Научная тема: «НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Компетентность обучающегося является интегральной характеристикой личности, которая определяется уровнем сформированности его компетенций. В этой связи для оценивания компетентности выпускника школы или вуза в области химии следует измерять его химические компетенции.
  2. Концепция измерения химических компетенций учащихся и студентов базируется на методах педагогической квалиметрии, принципах непрерывного и преемственного развития личности в системе «школа - педагогический вуз». Концепция описывает особенности организации контрольно-оценочной деятельности педагога в условиях компетентностно-ориентированных требований к качеству подготовки выпускников школ и вузов.
  3. Теоретическая модель измерения химических компетенций обучающихся представляет собой систему взаимосвязанных друг с другом структурно-функциональных элементов: целевого (цели, задачи), содержательного (содержание химических компетенций), процессуального (методы, средства измерения) и оценочного (критерии, показатели, уровни).
  4. Комплексный подход в измерении химических компетенций обучающихся предусматривает использование совокупности общепринятых и инновационных методов и средств контроля, позволяющих получить целостное представление о сформированности всех компонентов содержания химических компетенций. Одни из них в большей степени способствуют измерению и оцениванию содержания знаниевого компонента (средства устного и письменного контроля), другие - деятельностного и мотивационного (портфолио, кейсы, контекстные задачи, компетентностно-ориентированные тесты).
  5. Использование накопительной системы учета результатов контроля, вычисление суммарного рейтингового балла обучающихся с учетом весовых коэффициентов используемых средств, инвариантной и вариативной части рейтинга и критериально-уровневого подхода в интерпретации полученных данных позволяет определить уровень сформированности химических компетенций учащихся и студентов на завершающем этапе их обучения.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Шалашова, М.М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: монография / М.М. Шалашова; УРАО ИСМО, МПГУ, АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 173 с. (10,2 п.л.)

2.Шалашова, М.М. Измерение профессиональной компетентности будущего учителя химии: монография / М.М. Шалашова; МПГУ, АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2008. – 171 с. (10 п.л.)

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерством образования и науки РФ для публикации основных положений докторской диссертации:

3.Шалашова, М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов / М.М. Шалашова // Педагогика. – 2008. – № 7. – С. 54-59. (0,7 п.л.)

4.Шалашова, М.М. Можно ли измерить компетентность учащихся / М.М. Шалашова // Наука и школа. – 2008. – № 5. – С. 24-26. (0,35 п.л.)

5.Шалашова, М.М. Ключевые компетенции учащихся: проблема формирования и измерения / М.М. Шалашова // Химия в школе. – 2008. – № 10. – С. 15-21. (0,44 п.л.)

6.Шалашова, М.М. Комплексная оценка компетентности будущего учителя химии / М.М. Шалашова // Интеграция образования. – 2008. – № 4. – С.3-9. (0,8 п.л.)

7.Шалашова, М.М. Использование контекстных задач для оценивания компетенций учащихся / М.М. Шалашова // Химия в школе. – 2009. – № 4. – С. 24-28. (0,3 п.л.)

8.Шалашова, М.М. Компетентностный подход в оценивании результатов образовательной деятельности учащихся / М.М. Шалашова // Наука и школа. – 2009. – № 5. – С. 19-21. (0,35 п.л.)

9.Шалашова, М.М. О преемственности формирования и области использования понятий / М.М. Шалашова, Г.М. Карпов, С.Ф. Жильцов // Химия в школе. – 1998. – № 1. – С.31-33. (0,18 п.л./0,06 п.л.)

10.Шалашова, М.М. Использование внутрипредметных связей как условие развития у учащихся научных понятий / М.М. Шалашова, Г.М. Карпов, С.Ф. Жильцов // Наука и школа. – 1998. – № 1. – С.43-45. (0,35 п.л./0,12 п.л.)

Научные статьи:

11.Шалашова, М.М. Компетентностный подход в изучении химии и оценивании компетенций учащихся средней школы / М.М. Шалашова // 1 сентября Химия. – 2009. – № 13. – С. 9-15. (0,81 п.л.)

12.Шалашова, М.М. Проблема измерения компетентности выпускников педагогических вузов / М.М. Шалашова // Свиридовские чтения: сборник статей / редкол.: Т.Н. Воробьева и др.: Вып. 4.– Минск, 2008. – С. 258-263. (0,7 п.л.)

