Научная тема: «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Методологические основания стратегического управления образовательными системами включают в себя: 1) систему принципов построения теории управления, практическое выполнение которых обеспечивает выявление всех факторов, обеспечивающих качество решения и его реализацию, а также оценку решений в области стратегического управления качеством профессиональной подготовки в вузе с помощью принятой системы критериев и показателей: - базовые принципы стратегического управления качеством профессиональной подготовки в вузе: системность, целенаправленность, результативность, - определяют требования к стратегическому управлению (планомерность, целостность, научность, прогностичность);- принципы формирования системы стратегического управления качеством профессиональной подготовки в вузе: системно-целевой, иерархичности, целостности, эволюционности, - определяют требования к системе стратегического управления качеством профессиональной подготовки (устойчивость, адаптивность, открытость, рациональность);- принципы формирования процесса стратегического управления качеством профессиональной подготовки: непрерывности, цикличности, динамичности, оптимальности, - определяют требования к процессу управления (оперативность, эффективность, адаптивность). 2) закономерности управления качеством профессиональной подготовки в вузе:-целостность и единство системы управления качеством профессиональной подготовки в вузе; -нелинейность управления качеством профессиональной подготовки в вузе;-ценностный характер управления качеством профессиональной подготовки в вузе; -прогностичность (опережающий характер) управления качеством профессиональной подготовки в вузе;-интегративность управления качеством профессиональной подготовки в вузе на основе комплекса обратных связей.
  2. Теория стратегического управления качеством профессиональной подготовки специалистов в вузе представляет собой сложную целеориентированную динамическую систему управления, базирующуюся на личностно-деятельностном, диалогическом (полисубъектном), куль­турологическом, антропологическом и генетическом принципах, аккумулирующую перспективные направления развития системы профессиональной подготовки в вузе на основе понимания ее качества как универсаль­ного метафактора, интегрирующего общекультурные и профессиональные знания в социально-профессиональной компетентности.1.
  3. Концепция стратегического управления качеством профессиональной подготовки в вузе представляет собой сложную динамическую систему теоретико-методологических и технологических знаний-смыслов, которая открывает новое научное направление в области повышения эффективности и качества профессиональной подготовки студентов вуза: через определение новых концептуальных оснований процесса, обеспечивающих получение нового его качества (интеграционного единства личностно-ориентированного, деятельностного и диалогического - в подсистеме «личность»; приоритете культурологического при единстве антропологического, генетического и исторического - в подсистеме «образовательный процесс»; учете потребностей профессионального рынка труда - в подсистеме «результат - качество»); через определение основ его содержания, ориентированного на социокультурные показатели данного качества; через определение и отработку механизмов преобразования и интенсификации позитивных количественных изменений параметров образовательного процесса в новые качественные аналоги, соответствующие значениям интенсивности качеств.
  4. Модель стратегического управления качеством профессиональной подготовки в вузе основана на интеграции факторов, организующих систему управления, обусловлена временным, представляющим вектор куль­турно-исторического времени, субъектным, соотносимым с этапами (курсами) обучения студента в вузе, переводом количественно измеряемых факторов в их качественные аналоги, соответствующие значениям интенсивности качеств, создавая механизм преобразования любых признаков к единому основанию - качеству. Она состоит из трех блоков. Первый блок включает в себя методологические подходы, выработанные в теории и практике управления, которые используются для решения конкретных задач, ориентированных на позитивное качественное изменение какого-либо образо­вательного фактора. Второй блок модели стратегического управления качеством в вузе представлен теорети­ко-методологическими основаниями на общенаучном, практико-ориентированном, тактическом, конкретно-научном и факторном уровнях. Третий блок системы управления качеством профессиональной подготовки в вузе представлен подсистемой ценностной сущности компонентов и факторов образо­вания различной природы, в их числе: культура, компетент­ность и др.
  5. Стратегическое управление качеством профессиональной подготовки в вузе может быть реализовано при учете конкретных организационно-педагогических условий в рамках отдельно взятого вуза, которые предполагают разработку информационного, организационного и социально-психологического обеспечения управленческой деятельности. Причем:- сформировавшаяся информационная база стратегического управления профессиональной подготовки используется в качестве комплексного средства ее совершенствования. Существенным при­знаком эффективности информационного обеспечения стратегического управления качеством профессиональной подготовки является возможность системы обеспечить проблемное осмысление инфор­мации всеми субъектами управления (руководителями, службой качества, профессорско-преподавательским составом). Среди стандартных процедур-функций информационного обеспечения управления качеством для вузовского образования наиболее эффективной является бенчмаркинг.- организационное обеспечение стратегического управления качеством профессионального образования должно учитывать следующие положения:- для ликвидации двойственности организационной структуры нужно ориентировать все основные подразделения вуза на реализацию миссии и стратегических целей университета;- функции управления ректората должны смещаться в зоны планирования и анализа результатов выполнения планов, а функции служб ректората - в зоны качественного выполнения стандартных процессов и процессов непрерывного совершенствования своей деятельности;- трансформация культуры управления должна начинаться со смены приоритетов - рассмотрение информацион­ного обеспечения должно предшествовать рассмотрению материально-энергетического; - каждый из учебных курсов выступает одновременно в роли и «поставщика» и «потребителя», то есть каждый преподаватель выдвигает требования к качеству преподавания «чужих» дисциплин и удовлетворяет запросы преподавателей к качеству процессов и результатов своей деятельности.
  6. Социально-психологическое обеспечение стратегического управления качеством профессиональной подготовки студентов в вузе включает в себя: управление социальным развитием организации; социально-психологический климат и доминирующий стиль руководства в коллективе; мотивация профессиональной деятельности в режиме стратегического управления; управление инновациями; развитие корпоративной культуры; управление конфликтами и стрессами; управление безопасностью; поддержание работоспособности коллектива; оценка труда; обучение и повышение квалификации персонала; адаптация и готовность к профессиональной деятельности в режиме стратегического планирования.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Бадаян И.М. Тенденции развития образовательных систем и стратегические приоритеты профессионального образования [Текст] / И.М. Бадаян / Научные исследования: информация, анализ, прогноз : Монография / [И.М. Бадаян, Н.В. Валуйский, С.О.Гаврилов и др.]; под общ. Ред. проф. О.И.Кирикова. – Книга 16. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 499 с. – 1,3 п.л.

