- Целостное образовательное пространство как фактор и условие, интегрирующее в единую педагогическую систему процесс подготовки специалистов в многоуровневом профессиональном учебном заведении, формируется на основе принципов системного и синергетического подходов, определяющих единство и преемственность содержания, форм и технологии обучения и воспитания на разных уровнях профессионального образования.
- Эффективность педагогического процесса в целостном образовательном пространстве многоуровневого профессионального учебного заведения достигается созданием условий, обеспечивающих преемственность, взаимодополняемость, поступательность элементов образовательной деятельности различных уровней профессионального образования на основе единства содержательных и процессуальных сторон обучения и воспитания, и реализацией принципов доступности, качества профессионального образования путем внедрения в практику разных механизмов модернизации педагогической деятельности, что составляет одну из концептуальных основ формирования целостного образовательного пространства.
- Концептуальную основу формирования целостного образовательного пространства составляют единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса в аудиторной и внеаудиторной деятельности различного направления, объединяющие студентов разных уровней профессионального образования, обеспечивающие преемственность в развитии личности, способствующие социальному и профессиональному становлению личности, актуализации индивидуально-психологического потенциала студента, удовлетворении его потребности в социальном и профессиональном самоопределении.
- Оптимальное функционирование целостного образовательного пространства достигается на основе творческой активности непосредственных ее участников на всех уровнях образования, участия всех обучающихся во всех видах образовательной деятельности, что осуществляется созданием разноплановых творческих групп, клубов, исследовательских коллективов, в которых взаимодействуют как студенты разных уровней профессионального образования, так и студенты с преподавателями.
- Целенаправленные и содержательные изменения в образовании связаны со структурными и институциональными преобразованиями, влекущими за собой решение организационных, методических и управленческих вопросов. В целостное образовательное пространство многоуровневого учебного заведения внедряются конкретные механизмы институализации преобразований, направленные на решение вопросов управления образованием через создание различных организационных структур.
- Принципиальные изменения и преобразования в образовательной деятельности профессионального учебного заведения основываются на положении непрерывного образования о движении от общего к частному: от многоуровневого профессионального учебного заведения к формированию целостного образовательного пространства; от целостного образовательного пространства, обеспечивающего преемственность содержания обучения и воспитания на разных уровнях профессионального образования, к интегрированной системе профессиональной подготовки инженерно-технических кадров.
2. Мугуев, Г.И. Основы педагогической системы управления учебным заведением нового типа: методические пособие / Г.И. Мугуев. – Якутск: Изд-во МО РС(Я), 1999.- 36 с. (2,3 п.л.).
3. Мугуев, Г.И. Единство воспитательных, управленческих функций в развитии целенаправленной системы человековедения: проект образовательной программы / Г.И. Мугуев. – Якутск: Изд-во МО РС(Я), 2000.-10 с. (0,6 п.л.).
4. Мугуев, Г.И. Инженерная графика: методические указания и контрольные задания для студентов-заочников ЯГИТИ / Г.И. Мугуев, Н.С. Николаев. – Якутск: Изд-во МНиПО РС(Я), 2006.- 42 с. (2,6 п.л.).
5. Мугуев, Г.И. Черчение в школах Якутии: учебно-методическое пособие / Г.И. Мугуев, Н.С. Николаев. – Якутск: Изд-во ИПКРО МО РС(Я), 2007. – 164 с. (10,2 п.л.).
6. Мугуев, Г.И. Проектирование модели образовательного учреждения на основе интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования: методическое пособие / Г.И. Мугуев, Н.Г. Худолий, З.З. Кирикова, И.В. Гаенкова. – Якутск: Бичик, 2008. – 180 с. (11,3 п. л.).
7. Мугуев, Г.И. Из истории возникновения начертательной геометрии: методические указания / Г.И. Мугуев, Н.С. Николаев, К.Г. Туралысов. – Якутск: Изд-во Якутского гос. ун-та, 2009. – 40 с. (2,5 п.л.).
Публикации в изданиях, рекомендуемых ВАК для размещения материалов докторских диссертаций
8. Мугуев, Г.И. Реализация модели целостного образовательного пространства в инновационном профессиональном учебном заведении / Г.И. Мугуев // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - №5. - С.318-326. (0,6 п.л.).
9. Мугуев, Г.И. Модель целостного образовательного пространства в вузовских структурах / Г.И. Мугуев // Экономика и управление. – 2008. - №1(33). - С.180-183 (0,25 п.л.).
10. Мугуев, Г.И. Моделирование целостного образовательного пространства / Г.И. Мугуев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – 2008. - №3.- С.85-91. (0,4 п.л.).
11. Мугуев, Г.И. Интегрированное образовательное учреждение –компонент образовательного пространства / Г.И. Мугуев //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008, №4.-С.45-48. (0,2 п.л.).
12. Мугуев, Г.И. Интегрированное образовательное учреждение как отражение тенденций времени / Г.И. Мугуев // Профессиональная школа. – 2008. – №5. – С. 53-56 (0,2 п.л.).
