Научная тема: «ТЕОРИЯ И ДИДАКТИКА НЕПРЕРЫВНОГО ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Здоровье как педагогический феномен представляет собой многомерное интегральное личностное образование, отражающее духовно-физическое состояние человека и осознаваемое им как ценность, которое выступает определяющим условием его развития и саморазвития как основы полноценного осуществления человеком его биологических и социальных функций, оптимальной жизнедеятельности.
  2. Непрерывное здоровьеформирующее образование является новой системой образования, содержательная сущность которой выражается в общей ориентации на формирование ценностного и ответственного отношения к здоровью, а функциональная специфика позволяет организовывать единое здоровьеформирующее образовательное пространство, обеспечивающее необходимые и достаточные условия непрерывного духовно-нравственного, интеллектуально-сенсорного здоровьеформирующего саморазвития педагога и обучающегося.
  3. Построение системы непрерывного здоровьеформирующего образования осуществляется на основе иерархической совокупности принципов, включающей: методологические принципы, выражающие идеологическую сущность образования в целом, независимо от его содержательной или функциональной специфики; системно-инструментальные принципы, раскрывающие сущность любого объекта, имеющего системную организацию, и обеспечивающие целостность непрерывного здоровьеформирующего образования как системы образования; содержательно-функциональные принципы непрерывного здоровьеформирующего образования, в которых общие и частные методологические принципы конкретизируются в соответствии с его содержательной и функциональной спецификой: принцип комплексного подхода к здоровью, требующий учета всех его составляющих (физического, духовного, социального здоровья), а также всего многообразия факторов, оказывающих на него влияние, при разработке содержания образования; принцип аксиологической направленности, обеспечивающий формирование в процессе образования ценностного отношения к здоровью, т.е. осознание его как индивидуальной, личностной и социальной ценности, и на основе этого - ответственного отношения к нему, которое выражается в признании, что здоровье человека - это его долг перед собой и обществом; принцип акцентуализации деятельностного здоровьеобеспечения, обусловливающий необходимость формирования в процессе образования систематизированных представлений о практических способах здоровьеобеспечения и готовности к их регулярному использованию в целях укрепления и улучшения состояния здоровья; принцип единства образования и диагностики здоровья, в соответствии с которым образование во всех содержательных блоках ориентирует обучающегося на рефлексию и диагностику состояния своего здоровья; принцип опоры на внутренние механизмы саморазвития, обеспечивающий устойчивость и гармоничность формирования здоровья на основе запуска внутренних механизмов саморазвития; принцип резонансного педагогического взаимодействия, определяющий характер взаимодействия педагога и обучающихся в процессе образования; принцип единства образовательного и витального пространства, обусловливающий такую организацию образовательного (развивающего) пространства, чтобы оно воспринималось обучающимися как часть их жизненного пространства.
  4. Концептуальная модель непрерывного здоровьеформирующего образования, отражающая общий замысел моделируемой педагогической системы, основные принципы ее построения и функционирования, включает следующие определяющие компоненты: целевой компонент, раскрывающий общую цель здоровьеформирующего образования - формирование у обучающихся средствами образования принципиально нового, ответственного отношения к здоровью как одной из определяющих ценностей человеческого существования, как ведущего показателя благополучия и ключевого условия успешной жизнедеятельности на основе гармоничного развития и саморазвития человека; теоретико-методологический компонент, определяющий методологические подходы и теоретические основания построения системы непрерывного здоровьеформирующего образования, который представлен: философско-педагогической концепцией саморазвития человека, с позиций которой осмысляются социальные и педагогические проблемы здоровья; принципами непрерывного здоровьеформирующего образования, позволяющими трансформировать теоретические представления в образовательные конструкты, ведущим из которых является единое духовно-нравственное, интеллектуальное, сенсорное, здоровьеформирующее образовательное пространство; дидактический компонент, представляющий дидактическую систему непрерывного здоровьеформирующего образования, целостно и целесообразно объединяющую применяемые в образовании дидактические средства, методы, формы, технологии обучения, позволяющие получить отвечающий образовательным целям результат образования. Данный компонент также имеет многоуровневую структуру, которая включает: аксиологический уровень, отражающий основные ценностные ориентации здоровьеформирующего образования, определяющие выбор содержания, форм, средств обучения; онтологический уровень, представляющий специфическое содержательное наполнение образовательного пространства; технологический уровень, который отражает всю совокупность процессов, применяемых образовательных средств; результативный компонент, отражающий положение, что результатом непрерывного здоровьеформирующего образования должен стать саморазвивающийся человек, рационально использующий свои индивидуальные духовно-природные возможности.
  5. Дидактическая система непрерывного здоровьеформирующего образования включает следующие основные элементы: аксиологический уровень - человек: уникальная духовно-природная саморазвивающаяся система; - духовно-интеллектуально-сенсорно-физическая целостность человека; - духовно-физическое здоровье как универсальная ценность человека; - ответственное отношение человека к своему здоровью. онтологический уровень - внутренний механизм саморазвития человека (потребности - способности - сознание); - культурные нормы, реализуемые через предметное содержание - научные знания о здоровье как объект трансформации в личностное знание-ценность; технологический уровень - организация единого развивающего образовательного пространства, состоящее из трех функционально связанных между собой этапов: целевого, в котором происходит преобразование потребностей в цели; поискового, в котором способности трансформируются в реальные действия, результат; рефлексивного, где происходит осознание собственной деятельности; - многомерные средства природно-рефлексивной технологии саморазвития, включающие методологические и предметные средства.
Список опубликованных работ
I. Монографии

