- Здоровье как педагогический феномен представляет собой многомерное интегральное личностное образование, отражающее духовно-физическое состояние человека и осознаваемое им как ценность, которое выступает определяющим условием его развития и саморазвития как основы полноценного осуществления человеком его биологических и социальных функций, оптимальной жизнедеятельности.
- Непрерывное здоровьеформирующее образование является новой системой образования, содержательная сущность которой выражается в общей ориентации на формирование ценностного и ответственного отношения к здоровью, а функциональная специфика позволяет организовывать единое здоровьеформирующее образовательное пространство, обеспечивающее необходимые и достаточные условия непрерывного духовно-нравственного, интеллектуально-сенсорного здоровьеформирующего саморазвития педагога и обучающегося.
- Построение системы непрерывного здоровьеформирующего образования осуществляется на основе иерархической совокупности принципов, включающей: методологические принципы, выражающие идеологическую сущность образования в целом, независимо от его содержательной или функциональной специфики; системно-инструментальные принципы, раскрывающие сущность любого объекта, имеющего системную организацию, и обеспечивающие целостность непрерывного здоровьеформирующего образования как системы образования; содержательно-функциональные принципы непрерывного здоровьеформирующего образования, в которых общие и частные методологические принципы конкретизируются в соответствии с его содержательной и функциональной спецификой: принцип комплексного подхода к здоровью, требующий учета всех его составляющих (физического, духовного, социального здоровья), а также всего многообразия факторов, оказывающих на него влияние, при разработке содержания образования; принцип аксиологической направленности, обеспечивающий формирование в процессе образования ценностного отношения к здоровью, т.е. осознание его как индивидуальной, личностной и социальной ценности, и на основе этого - ответственного отношения к нему, которое выражается в признании, что здоровье человека - это его долг перед собой и обществом; принцип акцентуализации деятельностного здоровьеобеспечения, обусловливающий необходимость формирования в процессе образования систематизированных представлений о практических способах здоровьеобеспечения и готовности к их регулярному использованию в целях укрепления и улучшения состояния здоровья; принцип единства образования и диагностики здоровья, в соответствии с которым образование во всех содержательных блоках ориентирует обучающегося на рефлексию и диагностику состояния своего здоровья; принцип опоры на внутренние механизмы саморазвития, обеспечивающий устойчивость и гармоничность формирования здоровья на основе запуска внутренних механизмов саморазвития; принцип резонансного педагогического взаимодействия, определяющий характер взаимодействия педагога и обучающихся в процессе образования; принцип единства образовательного и витального пространства, обусловливающий такую организацию образовательного (развивающего) пространства, чтобы оно воспринималось обучающимися как часть их жизненного пространства.
- Концептуальная модель непрерывного здоровьеформирующего образования, отражающая общий замысел моделируемой педагогической системы, основные принципы ее построения и функционирования, включает следующие определяющие компоненты: целевой компонент, раскрывающий общую цель здоровьеформирующего образования - формирование у обучающихся средствами образования принципиально нового, ответственного отношения к здоровью как одной из определяющих ценностей человеческого существования, как ведущего показателя благополучия и ключевого условия успешной жизнедеятельности на основе гармоничного развития и саморазвития человека; теоретико-методологический компонент, определяющий методологические подходы и теоретические основания построения системы непрерывного здоровьеформирующего образования, который представлен: философско-педагогической концепцией саморазвития человека, с позиций которой осмысляются социальные и педагогические проблемы здоровья; принципами непрерывного здоровьеформирующего образования, позволяющими трансформировать теоретические представления в образовательные конструкты, ведущим из которых является единое духовно-нравственное, интеллектуальное, сенсорное, здоровьеформирующее образовательное пространство; дидактический компонент, представляющий дидактическую систему непрерывного здоровьеформирующего образования, целостно и целесообразно объединяющую применяемые в образовании дидактические средства, методы, формы, технологии обучения, позволяющие получить отвечающий образовательным целям результат образования. Данный компонент также имеет многоуровневую структуру, которая включает: аксиологический уровень, отражающий основные ценностные ориентации здоровьеформирующего образования, определяющие выбор содержания, форм, средств обучения; онтологический уровень, представляющий специфическое содержательное наполнение образовательного пространства; технологический уровень, который отражает всю совокупность процессов, применяемых образовательных средств; результативный компонент, отражающий положение, что результатом непрерывного здоровьеформирующего образования должен стать саморазвивающийся человек, рационально использующий свои индивидуальные духовно-природные возможности.
