- Восхождение современной российской семьи от стихийного музыкального воспитания ребенка (нерегулируемое воздействие музыкальной среды) к сознательному (целенаправленное создание средовых, организационных и эмоционально-психологических условий для обретения ребенком опыта общения с музыкальным искусством) предполагает добровольный выбор одной из двух равноправных музыкально-образовательных стратегий: а)в опоре на собственный потенциал семьи; б)с задействованием потенциала учреждения дополнительного музыкального образования.
- Структурно-функциональная модель реализации в семейном воспитании ребенка музыкально-образовательного направления состоит из пяти блоков: ценностно-ориентационного (совокупность ценностных установок семьи, определяющих место и роль музыкального образования в системе воспитания ребенка), целевого (цели, задачи, мотивы, ожидаемый результат музыкального образования), организационно-содержательного (выбор формы и содержания музыкального образования, посредством которых в семье могут быть достигнуты поставленные цели, решены задачи и получены ожидаемые результаты), инфраструктурного (количественные и качественные характеристики семьи и окружающего ее социально-культурного пространства), операционального (совокупность методов и приемов, посредством которых родители реализуют свои воспитательные и образовательные намерения). В каждом блоке модели представлены инвариантный (универсальные позиции, раскрывающие сущность музыкально-образовательного направления в семейном воспитании ребенка) и вариативный (модули, фиксирующие количественные и качественные характеристики семейной жизнедеятельности в логике полярных шкал и различных типологий семьи) компоненты. Оперирование вариативными модулями позволяет выстраивать модель реализации музыкально-образовательного направления в конкретной семье.
- Условиями успешной реализации в воспитании ребенка музыкально-образовательного направления являются: единство позиции ребенка и взрослых членов семьи в отношении музыкального искусства и музыкального образования, адекватность оценки уровня музыкальной одаренности ребенка, баланс желаемого и реального образов ребенка (внутрисемейные условия); учет музыкально-образовательных потребностей ребенка и семьи со стороны образовательного учреждения, наличие психологического контакта между участниками музыкально-образовательного процесса, единство требований (надсемейные условия).
- В русле стратегии с задействованием потенциала учреждения музыкального образования устойчиво реализуется самобытная модель семейного воспитания ребенка с приоритетом музыкально-образовательного направления, с одной стороны, соответствующая целевым установкам музыкального воспитания и образования, функциональным определениям сущности нормальной семьи, с другой - обладающая рядом объективных свойств (концентрация внимания на одном из равнозначных направлений воспитания ребенка, занятость ребенка, повышенный уровень активности взрослых членов семьи в реализации своих воспитательных и образовательных намерений, подчиненность политике музыкально-образовательного учреждения), которые могут повлечь за собой возникновение ситуаций эмоционального дискомфорта во взаимоотношениях ребенка с педагогами, родителями, сверстниками, самим собой. Это обусловливает противоречивое отношение к данной модели семейного воспитания на уровне обыденного сознания и рассогласованность ее теоретических интерпретаций в различных областях знания.
- Современная модель семейного воспитания ребенка с приоритетом музыкально-образовательного направления, объединяющая семьи разного типа в контексте единой образовательной стратегии и реализующаяся в условиях доступности дополнительного музыкального образования для всех желающих, является вариативной (конкретизируется в соответствии с многообразными условиями и тактиками семейного воспитания) и многофункциональной (отражает стремление родителей решить посредством обучения ребенка музыке широкий спектр задач его образования, воспитания, развития, социализации).
- Педагогическое сопровождение представляет собой тип педагогической деятельности, адекватный ситуации добровольного выбора музыкально-образовательной стратегии, вариативности условий и тактик семейного воспитания ребенка; процесс взаимодействия педагога, ребенка и членов его семьи, обеспечивающий создание средовых, организационных и эмоционально-психологических условий для обретения ребенком педагогически целесообразного опыта общения с музыкальным искусством; совокупности действий педагога, посредством которых осуществляется помощь семье в восхождении от стихийного к сознательному музыкальному воспитанию ребенка и ее поддержка в реализации избранной музыкально-образовательной стратегии.