1.Бутакова, О.А. Здоровьесберегающие технологии учащихся в экологически неблагоприятных условия / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2006. – 180 с.

2.Бутакова, О.А. Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовании / О.А. Бутакова. – Челябинск: Изд-во Челяб. академии культуры и искусства, 2007. – 113 с.

3.Бутакова, О.А. Образование в структурологическом измерении / О.А. Бутакова. – Оренбург: Изд-во Оренбургский гос. ун-т, 2008. – 138 с.

4.Бутакова, О.А. Назначение методической службы в современном образовательном учреждении / О.А. Бутакова. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2008. – 177 с.

5.Бутакова, О.А. Здоровьеформирующее образование / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - 274 с.

II. Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

6.Бутакова, О.А. Развивающая среда – условие качества обучения слушателей / О.А. Бутакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 6. – С. 25-31.

7.Бутакова, О.А. Структура инновационного образовательного процесса / О.А. Бутакова // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 4. – С. 18-21.

8.Бутакова, О.А. Компетентность и здоровьесбережение в образовании: принцип паритетности / О.А. Бутакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 7. – С. 29-36.

9.Бутакова, О.А. Здоровьеформирующее обучение на основе природно-рефлексивной технологии саморазвития человека / О.А. Бутакова // Образование и наука: Известия УрО РАО. – 2009. – № 7. – С. 131-136.

10. Бутакова, О.А. Качество дополнительного образования: формальный или аксиологический подход? / О.А. Бутакова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 4. – С. 334-337.

11. Бутакова, О.А. Принципы организации единого пространства в образовательном учреждении / О.А. Бутакова // Гуманизация образования. – 2009. – №5. – С. 62-65.

12. Бутакова, О.А. Научно-методическая деятельность в инновационном образовательном учреждении / О.А. Бутакова // Образование и наука: Известия УрО РАО. – 2009. – № 9. – С. 23-29.

13. Бутакова, О.А. Технология обучения слушателей системы дополнительного профессионального образования / О.А. Бутакова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 5. – С. 328-335.

14. Бутакова, О.А. Проблемная ситуация – модель организации развивающей среды обучения в системе дополнительного образования / О.А. Бутакова // Гуманизация образования. – 2009. – №3. – С. 69-72.

15. Бутакова, О.А. О конкретизации целей обучения в условиях инновационного образовательного процесса / О.А. Бутакова // Образование и наука: Известия УрО РАО. – 2009. – № 7. – С. 137-141.

III. Учебные пособия, методические разработки

16.Бутакова, О.А. Технология рационального питания школьников, педагогов, родителей: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ин-т, 2001. – 35 с.

17.Бутакова, О.А. Технология закаливания и повышения устойчивости организма: Метод. рекомендации. – 2-е изд. / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2002. – 81 с.

18.Бутакова, О.А. Карта самодиагностики резервов здоровья: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2002. – 48 с.

19.Бутакова, О.А. Медико-экологическая диагностика в системе здоровьесбережения школьников, педагогов, родителей: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2003. – 134с.

20. Бутакова, О.А. Социальная компетентность педагогов профессионального обучения: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2003. – 29 с.

21.Бутакова, О.А. Психолого-педагогические основы подготовки социально-компетентных специалистов в системе повышения квалификации: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2003. – 36 с.

