Научная тема: «ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СИСТЕМЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ПОДХОДОВ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Выявлена динамика и специфика подготовки учителей начальных классов. Совершенствование подготовки учителя начальных классов в условиях многоуровневого образования обусловлено необходимостью модернизации высшего образования в соответствии с требованиями международного сообщества и в контексте идей Болонского соглашения.
  2. Систематизированы проблемы полилингвального образования, выявившие фактическое отсутствием педагогов, обладающих ключевыми компетенциями, позволяющими адаптироваться в полилингвальном образовательном пространстве.
  3. Специфика российской модели подготовки специалистов на компетентностном подходе представляет собой результат и процесс деятельности, которые напрямую зависят от уровня подготовки специалистов, рассматриваются как совокупность и наличие комплекса профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику вуза адаптироваться к условиям рынка труда.
  4. Полилингвальный подход понимается как интеграция многообразия культуры языков, создающих образовательную среду, обеспечивающую формирование у будущего учителя начальных классов научной и культурной картины мира, в основе которых лежат ценности толерантности, диалога, сотрудничества, потребностей к познанию других культур, освоению опыта межкультурных коммуникаций в глобальном информационном поликультурном пространстве на основе ценностей постижения личности другой национальности, открытия языковой культуры и средств межкультурных коммуникаций, что обеспечивает дифференцированность образовательной системы и непрерывность формирования культурного мира личности, ее поликультурности, начиная с дошкольного возраста до окончания школы.
  5. Понятия, определившие содержание и технологии подготовки учителя начальных классов на уровне бакалавриата: «полилингвальное образование учителя начальных классов» как система, интегрирующая языковые, национально-культурные ценности и идеалы воспитания личности, обеспечивающая возможности для освоения равноправных и толерантных способов жизнедеятельности и гуманной модели жизни; «языковые компетенции учителя начальных классов» как речевые способности в области говорения, аудирования, чтения и письма, коммуникаций в полилингвальной образовательной среде; «педагогические компетенции учителя начальных классов» как профессиональные способности в понимании целевых установок урока, в проектировании и управлении системой отношений в учебной деятельности; «информационно-коммуникативные компетенции» как способность самостоятельно работать в открытом информационно-коммуникативном пространстве, находить и использовать вербальные и невербальные средства коммуникации в полилингвальном образовательном пространстве для обеспечения качества образования младших школьников.
  6. Модель подготовки учителя начальных классов на уровне бакалавриата на основе полилингвального и компетентностного подходов, основанная на описании принципов проектирования (оптимизации как основного ресурса модернизации образования, позволяющей интенсифицировать процесс подготовки педагогических кадров; непрерывности начального, общего и педагогического образования; конструктивности, дающей возможность детально и эффективно проектировать систему педагогического образования на всех ступенях образования; психофизической безопасности студентов в условиях поликультурной и полилингвальной среды; полилингвизма и регионализации, предполагающих создание модели образовательного процесса как полилингвальной среды.) (рис. 2).
  7. Структурными составляющими модели выступают цели, содержание, технологии подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование». Представленная модель описывает инновационные подходы (полилингвальный и компетентностный) в организации образовательного процесса подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование», определившие вариантную составляющую образовательного стандарта, гибкие формы организации учебного процесса, набор компетенций, дифференцированные технологии их формирования и др.
