Научная тема: «ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ПРОЦЕСС В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 1801-1917 ГГ.»
Специальность: 13.00.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В системе общего образования на всём протяжении его исторического развития протекает политико-правовой процесс, выступающий в качестве специфического, многогранного культурно-исторического феномена, составными элементами которого являются: бытие в пространстве образования разнообразных политических воззрений на роль и место образования, воспитания, просвещения в общественном развитии; процесс выработки на основе этих воззрений разнообразных путей развития образовательной сферы, поиски оптимальных форм и механизмов реализации этих стратегий в конкретно-историческом контексте развития исторически и географически определенной образовательной сферы, закрепление результатов политико-правового развития в действующем законодательстве; обеспечение баланса традиций и новаций в национальной системе образования.
  2. Политика российской власти в области народного образования на протяжении ХIХ-начала ХХ века состояла в стремлении к реальному осуществлению идеи научного и духовно - нравственного просвещения максимально возможного числа детей, что привело со временем к необходимости законодательного закрепления принципа всеобщего начального обучения. Власть учитывала в принимаемом законодательстве традиционалистские особенности страны, в то же время осознавая необходимость изменений образовательной политики, направленной на решение основной задачи - подготовки гражданина и жителя страны, существовавшей в реальных условиях интенсивного развития; воспитания в нем качеств, способствовавших его нормальной жизнедеятельности в условиях изменения социального уклада страны, при сохранении имеющихся духовно-нравственных начал российской цивилизации. Законодательные акты, издаваемые центральными органами государственной власти, закрепляли основополагающие направления этой политики, и, оказывая влияние на определение содержания обучения в российских школах, опосредованно влияли на разработку и развитие отечественной педагогической теории.
  3. В начале ХХ столетия преобразилось отечественное образовательное пространство. Одной из причин этого стало изменение политического режима в стране, появление и начало деятельности политических партий - института, ранее неизвестного в России. Реализуя политические интересы различных слоёв российского населения, они стали влиять на политику в области образования, представив отечественному сообществу широкий веер идей и концепций дальнейшего развития народного просвещения в стране. Политические партии России и их представители существенным образом повлияли на активизацию политико-правового процесса в отечественном образовании, заставив монархическую власть искать формы взаимодействия с ними при разработке развития отечественного образования.
  4. Важное значение для дальнейшего развития общего образования в России имело начало работы Государственной Думы - представительного законодательного органа, одной из задач которого стала разработка оптимального законодательства в области образования с целью обеспечения возможности государственной власти провести реформу школы, учитывая как традиции, так и новации, возникавшие в образовательной сфере. Дума, интенсифицировав своей деятельностью политико-правовой процесс в общем образовании, выступила общественно-политическим институтом нейтрализации крайних политических взглядов на общее образование, и обеспечила возможность выработки рациональных проектов модернизации российской школы.
  5. Активизация политико-правового процесса в сфере российского образования, наметившаяся в начале XX века, была вызвана значительным увеличением круга субъектов, получивших реальную возможность выражать свои интересы относительно путей развития российского образования. Это обстоятельство повысило общий интерес власти и общества к педагогической науке. В России в начале XX столетия была разработана политическая и правовая основа для оптимального развития народного образования с учетом российских традиций и необходимости внедрения новых отечественных и зарубежных научно-педагогических идей и опыта их практической реализации.
Список опубликованных работ
Публикации в журналах, входящих в перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК РФ.

1.Овчинников, А.В. Партии и школа в дореволюционной России. [Текст] / Л.В.Кривцун, А.В.Овчинников // Педагогика. – 1991. – № 4. – С.119-126. – 1 авт.л.

2.Овчинников, А.В. Образование – дело приоритетное [Текст] / Л.В.Кривцун, А.В.Овчинников // Педагогика. – 1992. – № 11-12. – С.3-12. – 1 авт.л.

3.Овчинников, А.В. История образования: наука и учебный предмет [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 1996.– № 4. – С.118-119. – 0,4 авт.л.

4.Овчинников, А.В. Вопросы народного образования в Государственной думе II созыва [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 1997. – № 5. – С.93-98. – 1 авт.л.

5.Овчинников, А.В. Научная конференция «Педагогика и политика в образовании России конца XIX – начала XX вв.» [Текст] / Л.Н.Беленчук, А.В.Овчинников // Вестник РГНФ. – 1997. – № 4. – С. 269-272.– 0,3 авт.л.

6.Овчинников, А.В. Великому русскому педагогу посвящается [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 2000. – № 1. – С. 108-109. – 0,3 авт.л.

