Научная тема: «МЕЖНАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Базовым условием моделирования межнаучной коммуникации в педагогическом образовании выступает построение системной классификации наук о человеке. Индикаторами межнаучной коммуникации в педагогическом образовании выступают многосторонние межнаучные связи педагогики, обусловленные общностью объектов, близостью предметов и языков, взаимодополняемостью задач и методов исследования отдельных наук, частотой, объемом и продолжительностью их взаимодействия. Они обнаруживаются и исследуются с помощью системной классификации наук путем их сочетания, группирования, упорядочения, ранжирования и последующей систематизации, основу которых составляют межнаучные конструкции в содержании педагогического образования: возраст и основные периоды жизнедеятельности, филогенез, факторы, условия и показатели развития личности школьника. Разработка классификации наук, в которой педагогика выполняет системообразующую функцию, предполагает построение с помощью критериев полноты отобранного множества наук, их первичности-вторичности по отношению к педагогике первичного, вторичного и третичного рядов наук. С позиций критериев пограничности (смежности) педагогики с науками о человеке, компенсации недостающих в педагогике данных других наук и заимствования ими научно-педагогических данных формируются три группы взаимодействующих с ней наук.
  2. Сущность межнаучной коммуникации в педагогическом образовании состоит в его интеграции. Разработанная структура, функции и принципы построения межнаучной коммуникации в педагогическом образовании позволяют раскрыть ее сущность. Межнаучная коммуникация, являясь условием зарождения, формирования и развития множественных многосторонних межнаучных связей, способствует их реализации, обеспечивая интеграцию педагогического образования, которая характеризуется интеграцией его содержания и интегративным формированием педагогического профессионализма. Она представляет собой выстраивание информационных каналов и организацию интегративного информационно-познавательного процесса в информационно-образовательном пространстве, в который включаются студенты, работая с научными документами и текстами, осуществляя с помощью метаязыка множественный поиск, анализ, селекцию и перевод научной информации с языков наук на научный и учебный языки педагогики, выполняя ее многократное, многомерное измерение, в результате чего в их сознании формируется качественно новая - межнаучная информация, трансформирующаяся в качественно новые - межнаучные знания, составляющие основу формирования межнаучных понятий и обобщенных учебно-познавательных действий.
  3. Внедрение межнаучной коммуникации в систему педагогического образования позволяет построить ее как интегративную образовательную систему. Все информационно-коммуникативные образовательные системы делятся на простые - репродуктивные (информационно-поисковые) и сложные - развивающие (интегративные). Межнаучная коммуникация, организованная в системе педагогического образования, обеспечивает переход от информационно-поисковой системы к интегративной образовательной системе, элементами которой являются межнаучные конструкции в содержании педагогического образования и соответствующие им комплексы формирующейся межнаучной информации; научные и учебные тексты как источники научной и учебной информации и как результат их перевода с языков наук и научных дисциплин на язык педагогики; научные и учебные языки и интеграционный механизм формирования и усвоения межнаучной информации. Центральным элементом интегративной образовательной системы выступает основной субъект образовательного процесса - студент со сформированным опытом усвоения собственно педагогических знаний и присущими ему потребностями в межнаучных знаниях. Базовым средством, позволяющим организовать интегративную учебно-познавательную деятельность студентов в этой системе, служит Банк межнаучных данных.
