- Актуализация в теории и практике современного образования задачи формирования коммуникативной компетентности (КК) обусловлена его открытостью, полисубъектностью, коммуникативным характером связей и отношений. Вместе с тем анализ научной литературы, массовой школьной практики, педагогических подходов и концепций, инновационного опыта педагогов показывает, что эта задача не является приоритетной и рассматривается как дополнение к основному, узко предметному обучению. Это обусловливает необходимость формирования учащихся как специально поставленной педагогической задачи.
- Формирование КК учащихся требует реализации коммуникативного подхода, обеспечивающего ценности плюрализма и понимания в педагогическом взаимодействии. В разработке содержания коммуникативного подхода использованы концептуальные идеи и положения (коммуникативного действия, коммуникативной рациональности, организующие практику языкового понимания) и категориальный аппарат теории коммуникации: «коммуникативная задача», «коммуникативное взаимодействие», «педагогическая коммуникация», «коммуникативная ситуация», «ситуация понимания», «шаг понимания», «ситуация дискурса», «урок-дискурсивное событие» и др.
- Для реализации коммуникативного подхода в организации урока и формировании КК учащихся разработаны две группы педагогических принципов: методологические, включающие принципы понимания, социальной защиты, сотрудничества, педагогической поддержки и помощи, эмпатии; прикладные, собственно педагогические, в том числе, дискурса, толерантности, игры, диалога. В совокупности данные педагогические принципы отражают инвариантные требования к уроку в рамках коммуникативного подхода, вытекающие из его целей, содержания и других детерминирующих факторов, обеспечивают реализацию доминирующей цели - формирование КК учащихся. Предметное знание как основа обучения рассматривается во взаимосвязи с умением учащихся ориентироваться и самоопределяться в различных ситуациях.
- Педагогическое содержание принципов реализации коммуникативного подхода раскрывается во взаимодействии педагога и учащихся в речевом понимании (дискурс), ролевом понимании (игра), понимании норм и правил взаимодействия (толерантность), смысловом понимании (диалог). Содержание прикладных, собственно педагогических принципов (дискурса, толерантности, игры, диалога) имеет свою специфику: принцип дискурса проявляется в практике речевого понимания, вербально-знакового высказывания, ориентирует на овладение языком учебного предмета как средством создания коммуникативного пространства урока; принцип толерантности организует понимание норм и правил поведения, требует обращения к нравственному аспекту человеческих отношений, включающему: терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию; лояльность в оценке поступков; умение понять (принять) себя и другого; осознание норм собственного поведения; интегрированность «я»; ответственность; доверие; согласие; принцип игры направлен на ролевое понимание, служит ориентиром в создании атмосферы комфортного общения, способствует активизации децентрированного мышления и поведения, формированию навыков профессиональной мотивации, включенности в сложные коммуникативные отношения; проявляется в ситуации проблематизации; принцип диалога ориентирован на работу со смыслами, требует согласованного толкования используемой терминологии как необходимого средства достижения понимания, требует соответствующих технологий и средств обучения, в основе которых лежат процедуры наблюдения, ассоциативности, интерпретации, сравнения, переживания, вслушивания, всматривания, вчувствования как способов выяснения намерений и реальной ценности слов.
- Педагогическое содержание принципов реализации коммуникативного подхода на уроке направлено на формирование КК учащихся. КК учащихся определена как интегративная характеристика личности, выражающаяся в умениях и навыках говорения, понимания, согласования своих действий и мыслей при создании коммуникативного пространства урока.
- Педагогическое содержание принципов реализации коммуникативного подхода служит основной разработки разных моделей педагогической коммуникации: урока-дискурсивного события, урока-игры, урока-диалога. Организация урока в рамках данных моделей обусловлена конкретными педагогическими задачами, определяющими способ коммуникативного взаимодействия и формирование личностных качеств учащихся, востребованных в современных коммуникативных условиях: мобильность, адаптивность, толерантность, диалогичность, готовность к выполнению различных ролей, принятию ответственных решений, развитию этических, нравственных ценностей и установок.
