Научная тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК НАДПРЕДМЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗА-ЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Экологическое образование в интересах устойчивого развития - надпредметное направление модернизации общего среднего образования, направленное на решение современных социально-экологических проблем, создающее условия для самореализации и развития личности в быстро изменяемой социоприродной среде. Цель ЭОУР определяется как обучение граждан управлению качеством жизни, осознанию объективно существующих экологических возможностей и ограничений экономического развития и необходимости адаптации к ним. Задачами ЭОУР являются: формирование надпредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности (ключевых образовательных компетентностей) на основе понимания основных законов экологии и концепции устойчивого развития, развитие осознанной мотивации для учебно-исследовательской и социально-значимой деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и повышение качества жизни. Ключевые образовательные компетентности, развиваемые в процессе ЭОУР (учебно-познавательная, коммуникативная, информационная, общекультурная, социально-гражданская, личностного роста и самосовершенствования, экологическая), способствуют решению междисциплинарного круга вопросов реальной действительности. Экологическая компетентность является одной из ключевых образовательных компетентностей и вместе с этим их интегральной составляющей. Под экологической компетентностью понимается способность системно применять экологические знания и умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении социально-экологических проблем в соответствии с идеями устойчивого развития.
  2. Эколого-гуманистический подход, как теоретическое основание ЭОУР, базируется на интеграции личностно-ориентированного, системно-деятельностного и компетентностного подходов, учитывает требования стандартов второго поколения (воспитание гражданина, обладающего универсальными учебными умениями в различных сферах деятельности или ключевыми компетентностями) и способствует развитию социально-личностных качеств учащихся на основе экологоориентированных ценностей в соответствии с потребностями развивающегося общества.
  3. Разработанная методическая структурно-функциональная модель определяет направления деятельности и аспекты реализации ЭОУР: целевые, дидактические (на надпредметном уровне) и технологические. Модель включает методологический, целевой, содержательный, мотивационно-ценностный, деятельностный (технологический), результативно-оценочный компоненты. Методологический компонент учитывает основные принципы и подходы, использованные в построении надпредметного содержания ЭОУР (интеграция, надпредметность, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и компетентностный подходы). В целевом компоненте представлены цели обучения (формирование знаний об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии, биосферосовместимых принципах деятельности человечества, а также формирование исследовательских умений для мониторинга окружающей среды). Целью воспитания является создание условий для принятия школьниками ценностно-смысловых ориентиров и формирования ключевых образовательных компетентностей. В цели развития входят содействие формированию способности у учащихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, нести ответственность за собственные действия и поступки. Содержательный компонент включает идеи устойчивого развития цивилизации; условия устойчивого существования жизни и развития человечества; основные типы экосистем и их функционирование; природные ресурсы и системы жизнеобеспечения; экономику и политику в области охраны окружающей среды. Мотивационно-ценностный компонент опирается на ценностно-смысловые ориентиры (познание как ценность, Я как ценность, другие люди как ценность, природа как ценность, социально-значимая деятельность как ценность, ответственность как ценность). Технологический компонент представлен трёхстадийной технологией (1 стадия - актуализация информации, опора на предшествующие знания и опыт, создание условий для активной деятельности; 2 стадия - получение новых знаний и умений, их осмысление, соотнесение с ранее полученными знаниями и умениями; 3 стадия - присвоение знаний и умений, выработка собственной позиции, адекватная само- и взаимооценка).Результативно-оценочный компонент позволяет оценить личностные и социально-значимые результаты учащихся, а также результаты деятельности школ в соответствии с разработанными индикаторами устойчивого развития образовательного учреждения.
  4. Созданная трёхстадийная технология является действенным педагогическим инструментарием, включает формы, методы и приёмы (1 стадия - вдумчивое и осмысленное чтение, обработка массивов информации, обучение в малых группах сотрудничества, дискуссионные формы работы; 2 стадия - исследовательская деятельность в школьном экологическом мониторинге, образовательные игры и упражнения по осмыслению и поиску решения социально-экологических проблем; 3 стадия - рефлексивные технологии, портфолио, социально-значимая деятельность, направленная на решение экологических проблем, взаимодействие с местными органами власти, СМИ, общественностью). Обоснованная стадийность (три стадии) формирования ключевых образовательных компетентностей (1стадия - формирование учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей; 2 стадия - развитие общекультурной и социально-гражданской компетентностей; 3 стадия - формирование компетенции личностного роста и самосовершенствования, экологической компетентности), диагностики и оценки результатов обучения (1стадия - оценка осуществляется учителем и обсуждается с учащимися: традиционная (баллы, рейтинги, ранги), оценка уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей, анкеты, опросники; 2 стадия - самооценка учащимися происходит параллельно с оценкой учителя: традиционная (баллы), оценка уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей, портфолио; 3стадия- самооценка и взаимооценка осуществляется учащимися: традиционная (баллы, рейтинги, ранги), оценка уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей и ценностно-смысловых ориентиров, портфолио, опросники, анкеты, психологические тесты, оценочные листы и шкалы).
  5. Предложенная модель формирования ключевых образовательных компетентностей основана на предметных компетенциях естественнонаучных, гуманитарных, технических дисциплин и позволяет сконструировать ЭОУР как надпредметное направление модернизации школьного образования на основе необходимых составляющих (экологическое содержание, трёхстадийная технология, ценностно-смысловые ориентиры, педагогическая диагностика и оценка учебных и социально-значимых результатов).
Список опубликованных работ
Монографии

1. Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития в средней школе: теория и практика. – М.: Спутник +, 2009. – 205 с. (12,8/12,8 п.л.).

2. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В. Формирование ключевых образовательных компетенций в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» / под ред. Г. А. Ягодина. – М.: МИОО , 2009. – 448 с. (28/10 п.л.).

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, определённых ВАК РФ

3. Аргунова М.В. Школьное образование в обществе устойчивого развития // Биология в школе. – 2009. – № 1. – С. 43–47 (0,3/0,3 п.л.).

4. Аргунова М.В. Школьное образование в обществе устойчивого развития (экология и проблемы устойчивого развития цивилизации в школьном региональном компоненте) // Биология в школе. – 2009. – № 2. – С. 33–39 (0,4/0,4 п.л.).

5. Аргунова М.В. Основные подходы и организация уроков в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» // Биология в школе. – 2009. – № 3. – С. 37–44 (0,5/0,5 п.л.).

6. Аргунова М.В. Развитие ключевых компетенций школьников в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» // Биология в школе. – 2009. – № 4. – С. 38–42 (0,3/0,3 п.л.).

7. Аргунова М.В. Экология и устойчивое развитие в системе образования // Наука и школа. – 2009. –№ 2. – С. 3–7 (0,3/0,3 п.л.).

8. Аргунова М.В. Стратегия формирования экологической культуры школьников // Химия в школе. –2009. – № 1. – С. 40–44 (0,3/0,3 п.л.).

9. Аргунова М.В. Методы учебного экологического мониторинга // Химия в шко-ле. – 2009. – № 2.– С. 65–70 (0,4/0,4 п.л .).

10. Аргунова М.В. Личностно-ориентированные подходы на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». Часть 1 // География в школе. – 2009. – № 5. – С. 42–47 (0,3/0,3 п.л.).

11. Аргунова М.В. Личностно-ориентированные подходы на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». Часть 2 // География в школе. – 2009. –№ 6. – С. 42–45 (0,3/0,3 п.л.).

12. Аргунова М.В., Моргун Д.В. Уроки гармонии. Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» вновь в московских школах // Экология и жизнь. –2007. – № 12. – С. 32–39 (0,5/0,4 п.л.).

13. Аргунова М.В. Экология в школе. Первый опыт преподавания курса «Эко-логия Москвы и устойчивое развитие» // Экология и жизнь. – 2008. – № 6. – С. 39–43 (0,3/0,3 п.л.).

14. Аргунова М.В. Обучение, погруженное в деятельность и общение. Часть1 // Экология и жизнь. – 2008. – № 9. – С. 32–35 (0,3/0,3 п.л.).

15. Аргунова М.В. Обучение, погруженное в деятельность и общение. Часть 2 // Экология и жизнь. – 2008. – № 10. – C. 36–39 (0,3/0,3 п.л.).

Учебные и методические пособия, учебные программы

16. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Экология Москвы и устойчивое развитие: уч. пособие для 10 (11) кл. ср. общеобр. школ / под ред. Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, Интеллект-Центр, 2008. – 352 с. (22/15 п.л.).

17. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Экология Москвы и устойчивое развитие: программа курса для учащихся 10 кл. общеобр. школ г. Москвы. – М.: МИОО, 2007. – 64 с. (4/2 п.л.).

18. Ягодин Г. А., Аргунова М.В., Моргун Д. В., Плюснина Т.А. Экология Моск-вы и устойчивое развитие: метод. рекомендации по преподаванию курса для учащихся 10 кл. общеобразоват. школ г. Москвы. – М.: МИОО, 2007. – 64 с. (4/2 п.л.).

19. Г.А. Ягодин, Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Экология Москвы и устойчивое развитие: курс лекций для учителей / под ред.Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, 2007. – 208 с. (13/8 п.л.).

20. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Экология Москвы и устойчивое развитие: метод. пособие для учителя. – М.: Школьная книга, 2008. – 96 с. (6/4 п.л.).

21. Аргунова М.В., Моргун Д. В., Плюснина Т. А., Речкалова Н.И. Экологиче-ский мониторинг: метод. рекомендации для учителей к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». – М.: Школьная книга, 2008. –144 с. (9/5 п.л.).

22. Ягодин Г. А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Преподавание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008/2009 учебном году / под ред.Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, 2008. – 176 с. (11/9 п.л.).

23. Ягодин Г.А., Чернова Н.М., Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В. Экологическое образование в условиях модернизации российского образования / под ред. Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, 2009. – 224с. (14/10 п.л.).

24. Аргунова М.В., Ахметшина Г.М., Батяшева В.Г. Проблемы устойчивого развития в сфере дополнительного экологического образования: программно-метод. материалы к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / под ред. Г.А. Ягодина. – М.: Московские учебники, 2009. – 186 с. (12/5 п.л.).

25. Круглякова Н.И., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Методические рекомендации по организации экологического образования в интересах устойчивого развития / под общ. ред. Г. А. Ягодина. – М.: Школьная книга, 2009. – 350 с. (22/15 п.л.).

26. Аргунова М.В., Д.С. Ермаков, В.Б. Калинин. Междисциплинарный модуль «Экология городских рек»: программа модуля. – Обнинск: АсЭкО СОЭС, 2000. – 24 с. (3/1 п.л.).

27. Аргунова М.В. Социально-значимые экологические проекты на особо охраняемых природных территориях: метод. рекомендации для учителей и педагогов доп. образования. – М.: Технологии обучения, 2006. – 110 с. (6.9/6,9 п.л.).

28. Аргунова М.В., Ягодин Г.А., Д.В. Моргун, Т.А. Плюснина. Комплект учебно-методических материалов к экспериментальному курсу «Основы экологии и устойчивое развитие». – М.: Технологии обучения, 2007. – 255 с. (15.9/10 п.л.).

29. Аргунова М.В., Курочкина О. Н. Новые подходы к организации экологиче-ского образования в школе: метод. рекомендации учителям школ. – М.: Школь-ная книга, 2007. – 272 с. (17/8,5 п.л.).

Статьи в научно-методических журналах и сборниках

30. Скалон Н.В., Аргунова М.В. «Строим Экоград» – ролевая игра для старших классов // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 1999. – № 1. – С. 15–24 (0,6/0,3 п.л.).

31. Аргунова М.В., Ермаков Д.С., Плюснина Т.А. Образовательный модуль «Экология городских рек» // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. –2001. – № 2. – С. 10–34 (1,5/0,5 п.л.).

32. Аргунова М.В., Ермаков Д.С., Плюснина Т.А. Использование модульного подхода в экологическом образовании на примере междисциплинарного модуля «Экология городских рек» // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2001. – № 3. – С. 15–38 (1,5/0,6 п.л.).

33. Аргунова М.В., Ермаков Д.С., Плюснина Т.А. Возможности практической реализации междисциплинарного модуля «Экология городских рек» // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. –2002. – № 4. – С. 25–36 (0,7/0,3 п.л.).

34. Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Современные подходы к обучению в прак-тике экологического образования // Городъ. – 2002. – № 3. – С. 11–19 (0,5/0,3 п.л.).