13.Шалашова, М.М. Роль педагогических измерений в оценивании профессиональной компетентности выпускников педагогических вузов / М.М. Шалашова // Актуальные проблемы химии и методики ее преподавания: научно-методический сборник статей. – Н.Новгород, 2007. – С. 144-147. (0,17 п.л.)

14.Шалашова, М.М. Роль педагогических измерений для оценки профессиональной компетентности выпускника педагогического вуза / М.М. Шалашова // Педагогические измерения. – 2007.– № 2. – С. 47-52. (0,35 п.л.)

15.Шалашова, М.М. Работаем на будущее России / М.М. Шалашова, Н.М. Белянкова, Т.Л. Мигунова // Одаренный ребенок. – 2004. – № 1. – С. 62-67. (0,7 п.л./0,23 п.л.)

16.Шалашова, М.М. Создание системы оценки качества знаний студентов АГПИ им. А.П. Гайдара на базе программного комплекса «Прометей» / М.М. Шалашова, Т.Л. Мигунова, В.А. Сугробов // Академический журнал Западной Сибири. – 2008. – № 2. – С.57-58. (0,12 п.л./0,06 п.л.)

17.Шалашова, М.М. Научно-методический комплекс как одно из направлений реализации программы непрерывного образования педагогических кадров в городе Арзамасе и Арзамасском районе / М.М. Шалашова, Т.Л. Мигунова, А.В. Марина // Образование. – 2003. – № 1. – С. 32-35. (0,17 п.л./0,06 п.л.)

Учебно-методические работы:

18.Шалашова, М.М. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие / М.М. Шалашова. – Арзамас: АГПИ, 2005. – 112 с. (6,5 п.л.)

19.Шалашова, М.М. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие / М.М. Шалашова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Арзамас: АГПИ, 2006. – 112 с. (6,5 п.л.)

20.Шалашова, М.М. Практикум по дисциплине «Общая химия»: учебно-методическое пособие / М.М. Шалашова. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 98 с. (5,6 п.л.)

21.Шалашова, М.М. Конкурсные задания по химии для поступающих в ВУЗ: учебно-методическое пособие / М.М. Шалашова, Ю.М. Малочкина. – Арзамас: АГПИ, 2005. – 74 с. (4,3 п.л./2,2 п.л.)

22.Шалашова, М.М. Углеводы: учебно-методическое пособие / М.М. Шалашова, Т.А. Железнова. – Арзамас: АГПИ, 2004. – 50 с. (2,9 п.л. / 1,5п.л.)

23.Шалашова, М.М. Методические рекомендации по развитию системы понятий об окислительно-восстановительных реакциях в школьном курсе органической химии / М.М. Шалашова. – Арзамас: АГПИ, 2000. – 30 с. (1,8 п.л.)

24.Шалашова, М.М. Методические рекомендации по применению химических знаний в валеологическом образовании / М.М. Шалашова. – Арзамас: АГПИ, 2002. – 63 с. (3,7 п.л.)

25.Шалашова, М.М. Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения» / М.М. Шалашова, И.Ю. Троицкая, Э.В. Тихонова, Э.Г. Патрикеева, Е.Н. Трухманова. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 30 с. (1,7 п.л. / 0,34 п.л.)

Тезисы докладов научных конференций:

26.Шалашова, М.М. The problem of estimating the competence of the graduates of pedagogical institutes of higher education / М.М. Шалашова // 4-th International Conference on Chemistry and Chemical Education Sviridov Readings 2008. – Minsk: Krasico-Print, 2008. – Р. 67. (0,03 п.л.)

27.Шалашова, М.М. Проблемы оценивания профессиональной компетентности будущего учителя химии / М.М. Шалашова // International scientific – practical conference Chemistry Education – 2008 Scientific articles Conference proceedings 14-15 November 2008, Riga.– C. 55-58. (0,23 п.л.)

28.Шалашова, М.М. Роль педагогических тестов в оценке качества образовательного процесса / М.М. Шалашова // Инновационные методы и средства оценки качества образования: материалы 4-ой научно-методической конференции. – М., 2006. – С. 323–325. (0,17 п.л.)

