Научная тема: «ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ В ТРАДИЦИЯХ И ИННОВАЦИЯХ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА ЮГА РОССИИ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Воспитательный потенциал казачьей культуры рассматривается в исследовании как национальная, культурно-образовательная ценность, воплощающая парадигму российскости и народовластный вектор российского социального развития. Помимо известных этносословных характеристик казачество в феноменологическом, историософском осмыслении предстаёт как духовно-идейный феномен российского социокультурного развития, содержащий значительный воспитательный потенциал, составными частями которого являются: казачья идея - выражающая самобытный вариант материнской православно-русской идеи. В основе казачьей идеи лежат естественные потребности людей выстраивать свои отношения не на принуждении, угнетении и насилии над личностью, а на корневых традициях славяно-русского народовластия, свободного, высокостатусного развития личности, обретении человеком жизненных смыслов, органично сочетающих общественные и личные интересы; воспитательный идеал - совершенный личностный образ, выступающий конкретизацией казачьей идеи в повседневной жизни казачьего социума; социально-значимые ценности казачьей культуры - смыслы жизни казачества, составляющие общественные представления о значимом, желаемом, святом, выраженные в практике социального поведения и образах мысли, выступающие основой для становления личностных ценностей в процессе социализации и идентификации личности с казачьей культурой. Развиваясь вместе с казачьим культурогенезом, воспитательный потенциал культуры казачества в первой половине XIX столетия обогащается идеей «российскости» (В.Б. Виноградов, Н.Н. Великая), под которой в нашем исследовании понимается обретение казачеством российского самосознания, его интеграция в общекультурное российское поле, признание России своим Отечеством, выработка общих культурно-воспитательных парадигм. К середине XIX столетия казачество становится активным проводником и выразителем идей российскости в направлении расширения границ православной цивилизации, в отношении к вновь присоединяемым народам, включая их в культурное поле российского общества, осуществляя, тем самым, культурно-просветительскую миссию в евразийском векторе развития российской государственности.
  2. Генезис образовательных процессов в казачьей среде Юга России (вторая половина XVIII в. - по настоящее время) включает в себя следующие условные периоды становления и развития: вторая половина XVIII в. - середина 20-х годов XIX в. характеризуется начальным периодом государственной институционализации казачества в российские образовательные структуры и становлением системы государственного образования у казаков Юга России; середина 20-х - начало 60-х г. XIX столетия. Для этого периода определяющим явился сдерживающий характер просветительских реформ, закрепивших сословную ограниченность системы государственного образования у казаков Юга России; середина 60-х годов - конец XIX столетия характеризуется значительной динамикой образовательных процессов у казаков Юга России, обусловленной прогрессивными внутриполитическими преобразованиями Александровской эпохи, окончанием Кавказкой войны, мирным обустройством земель Юга России. К концу XIX века в государственном казачьем образовании обозначаются процессы диверсификации и регионализации, которые, в свою очередь, предопределили социальную потребность в региональной системе казачьего воспитания; начало ХХ столетия - 1920 г., казачья эмиграция (начало 20-х - конец 30-х гг. ХХ столетия). Этот период связан с дальнейшим совершенствованием процессов диверсификации и регионализации образования. Происходит окончательное становление системы казачьего воспитания, основу которой составили идеи казачьей этнопедагогики и региональная специфика образования, учитывающая образ жизни и род занятий казачества Юга России. Целью такой системы воспитания выступает совершенный личностный образ с ценностями, идеалами и качествами личности человека казачьей культуры, акцент в соответствии которому делается на военно-прикладных аспектах. После февральской 1917 года революции и образования демократических республик на Дону и Кубани, система казачьего воспитания ориентируется в своей цели на воспитание человека с исконно народно-демократическими, лично-ориентированными идеалами, с традиционным чувством личного достоинства, коллективизмом и духовно-православной соборностью. В годы казачьей эмиграции система казачьего воспитания продолжала развиваться в образовательных учреждениях и общественных организациях эмигрантской диаспоры, во многом предопределяя успешность адаптации к новым условиям и обеспечивая традиционность мультикультурной среды казачьего эмигрантского социума; начало 20-х - конец 80-х г.г. ХХ столетия (советский период).В это время развитие казачьей культуры и ее воспитательного потенциала протекало в латентной форме. Несмотря на репрессии по отношению к казачеству, в ментальном сознании части насаления бывших казачьих областей Юга России сохраняются духовно-идейные основы казачьей культуры; конец 80-х годов ХХ столетия - по настоящее время. Воспитательный потенциал казачьей культуры, сохраняясь в условиях тоталитарно-административной системы, предопределил активный характер возрождения казачества, его культурных производных, в том числе развитие системы казачьего воспитания в современной социально-педагогической эмпирии Юга России.
