- Профессиональная компетентность учителя-словесника представляет собой совокупность ключевых (ценностно-смысловой, информационной, коммуникативной, социокультурной и др.), базовых (лингвометодической и компетентности в области дисциплин, посвященных изучению литературы и методики ее преподавания) и предметных компетентностей. Лингвометодическая компетентность, являясь базовой, определяет профессиональный портрет словесника и обусловливает формирование ключевых, закладывая фундамент профессиональной компетентности педагога.
- Лингвометодическая компетентность - это способность продуктивно решать профессиональные задачи в области языкового образования школьника на основе системы знаний по русскому языку и методике преподавания русского языка через осознание метапредметной функции родного языка и его статуса как национально-культурного феномена; сформированность ценностных ориентаций педагога как человека, обладающего духовно-нравственной культурой.
- Понимание лингвометодической компетенции как единства аксиологического, когнитивного и деятельностного компонентов задают вектор проектирования образовательного процесса, в котором аксиологический компонент соотносится с профессиональным идеалом учителя родного языка в качестве субъектного образа профессионального совершенства, когнитивный компонент переориентируется с «монопредметного» подхода на межпредметную интеграцию дисциплин лингвистического цикла и методики преподавания русского языка, деятельностный компонент обеспечивается созданием контекста педагогической деятельности для продуктивного решения профессиональных задач учителя-словесника.
- Формирование лингвометодической компетенции студента-филолога осуществляется на основе теории контекстного обучения и компетентностного подхода, реализуя принципы фундаментальности, социокультуросообразности, практикоориентированности, профессиональной направленности, межпредметной интеграции. Специальными принципами обучения и отбора содержания выступают принципы ценностного отношения к русскому языку и осознания метапредметной функции русского языка. Ведущим методом формирования лингвометодической компетенции является лингвометодический анализ профессионально значимого текста, который представляет собой анализ языковых единиц текста через призму методических категорий.
- Гармонизирующая образовательная среда, выстраиваемая в процессе педагогического сотрудничества между студентом-филологом, учителем-словесником и преподавателем-методистом в рамках единого образовательного пространства на основе понимания, диалогичности и рефлексивности, является оптимальным условием для эффективного становления лингвометодической компетентности и обусловливает положительную динамику развития мотивов познавательной, учебной и профессиональной деятельности будущих педагогов. Указанное свойство образовательной среды достигается посредством включенности студентов, учителей и преподавателя в педагогический хронотоп.
- Уровень сформированности лингвометодической компетентности определяется в процессе оценки способности студента-филолога решать педагогические задачи в области языкового образования школьника и рассматривается как обязательный компонент в оценке качества профессионального образования будущего педагога. Ведущим критерием оценки уровня сформированности лингвометодической компетентности является качество выполнения лингвометодического анализа профессионально значимого текста.
1.Синичкина, Н. Е. Г. А. Золотова, Г. П. Дручинина, Н. К. Онипенко. Русский язык: От системы к тексту: 10 класс [Текст] / Н. Е. Синичкина // Русский язык в школе, 2004. – № 2. – С. 96–98; 0,3 п. л.
2.Синичкина, Н. Е. Преподавание русского языка в России: история и современность (220 лет обучению юношества «предметамъ и наукамъ на языкЂ природномъ» [Текст] / Т. К. Донская, Т. В. Шмелева, Н. Е. Синичкина // Русский язык в школе, 2007. – № 2. – С. 92–93; 0,135/0,045 п. л.
3.Синичкина, Н. Е. О новом своде правил в контексте преподавания методики русского языка будущим учителям-словесникам [Текст] / Н. Е. Синичкина // Русский язык в школе, 2007. – № 3. – С. 101–103; 0,25 п. л.
4.Синичкина, Н. Е. Мониторинг качества образования студентов по методике преподавания русского языка [Текст] / Н. Е. Синичкина // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. № 11 (75): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 257–265; 0,55 п. л.
5.Синичкина, Н. Е. Учебные пособия по методике преподавания русского языка: проблемы и новые решения [Текст] / Н. Е. Синичкина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика», 2008. – № 3. – С. 177–184; 0,55 п. л.
6.Синичкина, Н. Е. Педагогическая практика будущих учителей русского языка и литературы через призму инновационной деятельности [Текст] / Н. Е. Синичкина // Высшее образование сегодня, 2008. – № 11. – С. 78–81; 0,5 п. л.
7.Синичкина, Н. Е. «Первоучители» Киевской Руси и Московского государства [Текст] / Н. Е. Синичкина // Мир русского слова, 2008. – № 4. – C. 91–97; 0,55 п. л.
