- Теоретическими основаниями концепции дистанционного обучения физике студентов технических вузов должны служить не только ведущие идеи, принципы, модели дистанционного обучения, но и основополагающие положения деятельностной теории учения.
- Дистанционное обучение физике студентов технических вузов должно организовываться с учетом принципа профессиональной направленности, новое понимание которого предполагает, что знания, необходимые для выполнения действий методов решения частных профессиональных задач, и методы решения таких задач являются предметом специального усвоения, чтобы подготовить обучаемых к будущей профессиональной деятельности.
- Содержание подготовки по физике будущих инженеров, обучающихся с применением дистанционных технологий, может быть представлено как совокупность видов деятельности по усвоению элементов физических знаний и обобщенных методов решения частных профессиональных задач. С этой целью могут быть применены механизмы выявления обобщенных методов решения частных профессиональных задач, выявления дидактических единиц курса общей физики, содержащих знания, опорные для выполнения действий, составляющих методы решения частных профессиональных задач; механизм, позволяющий конкретизировать действия, адекватные знаниям, усваиваемым студентами - будущими инженерами, обучающимися дистанционно; механизм выбора частной профессиональной задачи, обобщенный метод решения которой, целесообразно формировать при дистанционном обучении физике будущего инженера.
- Дистанционное обучение физике студентов технических вузов должно осуществляться так, чтобы: - при изучении каждой темы курса общей физики организовывалась специальная деятельность по усвоению отдельных элементов физических знаний. - методы решения частных профессиональных задач были получены, осознаны и самостоятельно применены в конкретных ситуациях.
- Дистанционное обучение физике студентов технических вузов с учетом будущей профессиональной деятельности обучаемых должно осуществляться с помощью дидактических средств дистанционного обучения физике, основанных на информационных и коммуникационных технологиях. Дидактические средства дистанционного обучения физике будущих инженеров должны удовлетворять требованиям обеспечения управления процессом усвоения знаний в соответствии с закономерностями деятельностного подхода в обучении и теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, а также учета будущей профессиональной деятельности обучаемых.
- При организации дистанционного обучения физике студентов технических вузов необходимо организовать обратную связь так, чтобы она обеспечивала возможность отследить: а) выполняет ли обучаемый операции, входящие в действие, в необходимой последовательности; б) выполняет ли обучаемый правильно операции, действия и деятельность в целом.
1. Мирзабекова, О.В. Принцип профессиональной направленности при дистанционном обучении физике студентов технических вузов (теоретические основы) [Текст]: Монография / О.В. Мирзабекова. – Астрахань: Изд-во «Сорокин Роман Васильевич», 2007. – 124 с. (7,5 п.л.)
2. Мирзабекова, О.В. Реализация принципа профессиональной направленности обучения физике в системе открытого образования в процессе подготовки инженерных кадров [Текст]: Монография / О.В. Мирзабекова. – Астрахань: Изд-во «Сорокин Роман Васильевич», 2009. – 152 с. (9,5 п.л.)
3. Мирзабекова, О.В. Разработка и методика применения обучающего web-сайта по физике для дистанционного обучения физике будущих инженеров [Текст]: Монография /О.В. Мирзабекова. – Астрахань: Изд-во «Сорокин Роман Васильевич», 2009. – 100 с. (6,25 п.л.)
Учебные пособия и руководства
4. Мирзабекова, О.В. Сборник задач по общему курсу физики «Квантовая физика. Физика атомного ядра» [Текст]: Учебное пособие для студентов инженерных специальностей вузов / О.В. Мирзабекова. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2007. – 84 с. (5,3 п.л.)
5. Мирзабекова, О.В. Техническая оптика [Текст]: Курс лекций для будущих инженеров 190702.65 – «Организация и безопасность движения» / О.В. Мирзабекова. – Астрахань: Изд-во «Сорокин Роман Васильевич», 2009. – 112 с. (7 п.л.)
6. Мирзабекова, О.В., Агафонова И.А., Головчун С.Н. Изучение свободных незатухающих колебаний различных колебательных систем [Текст]: Руководство для лабораторных работ / О.В. Мирзабекова, И.А. Агафонова, С.Н. Головчун. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2005. – 64 с.(4 п.л., авторский вклад 40%, 1,6 п.л.)