  3. Педагогика казачества - социокультурная концепция воспитания, основанная на традициях и инновациях культуры казачества Юга России. Базовой основой данной концепции в историко-культурной ретроспективе выступает система казачьего воспитания, являющаяся выразителем воспитательного потенциала казачьего культурогенеза. Развиваясь вначале как этнопедагогическая производная казачьей культуры, система казачьего воспитания в более позднее время под влиянием процессов диверсификации и регионализации образования на Юге России обретает характер целенаправленной деятельности педагогов по созданию определённого образа жизнедеятельности детей, способствующего усвоению ими ценностей, идеалов и смыслов казачьей культуры. В современных условиях базовыми компонентами педагогики казачества выступают: социальный заказ, обусловленный потребностями поступательного развития российского общества в направлениях суверенного демократического развития; воспитательная цель - совершенный образ человека российской национальной культуры, носителя социально-значимых ценностей и идеалов культуры казачества; воспитательный потенциал казачьей культуры, включающий в себя казачью идею, социально-значимые ценности, культурно-воспитательные идеалы казачества и интегрирующий в своём развитии идею российскости; принципы воспитания: историко- и культуросообразности, традиционности, патриотизма, природосообразности, личностного подхода, народности, содружества - соборности, духовности; культурные казачьи сообщества - современные формы организации воспитательного пространства, решающие проблемы воспроизводства духовно-идейных основ казачьей культуры и возрождения казачества; системообразующая деятельность - совместная деятельность детей и взрослых по возрождению и развитию казачьей культуры, в которой ребёнок занимает позицию соавтора, субъекта деятельности; южнорусская культура, выступающая содержательной социокультурной основой концепции воспитания подрастающих поколений в традициях и инновациях культуры казачества Юга России; личностно-ориентированная воспитательная парадигма, отражающая свободолюбивый, народно-демократический характер казачьей культуры и проявляющаяся в способах социализации - усвоении и воспроизводстве личностью ментально-ценностного мира казачьей культуры; культурная идентификация, выступающая психолого-педагогической основой становления у подрастающих поколений социально-значимых воспитательных ценностей и идеалов казачьей культуры. Педагогика казачества, базируясь на многовековых духовно-идейных основах культуры казачества, органично интегрирована в национальную педагогическую структуру и не противоречит современным гуманистическим теориям национального воспитания, обогащая их колоритом региональной специфики.
  4. Культурное казачье сообщество - форма совместной жизнедеятельности детей и взрослых, основанная на традициях и инновациях казачьей культуры, выступающая как духовно-воспитательное пространство, структурированное в педагогических целях из культуросообразных воспитательных сред. Духовно-воспитательный характер данного пространства определяется единой общественно значимой для всех субъектов воспитания целью возрождения и развития казачьей культуры. В культурных казачьих сообществах создаются полноценные условия для становления человека национальной культуры, моделируются различные вариации концепции социокультурного воспитания - педагогики казачества, формируются современные образцы совместной жизнедеятельности детей и взрослых в традициях казачьей культуры, решаются проблемы возрождения и воспроизводства феномена казачества.
  5. Методика организации воспитательного процесса, направленного на становление у подрастающих поколений социально-значимых ценностей и идеалов казачьей культуры включает в себя: педагогические подходы и принципы организации воспитательного процесса в воспитательной среде педагогики казачества; педагогические условия самоопределения культурных казачьих сообществ; моделирование культурных казачьих сообществ в духовно-воспитательном пространстве педагогики казачества; содержательное наполнение всех звеньев культурного казачьего сообщества совместной деятельностью детей и взрослых по развитию казачьей культуры; координацию воспитательной работы всех структур и звеньев культурного казачьего сообщества; педагогическую поддержку становления личностного образа ребёнка в идентификационных процессах с казачьей культурой.
Список опубликованных работ
Монографии, учебно-методические пособия, программы:

