Научная тема: «СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ МОРСКОГО ТОРГОВОГО ФЛОТА»
Специальность: 13.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Методологотеоретические основы системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота, включающие положения системного, синергетического, интегративного, деятельностного, ситуационнофункционального и полипрофильнокоммуникативного подходов; внешние и внутренние закономерности этой системы, адекватно отражающие связи и отношения между ее компонентами; принципы ее построения и отбора ее компонентов - системности, интегративности, полипрофильности, стадийности, социальной обусловленности, модульности, преемственности, технологичности, культурологической взаимообусловленности; факторы, требования к профессиональным знаниям, умениям, навыкам подготавливаемого менеджера и обеспечивающие адекватность системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров МТФ характеру их производственной полипрофильной деятельности.
  2. Модель системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджера для морского торгового флота, представляющая собой единство нормативного, научноинформационного, социальнопсихологического, научнометодического и технологического компонентов, раскрывающих еѐ сущность; ведущие идеи, факторы и специфические условия реализации модели позволяют не только осуществить полипрофильную подготовку, но и прогнозировать ее дальнейшее развитие.
  3. Социальные и педагогические условия реализации системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для МТФ, обеспечивающие: взаимодействие всех компонентов системы; приведение образовательных действий в состояние, адекватное специфике производственной деятельности менеджеров этой отрасли; осуществление полипрофильнокоммуникативного подхода к построению содержания их подготовки; опору на ситуационнофункциональный подход в организации образовательных действий; обеспечение формирования у студентов полипрофильнокоммуникативной компетентности и использование критериев ее сформированности; использование принципов образовательного процесса, адекватных профессиональным особенностям специалиста.
  4. Специфика субъектсубъектных отношений, выступающая условием полипрофильной подготовки менеджеров морского торгового флота и заключающаяся в множественности видов сменяющихся субъектных ролей: а) преподавателя и студента в их образовательном общении; б) в имитируемых взаимодействиях менеджера с партнерами других специальностей при сообщении ими друг другу информации, специфичной для каждого; в) в имитируемых взаимодействиях с иностранными партнерами; г) в имитируемых взаимодействиях с партнерами и подчиненными, находящимися в длительном плавании.
  5. Методика полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота, включающая: а) создание ситуации, складывающейся из имитации полипрофильнокоммуникативной производственной задачи, текущей образованности студента, подготовленности программы и средств выполнения образовательных действий; б) выполнение этих действий, отслеживании их текущих результатов, коррекции и дальнейшем развитии на их основе выполняемых действий; в) использование современных форм, методов, средств образовательного процесса (методы активного обучения, информационные технологии, дистанционное обучение, создание условий, имитирующих будущие производственные полипрофильные отношения).
Список опубликованных работ
Монографии

1. Макашина, И.И. Изучение иностранного языка как средство обучения профессиональной дельности [Текст]/ И.И. Макашина. – Новороссийск: НГМА, 2004. – 160 с. (9,3 п.л.).

2. Макашина, И.И. Средства обучения в профессиональной подготовке ме-неджеров морского торгового флота [Текст]/ И.И. Макашина. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2005. – 120 с. (7,0 п.л.).

3. Макашина, И.И. Подготовка менеджеров для морского торгового флота [Текст] / И.И. Макашина. – Краснодар: КубГУ. 2007. – 137 с. (7,9 п.л.).

Учебно-методические работы

4. Макашина И.И. Разговорный английский [Текст]: учеб. пособ. / И.И. Макашина. – Новороссийск: НГМА, 2000. – 94 с. (5,5 п.л.).

5. Макашина, И.И. Английский для менеджеров. Ролевые и деловые игры [Текст]: учеб. пособ./ И.И. Макашина. – Новороссийск: НГМА, 2001. – 90 с. (5, 2 п.л.).

6. Макашина, И.И. Английский для юристов по морскому праву [Текст]: учеб. пособ. / И.И. Макашина., Х.С. Галиева. – Новороссийск: НГМА, 2003. – 212 с. (12,3/8 п.л.). (Гриф УМО по образованию в области лингвистики РФ. Протокол 19-17/ 01 12 от 17 01. 2008).

7. Макашина, И.И. 50 вопросов методики преподавания иностранного язы-ка [Текст]: учеб. пособ. /И.И. Макашина. – Новороссийск: НГМА, 2004. – 104 с. (6,1 п.л.).

8. Макашина, И.И. Деловые игры для юристов по морскому праву на анг-лийском языке [Текст]: учеб. пособ. /И.И. Макашина, Х.С. Галиева. – Новорос-сийск: НГМА, 2005. – 120 с. (7/5 п. л.).

