Научная тема: «АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Первая группа представляет собой матричную модель познавательной деятельности студентов в адаптивной системе персонифицированной профессиональной подготовки.
  2. Вторая группа результатов связана с математическим моделированием процесса функционирования адаптивной системы персонифицированной профессиональной подготовки студентов с учетом фактора мотивации.
  3. Третья группа результатов связана с апробацией адаптивной системы персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов: квалиметрией и созданием методики определения ресурса внешней поддержки познавательного процесса обучаемого, которая определяется строго рассчитанной дополнительной проработкой учебного материала студентом.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Рябинова, Е.Н. Адаптивная система персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов [Текст]: Монография. /Е.Н. Рябинова. М.: Машиностроение, 2009. – 258 с. (15,1 п.л.)

2.Рябинова, Е.Н. Разработка и реализация индивидуально-корректируемой технологии профессионального обучения [Текст]: Монография. /Е.Н. Рябинова. – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2008. – 238 с. (13,8 п.л.)

3.Рябинова, Е.Н. Формирование познавательно-деятельностной матрицы усвоения учебного материала в высшей профессиональной школе [Текст]: Монография. /Е.Н. Рябинова. – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2008. – 245 с. (14 п.л.)

Публикации в изданиях, определенных ВАК Минобрнауки России

4.Рябинова, Е.Н. Квалиметрия в профессиональном образовании [Текст] /Е.Н. Рябинова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 11 №4 (30) (6) «Педагогика и психология». «Филология и искусствоведение». – 2009. – С.1447-1452. (0,4 п.л.)

5.Рябинова, Е.Н. Формирование эталонной траектории усвоения учебной информации студентами [Текст] /Е.Н. Рябинова // Образование и саморазвитие. - №5 (15). – 2009. – С. 73-80. (0,5 п.л.)

6.Рябинова, Е.Н. Познавательно-деятельностная матрица как основа структуризации учебного материала [Текст] /Е.Н. Рябинова // Образование и саморазвитие. - №4 (14). – 2009. – С.192-198. (0,43 п.л.)

7.Рябинова, Е.Н. Технология обучения на основе синергетического подхода [Текст] /Е.Н. Рябинова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - №5. – 2009. – С. 22 29. (0,5 п.л.)

8.Рябинова, Е.Н. Инструментарий персональной модели обучения [Текст] /Е.Н. Рябинова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - №4. – 2009. – С. 99 – 105. (0,43 п.л.)

9.Рябинова, Е.Н. Интерактивный алгоритм использования инновационной индивидуально-корректируемой технологии обучения [Текст] /Е.Н. Рябинова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Технологии управления организацией. Качество продукции и услуг». - Выпуск 8. – 2009. – С.82 – 86. (0,32 п.л.)

10.Рябинова, Е.Н. Исследование зависимостей профессиональной компетентности будущих специалистов от личностных качеств обучающихся [Текст] /Е.Н. Рябинова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Технологии управления организацией. Качество продукции и услуг». - Выпуск 7. – 2008. – С.194-199. (0,4 п.л.)

11.Рябинова, Е.Н. Управляемость и измеримость познавательного процесса в высшей профессиональной школе [Текст] /Е.Н. Рябинова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Технологии управления организацией. Качество продукции и услуг». - Выпуск 6. – 2008. – С. 155 – 160. (0,4 п.л.)

12.Рябинова, Е.Н. Квалиметрия как количественная оценка качества усвоения учебного материала в профессиональном образовании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Технологии управления организацией. Качество продукции и услуг». - Выпуск 6. – 2008. – С. 146 – 154. (0,56 п.л.)

13.Рябинова, Е.Н. Инновационная индивидуально-корректируемая технология обучения фундаментальным дисциплинам [Текст] /Е.Н. Рябинова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Технологии управления организацией. Качество продукции и услуг». - Выпуск 5. – 2008. – С. 61 – 70. (0,625 п.л.)

14.Рябинова, Е.Н. Диагностический инструментарий определения коэффициентов персональной модели обучения [Текст] /Е.Н. Рябинова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Технологии управления организацией. Качество продукции и услуг». - Выпуск 5. – 2008.–С. 71 – 75. (0,32 п.л.)

15.Рябинова, Е.Н. Разработка технологии обучения на основе когнитивно-синергетического подхода [Текст] /Е.Н. Рябинова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Технологии управления организацией. Качество продукции и услуг». - Выпуск 5. – 2008. – С. 55 – 60. (0,4 п.л.)

