- Искусство является универсальным педагогическим средством, позволяющим выстроить артпедагогическое сопровождение как новый вид сопровождения образовательного процесса, направленный на индивидуальноличностное восприятие и ценностное осмысление содержания обучения и воспитания, на оптимизацию и гуманитаризацию образовательного взаимодействия, на создание условий для творческой самореализации учащихся и педагогов. Теоретикометодологические и методические основы разработки данного вида сопровождения лежат в плоскости артпедагогики как нового практикоориентированного направления науки, изучающего природу, общие закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства для решения многообразных педагогических задач.
- Сущность артпедагогического сопровождения образовательного процесса раскрывается через систему ключевых понятий артпедагогики: артпедагогическая деятельность - самостоятельный вид профессиональнопедагогической деятельности, представляющий собой совокупность педагогических действий по реализации профессиональных замыслов и целей средствами искусства; артпедагогические средства - всѐ многообразие явлений и процессов, связанных со сферой искусства как особого способа постижения человеком мира и себя в интеграции с педагогическими задачами (произведения искусства, продукты художественного творчества учащихся, художественные образы, спонтанная и планируемая художественная деятельность участников образовательного процесса); артпедагогическое взаимодействие - совокупность специфических отношений и связей, возникающих в целенаправленно развивающейся системе «педагог (преподаватель) - содержание образования - средства искусства - учащийся (студент)»; артпедагогический процесс - педагогический процесс, неотъемлемой частью которого является использование средств искусства для решения педагогических задач и реализации педагогических замыслов; артпедагогическая среда - упорядоченная в соответствии с целями, задачами, принципами артпедагогической деятельности часть образовательного пространства; артпедагогическое сопровождение - гибкая система действий по интеграции артпедагогической деятельности в образовательный процесс в целях его успешной реализации и создания благоприятных условий для становления личности.
- В соответствии с авторской концепцией, артпедагогическое сопровождение понимается как образовательный феномен, открывающий инновационный путь системного применения различных видов искусства для улучшения условий профессиональной подготовки учителя. Функциональное назначение артпедагогического сопровождения связано с обеспечением гуманитаризации и оптимизации профессиональной подготовки, индивидуальноличностного развития и творческой самореализации участников образовательного процесса на основе системного введения в него средств искусства. Артпедагогическое сопровождение носит комплементарный характер по отношению к традиционным формам подготовки учителя, являясь в то же время самостоятельным направлением в деятельности преподавателя вуза. В качестве содержательносмысловых доминант подготовки учителя, на создание и поддержку которых направлено артпедагогическое сопровождение, выступают: формирование личностно ориентированных, гуманитарных профессиональных установок; осознание множественности мира и необходимости целостного восприятия педагогической реальности; профессиональноличностное самоопределение студентов; осмысление педагогической теории и практики через понимание сущности явлений; развитие профессионально значимых общепедагогических умений; приобретение опыта гуманного педагогического взаимодействия; освоение основ артпедагогической деятельности. Артпедагогическая деятельность преподавателя осуществляется на основе принципов: интеграции педагогического и художественного потенциала; художественнообразного предъявления педагогического содержания; спонтанности самовыражения средствами искусства; творческого события участников образовательного процесса; единства сознательного и бессознательного, рационального и иррационального; свободы интерпретаций художественной продукции в рамках артпедагогического взаимодействия; созвучия профессиональных действий артпедагогическому дискурсу. Критериями и показателями результативности артпедагогического сопровождения в рамках дисциплин педагогического цикла выступают: гуманитаризация профессиональной подготовки (приоритет человеческого начала над узкопредметной направленностью занятия; ценностносмысловое качество освоения педагогического содержания; диалоговый уровень взаимодействия; профессиональноличностная значимость занятий); оптимизация педагогического взаимодействия (познавательный интерес к предметам психологопедагогического цикла и сфере человекознания; психофизиологическая и психологическая комфортность обучения; включенность участников в ход занятия; позитивная эмоциональная атмосфера в группе); индивидуальноличностное развитие и творческая самореализация (активность творческого самовыражения; расширение репертуара ролевых возможностей в ходе занятия; пробуждение профессионального интереса к себе, к другому человеку и к педагогической деятельности; личностный рост участников).
