Научная тема: «ПОСТДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Методологической базой исследования и проектирования постдипломной подготовки педагога-музыканта являются целостный, культурологический и личностно-деятельностные подходы, обеспечивающие способы формирования научного знания об объектах и явлениях данного этапа непрерывного профессионального образования педагога-музыканта и выделенные исходя из специфики отношений человека и искусства; положения, определяющие представления о приоритетах в содержании его профессиональной деятельности:  центрированности системы музыкального образования ребенка на проблемах человеческого бытия, вытекающее из восприятия музыки в ее человековедческом измерении, что раскрывается через актуализацию духовных основ ее содержания, видения в этом содержании единичных фактов, воплощающих собой самоценность и автономность явлений и процессов, наполняющих мир бытия ребенка в культуре, что определяет обращение к категории «музыкальная деятельность», отражающей в своем содержании специфику деятельной взаимосвязи ребенка с музыкой, где их отношения строятся как встречное движение;  понимании музыкальной деятельности в ее бытийном образе, вытекающего из существующего многообразия способов взаимосвязи человека с музыкой и определяющего рассмотрение музыкальной деятельности как «единораздельной целостности» (А. Ф. Лосев), включающей познавательный, оценочный, коммуникативный и преобразовательный аспекты. Их слияние отражается в эстетических, духовных, креативных, практических, художественных свойствах, содержание которых отражает специфику предмета музыкальной деятельности как педагогического феномена, которая раскрывается через категорию отношения;  концентрации многообразного содержания культуры в музыкальной деятельности, что определяет направления реализации музыкальной деятельности ребенка в образовательном процессе: мир музыки, который представлен ценностями культуры; способы взаимосвязи с миром музыки, которые представлены нормами и правилами жизнедеятельности человека в культуре; внутренний мир человека, что отражается в смыслах его обращения к культуре;  субъектном начале музыкальной деятельности ребенка, что обусловлено  пониманием субъектности как деятельной сущности человека, позволяющей образовывать связи, посредством которых осуществляются взаимодействие ребенка с музыкой; субъектные характеристики ребенка в музыкальной деятельности  включают: деятельную активность, саморегуляцию, рефлексию, переживание, эмоции, практические, интеллектуальные и художественные способности.
  2. Приоритеты в содержании профессиональной деятельности педагога-музыканта обусловлены задачами реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка, которая представляет совокупность возможностей, обусловливающих установление взаимосвязей ребенка с музыкой, при которых происходит изменение в художественной позиции ребенка, характерными чертами которой являются образное восприятие действительности, ценностно-смысловое отношение к миру, художественные формы внешнего выражения и деятельное воплощение; качественное состояние музыкальной деятельности, представленное в пяти уровнях: рефлекторно-реактивный, репродуктивно-подражательный, вариационно-поисковый, реструктивно-эвристический, конструктивно-преобразующий. Развивающий потенциал музыкальной деятельности ребенка реализуется во взаимной обусловленности трех аспектов: исполнительском - как освоение различных художественных моделей взаимодействия ребенка с миром музыки (включает три группы действий: дебютные, инструментальные, импровизационные); слушательском - как погружение в ценностный мир музыки и «превращение» этих ценностей в свои смыслы (включает три группы действий: вживание, адекватное слышание, контекстное слышание); авторском - как открытие художественного Я, которое находит воплощение в творческих продуктах (включает три группы действий: воссоздания, перевоссоздания, создания).
  3. Целевые установки постдипломной подготовки педагога-музыканта выделяются исходя из становление его гуманитарного мировосприятия, которое определяется как профессиональная способность «видеть мир в единстве» (П. А. Флоренский) и понимать гуманитарную сущность педагогических объектов. Данная способность находит проявление в различных видах деятельности педагога-музыканта (целеполагание, проектирование, конструирование, оценивание), направленных на построение целостного характера учебно-воспитательного процесса. Архитектоника гуманитарного мировосприятия педагога-музыканта отражается в трех формах переживания его профессионального бытия: эмоционально-образное отражение (музыка, дети), благодаря которому бытийный образ музыкальной деятельности обретает ощущаемые границы, а также, дает возможность соблюдать меру, в отношениях с музыкой и детьми; рационально-логическое приятие (музыка, дети), отвечающее за логическую обоснованность устанавливаемых взаимосвязей педагога с детьми и музыкой, помогающее предвидеть альтернативные ходы в реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка, возможность выбора различных способов действий; мотивационно-ценностное отношение (профессиональное бытие), задающее ориентировку практической деятельности, определяющее выбор воспитательных позиций. Основанием для целеполагания в постдипломной подготовке педагога-музыканта служит динамическая модель становления его гуманитарного мировосприятия, в которой выделяются четыре стадии: инструментально-техническая (объектное самоотношение, которое переносится и на ребенка, характер деятельности зависит от эмоционального состояния педагога), нормативно-стандартная (доминирование внешних требований, в которых растворяется индивидуальность самого педагога), проектно-конструктивная (осознание педагогом своей субъектности и принятие ребенка как субъекта), рефлексивно-креативная (гармоничная согласованность интеллектуальной и чувственной сторон сознания). Динамика становления гуманитарного мировосприятия педагога-музыканта раскрывается в нахождении личностных смыслов во взаимодействии с музыкой и детьми, стимулируется возможностью свободного выбора содержания, форм, методов постдипломного образования, креативного самоосуществления своего творческого Я, рефлексивного самосознания, позволяющего увидеть новые горизонты для своей профессиональной деятельности.
  4. Постдипломная подготовка педагога-музыканта определяется системой трех принципов:  принцип дополнительности обусловливает предоставление возможностей педагогу для свободного выбора содержания (в соотнесении с содержанием базового профессионального образования), форм (повышение квалификации, переподготовка, стажировка, самообразование) и методов (сочетание различных педагогических ситуаций постдипломного образования: ситуации-размышления, ситуации-открытия, ситуации-перспективы), обусловливающих создание пространства профессионально-личностного развития педагога; принцип культуротворчества обусловливает предоставление возможностей педагогу для креативного самоосуществления при выборе содержания (оно определяет инструментальный план профессиональной деятельности педагога-музыканта), интерактивных, диалогических методов (они позволяют объективировать творческие силы педагогов), условий (мотивируют педагога на разработку собственной методической продукции), подготовке социально-культурных технологий реализации музыкальной деятельности (фестивали, конкурсы, творческие мастерские);  принцип проективности обусловливает предоставление педагогу возможностей для рефлексивного самосознания своей профессиональной деятельности в процессе постдипломного образования, конструируемого на основе модульной системы; в поддержании активной творческой позиции педагога по отношению к самому процессу постдипломной подготовки; в формах организации процесса постдипломной подготовки, основанной на выявление и обобщение педагогического опыта.
  5. Программно-методическое обеспечение постдипломной подготовки педагога-музыканта определяется в соответствии с тремя периодами: в первом периоде на основе осмысления имеющегося профессионального опыта педагога, моделируется гуманитарный характер его деятельности, через теоретическое осмысление характеристик развивающего потенциала музыкальной деятельности, что обеспечивается в форме курсов повышения квалификации с помощью программ, содержание которых охватывает широкий спектр проблем реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка, и методов контент-анализа, рефлексивных контрастов, синектики, обобщения педагогического опыта, создания методического портфолио; во втором периоде в реальной практической деятельности педагога-музыканта в форме мастер-классов, стажировок, научно-практических конференций, проблемных семинаров, опытно-экспериментальной работы, творческих фестивалей и конкурсов создаются условия, позволяющие реализовать, созданные в первом периоде постдипломной подготовки теоретические модели реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка, что обеспечивается с помощью программ, акцент в которых делается на самостоятельную работу педагогов, выражающейся в разработке и реализации методических материалов, открытых уроков, творческих проектов; методами работы с педагогом становятся анализ конкретных ситуаций, проведение творческих мастерских и лабораторий, реализация проектов, индивидуальные консультации, видеосъмка, создание методического портфолио; третий период в форме тематических семинаров и курсов повышения квалификации направлен на аспектное совершенствование профессионального мастерства педагога, формирование практических навыков по реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка, что обеспечивается с помощью программ, содержание которых дифференцировано в соответствии с отдельными аспектами реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка, и методов анкетирования, лекций с элементами диалога, проектов, методического портфолио, тьюторского сопровождения.
Список опубликованных работ
Научные статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ

1. Затямина, Т. А. Музыкальная деятельность как способ бытия человека в культуре [Текст] / Т. А. Затямина // Известия. — 2006. — № 4. — С. 17–22. (0,6 п.л.)

2. Затямина, Т. А. Компьютерные технологии на уроке музыки [Текст] / Т. А. Затямина // Искусство в школе. — 2006. — № 5. — С. 41–43. (0,3 п.л.)

3. Затямина, Т. А. «Покумимся, кума, покумимся…» [Текст] / Т. А. Затямина // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 7. — С. 45–49. (0,5 п.л.)

4. Затямина, Т. А. Педагогический форум учителей искусства [Текст] / Т. А. Затямина // Искусство в школе. — 2007. — № 3. — С. 62. (0,25. п.л.)

5. Затямина, Т. А. Развивающий потенциал музыкальной деятельности ребенка: процессуальный аспект [Текст] / Т. А. Затямина // Известия. — 2009. — №1. — С. 27–31. (0,41 п.л.)

6. Затямина, Т. А. Гуманитарное мировосприятие как профессиональная способность педагога-музыканта [Текст] / Т. А. Затямина // Известия. — 2009. — №4. — С. 34–37. (0,33 п.л.)

7. Затямина, Т. А. Становление гуманитарного мировосприятия педагога-музыканта в непрерывном образовании [Текст] / Т. А. Затямина // Человек и образование. — 2009. — №2. — С. 41–47 (0,57 п.л.)

8. Затямина, Т. А. Реализация развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка как контекст постдипломной подготовки педагога-музыканта [Текст] / Т. А. Затямина // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — №4 (16). — С. 176-180 (0,8 п.л.)

Монографии

9. Затямина, Т. А. Подготовка педагога-музыканта в системе постдипломного образования: монография [Текст] / Т. А. Затямина — Волгоград: Перемена, 2008. С. 180. (12 п.л.)

10. Затямина, Т. А. Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности: монография [Текст] / Т. А. Затямина — Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2008. С. 172. (10,75 п.л.)

Научные статьи

11. Затямина, Т. А. Профессиональные затруднения учителей музыки как предпосылка их направленного развития в послевузовский период [Текст] / Т. А Затямина // Профессиональное развитие учителей в полслевузовский период непрерывного педагогического образования: сб. науч. и метод. тр. — Волгоград, 1998. — С. 62–66. (0,35 п.л.)

12. Затямина, Т. А. О критериях и способах оценки профессиональной деятельности учителя музыки в ходе аттестации [Текст] / Т. А. Затямина // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: матер. междунар. конф. — Москва, 1999. — С. 261–263. (0,25 п.л.)

13. Затямина, Т. А. Ценностно-антропологический подход как принцип построения уроков музыки в современной школе [Текст] / Т. А. Затямина //Человек в культуре России: матер. VII всерос. науч.-практ. конф. — Улья-новск, 2000. — С.89–90. (0,25 п.л.)

14. Затямина, Т. А. Уровни дифференциации деятельности учителя музыки [Текст] / Т. А. Затямина // Дополнительное профессиональное образование специалистов на современном этапе: концепции, содержание, технологии: матер. обл. науч.-практ. конф. — Волгоград, 2001. — С. 66–69. (0,3 п.л.)

15. Затямина, Т. А. Гуманитарное мировосприятие как основа для развития субъектных свойств педагога-музыканта [Текст] / Т. А. Затямина // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. — Волгоград, 2001. — С. 65–68. (0,3 п.л.)

16. Затямина, Т. А. Гуманитарное мировосприятие как цель дополнительного профессионального образования учителя музыки [Текст] / Т. А. Затямина // Дополнительное профессиональное образование — специалистов на современном этапе: концепции, содержание, технологии: матер. обл. науч.-практ. конф. — Волгоград, 2001. — С. 30–32. (0,25 п.л.)

17. Затямина, Т. А. Значение гуманитарного мировосприятия в профессионально-педагогической деятельности и поведении педагога-музыканта [Текст] Т. А. Затямина // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. — Волгоград, 2001. — С. 65–69. (0,4 п.л.)

