Научная тема: «СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСК АЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТО СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕЙ ПРО ФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Система среднего профессионального образования как актуальная, эффективно функционирующая и саморазвивающаяся обеспечивается деятельностью профессионально конкурентоспособных специалистов.
  2. Процессы развития профессиональной конкурентоспособности и актуализации социальнопедагогической инициативы специалистов средней профессиональной школы (колледжа и техникума) взаимосвязаны.
  3. Эффективность развития профессиональной конкурентоспособности специалистов учреждений среднего профессионального образования на основе актуализации социальнопедагогической инициативы обеспечивается в соответствии с социальнопедагогической концепцией, основными положениями которой являются: 1) профессионально-педагогическая деятельность специалистов средней профессиональной школы обусловлена закономерностями процесса перехода потенциального в актуальное, направлена на осознание преподавателем собственных профессионально значимых личностных особенностей и активное проявление их в профессиональной деятельности; 2) взаимосвязь указанных процессов обеспечивается в рамках модели развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы, в интегративном виде представленной: на базе содержательной модели профессиональной компетентности специалиста; на содержательной модели квалификационного стандарта педагога; на структурнофункциональной модели актуализации профессиональнопедагогического потенциала, структурнофункционального ин варианта внутренней и внешней регуляции процессов актуализации социально педагогической инициативы специалиста средней профессиональной школы; 3) развитие профессиональной конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы на основе актуализации социальнопедагогической ини циативы имеет уровневую организацию (теоретический, нормативный, технологический, процессуальнорезультативный) и обеспечивается на основе актуализации социальнопедагогической инициативы специалистов учреждений среднего професси онального образования, основные структурнофункциональные компоненты которой включены в контуры внутренней и внешней регуляции; 4) развитие профессиональной конкурентоспособности специалистов сред ней профессиональной школы на основе актуализации социальнопедагогической инициативы реализуется в соответствии с закономерностями (эффективность раз вития конкурентоспособности специалистов учреждений среднего профессио нального образования определяется совокупностью объективных и субъективных факторов; процессы профессиональной подготовки студентов, профессионально педагогическая деятельность и развитие профессиональной конкурентоспособности специалистов учреждений среднего профессионального образования взаимосвязаны; взаимосвязь компонентов образовательного процесса определяет эффективность развития конкурентоспособности специалистов учреждений среднего профессионального образования) и вытекающими из низ принципами развития конкурентоспособности (отказ от узкопрофессионального образования, ориентиро ванного только на конкретное производство; определение специальностей, пользующихся спросом на рынке труда; содействие региону в осуществлении модернизации среднего профессионального образования; подготовка специалистов на основе взаимодействия и сотрудничества с предприятием - заказчиком образовательных услуг); 5) взаимосвязь развития профессиональной конкурентоспособности специа листов и актуализации социальнопедагогической инициативы обеспечивается на основе базовых образовательных технологий - диагностирующий семинартренинг, рефлексивномотивирующий семинартренинг, обучающий семинартренинг, кон струирующий семинартренинг; 6) реализация во взаимосвязи указанных процессов и технологий в рам ках структурнофункциональной модели осуществляется с учётом комплекса организационнопедагогических условий эффективности решаемых задач актуализации и развития профессиональных конкурентоспособности специалистов: - активизация всех видов деятельности специалистов как компонента процесса профессиональной подготовки студентов на основе выявленных интересов, склонностей, способностей; - использование личностнопрофессиональной рефлексии как фактора развития конкурентоспособности специалистов; - организация социального партнерства студентов и специалистов на основе комплекса видов деятельности в процессе профессиональной подготовки; - реализация концептуальнометодической модели процесса профессиональной подготовки, ориентированной на развитие конкурентоспособности специалистов; 7) методическое обеспечение указанного комплекса организационно педагогических условий предполагает принятие ценностей профессиональной актуализации, поддержку независимости индивидуальных ценностей специалистов, развитие способностей к системному видению педагогической реальности и к овладению современными педагогическими технологиями; 15 8) процесс профессиональнопедагогической деятельности специалистов учреждений среднего профессионального образования сопровождается мониторинговыми исследованиями личностного роста педагогов в процессе актуализации социальнопедагогической инициативы и развития их профессиональной кон курентоспособности, что обеспечивает получение статистически значимых результатов экспериментальной проверки эффективности концепции в целом.
Список опубликованных работ
Монографии, научно-методические и учебные пособия

1. Гришин, А.В. Профессиональное образование. Методология деятельности : монография / А.В. Гришин, В.А. Беликов, А.С. Валеев, Н.Г. Корнещук, Л.А. Савинков. – М. : Владос, 2009. – 334 с. (4,2 п. л.; тираж 1000 экз.).