8.Синичкина, Н. Е. Становление профессии учителя русского языка в эпоху российского Просвещения [Текст] / Н. Е. Синичкина // Человек и образование, 2008. – № 4(17). – С. 80–84; 0,5 п. л.
9.Синичкина, Н. Е. Профессиональный портрет учителя русского языка XIX – начала ХХ века [Текст] / Н. Е. Синичкина // Преподаватель XXI век, 2009. – № 1. – С. 143–152; 0,8 п. л.
Монография и учебно-методические пособия
10.Синичкина, Н. Е. Студент-филолог – учитель-словесник: становление профессионала: монография [Текст] / Н. Е. Синичкина. – СПб.: Наука, САГА, 2009. – 396 с.; 24,75 п. л.
11.Синичкина, Н. Е. Практическая методика русского языка: учебное пособие по курсу «Теория и методика обучения русскому языку» [Текст] / Н. Е. Синичкина, Е. Р. Зинкевич. – СПб.: Наука, САГА, 2005. – 144 с., 10 илл.; 5,4/3,6 п. л.
12.Синичкина, Н. Е. Тесты по русскому языку для 9 класса: дидактические материалы [Текст] / авт.-сост. Т. В. Шмелева, Н. Е. Синичкина. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – 36 с.; 0,9/1,35 п. л.
13.Синичкина, Н. Е. Уроки русского языка в 8 классе: дидактические материалы [Текст] / авт.-сост. Т. К. Донская, Н. Е. Синичкина. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – 40 с.; 1/1,5 п. л.
14.Синичкина, Н. Е. Уроки русского языка в 9 классе: дидактические материалы [Текст] / авт.-сост. Т. В. Шмелева, Н. Е. Синичкина. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – 36 с.; 0,7/1,5 п. л.
Программы и программно-методические материалы
15.Синичкина, Н. Е. Методика преподавания русского языка: учебная программа [Текст] / Н. Е. Синичкина. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2003. – 20 с.; 1,75 п. л.
16.Синичкина, Н. Е. Технология организации методической и стажерской практики студентов IV и V курсов филологического факультета: методические указания [Текст] / Н. Е. Синичкина, Е. Р. Зинкевич. – СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2003. – 28 с.; 1,2/0,8 п. л.
17.Синичкина, Н. Е. Технология организации методической и стажерской практики студентов IV и V курсов филологического факультета: методические указания [Текст] / Н. Е. Синичкина, Е. Р. Зинкевич, М. А. Жиркова. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. – 36 с.; 1,35/0,9 п. л.
18.Синичкина, Н. Е. Методика преподавания русского языка в основной и средней школе: методические указания к изучению курса «Теория и методика обучения русскому языку» [Текст] / Н. Е. Синичкина. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. – 36 с.; 2,25 п. л.
19.Синичкина, Н. Е. Новый учебно-методический комплекс по русскому языку для средней общеобразовательной школы: Концепция. Программно-методические материалы. Образцы учебных материалов [Текст] / отв. ред. Д. Н. Чердаков; авт.-сост. С. В. Друговейко-Должанская, А. И. Дунев, С. И. Монахов, Н. Е. Синичкина, Е. О. Феофанова, Д. Н. Чердаков. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2007. – 226 с.; 2,13/12,07 п. л.
Статьи, тезисы, материалы выступлений в научно-методических журналах и сборниках
20.Синичкина, Н. Е. Работа с теоретическим блоком на уроках методики русского языка [Текст] / Н. Е. Синичкина // III Царскосельские чтения: материалы научно-теоретической межвузовской конференция с международным участием 26–27 апреля 1999 г. Т. II. – СПб.: ЛГОУ, 1999. – С. 240–241; 0,1 п. л.
21.Синичкина, Н. Е. Особенности конструирования учебной дисциплины «Методика преподавания русского языка» в системе непрерывного педагогического образования [Текст] / Н. Е. Синичкина // Воспитание языковой личности и изучение литературы: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 2–4 ноября 2001 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – С. 117–122; 0,5 п. л.
22.Синичкина, Н. Е. К вопросу о языковом образовании студентов филологического факультета [Текст] / Н. Е. Синичкина // Современная русистика: проблемы, пути решения: материалы докладов и сообщений международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПГУТД, 2002. – С. 40–42; 0,1 п. л.
23.Синичкина, Н. Е. Становление личности субъекта как интеллигента в контексте филологического образования [Текст] / Н. Е. Синичкина // Гуманизация и гуманитаризация образования: IV Пикалевские чтения: материалы научно-практической конференции 22 марта 2002 г. – СПб. – Пикалево, 2002. – С. 117–119; 0,1 п. л.