1.Лукаш С.Н. Педагогика казачества: прошлое и настоящее Юга России: монография. М.: Центральное изд-во УМНЛ, 2008. 302 с. (18,9 п.л.).

2.Лукаш С.Н. Воспитательные ценности культуры казачества: моногра-фия. Ростов-н/Д, Армавир: Изд-во РИЦ АЛСИ, 2008. 308 с. (19 п.л.).

3.Лукаш С.Н., Кузнецов А.И., Палата В.В. Концепция казачьего профессионально-технического училища. Армавир: Изд-во АПП, 2006. 35 с. (2,5 п.л.).

4.Виноградов В.Б., Лукаш С.Н., Телепень С.В. Кубанское казачество во всемирном историко-культурном контексте: программа учебного курса. Армавир: Изд-во АПП, 2007. 30 с. (2,25 п.л.).

5.Воспитательное пространство культуры казачества: реалии XXI века: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. С.Н. Лукаша. Армавир: Изд-во Полипринт-С, 2007. 230 с. (14,3 п.л.).

Статьи в изданиях, включенных в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, утвержденный ВАК РФ»:

6.Лукаш С.Н. Идея «служения Отечеству» как педагогическая парадигма // Закон и право. 2006. № 6. С. 32-35. (0,35 п.л.).

7.Лукаш С.Н. Школа и казачьи общества в воспитательной работе с «трудными» подростками // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 9. С. 114-121. (0,45 п.л.).

8.Лукаш С.Н. Южнорусская культура в парадигме региональной педагогики // Культурная жизнь Юга России. 2007. № 3. С. 32-35. (0,4 п.л.).

9.Лукаш С.Н. Концептуальные основы педагогической системы казачьего профессионального училища // Среднее профессиональное образование. 2007. №. 9.С. 53-57.(0,6 п.л.).

10.Лукаш С.Н. Русский национальный менталитет: специфика Юга России // Культурная жизнь Юга России. 2008.№ 3.С. 44-47.(0,45 п.л.).

11.Лукаш С.Н. Культурологические основы отечественного образования // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. Вып. 2. С. 65-70.(0,6 п.л.).

12.Лукаш С.Н. Воспитательный потенциал культуры казачества // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 7. С.52-56. (0,5 п.л.).

13.Лукаш С.Н. Основные идеи и принципы педагогики казачества // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 8. С.68-77.(0,6 п.л.).

14.Лукаш С.Н. Инновационный характер воспитательного пространства педагогики казачества // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 9. С. 46-56. (0,6 п.л.).

15. Лукаш С.Н. Педагогика казачества: традиции и современность // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. №2. С.134-137.(0,5 п.л.).

Статьи, материалы конференций:

16.Лукаш С.Н. Воспитание у сельских школьников нравственных качеств крестьянства // Взаимодействие психолого-педагогической теории и практики в условиях перестройки народного образования: материалы X Северо-Кавказских психолого-педагогических чтений. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1991. С. 35-37.(0,2 п.л.).

17.Лукаш С.Н. Российские корни линейного казачества Кубани // Линейцы Средней Кубани в 300-летней истории Кубанского казачьего войска: материалы региональной научно-просветительской конференции / под ред. В.Б. Виноградова, С.Н. Лукаша. Армавир: ИЦ АГПИ. 1996. С. 12-15.(0,25 п.л.).

18.Лукаш С.Н. Школьное дело у казаков-линейцев // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы первой региональной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции / под ред. В.Б. Виноградова, С.Н. Лукаша. Армавир, Железноводск: ГУП АПП, 1998. С. 9-11. (0,3 п.л.).

19.Лукаш С.Н. Общее в исторической судьбе линейцев и черкесов в жерновах имперской истории // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы второй международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции / под ред. В.Б. Виноградова, С.Н. Лукаша. Армавир: ГУП АПП, 2000. С. 8-11. (0,25 п.л.).

