Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМО-ДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Насущной задачей современной семьи и общеобразовательной школы является формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни и ответственному (осознанному) родительству (материнству или отцовству) как базовой социально-психологической функции человека. Основной путь эффективного осуществления этой задачи - формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения как духовно-нравственных ориентиров, отражающих в сознании школьников сущность, понимание этих ценностей, принимаемых ими в качестве стратегических ценностно-целевых жизненных целей и мировоззренческих ориентиров.
  2. Семейные духовно-нравственные ценности в контексте методологических ориентиров исследования (системного, аксиологического, личностно-деятельностного, культурологического, антропологического и фамилистического подходов) - это духовно-нравственные ориентиры, социально одобряемые и разделяемые большинством людей, служащие эталоном, идеалом для всех людей и определяющие целенаправленный процесс создания идеальной семьи, его возможность продолжить свой род, фамилию, расширить родственные связи; следовать национальным традициям, обычаям, образу и укладу семейной жизни в соответствии с культурными ценностями; учитывать педагогический опыт человечества возрождения лучших нравственных традиций семейного воспитания, восстановление традиционного уклада жизни.
  3. Взаимодействие семьи и школы по формированию у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей как ядра их личности представляет собой взаимосвязанную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение школьников в социокультурное пространство, постижение ими семейных духовно-нравственных ценностей и смыслов. Содержательной основой этого взаимодействия является совокупность следующих видов семейных духовно-нравственных ценностей в контексте  идей герменевтической философии  и педагогики: абсолютные (заглавные) ценности (любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда, красота, соборность); видовые духовно-нравственные ценности: природно-географические ценности (природные условия и ресурсы, труд); общественно-государственные ценности (Родина, гражданственность, свобода и равенство, безопасность, правда, достоинство, мир); культурно-национальные кровные ценности семьи (кровное родство, дети, мать (материнство), отец (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды). Формирование у старшеклассников обозначенных видов семейных духовно-нравственных ценностей в их комплексе и взаимосвязи в условиях взаимодействия семьи и школы позволяет оптимально учитывать все факторы, влияющие на становление и развитие ответственного родительства старшеклассников: на уровне общества (макроуровень); на уровне родительской семьи (мезауровень); на уровне собственной семьи (микроуровень); на уровне конкретной личности.
  4. Успешное формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы может обеспечить теоретически обоснованная целостная концепция такого взаимодействия, которая учитывает специфику семейных духовно-нравственных ценностей, основывается на комплексе методологических подходов, закономерностей, педагогических принципов, функций, этапов педагогического взаимодействия и включает следующие структурные компоненты: ценностно-целевой; содержательный; критериально-оценочный; технологический; организационно-управленческий; рефлексивный; результативный. Содержательный компонент, ориентированный на формирование готовности старшеклассников к семейной жизни и воспитание у них ответственного родительства,  выполняет системообразующую роль и обеспечивает упорядоченность и целостность модели, функционирование и развитие ее основных элементов в тесном взаимодействии и взаимосвязи, основанных на достижении гармоничных диалоговых отношений. Результатом реализации концепции является воспитание личности старшеклассника, интегрированного в современное инновационное общество и обладающего определенным набором присвоенных семейных духовно-нравственных ценностей, готового к освоению ролей будущих родителей и формированию «педагогической компетенции родителей» с точки зрения благополучия своей будущей семьи.
  5. Основными педагогическими условиями эффективного формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей при взаимодействии семьи и школы в контексте системного, аксиологического, личностно-деятельностного, культурологического, антропологического и фамилистического подходов являются следующие  их группы: первая группа: условия, способствующие формированию у школьников семейных духовно-нравственных ценностей, эмоционально и оценочно окрашенной совокупности знаний, представлений и убеждений относительно себя как будущего семьянина (изучение семей учащихся, использование опыта народной педагогики как основы формирования сознательного семьянина, воспитание осознанного родительства у школьников на всех этапах обучения); вторая группа: условия, способствующие вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс в контексте решения задач формирования готовности старшеклассников к семейной жизни и ответственному родительству (совместное планирование воспитательной работы в классе, психолого-педагогический всеобуч для родителей); опережающее педагогическое просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного родительства; работа методической службы «Согласие» для родителей; третья группа: условия, направленные на формирование фамилистической компетенции педагогов и на успешную реализацию их профессиональной деятельности в данном аспекте (осознание педагогом общечеловеческой ценности и личностной значимости семьи, семейной жизни; понимание многоаспектности и полифункциональности семейной жизни; владение культурой семейных отношений, бытовыми умениями, навыками общения с родными и близкими людьми; обладание необходимыми качествами личности для оптимального выстраивания собственной семейной жизнедеятельности и организация конструктивного взаимодействия с семьями учащихся на основе технологий работы с разными типами семей; владение нравственными нормами и др.); четвертая группа: условия, обеспечивающие эффективное управление педагогическим взаимодействием семьи и школы по формированию у старшеклассников духовно-нравственных ценностей (стратегическое управление - создание единой Программы по взаимодействию семьи и школы в формировании у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей); тактическое управление - применение в условиях этого взаимодействия здоровьесберегающих технологий и создание единого воспитательного пространства; создание методической службы для родителей); оперативное управление - формирование учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями и родителями семейных духовно-нравственных ценностей у старшеклассников в ходе взаимосвязанной деятельности; рефлексивное управление, обеспечивающее анализ деятельности всех субъектов данного процесса; пятая группа: условия, направленные на эффективную профессиональную подготовку будущего педагога к формированию у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в процессе тесной взаимосвязи и взаимодействия семьи и школы (изучение курсов по выбору - «Семьеведение», «Воспитание семейных духовно-нравственных ценностей школьников», «Ответственное родительство»; включение старшеклассников в волонтерскую деятельность; включение старшеклассников в исследовательскую деятельность по изучению проблем семейных духовно-нравственных ценностей). Реализация обозначенных педагогических условий обеспечивает аксиологическое единство взаимодействия семьи и школы по формированию у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей и успешность деятельности всех субъектов этого взаимодействия: родителей, учителей, руководителей общеобразовательной школы, старшеклассников, семьи, педагогического коллектива, коллектива учащихся школы.
  6. Эффективными формами в формировании у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей является совокупность традиционных и инновационных форм: коллективные, групповые и индивидуальные. Интеграция традиционных и инновационных форм взаимодействия обеспечивает стабильное функционирование и развитие сложной социально-педагогической системы «семья-школа», основной функцией которой является формирование готовности учащихся к семейной жизни и ответственному родительству.
  7. Основными показателями сформированности у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей при создании собственной семьи являются следующие ценностные ориентации: ориентация на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности; на официальный брак; на рождение и воспитание детей; на выполнение родительской функции (материнства или отцовства); выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т.п.); на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентация на ценности семьи и рода; на создание в семье комфортной морально-психологической атмосферы, обеспечивающей успешное решение воспитательных задач.
  8. Ориентация семьи и школы в процессе взаимодействия на высокий уровень формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей обеспечивает успешность их готовности к семейной жизни, ответственному родительству, гражданским обязанностям.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Акутина, С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя: монография / С.П. Акутина, В.В. Николина. – Арзамас: НГПУ-АГПИ, – 2005. – 6,5 п.л., авт. – 5,5 п.л.