- По результатм экспериментальной работы использования педагогических принципов реализации коммуникативного подхода разработана система градаций для оценки сформированности КК учащихся, включающая: критерии (мотивационно-потребностный, когнитивный, поведенческий, оценочно-рефлексивный), показатели (умения и навыки, проявленные в речевом, ролевом, смысловом понимании, а также понимании этических и нравственных ценностей, норм и правил поведения); уровни, выделенные по показателям низкий - учебный («потенциальный»), полагающий возможность дальнейшего самосовершенствования; средний - основной («номинальный»), характеризующий нормативный компонент КК; высокий - оптимальный («перспективный»). Влияние педагогических принципов коммуникативного подхода на формирование КК определено положительными изменениями такими, как: готовность к определенному способу коммуникативного взаимодействия, открытому, толерантному выражению коммуникативных намерений в ситуации дискурса, игры, диалога; знание специфики коммуникативного взаимодействия, его содержания, средств построения; умение самостоятельно организовывать свою деятельность, гибко выражать себя в речевых произведениях, адекватно намерениям использовать «язык предмета» как средство создания коммуникативного пространства урока, выступать единомышленниками, чувствующими внутреннее единство и возможность общего взгляда на учебный предмет.
1. Балакина Л.Л. Онтология коммуникативного образования // Вестник Томского государственного университета. – 2004. – № 282. – С. 123-125.
2. Балакина Л.Л. Диалог как педагогический принцип формирования коммуникативной компетентности учащихся // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2005. – Вып. 2 (46). - С. 52-57.
3. Балакина Л.Л. Образование в условиях информационно-коммуникативного общества // Вестник Томского государственного университета. – 2006. -№ 76.- С. 6-16.
4. Балакина Л.Л. Теория коммуникации как методологическая основа педагогического взаимодействия // Вестник Томского государственного университета. - 2006. - № 76. - С. 16-25.
5. Балакина Л.Л. Педагогические принципы организации коммуникативного взаимодействия в учебном процессе // Вестник Томского государственного университета. - 2006. - № 76. - С. 25-31.
6. Балакина Л.Л.Специфика коммуникативной компетентности как педагогической категории // Вестник Томского государственного университета. - 2006. - № 76. - С. 31-35.
7. Балакина Л.Л., Темербекова. А.А. Методы формирования семиотической компетентности школьника с помощью знаково-символической деятельности // Вестник Томского государственного университета. - 2006. - № 76. - С. 40-45 (0,3/0,2 п.л.).
8. Балакина Л.Л., Темербекова. А.А. Информационно-коммуникативный подход к оценке качества образования школьников // Вестник Томского государственного университета. – 2006. - № 76. - С. 45-52. (0,4/0,2 п.л.).
9. Балакина Л.Л. Коммуникация как педагогическое явление // Вестник Томского государственного университета. – 2006. - № 98. - С. 58-76 (0,6/0,3 п.л.).
10. Балакина Л.Л. Диалог как принцип организации педагогической коммуникации // Вестник Томского государственного университета. - 2006. - № 98. - С. 67-70.
11. Балакина Л.Л. Формирование толерантного мышления школьника как педагогическая проблема // Вестник Томского государственного университета. – 2006. - № 98. - С. 70-78.
12. Балакина Л.Л. Урок как дискурсивное событие // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2006. – Вып. 3 (47). - С. 25-28.
13. Балакина Л.Л. Диалог как принцип организации педагогического взаимодействия // Вестник Томского государственного университета. – 2006. - № 283. - С. 118-122.
14. Балакина Л.Л. Теория коммуникации как основа педагогического взаимодействия // Философия образования / Под ред. Н.В. Наливайко. - 2007. – Вып. 1 (18). - С. 175-178.