- Дидактическая система непрерывного здоровьеформирующего образования включает следующие основные элементы: аксиологический уровень - человек: уникальная духовно-природная саморазвивающаяся система; - духовно-интеллектуально-сенсорно-физическая целостность человека; - духовно-физическое здоровье как универсальная ценность человека; - ответственное отношение человека к своему здоровью. онтологический уровень - внутренний механизм саморазвития человека (потребности - способности - сознание); - культурные нормы, реализуемые через предметное содержание - научные знания о здоровье как объект трансформации в личностное знание-ценность; технологический уровень - организация единого развивающего образовательного пространства, состоящее из трех функционально связанных между собой этапов: целевого, в котором происходит преобразование потребностей в цели; поискового, в котором способности трансформируются в реальные действия, результат; рефлексивного, где происходит осознание собственной деятельности; - многомерные средства природно-рефлексивной технологии саморазвития, включающие методологические и предметные средства.
1.Бутакова, О.А. Здоровьесберегающие технологии учащихся в экологически неблагоприятных условия / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2006. – 180 с.
2.Бутакова, О.А. Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовании / О.А. Бутакова. – Челябинск: Изд-во Челяб. академии культуры и искусства, 2007. – 113 с.
3.Бутакова, О.А. Образование в структурологическом измерении / О.А. Бутакова. – Оренбург: Изд-во Оренбургский гос. ун-т, 2008. – 138 с.
4.Бутакова, О.А. Назначение методической службы в современном образовательном учреждении / О.А. Бутакова. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2008. – 177 с.
5.Бутакова, О.А. Здоровьеформирующее образование / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - 274 с.
II. Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
6.Бутакова, О.А. Развивающая среда – условие качества обучения слушателей / О.А. Бутакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 6. – С. 25-31.
7.Бутакова, О.А. Структура инновационного образовательного процесса / О.А. Бутакова // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 4. – С. 18-21.
8.Бутакова, О.А. Компетентность и здоровьесбережение в образовании: принцип паритетности / О.А. Бутакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 7. – С. 29-36.
9.Бутакова, О.А. Здоровьеформирующее обучение на основе природно-рефлексивной технологии саморазвития человека / О.А. Бутакова // Образование и наука: Известия УрО РАО. – 2009. – № 7. – С. 131-136.
10. Бутакова, О.А. Качество дополнительного образования: формальный или аксиологический подход? / О.А. Бутакова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 4. – С. 334-337.
11. Бутакова, О.А. Принципы организации единого пространства в образовательном учреждении / О.А. Бутакова // Гуманизация образования. – 2009. – №5. – С. 62-65.
12. Бутакова, О.А. Научно-методическая деятельность в инновационном образовательном учреждении / О.А. Бутакова // Образование и наука: Известия УрО РАО. – 2009. – № 9. – С. 23-29.
13. Бутакова, О.А. Технология обучения слушателей системы дополнительного профессионального образования / О.А. Бутакова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 5. – С. 328-335.
14. Бутакова, О.А. Проблемная ситуация – модель организации развивающей среды обучения в системе дополнительного образования / О.А. Бутакова // Гуманизация образования. – 2009. – №3. – С. 69-72.
15. Бутакова, О.А. О конкретизации целей обучения в условиях инновационного образовательного процесса / О.А. Бутакова // Образование и наука: Известия УрО РАО. – 2009. – № 7. – С. 137-141.
III. Учебные пособия, методические разработки
16.Бутакова, О.А. Технология рационального питания школьников, педагогов, родителей: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ин-т, 2001. – 35 с.
17.Бутакова, О.А. Технология закаливания и повышения устойчивости организма: Метод. рекомендации. – 2-е изд. / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2002. – 81 с.
18.Бутакова, О.А. Карта самодиагностики резервов здоровья: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2002. – 48 с.
19.Бутакова, О.А. Медико-экологическая диагностика в системе здоровьесбережения школьников, педагогов, родителей: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2003. – 134с.
20. Бутакова, О.А. Социальная компетентность педагогов профессионального обучения: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2003. – 29 с.
21.Бутакова, О.А. Психолого-педагогические основы подготовки социально-компетентных специалистов в системе повышения квалификации: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2003. – 36 с.
