- Деятельностно-компетентностный подход выступает при проектировании системы подготовки учителя начальных классов к активизации образовательного процесса методологическим регулятивом построения и переноса в содержание высшего педагогического образования моделей эффективного выполнения учителем социокультурных и профессиональных функций, а также теоретической основой построения компетентностно-ориентированного содержания образования и технологий обучения, обеспечивающих формирование общекультурных, профессиональных и предметно-специализированных компетенций, отвечающих требованиям образовательных стандартов нового поколения, критериальной базой для оценки эффективности и управления качеством профессионально-педагогического образования будущего учителя.
- В качестве отправных методологических положений построения системы подготовки учителя начальных классов к активизации образовательного процесса принята общая теория систем, теория моделирования и управления, закономерности организации педагогического процесса, теория познания. Концептуальную основу проектирования целей и содержания компетентностного образования будущего учителя начальных классов составляет система методологических принципов: единство исторического и логического в педагогическом познании, всестороннее изучение связей между объектами, системность в исследовании педагогических процессов, движения от абстрактного к конкретному как всеобщей закономерности, противоречия как источника развития образовательных процессов, диалектического единства теории и практики.
- Профессиональная компетентность учителя обозначена как личностное новообразованием, включающее высокий уровень теоретико методологических, психолого-педагогических и методических знаний, обобщенные способы выполнения профессиональных действий, совокупность профессионально ценностных отношений, а также опыт исследовательской деятельности, являющихся критериями становления учителя-профессионала. Исходя из обозначенных проектом стандартов ВПО третьего поколения по направлению «Педагогическое образование» общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, разработаны предметно-специализированные компетенции, являющиеся не только целью, но и средством эффективной подготовки учителя к активизации образовательного процесса в начальной школе.
- Организация процесса обучения школьников в соответствии с ФГОС начального образования третьего поколения происходит на метапредметной основе и предполагает развитие их учебной активности в процессе формирования универсальных учебных действий, реализующих главную цель начальной школы - формирование умения учиться. Интегративное содержание предмета «Окружающий мир» позволяет развивать учебную активность школьников на основе формирования коммуникативных, личностных, познавательных, регулятивных учебных действий в контексте усвоения учебного материала предмета.
- Теоретическая модель подготовки учителя начальных классов к активизации образовательного процесса на метапредметной основе, включающая методологический, целевой, инфраструктурный, содержательный, процессуальнотехнологический и рефлексивно-оценочный блоки, характеризуется целостностью и взаимообусловленностью двух процессов: развития учебной активности младших школьников и формирования готовности учителя к выработке у них универсальных учебных действий.
- Содержание системы подготовки учителя начальных классов к активизации образовательного процесса в условиях реализации модульно компетентностного подхода задается в виде описания модулей учебной дисциплины «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» (базового и профессиональной специализации по активизации процесса обучения), спецкурсов «Инновационные технологии преподавания окружающего мира» и «Методика эколого-краеведческого образования», педагогической и полевой практик, снабженных диагностическим инструментарием в виде общекультурных, профессиональных и предметно-специализированных компетенций.
- Оптимизация подготовки учителя представлена как управление учебным процессом педвуза, организуемое на основе учета закономерностей, принципов, современных методов и технологий обучения с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов как готовности к решению задач активизации образовательного процесса в начальной школе на метапредметной основе. Главным условием повышения готовности учителя к решению названных задач выделено развитие рефлексии студентами собственной педагогической деятельности как механизма включения в содержание образования не только учебного материала изучаемой дисциплины, но и способов работы с ним, т.е. развитие методических знаний и умений студентов в действии. В качестве инструментария оптимизации подготовки учителя использовались: активизирующие методы и приемы (дискуссия, игра, моделирование, решение нестандартных методических задач, защита проекта), формы (лекциядискуссия, мастер-класс), технологии обучения (линейно-концентрического и модульного обучения, организации деятельностной самостоятельной работы).
- Использование критериально-оценочного аппарата, включающего критерии оценки учебной активности (мотивационный, ориентировочный, содержательно-операционный, энергетический, рефлексивный), соответствующие им показатели, уровни сформированности универсальных учебных действий у младших школьников (нулевой, сотрудничества, неадекватный, адекватный, самостоятельности, творческий) и средства их измерения; а также критерии (мотивационно-целевой, гностический, оценочно-рефлексивный, теоретикометодический, коммуникативно-управленческий), соответствующие им показатели, уровни готовности учителя начальных классов к активизации образовательного процесса на метапредметной основе (деятельностно воспроизводящий, понятийный, мировоззренческий) и средства их измерения позволяют отслеживать прямую корреляционную зависимость сформированности универсальных учебных действий младших школьников от готовности к их формированию у учителя начальных классов.
