –Уфа. 2009. №3. –С 991-993. – 0,19 п.л.
7. Лингвокультурологические проблемы лингводидактики в предметной области «Русский язык» в поликультурной среде /Вестник Башкирского университета. /Спецвыпуск к 100-летнему юбилею БГУ. 2009. – С.879-893. – 0,93 п.л.
8. Психолого-педагогическая компетентность учителя / Вестник Башкирского университета. – Уфа. 2009. Том 14. №4. – С.1562-1564. – 0,25 п.л.
9. Формирование коммуникативных речевых способностей учащихся башкирской школы при обучении русскому языку / Человек и образование. – Санкт-Петербург. 2009. №4. – 193-197.- 0,31
Монографии
10. Психолого-педагогические и лингвистические основы обучения русской грамоте учащихся начальных классов башкирской школы. – Сибай: СиБГУ, 2001. – 198 с. – 12,25 п.л.
11. Формирование современной билингвальной языковой личности учащихся начальных классов. – Уфа: БГПУ им. М.Акмуллы, 2008. – 128с. – 8 п.л.
Научные статьи
12.Из опыта преподавания русской фонетики в башкирской школе / Учитель Башкортостана. 1978. №10. – С.47-49. – 0,24 п.л.
13. Наглядные пособия и раздаточный материал на уроках русского языка в башкирской школе / Из опыта работы. Русский язык в башкирской школе. 1984. №3. – С. 22-24. – 0,24 п.л.
14. Инновационная система обучения грамоте учащихся башкирской школы (начальный этап) // М-лы республиканской НПК «Социально-экономические и экологические проблемы развития Уральского региона». т.2. – Сибай, 2000. – С. 82-87. – 0,25п.л.
15. Межкультурная коммуникация: взаимодействие русского и башкирского языков и культур. // М-лы всероссийской НПК «Межкультурная коммуникация: к проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования». – Уфа, 2001. – С.112-114. – 0,18 п.л.
16. Обучение русской интонации учащихся 1 классов башкирской школы. // Сб. м-лов Недели науки. – Сибай, 2001. – С. 160-163. – 0,25п.л.
17. Обеспечение лексической базой для обучения русской грамоте учащихся башкирской школы в условиях моноязыкового окружения. // М-лы всероссийской НПК «Роль словарей в обеспечении лингвистической грамотности учащихся». – Уфа, БИРО, 2001 г. – С. 146-150. – 0,31 п.л.
18. Формирование лингвокультурологической личности в башкирской школе // Сб. научных статей «Функционально-семантический аспект языковых единиц». –Уфа, 2001. – С.95-99 . – 0,33 п.л.
19. О формировании вторичной языковой личности // Сб. м-лов международной НПК «Межкультурный диалог на Евразийском пространстве». – Уфа, 2002. – С. 75-79. – 0,25 п.л.
20. О новых программах и учебниках по русскому языку в начальных классах башкирской школы/ Сб. м-лов Недели науки. - Сибай, 2002. – С. 160-164. – 0,31 п.л.
21. Роль учебников в совершенствовании обучения русскому языку в башкирских школах // Сб. научных статей «Пути совершенствования башкирской общеобразовательной школы». – Сибай, 2003. – С. 145-150. – 0,3 п.л.
22. Начальный этап формирования вторичной языковой личности младших школьников // М-лы НПК «Роль учебно-методических комплектов по русскому языку в реализации межъязыковых и межкультурных связей». – Уфа, 2006. – С. 62-64. – 0,19 п.л.
23. Формирование вторичной языковой личности – стратегическая цель обучения русскому языку в башкирских школах/ Сб. м-лов Недели науки. – Сибай, 2003. – С.45-48. – 0,25.
24. Формирование вторичной языковой личности в башкирской школе – идеальный вариант обучения русскому языку // М-лы международной НПК «Язык евразийства – язык единения народов, формирования духовности, межкультурного и межконфессионального согласия». – Уральск (Казахстан), 2002. – С. 93-97. – 0,31 п.л.
25. Программа по русскому языку для 1 класса башкирской школы / Учитель Башкортостана. – 2005. №8. – С.15-17. – 0,1 п.л.
26. Двуязычие как социальная потребность общества // Сб. статей «Двуязычие – потребность современного общества». – Уфа, 2005. – С. 61-65. – 0,31 п.л.
27. Начальный этап формирования вторичной языковой личности. // М-лы круглого стола РОПРЯЛ, проведенного на базе РГПУ им. А.И. Герцена «7 января 2006 года. «Русский язык как неродной – путь к жизненному и профессиональному успеху». – СПб., 2006. – С. 69-74. – 0,32 п.л.
28. Лингвокультурологический словарь на уроках русского языка.// М-лы Всероссийской НПК БГУ. Народное слово в науке. – Уфа, 2006. – С.85-87. – 0,17 п.л.