7. Мирзабекова, О.В., Агафонова, И.А., Головчун, С.Н. Изучение затухающих и ангармонических колебаний [Текст]: Руководство для лабораторных работ по физике для студентов инженерных специальностей / О.В. Мирзабекова, И.А. Агафонова, С.Н. Головчун. – Астрахань: Изд-во «Сорокин Роман Васильевич», 2008г. – 40 с. (2,5 п.л., авторский вклад 40%, 1 п.л.)
8. Мирзабекова, О.В., Агафонова, И.А., Головчун, С.Н. Изучение механических колебаний различных колебательных систем [Текст]: Руководство к лабораторным работам / О.В. Мирзабекова, И.А. Агафонова, С.Н. Головчун.– Астрахань: Изд-во «Сорокин Роман Васильевич», 2009. – 104 с. (6,5 п.л., авторский вклад 40%, 2,6 п.л.)
9. Мирзабекова, О.В., Агафонова, И.А., Головчун, С.Н. Методы оценки погрешностей измерения физических величин [Текст]: Руководство к лабораторному практикуму по физике для будущих инженеров / О.В. Мирзабекова, И.А. Агафонова, С.Н. Головчун. – Астрахань: АГТУ, 2009. – 64 с., (4 п.л., авторский вклад 60%, 2,4 п.л.).
Статьи в журналах из списка ВАК
10. Мирзабекова, О.В. Профессиональная направленность дистанционного обучения предметным знаниям будущих инженеров [Текст] / О.В. Мирзабекова // Человек и образование. – 2008. – № 2 (15). – С. 40-44. (0,25 п.л.)
11. Калачев, Н.В., Смирнов, А.В., Мирзабекова, О.В. Проблемно-ориентированный лабораторный практикум с элементами деятельностного подхода как средство закрепления знаний по методам математической физики [Текст] / А.В. Смирнов Н.В. Калачев, О.В. Мирзабекова // Физическое образование в вузах. – 2009. – № 1. – С.14-19., 0,32 п.л. (авторский вклад 30%).
12. Мирзабекова, О.В. О необходимости методического обоснования применения дистанционных технологий в обучении физике в техническом вузе [Текст] / О.В. Мирзабекова // Наука и школа. – 2008. – № 1 – C. 59. (0,1 п.л.)
13. Мирзабекова, О.В. Реализация принципа профессиональной направленности при дистанционном обучении физике будущих инженеров [Текст] / О.В. Мирзабекова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №10. – С. 437–445. (0,38 п.л.)
14. Мирзабекова, О.В. К вопросу о реализации принципа профессиональной направленности при дистанционном обучении физике будущих инженеров [Текст] / О.В. Мирзабекова // Физическое образование в вузах. – 2008. – № 2. – С. 7. (0.2 п.л.)
15. Мирзабекова, О.В. Пути реализации принципа профессиональной направленности при дистанционном обучении физике будущих инженеров [Текст] / О.В. Мирзабекова // Наука и школа. – 2008. – № 4. – С. 20–21. (0, 13.п.л. )
16. Мирзабекова, О.В., Кушкин, С.А. О проблеме обучения решению профессиональных задач с помощью физических знаний студентов технических высших учебных заведений [Текст] / О.В. Мирзабекова, С.А. Кушкин // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2006. – 8(23) – С. 130–132. (0,13 п.л., авторский вклад 70%)
Статьи в других изданиях
17.Мирзабекова, О.В., Головчун, С.Н. Формирование обобщенных приемов решения дифференциальных уравнений, описывающих механические колебания различных систем, на лабораторном практикуме [Текст] / О.В. Мирзабекова, С.Н. Головчун // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2006. – С.52–54. (0,19 п.л., авторский вклад 60%)
18.Мирзабекова, О.В., Кушкин, С.А. Проблема отбора содержания учебного материала по общему курсу физики в технических вузах [Текст] / О.В. Мирзабекова, С.А. Кушкин // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2006. – C. 142–143. (0,13 п.л., авторский вклад 70%)
19.Мирзабекова, О.В., Ревина, А.В. Основные требования к учебнику физики для иностранных студентов, обучающихся в российских технических вузах [Текст] / О.В. Мирзабекова, А.В. Ревина // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2006. – С. 51–52. (0,19 п.л., авторский вклад 50%)
20.Мирзабекова, О.В. Принцип профессиональной направленности при дистанционном обучении физике студентов технических вузов студентов технических вузов [Текст] / О.В. Мирзабекова // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2007. – С. 64–66. (0,19 п.л.)