- Дидактическое обеспечение подготовки учителя к организации процесса обучения младших школьников на метапредметной основе (в курсе «Окружающий мир») в условиях модернизированного учебного процесса в педагогическом вузе способствует поэтапному развитию компонентов готовности учителя начальных классов к формированию учебной активности школьников.
1. Кропочева, Т.Б. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках естествознания: Монография [Текст] / Т.Б. Кропочева. – Новокуз- нецк: Изд-во НГПИ, 2001. – 165 с. (10,3 п. л.).
2. Кропочева, Т.Б. Естественнонаучная подготовка младших школьников в системе начального общего образования: Монография [Текст] / Т.Б. Кропочева. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2007. – 328 с. (20,5 п.л.).
3. Кропочева, Т.Б. Технологии оптимизации процесса обучения студентов педвуза [Текст] / Т.Б. Кропочева // Образовательно инновационные техноло- гии: теория и практика: Монография / Под общ. ред. О.И. Кирикова. – Книга 1. Воронеж: ВГПУ, 2008. – С. 173 186 (0,9 п.л.).
4. Кропочева, Т.Б. Теоретико-методологические основы конструирования со- держания и методики преподавания начального естествознания [Текст] / Т.Б. Кропочева // Педагогика: семья-школа-общество: Монография / Под общ. ред. О.И. Кирикова. – Книга 17. Воронеж: ВГПУ, 2009. – С. 54 70 (1,06 п.л.).
5. Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие [Текст] / Т.Б. Кропочева. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. 126 с. (7,9 п.л.).
II. Статьи в журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования РФ для публикаций основных положений докторской диссертации:
6. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе [Текст] / Т.Б. Кропочева // Начальная школа.2002.-№ 1.С.57-63 (1,1 п.л.).
7. Кропочева, Т.Б. Опыт использования методического журнала в подготовке учителя [Текст]/Т.Б. Кропочева // Начальная школа.-2007.-№1.-С.13-17(0,8 п.л.).
8. Кропочева, Т.Б. Проблемы естественнонаучного образования в современ- ной начальной школе [Текст] / Т.Б. Кропочева // Педагогическое образование и наука. – 2007. № 4. – С. 52 – 55 (0,5 п.л.).
9. Кропочева, Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе [Текст] /Т.Б. Кропочева // Начальная школа. 2007. №11. С. 48 53 (1 п.л.).
10. Кропочева, Т.Б. Проведение экологических исследований в начальной школе [Текст] / Т.Б. Кропочева // Начальная школа плюс До и После. – 2008. - № 3. – С. 81 84 (0,6 п.л.).
11. Кропочева, Т.Б. Метод проектов как способ оптимизации процесса подго- товки студентов педвуза к естественнонаучному образованию младших школь- ников [Текст] / Т.Б. Кропочева // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - № 14. – С. 295 – 304 (1 п. л.).
12. Кропочева, Т.Б. Полевая практика по методике преподавания естество- знания в формировании профессиональных умений студентов педвуза [Текст] / Т.Б. Кропочева // Вестник Томского государственного педагогического универ- ситета. – 2009. № 1 (79). – С. 107 – 110 (0,6 п.л.).
13. Кропочева, Т.Б. Курс методики преподавания естествознания в системе профессиональной подготовки студентов педвуза [Текст] / Т.Б. Кропочева // Высшее образование сегодня. – 2009. № 2. – С. 76 79 (0,67 п.л.).
14. Кропочева, Т.Б. Концептуальные основы курса методики преподавания естествознания в педагогическом вузе [Текст] Т.Б. Кропочева // Педагогическое образование и наука. – 2009. № 2. – С. 37 – 43 (0,8 п.л.).
III. Учебно-методические пособия и рекомендации:
15. Кропочева, Т.Б. Курсовые работы по методике природоведения: Методи- ческие рекомендации [Текст] / Т.Б. Кропочева. – Новокузнецк: НГПИ, 1996. – 34 с. (2,1 п.л.).
16. Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения: Мето- дические рекомендации [Текст] / Т.Б. Кропочева. – Новокузнецк: ТОО «Юно- на», 1997. – 52 с. (3,25 п. л.).
17. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения: Методические рекомендации [Текст] / Т.Б.Кропочева.Новокузнецк: ИПК,1999.42 с.(2,6п.л.).
18. Кропочева, Т.Б. Словарь естественнонаучных терминов для учителя на- чальных классов: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Б. Кропочева. Но- вокузнецк: ИПК, 2001. – 57 с. (3,6 п. л.).
19. Кропочева, Т.Б. Система наблюдений природы младшими школьниками: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Б. Кропочева. Новокузнецк: ИПК, 2001. – 32 с. (2 п. л.).
20. Кропочева, Т.Б. Подготовка учителя к урокам естествознания: Учебно- методическое пособие [Текст] / Т.Б. Кропочева. Новокузнецк: КузГПА, 2004. - 30 с. (1,9 п.л.).
21. Кропочева, Т.Б. Межпредметные связи в обучении младших школьников естествознанию и математике: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Б. Кропочева, И.В. Щербакова. Новокузнецк: КузГПА, 2004. 83 с. (5,2/4 п.л.).
22. Кропочева, Т.Б. Дневник наблюдений природы Кемеровской области: Учебное пособие [Текст] / Т.Б. Кропочева, Г.П. Николаевская. – Новокузнецк: НГПИ, 2004. 1-2 классы. 39 с. (2,4/2 п.л.); 3-4 классы. 56 с. (3,5/2,7 п.л.).
23. Кропочева, Т.Б. Тетрадь по методике естествознания (для тестового кон- троля): Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Б. Кропочева.Новокузнецк: КузГПА, 2004. 57 с. (3,6 п.л.).
24. Кропочева, Т.Б. Педагогическая практика в профессиональной подготов- ке учителя: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Б. Кропочева, О.Ю. Ель- кина и др. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006. 104 с. (6,5/0,3 п.л.).
IV. Статьи в научно-методических журналах и сборниках:
25. Кропочева, Т.Б. Проблема формирования и активизации учебной дея- тельности в истории методики обучения природоведению (XVIII – XX вв.) [Текст] / Т.Б. Кропочева // Непрерывное образование и самореализация лично- сти в условиях социальных перемен: Материалы 2 Российских педагогических чтений памяти Н.Н. Чистякова. – Кемерово, 2000. – С. 270 – 274 (0,3 п.л.).
26. Кропочева, Т.Б. Стандартизация процесса обучения предметам естест- веннонаучного цикла в современной начальной школе [Текст] / Т.Б. Кропочева // Дошкольное и начальное образование: наука и практика / Под ред. М.Н. Яки- мовой. – Новокузнецк: ИПК, 2001. – С. 157 170 (0,9 п. л.).
27. Кропочева, Т.Б. Актуальные вопросы совершенствования педагогическо- го мастерства учителя начальных классов [Текст] / Т.Б. Кропочева // Дошколь- ное и начальное образование: наука и практика / Под ред. М.Н. Якимовой. – Новокузнецк: ИПК, 2001. – С. 182 194 (0,8 п. л.).
28. Кропочева, Т.Б. Личностно ориентированное обучение естествознанию [Текст] / Т.Б. Кропочева // Методологические и методические основы исследо- ваний в области биологического образования: Материалы методологического семинара. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 123-126 (0,25 п.л.).
29. Кропочева, Т.Б. Проблемы формирования и активизации познавательной деятельности на уроках естествознания в начале XX века // Экологическое и биологическое образование: методология, теория и методика обучения. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – С. 100 – 103 (0,25 п. л.).
30. Кропочева, Т.Б. Организация научно-исследовательской деятельности студентов педагогических вузов в области методики преподавания естество- знания [Текст] / Т.Б. Кропочева // Методология и методика научных исследова- ний в области биологического и экологического образования: Сборник мате- риалов III методологического семинара.СПб.: Тесса, 2003.С.36-39 (0,25 п.л.).
31. Кропочева, Т.Б. Научно-методические основы подготовки студентов к преподаванию вариативных курсов естественнонаучного цикла в начальной школе [Текст] / Т.Б. Кропочева // Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования: Выпуск 2, часть 2. – СПб.: Изд-во «Тесса», 2004. – С. 167 – 170 (0,25 п.л.).
