- Процесс складывания предпосылок, развития и становления теории и практики педологической работы в народном образовании Приенисейского края второй половины XIX - первой трети XX вв. был обусловлен, с одной стороны, совокупностью общероссийских и региональных факторов: социально-экономических (рост промышленности, переход к машинному производству, социальные изменения), политических (буржуазные реформы, изменения в политическом устройстве общества и местном самоуправлении, в общероссийской государственной политике в сфере образования и науки), социокультурных (уровень развития отечественной науки и культуры, состояние народного образования, особенности общественной психологии), научных (появление педологии, оформление ее педагогически направленных течений, логико-научные искания и методическое творчество многих отечественных и зарубежных ученых и учителей-практиков, организационные мероприятия по оформлению педологического движения), а также, особенностями проявления этих факторов в условиях края. С другой стороны, закономерным оформлением в дореволюционной школе сибирской провинции самостоятельной области научно-педагогических исследований - педологической работы, в единстве ее фундаментальных, прикладных и научно-организационных составляющих. Основные принципы, методики, содержание и инфраструктура учреждений педологической работы, система подготовки кадров и сами кадры ученых и практиков проходили не менее сложный и динамичный этап становления, что определяло его региональную специфику.
- Противоречивый процесс развития и трансформации фундаментальных, прикладных, организационных составляющих педологической работы в народном образовании Приенисейского края изучаемого периода характеризовался: сочетанием элементов государственной политики в этой области, частой сменой политического курса, целевых установок, ценностных ориентиров, доминирующих педологических идей и педагогических доктрин и внутренней логикой оформления педологии в автономную сферу научно-педагогических исследований; отставанием по времени, но опережением по темпам смены его хронологических промежутков в общероссийском масштабе; динамичным стиранием различий педологической работы между регионами центральной Россией; инвариантной направленностью поиска решений насущных проблем педологии в их педагогической составляющей по линии преодоления его региональной замкнутости и неуклонного движения к полисубъектности в оформлении структур единой педологической службы, единообразия планирования и централизации их деятельности в территориальном и общероссийском масштабах.
- Региональный процесс отражал общероссийские тенденции эволюции целевых доминант педологической работы: от систематического наблюдения и предвзятых гипотез - к целостной системе грубого, но точного знания основных законов; от общего теоретизирования - к научному поиску оптимального решения насущных проблем воспитания; от дифференциации теории и практики педологической работы в процессе их развития к интеграции; от центра в регионы, от детей к ребенку; от «лабораторной» теории - к широкой школьной практике; от оригинальных авторских наработок в теории и практике - к неким универсальным «технологиям» педологического сопровождения ребенка, ученика и педагогического процесса; от «стихийных» позиций в теории и практике обеспечения педагогического процесса - к научно обоснованной и планомерной помощи школе в рамках единой педологической службы; от приоритета знаниевой парадигмы - к личностно и общественно ориентированному подходу в обеспечении деятельности школы; от гуманных принципов обучения и воспитания - к идеологизированным утопиям о возможности перекраивания человеческой природы; от обучения как формы подготовки педологических кадров - к развитию личности будущих специалистов; от исполнительства - к педологическому творчеству.
- Особенностью развертывания педологической работы в народном образовании Приенисейского края в период восстановления и реконструкции народного хозяйства стали значительные качественные и количественные изменения в естественном развитии ее теории, практики и организации, но произошедшие не на рубеже веков, а в 1920-х гг., когда в связи с политикой советской власти по вовлечению научно-педагогического сообщества в достижение политических целей социалистического строительства осуществлялись планы введения всеобуча, совершенствовалась советская школьная система, приближая педагогический процесс к жизни, запросам и возможностям «сибирского ученика». Педологическая работа испытывала значительный идеологический прессинг, влияние централизации и бюрократизации системы управления школой и наукой, формализации научной демократии, осуществлялась при нехватке финансирования, отсутствии подготовленных специалистов-педологов и учителей, трудностей в их подготовке, в обстановке общего упрощения культуры общества, широкой практики внедрения «достижений» науки и «передового педологического опыта» сверху, непоследовательности и поспешности введения всеобщей педологизации, сравнительно быстрого перехода от традиционных форм педологической работы к созданию общероссийских и региональных структур единой педологической службы.