20.Лукаш С.Н. Линейно-казачьи кубанско-терские конференции: складывание традиций // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы второй международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции / под ред. В.Б. Виноградова, С.Н. Лукаша. Армавир: ГУП АПП, 2000. С. 97-100. (0,25 п.л.).

21.Виноградов В.Б., Лукаш С.Н. Новое в изучении линейного казачества // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы третьей международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции / под ред. В.Б. Виноградова, С.Н. Лукаша. Армавир: ГУП АПП, 2002. С. 3-5. (0,2 п.л.).

22.Лукаш С.Н. Символы веры и надежды // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы третьей международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции / под ред. В.Б. Виноградова, С.Н. Лукаша. Армавир: ГУП АПП, 2002. С. 89-91.(0,2 п.л.).

23.Лукаш С.Н. В фокусе внимания казачество кавказской линии // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы четвертой международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции / под ред. В.Б. Виноградова, С.Н. Лукаша. Краснодар; Армавир: ГУП АПП, 2004. С. 3-5.(0,2 п.л.).

24.Лукаш С.Н. Упущенные возможности, утраченные иллюзии // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы четвертой международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции / под ред. В.Б. Виноградова, С.Н. Лукаша. Краснодар; Армавир: ГУП АПП, 2004. С. 19-25. (0,5 п.л.).

25.Лукаш С.Н. Социальный кризис и парадигма региональной педагогики // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы XXV психолого-педагогических чтений и XIII годичного собрания Южного отделения РАО / науч. ред. А.А. Греков, Е.В. Бондаревская, И.Э. Куликовская. Часть II. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2006. С. 50-57.(0,5 п.л.).

26.Виноградов В.Б., Лукаш С.Н. Вехи столбовой дороги современного изучения линейного казачества // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы пятой международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции / под ред. В.Б. Виноградова, С.Н. Лукаша. Краснодар, Армавир: ОАО АПП, 2006. С.4-6.(0,2 п.л.).

27.Лукаш С.Н. Южнорусская культура как основа воспитания молодёжи в традициях казачества Юга России // Проблемы возрождения регионально-культурных традиций казачества: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. Н.К. Андриенко. Армавир: РИЦ АГПУ, 2006.С. 21-25.(0,5 п.л.).

28.Лукаш С.Н. «За други своя» // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы пятой международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции / под ред. В.Б. Виноградова, С.Н. Лукаша. Краснодар; Армавир: ОАО АПП, 2006. С. 29-36. (0,55 п.л.).

29.Лукаш С.Н. Духовно-нравственное мировоззрение как основа казачьего образования // Российское казачество: проблемы истории и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, Тимашевск: ООО Традиция, 2006. С. 160-163.(0,2 п.л.).

30.Лукаш С.Н. Содержательный аспект южнорусской культуры в парадигме региональной педагогики // Педагогические науки. 2006. № 6. С. 79-83.(0,55 п.л.).

31.Лукаш С.Н. Социальный кризис как порождение новых смыслов // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 6.С. 403-407.(0,6 п.л.).

32.Лукаш С.Н. История казачьей школы Юга России (вторая половина XVIII – конец 50-х годов XIX в.) // Современные гуманитарные исследования. 2007. № 1. С. 181-185.(0,6 п.л.).

33.Лукаш С.Н. Казачья школа Юга России (начало 60-х – середина 90-х гг. XIX века) // Педагогические науки. 2007. № 1. С. 21-27.(0,9 п.л.).

34.Лукаш С.Н. Организация учебно-воспитательного процесса в казачьих учебных заведениях Юга России (вторая половина XVIII – конец 50-х годов XIX в.) // Педагогические науки. 2007. № 1. С. 28-33.(0,8 п.л.).

35.Лукаш С.Н. Социально-педагогические ценности культуры казачества Юга России // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 2. С. 278-284.(0,45 п.л.).

36.Лукаш С.Н. Образование в казачьих регионах Юга России (конец XIX – начало XX вв.): региональный компонент // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 3. С. 252-258. (0,45 п.л.).