13. Мугуев, Г.И. Формирование личности будущего специалиста в целостном образовательном пространстве / Г.И. Мугуев // Вестник ЧитГУ. – 2008. – №5. – С. 22-28 (0,4 п.л.).
14. Мугуев, Г.И. Система управления качеством подготовки специалистов на трех уровнях интегрированного образовательного процесса / Г.И. Мугуев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008 – №6. – С.22-26 (0,3 п.л.).
15. Мугуев, Г.И. От синергетического принципа необратимости до положения о вторых моделирующих системах в формировании целостного образовательного пространства / Г.И. Мугуев, Н.Н. Романов // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – №4. –С.14-17 (0,2 п.л.).
Публикации в других изданиях
16. Мугуев, Г.И. Учить работать, управлять – осознанная необходимость сегодняшнего дня / Г.И.Мугуев // Народное образование Якутии. – 1999 – №2. – С.76-79 (0,2 п.л.).
17. Мугуев, Г.И. Учиться управлять – необходимость дня / Г.И.Мугуев // Профессиональное образование. – 1999 – №2. – С.5-6 (0,1 п.л.).
18. Мугуев, Г.И. ЯГИТИ: поиск путей интеграции науки, образования и производства / Г.И. Мугуев // Материалы научно-практической конференции (12 марта 2005). – Якутск: Изд-во МНиПО РС(Я), 2005. – С.9-13 (0,3 п.л.).
19. Мугуев, Г.И. Внедрение модели целостного образовательного пространства в инновационном учебном заведении / Г.И. Мугуев, Ф.П. Соловьев // Материалы VII форума ректоров университетов Дальнего Востока, Сибири РФ и Северо-Восточных провинций КНР. – Хабаровск, 2006. – С.64-66 (0,2 п.л.).
20. Мугуев, Г.И. Когда расстояние не помеха / Г.И. Мугуев // Аккредитация в образовании. – Йошкар-Ола, 2006. – №7. – С.50-51 (0,1 п.л.).
21. Мугуев, Г.И. Внедрение модели целостного образовательного пространства в инновационном учебном заведении / Г.И.Мугуев // Материалы III Всероссийского форума руководителей образовательных учреждений. – М., 2007. – С.136-138. (0,2 п.л.).
22. Мугуев, Г.И. Политическое значение социального партнерства с точки зрения новой философии государства / Г.И. Мугуев, Г.А. Иванов // Социальное партнерство в многоуровневом профессиональном образовании в Республике Саха (Якутия) – М.: Эгвес, 2007. – С.12-15 (0,3 п.л.).
23. Мугуев, Г.И. Предпосылки социального партнерства в образовании Якутии / Г.И. Мугуев, Ф.П. Соловьев, И.В. Гаенкова, А.Н. Петрова // Социальное партнерство в многоуровневом профессиональном образовании в Республике Саха (Якутия). – М.: Эгвес, 2007. – С.6-11 (0,4 п.л.).
24. Мугуев, Г.И. Опыт социального партнерства в профобразовании (на примере Якутского технологического колледжа сервиса / Г.И. Мугуев, О.А. Кокош, Р.С. Петрова, Н.Ф. Арбатская и др. // Социальное партнерство в многоуровневом профессиональном образовании в Республике Саха (Якутия). – М.: Эгвес, 2007. – С.26-51 (1,6 п.л.).
25. Мугуев, Г.И. История развития социального партнерства в профобразовании / Г.И. Мугуев, Ф.П. Соловьев // Социальное партнерство в многоуровневом профессиональном образовании в Республике Саха (Якутия). – М.: Эгвес, 2007. – С.16-25 (0,6 п.л.).
26. Мугуев, Г.И. Развитие механизма социального партнерства в многоуровневом профессиональном образовании / Г.И. Мугуев, Н.Г. Худолий, З.З. Кирикова и др. // Социальное партнерство в многоуровневом профессиональном образовании в Республике Саха (Якутия). – М.: Эгвес, 2007. – С.52-96 (2,8 п.л.).
27. Мугуев, Г.И. Экспресс-форум / Г.И. Мугуев // Аккредитация в образовании. – Йошкар-Ола, 2007. – №19. – С.12 (0,8 п.л.).
28. Мугуев, Г.И. Работа ЯГИТИ по новой системе / Г.И. Мугуев // Николаев Николай Спиридонович. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008. – С.26-29 (0,3 п.л.).
29. Мугуев, Г.И. Формирование целостного образовательного пространства на основе внедрения системы непрерывного профессионального образования / Г.И. Мугуев // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – №2. – С.37-41 (0,3 п.л.).
30. Мугуев, Г.И. Моделирование целостного образовательного пространства / Г.И. Мугуев // Успехи современного естествознания. – 2008. – №3. – С.13-17 (0,3 п.л.).
31. Мугуев, Г.И. Интегрированное инновационное образовательное учреждение / Г.И. Мугуев // Профессиональное образование. Теоретические исследования 2008 года: Материалы научной конференции. – М.: ИТИП РАО, 2008. – С.165-178 (0,9 п.л.).