2. Гришин, А.В. Проблема актуализации социально-педагогической инициати- вы специалистов профессиональной школы : монография / А.В. Гришин. – Челябинск : Акме-Проф, 1999. – 110 с. (6,8 п. л.; тираж 1000 экз.).

3. Гришин А.В. Актуализация социально-педагогической инициативы специ- алистов средней профессиональной школы : монография / А.В. Гришин. – Магни- тогорск : МаГУ, 2007. – 113 с. (7 п. л.; тираж 1000 экз.).

4. Гришин А.В. Актуализация социально-педагогической инициативы и раз- витие профессиональной конкурентоспособности специалистов средней професси- ональной школы : монография / А.В. Гришин. – Магнитогорск : МаГУ, 2007. – 186 с. (11,6 п. л.; тираж 1000 экз.).

5. Гришин, А.В. Профессиональное образование как система учебно- профессиональной деятельности будущих специалистов : монография / А.В. Гришин и др. – Магнитогорск : ФГОУ СПО «МГППК», 2009. – 162 с. (2,5 п. л.; тираж 800 экз.).

6. Гришин, А.В. Развитие конкурентоспособности специалистов средней про- фессиональной школы на основе актуализации социально-педагогической инициативы : монография / А.В. Гришин. – Челябинск : ЧИРПО, 2009. – 258 с. (16 п. л.; тираж 1000 экз.).

7. Гришин, А.В. Изучение профессионально-личностного развития педагоги- ческих кадров в процессе повышения их квалификации : метод. рекомендации / А.В. Гришин. – Челябинск : ЧИРПО, 1998. – 12 с. (0,75 п. л.; тираж 500 экз.).

8. Гришин, А.В. Изучение профессионально-личностного развития педагоги- ческих кадров профессиональной школы в процессе повышения их квалификации : метод. рекомендации / А.В. Гришин. – Челябинск : ЧИРПО, 1998. – 24 с. (1,5 п. л.; тираж 500 экз.).

9. Гришин, А.В. Изучение актуализации профессионально-психологического потенциала педагогов профессиональной школы в процессе диагностирующего семинара-тренинга : метод. рекомендации / А.В. Гришин, Э.Ф. Зеер. – Челябинск : ЧИРПО, 1999. – 12 с. (0,3 п. л., тираж 500 экз.).

10. Гришин, А.В. Проектирование и выполнение экономических расчётов в дипломных проектах (работах) с использованием персонального компьютера : учеб. пособие / А.В. Гришин, Ю.В. Шелопут. – Челябинск : Фрегат, 2002. – 148 с. (4,6 п. л.; тираж 800 экз.).

11. Гришин, А.В. Личностно-ориентированное образование : учеб. пособие (хре- стоматия) / А.В. Гришин, Ф.Н. Клюев, Г.Г. Конев. – Челябинск : ЧИРПО, 2003. – 135 с. (2,8 п. л.; тираж 1000 экз.).

12. Гришин, А.В. Личностно-ориентированное образование : учеб. пособие (тезаурус) / А.В. Гришин, Ф.Н. Клюев, Г.Г. Конев. – Челябинск : ЧИРПО, 2003. – 204 с. (4,3 п. л., тираж 800 экз.).

13. Гришин, А.В. Выполнение дипломных проектов (работ) с использованием персонального компьютера : учеб. пособие / А.В. Гришин, С.В. Тюков, Ю.В. Шело- пут. – Челябинск : Фрегат, 2002. – 152 с. (3,2 п. л.; тираж 800 экз.).

Публикации в изданиях, включённых в реестр ВАК Минобрнауки РФ

14. Гришин, А.В. Педагогические аспекты актуализации социально- педагогической инициативы специалистов профессиональной школы (в системе по- вышения квалификации) / А.В. Гришин, Л.М. Кустов // Образование и наука : Изве- стия Уральского отделения РАО. – 2002. – №1 (13). – С. 27–37.

15. Гришин, А.В. Программно-методическое обеспечение процесса повыше- ния профессиональной квалификации специалистов / А. В. Гришин, В. А. Беликов, С. П. Беловолова, А. С. Валеев, Н. Я. Сайгушев // Сибирский педагогический жур- нал. – 2008. – № 11. – С. 422–434.

16. Гришин, А.В. Технологии развития конкурентоспособности специа- листов средней профессиональной школы на основе актуализации социально- педагогической инициативы / А.В. Гришин и др. // Мир науки, культуры, образова- ния. – 2009. – № 4. – С. 213–216.

17. Гришин, А.В. Профессиональное развитие личности будущего учителя технологии в процессе профессиональной подготовки в вузе / А.В. Гришин, А.С. Валеев // Вестник ЧГПУ. – 2009. – № 6. – С. 32–43.

18. Гришин, А.В. Техническое творчество учащихся в процессе практиче- ского обучения в негосударственных учреждениях дополнительного образования / А.В. Гришин, А.Л. Николаев // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 5. – С. 218–226.