7.Овчинников, А.В. Снова о проблемах историко-педагогической литературы для студентов [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 2000. – № 6. – С.95-98. – 0,4 авт.л.

8.Овчинников, А.В. Дума народного просвещения [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 2000. – № 8. – С.73-79. – 0,7 авт.л.

9.Овчинников, А.В. О научных подходах к изучению истории просвещения [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 66-69. – 0,6 авт.л.

10.Овчинников, А.В. Всероссийская научная конференция «Философско-исторические основы общего образования в России» [Текст] / В.А.Мясников, А.В.Овчинников // Вестник РГНФ. – 2003. – № 1. – С. 263-267. – 0,3 авт.л.

11.Овчинников, А.В. Народное просвещение в годы правления Николая I [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 2003. – № 5. – С. 61-67. – 0,6 п.л.

12.Овчинников, А.В. Реформирование школы в царствование Александра II [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 2005. – № 5. – С.79-87. – 0,7 авт.л.

13.Овчинников, А.В. Юридическая наука об общем образовании в пореформенной России [Текст] / А.В.Овчинников // Право и образование. – 2006. –№ 1. – С.179-187. – 0,8 авт.л.

14.Овчинников, А.В. Народное просвещение и Государственная Дума [Текст] / А.В.Овчинников // Образование и общество. – 2006.– № 3. – С. 107-112. – 0,6 авт.л.

15.Овчинников, А.В. Народное просвещение и третья Государственная Дума [Текст] / А.В.Овчинников // Образование и общество. – 2006.– № 4.– С. 96-103. – 0,6 авт.л.

16.Овчинников, А.В. Законодательство в области народного просвещения в годы правления Александра Первого [Текст] / А.В.Овчинников // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. – 2008.– № 4. – С. 132-142. – 0,7 авт.л.

17.Овчинников, А.В. Политико-правовое развитие российского образования в годы правления Николая I. [Текст] / А.В.Овчинников // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. – 2009. – № 4 (16). –С.191-200. – 0,7 авт.л.

Монографии, главы в монографиях

18.Овчинников, А.В. Политико-правовой процесс в российском образовании XIX – XX века: монография [Текст] / А.В.Овчинников. М.: УРАО ИТИП, 2009. – 258 с.– 12 авт.л.

19.Овчинников, А.В. Вопросы народного образования в программах политических партий дореволюционной России [Текст] / А.В.Овчинников // Российское образование на рубеже двух веков: монография. – М.: ИТОиП РАО, 1996. – С.36-56. – 1,5 авт.л.

20.Овчинников, А.В. Государственное регулирование в сфере образования [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX – начала XX вв.: монография. – М.: ИТО и П РАО, 2002. – С. 45-107. – 3 авт.л.

21.Овчинников, А.В. Правовые основы педагогики пореформенной России [Текст] / А.В.Овчинников // Методологические, нравственные и этнические основания педагогики пореформенной России: сб.науч.тр. – М.: ИТИП РАО, 2007. – С. 40-65. – 1,5 авт.л.

22.Овчинников, А.В. Законодательство в области народного просвещения первой половины XIX века. [Текст] / А.В.Овчинников // Законодательство в области образования в России первой половины XIX века: сб.научн.ст. – М. ИТИП РАО, 2008.– С. 5-49. – 2 авт.л.

Учебные пособия

23.Овчинников, А.В. Антология по истории педагогики в России (Первая половина XX века) [Текст] / А.В.Овчинников, Л.Н.Беленчук, С.В.Лыков. – М.: Академия, 2000.– 24 п.л. – 8 авт.л.

Научные статьи, доклады, тезисы

24.Овчинников, А.В. Ценностный подход в политологии образования [Текст] / А.В.Овчинников // Тезисы XV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки 17-18 мая 1994 г. / Под ред. чл.-корр. РАО З.И.Равкина. – М., 1994. – С. 46-49. – 0,2 авт.л.

25.Овчинников, А.В. Роль традиций в политологии образования [Текст] / А.В.Овчинников // Тезисы конференции молодых ученых Института развития личности. – М., 1994.– С. 62-63. – 0,1 авт.л.

26.Овчинников, А.В. Русское просвещение и политика [Текст] / А.В.Овчинников // Актуальные вопросы теории и истории отечественной школы: сборник тезисов. – М., 1995. – С. 10-12. – 0,2 авт.л.

27.Овчинников, А.В. Политические и правовые ценности Российского просвещения [Текст] / А.В.Овчинников // История образования. Наука и учебный предмет: материалы федеральной конференции. – Нижний Новгород: НГПУ, 1996. – С. 10-12. – 0,3 авт.л.