2. Бадаян И.М. Концептуальное обоснование стратегического управления качества профессионального образования [Текст] / И.М. Бадаян / Научные исследования: информация, анализ, прогноз : Монография / [И.М. Бадаян, Н.В. Валуйский, С.О.Гаврилов и др.]; под общ. Ред. проф. О.И.Кирикова. – Книга 20. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 356 с. – 2,1 п.л.

3. Бадаян И.М. Концепция и методология стратегического управления качеством профессиональной подготовки специалистов в вузе : Монография. [Текст] / И.М. Бадаян. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство. 2009. – 15,2 п.л.

4. Бадаян И.М. Стратегическое управление качеством профессиональной подготовки специалистов в вузе : Монография. [Текст] / И.М. Бадаян. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2009. – 17,22 п.л.

Научные статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК РФ

5. Бадаян И.М. Стратегические приоритеты современного профессионального образования [Текст] / И.М. Бадаян. // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2005. - № 4. – 0,5 п.л.

6. Бадаян И.М. Теоретико-методологические аспекты стратегического управления образовательными системами [Текст] / И.М. Бадаян. // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2005. - № 4. – 0,5 п.л.

7. Бадаян И.М. Способы и средства организации стратегического управления образовательными системами [Текст] / И.М. Бадаян. // Известия ТРТУ. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - № 13 (68). – 0,5 п.л.

8. Бадаян И.М. Бенчмаркинг в системе стратегического управления качеством профессиональной подготовки в вузе [Текст] / И.М. Бадаян. // Известия ТРТУ. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - № 13 (68). – 0,5 п.л.