16.Рябинова, Е.Н. Феноменологическая модель усвоения учебного материала с учетом фактора мотивации [Текст] /Е.Н. Рябинова, Б.А. Титов // Вестник СГАУ. – Самара: Изд-во ИПУ СГАУ, 2006. - №1(9). – С. 246-258. (0,8 п.л./0,4 п.л.)

17.Рябинова, Е.Н. Построение познавательно-деятельностной матрицы учебного процесса [Текст] /Е.Н. Рябинова, Б.А. Титов // Вестник СГАУ. – Самара: Изд-во ИПУ СГАУ, 2004. - №1(5). – С.153-158. (0,4 п.л./0,2 п.л.)

Научно-методические работы, статьи в журналах, сборниках научных трудов

18.Рябинова, Е.Н. Построение траектории обучения студентов технических вузов [Текст] /Е.Н. Рябинова, Б.А. Титов //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». №2 (12) 2009. С.91 – 98. (0,5 п.л./0,25 п.л.)

19.Рябинова, Е.Н. Применение адаптивной системы персонифицированной подготовки студентов в дистанционном образовании [Текст] /Е.Н. Рябинова, Б.А. Титов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». №1 (11) 2009. С.28 40. (0,8 п.л./0,4 п.л.)

20.Рябинова, Е.Н. Результаты психологического тестирования учащихся с целью формирования персонифицированной модели обучения [Текст] /Е.Н. Рябинова, Б.А. Титов // Вестник СамГТУ. Серия «Психолого-педагогические науки» – №2 (10). 2008. – С.25-36. (0,76 п.л./0,38 п.л.)

21.Рябинова, Е.Н. Построение математической модели усвоения учебного материала студентами с учетом фактора мотивации. [Текст] /Е.Н. Рябинова, А.В. Рябинов //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Математическая». №1 (9) 2009. С.125-140. (1,0 п.л./0,5 п.л.)

22.Рябинова, Е.Н. Задачи учебно-исследовательского характера в курсе высшей математики [Текст] /Е.Н. Рябинова, Е.И. Хмелевская // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - №1 (9). Самара: Изд-во СамГТУ, 2008. – С. 74 – 80. (0,48 п.л./0,24 п.л.)

23.Рябинова, Е.Н. Синергетическая среда в индивидуально-корректируемой технологии обучения с использованием познавательно-деятельностной матрицы [Текст] /Е.Н. Рябинова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки», №2 (8) – 2007. – Самара: Изд-во Самарского государственного технического университета, 2007. - С. 79-86. (0,5 п.л.)

24.Рябинова, Е.Н. Фактор памяти в процессе саморазвития учащихся [Текст] /Е.Н. Рябинова, Б.А. Титов // Сборник научно-методических работ «Саморазвитие учащейся молодежи», – Самара: СГППК, 2000. - С. 340-351. (0,75 п.л./0,36 п.л.)

25.Рябинова, Е. Н. Интегративные функции и принципы системно-целевого обучения математике. [Текст] /Е.Н. Рябинова // Сб. науч. трудов «Актуальные вопросы истории и методики преподавания математического анализа » - Ленинград: ЛГПИ, 1990. - С. 246 - 257. (0,75 п.л.)

26.Рябинова, Е. Н. Методика определения качества работы студентов в процессе лекционных и самостоятельных занятий. [Текст] /Е.Н. Рябинова, Г.П. Пивоварова // Сб. статей «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в вузе », - Куйбышев: КПтИ, 1988. - С. 2 - 15. – Деп. в НИИВШ 16. 03 88. № 392-88. (0,88 п.л./0,44 п.л.)

27.Рябинова, Е. Н. Методика определения качества работы студентов в процессе лекционных и самостоятельных занятий. [Текст] /Е.Н. Рябинова // Сб. науч. тр. № 199 «Пути и средства интенсификации учебного процесса». - М: МЭИ, 1989.- С. 44-51. (0,5 п.л.)

28.Рябинова Е. Н. Развитие познавательной деятельности студентов на основе профессионально направленного изучения математики //Межвуз. сб. «Формы и методы активации творческой деятельности студентов в процессе обучения ». – Петрозаводск: ПГУ, 1988. – С. 53-58. (0,4 п.л.)

29.Рябинова, Е.Н. Интеграция математического образования, профессиональной и научной деятельности будущих специалистов в вузе - основа развития их самостоятельности. [Текст] / М. Г. Гарунов, Ю. П. Самарин, Рябинова Е. Н. //Межвуз. сб. науч. трудов «Совершенствование содержания математического образования в школе и вузе». – Саранск: МГУ, 1988. – С. 4-13. (0,66 п.л./0,22 п.л.)