2.Акутина, С.П. Теоретико-методологические основы воспитания се-мейных духовно-нравственных ценностей школьников: монография / С.П. Акутина. – Арзамас: АГПИ, Саров: ИП Кораблев А.Е., 2008. – 7,5 п.л.

3.Акутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н.Новгород: НГПУ, 2009. – 17,7 п.л.

Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК:

4. Акутина, С.П. Проблема взаимодействия семьи и школы по воспита-нию духовно-нравственных ценностей школьников в современной России / С.П. Акутина // Гуманизация образования. – 2008. – № 3. – 0,4 п.л.

5. Акутина, С.П. Повышение педагогической компетентности родите-лей студентов педагогических вузов / С.П. Акутина // Высшее образование сегодня. – 2008. – №8. – 0,5 п.л.

6. Акутина, С.П. Профессионально-ценностное обучение и воспитание будущего педагога к взаимодействию семьи и школы в воспитании духовно-нравственных ценностей старшеклассников / В.В. Николина, С.П. Акутина // Высшее образование сегодня. – 2009. – №2. – 0,51 п.л., авт. – 0,4 п.л.

7. Акутина, С.П. Воспитание духовно-нравственных ценностей у буду-щего педагога в период педагогической практики / С.П. Акутина // Высшее образование в России. – 2008. – №10. – 0,45 п.л.