  8. Вариативный образовательный стандарт бакалавриата по профилю «Начальное образование» и его научное обеспечение на основе новых теоретико-методологических подходов - полилингвальном и компетентностном. Вариативный образовательный стандарт - составляющая Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, раскрывающего профессиональные программы, ориентированные на образовательные запросы региона. Его ценность заключается в предоставлении студентам возможности гибкого маневрирования в образовательной траектории полилингвальной среды, формирующей образовательные запросы общества и личности.
  9. Компетенции, сформулированные в аспекте международных требований, которые осваиваются бакалаврами педагогики с профильной подготовкой «Начальное образование»: языковые, педагогические и информационно-коммуникативные. Освоение вышеобозначенных компетенций открывает выпускнику новые возможности для профессионального роста, развития мобильности и расширения коммуникаций в полилингвальной образовательной среде и информационном пространстве.
  10. 10. Научно-методическое обеспечение процесса подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование», разработанное на основе полилингвального и компетентностного подходов: электронный педагогический решебник, электронный вариант методических указаний к учебнику «Математика» для 1 класса полилингвальной начальной школы, учебно-методические комплексы по математике для 1, 2, 4 класса (учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации), пособие по использованию национально-регионального компонента на уроках математики.
  11. Новизна представленного научно-методического обеспечения определяется компетентностным и полилингвальным подходами, переносом учебной информации на электронные носители, позволяющими студентам осуществлять проверку правильности педагогического решения, развивать критичность будущего учителя; интегрировать педагогические, языковые и информационно-коммуникативные компетенции и т.п.
  12. Технологии, обеспечивающие развитие педагогических и информационно-коммуникативных компетенций: ПИТ, дифференцированно и целенаправленно воздействующая на развитие тех или иных компетенций студентов комбинацией методов; технология кейсов (Case study) (учебных и практико-ориентированных) как метод анализа ситуаций, позволяющего понять, осмыслить педагогическую ситуацию и найти ее оптимальное решение, обеспечивающий студентам возможность накапливать приемы, средства, технологии самообразования и, в перспективе, обучения, воспитания и развития будущих учащихся; информационно-коммуникативная технология для работы с педагогическими ситуациями, названная СУУД представлена в виде электронного педагогического решебника, в котором ситуации классифицированы по содержанию: информационные, нормативно-обучающие, воспитательные, проблемно-поисковые, лингво-коммуникативной направленности деятельности учителя, направлены на познание мотивов ученика, рефлексию стилей собственного поведения, позиций учителя и ученика, развитие толерантного сознания, педагогического мышления, критичности, самоконтроля и т.п.; телеконференции, организуемые между педагогическими вузами, целью которых является развитие профессиональных компетенций, культуры диалога, становление толерантного опыта студентов по отношению к будущему ученику, развитие потребности студентов в общении как на родном, так на русском и английском языках; компьютерные деловые игры в виде сценария, формирующего у студентов опыт толерантного поведения, позицию будущего учителя в полилингвальной образовательной среде и др.
  13. Инновационность представленных в исследовании технологий определяется нацеленностью на развитие у студентов компетенций, позволяющих будущему учителю работать в полилингвальном образовательном пространстве; эффективностью в развитии у студентов самостоятельности в период выполнения учебных заданий и заданий по педагогической практике; становлением толерантного опыта взаимоотношений будущего учителя с учащимися, осваиваемого в процессе работы с электронными пособиями и при реализации педагогической практики; активизацией потребности студентов в коммуникациях, самообразовании и научном исследовательском творчестве.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Киргуева Ф.Х. Активизация познавательной деятельности младших школьников как средство самоутверждения личности. Монография. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2007. – 150 с.