24.Синичкина, Н. Е. Формирование речевых и общепознавательных умений студентов филологического факультета [Текст] / Н. Е. Синичкина // V Вишняковские чтения «Университетская наука – российскому образованию и промышленности»: материалы международной научно-практической конференции. – СПб. – Бокситогорск, 2003. – С. 27–28; 0,15 п. л.
25.Синичкина, Н. Е. Курс методики преподавания русского языка на заочном отделении ЛГОУ им. А. С. Пушкина [Текст] / Н. Е. Синичкина // Пушкинские чтения – 2002: материалы межвузовской научной конференции 6 июня 2002 г. – СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина. – С. 240–241; 0,1 п. л.
26.Синичкина, Н. Е. Содержание спецкурса по каллиграфии для учителей начальных классов [Текст] / Н. Е. Синичкина // Культура речевого общения в образовательных учреждениях разных уровней: материалы Всероссийской научно-практической конференции; под ред. А. П. Сковородникова. – Красноярск: КрасГУ, 2002. – С. 240–241; 0,1 п. л.
27.Синичкина, Н. Е. Как учить русскому языку в XXI веке? / Н. Е. Синичкина, Е. Р. Зинкевич [Текст] // Пушкинские чтения – 2003: материалы всероссийской научно-практической конференции 6 июня 2003. – СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2003. – С. 163–165; В соавт., 0,075/0,075 п. л.
28.Синичкина, Н. Е. Речевая компетенция субъектов филологического образования в контексте регионального компонента [Текст] / Н. Е. Синичкина // Человеческое измерение в информационном обществе: тезисы докладов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Всероссийский форум «Образовательная среда – 2003». – М.: Всероссийский выставочный центр, 2003. – С. 196; 0,1 п. л.
29.Синичкина, Н. Е. Условия для саморазвития личности будущего учителя-словесника [Текст] / Н. Е. Синичкина // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: тезисы докладов VIII ежегодной Всероссийской научно-методической межвузовской конференции 23–24 октября 2003 г. – СПб.: СПбГУП, 2003. – С. 152; 0,1 п. л.
30.Синичкина, Н. Е. Тестирование в курсе «Синтаксис современного русского языка» [Текст] / Н. Е. Синичкина // VIII Царскосельские чтения: международная научно-практическая конференция 21–22 апреля 2004 г. Т. VIII. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2003. – С. 121–124; 0,2 п. л.
31.Синичкина, Н. Е. Современные подходы к организации педагогической практики студентов филологического факультета [Текст] / Н. Е. Синичкина, Е. Р. Зинкевич // Русский язык и активные процессы в современной речи: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва – Ставрополь, 2003. – С. 307–310; 0,1/0,1 п. л.
32.Синичкина, Н. Е. Спецсеминар «Методика работы с текстом» в системе повышения квалификации учителей русского языка как иностранного [Текст] / Н. Е. Синичкина // Text a dialog (Cizojazyčná řečová komunikace) / Květuše Lepilová a kol. – Ostrаva: Ostravská univerzita, 2003. – С. 27–33; 0,5 п. л.
33.Синичкина, Н. Е. Технология игрового моделирования на занятиях по методике преподавания русского языка (на примере темы «Методика работы над орфографическим правилом») [Текст] / Н. Е. Синичкина // Актуальные проблемы совершенствования языкового образования и речевого развития в современной начальной школе (к юбилею академика Т. Г. Рамзаевой): сб. научн. ст. по итогам Всероссийской научн.-метод. конф. (Санкт-Петербург, 19–20 ноября 2003 г.). – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – С. 146–152; 0,35 п. л.
34.Синичкина, Н. Е. Новое в курсе «Синтаксис современного русского языка» [Текст] / Н. Е. Синичкина // VII Вишняковские чтения «Стратегия и тактика вузовской науки в регионе»: материалы международной научной конференции. Бокситогорск, 2 апреля 2004 г. – СПб., 2004. – С. 128–129; 0,1 п. л.
35.Синичкина, Н. Е. Реализация принципа преемственности на разных уровнях обучения русскому языку [Текст] / Н. Е. Синичкина // Филология в XXI веке: проблемы и методы исследования: материалы научной конференции «Пушкинские чтения» (6 июня 2004 г.); под ред. Т. В. Мальцевой, Н. Е. Синичкиной. – СПб.: САГА, 2004. – С. 295–298; 0,2 п. л.