15. Балакина Л.Л. Толерантность как принцип коммуникативного взаимодействия педагога и учащихся // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - № 7. - Т. 311. – С. 50-55.
16. Балакина Л.Л. Диалог как принцип преподавания литературы в школе // Филология и человек. - Барнаул. Изд-во Алтайск. гос. ун-та. - 2007. - № 4. - С. 135-140.
17. Балакина Л.Л. Формирование толерантного мышления школьника как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования / Под ред. А.В. Петрова. - 2008. - № 5 (12). - С. 253-256.
18. Балакина Л.Л. Коммуникативная компетентность учащихся: сущность, содержание, необходимость формирования // Мир науки, культуры, образования / Под ред. А.В. Петрова. - 2009. - № 4. - С. 211-214.
19. Балакина Л.Л. Формирование толерантного мышления и поведения учащихся // Мир науки, культуры, образования / Под ред. А.В. Петрова. - 2009. - № 5. - С.125-128.
Монографии
20. Балакина Л.Л. Коммуникативная компетентность как фактор адекватного отражения в образовании современной информационно-коммуникативной культуры. - Томск: ЦНТИ, 2004 (10,7 п.л.).
21. Диалог как содержание и форма педагогической деятельности. - Томск: ЦНТИ, 2004 (8 п.л.).
22. Формирование коммуникативной компетентности учащихся: - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005 (10,6 п.л.).
Учебные и учебно-методические пособия
23. Диалог как способ педагогического взаимодействия. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2001 (4,1п.л.).
24. Балакина Л.Л. Педагогические приемы организации диалога. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2002 (4,1 п.л.).
Статьи, опубликованные в других научных изданиях
25. Балакина Л.Л., Темербекова А.А. Из опыта работы Республиканского классического лицея / Образование в Сибири. - 1995. - № 1. - С. 158-159.
26. Балакина Л.Л. Организация диалога в инновационной школе / Организационно-педагогические основы обучения в инновационной школе: Материалы IV респуб. научно-практич. семинара. - Горно-Алтайск, 1997. - С. 22-30.
27. Балакина Л.Л. Проблемы организации диалога в школе / Проблемы традиционной и развивающейся школы: Материалы педсовета. - Горно-Алтайск, 1998. - С. 19-27.
28. Балакина Л.Л. Педагогический диалог как способ взаимодействия в учебном процессе / Профессионально-педагогическая и методическая подготовка специалиста в условиях классического университета. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 1998. - С. 34-35.
29. Балакина Л.Л. Самоэкспертиза партнерской позиции учителя в диалоге / Психолого-педагогическая подготовка специалиста: опыт, проблемы, решения: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 1999. - С. 88-90.
30. Балакина Л.Л. Организация диалога в педагогической деятельности. Постановка проблемы / Наука. Культура. Образование / Под ред. А.В. Петрова. - 2000. - № 4/5. - С. 154-155.
31. Балакина Л.Л. Диалог как тип мышления личности учителя // Проблемы социально-экономического, экологического развития Республики Алтай: состояние и перспективы / Экономические проблемы региона, проблемы сохранения культурного и исторического наследия, социально-политические проблемы региона: Сб. науч. ст. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2001. - Ч. II. - С. 62-63.
32. Балакина Л.Л. Современные подходы к преподаванию литературы в школе: Учебно-методические материалы по дополнительным образовательным программам. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2001. - С. 21-29.
33. Балакина Л.Л. Коммуникативная основа педагогического диалога / Образование в Сибири: Актуальные проблемы истории и современность: Материалы региональной науч.-практ. конф. - Томск: Изд-во ЦНТИ, 2002. - Ч.1. - С. 209-210.
34. Балакина Л.Л. Педагогические приемы организации диалога на уроке / Русская литература в современном культурном пространстве: Материалы юбилейных конф., посвящ. 100-летию ТГПУ и 70-летию филол. ф-та ТГПУ. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. - С. 150-156.