35. Ягодин Г.А., Аргунова М.В. Экология и устойчивое развитие в системе образования: опыт городской экспериментальной площадки «Экологическое об-разование в интересах устойчивого развития» // Городъ. – 2006. – № 10. – С. 15–30 (0,9/0,6 п.л.).

36. Аргунова М.В. Олимпиада школьных проектов: устойчивые поселения людей (хозяйственные и природоохранные аспекты). Образование в интересах ус-тойчивого развития в действии. Положительный опыт. – Париж: ЮНЕСКО, 2007. – № 2. – С. 15–19 (0,3/0,3 п.л.).

37. Аргунова М.В., Ягодин Г.А., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. О новом учебном курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-х классов средних общеобразовательных школ. // География и экология в школе XXI века. – 2007. – № 6. – С. 20–24 (0,3/0,1 п.л.).

38. Аргунова М.В. Учебно-тематическое планирование курса по выбору «Экология городской среды» // Сб. в помощь учителю биологии. – М., 2000. – С. 15–26 (0,7/0,7 п.л.).

39. Аргунова М.В., Ягодин Г.А. Концепция работы городской эксперименталь-ной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» // Сб. статей участников городской экспериментальной площадки. – М.: Школьная книга. 2007. – С. 5–35 (1,9/1,3 п.л.).

40. Аргунова М.В. Создание школьного экологического мониторинга // Спра-вочник заместителя директора школы. – 2008. – № 9. – С. 32–39 (0,5/0,5 п.л.).

41. Аргунова М.В. Школьный мониторинг как часть системы экологического образования // Справочник заместителя директора школы. – 2009. – № 3. – С. 70–77 (0,5/0,5 п.л.).

42. Аргунова М.В. Развитие критического мышления учащихся при организации школьного экологического мониторинга // Справочник заместителя директора школы. –2009. – № 4. – С. 34–41 (0,5/0,5 п.л.).

43. Аргунова М.В. Личностно-ориентированное образование в современной школе // Справочник заместителя директора школы. –2009. – № 11. – С. 36–43 (0,5/0,5 п.л.).

44.Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А.Формирование экологической культуры // На пути к устойчивому развитию России. – 2008. – № 44. – С. 29–35 (0,4/0,2 п.л.).

Тезисы докладов на научно-методических конференциях, совещаниях

45.Аргунова М.В. Экологический мониторинг микрорайона школы // Мате-риалы сессии Научного Совета по проблемам экологического образования РАО. – М., 1998. – 3 с. (0,2 п.л.).

46.Аргунова М.В. Непрерывное экологическое образование (на примере школы № 1400 г. Москвы) // Материалы Всероссийской научно-практическая конференции в г. Пущине. – М., 1998. – 3 с. (0,2 п.л.).

47.Аргунова М.В., Д.С. Ермаков, Т.А. Плюснина. Образовательный проект «Экология городских рек»//Экополис-2000: экология и устойчивое развитие городов: Материалы III Международн. конф. по программе «Экополис. – М., 2000. – 5/2 с. (0,3/0,1 п.л.).

48.Аргунова М.В., Д.С. Ермаков, Т.А. Плюснина. Образовательный модуль «Экология городских рек» // Развитие региональных систем экологического образования: материалы Всерос. конф. – Пермь, 2000. – 3/1 с. (0,2/0,1 п.л.).

49.Аргунова М.В., Д.С. Ермаков, Т.А. Плюснина. Междисциплинарный сквозной модуль «Экология городских рек» // Стратегия экологического образования и воспитания в XXI веке: тез. докл. VI Международной конф. по экол. образованию. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. – 3/1 с. (0,2/0,1 п.л.).

50.Аргунова М.В., Ермаков Д.С., Плюснина Т.А. Экологическое образование для устойчивого развития // Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий: тез. докл. Всерос. конф. – СПб., 2001. – 4/2 с. (0,3/0,1 п.л.).

51.Аргунова М.В. Школьное образование и устойчивое развитие // Образова-тельная среда и здоровье: материалы Рос. научно-практ. конф. – Красноярск, 2001. – 4 с. (0,25/0,25 п.л.).

52.Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Образование для решения экологических проблем в рамках социального партнёрства // Экологическое образование: на пороге «РИО+10»: тез. докл. VIII Международн. конф. по экологическому образованию.. Тверь, 2002. – 3/2 с. (0,2/0,1 п.л.).