- Методическое обеспечение артпедагогического сопровождения осуществляется на основе модели, включающей целевой, поисководиагностический, содержательный, организационный, технологический, деятельностноориентировочный, результативнооценочный компоненты и отражающей логику введения артпедагогических средств и форм работы в заданную структуру профессиональной подготовки учителя (на примере дисциплин педагогического цикла). Данная логика выражается в последовательности этапов: артпедагогическое погружение, артпедагогическое разъяснение, артпедагогический тренинг, артпедагогический креатив, артпедагогическое исследование. Основными единицами проектирования в системе артпедагогического сопровождения являются артпедагогическое занятие и артпедагогическая ситуация. Проектирование артпедагогического занятия осуществляется на основе авторской модели, в структуру которой входят следующие блоки: мотивационноустановочный, креативнособытийный, презентационнокоммуникативный, субъективизации результата, рефлексивный. В качестве типовых артпедагогических ситуаций выделяются: ситуации прояснения смысла учебного содержания, эмоциогенные, диалогизации процесса обучения, неявной диагностики, психофизиологической поддержки участников.
- Возможность введения в образовательный процесс вуза артпедагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя определяется следующими условиями: готовностью преподавателя к осуществлению артпедагогического сопровождения, проявляющейся в наличии у него гуманитарной профессиональнопедагогической позиции и устойчивой мотивации на использование возможностей искусства в профессиональной деятельности, теоретических знаний о закономерностях и механизмах действия искусства в образовательном процессе, о принципах артпедагогической деятельности, модельного представления о логике развития артпедагогического процесса и отдельного артпедагогического занятия, предпосылочного опыта личного участия в артпедагогических занятиях; педагогической целесообразностью введения средств искусства в образовательный процесс, обоснованной в ходе анализа требований государственных стандартов дисциплины и диагностических данных о конкретной аудитории студентов; созданием и поддержанием в образовательном пространстве вуза артпедагогической среды, предполагающей насыщение образовательного пространства источниками художественных образов и впечатлений, соблюдение принципов артпедагогической деятельности, обеспечение психологической и физической безопасности участников, материальнотехническое оснащение; отсутствием у студентов непреодолимых внутренних барьеров для включения в ситуацию артпедагогического взаимодействия (психофизиологическая и социальнопсихологическая готовность к встрече с искусством и к творческому самовыражению); наличием в распоряжении преподавателя и студентов предметного учебнометодического комплекса, обеспечивающего системность, преемственность, вариативность и гибкость артпедагогического сопровождения.
Монографии, учебные, учебно-методические пособия
1. Сергеева, Н. Ю. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя: монография / Н. Ю. Сергеева. – М.: Изд-во УРАО, 2010 309 с. (18 п.л.).
2. Сергеева, Н. Ю. Основы арт-педагогической деятельности : учебное пособие / Н. Ю. Сергеева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 234 с. (15,8 п.л.).
3. Сергеева, Н. Ю. В поисках собственного «Я»: ресурсы педагогической поддержки : монография / Н. Ю. Сергеева. – Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2005. 256 с. (16 п.л.).
4. Сергеева, Н. Ю. Арт-педагогика: радость самовыражения : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Сергеева. – Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2004. 100 с. (6,25 п.л.).
5. Сергеева, Н. Ю. Мой мир в рисунке : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Сергее-ва. – Чебоксары : Изд-во «КЛИО», 2000. 36 с. (2, 25 п.л.).
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
6. Сергеева, Н. Ю. Педагогический потенциал современных видов искусства / Н. Ю. Сергеева // Искусство и образование. – 2009. – № 6 (62). – С. 128-136 (0,5 п.л.).
7. Сергеева, Н. Ю. Кино в подготовке учителя / Н. Ю. Сергеева // Воспитание школь-ников. – 2009. – № 6. – С. 62-66 (0, 5 п.л.).
8. Сергеева, Н. Ю. О принципах арт-педагогической деятельности / Н.Ю. Сергеева // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 4. – С. 87-91 (0,4 п.л.).