35. Балакина Л.Л. Понимание художественного текста как методическая проблема / Текст: варианты интерпретации: Материалы IV межвуз. науч.-практ. конф. - Бийск: НИЦ БГПУ, 2001. - С. 29-31.
36. Балакина Л.Л. Коммуникативный подход к пониманию художественного текста / Литература и общественное сознание: варианты интерпретации литературного текста: Материалы VII межвуз. науч.-практ. конф. - Бийск: НИЦ БГПУ, 2002. - С. 12-14.
37. Балакина Л.Л. Современное образование в контексте информационно-коммуникативной культуры / Проблемы национально-регионального компонента в условиях модернизации образования: Материалы II-ой регион. науч.-практ. конф. - Новокузнецк, 2002. - С. 227-231.
38. Балакина Л.Л. Коммуникативные принципы литературного образования / Актуальные проблемы изучения языка и литературы: Материалы Всерос. науч. конф. - Абакан, 2002. - С. 265-267.
39. Балакина Л.Л. Коммуникативная основа педагогического диалога / «Образование в Сибири: Актуальные проблемы истории и современность»: Материалы регион. науч. конф. - Томск: Изд-во Томский ЦНТИ, 2002. - Ч.1 - С. 209-210.
40. Балакина Л.Л. Педагогические аспекты понимания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» / Актуальные проблемы преподавания литературы: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. - Горно-Алтайск, 2003. - С- 39-50.
41. Балакина Л.Л. Коммуникативная основа литературного образования / Русская литература в современном культурном пространстве: Материалы Всерос. науч.-практич. конф., посвящ. 100-летию ТГПУ. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2003. - С. 194-197.
42. Балакина Л.Л. Урок литературы как дискурс / Текст: варианты интерпретации: Материалы VIII науч.-практ. конф. - Бийск: НИЦ БГПУ, 2003. - С. 6-12.
43. Балакина Л.Л. Содержание образования в современных условиях / Теория и практика межпредметных связей в системе образования: Межвуз. сб. науч. трудов. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2003. - С. 5-12.
44. Балакина Л.Л. Коммуникация как способ взаимодействия педагога и учащихся / Межкультурная коммуникация: теория и практика: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. «Лингвистические и культурологические традиции образования» / Под ред. Н.А. Качалова. - Томск: ТПУ, 2003. - С. 11-23.
45. Балакина Л.Л. Коммуникативное содержание образования / Устойчивое развитие непрерывного образования в условиях его модернизации: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2003. - С. 26-30.
46. Балакина Л.Л. Коммуникативный подход к изучению творчества М. Зощенко в школе / Художественный текст: варианты интерпретации: Материалы VIII межвуз. науч.-практ. конф. - Бийск: НИЦ БГПУ, 2003. - С. 2-6.
47. Балакина Л.Л. Современное образование в контексте информационно-коммуникативной культуры // Образование в Сибири. – Томск. - 2003. - № 2 (11). - С. 25-30.
48. Балакина Л.Л. Содержание образования в современных условиях / Теория и практика межпредметных связей в системе образования: Сб науч. трудов. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2003. - С. 82-84.
49. Балакина Л.Л. Коммуникативное образование - открытое образовательное пространство / Социальные процессы в современной Западной Сибири: Сб. науч. ст. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004. - С. 33-38.
50. Балакина Л.Л. Урок как дискурсивное событие: Междунар. конф. «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста», посвящ. 40-летию ТГПУ. - Томск, 2004. - С. 261-266.
51. Балакина Л.Л. Игра как способ коммуникации педагога и учащихся на уроке литературы / Художественный текст: варианты интерпретации: Материалы IX межвуз. науч.-практ. конф. . - Бийск: НИЦ БГПУ, 2004. - С. 16-18.