  4. Интеграция педагогического образования на основе межнаучной коммуникации достигается путем построения и реализации межнаучной модели интегративного формирования педагогического профессионализма. В основе межнаучной модели, обеспечивающей интегративное формирование педагогического профессионализма, лежит типология множественных межнаучных связей педагогики, которая разрабатывается по основным признакам, характеризующих их формирование и функционирование: по числу взаимодействующих наук и объему связей - односторонние, бинарные, триадные (комбинированные), множественные; по структуре и характеру действия - компенсирующие, перекрывающиеся (когерентные), органично сочетающиеся, дополняющие; по продолжительности действия - быстродействующие, временные, постоянные; по функциям и назначению - информационно-репродуктивные, информационно-аккумулирующие, информационно-преобразующие, знаниево-развивающие связи. Разработанная межнаучная модель представлена содержательными элементами (межнаучными конструкциями и интегрированными учебными элементами, содержанием комплексов межнаучной информации), средствами их реализации (Банком межнаучных данных, межнаучными связями) и показателями интегративного формирования педагогического профессионализма.
  5. Интегративное формирование педагогического профессионализма обеспечивается интегративной образовательной технологией. Переход к интегративной образовательной системе обеспечивают информационно-поисковая, проблемно-ориентирующая и личностно-ориентирующая технологии интеграции педагогического образования, эффективность применения которых достигается в условиях функционирования Банка межнаучных данных - научно-информационного центра вуза, в котором формируются и накапливаются информационные массивы, на их основе разрабатывается база межнаучных данных о человеке в соответствии с межнаучными конструкциями в содержании педагогического образования и межнаучным тезаурусом, охватывающим интегративное информационно-образовательное пространство. Интегративная образовательная технология позволяет осуществить интеграцию содержания педагогического образования на основе разработанных межнаучных конструкций и его реализацию в процессе интегративного формирования педагогического профессионализма, имея трехкомпонентную структуру (межнаучную образовательную, информационно-техническую и программно-методическую среды).
  6. Эффективность межнаучной коммуникации в интеграции педагогического образования оценивается с помощью диагностической методики, позволяющей выявить уровни и количественно-качественные показатели интегративного формирования педагогического профессионализма студентов. Эффективность построения и использования межнаучной коммуникации в педагогическом образовании, в конечном счете, следует оценивать по качеству интегративного формирования педагогического профессионализма студентов, обеспечивающего готовность студентов к реализации всесторонних знаний о человеке обобщенными способами педагогической деятельности в образовании школьников. Ее оценка достигается с помощью методики, позволяющей выполнить диагностику интегративной учебно-познавательной деятельности, которая направлена на оценку раз-вития информационно-педагогических потребностей студентов в поиске потенциальных источников формирования межнаучной информации; на выявление этапов организации интегративного информационно-познавательного процесса в условиях функционирования Банка межнаучных данных; на изучение механизма интеграции знаний и прогнозирование уровней усвоения межнаучной информации; на постановку педагогических задач с межнаучным содержанием и качественную оценку их решения с учетом когнитивного стиля студентов; на выявление показателей и их динамики, с помощью которых оценивается эффективность использования межнаучной коммуникации в интеграции педагогического образования студентов.
Список опубликованных работ
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Хроменков, П.А. Реализация межнаучных связей в системе формирования профессионализма студентов [Текст] /П.А. Хроменков //Вестник МГОУ: серия «Педагогика и психология». – 2005. – № 5. – С. 57-67. – 0,7 п.л.