22.Бутакова, О.А. Педагогическое управление отношениями «Педагог-студент» в процессе обучения: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2004. – 46 с.
23.Бутакова, О.А. Технологии питания школьников, педагогов, родителей со сниженным уровнем здоровья: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2004. – 71 с.
24. Бутакова, О.А. Педагогические условия формирования компетентных педагогов системы повышения квалификации: Учебное пособие / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2004. – 58 с.
25.Бутакова, О.А. Технологическая организация процесса обучения студентов: Учебное пособие / О.А. Бутакова. - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2005. - 63 с.
26.Бутакова, О.А. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером в системе повышения квалификации: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2005. – 43 с.
27.Бутакова, О.А. Структурный подход – средство управленческо-педагогического проектирования: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2005. – 35 с.
28.Бутакова, О.А. Непрерывное здоровьеформирующее образование в системе повышения квалификации: Метод. разработки / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2005. – 78с.
29.Бутакова, О.А. Системный подход и организация обучения педагогов: Учебное пособие / О.А. Бутакова. - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2006. - 89 с.
30.Бутакова, О.А. Методическое обеспечение непрерывной педагогической подготовки кадров в системе повышения квалификации: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2006. - 31с.
31. Бутакова, О.А. Технология оптимального питания школьников, педагогов, родителей: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2006. – 94 с.
32.Бутакова, О.А. Аксиологические основания проблем здоровья в педагогике: Метод. разработки / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2006. – 87 с.
33.Бутакова, О.А. Технология закаливания и повышения устойчивости организма: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2007. – 79 с.
34.Бутакова, О.А. Технология обучения руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2007. - 56 с.
35. Бутакова, О.А. Технология разработки комплекта методического обеспечения по учебной дисциплине в системе повышения квалификации: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2007. – 19 с.
36.Бутакова, О.А. Духовно-природные механизмы жизнедеятельности человека: Учебное пособие / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. - 55 с.
37.Бутакова, О.А. Качество образования студентов вуза: педагогический аспект: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. – 33 с.
38.Бутакова, О.А. Системо-деятельностная организация процесса обучения в вузе: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. – 34 с.
39. Бутакова, О.А. Технология рационального питания организма человека: системный подход: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. – 54 с.
40. Бутакова, О.А. Паритетность образования и здоровья: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. – 30 с.
41. Бутакова, О.А. Технология здоровьесбережения в образовательных учреждениях: Авторская программа / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. – 13с.
42.Бутакова, О.А. Содержание профессиональной подготовки педагогов в системе повышения квалификации: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - 28 с.
43. Бутакова, О.А. Компетентностно-ориентированное профессиональное образование: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. – 33 с.
44.Бутакова, О.А. Качество образования и профессиональная культура: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. – 32.
45.Бутакова, О.А. Здоровьеформирующее образование: дидактический аспект: Метод. разработки / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. – 84 с.
IV. Статьи в сборниках научных трудов и журналах
46.Бутакова, О.А. Организация единого развивающего пространства в системе дополнительного образования / О.А. Бутакова // Вестник ОГУ. – Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2007. - №4. – С. 11-15.
47.Бутакова, О.А. Онтологическая сущность образовательного пространства / О.А. Бутакова // Педагогическая наука и образование: Сб. научных трудов. – Челябинск: Изд-во Чел ГНОЦ УрО РАО, 2007. – Вып. 7. – С. 104-109.
48. Бутакова, О.А. Системообразующие компоненты образовательного процесса / О.А. Бутакова // Педагогическая наука и образование: Сб. научных трудов. – Челябинск: Изд-во Чел ГНОЦ УрО РАО, 2007. – Вып. 8. – С. 122-130.
49. Бутакова, О.А. Методическая деятельность в режиме инновационного обучения / О.А. Бутакова // Сборник научных трудов: Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. – С. 127-148.
50. Бутакова, О.А. Педагогические условия развития здоровьесберегающих технологий / О.А. Бутакова // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: Материалы IX Междунар. науч.-метод. конф. препод. вузов, ученых и специалистов (3, 4 апреля 2008 г.). – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. – Ч. 3. – С. 138-142.
51. Бутакова, О.А. Системно-синергетический подход как методологическая основа здоровьесберегающего образования / О.А. Бутакова // Материалы IX Междунар. науч.-метод. конф. препод. вузов, ученых и специалистов (3, 4 апреля 2008 г.). – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. –– Ч. 3. – С. 128-130.