22.Бутакова, О.А. Педагогическое управление отношениями «Педагог-студент» в процессе обучения: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2004. – 46 с.

23.Бутакова, О.А. Технологии питания школьников, педагогов, родителей со сниженным уровнем здоровья: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2004. – 71 с.

24. Бутакова, О.А. Педагогические условия формирования компетентных педагогов системы повышения квалификации: Учебное пособие / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2004. – 58 с.

25.Бутакова, О.А. Технологическая организация процесса обучения студентов: Учебное пособие / О.А. Бутакова. - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2005. - 63 с.

26.Бутакова, О.А. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером в системе повышения квалификации: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2005. – 43 с.

27.Бутакова, О.А. Структурный подход – средство управленческо-педагогического проектирования: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2005. – 35 с.

28.Бутакова, О.А. Непрерывное здоровьеформирующее образование в системе повышения квалификации: Метод. разработки / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2005. – 78с.

29.Бутакова, О.А. Системный подход и организация обучения педагогов: Учебное пособие / О.А. Бутакова. - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2006. - 89 с.

30.Бутакова, О.А. Методическое обеспечение непрерывной педагогической подготовки кадров в системе повышения квалификации: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2006. - 31с.

31. Бутакова, О.А. Технология оптимального питания школьников, педагогов, родителей: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2006. – 94 с.

32.Бутакова, О.А. Аксиологические основания проблем здоровья в педагогике: Метод. разработки / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2006. – 87 с.

33.Бутакова, О.А. Технология закаливания и повышения устойчивости организма: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2007. – 79 с.

34.Бутакова, О.А. Технология обучения руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2007. - 56 с.

35. Бутакова, О.А. Технология разработки комплекта методического обеспечения по учебной дисциплине в системе повышения квалификации: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2007. – 19 с.

36.Бутакова, О.А. Духовно-природные механизмы жизнедеятельности человека: Учебное пособие / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. - 55 с.

37.Бутакова, О.А. Качество образования студентов вуза: педагогический аспект: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. – 33 с.

38.Бутакова, О.А. Системо-деятельностная организация процесса обучения в вузе: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. – 34 с.

39. Бутакова, О.А. Технология рационального питания организма человека: системный подход: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. – 54 с.

40. Бутакова, О.А. Паритетность образования и здоровья: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. – 30 с.

41. Бутакова, О.А. Технология здоровьесбережения в образовательных учреждениях: Авторская программа / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. – 13с.

42.Бутакова, О.А. Содержание профессиональной подготовки педагогов в системе повышения квалификации: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - 28 с.

43. Бутакова, О.А. Компетентностно-ориентированное профессиональное образование: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. – 33 с.

44.Бутакова, О.А. Качество образования и профессиональная культура: Метод. рекомендации / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. – 32.

45.Бутакова, О.А. Здоровьеформирующее образование: дидактический аспект: Метод. разработки / О.А. Бутакова. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. – 84 с.

IV. Статьи в сборниках научных трудов и журналах

46.Бутакова, О.А. Организация единого развивающего пространства в системе дополнительного образования / О.А. Бутакова // Вестник ОГУ. – Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2007. - №4. – С. 11-15.

47.Бутакова, О.А. Онтологическая сущность образовательного пространства / О.А. Бутакова // Педагогическая наука и образование: Сб. научных трудов. – Челябинск: Изд-во Чел ГНОЦ УрО РАО, 2007. – Вып. 7. – С. 104-109.

48. Бутакова, О.А. Системообразующие компоненты образовательного процесса / О.А. Бутакова // Педагогическая наука и образование: Сб. научных трудов. – Челябинск: Изд-во Чел ГНОЦ УрО РАО, 2007. – Вып. 8. – С. 122-130.

49. Бутакова, О.А. Методическая деятельность в режиме инновационного обучения / О.А. Бутакова // Сборник научных трудов: Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. – С. 127-148.

50. Бутакова, О.А. Педагогические условия развития здоровьесберегающих технологий / О.А. Бутакова // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: Материалы IX Междунар. науч.-метод. конф. препод. вузов, ученых и специалистов (3, 4 апреля 2008 г.). – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. – Ч. 3. – С. 138-142.

51. Бутакова, О.А. Системно-синергетический подход как методологическая основа здоровьесберегающего образования / О.А. Бутакова // Материалы IX Междунар. науч.-метод. конф. препод. вузов, ученых и специалистов (3, 4 апреля 2008 г.). – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. –– Ч. 3. – С. 128-130.