2.Киргуева Ф.Х. Подготовка учителя начальных классов в условиях билингвального образования. Монография «Профилактика межличностных и межнациональных конфликтов: теория, опыт, пути» в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение профилактики межличностных и межнациональных конфликтов в условиях поликультурного и многонационального образовательного пространства», поддержанного грантом Министерства образования РФ РНП 3.4.2.5745. Под ред. Мареева В.И., Чумичевой Р.М.- Ростов-на Дону, 2008. - С. 163-175 (авт. 6%).

3.Киргуева Ф.Х. Технологии развития и подготовки учителя начальных классов на основе компетентностного подхода. Монография. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2009. – 200 с.

Учебные пособия с грифом Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания

4.Киргуева Ф.Х. Учебно-методическое пособие по педагогической практике..-Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2008. – 207 с.

Справочные, учебные пособия и методические рекомендации

5.Киргуева Ф.Х. Методические рекомендации по математике для учителя 1 класса национальной школы. /Учебно-методическое пособие для учителей 1-х классов осетинской национальной школы. – Владикавказ: Изд-во СОГУ. – 1996 – С. 176-373.

6.Киргуева Ф.Х. Методика преподавания математики (Общие вопросы). Курс лекций Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2009. – 208 с.

Учебники

7.Киргуева Ф.Х., Зембатова Л.Т. Учебник по математике для 1 класса полилингвальной школы. Владикавказ: Изд. РИЦ «ЮНЕСКО».- 2003. – 219 с. (авт. – 50%).

8.Киргуева Ф.Х., Зембатова Л.Т. Рабочая тетрадь по математике для 1 класса. Владикавказ: Изд. РИЦ «ЮНЕСКО».- 2003. – 130 с. (авт. – 50%).

9.Киргуева Ф.Х., Зембатова Л.Т. Учебник по математике для 2 класса полилингвальной школы. Владикавказ: Изд. РИЦ «ЮНЕСКО».- 2004. –170 с. (авт. – 50%)

10.Киргуева Ф.Х., Зембатова Л.Т. Рабочая тетрадь по математике для 2 класса. Владикавказ: Изд. РИЦ «ЮНЕСКО».- 2004. – 115 с. (авт. – 50%)

11.Киргуева Ф.Х. Учебник по математике для 4 класса полилингвальной школы. Владикавказ: Изд. РИЦ «ЮНЕСКО».- 2006. –170 с.

12. Киргуева Ф.Х. Рабочая тетрадь по математике для 4 класса. Владикавказ: Изд. РИЦ «ЮНЕСКО».- 2006. – 130 с.

Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК РФ

13.Киргуева Ф.Х. Работа над математическими понятиями. // Начальная школа - 2001. – № 6. - С.50-51.

14.Киргуева Ф.Х. Проблемы подготовки учителя начальных классов в условиях билингвального образования. - // Известия Южного федерального университета «Педагогические науки» - № 7, 2008. - С.177-183.

15.Киргуева Ф.Х. Многоуровневое образование как путь модернизации подготовки учителя начальных классов.- // Человек и образование. - № 4, 2008. – С. 49-54.

16.Киргуева Ф.Х. Компетенции как фактор деятельностного существования учителя в условиях модернизации образования. - // Вестник Адыгейского государственного университета. - Выпуск 1, Майкоп: 2009. – С. 61-67.

17.Киргуева Ф.Х. Полилингвальный подход как основа профессиональной подготовки учителя начальных классов. - //Известия Южного федерального университета «Педагогические науки». - № 2, 2009. - С.195-200.

18.Киргуева Ф.Х. Технологии развития педагогических компетенций будущего учителя начальных классов. - //Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). - № 4, 2009. С. 106-114.

19.Киргуева Ф.Х. Самостоятельная работа как показатель развития педагогической компетентности будущего учителя начальных классов.- //Человек и образование. - № 3, 2009. – С. 71- 75.

20.Киргуева Ф.Х. Реализации познавательного принципа в учебниках «Математика» в системе полилингвального образования. - //Начальная школа. - № 1, 2010. ¬ С.90-93.

Статьи, тезисы, материалы конференций

21.Киргуева Ф.Х. Активизация учащихся первого класса при изучении нумера¬ции чисел в преде¬лах 10. //Ираф. - 1995. – № 2. - С. 222-223.

22.Киргуева Ф.Х. Активизация младших школьников при работе над текстовой задачей. /Материалы Региональной научно-практической конференции «Инновационные образовательные технологии в начальной школе: опыт, перспективы и проблемы преемственности». Нальчик, 1997. – С.68-72

23.Киргуева Ф.Х. Инновационные образовательные технологии: концептуальный подход, формирование логического мышления младших школьников. /Материалы Региональной научно-практической конференции «Инновационные образовательные технологии в начальной школе: опыт, перспективы и проблемы преемственности». Нальчик, 1997. – С. 10-12.