9. Макашина, И.И. Практикум для юристов по морскому праву на англий-ском языке [Текст]: учеб. пособ. / И.И. Макашина, Х.С. Галиева, Г.Г. Тормосина. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2007. – 145 с. (10/5 п.л.). (Гриф УМО по образованию в области лингвистики РФ. Протокол 17-15/ 01 12 от 17 01. 2008).

10. Макашина, И.И. Ситуационно-функциональный подход в подготовке менеджеров морского торгового флота [Текст]: учеб. метод. пособ. /И.И. Мака-шина, Э.Г. Малиночка. – Краснодар: КРО АПСН, 2007. – 44 с. (2,5/1,5 п.л.).

11. Макашина, И.И. Прецеденты в международном морском праве [Текст]: учеб. пособ. /И.И. Макашина, Х.С. Галиева. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2008. – 100 с. (6/4 п.л.).

12. Макашина, И.И. Полипрофильная подготовка специалистов торгового мореплавания [Текст]: учеб.-метод. пособ./ И.И. Макашина. – Новороссийск: О.Б. Бюро, 2008. – 20 с. (1,2 п.л.).

13. Макашина, И.И. Споры и их разрешение [Текст]: учеб. пособ. / И.И. Макашина, Х.С. Галиева. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2009. – 88 с. (5/3 п.л.). 40

Научные статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК

14. Макашина, И.И. Возможности использования изучения иностранного языка для совершенствования процесса обучения будущих специалистов [Текст]/ И.И. Макашина // Изв. высш. учеб. заведений / Северо-Кавказский регион. – Рос-тов н/Д.: РГУ, Ч.2. – 2004. – С. 98 – 101.

15. Макашина, И.И. Формирование способов использования изучения ино-странного языка как средства обучения профессиональной деятельности [Текст]/ И.И. Макашина, Э.Г. Малиночка // Изв. высш. учеб. заведений / Северо-Кавказский регион. – Ростов н/Д.: РГУ, 2004. – Ч.2. – С. 92 – 95.

16. Макашина, И.И. Интегрированная учебная ситуация как средство обу-чения будущих специалистов [Текст]/ И.И. Макашина, А.П. Астадурьян // Изв. высш. учеб. заведений / Северо-Кавказский регион. Ч.2. – Ростов н/Д.: РГУ, 2004. – С. 89 – 92.

17. Макашина, И.И. Иноязычная подготовка техноменеджеров для морско-го торгового флота [Текст]/ И.И. Макашина // Изв. высш. учеб. заведений / Се-веро-Кавказский регион. – Ростов н/Д.: РГУ, 2006. – Ч.2. – С. 71 – 74.

18. Макашина, И.И. Технические средства обучения менеджеров морского флота [Текст]/ И.И. Макашина, Э.Г. Малиночка // Изв. высш. учеб. заведений / Северо-Кавказский регион. – Ростов н/Д.: РГУ. – 2006. – Ч.2. – С. 63 – 67.

19. Макашина, И.И. О подготовке менеджеров морского торгового флота [Текст]/ И.И. Макашина // Изв. высш. учеб. заведений / Северо-Кавказский реги-он. Общественные науки.– Ростов н/Д.: РГУ, 2006. – №7. – С. 121– 124.

20. Макашина, И.И. Интеграция объектов деятельности менеджера мор-ского торгового флота при доминирующей роли коммуникативной стороны [Текст]/ И.И. Макашина // Изв. высш. учеб. заведений / Северо-Кавказский реги-он. Общественные науки. Проблемы образования. – Ростов н/Д.: ЮФУ, 2006. – С. 50 – 55.

21. Макашина, И.И. К вопросу совершенствования подготовки морских специалистов [Текст]/ И.И. Макашина // Изв. высш. учеб. заведений / Северо-Кавказский регион. Общественные науки.– Ростов н/Д.: ЮФУ, 2007. – № 6. – С. 120 – 121.

22. Макашина, И.И. О необходимости интеграции содержания образования будущих менеджеров торгового флота [Текст]/ И.И. Макашина // Высш. образо-вание сегодня. – М., 2007. – № 10. – С. 48 – 49.

23. Макашина, И.И. Полипрофильно-коммуникативный подход в основе построения содержания подготовки будущих менеджеров морского торгового флота [Текст]/ И.И. Макашина // Высш. образование сегодня. – М., 2007. – № 12. – С. 47 – 49.