- Дифференцированное педагогическое сопровождение ребенка и семьи в процессе музыкального образования базируется на идеях взаимного интереса ребенка, взрослых членов семьи и педагога в получении музыкального образования, взаимного уважения, доверия, содействия и взаимообогащения участников музыкально-образовательного процесса, принятия педагогом стратегии и тактики семейного воспитания при условии ненанесения вреда физическому и психическому здоровью ребенка; опирается на специфические особенности семейного воспитания; учитывает уровень осознанности семейных музыкально-образовательных воздействий, мотивы выбора музыкально-образовательной стратегии и механизмы ее реализации; включает совокупность непосредственных и опосредованных воздействий педагога на учащихся и их родителей, стимулирующих музыкально-образовательные процессы, тактично корректирующих музыкальные интересы, вкусы и предпочтения, ненавязчиво обогащающих родителей необходимыми музыкальными и педагогическими знаниями.
1. Матвеева, Л.В. Отечественные традиции семейного воспитания и музыкальное образование детей : монография / Л.В. Матвеева ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург , 2006. – 146 с. –7,5 п. л.
2. Матвеева, Л.В. Теория и практика музыкального образования ребенка в семье : монография / Л.В. Матвеева ; Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург , 2007. – 316 с. – 11,6 п. л.
3. Матвеева, Л.В. Модели семейного воспитания с приоритетом музыкально-образовательного направления (история и современность) /Н.Г. Тагильцева, Е.В. Коротаева, В.Д. Ширшов, Л.В. Матвеева [и др.] // Психолого-педагогические аспекты музыкального и художественного образования детей и юношества : монография / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – С. 107–130. – 1,5 п. л.
Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:
4. Матвеева, Л.В. Роль семьи в организации процесса музыкального образования ребенка / Л.В. Матвеева // Искусство и образование. – 2002. – № 4. – С. 40–45.– 0,5 п. л.
5. Матвеева, Л.В. Одаренный ребенок в кругу сверстников и взрослых / Л.В. Матвеева // Начальная школа. – 2003. – № 6. – С. 19–21. – 0,5 п. л.
6. Матвеева, Л.В. Современная семья: от дифференциации знания к поиску интегрирующего звена / Л.В. Матвеева // Вестник Поморского университета : Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки». – 2006. – № 4. –– С. 48–53. – 0,8 п. л.
7. Матвеева, Л.В. Обучение дошкольников и младших школьников музыке в воспитательных установках современных родителей / Л.В. Матвеева //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2006. – № 6.1. – С. 88–100. – 0,8 п.л.
8. Матвеева, Л.В. Преобразующая сила музыки / Л.В. Матвеева, К. П. Матвеева // Искусство в школе. – 2006. – № 5. – С. 30 – 34. – 0,5/ 0,2 п. л.
9. Матвеева, Л.В. Модели семейного воспитания с позиций теоретического и эмпирического подходов / Л.В. Матвеева // Вестник Поморского университета : Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки». – 2006. – № 6. – С. 70–79. – 0,8 п. л.
10. Матвеева, Л.В. Влияние семьи на процесс телепотребления первоклассников / Л.В. Матвеева, И.А. Войня // Вестник Поморского университета : Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки». – 2006. – № 7. – С. 70–79. – 0,75/ 0,5 п. л.
11. Матвеева, Л.В. Эволюция отечественных моделей семейного воспитания в контексте решения образовательных задач / Л.В. Матвеева // Образование и наука : Известия Урал. отд. рос. акад. образования. –2007. – № 2. – С. 96–105. – 1,0 п. л.
12. Матвеева, Л.В. Современные подходы к изучению проблем музыкального образования ребенка в семье / Л.В. Матвеева // Искусство и образование. – 2008. − № 10. − С. 69−74. − 0,5 п.л.
13. Матвеева, Л.В. Реализация в семейном воспитании ребенка музыкально-образовательного направления / Л.В. Матвеева //Известия УрГУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2009. – № 3 (67). – С. 148–155. – 0,7 п.л.
Работы, опубликованные в других изданиях
14. Матвеева, Л.В. Раннее развитие ребенка: проблемы выбора / Л.В. Матвеева // Инновационные технологии в системе дошкольного образования: тез. докл. науч.-практ. конф., Шадринск, 5–6 дек. 2001 г. / Шадринск. гос. пед. ин-т. – Курган , 2001. – С. 112–113. – 0,2 п. л.