29. Учебно-речевая ситуация как социолингвистическая учебная единица
в активизации речемыслительной деятельности младших школьников / в м-лах Международной НПК 26-28 октября 2006 г. «Русский язык в полиэтнической среде и социокультурные проблемы лингвистического образования. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. – С. С.184-189. – 0,34 п.л.
30. Двуязычие - социальная потребность современного общества / М-лы Республиканской НПК 6-7апреля 2006г.«Актуальные проблемы преподавания государственных языков в образовательных учреждениях Республики Башкортостан. – Уфа, 2006. – С.44-48. – 0,33 п.л.
31. Основополагающая роль учебника в преподавании русского языка
башкирской школы/ М-лы Всероссийской НПК 29-30 ноября 2006г. – Уфа, 2006. – С.62-64. – 0,19 п.л.
32. Современные требования к преподаванию русского языка в начальных
классах башкирской школы / М-лы Республиканской НПК 21-22 февраля. «Новые подходы в обучении государственным языкам Республики Башкортостан. – Уфа, 2007. – С. 3-6. – 0,25 п.л.
33. Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку / М-лы научно-методического семинара «Актуальные проблемы современного лингвистического образования в Республике Башкортостан». – Уфа, Баш ГУ, 2007. – С. 91-95. – 0, 33 п.л.
34. Формирование вторичной языковой личности / М-лы региональной НПК
«Русское слово в Башкортостане». – Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – С. 83-91. – 0.52 п.л.
35. Экспериментальная деятельность Лингвометодического центра по изучению государственных языков Республики Башкортостан / М-лы Республиканского круглого стола при БГПУ им. М.Акмуллы. – Уфа, 2008. – С. 3-5. – 0,19 п.л.
36. Лингвометодический центр – центр методической помощи по обучению
государственным языкам Республики Башкортостан / Лингвометодические аспекты подготовки кадров для башкирской школы / М-лы республиканской НПК. – Уфа, 2007, ч.I. – С. 27-29. – 0,08 п.л.
37 Лингвометодический центр по государственным языкам РБ как научно-
методический центр для учителе русского и башкирского языков / Вестник
БГПУ им. М.Акмуллы. – Уфа, 2008. – С.23-25. – 0,12 п.л.
38. Информационные технологии на уроках государственных языков Республики Башкортостан / М-лы российской НПК «Компьютерные технологии на уроках в формировании социокультурной компетенции…». – Уфа, 2009. – С. 18-20. – 0,18 п.л.
39. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся / Вестник БГПУ им. М.Акмуллы. 2009. №2. – С. 100-110.
40. Формирование социокультурной компетенции младших школьников / М-лы Всероссийской НПК «Лингвокультурологические подходы в обучении русскому и башкирскому языкам». 2009. – С.33-38 – 0,24 п.л.
41. . Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Устный курс» для первого класса башкирской школы / Учитель Башкортостан. 2009. - №9. – С.34-38. – 0,34п.л.
42. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Устный курс» для первого класса башкирской школы / Учитель Башкортостан. 2009. - №10. –С 23-25. – 0, 26 п.л.
43. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» для первого класса башкирской школы / Учитель Башкортостан. 2009. - №11. – С. 24-26. – 0,26 п.л.
44. Тексты с национально-культурным компонентом в формировании лингвокультурологической компетенции учащихся / Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов. – Уфа. 2009. – С.68-72. - 0,29п.л.
45. Коммуникативная компетенция и ее значение в достижении цели обучения второму языку / Вестник ВЭГУ. – Уфа. 2010. – С. 57-63. – 0,4 п.л.
Учебники, учебно-методические пособия.
46. Программы по русскому языку и литературному чтению для 2 класса башкирской школы / Учитель Башкортостана, №8, 2009. – 0,2 п.л.
47. Русский язык. Учебник для 1 кл. башкирской школы (по системе Давыдова-Эльконина). – Уфа, 2002. – 183с. (в соавторстве), авторских – 6,0 п.л.
48. Русский язык. Рабочая тетрадь для 1 кл. башкирской школы (по системе Давыдова-Эльконина). – Уфа, 2002. – 36с. (в соавторстве), авторских – 1,46 п.л.
49. Программа по обучению русской разговорной речи в башкирских дошкольных образовательных учреждениях. – Уфа, 2002. – 48с. (в соавторстве), авторских – 1,5 п.л.
50. Русский язык. Учебник для 2 кл. башкирской школы ((по системе Давыдова-Эльконина). – Уфа, 2003. – 232с. (в соавторстве), авторских – 6 п.л.
51. Русский язык. Рабочая тетрадь для 2 кл. башкирской школы (по системе Давыдова-Эльконина). – Уфа, 2003. – 54с. (в соавторстве), авторских – 2,05 п.л.