32. Кропочева, Т.Б. Система контроля знаний и умений студентов педвуза по методике преподавания естествознания [Текст] / Т.Б. Кропочева // Инноваци- онные процессы в образовании: Материалы 8 Международной научно практи- ческой конференции. Челябинск: Образование, 2004. С. 152-155 (0,25 п.л.).
33. Кропочева, Т.Б. Метод обучения – один из важнейших вопросов методи- ки преподавания естествознания [Текст] / Т.Б. Кропочева // Освоение иннова- ционных технологий в условиях практико-ориентированного образования: Ма- териалы конференции. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. – С. 190 194 (0,3 п.л.).
34. Кропочева, Т.Б. Содержание естественнонаучного образования младших школьников [Текст] / Т.Б. Кропочева // Педагог: Наука, технологии, практика. Сибирский межвузовский журнал. – 2004. № 2 (17). С. 28 – 35 (1 п.л.).
35. Кропочева, Т.Б. Наблюдения природы как метод обучения «Окружающе- му миру» [Текст] / Т.Б. Кропочева // Начальное образование. – 2004. № 2. – С. 15 22 (1 п.л.).
36. Кропочева, Т.Б. Проблемы содержания и структуры современного учеб- ника естествознания начальной школы [Текст]/Т.Б. Кропочева // Проблемы мо- дернизации школьных учебников биологии: Сборник материалов международ- ной научно-практической конференции. М.: МГОУ,2005.С. 71-74 (0,25 п.л.).
37. Кропочева, Т.Б. Теоретические основы естественнонаучного понятия [Текст] / Т.Б. Кропочева // Актуальные проблемы повышения качества образования на современном этапе: Сборник научных трудов / Под ред. Т.И. Шалави- ной. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2005. С. 30 – 36 (0,44 п.л.).
38. Кропочева, Т.Б. Совершенствование методической подготовки будущего учителя начальных классов в процессе педагогической практики [Текст] / Т.Б. Кропочева // Педагогический профессионализм в современном образовании: Материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: НГПУ, 2006. – С. 330 339 (0,6 п.л.).
39. Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках «Окружающего мира» [Текст]/Т.Б.Кропочева // Начальное образование.2006.-№ 2.С.18-26 (1,1 п.л.).
40. Кропочева, Т.Б. Социально-профессиональное развитие учителя в усло- виях педагогического комплекса «Педколледж-педвуз» [Текст] / Т.Б. Кропочева // Профессиональная ориентация молодежи: вчера, сегодня, завтра: Материалы всероссийской конференции.Новокузнецк: КузГПА,2006.-С. 245-252 (0,5 п.л.).
41. Кропочева, Т.Б. Моделирование как метод обучения естествознанию [Текст] / Т.Б. Кропочева // Реализация инновационных педагогических техноло- гий в условиях модернизации образования: Сборник научных трудов / Под ред. Т.И. Шалавиной. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. – С. 11 – 15 (0,4 п.л.).
42. Кропочева, Т.Б. Факторы формирования системы методической подго- товки учителя к естественнонаучному образованию школьников [Текст] / Т.Б. Кропочева // Актуальные проблемы развития образования: Сборник научных трудов. – Новокузнецк: КузГПА, 2008. – С. 184 – 197 (0,9 п.л.).
43. Кропочева, Т.Б. Межпредметный подход к изучению естествознания в начальных классах [Текст] / Т.Б. Кропочева // Психодидактика высшего и сред- него образования: Материалы VII международной научно практической кон- ференции. – Барнаул: БГПУ, 2008. – С. 147 – 153 (0,44 п.л.).
44. Кропочева, Т.Б. Рейтинговая система оценки знаний студентов по мето- дике естествознания в условиях многоуровневого высшего образования [Текст] / Т.Б. Кропочева // Проблемы и перспективы развития методики обучения био- логии в период перехода педагогического образования на многоуровневую под- готовку: Материалы всероссийской научно практической конференции. – Че- лябинск: ЧГПУ, 2008. – С. 41 – 45 (0,3 п.л.).
45. Кропочева, Т.Б. Оптимизация процесса обучения студентов педагогиче- ского вуза [Текст] / Т.Б. Кропочева // Вестник педагогических инноваций: На- учно-практический журнал. – 2008. № 4 (16). С. 86 96 (0,7 п.л.).