9. Сергеева, Н. Ю. Исторический опыт использования средств искусства в социаль-но-образовательной сфере / Н. Ю. Сергеева // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 14. – С. 245–258 (0,9 п.л.).
10. Сергеева, Н. Ю. Арт-педагогика каникул / Н. Ю. Сергеева // Народное образова-ние. – 2008. – № 3. – С. 264–268 (0,5 п.л.). 42
11. Сергеева, Н. Ю. Содержание понятия «арт-педагогика» / Н. Ю. Сергеева // Изве-стия ВГПУ, 2008. – № 1 (25). – С. 23–28 (0, 5 п.л.).
12. Сергеева, Н. Ю. Художественное творчество как средство педагогической под-держки / Н. Ю. Сергеева // Воспитание школьников. – 2008. – № 1. – С. 41-44 (0, 4 п.л.).
13. Сергеева, Н. Ю. Метафоры и притчи в искусстве воспитания / Н. Ю. Сергеева // Народное образование. – 2006. – № 7. – С.210–214 (0, 4 п.л.).
14. Сергеева, Н. Ю. Искусство объединяет, учит, воспитывает / Н. Ю. Сергеева // До-полнительное образование. – 2005. – № 4. – С. 34–41 (0,9 п.л.).
15. Сергеева, Н. Ю. Эмоциональное благополучие детей / Н. Ю. Сергеева // Народное образование. 2004. № 2. С. 184-188 (0, 3 п.л.).
16. Сергеева, Н. Ю. Хотите понять ребенка? «Читайте» его рисунки / Н. Ю. Сергеева // Классный руководитель. 2003. № 6. С. 132-138 (0, 4 п.л.).
17. Сергеева, Н. Ю. Артпедагогика в системе современного воспитания / Н. Ю. Сергеева, Е. Г. Хрисанова // Народное образование. 2003. № 7. С. 137-143 (0, 8 / 0, 5 п.л.).
Научные статьи, доклады, тезисы
18. Сергеева, Н. Ю. Из опыта арт-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя / Н.Ю. Сергеева // Формирование личности будущего специалиста в современных образовательных учреждениях : сб. науч. ст. / отв. ред. И.В. Павлов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – С. 25-31 (0, 5 п.л.).
19. Сергеева, Н. Ю. Критерии и показатели результативности арт-педагогического со-провождения подготовки учителя / Н. Ю. Сергеева // Педагогический потенциал ис-кусства: материалы Международной научно-практической конференции. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – С. 221-228 (0, 6 п.л.).
20. Сергеева, Н. Ю. Методика арт-педагогического сопровождения процесса подго-товки учителя: проектирование арт-педагогического занятия / Н. Ю. Сергеева // Педа-гогический потенциал искусства: материалы Международной научно-практической конференции. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – С. 191-200 (0, 7 п.л.).
21. Сергеева, Н. Ю. Арт-педагогика: решение педагогических задач средствами ис-кусства / Н. Ю. Сергеева // Педагогический потенциал искусства: материалы Между-народной научно-практической конференции. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – С. 55-58 (0, 25 п.л.).
22. Сергеева, Н. Ю. Арт-педагогика: пересечение смыслов Электронный ресурс]: ма-териалы круглого стола «Психология и педагогика современного образования: воз-можности и границы». – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – Режим доступа: http://ipk.ulstu.ru/files/ipk/project-dialog/tezis/sergeeva.doc (0,25 п.л.).
23. Сергеева, Н. Ю. Цветные фантазии. Арт-педагогика в летнем лагере / Н.Ю. Сергеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. - №11. – С. 9-11 (0, 3 п.л.).
24. Сергеева, Н. Ю. Место и функции арт-педагогического сопровождения в системе профессиональной подготовки будущего учителя / Н. Ю. Сергеева // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России: материалы Международного педагогического форума. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – С. 316-322 (0, 5 п.л.).
25. Сергеева, Н. Ю. Педагогический киноклуб как средство профессиональной подго-товки будущего учителя / Н. Ю. Сергеева // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2008. – № 4 (60). – С. 167-172 (0, 5 п.л.).