24. Макашина, И.И. Морфологическая структура содержания образования будущих менеджеров морского торгового флота [Текст]/ И.И. Макашина // Сиб. пед. журн. Новосибирск, 2008. – № 1. – С. 162 – 171.

25. Макашина, И.И. Совершенствование процесса подготовки менеджеров для морского торгового флота [Текст]/ И.И. Макашина // Сиб. пед. журн Новоси-бирск, 2008. – № 2. – С. 146 – 153.

26. Макашина, И.И. Развивающая роль интеграции в подготовке менедже-ров для морского торгового флота [Текст]/ И.И. Макашина // Сиб. пед. журн. Но-восибирск, 2008. – № 4. – С. 50 – 58.

27. Макашина, И.И. Интеграционные явления в процессе подготовки бу-дущих менеджеров для морского торгового флота [Текст]/ И.И. Макашина // Высш. образование сегодня. – М., 2008. – №5. – С. 103 – 105.

28. Макашина, И.И. Современные проблемы подготовки будущих менед-жеров морского торгового флота [Текст]/ И.И. Макашина // Сиб. пед. журн. Но-восибирск, 2008. – №10. – С. 371– 380.

29. Макашина, И.И. Профессионализм менеджеров морского торгового флота и его отражение в образовании [Текст]/ И.И. Макашина, Э.Г. Малиночка // Вестн. Адыг. госуд. ун-та, 2008. – №5. – С. 131– 136.

Научные статьи в журналах и сборниках, тезисы

30. Макашина, И.И. О модели обучения будущего менеджера морского торгового флота [Текст]/ И.И. Макашина // мат-лы 5-й междун. научно-практ. конф. «Личностно-развивающее профессиональное образование». В 4-х ч. Ч.2. – Екатеринбург: РГПУ, 2005. – С. 75 – 78.

31. Макашина, И.И. Интегрированное содержание образования будущего менеджера морского торгового флота [Текст]/ И.И. Макашина // мат-лы Все-росс. научн. конф. «Актуальные психолого-педагогические проблемы подго-товки специалиста». – Уфа: Гилем, 2005. – С. 109 – 114.

32. Макашина, И.И. Синергетическая структура образования менеджера морского торгового флота [Текст] / И.И. Макашина // мат-лы докладов 14 го-дичного собрания Южного отделения РАО и 26 психолого-педагогических чте-ний Юга России. Ч. 3. – Ростов н/Д.: ПИ ЮФУ, 2007. – С. 155 –158.

33. Макашина, И.И. Менеджер морского торгового флота – профессия без границ [Текст]/ И.И. Макашина // Общее собрание АПСН 27-28 апреля 2007. Сб. ст. – М.: МПСИ, 2007. – С. 131– 135.

34. Макашина, И.И. Воспитание ценностного отношения к национальной культуре у будущих морских специалистов [Текст]/ И.И. Макашина // мат-лы конф. в рамках межд. конгр. «VI Славянские педагогические чтения». – М.: Пе-дагогика, 2007. – С. 93 – 98.

35. Макашина, И.И. Образовательная ситуация подготовки менеджеров морского торгового флота [Текст]/ И.И. Макашина // Swiat czlowieka w edukacji: The humanworld education. – Opole – Krasnodar, 2008. – С.59 – 61.

36. Макашина, И.И. Формирование эмоционального интеллекта как ком-понента элитарного сознания при подготовке менеджера [Текст]/ И.И. Макашина // Сб. ст. «Современная российская элита». – Астрахань-Москва: МПСИ; АГУ, 2008. – С. 158 – 162.

37. Макашина, И.И. Возможности ситуационно-функционального подхода при создании психолого-педагогического сопровождения на этапе межпоколен-ческого перехода [Текст]/ И.И. Макашина // Известия АПСН. – М.: МПСИ, 2008. – Выпуск XII. – Ч. 2. – С. 300 – 304. и др.

38. Макашина, И.И. Педагогическая компетенция как необходимый ком-понент полипрофильной компетентности менеджера [Текст]/ И.И. Макашина // Сб. научн. ст. «Педагогическое образование: современные проблемы, концеп-ции, теории и практика». – СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2009. – 134 – 137с.

39. Макашина, И.И. Формирование культуры речи у будущих менеджеров [Текст]/ И.И. Макашина // Известия АПСН. – М.: МПСИ, 2010. – Выпуск XIV. – С. 214 – 220.

40. Макашина, И.И. Методологические требования к проектированию сис-темы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки конкурентоспо-собных специалистов для судоходных компаний [Текст]/ И.И. Макашина // Сб. научн. ст. «Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании». – СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2010. – 199 – 206с. и др.