- Культурно-исторические предпосылки теории интеракции, которые определяются формами мышления человека в различные исторические периоды: ранние формы мышления (протофилософия) предполагают родо-племенную интеракцию, где «взаимопомощь является фактором эволюции»; сократическое мышление - майевтическую интеракцию как форму образовательного родовспоможения; рационалистическое мышление в качестве приоритетной рассматривает объект-объектную интеракцию, где человек лишь «винтик» в огромной машине бытия; эзотерическое мышление - человек становится центром информационного взаимодействия со Вселенной; схоластическое мышление определяет репродуктивную субъект-объектную интеракцию; гуманитарное мышление - субъект-субъектную интеракцию, где каждый человек - это целый мир; универсумное мышление определяет диалогическую модель интеракции как со-знаниевой формы всеобщего обмена веществом, энергией, информацией, создающего пространство Всеединства. Вектор педагогической интеракции в современном мире задаётся, прежде всего, сократической и универсумной моделями диалогической интеракции. В образовательной деятельности - это со-творение мира человека, имеющего как материальный, так и духовный смысл.
- Модель интеллектуальной сети исследовательских интеракций: Основывается на положении о том, что творчество человека является результатом прошлых сетевых взаимодействий, под которыми мы понимаем единое стройное здание микро-, мезо- и макросоциальных теорий, выдвинутых и обоснованных в многочисленных статьях и книгах исследователей процессов взаимодействия в различных областях науки. Все соответствующие ингредиенты интеллектуальной сети, находящейся в пространстве диалога сознаний, представлены работами, стержнем которых является вывод о том, что коммуникация происходит не как трансляция информации и манифестация намерения, а как демонстрация смыслов, отнюдь не обязательно предназначенных для распознавания и интерпретации реципиентом. Практически любая форма поведения - действие, бездействие, речь, молчание в определенной ситуации может оказаться коммуникативно значимой. При этом важную роль играет активность воспринимающего Другого: без со-участия коммуникантов в едином процессе демонстрации смыслов и особенно их интерпретации не может быть ни общения, ни совместной деятельности, тем более творческой деятельности. Эта интерпретация смыслов происходит в процессе постоянных «переговоров», гибкой диалектики коллективного осмысления социальной действительности на пути к достижению интерсубъективности, трактуемой как психологическое или феноменологическое переживание общности. Значимым в данной сетевой модели является тот факт, что критерием успешности и главным предназначением коммуникации становится интерпретация, в отличие от распространенного представления ее основной функции как единомыслия. Ключевой категорией становится совместная мыследеятельность участников такого «сетевого» взаимодействия.
- Системные характеристики педагогической интеракции: 1. Детерминатором эффективной педагогической интеракции является творческая активность личности. 2. Важнейшую роль играет характер взаимодействия с социокультурной средой вуза, определяющийся посредством соответствующей типологии педагогической интеракции. 3. Пространство вуза представляется как место взаимодействия участников образовательного процесса, в котором создаётся целостность всех его элементов. 4. Структурными компонентами педагогической интеракции являются преподаватель и студент, личностный рост которых опосредован эффективной интеракцией и творческой активностью. Ключевым для организации взаимодействия является диалог, в котором значимы соблюдение принципов самоорганизации и использование механизмов соучастия и партнерского сотрудничества всех и каждого. 5. Уровень сложности системы педагогической интеракции определяется качественной спецификой связей и раскрытием потенциальных возможностей проявлений творческой активности субъектов образовательного процесса. 6. Творческая активность направляет взаимодействия и процессы на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и так далее), а не только на цели, для достижения которых все средства хороши. 7. Понятие граница непосредственным образом связано с различного типа взаимодействиями. Основные напряжения во взаимодействиях возникают в области социальных, мировоззренческих и иных границ.