52.Бутакова, О.А. Моделирование процесса обучения педагогов здоровьесберегающим технологиям / О.А. Бутакова // Материалы IX Междунар. науч.-метод. конф. препод. вузов, ученых и специалистов (3, 4 апреля 2008 г.). – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2008. –– Ч. 3. – С. 132-137.

53.Бутакова, О.А. Образовательное пространство как реальность педагогического сообщества / О.А. Бутакова // Сборник научных трудов: Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – С. 86-106.

54.Бутакова, О.А., Самерханова Э.К. The united educational space as reality of the world’s pedagogic community / О.А. Бутакова, Э.К. Самерханова. – Horsens-Оренбург, 2008. – С. 158-164.

55.Бутакова, О.А. Концепция здоровьесбережения в образовании / О.А. Бутакова // Вестник ОГУ. – Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2008. - №2. – С. 13-19.

56. Бутакова, О.А. Европейский вектор в развитии образования / О.А. Бутакова // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. науч. трудов / Под науч. ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н. Арефьева; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – Екатеринбург, 2008. – Вып. 5. – С. 81-87.

57. Бутакова, О.А. Измерение компетентности преподавателей в образовательном пространстве / О.А. Бутакова // Менеджмент качества образования в условиях обновляющейся России: сб. науч. ст. и науч.-метод. материалов. –Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2008. – Вып. 2. – С. 247-252.

58. Бутакова, О.А. Концепция здоровьесбережения в образовании / О.А. Бутакова // Человек. Образование. Профессия: Сборник научных статей. – Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. – С. 161-168.

59. Бутакова, О.А. The conception of health keeping in education / О.А. Бутакова // Еducation quality. Competence. Technologies: Materials of research-practical conference. – Horsens: University College Vitus Bering Danmark, 2009. – С. 47-54.

60. Бутакова, О.А. Семантическая характеристика образовательного пространства как педагогического понятия / О.А. Бутакова // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск / Под. ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н. Арефьева. – Екатеринбург: Изд-во «Трудиздат», 2009. – Вып. 11. – С. 24-32.

61. Бутакова, О.А. Организационные условия формирования единого образовательного пространства в вузе / О.А. Бутакова // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск / Под. ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н.Арефьева. – Екатеринбург: Изд-во «Трудиздат», 2009. – Вып. 11. – С. 224-231.

62.Бутакова, О.А. Качество дополнительного образования / О.А. Бутакова // Менеджмент качества образования в условиях обновляющейся России // сб. науч. тр. и учеб.-метод. материалов / Отв. ред. Г. С. Голошумова ; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т, филиал Урал. гос. экон. ун-та в г. Нижний Тагил, Нижнетагильский торгово-экономический колледж. – Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2009. – Вып. 3. – С. 7-11.

63. Бутакова, О.А. Обучение взрослых / О.А. Бутакова // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2009). - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - С. 231-233.

64. Бутакова, О.А. Инновационный образовательный процесс / О.А. Бутакова // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2009). -Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - С.235-241.

65.Бутакова, О.А. Учебная успешность: дидактический аспект / О.А. Бутакова // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2009). - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - С.245-248.

66.Бутакова, О.А. Здоровьесбережение в образовании: принцип паритетности / О.А. Бутакова // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2009). - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - С. 250-255.

67. Бутакова, О.А. Организация образовательного пространства / О.А. Бутакова // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2009). -Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - С.257-261.

68. Бутакова, О.А. Рефлексивно-образовательная среда и саморазвитие человека / О.А. Бутакова // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2009). - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2009. - С.263-267.

69. Бутакова, О.А. Здоровьесбережение в образовательном процессе / О.А. Бутакова // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: сб. науч. тр. / Под. ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н.Арефьева. – Екатеринбург, 2010. – Вып. 12. – С. 8-16.

70. Бутакова, О.А. Ориентации человека в мире ценностей как педагогическая проблема / О.А. Бутакова // Воспитание в целостном педагогическом процессе: сб. науч. тр. / под ред. Л.Д. Стариковой; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – Вып. 1. – С. 21-28.

71. Бутакова, О.А. Инновации и методическая деятельность / О.А. Бутакова // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: сб. науч. тр. / под ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н. Арефьева ; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – Екатеринбург, 2010. – Вып. 12. – С. 42-51.