18. Затямина, Т. А. Гуманитарное мировосприятие учителя музыки как условие формирования субъектных свойств личности ребенка [Текст] / Т. А. Затямина // Современное лицейское образование: воспитательные и профессио-нально-педагогические аспекты: материалы педагогических чтений «Лицей: ценности современного образования». — Волгоград. 2002. — С. 77–80. (0,3 п.л.)

19. Затямина, Т. А. Гуманитарная подготовка педагога-музыканта в ситуации курсового обучения [Текст] / Т. А. Затямина // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования. — Волгоград, 2002. — Вып. 8. — С. 76–79. (0,3 п.л.)

20. Затямина, Т. А. Единство художественного и научного как принцип курсового обучения педагога-музыканта определяющий условия становления его гуманитарного мировосприятия [Текст] / Т. А. Затямина // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: матер. Международной науч.-практ. конф. — Волгоград, 2003. — С. 211–214. (0,3 п.л.)

21. Затямина, Т. А. Методы самодиагностики как средство профессио-нально-личностного развития учителя-музыканта [Текст] / Т. А. Затямина // Педагогическая диагностика в воспитании: сб. науч. и метод. тр. — Волгоград, — 2003. — С. 31–35. (0,35 п.л.)

22. Затямина, Т. А. Развивающий потенциал уроков музыки как фактор воспитания субъектности школьников [Текст] / Т. А. Затямина // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования. — Волгоград, 2003. — С. 50–53 (0,3 п.л.)

23. Затямина, Т. А. Роль методологических знаний в становлении гуманитарного мировосприятия учителя музыки [Текст] / Т. А. Затямина // Повышение квалификации и переподготовка работников образования: теория и практика. — Волгоград, 2003. — С. 104–107. (0,3 п.л.)

24. Затямина, Т. А. Гуманитарная направленность музыкального образования в современной массовой школе [Текст] / Т. А. Затямина // Российское образование в условиях модернизации: становление нового качества образования. — Волгоград, 2004. — С. 41–43. (0,25 п.л.)

25. Затямина, Т. А. Становление гуманитарного мировосприятия педагога-музыканта как стратегия его профессионально-личностного развития в системе повышения квалификации [Текст] / Т. А. Затямина // Инновации как фактор модернизации образования взрослых: теория и практика: материалы Всероссийской конфер. — СПб., 2004. — С. 134–139. (0,4 п.л.)

26. Затямина, Т. А. Формирование профессиональных способностей как условие профессионального воспитания педагога (опыт осмысления проблемы) [Текст] / Т. А. Затямина // Профессиональное воспитание. — Волгоград, 2004. — С 81–87. (0,45 п.л.)

27. Затямина, Т. А. Гуманитарное мировосприятие как качество образованности педагога-музыканта [Текст] / Т. А. Затямина // Психолого-педагогическая подготовка специалиста: образование и образованность. — М., 2004. — С. 63–66. (0,3 п.л.)

28. Затямина, Т. А. Технология конструирования индивидуальной модели методической системы учителя как условие его подготовки к реализации развивающего потенциала музыкально-педагогической деятельности [Текст] / Т. А. Затямина // Сб. науч. работ. — Кривой Рог, 2004. — Вып. 9. — С. 133 — 137. (0,35 п.л.)

29. Затямина, Т. А. Методологические проблемы музыкального воспитания как гуманитарной практики [Текст] / Т. А. Затямина // Дело всей жизни. К 100-летию Дмитрия Борисовича Кабалевского: всерос. науч.-практ. конф. —Таганрог, 2004. — С. 10–15. (0,4 п.л.)

30. Затямина, Т. А. Подготовка учителя музыки на основе технологии межпредметного взаимодействия в системе дополнительного педагогического образования [Текст] / Т. А. Затямина // Совершенствование системы дополнительного педагогического образования в условиях модернизации российского образования: сб. матер. Межрегион. науч.-практ. конф. — Орен-бург, 2004. — С. 98–102. (0,35 п.л.)

31. Затямина, Т. А. Профессиональное развитие учителя музыки в системе постдипломного образования [Текст] / Т. А. Затямина // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. — Волго-град, 2004. — С. 395–408. (0,9 п.л.)