- Концептуальное ядро теории педагогической интеракции. Педагогическая интеракция порождает творческую активность, которая реализуется в качественных диалоговых связях - отношениях между субъектами образовательного взаимодействия, порождая творческую активность личности на новом уровне диалоговых отношений. И далее по спирали к личностному и карьерному росту в социуме через те же детерминанты творческой активности и систему эффективной /диалоговой/ интеракции. Таким образом связи между педагогической интеракцией и творческой активностью в нашей теоретической модели опосредуются, в конечном счете, силой потребности личностного и карьерного роста, которые мы обозначили в системе координат как горизонтальная карьера, определяющая расширение творческих способностей человека, развитие его индивидуальности и вертикальная карьера, предполагающая профессиональное самосовершенствование и саморазвитие.
- Комплекс понятий теории педагогической интеракции: Под профессионально-творческим саморазвитием студента понимается творческое саморазвитие его личности в образовательном процессе вуза, обеспечивающее дальнейшую творческую активность и эффективность, позволяющую «встроить» профессиональную деятельность в текущий контекст: коммуникативный, институциональный и др., с опорой на способности мышления, понимания, т.е. на структуры управления деятельностью. Таким образом, профессионально-творческое саморазвитие личности - это интегративный творческий процесс сознательного личностного становления и роста, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов.
- Феномен педагогической интеракции мы раскрываем следующим образом: педагогическая интеракция представляет собой взаимодействие в педагогическом общении через категорию отношение. Предстаёт как неравновесная система особого типа, устойчивость которой обеспечивается искусственным опосредованием внешних и внутренних отношений. Соответственно, вся совокупность опосредующих механизмов педагогической интеракции (самодостраивания, самоструктурирования, взаимосвязи организации и самоорганизации, порождения, соучастия, созидания, сотворения, создания, комплекстности, целостности, доступности, мотивирования, мягкого регулирования и.т.д.) объединяется понятиями «культура», «творчество», «система», «диалог», «саморефлексия».
- В процессуальном аспекте педагогическая интеракция - продуктивное межличностное взаимодействие педагога и студента, которое характеризуется рядом признаков: эффективная педагогическая интеракция - деятельность добровольная, долговременная, затрагивающая все личностные аспекты преподавателя и студента и, что очень важно, основанная на внутренней мотивации, желании личностного роста; структурируется как диалогическое взаимодействие, взаимодеяние, взаимотворение. совместное порождение; основывается на принципе творческой активности развития личности на трех онтологических уровнях: природном, социальном, духовном; опосредствуется социокультурной средой вуза; использует интерактивные технологии развития творческой активности личности и мотивационный эффект обратной связи; обеспечивает повышение уровней самоорганизации, рефлексии и творческой свободы личности; детерминатор творческой активности придает педагогической интеракции продуктивный, синергетический характер и является необходимым условием личностного, профессионального и, в дальнейшем, карьерного роста.
- Педагогическая интеракция в режиме самоорганизации - это овладение способами инициирования процессов самодостраивания, где организация - это следствие нестеснённого осуществления процессов творческой самооганизации и творческого саморазвития каждого члена педагогического сообщества.
- Творческая интеракция - это инициирование самопроизвольного достраивания с использованием внутреннего потенциала субъектов структуры. Главный признак творческой интеракции - искусство выбора главного, установление большого количества связей, направленность на какую - либо проблему, идею в интересах создания нового целого.
- Под эффективной педагогической интеракцией мы понимаем продуктивную деятельность участников образовательного взаимодействия. "Продуктивная деятельность» - это специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Синергетическая модель педагогической интеракции, будучи дополнительной к технической рациональности, способна служить связующим звеном между ними и концепцией, ориентированной на развитие в условиях кризиса, нестабильности.
- Системные принципы и механизмы теории педагогической интеракции: принцип открытости, принцип ценностно-смыслового подхода педагога к студентам, принцип субъектности, принцип становления, принцип подчинения, принцип нелинейности, принцип резонанса. Механизм самодостраивания включает в себя реализацию принципа направленности на возникающее целое; принцип приоритета развития целого, принцип взаимодействия самоорганизации и организации, случайного и необходимого. В комплексе необходимых базовых механизмов обеспечения эффективной педагогической интеракции, без которых невозможно разрешить проблемы обеспечения развития творческой активности, механизмы порождения, механизмы соучастия, механизмы созидания, сотворения, создания, механизмы комплексности, принципы и механизмы доступности.