2. Хроменков, П.А. Развитие межнаучной мысли в истории отечественной педагогики [Текст] /П.А. Хроменков //Вестник МГОУ: серия «Педагогика и психология». – 2006. – № 1. – С. 40-49. – 0,9 п.л.

3. Хроменков, П.А. Межнаучные коммуникации как средство оптимизации дистантного усвоения общепедагогического стандарта [Текст] /П.А. Хроменков //Вестник МГОУ: серия «Открытое образование». – 2006. – № 1. – С. 36-42. – 0,5 п.л.

4. Хроменков, П.А. Межнаучный подход к изучению человека и его влияние на развитие педагогики гуманизма (историко-педагогический аспект) [Текст] /П.А. Хроменков //Вестник МГОУ: серия «Педагогика».– 2006. – № 2. – С. 48-55. – 0,5 п.л.

5. Хроменков, П.А. Межнаучная интеграция в педагогике высшей школы: состояние и перспективы [Текст] /П.А. Хроменков //Наука и школа. – 2006. – № 6. – С. 15-18. – 0,3 п.л.

6. Хроменков, П.А. Межнаучные связи как средство общепедагогической подготовки [Текст] /П.А. Хроменков //Высшее образование в России. – 2006. – № 10. – С. 161-163. – 0,2 п.л.

7. Хроменков, П.А. От межнаучной коммуникации – к интеграции педагогического образования: исследование условий перехода [Текст] /П.А. Хроменков //Наука и школа. – 2007. – № 6. – С. 15-18. – 0,3 п.л.

8. Хроменков, П.А. Межнаучная коммуникация в педагогическом образовании [Текст] /П.А. Хроменков // Высшее образование в России. – 2007. – № 12. – С. 36-39. – 0,3 п.л.

Монографии:

9. Хроменков, П.А. Межнаучные коммуникации в общепедагогической подготовке студентов [Текст] /П.А. Хроменков. – М.: Деп. в ИТОП РАО, № 41-98. – 117 с. – 7,8 п.л.

10. Хроменков, П.А. Методология, теория и технологии межнаучных коммуникаций в высшем педагогическом образовании [Текст] /П.А. Хроменков. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. – 172 с. – 11,5 п.л.

11. Хроменков, П.А. Роль межнаучной коммуникации в интеграции общепедагогической подготовки студентов педвуза [Текст] /П.А. Хроменков. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – 172 с. – 11,5 п.л.

Учебные и учебно-методические пособия:

12. Хроменков, П.А. Информационные технологии в межнаучной подготовке студентов. Учебное пособие [Текст] /П.А. Хроменков. – М.: Изд-во МПУ, 1997. – 114 с. – 7,6 п.л.

13. Хроменков, П.А. Программно-технологическое обеспечение дистанционного изучения курса педагогики [Текст] /П.А. Хроменков. – М.: Изд-во МПУ, 2000. – 110 с. – 6,8 п.л.

14. Хроменков, П.А. Технологии усвоения общепедагогического стандарта в условиях дистанционного обучения [Текст] /П.А. Хроменков. – М.: Изд-во МПУ, 2001. – 132 с. – 8,3 п.л.

15. Хроменков, П.А. Дистантно ориентированная технология усвое-ния общепедагогического стандарта [Текст] /П.А. Хроменков. – М.: Изд-во МГОУ, 2003. – 134 с. – 8,4 п.л.

16. Хроменков, П.А. Словарь в области межнаучных коммуникаций по формированию педагогического профессионализма студентов [Текст] /П.А. Хроменков. - М.: Изд-во МГОУ, 2005. – 40 с. – 2,7 п.л.

17. Хроменков, П.А. Межнаучно-коммуникационные основы формирования общепедагогического профессионализма студентов в интегративной образовательной системе [Текст] /П.А. Хроменков. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – 112 с. – 7,5 п.л.

18. Хроменков, П.А. Педагогические задачи с межнаучным содержанием: технология разработки и решения [Текст] /П.А. Хроменков. – М.: Изд-во МГОУ, 2009. – 96 с. – 6 п.л.

Программы и методические рекомендации:

19. Хроменков, П.А.Применение ЭВМ в педагогическом практикуме. Метод. рекомендации [Текст] /П.А. Хроменков. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1990. – 14 с. – 0,9 п.л.

20. Хроменков, П.А. Применение ЭВМ в подготовке студентов к управленческой деятельности в школе. Метод. рекомендации [Текст] /П.А. Хроменков. - Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1991. – 20 с. – 1,3 п.л.

21. Хроменков, П.А. Формирование профессиональных умений у студентов в условиях информатизации педагогической деятельности. Метод. рекомендации [Текст] /П.А. Хроменков. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1991. – 28 с. – 1,9 п.л.