24.Киргуева Ф.Х. Активизация обучения, ее роль и значение для самосовершенствования личности в современных условиях. Сборник научно-методических трудов «Проблемы педагогики начальной, средней и высшей школы. Выпуск 1. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. – С.111-123.

25.Киргуева Ф.Х. Пути и средства активизации познавательной деятельности младших школьников (на примере математики). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Владикавказ, 1998. – 24 с.

26.Киргуева Ф.Х. Формирование логического мышления у младших школьников Материалы нучно-практической конференции «Современные технологии обучения». Выпуск 1. – Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2000. – С.38-43.

27.Киргуева Ф.Х. Совершенствование уровня преподавания математики в процессе подготовки учителя начальных классов. Сборник тезисов региональной научно-практической конференции «Современная начальная школа и подготовка учителя». – Владикавказ: Изд-во МОПО, 2000. - С.38-39.

28.Киргуева Ф.Х. Использование этно-регионального материала на уроках математики в начальной школе. Материалы Международной научно-практической конференции «Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы». – Махачкала-Пятигорск, 2000. – С.290-292.

29.Киргуева Ф.Х. Совершенствование подготовки учителя через педагогическую практику. Тезисы докладов II Международной научно-практической конференции «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании» Таганрог, 2001. – С. 195-196.

30.Киргуева Ф.Х. Подготовка учителя в условиях использования информационных технологий. Сборник трудов межвузовской научно-практической конференции «Новые информацирнные технологии и их использование» - Владакавказ: Изд-во СОГПИ, 2001. – С. 221-223.

31.Киргуева Ф.Х. Использование местного материала при изучении величин в начальном курсе математики. Сборник статей «Современные технологии начального образования как путь активизации обучения и воспитания» Выпуск 2. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2002. – С. 89-93.

32.Киргуева Ф.Х. Использование национально-регионального компонента в обучении математике Владикавказ: Изд. СОГПИ. Приложение к журналу "Диалог" № 3-2003. С. 71-72.

33.Киргуева Ф.Х. Дидактическая игра на уроках математики. Владикавказ: Изд. СОГПИ. Приложение к журналу "Диалог" № 1-2003. С. 24-27.

34.Киргуева Ф.Х. Практикоориентированность обучения студентов. "Современные технологии обучения"./Сборник статей и тезисов. Выпуск 4 (часть 1). Владикавказ: Олимп, 2004. – С. 36-41.

35.Киргуева Ф.Х. Творческая работа на уроках математики. Владикавказ: Изд. СОГПИ. Приложение к журналу "Диалог" № 1-2004. С 32-33.

36.Киргуева Ф.Х. Использование этнографии детства осетин при подборе дидактической игры на уроках математики. Сборник студенческих научных статей. Владикавказ: Изд. СОГПИ, 2005. С. 47-51 (авт. - 50%).

37.Киргуева Ф.Х. Педагогическая практика студентов как системообразующий фактор подготовки специалистов в условиях многоуровневого обучения. Материалы YI Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров» Часть II. Челябинск, 2005. - С. 151-154.

38.Киргуева Ф.Х. Эффективность использование УДЕ на уроках математики в начальной школе. "Современные технологии обучения" Сборник статей и тезисов. Выпуск 5. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2005. – С. 121-124.

39.Киргуева Ф.Х. Использование этнического материала на уроках математики. Материалы Международной научной конференции «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества», проводимой под эгидой и при официальной поддержке ЮНЕСКО. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2006. – С. 131-132.

40.Киргуева Ф.Х. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников на обучаемость математике. /"Современные технологии обучения". Сборник статей и тезисов. Выпуск 6. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2006. - С. 60-65.