36.Синичкина, Н. Е. Современные подходы к целеполаганию урока русского языка [Текст] / Н. Е. Синичкина, Е. Р. Зинкевич // Филология в XXI веке: проблемы и методы исследования: материалы научной конференции «Пушкинские чтения» (6 июня 2004 г.); под ред. Т. В. Мальцевой, Н. Е. Синичкиной. – СПб.: САГА, 2004. – С. 298–306; 0,25/0,25 п. л.
37.Синичкина, Н. Е. Диагностическая работа в курсе «Синтаксис современного русского языка» [Текст] / Н. Е. Синичкина // Восьмые международные Виноградовские чтения: Русский язык: уровни и аспекты изучения: сборник научных трудов. – М.: МГПУ, 2005. – С. 249–254; 0,25 п. л.
38.Синичкина, Н. Е. К вопросу о речевой культуре студента-филолога [Текст] / Н. Е. Синичкина // Слово. Словарь. Словесность: Экология языка (к 250-летию А. С. Шишкова): Материалы Всероссийской конференции (Санкт-Петербург 10–12 ноября 2004); отв. ред. В. Д. Черняк. – СПб.: САГА, 2005. – С. 208–209; 0,1 п. л.
39.Синичкина, Н. Е. Национально-региональный компонент в содержании образования учителя-словесника [Текст] / Н. Е. Синичкина // Русская школа: история и современность, ценности и опыт работы: материалы Международной научно-практической конференции «Русская школа: история и современность, ценности и опыт работы» (24–25 мая 2005 г.); под общей ред. В. Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина. – С. 147–150; 0,2 п. л.
40.Синичкина, Н. Е. Учебный комплекс по методике преподавания русского языка (к постановке вопроса) [Текст] / Н. Е. Синичкина // Лингвистические и методические аспекты системных отношений единиц языка и речи: материалы Х юбилейной международной конференции «Пушкинские чтения» (6 июня 2005 г.); сост. и отв. ред. Н. Е. Синичкина. – СПб.: САГА, 2005. – С. 406–409; 0,2 п. л.
41.Синичкина, Н. Е. Межкультурный диалог как содержательный компонент в повышении профессиональной компетентности учителя РКИ [Текст] / Н. Е. Синичкина // Лингвистические и методические аспекты системных отношений единиц языка и речи: материалы Х юбилейной международной конференции «Пушкинские чтения» (6 июня 2005 г.); сост. и отв. ред. Н. Е. Синичкина. – СПб.: САГА, 2005. – С. 502–506; 0,35 п. л.
42.Синичкина, Н. Е. Учебный диалог в системе подготовки будущего учителя-словесника [Текст] / Н. Е. Синичкина // Проблемы преподавания русского языка в Российской Федерации и зарубежных странах: Материалы Международной конференции (26–28 октября 2005 года). В двух томах. Т. 1. – М.: Ред.-изд. Совет МОЦ МГ, 2005. – С. 44–47; 0,25 п. л.
43.Синичкина, Н. Е. Образцовое владение русским языком: испытание для профессионалов [Текст] / Н. Е. Синичкина // Мир русского слова, 2005. – № 3–4. – С. 101–102; 0,15 п. л.
44.Синичкина, Н. Е. Диалог культур на уроках русского языка в Российской школе: миф или реальность? [Текст] / Н. Е. Синичкина // Русский язык и культура в системе школьного образования европейских стран, европейские концепции и преподавание РКИ в России / междунар. науч.-практ. Семинар, Хельсинки, 21–22 октября 2005 г.: сборник докладов и сообщений участников. – М.: МАКС Пресс, 2006. – С. 216–223; 0,35 п. л.
45.Синичкина, Н. Е. Технология учебного диалога на занятиях по методике преподавания русского языка [Текст] / Н. Е. Синичкина // Program of the meeting of the AATSSEL-2005. – Вашингтон, 2005. – С. 71–72; 0,1 п. л.
46.Синичкина, Н. Е. Безопасная языковая личность преподавателя-филолога: недостижимый идеал? [Текст] / Н. Е. Синичкина // Мир русского слова, 2006. – № 1. – СПб., 2006. – С. 43–45; 0,25 п. л.
47.Синичкина, Н. Е. Частные методические замечания о реализации принципа диалога культур на уроках русского языка [Текст] / Н. Е. Синичкина // Межкультурная коммуникация и образование XXI века: материалы проблемной группы 30 января 2006 г. – СПб., 2006. – С. 102–109; 0,45 п. л.
48.Синичкина, Н. Е. Структура и содержание вводной лекции по синтаксису на филологическом факультете [Текст] / Н. Е. Синичкина // Русистика. Методика. Лингводидактика: материалы международной научной конференции «Пушкинские чтения» (6 июня 2006 г.); сост. и отв. ред. Н. Е. Синичкина. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. – С. 134–136; 0,25 п. л.