30.Рябинова, Е. Н. Развитие познавательной деятельности студентов на основе профессионально направленного изучения математики [Текст] /Е.Н. Рябинова //Межвуз. сб. науч. трудов «Математический анализ. Вопросы теории, истории и методики преподавания». – Ленинград: ЛГПИ 1988. – С. 104 – 107. (0,25 п.л.)

31.Рябинова, Е. Н. Парадигма профессионально направленного обучения математике. [Текст] /Е.Н. Рябинова // Сб. статей. «Активизация познавательной деятельности студентов при изучении высшей математики во втузе ». - Куйбышев : КПтИ, 1988. – С. 17 - -38. - Деп. в НИИВШ 03. 08. 88, № 1283 - 88. (1,4 п.л.)

32.Рябинова, Е. Н. Математическая подготовка инженера в системе высшего технического образования. [Текст] /Е.Н. Рябинова //Сб. тр. « Актуальные вопросы истории и методики преподавания математического анализа », - Ленинград: ЛГПИ 1988-С. 24-32. (0,56 п.л.)

33.Рябинова, Е.Н. Практика применения активного обучения в процессе изучения общеобразовательных дисциплин. [Текст] / Самарин Ю. П. Рябинова Е. Н., Бекренев А. Н. и др. - М : НИИВШ, 1987 - 44 с. ( Обзор. информ. НИИ пробл. высш. школы Сер. «Содержание, формы и методы обучения в высш. и сред. спец. школе» ; вып 8). (2,8 п.л./0,9 п.л.)

34.Рябинова, Е.Н. Системное управление и оптимизация нормирования самостоятельной работы студентов [Текст] / В.Н.Михелькевич, С. Ф Быстров, Е. Н. Рябинова, и др. - М: НИИВШ, 1985. - 48 с. - (Обзор, информ, НИИ пробл высш. школы Сер. «Содерж.. формы и методы обучения в высш. и сред. спец. школе». - Вып. 3 ). (3,0 п.л./1,0 п.л.)

35.Рябинова, Е.Н. Профессиональная подготовка будущих инженеров в процессе изучения курса высшей математики [Текст] /Ю. П. Самарин, Рябинова Е.Н. // Сборник научных трудов «Теория и практика активного обучения в вузе». - Куйбышев: КПтИ, 1985. – С. 3 – 9. (0,42 п.л./0,21 п.л.)

36.Рябинова, Е. Н. Системный подход к организации самостоятельной работы студентов при изучении высшей математики. [Текст] /Е.Н. Рябинова // Сб. научных трудов «Пути оптимизации обучения математике в вузе и школе в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы ». - Саранск: МГУ, 1985. - С. 34 - 41. (0,5 п.л.)

37.Рябинова, Е. Н. Системный подход к математической подготовке инженеров [Текст] /Е.Н. Рябинова // Сб. науч. тр. « Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения в вузе ». – Иркутск: ИГУ, 1985.- С. 121 - 126. (0,4 п.л.)

38.Рябинова, Е. Н. Творческо-поисковое обучение математике. [Текст] /Е.Н. Рябинова, И. Н. Мантрова/ Куйбышев политехн, ин. - т. - Куйбышев, 1985. - 47 с. –Деп. в НИИВШ 11. 06. 85, №542-85. (3,0 п.л./1,5 п.л.)

39.Рябинова, Е.Н. Пути совершенствования математического образования в техническом вузе. [Текст] / Ю. П.Самарин, Е. Н.Рябинова, М. Е. Лернер, М. Г. Гарунов // Международный журнал «Современная высшая школа». №4 (52), 1985. -С. 235- 248. (0,88 п.л./0,22 п.л.)

40.Рябинова, Е. Н. Профессиональная ориентация в математической подготовке инженера [Текст] /Е.Н. Рябинова // Межвузовский тематический сборник №40 «Организация и управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения » - М: МЭИ, 1984 - С. 156 - 163. (0,5 п.л.)

41.Рябинова, Е. Н. О связи различных типов и видов деятельности с уровнями усвоения знаний при обучении высшей математики в техническом вузе [Текст] /Е.Н. Рябинова //Сб. статей «Вопросы оптимизации учебного процесса». - Куйбышев: КПтИ, 1983 - С. 22 - 28. – Деп. в НИИВШ 20. 01. 84, № 129- 84. (0,43 п.л.)