37.Лукаш С.Н. Воспитательные среды культурного казачьего сообщества // Современные гуманитарные исследования. 2007.№ 4.С.168-173.(0,7 п.л.).

38.Лукаш С.Н. Регионализация образования в казачьих областях Юга России (конец XIX – начало XX вв.) // Педагогические науки. 2007. № 2. С. 44-51. (0,9 п.л.).

39.Лукаш С.Н. Воспитание «трудных» подростков в культурном казачьем сообществе // Педагогические науки. 2007. № 4. С. 142-145.(0,5 п.л.).

40.Лукаш С.Н., Устименко А.В. Организация молодёжного казачьего клуба // Педагогические науки. 2007. № 4. С. 146-150.(0,6 п.л.).

41.Берендюков Б.Н., Лукаш С.Н. Казачьи кураторы в казачьих классах // Научно-практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности. Краснодар: Традиция, 2007. С. 40-43. (0,25 п.л.).

42.Лукаш С.Н. Культурное казачье сообщество помогает «трудным» подросткам // Научно-практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности. Краснодар: Традиция, 2007. С. 251-257.(0,4 п.л.).

43.Лукаш С.Н. Проблемы менталитета в региональном образовательном компоненте // Современные гуманитарные исследования. 2008. № 1. С. 301-304.(0,5 п.л.).

44.Лукаш С.Н. Воспитание у учащихся социально-значимых ценностей культуры казачества в контексте методологии гуманистического, культурологического образования // Педагогические науки. 2008. № 1. С. 78-82. (0,6 п.л.).

45.Лукаш С.Н. Воспитательное пространство казачьего сообщества // Этносоциум и межнациональная культура. 2008. № 3. С. 73-82.(0,5 п.л.).

46.Лукаш С.Н. Региональная специфика южнорусской культуры // Российский Северный Кавказ: перспективы исследования и исторические вызовы: материалы межрегиональной научной конференции. Армавир: РИЦ АГПУ, 2008. С. 143-147.(0,3 п.л.).

47.Лукаш С.Н. Первое на Кубани казачье профессиональное училище // Современные гуманитарные исследования. 2008. № 4.С. 146-149.(0,2 п.л.).

48.Лукаш С.Н. Казачество в южнорусской культуре // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы шестой международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции / под ред. В.Н. Великой, С.Н. Лукаша. Краснодар, Армавир: ОАО АПП, 2008. С. 159-162. (0,25 п.л.).

49.Климушин И.А., Лукаш С.Н. Возрождение традиций – воспитание небом // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы шестой международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции / под ред. В.Н. Великой, С.Н. Лукаша. Краснодар, Армавир: ОАО АПП, 2008. С. 194-198. (0,3 п.л.).

50.Лукаш С.Н. Феномен казачества как культурно-воспитательный идеал // Этносоциум и межнациональная культура. 2008. № 8(16). С. 87-95.(0,5п.л.).

51.Лукаш С.Н. Традиции в педагогике казачества // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. №1. С. 240-246. (0,5 п.л.).

52.Лукаш С.Н. Казачье образование в эмиграции // Современные гуманитарные исследования. 2009. № 1. С. 109-114.(0,6 п.л.).

53.Лукаш С.Н. Народное образование у казаков Юга России в период Первой Мировой и Гражданской войн // Актуальные проблемы современной науки. 2009. № 2. С. 46-51. (0,7 п.л.).

54.Лукаш С.Н. Изучение ценностной структуры личности казака // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 2.С.204-212.(0,5 п.л.).

55.Лукаш С.Н. Этнопедагогические основы казачьей культуры // Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана: материалы докладов XXVIII меж-дународных психолого-педагогических чтений. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. Ч. II. С. 435-449. (0,8 п.л.).

56.Лукаш С.Н. Народное просвещение в Донской республике в период 1918-1919 гг. // Российский Северный Кавказ: текущие риски, посягательства и перспективы: материалы 13 научно-педагогического семинара. М., Армавир: ОАО «АПП», 2009. С. 135-137. (0,3 п.л.).