22. Хроменков, П.А. Автоматизированный тестовый контроль за самостоятельной работой студентов по курсу «Дидактика». Метод. рекомендации [Текст] /П.А. Хроменков. - Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1992. – 30 с. – 2 п.л.

23. Хроменков, П.А. Усвоение базовых экономических понятий в школьном историческом образовании. Метод. рекомендации [Текст] /П.А. Хроменков. - Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1992. – 22 с. – 1,5 п.л.

24. Хроменков, П.А. Блочно-стуктурный подход в обучении с применением методики тестирования (методы построения укрупненных дидактических единиц). Часть 1. Метод. рекомендации [Текст] /П.А. Хроменков. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1992. – 28 с. – 1,9 п.л.

25. Хроменков, П.А. Блочно-стуктурный подход в обучении с применением методики тестирования (тестовый контроль за усвоением учащимися укрупненных дидактических единиц). Часть 2. Метод. рекомендации [Текст] /П.А. Хроменков. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1992. – 22 с. – 1,5 п.л.

26. Хроменков, П.А. Блочно-стуктурный подход в обучении с применением методики тестирования (бинарные связи в школьном образовании на примере изучения физики и биологии). Часть 3. Метод. рекомендации [Текст] /П.А. Хроменков. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1993. – 27 с. – 1,8 п.л.

27. Хроменков, П.А. Межнаучная модель управления учебно-познавательной деятельностью студентов. Метод. рекомендации [Текст] /П.А. Хроменков. – М.: Изд-во МПУ, 1999. – 26 с. – 1,7 п.л.

28. Хроменков, П.А. Программа общепедагогической подготовки студентов [Текст] /П.А. Хроменков. – М.: Изд-во МПУ, 1999.– 60 с. – 4 п.л.

29. Хроменков, П.А. Трехуровневая программа дистанционного изучения курса «Теории, системы и технологии обучения» [Текст] /П.А. Хроменков. – М.: Изд-во МПУ, 1999. – 56 с. – 3,7 п.л.

30. Хроменков, П.А. Межнаучный подход к выполнению дипломного исследования студентами факультета ИЗО и НР. Метод. рекомендации [Текст] /П.А. Хроменков. – М.: Изд-во МПУ, 2001. – 25 с. – 1,7 п.л.

31. Хроменков, П.А. Программно-методическое обеспечение спецкурса «Будущему учителю о межнаучных основах теории и практики образования школьников» [Текст] /П.А. Хроменков. – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 50 с. – 3,4 п.л.

Научные и научно-методические статьи:

32. Хроменков, П.А. Возможности применения ЭВМ в решении педагогических задач [Текст] /П.А. Хроменков //Теоретические и прикладные основы управления перестройкой высшего педагогического образования: Межвуз. сб. науч. трудов /Отв. ред. В.И. Журавлев. – М.: Изд-во МОПИ, 1990. – С. 45-50. – 0,4 п.л.

33. Хроменков, П.А. Решение педагогических задач с помощью ЭВМ как средство подготовки студентов к управлению процессом воспитания [Текст] /П.А. Хроменков //Совершенствование подготовки будущих учителей к воспитательной работе: Межвуз сб. науч. трудов /Отв. ред. А.И. Мищенко. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1991. – С. 64-68. – 0,3 п.л.

34. Хроменков, П.А. Предпосылки введения межнаучных связей в профессионализм студентов [Текст] /П.А. Хроменков //Новейшие исследования в педагогической теории и практике: Сб. науч. трудов /Отв. ред. В.П. Симонов. – М.: Изд-во МПУ, 1994. – С. 72-78. – 0,5 п.л.

35. Хроменков, П.А. Информационно-технологическое обеспечение подготовки специалистов в системе педагогического образования [Текст] /П.А. Хроменков //Воспитательно-образовательный процесс: устремление к идеалу: Сб. науч. трудов /Отв. ред. П.В. Конаныхин. – М.: Изд-во МПУ, 1996. – С. 93-95. – 0,2 п.л.