42.Рябинова, Е. Н. Применение статистических методов к исследованию системы качественно-количественных показателей математической подготовки студентов. [Текст] /Е.Н. Рябинова, Ю. В.Шахова, Е. К. Залялова // Сб. статей «Внедрение математических методов в процессе подготовки инженерных и педагогических кадров». -Куйбышев: КПтИ, 1983. – С. 80. - 92. — Деп. в НИИ ВШ 13.06.84, №669-84. (0,84 п.л./0,28 п.л.)

43.Рябинова, Е.Н. Профессионально направленное изучение общетеоретических дисциплин в техническом вузе [Текст] / М Г. Гарунов, Е. Н. Рябинова, Ю. А. Кустов и др. - М : НИИВШИ, 1982. - 44 с. - (Обзор. информ. НИИ пробл. высш. школы и Сер. «Обучение в высш. и сред. спец. школе», вып. 11). (2,8 п.л./0,5 п.л.)

Материалы международных, всероссийских, межвузовских конференций

44.Рябинова, Е.Н. Один из методов структуризации учебной информации. [Текст] /Е.Н. Рябинова // «Границы и переход: социальные инновации в культурном процессе» Материалы 5-ой международной научной конференции. – Самара: СНЦ РАН, 2009. – С. 194-215. (1,4 п.л.)

45.Рябинова, Е.Н. Феноменологическая модель усвоения учебного материала студентами [Текст] / В.Н. Михелькевич, Е.Н. Рябинова // Сборник материалов Второй всероссийской научно-практической конференции «Интегративный характер современного математического образования», посвященной памяти заслуженного деятеля науки РФ, члена-корреспондента РАЕ, доктора физико-математических наук, профессора В.Ф. Волкодавова (Самара, 26-28 октября 2009 года) – Самара, 2009. – С. 274-284. (0,7 п.л./0,35 п.л.)

46.Рябинова, Е.Н. К вопросу об учебной логистике [Текст] / Б.А. Титов, А.В. Рябинов, Е.Н. Рябинова // Сборник научных трудов по материалам 4ой Международной научно-практической конференции «Логистика и экономика ресурса сбережения и энергосбережения в промышленности» (МНПК «ЛЭРЭП-4-2009») 21-23 сентября 2009 г. Том 1. – Самара, 2009. – С. 230-234. (0,33 п.л./0,11 п.л.)

47.Рябинова, Е.Н. Адаптивная система персонифицированной подготовки студентов [Текст] /Е.Н. Рябинова // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции «Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения» 7 июля 2009 г. – Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2009. _ С. 81-86. (0,4 п.л.)

48.Рябинова, Е.Н. Использование адаптивной системы персонифицированной подготовки студентов [Текст] /Е.Н. Рябинова // Материалы международной научно-методической конференции (15-17 апреля 2009 года). – Том 1/СГАСУ. – Самара, 2009, С. 344-347. (0,25 п.л.)

49.Рябинова, Е.Н. Система персонифицированной подготовки студентов технических вузов [Текст] /Е.Н. Рябинова // Материалы XVI Международной научно-методической конференции «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке» 13-14 февраля 2009 г. – С-Пб: СПбГПУ, 2009. – С. 160-161 (0,13 п.л.)

50.Рябинова, Е.Н. Использование инновационной индивидуально-корректируемой технологии обучения в профессиональном образовании [Текст] / Б.А. Титов, Е.Н. Рябинова // Материалы межрегиональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России» 5-6 февраля 2009 г. Самара: СГАУ, 2009. – С.214 216. (0,2 п.л./0,1 п.л.)

51.Рябинова, Е.Н. Определение коэффициентов персонализированной модели усвоения учебного материала [Текст] / Б.А. Титов, Е.Н. Рябинова // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции ученых и педагогов-практиков 24-25 марта 2008 г. – В 2 т. – Самара: СНЦ РАН, 2008. – Т. 2. С. 234 – 237. (0,25 п.л./0,13 п.л.)

52.Рябинова, Е.Н. Инновационная индивидуально-корректируемая технология обучения в области логистики [Текст] / Б.А. Титов, Е.Н. Рябинова // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12-15 сентября 2007 г. «Логистика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения в промышленности», Том 2. – Саратов: Изд-во Саратовского государственного технического университета, 2007. - С. 370-376. (0,43 п.л./0,22 п.л.)

53.Рябинова, Е.Н. Представление психолого-познавательных и деятельных составляющих учебного процесса [Текст] /Е.Н. Рябинова // Материалы Х Всероссийской конференции-семинара 1, 2 ноября 2007 г. «Проектирование, контроль и управление качеством продукции и образовательных услуг». – Москва-Тольятти-Сызрань: Изд-во Самарского государственного технического университета, 2007. - С. 318-321. (0,25 п.л.)