49.Синичкина, Н. Е. Психолого-педагогический и речевой портрет современного студента-филолога [Текст] / Н. Е. Синичкина // Живое русское слово: сборник научных статей в честь юбилея профессора Т. Г. Аркадьевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. – С. 98–101; 0,25 п. л.
50.Синичкина, Н. Е. Трехфазовая модель технологии РКМЧП в практике создания учебного пособия по методике преподавания русского языка [Текст] / Н. Е. Синичкина // А. С. Пушкин и духовный облик XXI столетия: материалы международной научно-практической конференции (21–23 сентября 2006 г.). – Семипалатинск: Семипалатинский ГПИ, 2006. – С. 65–66; 0,3 п. л.
51.Синичкина, Н. Е. Русская словесность в истории одной семьи / Н. Е. Синичкина // Мир русского слова, 2007. –№ 1–2. – С. 16–18; 0, 25 п. л.
52.Синичкина, Н. Е. Рабочая тетрадь, или тетрадь с печатной основой в курсе методики преподавания русского языка [Текст] / Н. Е. Синичкина // Совершенствование современных средств обучения и развития учащихся. (Научные концепции учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений): материалы всероссийской научно-практической конференции 15–16 марта 2007 г. – М.: МПГУ, 2007. – С. 194–199; 0,3 п. л.
53.Синичкина, Н. Е. Лингвометодическое образование современного учителя-словесника: от целеполагания к методам и технологиям [Текст] / Н. Е. Синичкина // Мир русского слова и русское слово в мире: материалы XI конгресса МАПРЯЛ. Варна, 17–23 сентября 2007 г. Т. 6(1). – Болгария, 2007. – С. 457–61; 0,3 п. л.
54.Синичкина, Н. Е. Основы синтаксической науки на уроках русского языка в 8 классе [Текст] / Н. Е. Синичкина // Слово и предложение: исследования по русскому языку и методике преподавания: сборник научных статей в честь юбилея проф. В. П. Проничева. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. – С. 145–48; 0,25 п. л.
55.Синичкина, Н. Е. Дар учителя [Текст] // Медный всадник, 2007. – № 3. – С. 57–60; 0,35 п. л.
56.Синичкина, Н. Е. Ф. И. Буслаев учителю русской словесности [Текст] // Федор Иванович Буслаев: традиции и новаторство: материалы проблемной группы 2–3 февраля 2008 года / Н. Е. Синичкина; отв. ред. Т. К. Донская. – СПб., 2008. – С. 137–139; 0,1 п. л.
57.Синичкина, Н. Е. Диагностическая работа по методике преподавания русского языка [Текст] / Н. Е. Синичкина // Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики: К 190-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева: материалы Всероссийской научно-практической конференции (20–21 марта 2008 г.); сост. и науч. ред. д.п.н., проф. А. Д. Дейкина, д.п.н., проф. А. П. Еремеева, к.п.н., доц. В. Д. Янченко. – М.: МПГУ, 2008. – С. 108–110; 0,1 п. л.
58.Синичкина, Н. Е. Профессиональный портрет учителя-словесника советской России [Текст] // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: материалы VII Международной научно-практической конференции, 24–26 апреля 2008 г. Т. 1. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – С. 270–282; 0,8 п. л.
59.Синичкина, Н. Е. К определению понятия «лингвометодическая компетенция» учителя-словесника [Текст] / Н. Е. Синичкина // Начальное языковое образование в современной школе: сб. научных статей по итогам Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 12–13 ноября 2008 г.). – СПб.: САГА, 2008. – С. 333–341; 0,5 п. л.
60.Синичкина, Н. Е. Формирование лингвометодической компетенции студентов-филологов на практических занятиях по методике преподавания русского языка [Текст] / Н. Е. Синичкина // Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России. Материалы I Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 14–18 октября 2008 г.; под ред. Т. И. Поповой и Е. Е. Юркова. – В двух частях. – Т. I. – СПб: Издательский дом «МИРС», 2008. – С. 86–92; 0,3 п. л.
61.Синичкина, Н. Е. Диагностика уровня готовности студентов-филологов – будущих учителей-словесников к формированию лингвометодической компетенции [Текст] / Н. Е. Синичкина // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): материалы Всероссийской научно-практической конференции (19–20 марта 2009 г.); сост. и научн. ред. д.п.н., проф., завкафедрой методики преподавания русского языка А. Д. Дейкина, д.п.н., проф. Л. А. Ходякова, д.п.н., проф. А. П. Еремеева, к.п.н., доц. В. Д. Янченко. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2009. – С. 424–434; 0,5 п. л.