8. Акутина, С.П. Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у современных школьников: теоретико-методологический анализ проблемы / С.П. Акутина, В.В. Николина // Гуманизация образования. – 2009. – № 1. – 0,4 п.л., авт. – 0,3 п.л.

9. Акутина, С.П. Влияние педагогических условий на формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся в сотрудничестве школы и семьи / С.П. Акутина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 4 (1). – 0,31 п.л.

10. Акутина, С.П. Педагогические условия эффективного взаимодей-ствия семьи и школы по воспитанию духовно-нравственных ценностей старшеклассников / С.П. Акутина // Образование и общество. – 2009. – № 1 (54). – 0,81 п.л.

11. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нрав-ственных ценностей / С.П. Акутина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 94. – 0,9 п.л.

12. Акутина, С.П. Воспитание духовно-нравственных ценностей в диаде «семья-школа» как фактор готовности старшеклассников к ответственному родительству / С.П. Акутина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – Вып. 1. – Ч. 1. – 2009. – № 1. – 1,0 п.л.

13. Акутина, С.П. Концептуальная модель взаимодействия школы и се-мьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у старшеклассников / С.П. Акутина // Семья в России. – 2008. – №4. – 0,68 п.л.

14. Акутина, С.П. Формирование у старшеклассников осознанного отношения к роли родителей / С.П. Акутина // Воспитание школьников. – 2009. – № 4. – 0,9 п.л.

15. Акутина, С.П. Формирование у старшеклассников осознанного отношения к роли родителей / С.П. Акутина // Воспитание школьников. – 2009. – № 5. – 0,9 п.л.

16. Акутина, С.П. Формирование осознанного родительства у старше-классников как духовно-нравственный императив / С.П. Акутина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – № 1(9). – 0,6 п.л.

17. Акутина, С.П. Роль педагогической компетенции родителей в воспитании духовно-нравственных ценностей детей / С.П. Акутина // Вестник университета Российской академии образования. – 2009. – № 2. – 0,3 п.л.

18. Акутина, С.П. Роль семейного уклада в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников / С.П. Акутина // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. - 2009. - № 2 (59). - 0,5 п.л.

19. Акутина, С.П. Воспитание будущего семьянина на основе духовно-нравственных ценностей / С.П. Акутина // Вестник Университета Российской академии образования. - 2009. - № 3. - 0,3 п.л.

20. Акутина, С.П. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников / С.П. Акутина, В.В. Николина // Образование и наука. – 2009. – № 10 (67).- 0,7 п.л., авт. – 0,5 п.л.

Научные статьи, доклады, материалы:

21. Акутина, С.П. План работы классного руководителя /С.П. Акутина // Классный руководитель. – 2000. – №2. – 0,5 п.л.

22. Акутина, С.П. Нравственное самоопределение современных школь-ников: практический анализ ситуации / С.П. Акутина // Социальное самоопределение учащейся молодежи в условиях современного общества: Материалы Международной науч.-практ. конф., Киров, 3-4 марта 2003г. – Киров: ВятГГУ, 2003. – 0,6 п.л.

23. Акутина, С.П. Взаимодействие семьи и школы в работе классного руководителя / С.П. Акутина // Семейное воспитание: история и современ-ность: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. / под ред. Т.В. Лодкиной, А.Г. Козловой. – СПб.: «Verba Magistri», 2003. – 0,3 п.л.

24. Акутина, С.П. Взаимодействие семьи и школы в воспитании нрав-ственных ценностей школьников через систему деятельности классного руко-водителя / С.П. Акутина // Психологические проблемы современной россий-ской семьи: Материалы второй Всероссийской науч. конф.: в 3-х ч. – Ч. 1. – М.: МГУ, 2005. – 0,3 п.л.

25. Акутина, С.П. Влияние семьи на нравственное развитие ребенка / С.П. Акутина // Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя: Этнокультурный и историко-географический потенциал малой родины в патриотическом воспитании школьников. – Вып. 7: Материалы науч.-практ. конф., Арзамас, 21-22 апреля 2006г. / под общ. ред. Е.П. Титкова, Н.А. Давыдовой. – Арзамас: АГПИ, 2006. – 0,8 п.л.

26. Акутина, С.П. Воспитание = семья и школа. Функции семьи / С.П. Акутина // Классный руководитель. – 2006. – №7. – 1,01 п.л.