- В настоящее время в Красноярском крае в отношении педдиагностической деятельности в рамках психологической службы школы сложилась ситуация, во многом сходная с положением дел в сфере педологической работы на рубеже XIX - XX столетий. В этой связи непредвзятое изучение и освоение исторического опыта становления и развития теории и практики педологической работы в народном образовании Приенисейского края изучаемого периода приобретает особую важность в плане обогащения фонда современных теоретических исследований и разрешения региональных проблем практики школьной психологической службы.
1.Ценюга С.Н. Изучение ребенка и его характера в учебных заведениях Сибнаробраза // Сибирский характер как ценность: коллективная монография. Вып. 1. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 264 с. ISBN 5–85981–091–1. – С.101–121. (авторский вклад 1,4 п.л.).
2.Ценюга С.Н. Характерологические черты великорусской народности в Сибири (по материалам исследователей второй половины XIX в.) // Сибирский характер как ценность: коллективная монография. Вып. 2. – Красноярск: РИО КГПУ, 2007. – 296 с. ISBN 978–5–85981–247–9. – С.64–114. (3,2 п.л.).
3.Ценюга С.Н. Теория и практика педагогической диагностики в истории отечественной педагогики (1918 – сер. 30-х гг.): монография. – Красноярск: РИО КГПУ, 2007. – 264 с. ISBN 978–5–85981–236–3. (16,1 п.л.).
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК
4.Ценюга С.Н. Проблема организации педдиагностической работы и ее кадровое обеспечение в условиях Сибнаробраза 20–30-х гг. // Образование в Сибири. – Томск: Изд-во ТомГУ, 1995. – №2. – С. 116−125. (0,7 п.л.).
5.Ценюга С.Н. Методическое обеспечение педологических обследований в учебных заведениях Советской России (1918 − сер. 30-х гг.) // Вестник КрасГАУ. – Красноярск, 2007. – № 5(20). – С. 251−263. (0,8 п.л.).
6.Ценюга С.Н. Организация педологической работы и ее кадровое обеспечение в условиях Сибнаробраза 20–30-х гг. // Вестник КрасГАУ. – Красноярск, 2007. – № 5(20). – С. 263–275. (0,8 п.л.).
7.Ценюга С.Н. Формирование предпосылок становления педологии как предмета научно-педагогических исследований. // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2009. – № 7. – С. 218–229. (0,7 п.л.).
8.Ценюга С.Н. «Педологическая антропология» и народное образование в Сибири // Вестник ШIэныгъэгъуаз Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. – Майкоп, 2009. – Вып. 3 (47). – С. 149–154. (0,5 п.л.).
9.Ценюга С.Н. Проблемы педологически ориентированной педагогики в трудах Б.Ф. Райского // Казанский педагогический журнал. – Казань: Изд-во «Магариф», 2009. – № 9 – 10.– С. 174–182. (0,6 п.л.).
10.Ценюга С.Н. Педологическая работа в сибирской школе первой трети XX в. // Образование и наука. – Екатеринбург: Изд-во Урал. отд. РАО. – 2009. – № 10 (67). – С. 82–94. (0,8 п.л.).
11.Ценюга С.Н. Педологи в сибирской школе в первые годы советской власти // Образование и общество. – Орел, 2009. – № 6 (59). – С. 92–97. (0,5).
Учебные и учебно-методические пособия.
12.Ценюга С.Н. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по истории педагогики для студентов III–IV курсов. – Красноярск: РИО КГПУ, 1995. – 20 с. (1,2 п.л.).
13.Ценюга С.Н., Румынина Г.И. Философия и история образования: тематический план и рабочая программа курса.– Красноярск: РИО КГПУ, 1998. – 32 с. (авторский текст 1,2 п.л.).
14.Ценюга С.Н., Румынина Г.И., Бакшеева З.К. Педагогика: учебная программа для студентов педагогического университета. – Красноярск: РИО КГПУ, 2000. – 56 с. (авторский текст 1,5 п.л.).
15.Ценюга С.Н., Кононенко И.О., Михалева Л.П. Профессиональные образовательные программы подготовки студентов по специальности 021700 – Филология (Русский язык и литература). III курс: учебно-методические материалы. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – 236 с. (авторский текст 2,5 п.л.).