41.Киргуева Ф.Х. Формирование комбинаторного характера мышления в учебниках “Математика”. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции преподавателей педагогических учебных заведений «Проблемы подготовки учителя для современной российской школы. – М.: Баллас. Изд. ДОМ РАО, 2007. – С. 87-89.

42.Киргуева Ф.Х. Развитие познавательных интересов младших школьников. "Современные технологии обучения" Сборник статей и тезисов. Выпуск 7. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2007. – С. 170-173.

43.Киргуева Ф.Х. Процессы модернизации педагогического образования в контексте идей болонского соглашения. - /Региональный научно-методический журнал ЮФО «Методический поиск: проблемы и решения». РИЦ Армавирского ГПУ.- № 2, 2008. – С. 5-9.

44.Киргуева Ф.Х. Билингвальное образование как условие для подготовки конкурентоспособной языковой личности в современном обществе. Материалы II Международной конференции «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества», проводимой под эгидой и при официальной поддержке ЮНЕСКО. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2008. – С. 157-159.

45.Киргуева Ф.Х. О новом учебно-методическом комплекте по математике для 4 класса полилингвальной школы. / Журнал «Диалог». Научно-педагогический журнал для работников образования. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2008. С. 24-27.

46.Киргуева Ф.Х. Активность как важнейшее условие обучения школьников. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики в развитии образования». – Краснодар: Изд. КубГУ, 2008. – С. 92-96.

47.Киргуева Ф.Х. Взаимодействие видов познавательной деятельности в учебниках «Математика» (авт. Петерсон Л.Г.) "Современные технологии обучения" Сборник статей и тезисов. Выпуск 8. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2008. – С. 135-142.

48.Киргуева Ф.Х. О проектировании профессиональной подготовки в процессе обучения по специальности «Информатика". "Современные технологии обучения" Сборник статей и тезисов. Выпуск 8. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2008. – С. 142-150.

49.Киргуева Ф.Х. Приоритетные направления подготовки учителя начальных классов по профилю бакалавр. - / Вестник Владикавказского научного центра. ТОМ 8, № 4, 2008. – С.52-55.

50.Киргуева Ф.Х. Основные направления модернизации системы подготовки учителя начальных классов. Материалы межрегиональной научно-методической конференции: «Актуальные проблемы современного образования» /Под общей ред. Мельниковой Р.И. – Воронеж: ВИЭСУ, ЦНТИ, 2009. – 388 с. (Стр. 375-380).

51.Киргуева Ф.Х. Технологии развития информационно-коммуникативных компетенций будущего учителя начальных классов. Материалы докладов XXYIII международных психолого-педагогических чтений «Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана. Часть IY. – Ростов-на-Дону, 2009. – 426 с. (323-331).

52.Киргуева Ф.Х. Модернизация подготовки учителя начальных классов в Республике Северная Осетия-Алания. Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития: материалы II межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Часть 2.- Омск-Тара, 2009. – 132 с. (С. 46-48).

53.Киргуева Ф.Х. Развитие этнопедагогической культуры при развитии речи младших школьников. "Современные технологии обучения" Сборник статей и тезисов. Выпуск 9. Часть 1. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2008. – С. 135- 143.

54. Киргуева Ф.Х. Роль диалога в модернизации педагогического образования. "Современные технологии обучения" Сборник статей и тезисов. Выпуск 9. Часть 2. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2009. – С. 165- 170.

55.Киргуева Ф.Х. Полилингвальная математика: терминологические ресурсы. Научно-методический журнал для работников образования «Диалог». - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2009. – С.94-99.

56.Киргуева Ф.Х. Развитие профессионально-педагогических компетенций в полилингвальной образовательной среде.- Владикавказ: Изд-во СОГу им. К.Л. Хетагурова, 2009. – С. 276- 282.

57.Киргуева Ф.Х. Практика как обучение действиям. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ. //Вестник модернизации образования. – 2009.- №1. - 2010. – С. 68.