- ипология педагогических интеракций, определяющая типы интеракций как схему взаимодействия субъектов. Тип педагогического взаимодействия субъектов, характеризуется с точки зрения разворачивающегося в нем (во взаимодействии) базового ведущего процесса. Его содержание задает специфику и целостность всей системы деятельности. Это содержание характеризуется тем или иным типом отношений: субъект-объектным или субъект-субъектным. Противопоставленность этих подходов интерпретируется автором как оппозиция традиционного и гуманистического отношения к педагогическому взаимодействию. В качестве характеристики традиционного и гуманистического подходов выступает природа педагогического взаимодействия со стороны отношения к ней педагогического субъекта (методологический статус системы). В качестве объекта выступает природа педагогического взаимодействия как процесс (технологический статус системы). Традиционная система предполагает процесс воспроизводства, гуманистическая система - процесс развития.
- Духовно-нравственный потенциал совместного творческого мышления синергийного типа, проявляющийся в со-мыслии духовно развитых существ, у которых энергетический аспект мысли является ведущим и реализуется через импровизацию, гармонизацию воли и сознания участников педагогической интеракции через отношения сопротивления, подчинения и ассимиляции, приводящие к повышению степеней свободы коллективного разума и «включению» духовного интеллекта как способности высшего порядка с одной стороны и высокой нравственности с другой. Универсальные характеристики категории диалога как научной основы интерактивности и средства духовной коммуникации: вера, любовь, субъектность, переживание, интерактивность, понимание, событийность.
- Особенности интерактивной социокультурной образовательной среды вуза: интерактивная социокультурная образовательная среда «подстраивается» под развивающуюся в ней личность; в интерактивной социокультурной образовательной среде используются все возможности субъект - субъектного группового взаимодействия; в ней обязательно используется совместная проектная деятельность, результатом которой является образовательный продукт; интерактивная социокультурная образовательная среда представляет собой совокупность внешних и внутренних условий, способствующих реализации творческой активности личности в процессе эффективной педагогической интеракции; интерактивная социокультурная образовательная среда носит культуроёмкий и гуманный характер, поскольку именно в ней возможно переосмысление старых и создание новых культурных образцов в процессе диалогического взаимодействия; интерактивная социокультурная образовательная среда открыта для дополнения новыми смыслами и имеет множество вариантов развития. Студент и педагог имеют возможность строить интерактивную образовательную среду на основе своих потребностей и в соответствии со своим направлением развития в диалоговом режиме. Поэтому для такой образовательной среды не характерно наличие жёсткого алгоритма деятельности. Интерактивная социокультурная образовательная среда предполагает использование интерактивных образовательных технологий, в которых способы деятельности преподавателя и студента направлены на развитие субъектных характеристик личности. Любая деятельность участников педагогической интеракции в интерактивной социокультурной образовательной среде вуза направлена на развитие творческой активности.
- Модель освоения интерактивной социокультурной образовательной среды субъектами педагогической интеракции в контексте внутреннего результата через восприятие определенных влияний среды; системы установок на взаимодействие: «студент - преподаватель», «студент - группа», «студент - студент»; через позитивную «Я-концепцию», творческую активность, через «включение» самоорганизационных процессов развития личности посредством интерактивных технологий и, как результат, продуктивной реализации творческого и самоорганизационного потенциала личности на внешнем уровне ( поведенческая активность, интеллектуальная активность, коммуникативная компетентность, коммуникативная активность, мастерство общения, творческая активность) и внутреннем уровне (сознательная мотивация, развитие личностных структур сознания, позитивные установки, ценности, смыслы).