52. Балакина Л.Л. Формирование коммуникативной компетентности учащихся / Гуманизация образования в Республике Алтай: направления, опыт, перспективы: Материалы республ. науч.-практ. конф.. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004. - С. 8-11.
53. Балакина Л.Л. Коммуникативная компетентность педагога: Междунар. конф. «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста», посвящ. 40-летию каф. филос. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. - С. 201-206.
54. Балакина Л.Л. Информационно-коммуникативная основа современного образования / Языки и литература народов Горного Алтая: Междунар. ежегодник. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. - С. 185-189.
55. Балакина Л.Л. Современное образование в условиях информационно-коммуникативной культуры / Образование в Сибири. - 2005. - № 13. - С. 58-63.
56. Балакина Л.Л. Организация урока литературы как дискурсивного события / Художественный текст: варианты интерпретации: Труды межвузовск. науч.-практич. конф. - Бийск: РИО БГПУ им В.М. Шукшина. - Ч. 1. - 2005. - С. 29-33.
57. Балакина Л.Л. Педагогические принципы формирования коммуникативной компетентности учащихся в учебном процессе / Традиции и инновации в общем и профессиональном образовании: история и современность: Материалы регион. заоч. науч.-практ. конф. - Горно-Алтайск, 2005. - С. 59-61.
58. Балакина Л.Л. Игра как принцип организации образования // Мир науки, культуры, образования / Под ред. А.В. Петрова. - 2006. - № 2. - С. 48-49.
59. Балакина Л.Л. Коммуникативные основы педагогического взаимодействия / Горный Алтай: проблемы билингвизма в поликультурном пространстве: Сб. науч. труд. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. - С. 12-14.
60. Балакина Л.Л. Теория коммуникации как методологическая основа взаимодействия педагога и учащихся: Сб. науч. труд. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. - С. 154-160.
61. Балакина Л.Л. Информационно-коммуникативная основа образования / Обучение в вузе: содержание, методики и технологии»: Материалы науч.-практ. конф. аспирантов и преподавателей. - Горно-Алтайск, 2006. - С. 106-110.
62. Балакина Л.Л. Педагогические принципы коммуникативного образования / Этнорегиональные процессы развития образования в Сибири: Материалы региональной науч.-практ. конф. - Горно-Алтайск, 2006. - С. 50-52.
63. Балакина Л.Л. Функции педагога в становлении коммуникативной компетентности учащихся / Художественный текст: варианты интерпретации: Труды XI Всерос. науч.-практ. конф. - Бийск: НИЦ БГПУ, 2006. - С. 36-37.
64. Балакина Л.Л. Толерантность - принцип организации отношений «учитель-ученик» // Теория и практика профессионального образования: Сб. науч. труд. - Томск-Новосибирск, 2006. - С. 167-176.
65. Балакина Л.Л. Принципы организации коммуникативного образования как педагогическая проблема / Становление и развитие системы образования в регионах Западной Сибири: общее и особенное: Материалы региональной науч.-практ. конф. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. - С. 300-305.
66. Балакина Л.Л. Развитие читательской культуры учащихся / Художественный текст: варианты интерпретации: Материалы XII межвуз. науч.-практич. конф. – Бийск: БГПУ им. В.М. Шукшина, 2007. - С. 39-42.
67. Балакина Л.Л. Урок-диалог как коммуникативное взаимодействие педагога и учащихся» / Художественный текст: варианты интерпретации: Труды XIII Всерос. науч.-практ. конф. - Бийск: БГПУ им. В.М. Шукшина, 2008. - С. 46-50.
68. Балакина Л.Л. Принципы организации педагогической коммуникации // Непрерывное образование в Западной Сибири: Современное состояние и перспективы: Материалы региональной науч.-практ. конф. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. – С. 359-360.
69. Балакина Л.Л. Коммуникативная компетентность учащихся: содержание, необходимость формирования // Информация и образование: границы коммуникаций: INFO 09: сб. науч. трудов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – С. 74-76.