19. Гришин, А.В. Дифференциация процесса профессиональной подготовки учащихся профессиональных училищ / А.В. Гришин, О.В. Поленин // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №6. – С. 134–139.

20. Гришин, А.В. Развитие профессиональной конкурентоспособности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в колледже / А.В. Гришин // Си- бирский педагогический журнал. – 2009. – № 6. – С. 189–200.

21. Гришин, А.В. Основания разработки методической модели процесса про- фессиональной подготовки студентов колледжа / А.В. Гришин, С.А. Махновский // Вестник ЮУрГУ. – 2009. – С. 18–23.

22. Гришин, А.В. Обеспечение качества профессиональной подготовки сту- дентов на основе деятельности / А.В. Гришин // Вестник ЧГПУ. – 2010. – №2. – С. 134–142.

23. Гришин, А.В. Педагогическое управление качеством образования студен- тов колледжа // А.В. Гришин, А.В. Лашин // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С. 187–192.

24. Гришин А.В. Рефлексивно-деятельностная модель формирования у сту- дентов позитивной установки на повышение эффективности профессиональной подготовки / А.В. Гришин, Т.В. Блохина // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С. 210–216.

Статьи в журналах и сборниках научных трудов

25. Гришин, А.В. Актуализация социально-педагогической инициативы ра- ботников среднего профессионального образования как фактор развития образова- тельного учреждения / А.В. Гришин // Информационный бюллетень по совершен- ствованию учебно-методической работы государственных образовательных учреж- дений среднего профессионального образования автомобильного транспорта. – М. : Минтранс РФ – ЦУМК АТ, 2002. – Вып. 2. – С. 65–68.

26. Гришин, А.В. Управление качеством профессионально-квалификационной структуры кадров как фактор модернизации среднего профессионального образова- ния / А.В. Гришин // Информационный бюллетень по совершенствованию учебно- методической работы государственных образовательных учреждений среднего профес- сионального образования автомобильного транспорта. – М. : Минтранс РФ – ЦУМК АТ, 2002. – Вып. 5. – С. 65–68.

27. Гришин, А.В. Проблема личностно-ориентированных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / А.В. Гришин // Сборник научных работ аспирантов ЧГПУ. – Челябинск : ЧГПУ, 1999. – С. 53–58.

28. Гришин, А.В. Проблема подготовки преподавателей среднего специально- го учебного заведения к индивидуализации профессионального воспитания студен- тов / А.В. Гришин // Сборник научных работ аспирантов ЧГПУ. – Челябинск : ЧГПУ, 1999. – Вып. 1. – С. 13–18.

29. Гришин, А.В. Использование методики трансактного анализа при изу- чении профессиональных деформаций социально-ролевого общения педагогов / 43 А.В. Гришин, Л.М. Кустов // Проблемы формирования профессиональной на- правленности молодёжи / под ред. А.Я. Найна. – Челябинск : УралГАФК, 2000. – Вып. 7. – С. 49–54.

30. Гришин, А.В. Структурные компоненты модели процесса развития кон- курентоспособности студентов колледжа / А.В. Гришин, А.Л. Николаев // Южно- Уральский педагогический журнал. – 2009. – № 1. – С. 21–25.

31. Гришин, А.В. Определение цели профессионального образования студен- тов на основе компетентностного подхода / А.В. Гришин, В.А. Беликов // Южно- Уральский педагогический журнал. – 2009. – № 1. – С. 106–110.

32. Гришин, А.В. Факторы успешности профессиональной деятельности пре- подавателей учреждений дополнительного образования / А.В. Гришин, О.В. Поле- нин // Южно-Уральский педагогический журнал. – 2009. – № 1. – С. 285–286.

33. Гришин, А.В. Педагогические технологии формирования конкурентоспо- собности специалистов профессиональной школы / А.В. Гришин // Школа-вуз-наука : сб. науч. статей / под общ. ред. Л.И. Савва. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – С. 46–51.

34. Гришин, А.В. Факторы и условия развития профессиональной конкурен- тоспособности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки / А.В. Гришин, О.В. Поленин, А.Л. Николаев // Проблемы образования и развития личности учащихся : сб. науч. трудов докторантов, аспирантов, соискателей и пре- подавателей кафедры педагогики МаГУ / под ред. В. А. Беликова. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – С. 22–28.

35. Гришин, А.В. Развитие профессиональной конкурентоспособности бу- дущих специалистов в процессе профессиональной подготовки / А.В. Гришин, А.Л. Николаев, О.В. Поленин // Проблемы человека в образовании : материалы ре- гион. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Л. И. Савва. – Магнитогорск : МаГУ. – 2008. – С. 144–148.