27. Акутина, С.П. Роль взаимодействия школы и семьи по формирова-нию духовно-нравственных ценностей в социальном взрослении школьников / С.П. Акутина // Образование и социальное взросление личности: труды Международной науч.-практ. конф. «Школьное образование и социальное взросление растущего человека: поиски и перспективы», Н.Новгород, 1-4 ноября 2006г. / под ред. В.А. Глуздова, В.В. Николиной. – Н.Новгород: НГПУ, 2006. – 1,01 п.л.

28. Акутина, С.П. Воспитание = семья и школа. О направлениях работы классного воспитателя с семьей / С.П. Акутина // Классный руководитель. – 2007. – № 1. – 0,5 п.л.

29. Акутина, С.П. Воспитание = семья и школа. Примерные темы педагогического лектория (Родительский всеобуч) / С.П. Акутина // Классный руководитель. – 2007. – № 2. – 0,6 п.л.

30. Акутина, С.П. Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками / С.П. Акутина // Классный руководитель. – 2007. – № 3. – 1, 2 п.л.

31. Акутина, С.П. Воспитание = семья и школа. Заповеди разумного воспитания для родителей / С.П. Акутина // Классный руководитель. – 2007. – № 3. – 0,9 п.л.

32. Акутина, С.П. Воспитание = семья и школа. Типы материнства. Ти-пы отцовства / С.П. Акутина // Классный руководитель. – 2007. – №4. – 0,63 п.л.

33. Акутина, С.П. Гармонизация детско-родительских отношений в воспитании духовно-нравственных ценностей / С.П. Акутина // Психологические проблемы современной семьи: Материалы третьей Международной науч. конф., Москва, 16-18 октября 2007г.: В 2-х ч. – Ч. 1. / под общ. ред. А.Г. Лидерса. – М.: МГУ, 2007. – 0,4 п.л.

34. Акутина, С.П. Проблемы взаимодействия семьи, школы и церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения / С.П. Акутина // Православный взгляд на семью и демографические проблемы: ХYII Рожде-ственские православно-философские чтения / Ниж. Епархия; Пред-во Прези-дента РФ в Привол. фед. округе, адм. Ниж. обл.; адм. Н.Новгорода, Ниж. гос. пед. ун-т, Арзамас. гос. пед. ин-т. – Н.Новгород: НГПУ, 2008. – 0,45 п.л.

35. Акутина, С.П. Взаимодействие учреждений дополнительного образования с семьей в духовно-нравственном воспитании современных школьников / С.П. Акутина // Социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф., Арзамас, 21 марта 2008г. / отв. ред. Т.Т. Щелина; АГПИ им. А.П. Гайдара, администрация г. Арзамаса, общ. орг. «Пед. общество». – М.: NOTA BENE, 2008. – 0,51 п.л.

36. Акутина С.П. Работа классного руководителя с семьей в гимназии / С.П. Акутина // Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 2008. – №1. – 0,6 п.л.

37. Акутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности воспита-ния старшеклассников во взаимодействии семьи и школы / С.П. Акутина // Нижегородское обозрение. - 2009. – № 1. – 0,6 п.л.

38. Акутина, С.П. Проблема воспитания духовно-нравственных ценно-стей: историко-философский анализ / С.П. Акутина // Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений: Сб. науч. ст. по проблемам педагогики ненасилия. Материалы XXX Всероссийской науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 10 апреля 2009г. / под ред. А.Г. Козловой, В.Г. Маралова, М.С. Гавриловой. – СПб.: «Verba Magistri», 2009. – 0,4 п.л.

Учебные пособия, методические рекомендации, разработки, програм-мы, журналы педагогических практик

39. Акутина, С.П. Воспитание = семья + школа / С.П. Акутина: Книга для педагогов и родителей. Серия «Семья + школа». - Вып.1. / под ред. Г.Л. Не-щерет. – Н. Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2002. – 5,58 п.л.

40. Акутина, С.П. Аспекты деятельности классного руководителя: ме-тод. пособие / С.П. Акутина; под ред. В.В. Востокова. – Арзамас: АГПИ, 2002. – 2,0 п.л.

41. Акутина, С.П. Тетрадь для учащихся «Доверие»: метод. пособие для классных руководителей / С.П. Акутина; под общ. ред. В.В. Николиной. – Н.Новгород, 2003. – 2,75 п.л.