21.Мирзабекова, О.В. Реализация принципа профессиональной направленности при дистанционном обучении физике будущих инженеров [Текст] / О.В. Мирзабекова // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2007. – С. 66–68. (19 п.л.)
22.Мирзабекова, О.В. Формирование обобщенных приемов решения дифференциальных уравнений, описывающих механические колебания различных систем, на лабораторном практикуме [Текст] / О.В. Мирзабекова // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2007. – С. 192–194. (0,19 п.л.)
23.Мирзабекова, О.В. Методические основы реализации дистанционного обучения физике в техническом вузе [Текст] / О.В. Мирзабекова // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2007. – С. 283–285. (0,19 п.л.)
24.Мирзабекова, О.В. Психолого-педагогическая основа для реализации принципа профессиональной направленности при дистанционном обучении физике студентов – будущих инженеров [Текст] / О.В. Мирзабекова // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сборник статей X Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2007. – С. 228–230. (0,19 п.л.)
25.Мирзабекова, О.В., Михайлова, М.А. Использование теории поэтапного формирования умственных действий для усвоения базовых понятий механики [Текст] / О.В Мирзабекова, М.А. Михайлова // Психолого-педагогические основы профессионального формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования: сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский дом знаний, 2009. – С. 115–118. (0,19 п.л., авторский вклад 50%)
26.Мирзабекова, О.В., Михайлова, М.А., Локтев, В.И. Анализ базовых понятий теоретической механики и основы их усвоения [Текст] / О.В. Мирзабекова, М.А. Михайлова, В.И. Локтев // Психолого-педагогические основы профессионального формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования: сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский дом знаний, 2009. – С. 115–118. (0,19 п.л., авторский вклад 40%)
27.Мирзабекова, О.В, Бабарыкина, О.В. Возможности применения оценки аудиальной и визуальной репрезентативных систем в учебном процессе [Текст] / О.В. Мирзабекова, О.В. Бабарыкина // Школа будущего. – №3, 2008..– С. 96–106. (0,69 п.л., авторский вклад 50%, 0,35 п.л.)
28.Мирзабекова, О.В. Ориентиры для разработки обучающих программных средств дистанционного обучения физике студентов с учетом их будущей профессиональной деятельности [Текст] / О.В. Мирзабекова // Педагогические инновации. – 2009. – № 2 (т.12),. – С. 56–65. (0,63 п.л.)
29.Мирзабекова, О.В., Мирзабеков, А.А. Методика дистанционного обучения физике будущих инженеров [Текст] / О.В. Мирзабекова, А.А. Мирзабеков // Педагогические инновации. – 2009. – № 2 (т.12), – С. 112–118. (0,43 п.л., авторский вклад 70%, 0,31 п.л.)
30.Мирзабекова, О.В., Разработка специальных дидактических средств для обучения будущих специалистов применять физические знания в практически значимых ситуациях [Текст] /
О.В. Мирзабекова // Педагогические инновации. – 2009. – № 2 (т.12), – С.10–13. (0,25 п.л.)
31.Мирзабекова О.В. Содержание обобщенных приемов воспроизведения физических объектов, соответствующих понятиям в конкретных ситуациях [Текст] / О.В. Мирзабекова // Обучение физике в школе и вузе в условиях модернизации систем образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 22-23 апреля 2004 года. Н.Новгород: Изд-во НПГУ. – 2004. - С. 108–110. (0,19 п.л.)