36. Гришин, А.В. Аспекты понятия профессиональной деятельности пре- подавателей колледжа / А.В. Гришин // Учебное занятие : поиск, инновации, пер- спективы : науч.-метод. сб. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. – № 11 – С. 129–132.

37. Гришин, А.В. Педагогические технологии формирования качеств конку- рентоспособности специалистов профессиональной школы / А.В. Гришин // Про- блемы образования и развития личности учащихся : сб. науч. трудов. – Магнито- горск : МаГУ, 2009. – Ч. 1. – С. 34–40.

Материалы выступлений на научно-практических конференциях

38. Гришин, А.В. Методические аспекты разработки проекта эксперименталь- ной педагогической деятельности : техническое задание и программа эксперимен- та / А.В. Гришин // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень : ТГУ, 1998. – С. 39–41.

39. Гришин, А.В. Личностно-ориентированные технологии повышения ква- лификации педагогических работников учреждений профессионального образова- ния : психолого-педагогический аспект / А.В. Гришин // Традиции и новаторство 44 в развитии образования : материалы науч.-практ. конф. – Тюмень : ТГУ, 1999. – Ч. 1. – С. 116–118.

40. Гришин, А.В. Актуализация социально-педагогической инициативы как фактор управления качеством образования / А.В. Гришин, Л.М. Кустов // Управле- ние качеством образования в муниципальном образовательном пространстве : ма- териалы выступлений участников Всерос. науч.-практ. конф. – Челябинск : ЧГПУ, 2001. – С. 21–24.

41. Гришин, А.В. Нормативные предпосылки становления и сущности личностно-ориентированного профессионального образования / А.В. Гришин, Г.Г. Конев, Л.М. Кустов // Личностно-ориентированное профессиональное об- разование : сб. науч. трудов 2-й науч.-практ. конф. (29–30 окт. 2002 г.). – Екатеринбург : УрОРАО-РГППУ, 2002. – С. 87–92.

42. Гришин, А.В. Проблемы дополнительного профессиональ- ного образования (повышения квалификации) специалистов систе- мы НПО : актуальные проблемы профессиональной подготовки / А.В. Гришин, Л.М. Кустов // IX областная научно-практическая конферен- ция (10–11 дек. 2002 г.) : материалы докладов и сообщений. – Челябинск : ЧИРПО, 2002. – Ч. 2. – С. 78–88.

43. Гришин, А.В. Проблема развития профессионализма личности управлен- ческих кадров профессионального образования / А.В. Гришин // III Всероссийская научно-практическая конференция (28–29 окт. 2003 г.) : материалы выступлений участников. – Екатеринбург : РГППУ, 2003. – С. 96–101.

44. Гришин, А.В. Социальное партнерство как фактор повышения эффек- тивности начального и среднего профессионального образования / А.В. Гри- шин, В.А. Беликов, В.Г. Третьяков // Гуманизация образования в России : сб. науч. трудов регион. науч. интерактивной конф. – Магнитогорск : МаГУ, 2007. – С. 22–26.

45. Гришин, А.В. Методическая модель профессионального образования сту- дентов колледжа / А.В. Гришин, В.Г. Третьяков, Т.П. Рахлис // Проблемы челове- ка в образовании : материалы регион. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Л.И. Сав- ва. – Магнитогорск : МаГУ. – 2007. – С. 139–143.

46. Гришин, А.В. Методическая модель развития конкурентоспособности сту- дентов колледжа на основе трудовой деятельности в процессе их профессиональ- ной подготовки / А.В. Гришин, В.Г. Третьяков // Гуманизация образования в Рос- сии : сб. материалов регион. науч. интерактивной конф. – Магнитогорск : МаГУ, 2007. – С. 55–63.

47. Гришин, А.В. Педагогические аспекты повышения эффективности профессиональной деятельности преподавателей колледжа / А.В. Гришин // Гу- манизация образования в России : сб. материалов регион. науч. интерактив- ной конф. (Магнитогорск, 11 февр. 2008 г.). – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – С. 79–81.

48. Гришин, А.В. Педагогические технологии формирования конкурентоспо- собности специалистов средней профессиональной школы / А.В. Гришин // Совре- менные технологии образования : сб. науч. трудов III Всерос. заочной науч.-практ. конф. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – С. 27–32.

49. Гришин, А.В. Факторы и условия развития конкурентоспособности спе- циалистов средней профессиональной школы // Социальное партнёрство в систе- ме СПО : материалы науч. конф. (12 янв. 2010 г.). – Магнитогорск : ФГОУ СПО «МГППК», 2009. – С. 78–81.

50. Гришин, А.В. Интегративные направления развития среднего професси- онального образования в России / А.В. Гришин // Социальное партнёрство в си- стеме СПО : материалы науч. конф. (12 янв. 2010 г.). – Магнитогорск : ФГОУ СПО «МГППК», 2010. – С. 144–150.