15. Матвеева, Л.В. Воспитательные возможности семьи дошкольника в выборе приоритетных направлений развития / Л.В. Матвеева // Социально-педагогические проблемы воспитания : тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 28 мая 2002 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – С. 141–143. – 0,2 п. л.
16. Матвеева, Л.В. Дифференциация как ведущая тенденция в изучении современной семьи / Л.В. Матвеева // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы : материалы междунар. науч.-практ. конф. «10-летие социальной работы в России: актуальные проблемы практики и профессиональная подготовка специалистов в системе высшего образования», Екатеринбург, 24–25 окт. 2002 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001. – С. 27–29. – 0,2 п. л.
17. Матвеева, Л.В. Семья дошкольника, обучающегося музыке, как объект изучения / Л.В. Матвеева //Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки : межвуз сб. науч. статей. – Вып 2. / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары, 2002. – С. 156–160. – 0,5 п. л.
18. Матвеева, Л.В. Семья как фактор успешности музыкального обучения ребенка / Л.В. Матвеева // Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки : межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 3 / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары, 2002. – С. 173–176. – 0,5 п. л.
19. Матвеева, Л.В. Проблемы типизации семьи в практике дополнительного музыкального образования / Л.В. Матвеева // Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки : межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 4 / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары, 2003. – С. 94–101. – 0,5 п. л.
20. Матвеева, Л.В. Мотивы выбора родителями музыкального образования в качестве приоритетного направления развития ребенка-дошкольника / Л.В. Матвеева //Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки : межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 5. / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары, 2003. – С. 89–93. – 0,5 п. л.
21. Матвеева, Л.В. Интеграция знаний о семье как фактор успешности дополнительного музыкального образования / Л.В. Матвеева // Интеграция наук как методологический феномен художественного образования : материалы междунар. науч.-практ. конф., Воронеж, 23–24 апр. 2003 г. / Воронеж. гос. пед. ун-т. – Воронеж, 2003. – С. 95–97. – 0,4 п. л.
22. Матвеева, Л.В. Обучение ребенка в ДМШ: варианты родительских мотивировок (по результатам констатирующего обследования) / Л.В. Матвеева // Музыкальное образование в ХХI веке: проблемы, поиски, перспективы : межвуз. сб. науч. тр. /Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – С. 59–64. – 0,5 п. л.
23. Матвеева, Л.В. Валеологические аспекты занятий дошкольников в системе дополнительного образования: позиции семьи / Л.В. Матвеева // Экологическая педагогика : сб. науч. статей по материалам Х междунар. конф. «Экологическое образование в период детства: региональный подход», Екатеринбург, 20–22 апр. 2004 г. – Ч. 2 / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – С. 132–137. – 0,5 п. л.
24. Матвеева, Л.В. Освоение семейной проблематики в контексте музыкального образования / Л.В. Матвеева // Эстетическое образование в период детства: традиции, новации, реальность : материалы междунар. пед. чтений «Образование и детство – XXI век», Екатеринбург, 21–22 апр. 2004 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – С. 90–96. – 0,7 п. л.
25. Матвеева, Л.В. Актуализация традиционных моделей семейного воспитания ребенка в процессе его музыкального образования / Л.В. Матвеева // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски : материалы третьей науч.-практ. конф. студ. и молодых ученых музыкально-педагогического ф-та УрГПУ, Екатеринбург, 25–26 марта 2004 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – С. 87–88. – 0,2 п. л.
26. Матвеева, Л.В. Изменения в приоритетах современной семьи при выборе направления дополнительного образования ребенка / Л.В. Матвеева //Дошкольник и младший школьник в системе образования : материалы междунар. науч.-практ.конф., Санкт-Петербург, 7–8 апр. 2004 г. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб, 2004. – С. 297–299. – 0,4 п. л.
27. Матвеева, Л.В. Изучение роли семейной среды в становлении музыканта-профессионала средствами контент-анализа биографической информации / Л.В. Матвеева // Проблемы современного музыкального образования : межвуз. сб. науч. тр. / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары, 2004. – 0,5 п. л. – С. 124–128.