52.Бутакова, О.А. Моделирование процесса обучения педагогов здоровьесберегающим технологиям / О.А. Бутакова // Материалы IX Междунар. науч.-метод. конф. препод. вузов, ученых и специалистов (3, 4 апреля 2008 г.). – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. –– Ч. 3. – С. 132-137.
53.Бутакова, О.А. Образовательное пространство как реальность педагогического сообщества / О.А. Бутакова // Сборник научных трудов: Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – С. 86-106.
54.Бутакова, О.А., Самерханова Э.К. The united educational space as reality of the world’s pedagogic community / О.А. Бутакова, Э.К. Самерханова. – Horsens-Оренбург, 2008. – С. 158-164.
55.Бутакова, О.А. Концепция здоровьесбережения в образовании / О.А. Бутакова // Вестник ОГУ. – Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2008. - №2. – С. 13-19.
56. Бутакова, О.А. Европейский вектор в развитии образования / О.А. Бутакова // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. науч. трудов / Под науч. ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н. Арефьева; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – Екатеринбург, 2008. – Вып. 5. – С. 81-87.
57. Бутакова, О.А. Измерение компетентности преподавателей в образовательном пространстве / О.А. Бутакова // Менеджмент качества образования в условиях обновляющейся России: сб. науч. ст. и науч.-метод. материалов. –Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2008. – Вып. 2. – С. 247-252.
58. Бутакова, О.А. Концепция здоровьесбережения в образовании / О.А. Бутакова // Человек. Образование. Профессия: Сборник научных статей. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. – С. 161-168.
59. Бутакова, О.А. The conception of health keeping in education / О.А. Бутакова // Еducation quality. Competence. Technologies: Materials of research-practical conference. – Horsens: University College Vitus Bering Danmark, 2009. – С. 47-54.
60. Бутакова, О.А. Семантическая характеристика образовательного пространства как педагогического понятия / О.А. Бутакова // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск / Под. ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н. Арефьева. – Екатеринбург: Изд-во «Трудиздат», 2009. – Вып. 11. – С. 24-32.
61. Бутакова, О.А. Организационные условия формирования единого образовательного пространства в вузе / О.А. Бутакова // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск / Под. ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н.Арефьева. – Екатеринбург: Изд-во «Трудиздат», 2009. – Вып. 11. – С. 224-231.
62.Бутакова, О.А. Качество дополнительного образования / О.А. Бутакова // Менеджмент качества образования в условиях обновляющейся России // сб. науч. тр. и учеб.-метод. материалов / Отв. ред. Г. С. Голошумова ; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т, филиал Урал. гос. экон. ун-та в г. Нижний Тагил, Нижнетагильский торгово-экономический колледж. – Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2009. – Вып. 3. – С. 7-11.
63. Бутакова, О.А. Обучение взрослых / О.А. Бутакова // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2009). - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - С. 231-233.
64. Бутакова, О.А. Инновационный образовательный процесс / О.А. Бутакова // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2009). -Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - С.235-241.
65.Бутакова, О.А. Учебная успешность: дидактический аспект / О.А. Бутакова // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2009). - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - С.245-248.
66.Бутакова, О.А. Здоровьесбережение в образовании: принцип паритетности / О.А. Бутакова // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2009). - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - С. 250-255.
67. Бутакова, О.А. Организация образовательного пространства / О.А. Бутакова // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2009). -Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - С.257-261.
68. Бутакова, О.А. Рефлексивно-образовательная среда и саморазвитие человека / О.А. Бутакова // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2009). - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - С.263-267.
69. Бутакова, О.А. Здоровьесбережение в образовательном процессе / О.А. Бутакова // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: сб. науч. тр. / Под. ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н.Арефьева. – Екатеринбург, 2010. – Вып. 12. – С. 8-16.
70. Бутакова, О.А. Ориентации человека в мире ценностей как педагогическая проблема / О.А. Бутакова // Воспитание в целостном педагогическом процессе: сб. науч. тр. / под ред. Л.Д. Стариковой; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – Вып. 1. – С. 21-28.
71. Бутакова, О.А. Инновации и методическая деятельность / О.А. Бутакова // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: сб. науч. тр. / под ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н. Арефьева ; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – Екатеринбург, 2010. – Вып. 12. – С. 42-51.