52. Организация работы и примерное планирование уроков русского языка в 1 классе башкирской школы (по системе Давыдова-Эльконина). – Уфа, 2003. – 80с. (в соавторстве), авторских – 2,9 п.л.
53. Русский язык. Учебник для 3 кл. башкирской школы (по системе Давыдова-Эльконина). – Уфа, 2003. – 152с. (в соавторстве), авторских – 4,1 п.л.
54. Книга для чтения. Учебник для 3 кл. башкирской школы (по системе Давыдова-Эльконина). – Уфа, 2003. – 176с. (в соавторстве), авторских – 6,5 п.л.
55. Русский язык. Учебник для 4 кл. башкирской школы (по системе Давыдова-Эльконина). – Уфа, 2004. – 162с. (в соавторстве), авторских – 6,0 п.л.
56. Литературное чтение. Учебник для 4 кл. башкирской школы (по системе Давыдова-Эльконина). – Уфа, 2005. – 152с. (в соавторстве), авторских – 12,26п.л.
57. Прописи. Первые уроки русского языка. – СПб., 2003. – 48с. (в соавторстве), авторских – 2,52 п.л.
58. Уроки русского языка. Методическое пособие к учебнику «Русский язык» для 1 кл. тюркоязычных школ. – СПб., 2004. – 86с. (в соавторстве), авторских – 2,75 п.л.
59. Программа по русскому языку для начальных классов башкирских школ. – Уфа, 2006. – 32с. (в соавторстве), авторских- 1,0 п.л.
60. Учебник «Русский язык. Устный курс». – Уфа, 2006. – 128с. (в соавторстве), авторских – 5,4 п.л.
61. Прописи к учебнику Русский язык. Устный курс. – Уфа, 2006. – 36с. (в соавторстве), авторских – 2,46 п.л.
62. Учебник «Русский язык. Обучение грамоте». – Уфа, 2006. – 128с. (в соавторстве), авторских – 5,4 п.л.
63. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. Обучение грамоте». – Уфа, 2008. – 64с. (в соавторстве), авторских – 2,34 п.л.
64. Программа по русскому языку для начальных классов башкирской школы. – Уфа, 2006. – 35с. (в соавторстве), авторских – 1,0 п.л.
65. Башкирский язык для взрослых // Интенсивный курс обучения башкирской разговорной речи. – Уфа, БГПУ, 2006. – 104с. -104с. (в соавторстве), авторских – 3,2 п.л.
66. Чтение. Учебник для 2 класса башкирской школы. – Уфа, 2007. – 144с. (в соавторстве), авторских – 6,1 п.л.
67. Русский язык. Учебник для 2 класса башкирской школы. – Уфа, 2007. -144с. (в соавторстве), авторских – 6,1 п.л.
68. Дидактический материал по русскому языку для 2класса башкирской школы. – Уфа, 2007. – 112с. (в соавторстве), авторских – 4,2 п.л.
69. Русский язык. Учебник для 3 класса башкирской школы. – Уфа, 2008. – 152с. (в соавторстве), авторских – 6,13 п.л.
70. Чтение. Учебник для 3класа башкирской школы. – Уфа, 2008. – 176с. (в соавторстве), авторских – 7,1п.л.
71. Методические рекомендации по обучению детей русской разговорной речи в башкирских детских дошкольных образовательных учреждениях. – Уфа, 2008. – 116с. (в соавторстве), авторских – 3,62 п.л.
72. Методика проведения уроков русского языка в 1 классе башкирской школы. – Уфа, 2008. – 176с. (в соавторстве), авторских – 6,15 п.л.
73. Русский язык. Учебник для 4 класса башкирской школы. – Уфа, 2009. – 168с. (в соавторстве), авторских – 5,25 п.л.
74. Литературное чтение. Учебник для 4 класса башкирской школы. – Уфа, 2009. – 176с. (в соавторстве), авторских – 7,1 п.л.
75. Положение о лингвометодическом центре по проблемам государственных языков Республики Башкортостан. – Уфа, БГПУ, 2005. – 32с. – 2,2 п.л.
76. Разработка уроков по обучению грамоте по технологии Н.А. Зайцева учащихся начальных классов башкирской школы. – Сибай, 1996. – 120с. – 6,0 п.л.
77. Методическое пособие по динамическому чтению. – Уфа, БИРО 1999 г. – 51с. – 3,12 п.л.
78. Программа и практические задания по методике русского языка, чтения и литературы в начальных классах. Для студентов ПИМНО высших учебных заведений. – Сибай, 2005. – 52с. – 3,0 п.л.
Словари
79. Лингвокультурологический словарь. Диалог русского и башкирского языков и культур. – Уфа: Китап, 2003. – 160с. – 5,85 п.л.
80. Коммуникативно-культурологический словарь-минимум. – Уфа, 2009. – 96с. – 6 п.л.