28.Овчинников, А.В. О взаимосвязи политико-правовых и образовательных традиций в истории развития России [Текст] / А.В.Овчинников // Российское образование. Прошлое, настоящее, будущее. – М.: ОДИ-International, 1996. – С. – 14-17. – 0,2 авт.л.

29.Овчинников, А.В. Роль и значение политической культуры в образовании России и Башкортостана. Традиции и перспективы [Текст] / И.П.Малютин, А.В.Овчинников // История образования в Южно-Уральском регионе Башкортостана: историко-социологический аспект: сборник науч.тр. – Уфа, 1996. – С.58-62.– 0,2 авт.л.

30.Овчинников, А.В. Вопросы народного образования в Государственной Думе I и II созывов [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика и политика в образовании России конца XIX – начале XX вв.: материалы конференции. – М., 1997. – С. 107-136. – 1 авт.л.

31.Овчинников, А.В. О правовой регламентации взаимоотношений земств, органов народного образования и попечительских советов учебных заведений общего образования в России пореформенного периода [Текст] / А.В.Овчинников // Образование в регионах России. Уроки истории и перспективы. – М., 1997. – С. 8-10. – 0,2 авт.л.

32.Овчинников, А.В. Политические дискуссии о народном просвещении в начале XX века [Текст] / А.В.Овчинников // Об итогах работы Института в 1996 г. – М., 1997. – С. 23-25 – 0,2 авт.л.

33.Овчинников, А.В. Уроки деятельности Государственной Думы в области народного образования 1906-1917 [Текст] /А.В.Овчинников // Итоги научной работы Института в 1997 г. Материалы конференции по итогам года / Под ред. В.И.Додонова. – М., 1998. – С.34-36. – 0,2 авт.л.

34.Овчинников, А.В. Некоторые вопросы разработки Законодательства в области народного образования в III созыве Государственной Думы [Текст] /А.В.Овчинников // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения: сб.науч.работ. – М., 1998. – С. 8-11. – 0,3 авт.л.

35.Овчинников, А.В. Становление и развитие гуманистических основ образовательной политики России начало XVIII – рубеж XIX-XX вв. [Текст] / А.В.Овчинников// Гуманистическая парадигма образования и воспитания. Теоретические основы и опыт реализации. – М.: ИТОиП РАО, 1998. – 0,2 авт.л.

36.Овчинников, А.В. Работа над законодательством о народном просвещении в Государственной Думе IV созыва [Текст] / А.В.Овчинников// История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы: тезисы в сборнике. – М., 1998. – С. 13-17. – 0,4 авт.л.

37.Овчинников, А.В. Регламентация взаимоотношений земств, органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах народного образования в России пореформенного периода [Текст] / А.В.Овчинников// Материалы научно-практической конференции по итогам работы Института в 1998 г. – М.: ИТОиП РАО, 1999. – С.57-61. – 0,3 авт.л.

38.Овчинников, А.В. Некоторые вопросы истории школьного законодательства [Текст] / А.В.Овчинников// Теоретические исследования в 1999 г. / Под ред. В.А.Мясникова. – М.: ИТОиП РАО, 2000. – С. 43-57. – 0,5 авт.л.

39.Овчинников, А.В. К вопросу о научных подходах к изучению истории образования и ее предмете [Текст] /А.В.Овчинников/ Философия и история образования учебный предмет в системе подготовки будущего учителя. – Нижний Новгород, 2000. – С. 51-55. – 0,3 авт.л.

40.Овчинников, А.В. Традиционность государственных начал в историческом развитии отечественного просвещения [Текст] / А.В.Овчинников // Традиции отечественного образования: сборник статей по материалам межвузовской научной конференции 30 мая 2000 г. г.Коломна. – Коломна, 2000. – С.11-13. – 0,2 авт.л.

41.Овчинников, А.В. Развитие законодательства о народном образовании на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / А.В.Овчинников// Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX – начала XX вв. – М.: ИТОиП РАО, 2000.– С. 22-42. – 1,5 авт.л.

42.Овчинников, А.В. Проблемы правового регулирования народного образования в России на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / А.В.Овчинников// Теоретические исследования в 2000 г.: материалы научной конференции. – М.: ИТОиП РАО, 2001. – С 112-117. – 0,3 авт.л.

43.Овчинников, А.В. Исторические уроки развития школьного права в России [Текст] /А.В.Овчинников// Российская педагогика между прошлым и будущим: поиск новой парадигмы. Материалы межвузовский научной конференции 27-29 ноября 2001 г. – Смоленск, 2001. – С. 112-114. – 0,3 авт.л.