32. Затямина, Т. А. Разработка дидактических условий курсового обучения учителей музыки на основе принципа целостности [Текст] / Т. А. Затямина // Повышение квалификации специалистов в условиях модернизации образования: матер. междунар. науч.-практ. конф. — Шуя, 2004. — С. 104 — 107. (0,3 п.л.)

33. Затямина, Т. А. Проектирование музыкально-педагогического пространства в дошкольном образовательном учреждении с использованием регионального компонента традиционной народной культуры [Текст] / Т. А. Затямина // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и матер. по итогам науч. конф. — Волгоград, 2005. — Ч. 1. — С. 186–191. (0,35 п.л.)

34. Затямина, Т. А. Культурологическая модель воспитательного пространства в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т. А. Затямина // Воспитание личности в пространстве социальных ценностей: материалы областной науч.-практ. конф. — Волгоград, 2005. — С. 93 — 96. (0,3 п.л.)

35. Затямина, Т. А. Обучение педагога-музыканта в системе дополнительного профессионального образования [Текст] / Т. А. Затямина // Труды Минского института управления. — 2005. — № 2. — С. 109–115. (0,7. п.л.)

36. Затямина, Т. А. Об опыте использования педагогических технологий на уроках музыки [Текст] / Т. А. Затямина // Музыка в школе. — 2005. — № 5. — С. 28–33. (0,6 п.л.)

37. Затямина, Т. А. Организационно-педагогические условия создания класса художественно-эстетического профиля с музыкальным уклоном [Текст] / Т. А. Затямина // Модернизация системы образования в регионе: потенциал повышения квалификации и переподготовки работников образовательных учреждений: матер. регион. науч.-практ. конф. — Волгоград, 2005. — Ч. 1. — С. 140–145. (0,4 п.л.)

38. Затямина, Т. А. Подготовка педагога-музыканта к реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности как проблема профессионального образования [Текст] / Т. А. Затямина // Музыка и педагогика: матер. III междунар. науч.-практ. конф. «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта». — Казань, 2005. — Вып. 3. — С. 115–118. (0,3 п.л.)

39. Затямина, Т. А. Воспитание ребенка по канонам русской традиционной культуры [Текст] / Т. А. Затямина // Личность ребенка: социокультурные аспекты взаимодействия: матер. всерос. науч.-практ. конф. — Волгоград, 2006. — С. 89–94. (0,4 п.л.)

40. Затямина, Т. А. Слушательская компетентность и пути ее формирования в учебном процессе [Текст] / Т. А. Затямина // Системы компетентностного образования в инновационных учреждениях: научные основы и опыт: матер. педагогических чтений. — Волгоград, — 2006. — С. 90–94. (0,35 п.л.)

41. Затямина, Т. А. Традиционная народная культура в образовательной сфере [Текст] / Т. А. Затямина // Тары-бары — Волгорад, 2006. — С. 6–8. (0,25 п.л.)

42. Затямина, Т. А. Художественное образование в системе культурно-образовательного комплекса: в поисках оптимальной модели [Текст] / Т. А. Затямина // Реструктуризация образования в регионе: научные основы, пилотные проекты, потенциал повышения квалификации: сб. матер. по итогам международной науч.-практ. конф. — 2006. — С. 154–161. (0,45 п.л.)

43. Затямина, Т. А. Тьюторское сопровождение на курсах повышения квалификации [Текст] / Т. А. Затямина // Дополнительное профессиональное образование. — 2006. — № 5. — С. 27–30. (0,4 п.л.)

44. Затямина, Т. А. Музыкальная деятельность в контексте гуманитарного знания [Текст] / Т. А. Затямина // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания: материалы I международной научной сессии. — М., 2007. — Ч. 1. — С. 165–170. (0.25 п.л.)

45. Затямина, Т. А. «Учусь творить музыку» [Текст] / Т. А. Затямина // Инновационная деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании: потенциал, цели, содержание, эффективность: матер. педагогических чтений. — Волгоград, 2007. — С. 242–245. (0,3 п.л.)

46. Затямина, Т. А. Музыкальная деятельность ребенка как содержание современного урока музыки: теоретический аспект [Текст] / Т. А. Затямина // Урок в современном образовательном учреждении: теоретические модели, инновационный опыт, факторы и условия эффективности: материалы международных педагогических чтений. Волгоград — 17-18 апреля 2008 г. — Изд-во ВГИПК РО, 2008. С. 136 — 144. (0,4 п.л.)