29.Шалашова, М.М. Применение тестов в измерении уровня профессиональной компетентности выпускников вузов / М.М. Шалашова // Развитие тестовых технологий в России: тезисы докладов IХ Всероссийской научно-методической конференции. – М., 2007. – 161 с. – С. 97-98. (0,23 п.л.)

30.Шалашова, М.М. Применение квалификационных тестов для оценки профессиональной компетентности выпускника вуза / М.М. Шалашова // Педагогические измерения. – 2007. – № 4. – С. 3-12. (0,6 п.л.)

31.Шалашова, М.М. Квалификационный тест как индикатор базовой компетентности выпускника вуза / М.М. Шалашова // Теория и практика измерения латентных переменных в образовании и других социально-экономических системах: материалы Х всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (22-29 июня 2008 г.). – Славянск-на-Кубани, 2008. – С. 325-328. (0,23 п.л.)

32.Шалашова, М.М. Основная задача инновационной образовательной политики социального государства / М.М. Шалашова // Материалы VIII Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения»: Национальные проекты и сбережения нации. – М., 2008. – С. 65-67.

33.Шалашова, М.М. Проблемы измерения химико-методической компетентности будущего учителя химии / М.М. Шалашова // Актуальные проблемы химического образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 22-24 октября 2008 года. – Н.Новгород, 2008. – С. 14-17. (0,23 п.л.)

34.Шалашова, М.М. Уровень компетентности выпускников педагогических вузов как показатель качества вузовской подготовки / М.М. Шалашова // Методологические и методические проблемы подготовки учителя химии на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. – Липецк, 2008. – С. 247-252. (0,35 п.л.)

35.Шалашова, М.М. Непрерывность и преемственность формирования компетентности будущего учителя в системе школа-педвуз / М.М. Шалашова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции: в 8 ч. Ч. 4.– М., 2008. – С.52-55. (0,23 п.л.)

36.Шалашова, М.М. Инновационные средства оценивания профессиональной пригодности выпускника вуза / М.М. Шалашова // Инновационные процессы в области химико-методического и естественнонаучного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции Оренбург, 16-17 февр. 2009 / Министерство образования и науки Рос. Федерации, Федеральное агентство по образованию, Оренбургский государственный педагогический университет: в 2 т. Т. 1. – Оренбург, 2009. – С. 91-95. (0,58 п.л.)

37.Шалашова, М.М. Новые подходы в оценивании качества подготовки выпускников вузов / М.М. Шалашова // Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования: материалы 56 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2009 года. – СПб., 2009. – С. 210-212. (0,15 п.л.)

38.Шалашова, М.М. Совершенствование химико-педагогического образования – социальный заказ общества / М.М. Шалашова // Человек, наука, общество: материалы II межвузовской научно-теоретической конференции. – Новомосковск, 2000. – С. 12-14. (0,17 п.л.)

39.Шалашова, М.М. Компетентностный подход в оценивании профессиональной готовности будущих учителей химии / М.М. Шалашова // Инновационные процессы в химическом образовании: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 12-15 октября 2009 г. – Челябинск, 2009. – С. 104-105. (0,23 п.л.)

40.Шалашова, М.М. Использование тестовой технологии как основы объективной оценки качества знаний обучающихся / М.М. Шалашова, Т.Л. Мигунова // Развитие тестовых технологий в России: тезисы докладов VIII Всероссийской научно-методической конференции. – М., 2006. – С. 145-147. (0,34 п.л./ 0,17 п.л.)

41.Шалашова, М.М. Использование тестовой технологии контроля знаний в системе управления качеством образования / М.М. Шалашова // Актуальные проблемы химии и методики ее преподавания: сборник материалов межрегиональной научно-методической конференции 15-17 ноября 2006 г. – Н.Новгород, 2006. – С. 167-169. (0,12 п.л.)

42.Шалашова, М.М. Роль педагогического тестирования в оценке качества деятельности образовательного учреждения / М.М. Шалашова // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук: материалы 53 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, 5-8 апреля 2006. – СПб., 2006. – С. 235-237. (0,12 п.л.)