54.Рябинова, Е.Н. Синергетический подход к построению индивидуально-корректируемой технологии обучения [Текст] /Е.Н. Рябинова // Сборник статей Международной научно-технической конференции «Синергетика природных, технических и социально-экономических систем», Часть 1. – Тольятти: Изд-во Тольяттинского государственного университета сервиса, 2007. - С. 183-189. (0,43 п.л.)

55.Рябинова, Е.Н. Формирование учебной нагрузки в процессе обучения [Текст] /Е.Н. Рябинова, Б.А. Титов // Сборник трудов Всероссийской научно – методической конференции «Системный подход к обеспечению качества высшего образования». - Тольятти: ТолПИ, 2000. - С. 130-137. (0,5 п.л./0,25 п.л.)

Научные отчеты, учебные пособия, методические рекомендации и указания

56.Рябинова, Е.Н. Интегралы по мере: учеб. метод. пособ. [Текст] / М. А.Евдокимов, Е. Н. Рябинова – Самара: СамГТУ, 2003.-72с. (4,5 п.л./2,25 п.л.)

57.Рябинова, Е.Н. Определенный интеграл функции одной переменной: учеб. метод. пособ. [Текст] / М. А. Евдокимов, Е. Н. Рябинова – Самара: СамГТУ, 2000.-66с. (4,2 п.л./2,1 п.л.)

58.Рябинова, Е.Н. Методические указания к заданиям и типовому расчету по комплексным числам для студентов электрорадио специальностей. [Текст] / Е. Н. Рябинова, Г.А. Сахабиева – Самара: СамГТУ, 1998. - 42 с. (2,64 п.л./1,32 п.л.)

59.Рябинова, Е.Н. Разработка концепции и организационно-методических основ интегрированной образовательной системы «Технологический лицей – младший колледж технического вуза». Отчет о НИР. [Текст] / В.Н. Михелькевич, Е.Н. Рябинова - Самара: СамПИ, 1992. – 100 с. (6,4 п.л./3,2 п.л.)

60.Рябинова, Е.Н. Разработка комплексной системы форм и методов развития у студентов самостоятельной деятельности в условиях интеграции производства, науки и образования в вузе. Отчет о НИР. [Текст] / М.Г. Гарунов, А.А. Аюрзанайн, Е.Н. Рябинова и др. / М: НИИ ВШ, 1990. – 120 с. (7,5 п.л.)

61.Рябинова, Е.Н. Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации преподавателям. [Текст] /Е.Н. Рябинова, А. В.Немков – Куйбышев: КПтИ, 1988.-10 с. (0,62 п.л./0,31 п.л.)

62.Рябинова, Е.Н. Активные методы изучения математики в вузе: Учебное пособие. [Текст] / Ю. П.Самарин, Е. Н. Рябинова - Куйбышев: КГУ, 1987 - 87 с. (5,4 п.л./2,7 п.л.)

63.Планы учебных занятий студентов для факультета автоматики и измерительной техники и электротехнического факультета (1 курс 1 и 2 семестры) / Под ред. А.В. Немкова, Е.Н Рябиновой. – Куйбышев: КПтИ, 1988. – 181 с. (11,8 п.л./5,9 п.л.)

64.Рябинова, Е.Н. Профессионально направленное изучение фундаментальных дисциплин в техническом вузе [Текст] / М. Г. Гарунов, Е. Н. Рябинова, Ю.А. Кустов и др. // Методические рекомендации для научно - педагогических работников высших учебных заведений. Куйбышев: КптИ, 1985. -28 с. (1,75 п.л./0,5 п.л.)

65.Рябинова, Е.Н. Вопросы и задачи по теории вероятностей в электроэнергетике: Учебное пособие. [Текст] /Е.Н. Рябинова, А В.Покровский - Куйбышев: КуАИ, 1983.-102с. (6,4 п.л./3,2 п.л.)

66.Рябинова, Е.Н. Учебные задания научно-исследовательского характера для студентов специальностей 0301, 0302, 0605, 0315. [Текст] /Е.Н. Рябинова, А. В. Покровский - Куйбышев: КПтИ, 1983 - 16 с. (1,0 п.л./0,5 п.л.)

67.Рябинова, Е.Н. Разработка дидактических основ совершенствования познавательной деятельности Отчет о НИР№ 405-81. [Текст] / В.И. Гроздева, М.Г. Гарунов, Е.Н. Рябинова и др. – М.: НИИ ВШ, 1981. – 140 с. (15,0 п.л.)