47. Затямина, Т. А. Гуманитарные основы взаимосвязи человека и искусства [Текст] / Т. А. Затямина // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: матер. IV междунар. науч. конгресса, г. Волгоград 9-11 апреля 2008 г. — Волгоград, Волгоградское научное изд., 2008. — С. 237- 244. (0,5 п.л.)

48. Затямина, Т. А. «Понимание» музыкального текста как педагогический инструмент учителя [Текст] / Т. А. Затямина // Современное качество образования в инновационных учреждениях: научные основы, опыт, перспективы, достижения: материалы международных педагогических чтений. — Волгоград, 2008. — С. 172 — 175. (0,3 п.л.)

49. Затямина, Т. А. Взгляд на искусство в контексте гуманитарно-целостного подхода [Текст] / Т. А. Затямина // Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики в развитии образования. Кн. 1 Многообразие подходов: матер. всерос. науч.-практ. конф. — Краснодар, 2008. — С. 95 — 101. (0,45 п.л.)

50. Затямина, Т. А. Искусство в образовании человека: факторы времени [Текст] / Т. А. Затямина // Искусство — образование – дети: материалы городской науч.-практ. конф. — Волгоград, 2008. — С. 5–14. (0,7 п.л.)

51. Затямина, Т. А. Образ музыки в контексте гуманитарного знания (опыт методологической рефлексии) [Текст] / Т. А. Затямина // Инновационные техно-логии в музыкально-художественном образовании: сб. науч.-метод. тр. — Волгоград, 2008. — С. 87–99. (0,8 п.л.)

52. Затямина, Т. А. Образ гуманитарно-образовательного пространства: опыт методологической рефлексии [Текст] / Т. А. Затямина // Гуманитарно-образовательное пространство в инновационном учреждении: теория и практика. Матер. Всерос. конф. 15-16 апреля 2008 г. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. С. 7 — 13. (0,45 п.л.)

53. Затямина, Т. А. Реализация развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Т. А. Затямина // Педагогика искусства. — 2008. — № 4. — Режим доступа http://www.art-education.ru (0,95 п.л.)

54. Затямина, Т. А. Музыкальная деятельность ребенка в образовательном процессе: гуманитарно-целостный подход [Текст] / Т. А. Затямина // Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана. Матер. докладов ХХVII международных психолого-педагогических чтений — Ростов н/Д, 2009. С. 229 – 235. (0,9 п. л.)

Учебно-методические пособия

55. Затямина, Т. А. Тестовые формы контроля на уроках музыки [Текст]: учеб. пособие / Т. А. Затямина. — Волгоград, 2006. — 60 с. (3,8 п.л.)

56. Затямина, Т. А., Компьютерные технологии в музыкальном образовании: учебное пособие [Текст] / Т. А. Затямина, И. А. Кузибецкий. — Волгоград, 2006. — 50 с. (авт. 1,7 п.л.)

57. Затямина, Т. А. Конструирование современного урока музыки [Текст]: учеб. пособие / Т. А. Затямина. — М., 2007. — 117 с. (7,3 п.л.)

58. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. А. Затямина. — М., 2007. — 170 с. (10,6 п.л.)

59. Затямина, Т. А. Музыкальная ритмика [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова. — М., 2009. — 112 с. (3,5 п.л.)

Программы и рекомендации

60. Затямина, Т. А. Методика преподавания музыкального искусства в школе [Текст]: программа учеб. курса для студ. муз.-пед. спец. учрежд. высш. проф. образ. / Т. А. Затямина. — Волгоград, 2005. — 32 с. (2 п.л.)

61. Затямина, Т. А. Методическое портфолио музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст]: метод. рекомендации / Т. А. Затямина. — Волгоград, 2006. — 52 с. (3.25 п.л.)

62. Затямина, Т. А. Методическое портфолио учителя музыки: методические рекомендации [Текст] / Т. А. Затямина. — Волгоград, 2006. — 32 с. (2 п.л.)

63. Затямина, Т. А., Сборник рабочих программ по музыке [Текст] / Т. А. Затямина и др. — Волгоград, 2007. — 120 с. (в соавт., авт. 5,7 п.л.)