46. Кропочева, Т.Б. Обновление курса «Методика преподавания естествозна- ния» в педагогическом вузе [Текст] / Т.Б. Кропочева // Теория и практика со- вершенствования качества образования: Сборник научных трудов / Под ред. Т.И. Шалавиной. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2009. – С. 222 – 234 (0,8 п.л.).
47. Кропочева, Т.Б. Преемственность географических знаний и умений уча- щихся начальной и основной школы [Текст] / Т.Б. Кропочева, М.В. Кропочева // Начальное образование. 2009. № 5. – С. 6 – 11 (0,7/0,4 п.л.).
V. Тезисы докладов на научных конференциях и семинарах:
48. Кропочева, Т.Б. Практика обучения природоведению и организация учеб- ной деятельности в современной школе [Текст]/ Т.Б.Кропочева // Современные 44 проблемы методики биологии и экологии в школе и вузе: Материалы междуна- родной научно-практической конференции.М.: МПУ,1997.С. 97-99 (0,19п.л.).
49. Кропочева, Т.Б. Эколого-краеведческая специализация студентов факуль- тета начальных классов пединститута [Текст] / Т.Б. Кропочева // Проблемы экологии и экологического образования: Материалы всероссийской научно- практической конференции. Красноярск: КГПУ, 1998. С. 210 212 (0,19 п.л.).
50. Кропочева, Т.Б. Организация метода наблюдения природы в начальной школе [Текст] / Т.Б. Кропочева // Развитие методики биологии и экологии в XX веке: Сборник тезисов докладов международной научно-практической конфе- ренции. – М.: МГПУ, 2000. – С. 86 – 87 (0,1 п.л.).
51. Кропочева, Т.Б. Проблема формирования и активизации учебной дея- тельности на уроках естествознания в теории А.Я. Герда [Текст] / Т.Б. Кропо- чева // Герценовские чтения, посвященные наследию А.Я. Герда. – СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С. 28 – 29 (0,1 п.л.).
52. Кропочева, Т.Б. Использование натуральных средств наглядности в обу- чении младших школьников естествознанию [Текст] / Т.Б. Кропочева // Акту- альные проблемы средств обучения биологии, географии и экологии в школе и вузе: Сборник тезисов докладов международной научно практической конфе- ренции. – М.: Изд-во МПУ, 2002. – С. 56 – 59 (0,19 п.л.).
53. Кропочева, Т.Б. Самостоятельная работа студентов как фактор повыше- ния качества образования [Текст]/ Т.Б. Кропочева // Проблемы обеспечения ка- чества университетского образования: Материалы всероссийской научно ме- тодической конференции. – Кемерово: ЮНИТИ, 2004. С. 195 – 197 (0,19 п.л.).
54. Кропочева, Т.Б. Роль учителя в организации личностно ориентирован- ного образования в начальной школе [Текст] / Т.Б. Кропочева // Профессио- нальная компетентность учителя в условиях личностно-ориентированного об- разования: Материалы всероссийской научно практической конференции. – Архангельск: Поморский университет, 2004. – С. 18 – 19 (0,12 п.л.).
55. Кропочева, Т.Б. К проблеме определения понятий «качество образова- ния» и «качество знаний» в профессиональном образовании [Текст] / Т.Б. Кро- почева // Качество профессионального образования: Материалы межрегиональ- ной конференции. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2004. – С. 13-15 (0,19 п.л.).
56. Кропочева, Т.Б. Система контроля знаний и умений студентов педвуза по методике естествознания [Текст] / Т.Б. Кропочева // Инновационные процессы в образовании: Материалы VIII международной научно-практической конфе- ренции. – Челябинск: Образование, 2004. – С. 152 – 155 (0,19 п.л.).
57. Кропочева, Т.Б. Двухступенчатая подготовка учителя начальных классов [Текст] / Т.Б. Кропочева // Непрерывное образование специалистов как страте- гия развития профессиональной карьеры / Сост. Т.С. Панина и др. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2006. – С. 175 – 177 (0,19 п.л.).
58. Кропочева, Т.Б. Модель профессиональной культуры учителя естество- знания в начальной школе [Текст] / Т.Б. Кропочева // Актуальные вопросы нау- ки и практики в современном образовании: Материалы Всероссийской научно- практической конференции / Под ред. С.В. Паниной. Якутск: Изд-во Якутско- го госуниверситета, 2008. С.132 134 (0,2 п.л.).