28. Матвеева, Л.В. Детско-родительские отношения в процессе занятий ребенка музыкой (к теории вопроса) / Л.В. Матвеева // Проблемы современного музыкального образования : межвуз. сб. науч. тр. / Чуваш. гос пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары, 2004. – Вып. 2. – С. 85–90. – 0,4 п. л.
29. Матвеева, Л.В. Проблемы актуализации культурно-исторического наследия отечественной семейной педагогики / Л.В. Матвеева, К.П.Матвеева //Известия Академии педагогических и социальных наук. – Вып. 8: Педагогические традиции в этногенезе. – М.–Воронеж : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – С. 198–202. – 0,6/ 0,3 п. л.
30. Матвеева, Л.В. Семья в педагогической концепции Д.Б. Кабалевского / Л.В. Матвеева // Модернизация художественного образования : материалы междунар. конф. «Д.Б. Кабалевский – композитор, ученый, педагог»: к 100-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского, Москва, 13–18 дек. 2004 г. / Рос. академия образования, Ин-т худож. образования. – М. , 2004. – С. 94–97. –0,3 п. л.
31. Матвеева, Л.В. Дополнительное образование ребенка-дошкольника как компонент семейной образовательно-воспитательной политики / Л.В. Матвеева //Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ : науч. журнал. – Серия 3 : Актуальные проблемы образования. – № 22 / Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск, 2004. – С. 167–172. – 0,5 п. л.
32. Матвеева, Л.В. Традиции семейного воспитания / Л.В. Матвеева, К.П. Матвеева // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Вып. 9: Педагогические традиции в этногенезе. М. – Воронеж : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – С. 169–175. – 0,8/0,4 п. л.
33. Матвеева, Л.В. Факультативный курс «Семья и музыкальное образование ребенка» в системе подготовки педагога-музыканта / Л.В. Матвеева // Художественно-эстетическое воспитание детей и молодежи в информационном обществе : сб. науч.-метод. статей по материалам круглого стола / Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург, 2005. – С. 290–297. – 0,5 п. л.
34. Матвеева, Л.В. Потенциал образовательных программ по предмету «Музыка» в решении задач сотрудничества педагога с семьями учащихся / Л.В. Матвеева //Музыка в системе общего и профессионального образования : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – С. 81–88. – 0,7 п. л.
35. Матвеева, Л.В. Присутствие родителей на музыкальных занятиях как педагогическая проблема / Л.В. Матвеева //Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски : материалы четвертой науч.-практ. конф. студ. и молодых ученых музыкально-педагогического ф-та УрПУ, Екатеринбург, 13–14 апр. 2005 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – С. 71–75. – 0,4 п. л.
36. Матвеева, Л.В. Музыкальный компонент в структуре и содержании функций семьи (к теории вопроса) / Л.В. Матвеева // Проблемы современного музыкального образования : межвуз. сб. науч. тр. – Вып.3 / Чуваш. гос пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары, 2005. – С. 124–129. – 0,5 п. л.
37. Матвеева, Л.В. Особенности отношения к дополнительному образованию дошкольников в современной родительской среде / Л.В. Матвеева // Фундаментальные исследования : науч.-теор. журнал. М. , 2005. – № 6. – С. 51–52. – 0,3 п. л.
38. Матвеева, Л.В. Сохранение и воспроизведение отечественных культурно-исторических традиций в семейной образовательно-воспитательной политике / Л.В. Матвеева // Человек в мире культуры : межвуз. сб. науч. и науч.-мет. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – С. 15–18. – 0,5 п.л.
39. Матвеева, Л.В. Содержательные основы курса «Семья и музыкальное образование ребенка» для студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов» / Л.В. Матвеева / Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы IV всерос. науч.-практ. конф. : в 7 т. –Т. 6 / Ю.-Урал. гос. ун-т ; Ин-т доп. проф.-пед. образования, Челябинск, 14 нояб. 2005 г. – Челябинск : Образование, 2005. – С. 37–40. – 0,4 п. л.
40. Матвеева, Л.В. Проблемы музыкального воспитания ребенка в семье в современных научно-педагогических исследованиях (статья) / Л.В. Матвеева // Проблемы современного музыкального образования : межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 4 / Чуваш. гос пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары, 2005. – С. 69–75. – 0,6 п. л.