16.Ценюга С.Н., Румынина Г.И., Бакшеева З.К. Педагогика: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов педагогического университета. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 92 с. (авторский текст 3,0 п.л.).
17. Ценюга С.Н., Румынина Г.И., Бакшеева З.К. и др. Профессиональные образовательные программы второго поколения подготовки студентов по специальности 032600 – История. – Т. 1. – Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ, 2004. – 320 с. (авторский текст 2,4 п.л.).
18.Ценюга С.Н. История образования и педагогической мысли. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов педагогического университета [электр. вар.]. – Красноярск: ИДИСО КГПУ, 2004. – 56 с. (3,5 п.л.). http//www.edu.kspu.ru
19.Ценюга С.Н, Кононенко И.О., Саволайнен Г.С. Педагогика в понятиях и схемах // Учебн.-метод. пособие. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 196 с. (авторский текст 6,3 п.л.).
20.Ценюга С.Н. История образования и педагогической мысли: рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов педагогического университета. – Красноярск: ИДИСО КГПУ, 2004. – 56 с. (3,5 п.л.).
21.Ценюга С.Н. История образования и педагогической мысли: учебное пособие.– Красноярск: ИДИСО КГПУ, 2007. – 82 с. (5,2 п.л.).
22.Ценюга С.Н. и др. Педагогика: рабочая программа курса. – Красноярск: РИО КГПУ, 2007. – 232 с. (2,7 п.л.).
23.Ценюга С.Н. История образования и педагогической мысли: учебное пособие [электр. вар.]. – Красноярск: ИДИСО КГПУ, 2007. – 82 с. (5,2 п.л.). http//www.edu.kspu.ru
Научные статьи, материалы выступлений на конференциях
24.Ценюга С.Н. К вопросу о перспективах возрождения педагогической антропологии как основы перестройки всей системы народного образования // Пути совершенствования партийного руководства осуществлением перестройки: Опыт и проблемы: мат. Всерос. науч. конф. – Красноярск: КГПИ, 1989. – С. 149–152. (0,3 п.л.).
25.Ценюга С.Н. Принципы изучения и анализа биосоциальных факторов развития школьников в деятельности советских педологов // Психолого-педагогический анализ в перестройке деятельности учителя и учащихся: мат. Всерос. конф. – Красноярск: КГПИ, 1990. – С. 26–29. (0,3 п.л.).
26.Ценюга С.Н. О заочной форме подготовки кадров практических педологов в истории народного образования РСФСР (на примере Сибнаробраза 20–30-х годов) // Проблемы социального прогресса Сибири: мат. науч.-практич. конф.– Красноярск: КГПИ, 1991. – С. 122–125. (0,3 п.л.).
27.Ценюга С.Н. Историко-педагогический анализ подготовки практических педологов в РСФСР (на примере Сибнаробраза 20–30-х гг.) // Демократия и гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе: мат. Всерос. науч. конф.– Красноярск: КГПУ, 1991. – С. 125–129. (0,4 п.л.).
28.Ценюга С.Н. Из истории создания учебного заведения нового типа на основе Дальтоновского лабораторного плана: Сибирский опыт 20–30-х гг. // Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в педвузе и школе: мат. науч. конф. с межд. участием. – Красноярск: КГПУ, 1992. – С. 202–205. (0,3 п.л.).
29.Ценюга С.Н. Из истории решения проблемы школьной успешности в педдиагностике 20–30-х годов // Мир и человек. – Красноярск: РИО СибГТУ, 1999. – № 6. – С. 12–17. (0,5 п.л.).
30.Ценюга С.Н. К вопросу об использовании тестовых методик учета школьной успешности в педдиагностике 20–30-х гг. // Актуальные формы и методы обучения и их использование в учебном процессе: мат. Всерос. науч.-практич. конф. – Красноярск: РИО КГПУ, 1998. – С. 148–151. (0,3 п.л.).
31.Ценюга С.Н. К вопросу о целеполагании в организации исследовательской работы студентов педагогического университета // Пути совершенствования содержания и организации гуманитарного образования: мат. науч.-практич. конф. – Красноярск: РИО КГПУ, 1998. – С. 35–37. (0,3 п.л.).