- Модель интерактивных технологий развития творческой активности личности, состоящую из следующих системных характеристик: Цель: Развитие творческой активности посредством совместного мышления. Критерии: эффективности, оптимальности, диалогичности, концептуальности, гласности, овладения способами самоорганизации и организации, отношения, профессионализма /личностные, учебно-методические и педагогические/, коммуникативной культуры, развитых потребностей. Принципы: открытости, ценностно-смысловой направленности, субъектности, становления, подчинения, нелинейности, резонанса, приоритета развития целого, самоорганизации и организации, случайности и необходимости, творческого эксперимента, научности, интенсивности и разнообразия обучения, а также принципы культурологического подхода /культуросообразности, природосообразности, гуманности, индивидуально-творческого подхода, жизнетворчества, сотворчества/. Механизмы: самоорганизации /самостановления, самоопределения, самодостраивания самоструктурирования, самореализации, самоактуализации, инициирования, выхода за пределы стереотипов мышления и др./, порождения соучастия, созидания, сотворения, создания, комплексности, доступности, мягкого регулирования, мотивации. Компоненты содержания: когнитивный, операциональный, креативный, ценностно-смысловой. Функции: телеологическая, семантическая, проектная, символическая информационная, интегрирующая, регулирующая, негэнтропийная, компенсаторная, психотерапевтическая, релаксационная, психотехническая, креативная. Условия: организация процесса раскрытия творческого потенциала, использование сильных сторон в полном соответствии с шансами, предоставляемыми социокультурной средой вуза, сочетание творческого потенциала с самоорганизационным, ориентированность на будущее, коммуникация, творческий климат, коллективный труд и совместное мышление, проблемные решения, гибкость. Методы и средства: диалогическое взаимодействие, рефлексивная поддержка, полилог, сотрудничество, педагогическая поддержка, позитивное стимулирование, авансированное доверие, личный пример, развитие интуиции, мотивация, самостоятельность в принятии и реализации решений в рамках своей компетенции, самооценка, смелость в использовании новых идей, поддержание способности к восприятию нового, постоянное самосовершенствование, выработка компромиссных отношений с окружающими, развитие способности общения с собеседником, использование группового способа обучения, поиск практического опыта, проблем и вопросов, которые бы способствовали развитию, т. е. расширяли бы диапазон деятельности по развитию потенциала самоорганизации и творческой активностии т.д. Формы: Ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно-деятельностная игра, тренинг, мозговой штурм, комментирование информации, общая дискуссия, CASE STUDY и др. РЕЗУЛЬТАТ: творческая активность всех участников педагогической интеракции.
1.Петренко М.А. Научно-педагогическое осмысление концепций и моделей диалога [Текст] М.А. Петренко //Гуманитарные и социально-экономические науки: спецвыпуск «Педагогика». - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ., 2006. - №2. – С. 62-68. – 0,5 п.л.
2.Петренко М.А. Методологическое осмысление категории педагогической интеракции [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного Федерального Уни-верситета.-Ростов-на-Дону, 2008, №3. – С.34-40. - 0,5 п.л.
3.Петренко М.А. Интерактивная модель образования [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного Федерального Университета.-Ростов-на-Дону, 2008, №4. – С.13-18.- 0, 5 п.л.
4.Петренко М.А. Интерактивная технология развития творческой активности личности на самоорганизационной основе [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного Федерального Университета.-Ростов-на-Дону, 2008, №5. – С.68-73. - 0,5 п.л.
5.Петренко М.А. Педагогическая интеракция как система отношений на основе рефлексивного подхода [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного Федерального Университета.-Ростов-на-Дону, 2008, №7.- С.19-24. – 0,5 п.л.
6.Петренко М.А. Генезис диалогического подхода в науке и образовании [Текст] М.А. Петренко //Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 12 (81): Общественные и гуманитарные науки. СПб., 2008. – 328 с. – С.242-251 – 0,8 п.л.
7.Петренко М.А. Педагогические условия интерактивного занятия [Текст] М.А. Петренко // Известия Южного Федерального университета: Ростов-на-Дону, 2009. №7.- – С. 52-61.- 0, 8 п.л.