43.Шалашова, М.М. Использование тестовой формы контроля знаний в учебном процессе студентов–заочников / М.М. Шалашова // Актуальные проблемы заочного и дополнительного образования в современных условиях: материалы региональной научно-практической конференции. – Н.Новгород, 2007. – С. 239-242. (0,17 п.л.)

44.Шалашова, М.М. Использование педагогических тестов при определении профессиональной пригодности выпускников вузов / М.М. Шалашова // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции: в 6 ч. Ч 1 / отв. ред. Д.Ф. Ильясов. – Москва-Челябинск, 2005. – С.74-77. (0,23 п.л.)

45.Шалашова, М.М. Роль тестовой технологии в оценивании результатов педагогических инноваций / М.М. Шалашова // Инновации в системе регионального образования: методология, теория практика: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Н.Новгород, 2005 – С. 189-191. (0,17 п.л.)

46.Шалашова, М.М. Апробация тестовой технологии в процессе педагогической практики студентов / М.М. Шалашова // Материалы региональной научно-практической конференции. – Арзамас, 2005. – С. 42-46. (0,3 п.л.)

47.Шалашова, М.М. Создание системы оценки качества – одна из важнейших задач модернизации российского образования / М.М. Шалашова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы IV Всероссийского научно-практической конференции: в 6 ч. Ч.1. – Челябинск, 2005. – С.33-35. (0,17 п.л.)

48.Шалашова, М.М. Информированность населения в условиях вступления ЕГЭ в штатный режим / М.М. Шалашова, О.В. Никифорова // Информационное пространство ЕГЭ: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции 16-17 сентября 2009 г. – Арзамас, 2009. – С. 109-111. (0,17 п.л./0,09 п.л.)

49.Шалашова, М.М. Компетентностный подход в образовании: проблемы и перспективы / М.М. Шалашова // Химия и общество. Грани взаимодействия: вчера, сегодня, завтра: материалы юбилейной научной конференции, посвященной 80-летию Химического факультета МГУ. Москва, 25-28 ноября 2009 г.: тезисы докладов. – М., 2009. – С. 45. (0,03 п.л.)

50.Шалашова, М.М. Реализация принципов непрерывности и преемственности с целью оптимизации развивающих задач обучения химии / М.М. Шалашова // материалы конференции молодых ученых АГПИ. – Арзамас, 2000. – С. 121-124. (0,17 п.л.)

51.Шалашова, М.М. Использование модульных технологий при изучении курса биологической химии в педвузе / М.М. Шалашова // Пятая нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: сборник трудов. – Н.Новгород, 2001. – С.107-108. (0,23 п.л.)

52.Шалашова, М.М. Роль и место спецкурса «Химические основы валеологических знаний» в профессиональной подготовке учителя биологии и химии / М.М. Шалашова // Материалы международной научно-практической конференции «VIII Царскосельские чтения»: Т 5. Ч 2. – СПб., 2004. – С. 48-50. (0,17 п.л.)

53.Шалашова, М.М. Использование внутрипредметных связей как условие преемственного развития базовых знаний учащихся / М.М. Шалашова // Четвертая нижегородская сессия молодых ученых: тезисы докладов: Ч. I.– Н. Новгород, 2000. – С. 304-306. (0,17 п.л.)

54.Шалашова, М.М. Развитие знаний учащихся в процессе преемственного изучения учебного материала / М.М. Шалашова // Перспектива: сборник научных трудов аспирантов, соискателей и молодых ученых АГПИ. – Арзамас, 1999. – С. 201-203. (0,17 п.л.)

55.Шалашова, М.М. Экологическая направленность преемственного изучения школьного курса органической химии / М.М. Шалашова // Актуальные проблемы реформирования химико-педагогического образования: тезисы докладов Всероссийского координационного совещания 16-19 ноября 1998. – Н.Новгород, 1998. – С. 143-145. (0,12 п.л.)

56.Шалашова, М.М. Интеграция химических и географических знаний студентов в педвузе / М.М. Шалашова, Т.А. Железнова // Проблемы интеграции естественнонаучных дисциплин в высшем педагогическом образовании: материалы межвузовской научно-методической конференции. – Н.Новгород, 2001. – С. 58-59. (0,12 п.л./0,06 п.л.)