32.Ценюга С.Н. Становление педологической службы в условиях Сибнаробраза 20–30-х годов. // Образование XXI в. Инновация, технология. Диагностика и управление в условиях информатизации и гуманизации: мат. респ. науч.-практич. конф. – Красноярск: КГПУ, 1999. – С. 49–53. (0,3 п.л.).
33.Ценюга С.Н. Об использовании тестовых методик учета школьной успешности в педдиагностике 20–30-х годов. // Управление образовательным процессом в современном педагогическом вузе: мат. респ. науч.-практич. конф. – Красноярск: КГПУ, 1999. – С. 5–8. (0,3 п.л.).
34.Ценюга С.Н. К проблеме антропологической составляющей основы содержания современного образования. // Управление образовательным процессом в современном педагогическом вузе: мат. Всерос. конф. – Красноярск: КГПУ, 2000. – С. 35–40. (0,4 п.л.).
35.Ценюга С.Н. О постановке цели при написании исследовательской работы студентов педагогического университета. // Пути совершенствования содержания и организации гуманитарного образования в вузе: мат. науч.-практич. конф. – Красноярск: РИО КГПУ, 2000. – С. 120–126. (0,4 п.л.).
36.Ценюга С.Н., Ценюга Ю.С. Оценка педагогического процесса и школьная демократия (на примере Сибнаробраза 20–30-х гг.). // Проблемы демократии: история и современность: мат. регион. науч.-практич. конф. – Иркутск: ИрГУ, 2000. – С. 182–191. (авторский текст 0,4 п.л.).
37.Ценюга С.Н. К вопросу о педагогической антропологии и проблемах образования. // Концепция философии образования и современная антропология: мат. Всерос. науч.-практич. конф. – Новосибирск: НГУ, 2001. – С. 36–39. (0,3 п.л.).
38.Ценюга С.Н. К вопросу о написании педагогической характеристики. // Образование XXI века: Инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации и гуманизации: мат. науч. конф. с междунар. участием. – Красноярск: РИО КГПУ, 2001. – С. 188–190. (0,3 п.л.).
39.Ценюга С.Н. К вопросу о мировоззренческой составляющей основ современного образования. // Теория и практика формирования мировоззрения студентов в процессе преподавания социально–гуманитарных наук: мат. Всерос. науч.-практич. конф. – Красноярск: РИО КГПУ, 2002. – С. 23–26. (0,3 п.л.).
40.Ценюга С.Н. Учет педагогического процесса в практике учебно-воспитательных учреждений Сибнаробраза 20–30-х гг. Управление образовательным процессом в современном педагогическом вузе: мат. респуб. науч.-практич. конф. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – С. 43–46. (0,3 п.л.).
41.Ценюга С.Н. Изучение проблем детства на территории Приенисейского края в 20-х гг. XX в. // Красноярский край: история в документах: мат. науч. конф. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – С. 49–55. (0,5 п.л.).
42.Ценюга С.Н. Особенности сибирского ребенка (на материалах педдиагностических обследований 20-х гг.). // История науки и образования в Сибири: сб. мат. Всерос. науч. конф. с междунар. участием. – Красноярск: РИО КГПУ, 2006. – С. 146–159. (0,9 п.л.).
43.Ценюга С.Н., Ценюга Ю.С. К вопросу о становлении системы специального образования в Приенисейском крае в ХХ в. // История науки и образования в Сибири: сб. мат. Всерос. науч. конф. с междунар. участием. – Красноярск: РИО КГПУ, 2006. – С. 159–162. (авторский текст 0,2 п.л.).
44.Ценюга С.Н. Разрешение проблемы диагностического сравнения эффективности учебного процесса (по материалам Сибнаробраза 20–30-х годов). // Красноярский край: аспекты территориального, экономического и культурного развития: мат. науч. конф. с междунар. участием. – Красноярск: РИО КГПУ, 2006. – С. 111–115. (0,4 п.л.).
45.Ценюга С.Н., Ценюга Ю.С. Оценка педагогического процесса и школьная демократия (на примере Сибнаробраза 20–30-х гг.) // Проблемы демократии: история и современность: мат. науч. конф. с междунар. участием. – Красноярск: РИО КГПУ, 2006. – С. 182–191. (авторский текст 0,4 п.л.).
46.Ценюга С.Н. Характерологические черты русской народности (по материалам исследователей XIX в.) // Образование и социализация личности в современном обществе: мат. V Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Т.1. – Красноярск: РИО КГПУ, 2007. – С. 190–195. (0,4 п.л.).