36. Хроменков, П.А. Функции связей наук-партнеров о воспитании [Текст] /П.А. Хроменков //Совершенствование образовательного процесса и управления им: Сб. науч. трудов /Под ред. В.П. Симонова. – М.: Изд-во МПА, 1997. – С. 77-79. – 0,2 п.л.

37. Хроменков, П.А. Профессионализм студентов - будущих учителей: модель межнаучного формирования [Текст] /П.А. Хроменков //Магистр, 1998. – №3. – С. 76-86. – 0,7 п.л.

38. Хроменков, П.А. Межнаучные связи как инструмент целеполагания в практической деятельности учителя [Текст] /П.А. Хроменков //Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе: Сб. науч. трудов /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Изд-во МГОУ, 2002. – С. 11-14. – 0,3 п.л.

39. Хроменков, П.А. Психофизиопедагогические предпосылки совершенствования профессиональной готовности будущих учителей к использованию коммуникационных технологий [Текст] /П.А. Хроменков //Кур-сом реформ: подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сб. науч. трудов. Вып. второй /Под ред. В.П. Симонова. – М.: Изд-во МПА, 2002. – С. 7-8 – 0,1 п.л.

40. Хроменков, П.А. Межнаучно-коммуникационная основа педагогической системы К.Д. Ушинского [Текст] /П.А. Хроменков //Курсом ре-форм: подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сб. науч. трудов. Вып. третий /Под ред. В.П. Симонова. – М.: Изд-во МПА, 2002. – С. 96-98. – 0,1 п.л.

41. Хроменков, П.А. Межнаучно-коммуникационная среда как фактор совершенствования профессионализма учителя [Текст] /П.А. Хроменков //Подготовка, аттестация и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сб. науч. трудов. Вып. третий /Под ред. В.П. Симонова. – М.: Изд-во МПУ, 2002. – С. 28-30. – 0,1 п.л.

42. Хроменков, П.А. Межнаучные коммуникации – основа формирования педагогической техники учителя [Текст] /П.А. Хроменков //Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе: Сб. науч. трудов /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Изд-во МГОУ, 2003. – С. 51-54. – 0,3 п.л.

43. Хроменков, П.А. Контрольно-обучающая программа как элемент технологии межнаучного формирования профессионализма студентов //Курсом реформ: подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сб. науч. трудов. Вып. первый /Под ред. В.П. Симонова. – М.: Изд-во МПУ, 2003. – С. 6-7. – 0,1 п.л.

44. Хроменков, П.А. Принцип межпредметности в предметном обучении школьников [Текст] /П.А. Хроменков //Курсом реформ: подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сб. науч. трудов. Вып. второй /Под ред. В.П. Симонова. – М.: Изд-во МПУ, 2003. – С. 15-16. – 0,1 п.л.

45. Хроменков, П.А. Межнаучный подход к представлению теоретических знаний в современном учебнике педагогики для студентов-будущих учителей [Текст] /П.А. Хроменков //Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сб. науч. трудов. Вып. первый /Под ред. В.П. Симонова. – М.: Изд-во МПУ, 2004. – С. 88-91. – 0,2 п.л.

46. Хроменков, П.А. Межисточниковые связи в системе информации о человеке [Текст] /П.А. Хроменков //Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сб. науч. трудов. Вып. пятый /Под ред. В.П. Симонова. – М.: Изд-во МПА, 2004. – С. 64-66. – 0,2 п.л.

47. Хроменков, П.А. Межнаучные основы природосообразного воспитания современных школьников [Текст] /П.А. Хроменков //Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе: Сб. науч. трудов /Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Изд-во МГОУ, 2004. – С. 17-19. – 0,1 п.л.