32.Мирзабекова, О.В., Агафонова, И.А. Организация деятельности студентов, обучающихся в техническом ВУЗе, на лабораторном практикуме по исследованию механических колебаний различных колебательных систем [Текст] / О.В. Мирзабекова, И.А. Агафонова // Труды II Международной научно-практической конференции «Естественно-гуманитарные науки и их роль в подготовки инженерных кадров», Алматы: КазНТУ им К.И. Сатпаева. – 2005. – С. 20–21. (авторский вклад 60%)
33.Мирзабекова, О.В. Особенности дистанционного обучения физике в техническом вузе [Текст] / О.В. Мирзабекова // Труды III международной научно-практической конференции «Естественно-гуманитарные науки и их роль в реализации программы индустриально-инновационного развития Казахстан», посвященной 100-летию академика А.Ж. Машанова. – Алматы: КазНТУ им К.И. Сатпаева – 2007. – С.51–52. (0,19 п.л.)
34.Мирзабекова, О.В. Проблема методического обоснования дистанционного обучения физике студентов технических вузов [Текст] / О.В. Мирзабекова // Преподавание физики в высшей школе. Научно-методический журнал. Материалы IV Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». М. МПГУ. – 2007. – № 34– С. 130–132. (0,19 п.л.)
35.Мирзабекова, О.В. Психолого-педагогическая основа для реализации принципа профессиональной направленности при дистанционном обучении студентов технических вузов [Текст] / О.В. Мирзабекова // Информационные технологии в науке и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. Интернет - конференции, октябрь 2007 г. – март 2008г., II Всерос. семинара «Применение MOODLE в сетевом обучении, 26-28 марта 2008 г., (Железноводск), IV Всерос. науч.-практ. семинара»Автоматизированные системы управления учебным процессом в вузе: опыт, решения, возможности», октябрь, 2007 г. / редкол.: А.Э. Попов и [и др.]. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – С. 112–115. (0,19 п.л.)
36.Мирзабекова, О.В. Особенности дистанционного обучения будущих инженеров [Текст] / О.В. Мирзабекова // Информационные технологии в науке и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. Интернет - конференции, октябрь 2007г. – март 2008 г., II Всерос. семинара «Применение MOODLE в сетевом обучении, 26-28 марта 2008 г., (Железноводск), IV Всерос. науч.-практ. семинара»Автоматизированные системы управления учебным процессом в вузе: опыт, решения, возможности», октябрь, 2007 г. / редкол.: А.Э. Попов и [и др.]. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – С. 156–157. (0,13 п.л.)
37.Мирзабекова, О.В. Возможные подходы в решении проблемы реализации принципа профессиональной направленности при обучении физике будущих инженеров [Текст] /
О.В. Мирзабекова // Материалы VII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития. Часть 2. – М.: Изд-во «Школа Будущего». – 2008. – С.45–46. (0,13 п.л.)
38.Мирзабекова, О.В., Бабарыкина, О.В. Проблема оценки критериев визуальной и аудиальной репрезентативных систем и ее применение при дистанционном обучении студентов технических вузов [Текст] / О.В. Мирзабекова, О.В. Бабарыкина // Материалы VII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития, Часть 2. – М.: Изд-во «Школа Будущего», 2008. – С. 13–15. (0,19 п.л., авторский вклад 50%)
39.Мирзабекова, О.В., Михайлова, М.А. Усвоение базовых понятий механики с помощью мультимедиа фильмов [Текст] / О.В. Мирзабекова, М.А. Михайлова // Материалы VIII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития, Часть 3. – М.: МПГУ– 2009. – С.143–145. (0,19 п.л., авторский вклад 50%, 0,1 п.л.)
40.Мирзабекова, О.В. Проблема организации дистанционного обучения студентов технических вузов [Текст] / О.В. Мирзабекова // Информационные технологии в науке и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. Интернет - конференции, октябрь 2008 г. – март 2009 г., III Всерос. семинара «Применение MOODLE в сетевом обучении, 1-2 апреля 2008 г., (Железноводск)/ редкол.: А.Э Попов [и др.]. – Шахты: Изд-во «ЮРГУЭС», 2009. – С.82–83. (0,13 п.л.)