32. Мугуев, Г.И. Осуществление непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении / Г.И. Мугуев // Непрерывное образование личности в условиях модернизации общества: Материалы научно-практ. конф. – Улан-Удэ, 2008. – С.30-34 (0,3 п.л.).
33. Мугуев, Г.И. Методологические основы планирования природопользования / Г.И. Мугуев, Ф.П. Соловьев // Юбилейный сборник статей по экологии. – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2008. – С.11-12 (0,1 п.л.).
34. Мугуев, Г.И. Эколого-экономическое районирование территории Якутии / Г.И. Мугуев, Ф.П. Соловьев // Юбилейный сборник статей по экологии. – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2008. – С.12-16 (0,3 п.л.).
35. Мугуев, Г.И. Эколого-экономическая оценка природных ресурсов (природопользования) / Г.И. Мугуев, Ф.П. Соловьев // Юбилейный сборник статей по экологии. – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2008. – С.17-20 (0,2 п.л.).
36. Мугуев, Г.И. Инновационный многоуровневый образовательный процесс в целостном пространстве / Г.И. Мугуев // Инновационные технологии в многоуровневом образовательном процессе: Материалы научно-практической конференции. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008. – С.3-8 (0,35 п.л.).
37. Мугуев, Г.И. Синергетический подход к организации образовательного процесса в вузе / Г.И. Мугуев, Н.Н. Романов, Г.А. Иванов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2009. – №2. – С.54-56 (0,2 п.л.).
38. Мугуев, Г.И. Подготовка специалистов нового типа в инновационном профессиональном образовательном учреждении / Г.И.Мугуев, К.Г.Туралысов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2009. – №2. – С.57-58 (0,1 п.л.).
39. Мугуев, Г.И. Три ступени одного вуза / Г.И.Мугуев // Аккредитация в образовании. – 2009. – №29. – С.82-83 (0,1 п.л.).
40. Мугуев, Г.И. Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Якутский государственный инженерно-технический институт» (в прошлом ГПТУ-14) – 40 лет / Г.И.Мугуев // Интегрированный вуз: прошлое, настоящее и будущее. – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2009. – 101с. – С.3-14 (0,8 п.л.).
41. Мугуев, Г.И. Подготовка архитекторов в системе непрерывного профессионального образования в интегрированном учебном заведении / Г.И.Мугуев // Интегрированный вуз: прошлое, настоящее и будущее. – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2009. – 101 с. – С.42-52 (0,7 п.л.).
42. Мугуев, Г.И. Диалоговое взаимодействие преподавателя и студента как метод гуманизации учебно-воспитательного процесса в вузе / Г.И.Мугуев, Г.А. Иванов // Интегрированный вуз: прошлое, настоящее и будущее. – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2009. – 101 с. – С.53-55 (0,2 п.л.).
43. Мугуев, Г.И., Иванов, Г.А. Философский подход к новому пониманию сущности образования и воспитания / Г.И.Мугуев, Г.А.Иванов // Интегрированный вуз: прошлое, настоящее и будущее. – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2009. – 101 с. – С.56-59 (0,3 п.л.).
44. Мугуев, Г.И. Воспитание экологической культуры студентов и учащихся в системе многоуровневого образования / Г.И.Мугуев, Ф.П. Соловьев // Интегрированный вуз: прошлое, настоящее и будущее. – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2009. – 101 с. – С.59-61 (0,2 п.л.).
45. Мугуев, Г.И. Подготовка специалистов нового типа в учебном процессе интегрированного института Севера / Г.И.Мугуев, К.Г.Туралысов // Интегрированный вуз: прошлое, настоящее и будущее. – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2009. – 101 с. – С.61-64 (0,3 п.л.).
46. Мугуев, Г.И. Границы образовательного пространства / Г.И.Мугуев, Н.Н.Романов // Успехи современного естествознания. – 2009. – №6. – С.17-21 (0,3 п.л.).
47. Мугуев, Г.И. Жизненные принципы профессора Российской Академии естествознания Н.Г. Худолия / Г.И.Мугуев // Николай Григорьевич Худолий: воспоминания, интервью, статьи, публикации. – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2009. – 160с. – С.35-37 (0,2 п.л.).
48. Мугуев, Г.И. Непрерывное профессиональное образование под эгидой вуза / Г.И.Мугуев // Образование и глобализация: Материалы Третьей Байкальской международной научной конференции: в 2-х ч. (01-04 июля 2009). – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского университета, 2009. – Ч.I. – С.49-51 (0,2 п.л.).
49. Мугуев, Г.И. Становление целостного интегрированного многоуровневого образовательного пространства в ЯГИТИ / Г.И.Мугуев // Научно-методическое обеспечение развития непрерывного профессионального образования в Республике Саха (Якутия): Материалы I Худолийских чтений. – Якутск: ЯГИТИ, 2009. – С.3-11 (0,45 п.л.).