8.Петренко М.А. Функции интерактивного занятия [Текст] М.А. Петренко // Известия Южного Федерального университета//: Ростов-на-Дону, 2009. №8.- 0,5 п.л. – С.78-84. -0,5 п.л.
9.Петренко М.А. Культурно-исторические модели интеракции в образовании [Текст] М.А. Петренко //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. Человек и образование. № 3 (20) Санкт-Петербург - 2009. – С. 107-113. - 0,8 п.л.
Монографии
10.Петренко М.А. Социально-психологический тренинг «Управление образовательным учреждением» [Текст] М.А. Петренко./ – Педагогический менеджмент в системе современного образования. - Монография. Коллектив авторов. Под ред. О.В. Гукаленко - Тирасполь, Международная славянская академия образования, РИО ПГУ, 2003. – авторский вклад – 167 с. - С.119-143.- авторский вклад - 3 п.л.
11.Петренко М.А. Диалогический подход в образовании как средство духовной коммуникации [Текст] М.А. Петренко. - //Методологическая сфера образования. Современные научные подходы. - Монография. Коллектив авторов. Под ред. профессора Е.В. Бондаревской. - Ростов н/Д: Изд-во «Булат», 2007. −440 с. С.– 202-226.– авторский вклад –1, 8 п.л.
12. Петренко М.А. Интерактивная технология воспитания студентов в процессе обучения [Текст] М.А. Петренко. - //Стратегии воспитания в со-временном университете - Монография. Коллектив авторов. Под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007г. – 348 с. С.245-287 авторский вклад – 3,5 п.л.
13.Петренко М.А. Теория педагогической интеракции [Текст] М.А. Петренко.- Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009 г. – 168 с. (10 п.л.)
14.Петренко М.А. Развитие творческой активности личности в социокультурной интерактивной образовательной среде вуза [Текст] М.А. Петренко. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009 г. – 140 с. (8 п.л.)
Учебные, учебно-методические пособия
15.Петренко М.А. Личностно ориентированная педагогика культурологического типа (Учебно-методический материал) -[Электронный ресурс] - М.А. Петренко /Авторский сайт. Режим доступа: umm.narod.ru
16.Петренко М.А. Психология и педагогика. Учебно-методический комплекс [Текст] М.А. Петренко / Ростов н/Д, Ростовский международный институт экономики и управления. 2006. 76 с. – 2 п.л.
17.Петренко М.А. Социокультурная образовательная среда вуза как условие значимой многофакторной детерминации творческой активности личности - [Электронный ресурс] - М.А. Петренко/ Режим доступа: http://www.kcrta.nm.ru/ 2007 г.
18.Петренко М.А. Создание образовательного мультимедийного ресурса по педагогике личностно ориентированного образования (Учебный курс -[Электронный ресурс] - М.А. Петренко / Режим доступа: http://mie.see.iite.ru
19. Петренко М.А. Эффективное взаимодействие - залог успеха в профессии журналиста [Видеозапись] / М.А. Петренко// РГЭУ «РИНХ». – Ростов-на-Дону, Студия «Академия ТV» 2008 г. − 1 электрон. опт. диск.
Статьи в сборниках научных трудов и журналах
20.Петренко М.А. Приоритетные направления образовательной политики на рубеже эпох. [Текст] М.А. Петренко /Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. - Ростов н/Д: РГПУ,2000- Ч.1.: Педагогика, психология - С. 35-38. - 0,4 п.л.
21.Петренко М.А. Самоорганизация и организация в управлении образовательным процессом. [Текст] М.А. Петренко / Сборник работ аспирантов и молодых преподавателей.- Ч.1 Педагогика. -Ростов н/Д, РГПУ, 2001. – С.57-62. – 0, 5 п.л.
22.Петренко М.А. Лидерство как потенциал управления организацией. [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета / Наука и образование, Ростов н/Д, 2002. - №2. – С.120-122. – 0, 3 п.л.
23.Петренко М.А. Самоорганизационное управление как условие развития образовательного учреждения. [Текст] М.А. Петренко //Славянская педагогическая культура, Тирасполь, 2002. - №1. – С. 54-68. – 0,8 п.л.