41.Мирзабекова, О.В., Агафонова, И.А. Виртуальный лабораторный практикум как средство формирования методов математической физики у студентов – будущих инженеров [Текст] /
О.В. Мирзабекова, И.А. Агафонова // Информационные технологии в науке и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. Интернет-конференции, октябрь 2008 г. – март 2009 г., III Всерос. семинара «Применение MOODLE в сетевом обучении, 1-2 апреля 2008 г., (Железноводск)/ редкол.: А.Э Попов [и др.]. – Шахты: Изд-во «ЮРГУЭС». – 2009. – С.192–194. (0,19 п.л., авторский вклад 50%)
42.Мирзабекова, О.В. Проблема обучения будущих инженеров решению профессионально значимых задач с помощью информационных коммуникационных технологий [Текст] /
О.В. Мирзабекова // Информационные технологии в науке и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. Интернет - конференции, октябрь 2008 г. – март 2009 г., III Всерос. семинара «Применение MOODLE в сетевом обучении, 1-2 апреля 2008 г., (Железноводск)/ редкол.: А.Э Попов [и др.]. – Шахты: Изд-во «ЮРГУЭС». – 2009. – С.194–196. (0,19 п.л.)
Тезисы докладов
43.Мирзабекова, О.В. Обучение учащихся воспроизведению объектов, соответствующих понятиям о полевых физических объектах [Текст] / О.В. Мирзабекова // Итоговая научная конференция АГПУ (27 апреля 2001 года): Тезисы докладов. Физика. Математика. Информатика. – Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та. – 2001. – С. 10. (0,1 п.л.)
44.Мирзабекова, О.В. Методика обучения учащихся воспроизведению объектов, соответствующих понятиям в конкретных ситуациях [Текст] / О.В. Мирзабекова // Тезисы V научно-практической конференции «Современная школа: традиционное и новое в обучении и воспитании». – Астрахань. – 2001. – С. 51–53. (0,19 п.л.)
45.Мирзабекова, О.В. Содержание обобщенных приемов воспроизведения объектов, соответствующих понятиям в конкретных ситуациях [Текст] / О.В. Мирзабекова // Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз (13-16 марта) 2000 г. тез. докл. Второй международной научно-методической конференции. – М.: МПГУ. – 2000. – С. 12. (0,1 п.л.)
46.Мирзабекова, О.В. Проблема дистанционного обучения будущих инженеров методам решения профессиональных задач с помощью физических знаний [Текст] / О.В. Мирзабекова // Пятнадцатая конференция. Математика. Компьютер. Образование. Тез. докл., Дубна 28 января – 2 февраля 2008 г. – С. 377. (0,1 п.л.)
47.Мирзабекова, О.В. Проблема обучения профессиональной деятельности студентов технических вузов при дистанционном обучении физике [Текст] / О.В. Мирзабекова // 51-я научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава Астраханского государственного технического университета: тез. докл. В 2 т. / Астрахан. гос техн. ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ. – 2007. – С.101–102. (0,1 п.л.)
48.Мирзабекова, О.В., Головчун, С.Н. Лабораторный практикум в системе подготовки будущих инженеров [Текст] / О.В. Мирзабекова, С.Н. Головчун // 51-я научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава Астраханского государственного технического университета: тез. докл. – В 2 т / Астрахан. гос. техн. ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ. – 2007. – С.101–102. (0,1 п.л.)
49.Мирзабекова, О.В., Кушкин С.А. Информатизация образования как средство решения проблемы подготовки квалифицированного инженера [Текст] / О.В. Мирзабекова, С.А. Кушкин // 51-я научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава Астраханского государственного технического университета: тез. докл. В 2 т / Астрахан. гос техн. ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ. – 2007. – С.101–102. (0,1 п.л., авторский вклад 60%)
50.Мирзабекова, О.В., Головчун, С.Н., Агафонова, И.А. Лабораторный практикум в системе подготовки будущих специалистов [Текст] / О.В. Мирзабекова, И.А. Агафонова, С.Н. Головчун // Материалы международной научно-методической конференции АГУ. – Астрахань. – 2009. – С. 102–103. (0,1 п.л., авторский вклад 60%)