44.Овчинников, А.В. К вопросу о методологических основах изучения истории отечественного законодательства в области народного образования [Текст] /А.В.Овчинников// Теоретические исследования 2001 г. – М., ИТОП РАО. – С.79-83.

45.Овчинников, А.В. Политика в области народного просвещения в годы правления Николая I (1825-1855) [Текст] /А.В.Овчинников// Философско-исторические основы общего образования в России: материалы Всероссийской научной конференции. – М.: ИТОП РАО, 2002. – С. 249-263. –1 авт.л.

46.Овчинников, А.В. Духовно-нравственные начала регулирования взаимоотношений российского государства и общества в сфере народного просвещения в пореформенной России [Текст] /А.В.Овчинников/ Методология и методика формирования ценностного, предметно-конкретного подхода к историко-педагогическим исследованиям / Под ред.З.И.Равкина. – М., 2003. – С.132-136. – 0,3 авт.л.

47.Овчинников А.В. Министерство народного просвещения в политическом и правовом развитии общего образования в пореформенной России [Текст] /А.В.Овчинников/ Теоретические исследования в 2002 году. Материалы научной конференции посвященной 60-летию академии / Под ред. В.А.Мясникова. – М., ИТОП РАО, 2003. – 0,7 авт.л.

48.Овчинников, А.В. Государство, общество и право в образовательной сфере России [Текст] /А.В.Овчинников// Проблемы государственного и муниципального управления: сборник научных трудов. Вып.3. – М.: МАГМУ, 2004. – С. 191-200. – 0,3 авт.л.

49.Овчинников, А.В. Некоторые методологические основы изучения истории школьного законодательства России [Текст] /А.В.Овчинников// Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования: материалы Всероссийского методологического семинара. Т.2. – СПб., 2004. – С. 81-86. – 0,3 авт.л.

50.Овчинников, А.В. Российская власть и церковно-приходское образование на рубеже XIX-XX вв. [Текст] /А.В.Овчинников// Теоретические исследования 2004 года: материалы ежегодной конференции. – М.: ИТИП РАО, 2005. – 0,4 авт.л.

51.Овчинников, А.В. История педагогики: традиции и современность [Текст] /А.В.Овчинников // Учитель. – 2005.– № 6.– С. 28-30. – 0,3 авт.л.

52.Овчинников, А.В. Учителя России – депутаты Первой Государственной Думы [Текст] /А.В.Овчинников// Учитель. – 2006. – №4.– С. 77-79. – 0,3 авт.л.

53.Овчинников, А.В. Методологические основы источниковедения школьного законодательства [Текст] /А.В.Овчинников// Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы. Материалы V Всероссийского семинара по методологии педагогики. – М.: ИТИП РАО, 2006. – С. 153-155. – 0,25 авт.л.

54.Овчинников, А.В. П.Ф.Каптерев о взаимоотношениях государства и общества в реформировании отечественного образования [Текст] /А.В.Овчинников// Теоретические исследования 2005 года. – М.: ИТИП РАО, 2006. – С.211-215. – 0,3 авт.л.

55.Овчинников, А.В. Традиции и инновации в реформах отечественного образования [Текст] /А.В.Овчинников// Судьбы реформ и реформаторства в России: материалы научной конференции. – Коломна, 2006. – С.423-426.– 0,2 авт.л.

56.Овчинников, А.В. Проблемы школьного законодательства дореволюционной России в отечественной историографии советского периода [Текст] /А.В.Овчинников// Теоретические исследования 2006 года. – М.: ИТИП РАО, 2007. – С.232-237. – 0,3 авт.л.

57.Овчинников, А.В. Советская и российская историография законодательного обеспечения отечественного образования во второй половине XIX–начале XX вв. [Текст] /А.В.Овчинников, Е.А.Прокофьева // Вестник ИТИП РАО. – 2007. – № 2. – С.61-66. – 0,5 авт.л.

58.Овчинников, А.В. Российское законодательство в сфере частного образования (историко-педагогический контекст) [Текст] /А.В.Овчинников, Е.А.Прокофьева// Теоретические исследования 2007 года: материалы ежегодной конференции. – М.: ИТИП РАО, 2008. – С. 339-343. – 0,3 авт.л.

59.Овчинников, А.В. Законодательная деятельность Первой сессии Государственной Думы четвертого созыва в области народного просвещения [Текст] /А.В.Овчинников// Теоретические исследования 2008 года: материалы ежегодной конференции. – М.: ИТИП РАО, 2009. – С. 210-216. – 0,5 авт.л.