24.Петренко М.А. Моделирование самоорганизационного управления образовательным учреждением. [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного отделения РАО, Выпуск 1V.- Ростов н/Д, 2002.- С. 78-84. – 0,5 п.л.
25.Петренко М.А. Понимание и мотивация как основа для включения студентов в личностно ориентированный образовательный процесс [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного отделения РАО, Выпуск V.- Ростов н/Д, 2003. – С. 63-72. – 0,5 п.л.
26.Петренко М.А. Теоретическая педагогика как основа для востребова-ния личностных структур сознания студентов [Текст] М.А. Петренко ///Наука и образование.- Ростов н/ Д, 2004. -№1. С. 33 -47. – 0,8 п.л.
27.Петренко М.А. Категории понимания и переживания как философские основания личностно-ориентированной педагогической технологии [Текст] М.А. Петренко /Известия Южного отделения Российской академии образования. Выпуск VI.-Ростов н/ Д, 2004. С.73-84. 0,6 п.л.
28.Петренко М.А. Самоорганизация как рефлексивный способ управления образованием в условиях кризиса власти [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного отделения РАО. Выпуск VII. - Ростов н/Д, 2006. – с.45 - 57. – 0,8 п.л.
29.Петренко М.А. Категория метода обучения в аспекте синергетики [Текст] М.А. Петренко //Известия Южного отделения РАО. Выпуск VII.- Ростов н/Д, 2006. С. 83 - 90. – 0,8 п.л.
30.Петренко М.А. Социокультурная среда вуза как условие значимой многофакторной детерминации творческой активности личности [Текст] М.А. Петренко //Проблемы социокультурной трансформации современного Российского общества. Ростов н/Д:СКНЦ ВШ, 2006.- С. 73-86. - 0,5 п.л.
31.Петренко М.А. Типология педагогических интеракций на основе рефлексивного подхода [Текст] М.А. Петренко. / - Известия Южного Феде-рального Университета. - Ростов-на-Дону, 2007, №5-6. С. 39-51 – 1 п.л.
32.Петренко М.А. Экспериментальная апробация интерактивной технологии развития творческой активности личности в условиях инновационного личностно ориентированного образовательного процесса в вузе [Текст] М.А. Петренко //Труды Ростовского Государственного университета путей сообщения. - Ростов-на-Дону, №1(5), 2008. – С. 208-216.- 1. п.л.
33.Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: опыт синергетического исследования [Текст] М.А. Петренко //Вестник непрерывного образования. Научно образовательный журнал. - Ростов-на-Дону, 2008, №1-2. – С.95-102. – 0,6 п.л.
34.Петренко М.А. Развитие творческой активности студентов средствами медиаобразования в контексте теории самоорганизации [Текст] М.А. Петренко //Известия кафедры педагогики Педагогического института Южного федерального университета.- Вып.1: «Научно-педагогические проблемы духовно-творческого воспитания». – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – С.102 – 110. – 0, 8 п.л.
35.Петренко М.А. Модели социокультурной среды вуза и её освоения субъектами педагогической интеракции [Текст] М.А. Петренко /Научный поиск. По страницам докторских диссертаций. //Выпуск 7. Рост. Гос. Эконом. Ун-т «РИНХ», 2008. – 127-139. – 1 п.л.
36.Петренко М.А. Интерактивность как характеристика инновационного образовательного процесса в вузе [Текст] М.А. Петренко / Лингвистические и психолого-педагогические проблемы теории и практики преподавания иностранных языков: учёные записки. Выпуск 8/ Рост. Гос. Эконом. Ун-т «РИНХ». – Ростов н/Д, 2008. – 86-99. – 1 п.л.
37.Петренко М.А. Научные предпосылки теории интеракции в образовании [Текст] М.А. Петренко // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на Юге России: Ростов-на- Дону, № 1 (9), 2009. – 0,5 п.л.- с.27-31. – 0, 4 п.л.