41. Матвеева, Л.В. Модели семейного воспитания в отечественных педагогических традициях / Л.В. Матвеева // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Вып 10. : Педагогические традиции народов. – М.–Воронеж : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – С. 354–399. – 0,8 п. л.
42. Матвеева, Л.В. Стандарты детского дополнительного музыкального образования и их трансформация в соответствии с запросами современной семьи / Л.В. Матвеева // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. – С. 56–57. – 0,3 п. л.
43. Матвеева, Л.В. Современные тенденции в изучении проблем музыкального воспитания в семье / Л.В. Матвеева // Модернизация музыкального образования в системе ДОУ-ССУЗ-вуз : материалы всерос. науч.-практ. конф. : Уфа, 27 мая 2005 г. / Уфа : Изд-во БГПУ, 2005. – С. 181–188. – 0,7 п. л.
44. Матвеева, Л.В. Освоение семейной проблематики как актуальная задача повышения квалификации специалистов в области музыкального обучения / Л.В. Матвеева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы VII всерос. науч.-практ. конф., Челябинск, 15—16 февр. 2006 г. – В 6 ч. –/ Челяб. ин-т доп. проф.-пед. образования. – Челябинск : Образование, 2006. – Ч. 4. – С. 63–66. – 0,4 п. л.
45. Матвеева, Л.В. Проблемы музыкального образования в отечественной детской литературе второй половины ХХ века / Л.В. Матвеева //Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. статей и материалов всерос. науч.-практ. конф., Коломна, 28–29 апр. 2006 г. / Коломен. гос. пед. ин-т. – Коломна, 2006. – С. 163−166. − 0,5 п. л.
46. Матвеева, Л.В. Экологические основы семейно-воспитательных традиций дохристианской Руси / Л.В. Матвеева //Экологическая педагогика : сб. науч. статей по материалам XII междунар. конф. «Экологическое образование в период детства: региональный подход», Екатеринбург, 3 апр. 2006 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – С. 256–263. – 0,8 п. л.
47. Матвеева, Л.В. Современные традиции семейного воспитания и музыкальное образование / Л.В. Матвеева // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 8. – С. 42–43. – 0,3 п. л.
48. Матвеева, Л.В. The standards of children’s music education and their transformation according to the demands of modern family / Л.В. Матвеева // European journal of natural history. – 2006. – № 4. – С. 78–79. – 0,3 п. л.
49. Матвеева, Л.В. Музыкально-эстетический компонент модели воспитания ребенка в дворянской семье / Л.В. Матвеева // Проблемы современного музыкального образования : межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 5 / Чуваш. гос пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары, 2006. – С. 12–18. – 0,5 п. л.
50. Матвеева, Л.В. Образовательная функция семьи и музыкальное образование ребенка в контексте отечественных моделей семейного воспитания (вторая половина ХХ–начало ХХI в.) / Л.В. Матвеева // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски : материалы всерос. науч.-практ. конф. студ. и молодых ученых. – Екатеринбург, 12–13 апр. 2007 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – С. 82–91. – 0,8 п. л.
51. Матвеева, Л.В. Role of family in musical education of a child as object to study in the system of training a musician-teacher (according to demands of state educational standards of higher pedagogical education) / Л.В. Матвеева //European journal of natural history. – 2007. – № 3. – С. 137–138. – 0,3 п. л.
52. Матвеева, Л.В. Музыка в жизни семьи с позиций функционального подхода [Текст]/ Л.В. Матвеева // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски : материалы всерос. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 24 апр. 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – С. 121–132. – 0,8 п. л.
53. Матвеева, Л.В. Реализация музыкально-образовательного направления в семейном воспитании ребенка с позиций родительства [Текст] / Л.В. Матвеева // Актуальные проблемы теории и практики музыкального и художественного образования : межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т ; Перм. гос. ин-т искусства и культуры. — Екатеринбург–Пермь, 2009. − С. 112−121. – 0,7 п. л.
54. Матвеева, Л.В. Проблемы реализации музыкально-образовательного направления в семейном воспитании ребенка в трудах представителей отечественной педагогики второй половины XIX–начала ХХ века [Текст] / Л.В. Матвеева // Музыкальное и художественное образование детей и юношества : теоретические и практические аспекты : межвуз. сб. науч. тр. /Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2009. − С. 78−84. − 0,6 п.л.