42. Акутина, С.П. Журнал педагогической практики для студентов 3 курса психолого-педагогического факультета в летнем оздоровительном лагере: учеб. пособ. / С.П. Акутина, Т.Т. Щелина, Т.И. Митичева // Арзамас: АГПИ, 2004. – 9,5 п.л., авт. – 3,2 п.л.

43. Акутина, С.П. Воспитательная работа в гимназии: теоретические и практические аспекты: учеб.-метод. пособие / С.П. Акутина, В.В. Востоков, Н.С. Гулялова и др. // Арзамас: АГПИ, 2005. – 6,0 п.л., авт. – 2,26 п.л.

44. Акутина, С.П. Теория и методика воспитания: учеб.-метод. пособие / С.П. Акутина, Т.Т. Щелина, С.В. Щенникова. – Арзамас: АГПИ, 2005. – 6,7 п.л., авт. – 3,4 п.л.

45. Акутина, С.П. Журнал педагогической практики в школе для студентов 2-3-х курсов психолого-педагогического факультета (специальность педагогика и психология): учеб.-метод. пособие / С.П. Акутина, Т.Т. Щелина, Т.И. Митичева. – Арзамас: АГПИ, 2005. – 5,0 п.л., авт. – 2,0 п.л.

46. Акутина, С.П. Журнал педагогической практики в школе для студентов 2-3-х курсов психолого-педагогического факультета (специальность социальная педагогика): учеб.-метод. пособие / С.П. Акутина, Т.Т. Щелина, Т.И. Митичева. – Арзамас: АГПИ, 2005. – 5,0 п.л., авт. – 2,0 п.л.

47. Акутина, С.П. Нравственные основы семейного воспитания в дея-тельности классного руководителя: учеб.-метод. пособие / С.П. Акутина // под ред. В.В. Николиной. – Н.Новгород-Арзамас: НГПУ - АГПИ, 2006. – 7,2 п.л.

48. Акутина, С.П. Журнал педагогической практики для студентов 4-5 курсов психолого-педагогического факультета специальности (социальная педагогика): учеб.-метод. пособие / С.П. Акутина, Т.Т. Щелина, Т.И. Митичева. – Арзамас: АГПИ, 2006. – 5,0 п.л., авт. – 3,0 п.л.

49. Акутина, С.П. Журнал педагогической практики для студентов 4-5 курсов психолого-педагогического факультета в педагогическом училище: учеб.-метод. пособие / С.П. Акутина, Т.Т. Щелина, Т.И. Митичева, М.В. Маркеева. – Арзамас: АГПИ, 2006. – 5,0 п.л.; авт. – 1,3 п.л.

50. Акутина, С.П. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по дисциплине «Методика и технологии работы социального педагога». – Ч. 1 / С.П. Акутина, С.И. Урняева. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 2,3 п.л., авт. – 2,1 п.л.

51. Акутина, С.П. Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине «Теория и методика воспитания» для студентов специальности (педагогика и психология). – Ч. 1 / С.П. Акутина, Т.Т. Щелина. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 2,2 п.л., авт. – 2,0 п.л.

52. Акутина, С.П. Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине «Теория и методика воспитания» для студентов специальности (педагогика и психология). – Ч. 2 / С.П. Акутина, Т.Т. Щелина. – Арзамас: АГПИ, 2008. – 2,2 п.л., авт. – 2,0 п.л.

53. Акутина, С.П. Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине «Теория и методика воспитания» для студентов специальности (педагогика и психология). – Ч. 3 / С.П. Акутина. – Арзамас: АГПИ, 2008. – 1,3 п.л.

54. Акутина, С.П. Педагогические технологии: учеб.-метод. пособие / С.П. Акутина, В.А. Волгунов, Ю.В. Чудакова. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 8,0 п.л., авт. – 6,0 п.л.

55. Акутина, С.П. Методика и технологии работы социального педаго-га: учеб. пособие. – Ч.I / С.П. Акутина, В.А. Волгунов, Т.И. Митичева и др. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 7,3 п.л., авт. – 5,0 п.л.

56. Акутина, С.П. Методика и технологии работы социального педаго-га: учеб. пособие. – Ч.II. / С.П. Акутина, В.А. Волгунов и др. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 15,0 п.л., авт. – 13,0 п.л.

57. Акутина, С.П. Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине «Теория и методика воспитания» для студентов специальности социальная педагогика / С.П. Акутина. – Арзамас: АГПИ, 2010. – 3,1 п.л.