38.Петренко М.А. Проблема интеракции в науке и образовании [Текст] М.А. Петренко // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ро-стов-на Дону, № 2 (8), 2009 – 0, 5 п.л.. С.12 -19. – 0,5 п.л.
39.Петренко М.А. Функциональные характеристики интерактивной модели образования [Текст] М.А. Петренко //Вестник непрерывного образования, №2 (6), 2009 – С.50 -55. - 0,5 п.л.
40.М.А. Петренко Самоорганизационные процессы в условиях интерак-тивного занятия //Вопросы международного сотрудничества в образовании южного региона. № 9. 2009. - С 35 -42. -0,5 п.л.
41.Петренко М.А. Модель интерактивной технологии развития творче-ской активности личности [Текст] М.А. Петренко // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. № 9-10. 2009. – с.48 – 54. – 0,5 п.л.
42.Петренко М.А. Развитие творческой активности личности в условиях педагогической интеракции // Культура- Наука. Интеграция № 7-8. 2009. – С.33-39. – 0,5 п.л.
43.Петренко М.А. Диалог как феномен гуманистического подхода к образовательному взаимодействию [Текст] М.А. Петренко //Науковi працi Серiя Педагогiка, Псiхологiя i Соцiологiя// Випуск 5(155) – 2009. Ч.1, - Донецьк 2009 г. С.135-147. – 1.п.л.
44.Петренко М.А. Культурные компетенции участников педагогической интеракции в условиях самоорганизации [Текст] М.А. Петренко // XXIII психолого-педагогические чтения Юга России. Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана, Часть 1. –2009. - С. 343-350. - 0, 5 п.л.
Материалы конференций
45.Петренко М.А. Механизмы управления образовательным процессом в контексте синергетики. [Текст] М.А. Петренко / Материалы научно-практической конференции «Современная школа как личностно ориентированная образовательная система», РАО, Южное отделение, лаборатория социально-педагогических проблем сельской школы. Выпуск 2. -Ростов н/Д: 2000. – С.26-28. - 0,2 п.л.
46.Петренко М.А. Классификатор проблем управления образовательным процессом. [Текст] М.А. Петренко / Материалы Международной научно-практической конференции «Личностный подход в воспитании человека культуры и нравственности». -Ростов н/Д, 2000. – С.103-105. – 0,2 п.л.
47.Петренко М.А. Актуальные проблемы развития образования. [Текст] М.А. Петренко / Тезисы докладов научной конференции: РГПУ-Ростов н/Д: РГПУ,2000. с. 114-115. – 0, 2 п.л.
48. Петренко М.А. Самоорганизация как механизм раскрытия творческого и культурного потенциала личности. [Текст] М.А. Петренко /Материалы Международной научно – практической конференции «Теория развития менеджмента: научные школы, инноватика и перспективы развития в информационно – педагогическом пространстве. - Ростов н/Д , 2001. С.120- 126. - 0,5 п.л. – С. 211-212. -0,2 п.л.
49. Петренко М.А. Управление образованием в условиях кризиса. [Текст] М.А. Петренко /Тезисы докладов научной конференции. -Ростов н/Д, РГПУ,2001. – С. 19-20. – 0,2 п.л. – С.120-125. – 0,3 п.л.
50. Петренко М.А. Парадигма самоорганизации в теории управления образовательным процессом. [Текст] М.А. Петренко /Сборник докладов VIII годичного собрания Южного отделения РАО, часть II. -Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2001.- С.33-34 .- 0,2 п.л.
51.Петренко М.А. Функции самоорганизационного управления образовательным учреждением. [Текст] М.А. Петренко /Сборник докладов IX годичного собрания Южного отделения РАО, часть 1 - Кабардино – Балкарский государственный университет, 2002.- С.183-184. – 0,2 п.л.
52.Петренко М.А. Анализ открытой системы управления образовательным учреждением. [Текст] М.А. Петренко /Материалы международной научно-практической конференции «Личностный подход в воспитании человека культуры и нравственности» - Ростов н/ Д, 2002.- С. 57-61. – 0,4 п.л.