48. Хроменков, П.А. Дифференцированные задания по изучению информационно-педагогических потребностей студентов в условиях межнаучного формирования их профессионализма [Текст] /П.А. Хроменков //Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сб. науч. трудов. Вып. второй /Под ред. В.П. Симонова. – М.: Изд-во МПА, 2004. – С. 81-83. – 0,2 п.л.

49. Хроменков, П.А. Антропологические основания образования современных школьников [Текст] /П.А. Хроменков //Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе: Сб. науч. трудов /Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. – С. 12-14. – 0,2 п.л.

50. Хроменков, П.А. Классификация наук – основа междисциплинарного подхода к формированию педагогического профессионализма [Текст] /П.А. Хроменков //Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сб. науч. трудов. Вып. первый /Под ред. В.П. Симонова. – М.: Изд-во МПА, 2005. – С. 113-117. – 0,3 п.л.

51. Хроменков, П.А. Педагогическая задача в системе межнаучного формирования профессионализма студентов [Текст] /П.А. Хроменков //Педагогические инновации в обучении и воспитании: Сб. науч. трудов /Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – С. 12-18. – 0,5 п.л.

52. Хроменков, П.А. Состояние и перспективы развития межнаучных коммуникаций в педагогике высшей школы [Текст] /П.А. Хроменков //Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сб. науч. трудов. Вып. второй /Под ред. В.П. Симонова. – М.: Изд-во МПА, 2006. – С. 9-12. – 0,2 п.л.

53. Хроменков, П.А. Использование нейролингвистических данных в образовании школьников [Текст] /П.А. Хроменков //Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сб. науч. трудов. Вып. четвертый /Под ред. В.П. Симонова. – М.: Изд-во МПА, 2007. – С. 66-69. – 0,2 п.л.

54. Хроменков, П.А. Диагностика общепедагогического профессионализма студентов, обучающихся в интегративной образовательной системе [Текст] /П.А. Хроменков //Образовательный процесс: опыт, поиск и перспектива: Сб. науч. трудов /Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – С. 92-96. – 0,3 п.л.

55. Хроменков, П.А. Роль межнаучной коммуникации педагогики в формировании информационной культуры студентов [Текст] /П.А. Хроменков //Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании: Сб. науч. трудов. Вып. второй – М.: Изд-во МПА, 2008. – С. 48-53. – 0,3 п.л.

56. Хроменков, П.А. Экспериментальная оценка качества межнаучной подготовки студентов, изучающих курс общей педагогики в интегративной образовательной системе [Текст] /П.А. Хроменков //Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании: Сб. науч. трудов. Вып. пятый /Под ред. В.П. Симонова. – М.: Изд-во МПА, 2009. – С. 77-82. – 0,3 п.л.

Тезисы докладов и материалы конференций:

57. Хроменков, П.А. Использование элементов биофизики в подготовке школьников к промысловым профессиям [Текст] /П.А. Хроменков //Трудовое воспитание, обучение и профориентация учащейся молодежи в условиях Крайнего Севера: Тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф /Отв. ред. Н.В. Промоторова. – Тобольск: Изд-во ТГПИ, 1989. – С. 66-68. – 0,2 п.л.

56. Хроменков, П.А. Возможности развития профессионального мышления у студентов на основе использования компьютерной техники при изучении дисциплин педагогического цикла [Текст] /П.А.Хроменков //Психолого-педагогические проблемы подготовки специалистов в вузе: Тез. докл. Всесоюз. науч.-метод. конф. /Под ред. В.А. Кан-Калика. – Грозный: Изд-во ЧИГУ, 1989. – С. 170-172. – 0,1 п.л.

59. Хроменков, П.А. Формирование профессиональных умений у студентов в процессе решения педагогических задач в условиях компьютерного обучения [Текст] /П.А. Хроменков //Повышение эффективности формирования профессионально-педагогических умений и навыков учите-ля: Тез. докл. межвуз. науч. конф. /Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПИ, 1991. – С. 113-115. – 0,2 п.л.