26. Сергеева, Н. Ю. Модель арт-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя в системе высшего образования / Н. Ю. Сергеева // Ор-ганизация педагогического процесса в условиях регионально-национального образова-ния : сб. научн. статей. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – С. 16 – 24 (0, 6 п.л.).
27. Сергеева, Н. Ю. Комплексная природа влияния искусства на человека / Н. Ю. Сер-геева // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2008. – № 3 (59). – С. 125-139 (1, 7 п.л.). 43
28. Сергеева, Н. Ю. К вопросу о содержании понятия «арт-педагогика» / Н. Ю. Серге-ева // Вестник докторантов, аспирантов, студентов: ЧГПУ – 2008. – № 1 (11). – Т. 2. – С. 114 – 120 (0, 5 п.л.).
29. Сергеева, Н. Ю. Образовательные задачи арт-педагогической деятельности / Н. Ю. Сергеева // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2008. – № 2 (58). – С. 142-150 (0, 6 п.л.).
30. Сергеева, Н. Ю. Ресурсы педагогической поддержки / Н. Ю. Сергеева // Дополни-тельное образование. – 2007. – № 8. – С.25-31 (0, 8 п.л.).
31. Сергеева, Н. Ю. Человекосозидающий потенциал искусства / Н. Ю. Сергеева // Искусство объединяет, учит, воспитывает: сб. научн. статей. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т., 2007. – С. 12-23 (1, 5 п.л.).
32. Сергеева, Н. Ю. Анализируем педагогические ситуации / Н.Ю. Сергеева // Воспи-тание школьников. – 2006. – № 7. – С.11-17 (0, 5 п.л.).
33. Сергеева, Н. Ю. Опыт работы арт-студии «Жизнь в красках» в педагогическом университете / Н. Ю. Сергеева // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2005. – № 2. С. 103-112 (0, 7 п.л.).
34. Сергеева, Н. Ю. Арт-студия в педагогическом вузе / Н. Ю. Сергеева // Актуальные проблемы модернизации профессионального образования : сб. научн. трудов. – Че-боксары : ЧФ НА МВД России, 2004. – С. 75-80 (0, 4 п.л.).
35. Сергеева, Н. Ю. Рисунки – откровения детской души / Н. Ю. Сергеева // Воспита-тельная работа в школе. – 2004. – № 6. – С. 132-136 (0, 3 п.л.).
36. Сергеева, Н. Ю. Эмоциональное благополучие детей и арт-педагогика / Н. Ю. Сергеева // Халăх шкуле (Народная школа). 2003. № 6. С.10-15 (0, 3 п.л.).
37. Сергеева, Н. Ю. Формирование коммуникативной компетенции будущих учителей средствами искусства / Н. Ю. Сергеева, Е. Г. Хрисанова // Педагогический процесс: опыт, проблемы : сб. научн. трудов. Чувашгоспедуниверситет, 2003. С. 181191 (0, 6 / 0, 5 п.л.).
38. Сергеева, Н. Ю. Арт-педагогика в подготовке будущих учителей / Н. Ю. Сергеева, Е. Г. Хрисанова // Технологии совершенствования подготовки педагогических кад-ров: теория и практика : Сб. научн. трудов, посвященный 60-летию РАО. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2003. С. 214218 (0, 5 / 0, 4 п.л.).
39. Сергеева, Н. Ю. Программа «Мой мир в рисунке» для младших школьников / Н. Ю. Сергеева // Образование в современной школе. – 2003. – №1. – С.33-47. (1, 8 п.л.).
40. Сергеева, Н. Ю. Воспитание толерантной личности средствами художественно-творческой деятельности / Н. Ю. Сергеева // Моделирование процесса эстетического воспитания в региональнообразовательном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2002. – С. 35-40 (0, 3 п.л.).
41. Сергеева, Н. Ю. Искусство как средство обеспечения эмоционального благополу-чия школьников / Н. Ю. Сергеева // Проблемы музыкальной педагогики: сб. научн. статей. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2001. С. 35 41 (0, 4 п.л.).