53.Петренко М.А. Лидерство как потенциал самоуправления. [Текст] М.А. Петренко /Материалы международной научно-практической конференции «Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах» Пятигорск: ПРЛУ, 2002. С.145-147. - 0,3 п.л.
54.Петренко М.А. Кибернетика и синергетика в управлении образованием [Текст] М.А. Петренко /Тезисы докладов Международного конгресса «Славянский педагогический собор» - Тирасполь, 2002. – С. 87-99. – 0.5 п.л.
55.Петренко М.А. Проблема гуманизации образовательного процесса и православное воспитание [Текст] М.А. Петренко /Материалы международной научно-практической конференции «Студенческая коммуникация: теория и практика в различных социально-образовательных аспектах», СК-03- Ростов н/Д, 2003.- С. 34-35. – 0,2 п.л.
56.Петренко М.А. Теоретическая педагогика как основа для востребования личностных структур сознания студентов [Текст] М.А. Петренко //Наука и образование.- Ростов н/ Д, 2004. -№1. С. 45- 49. – 0, 4 п.л.
57.Петренко М.А. Педагогический университет и проблема методологической грамотности современного учителя [Текст] М.А. Петренко /Материалы межрегиональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых учёных и студентов «Содержание и формы студенческой науки» - Ростов н/Д,РГЭУ (РИНХ), 2004. – С.41-42. - 0,2 п.л.
58.Петренко М.А. Понимание взаимосвязи категорий духовности и свободы как философская основа личностно ориентированной педагогики [Текст] М.А. Петренко /Сборник докладов X1 годичного собрания Южного отделения РАО, XXIII психолого-педагогические чтения Юга России, Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. часть 1.-Ростов н/ Д,2004. - С. 265-267. 0,3 п.л.
59.Петренко М.А. Развитие нравственных основ в управлении образовательным учреждением как условие реализации концепции ноосферы в ХХ1 веке [Текст] М.А. Петренко / Материалы III Международной научно-практической конференции«Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России». – С. 38-40. 0,3 п.л.
60.Петренко М.А. Гуманистические традиции в истории отечественного образования и нравственное воспитание учащихся в современных условиях [Текст] М.А. Петренко / Материалы III Международной научно-практической конференции «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России».-Ростов н/ Д, 2004. – С. 63- 67. – 0,3 п.л.
61.Петренко М.А. Медиаобразование журналистов в контексте синергетической теории [Текст] М.А. Петренко /Материалы Международной научно-практической конференции//Актуальные проблемы лингвистики и журналистики. Ростов-на-Дону, 2008.т с.26-30. – 0,3 п.л.
62.Петренко М.А. Самоорганизуемая деятельность студентов как содержание образования [Текст] М.А. Петренко /Материалы Международного педагогического форума «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной Росии»ПИ ЮФУ. Международная славянская академия образования им Я.А. Коменского. Ростов-на-Дону, 2008. – Ч.1. – 368 с. – С.189-190. – 0,2 п.л.
63.Петренко М.А. Самообразовательная деятельность студентов педагогического вуза как содержание образования [Текст] М.А. Петренко // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития» Осовские педагогические чтения. – Часть 1, Саранск. 2009 г. – 0,5 п.л.- С. 113-115. – 0,3 п.л.
64.Петренко М.А. Концептуализация педагогической интеракции в условиях самоорганизации [Текст] М.А. Петренко // Международная научно-практическая конференция «Уровневое образование как пространство профессионально-личностного становления выпускника вуза. Ростов-наДону, 2010 г. – С.58-65. – 0,5 п.л.
65.Петренко М.А. Духовный контекст совместного творческого мышления [Текст] М.А. Петренко // Сборник материалов Первой межрегиональной научно-практической конференции ПИ ЮФУ "Гуманная педагогика и духовность образовательного пространства". 19-20 февраля 2010 г.// Культура.Наука. Интеграция. 9. 2010. – С.48-53. – 0,4 п.л.