60. Хроменков, П.А. Возможности межнаучного формирования профессионализма студентов [Текст] /П.А. Хроменков //Пути совершенствования профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в педвузе: Тез. докл. науч.-практ. конф. /Отв. ред. М.С. Кобзев. – Саратов: Изд-во СГУ, 1992. – С.19-20. – 0,1 п.л.

61. Хроменков, П.А. Виды информационных технологий в системе межнаучного формирования профессионализма студентов [Текст] /П.А. Хроменков //Педагогические системы в школе и вузе: Технологии и управление: Тез. докл. Всероссийской науч.-практ. конф. /Отв. ред. Г.И. Школьник. – Волгоград: Перемена, 1993. – С. 90-91. – 0,1 п.л.

62. Хроменков, П.А. Антропо-синергетические основы профессионализма учителя в наследии К.Д. Ушинского [Текст] /П.А. Хроменков //К.Д. Ушинский и современная школа: Тез. докл. Всероссийской науч.-практ. конф. Ч. II /Отв. ред. В.М. Меньшиков. – Курск: Изд-во КГПУ, 1994. – С. 177-179. – 0,1 п.л.

63. Хроменков, П.А. Базы межнаучных данных в профессиональной подготовке учителя [Текст] /П.А. Хроменков //Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании: Тез. докл. межрегион. конф. /Отв. ред. П.В. Конаныхин. – М.: Изд-во МПУ, 1995. – С. 109-111. – 0,2 п.л.

64. Хроменков, П.А. Функции межнаучных связей в антропологии К.Д. Ушинского [Текст] /П.А. Хроменков //Человек в педагогической системе К.Д.Ушинского: Тез. докл. Всероссийской науч.-практ. конф. /Отв. ред. А.Г. Пашков. – Курск: Изд-во КГПУ, 1995.– С. 40-42. – 0,2 п.л.

65. Хроменков, П.А. Межнаучное обеспечение профессиональной подготовки студентов [Текст] /П.А. Хроменков //Технологии педагогической подготовки учителя: инновационный поиск: Тез. докл. науч. конф. /Под ред. Н.К. Сергеева. – Волгоград: Перемена, 1997. – С. 31-32. – 0,1 п.л.

66. Хроменков, П.А. Межнаучные конструкции в содержании современного учебника педагогики [Текст] /П.А. Хроменков // Учебные книги К.Д. Ушинского и современная школа: Тез. докл. и выступ. науч.-практ. конф. /Отв. ред. В.М. Меньшиков. – Курск: Изд-во КГПУ, 1997. – С. 46-48. – 0,2 п.л.

67. Хроменков, П.А. Полифункциональные характеристики педагогических задач с межнаучным содержанием [Текст] /П.А. Хроменков //Динамика педагогического образования: от института – к университету: Тез. докл. международной науч.-практ. конф. /Отв. ред. Н.А. Шайденко. – Тула: Изд-во ТГПУ,1998. – С. 159-160. – 0,1 п.л.

68. Хроменков, П.А. Межнаучная основа формирования профессионализма студентов [Текст] /П.А. Хроменков //Диагностика функционирования педагогической системы высшей школы: Тез. докл. науч.-практ. конф. /Отв. ред. Л.В. Загрекова. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. – Ч. 2. – С. 128-129. – 0,1 п.л.

69. Хроменков, П.А. Межнаучные критерии оценки качества содержания педагогического образования [Текст] /П.А. Хроменков //Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе: Тез. докл. науч.-практ. конф. /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Изд-во МПУ, 2001. – С. 17-19. – 0,2 п.л.

70. Хроменков, П.А. Тестовый контроль качества усвоения межнаучных знаний в условиях дистанционного обучения [Текст] /П.А. Хроменков //Оценка качества обучения в современном образовательном пространстве: Материалы науч.-практ. семинара /Отв. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. – С. 87-88. – 0,1 п.л.