53.Аргунова М.В. Школа как главный фактор перехода цивилизации на путь устойчивого развития // Региональная образовательная политика для устойчивого будущего: тез. докл. IХ Международн. конф. по экологическому образованию. – Тверь, 2003. – 2 с. (0,1/0,1 п.л.).

54.Аргунова М.В. Проблемы экологического образования и просвещения. Экологическое образование: эколого-культурные традиции и инновации // Сб. материалов научно-практ. конф. – М.: МИОО, 2006. – 3 с. (0,2/0,2 п.л.).

55.Аргунова М.В. Новая образовательная парадигма – образование в интере-сах устойчивого развития // 1-я Международн. научно-практ. конф. преподавателей, учителей и исследователей в области педагогики, культурологи и образования для взрослых. – М., 2006. – 2 с. (0,1/0,1 п.л.).

56.Аргунова М.В. Экология и устойчивое развитие в системе образования // Наука и образование в интересах устойчивого развития: материалы V Международного симпозиума. – М., 2006. – 2 с. (0,1/0,1 п.л.).

57.Аргунова М.В., Ягодин Г.А. Экология и устойчивое развитие в системе образования: опыт работы городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» // Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу: тез. докл. XII Международн. конф. по экологическому образованию. – М., 2006. – 4/3 с. (0,3/0,2 п.л.).

58.Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д. В., Плюснина Т.А. Формирование общеучебных и экологических компетенций учащихся в старшей школе в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие // Экологическое образование как один из факторов в решении социально-значимых задач: материалы Всерос. конф. – М.: Общественная палата РФ, 2007. – 4/1 с. (0,3/0,1 п.л.).

59.Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Личностно-ориентированные подходы в ОУЭР на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления // Материалы XIII международн. конф. по экологическому образованию. – М.: Парадиз, 2007. – 3/2 с. (0,2/0,1 п.л.).

60.Ягодин Г. А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Курс «Эколо-гия Москвы и устойчивое развитие» в новом базисном учебном плане средних общеобразовательных школ города Москвы // Материалы XIII международн. конф. по экологическому образованию. – М.: Парадиз, 2007. – 5/2 с. (0,3/0,1 п.л.).

61.Ягодин Г. А., Аргунова М.В., Моргун Д. В., Плюснина Т. А. Основные подходы при преподавании курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в средней школе // Материалы XIII международн. конф. по экологическому образованию. – М.: Парадиз, 2007. – 2/1 с. (0,1/0,05 п.л.).

62.Ягодин Г. А., Аргунова М.В. Первый опыт работы городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» в городе Москве // Биология XXI века: теория, практика, преподавание: материалы международной конференции. – Черкассы (Украина), 2007. – 2/1 с. (0,1/0,05 п.л.).

63.Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Развитие ключевых компетенций школь-ников в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития: материалы V Международн. научно-практ. конф. – Новомосковск, 2008. – 4/3 с. (0,3/0,2 п.л.)

64.Ягодин Г.А., Аргунова М.В. Образование в интересах устойчивого разви-тия в средних школах г. Москвы // Образование для устойчивого развития: опыт Восточной Европы, России и Центральной Азии. – М., 2008. – 11/8 с. (0,7/0,5 п.л.).

65.Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Стратегия формирования экологической культуры школьников в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» // Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач: материалы II Всерос. конф. – М., 2008 – 5/5с. (0,3/0,3 п.л.).

66.Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Основные подходы и содержание учебного пособия «Экология Москвы и устойчивое развитие» // Образование в интересах устойчивого развития: тез. докл. XIV Международн. конф. – В. Новгород, 2008. – 6/3 с. (0,4/0,2 п.л.).

67.Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Применение инструментов когнитивного мышления для анализа и поиска решения социально-экологических проблем // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития: материалы VI международн. научно-практ. конф. – Новомосковск: НФ УРАО, 2009. – 3/2 с. (0,2/0,1 п.л.).

68.Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Диагностика и оценка соци-ально-личностного роста учащихся в образовании в интересах устойчивого развития // Образование в интересах устойчивого развития: тез докл. XV Между-народн. конф. – М., 2009. – 3/2 с. (0,2/0,1 п.л.).