9. Бадаян И.М. Стратегическое управление качеством образования: теоретико-методологические основы [Текст] / И.М. Бадаян. // Вестник Университета Российской академии образования. – 2009. – №2. – 0,5 п.л.

10. Бадаян И.М. Научные предпосылки теории управления качеством образования [Текст] / И.М. Бадаян. // Гуманизация образования. – 2009. - №4. – 0,5 п.л.

11. Бадаян И.М. Современное состояние проблемы организации

управления в образовательных системах [Текст] / И.М. Бадаян. // Гуманизация образования. – 2009. - №5. – 0,5 п.л.

Научные статьи, доклады, тезисы

12. Бадаян И.М. Развитие личностных качеств студентов в процессе вузовского обучения [Текст] / И.М. Бадаян. // Российский вуз: в центре внимания – личность (проблемы воспитания): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 1999. – Т.3. – 0,3 п.л.

13. Бадаян И.М. Роль информационных технологий в проектировании образовательных систем [Текст] / И.М. Бадаян // Информационные технологии в управлении учебным процессом вуза: материалы 2-й Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. – Владивосток: Изд-во ДГУ, 2001. – 0,3 п.л.

14. Бадаян И.М. Современная концепция качества подготовки специалиста: постановка проблемы [Текст] / И.М. Бадаян // Качество образования. Проблемы и перспективы взаимодействия вузов Санкт-Петербурга с регионами России в контексте модернизации образования: Материалы V межрегиональной научно-практической конференции. – СПб, 2002. – 0,2 п.л.

15. Бадаян И.М. Педагогические аспекты современной теории управления [Текст] / И.М. Бадаян. // Россия на рубеже тысячелетий: Итоги и проблемы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Армавир, 2000. – 0,3 п.л.

16. Бадаян И.М. Использование базовых положений и методов TQM (Всеобщего управления качеством) в образовании [Текст] / И.М. Бадаян. // Тезисы докладов Второй Всероссийской конференции «Развитие системы тестирования в России». Ч.1. - М.: «Прометей», 2000. – 0,3 п.л.

17. Бадаян И.М. Принципы и закономерности развития и функционирования вуза в новом режиме [Текст] / И.М. Бадаян. // Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование, обучение и развитие управленческого персонала в высших учебных заведениях». Сборник статей. – Пенза, 2003. – 0,3 п.л.

18. Бадаян И.М. Междисциплинарные основы теории стратегического управления качеством образования [Текст] / И.М. Бадаян. // Теория и практика межпредметных связей в системе образования: Межвузовский сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ. 2003. – 0,25 п.л.

19. Бадаян И.М. Современные подходы к формулированию конкурентных стратегий вузов. [Текст] / И.М. Бадаян. // Актуальные проблемы педагогической диагностики и мониторинга системы образования: Сб. науч. тр. / Науч. ред. Е.А. Михайлычев. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2003. – 0,5 п.л.

20. Бадаян И.М. К вопросу о построении и развитии непрерывного профессионального образования [Текст] / И.М. Бадаян. // Художественно-эстетическая подготовка будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования: Материалы международной научно-практической конференции (7-9 апреля 2004 года) в 3-х частях. Часть 1. – Липецк: НИЦ ЛГПУ. – 2004. - 0,22 п.л.

21. Бадаян И.М. Социокультурные показатели качества профессиональной подготовки в вузе [Текст] / И.М. Бадаян. // Вопросы воспитания: теория и практика (выпуск 12): Сборник материалов для учителей, преподавателей вузов, студентов по изучению курса педагогики, методики воспитательной работы, основ педагогического мастерства.- Пятигорск: ПГЛУ, 2004.- 0,3 п.л.

22. Бадаян И.М. Основы проектирования современных управленческих систем стратегического характера [Текст] / И.М. Бадаян. // Современные технологии обучения «СТО-2004» / Сборник материалов X Международной конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. электротехнического ун-та, 2004. –0,2 п.л.