47.Ценюга С.Н., Ценюга Ю.С. Сибирское учительство и власть в период реконструкции. // Власть и общество: проблемы взаимодействия и противостояния: мат. межрегион. науч. конф. с междунар. участием. – Красноярск: РИО КГПУ, 2007. – С. 134–141. (авторский текст 0,3 п.л.).
48.Ценюга С.Н., Титова В.В. К вопросу о традиционном семейном воспитании в народной педагогике Приенисейского края в XIX – начале XX вв. // Образование и социализация личности в современном обществе: мат. V Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Т.1. – Красноярск: РИО КГПУ, 2007. – С. 209–214. (авторский текст 0,3 п.л.).
49.Ценюга С.Н. Из истории становления и развития педологической антропологии в Сибири (вторая половина XIX – начало XX вв.) // Мартьяновские краеведческие чтения. Юг Сибири. 300 лет в составе России. Вып. V: мат. междунар. науч.-практ. конф. – Красноярск: РИО КГПУ, 2008. – С. 281–287. (0,5 п.л.).
50.Ценюга С.Н., Ценюга Ю.С. Педагогическое обеспечение системы социальной адаптации детей попавших в трудную жизненную ситуацию // Мартьяновские краеведческие чтения. Юг Сибири. 300 лет в составе России. Вып. V: мат. междунар. науч.-практ. конф. – Красноярск: РИО КГПУ, 2008. – С. 287–293. (авторский текст 0,3 п.л.).
51.Ценюга С.Н. Образ Родины в общественном сознании сибиряков старожилов (на материалах исследователей конца XIX – начала XX вв.) // Российский патриотизм и гражданственность: традиции и современность: мат. Всерос. науч.-практ. конф. – М., 2008. – С. 59–76. (0,5 п.л.).
52.Ценюга С.Н. К вопросу об организации педологической работы в учебных заведениях Сибнаробраза 20–30-х годов XX в. // Вестник КГПУ. – Красноярск, 2009.– № 2.– С. 73–81. (0,5 п.л.).
53.Ценюга С.Н. Особенности организации педологической работы в учебных заведениях Приенисейского края 1920–1930-х гг. // Гуманитарные и социальные науки. – 2009. – № 3. – URL: hses online.ru. Инд. № 0420900081/0029. (0,7 п.л.).
54.Ценюга С.Н. «Педологическая антропология» и народное образование Сибири (кон. XIX–XX вв.) // География, история и геоэкология Сибири: мат. IV Всерос. науч.-практ. конф. – Красноярск: РИО КГПУ, 2009. – С. 167–179. (0,8 п.л.).
55.Ценюга С.Н., Ценюга Ю.С. Проблемы детства и их изучение на территории Красноярского края в 20-е годы // Красноярский край: История в документах: мат. респ. науч.-практ. конф. – Красноярск: РИО КГПУ, 2009. – С. 143–152. (авторский текст 0,3 п.л.).
56.Ценюга С.Н. Педагогические воззрения Б.Ф. Райского // История науки, образования и культуры в Сибири: мат. III Всерос. науч. конф. с междунар. участием. – Красноярск: РИО КГПУ, 2009. – С. 122–141. (1,3 п.л.).
57.Ценюга С.Н., Ценюга Ю.С. Динамические тесты в школьной успешности: исторические предпосылки, развитие, опыт // Значение исторического образования в воспитании гражданского и патриотического сознания в современном российском обществе: мат. науч. конф. с междунар. участием.– Красноярск: РИО КГПУ, 2009. – С. 96–102. (авторский текст 0,3 п.л.).
58.Ценюга С.Н., Ценюга Ю.С. Изучение общественного сознания сибиряков (по материалам исследователей второй половины XIX века) // Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее: мат. международной конференции, посвященной 75-летию Красноярского края. Т.2. – Красноярск: РИО КГПУ, 2009. – С. 127–135. (авторский текст 0,3 п.л.).
59.Ценюга С.Н. Особенности сибирского ребенка (на материалах педдиагностических обследований 1920-х годов) // Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность: мат. науч.-практич. интернет-конф. – Красноярск: РИО КГПУ, 2009. – С. 35–47. (0,8 п.л.)