23. Бадаян И.М. Содержание и показатели качества образования [Текст] / И.М. Бадаян. // Проблема современного образования в школе и вузе: Сборник материалов международной конференции.- Ульяновск: УлГПУ, 2004. - 0,22 п.л.

24. Бадаян И.М. Проблема качества в современной педагогике: генезис

и современное состояние образования [Текст] / И.М. Бадаян. //Проблемы качества образования в современном обществе: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2004. – 0,3 п.л.

25. Бадаян И.М. Концептуальное обоснование стратегического управления качества профессионального образования [Текст] / И.М. Бадаян. // Образование через науку: Тезисы докладов Международной конференции. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. –0,2 п.л.

26. Бадаян И.М. Тенденции развития образовательных систем современности [Текст] / И.М. Бадаян. // Современные естественно-научные и гуманитарные проблемы: Сборник трудов научно-методической конференции. – М.: Логос, 2005. – 1,0 п.л.

27. Бадаян И.М. Логико-методологический анализ теории как целостного научного знания [Текст] / И.М. Бадаян. // Актуальные проблемы науки в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 3. Том 1. – Пенза – Кузнецк, 2005. – 0,36 п.л.

28. Бадаян И.М. Социальные и научные детерминанты разработки педагогической теории управления качеством [Текст] / И.М. Бадаян. // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Ч.4 / Отв. ред. Н.Н.Болдырев. – Тамбов: Першина, 2005. – 0,22 п.л.

29. Бадаян И.М. Управление качеством профессиональной подготовки как ключевая проблема современного образования [Текст] / И.М. Бадаян. // Эффективность образования в условиях его модернизации: Материалы Международной научно-практической конференции, 26 – 28 апреля 2005 года, г. Новосибирск. В 3 частях. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – Часть 3. – 0,51 п.л.

30. Бадаян И.М. Стратегическое управление качеством – ориентир вузовского образования [Текст] / И.М. Бадаян. // Экономические и социально-экономические преобразования в системе устойчивого развития Северо-Кавказского региона: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Майкоп, 2006. - С. 5-10.

31. Бадаян И.М. Организационная структура стратегического управления качеством профессиональной подготовки [Текст] / И.М. Бадаян. // Материалы Международной научно-практической конференции. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. – Ч. 1. – 0,5 п.л.

32. Бадаян И.М. Работа с педагогическим персоналом в условиях стратегического планирования развития вуза [Текст] / И.М. Бадаян. // Педагогика и жизнь: Международный сборник научных трудов / под общ. ред. О.И. Кирикова. – Вып.3. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 0,5 п.л.

33. Бадаян И.М. Социокультурные ценности современного высшего образования [Текст] / И.М. Бадаян. // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» 8-10 октября 2008 г. – Кисловодск: Изд-во «Тьютор». – 0,3 п.л.

34. Бадаян И.М. Информационное обеспечение стратегического управления качеством профессионального образования [Текст] / И.М. Бадаян. // Человек и общество: на рубеже тысячелетий : международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск XLI. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 0,5 п.л.

35. Бадаян И.М. Стратегическое управление качеством образования средствами бенчмаркинга [Текст] / И.М. Бадаян. // Известия ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - №1. – 0,6 п.л.

36. Бадаян И.М. Социально-психологическое обеспечение стратегического управления качеством профессионального образования [Текст] / И.М. Бадаян. // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы гуманитарных, технических и естественных наук». – Георгиевск, 2009. – 0,2 п.л.

37. Бадаян И.М. Моделирование стратегического управления качеством профессионального образования [Текст] / И.М. Бадаян. // «Актуальные проблемы науки и образования»: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2009. – 0,3 п.л.

38. Бадаян И.М. Этапы внедрения TQM-подхода в управление образовательными учреждениями [Текст] / И.М. Бадаян. // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании : сборник статей XVII Международной научно-методической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. - 0,3 п.л.

39. Бадаян И.М. Методологические основы стратегического управления качеством профессионального образования [Текст] / И.М. Бадаян. // Философия отечественного образования: история и современность. Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции: МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009. – 0,3 п.л.