Научная тема: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЕЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Иноязычная подготовка является необходимой составляющей процесса самоопределения и самоорганизации студента технического вуза в рамках уровневой системы образования, реально помогающей ему при установлении профессиональной идентичности в современной информационной среде и, как 13 следствие, в повышении конкурентоспособности на российском и международном рынках труда.
  2. Применение когнитивного, информационно-синергетического и акмеологического подходов обеспечивает эффективность моделирования иноязычной составляющей подготовки специалистов технического профиля с целью ее совершенствования, что проявляется в расширении возможностей научно обоснованного выбора технологий, методов, организационных форм и средств обучения.
  3. В условиях уровневой системы высшего профессионального образования, предусматривающей структурирование учебного процесса и дифференциацию обучения ИЯ, контроль и оценку эффективности подготовки на каждом ее уровне, теоретическую основу для совершенствования подготовки специалистов технического профиля создают положения разработанной концепции моделирования ее иноязычной составляющей. Результатом практической реализации данной концепции выступает совокупность предлагаемых моделей (модельный ряд, включающий в себя, в том числе, структурную модель иноязычной подготовки будущих специалистов технического профиля; компетентностную модель выпускника в связи с иноязычной инженерной деятельностью; информационно-синергетическую модель - схему подготовки специалиста технического профиля; структурно- функциональные модели лингвообразовательной траектории обучающегося по видам речевой деятельности), являющаяся инструментом для построения эффективной лингвообразовательной траектории специалиста технического профиля.
  4. Педагогическими условиями формирования языковой личности профессионала технического профиля являются: - практическая реализация разработанных моделей иноязычной подготовки с учетом когнитивного и аксиологического аспектов, а также особенностей уровневой системы высшего профессионального образования; - комплексное взаимодействие компонентов систем профессиональной и иноязычной подготовки, таких как «Профильные технические классы (10-11 классы) общеобразовательной базовой школы» (довузовский этап), «Факультатив по ИЯ для студентов технического вуза (3-5 курсы)», «Адресная подготовка к иноязычной инженерной деятельности в рамках специализации (5-6 курсы)»; - реализация продвижения обучающегося по лингвообразовательной акметраектории в формируемой в техническом вузе модельной информационной среде, приводящая к росту его социально-профессиональной компетентности; - создание учебно-методического обеспечения лингвообразовательного процесса, определяющего интегрирование лингвистического компонента в структуру личности профессионала, при целенаправленном выборе технологий обучения, в том числе, учебно-методического обеспечения профессионально ориентированного виртуального тренажера для адресной иноязычной подготовки специалиста и формирования его профессионально важных качеств; - обеспечение на основе информационно-синергетического подхода методической преемственности иноязычной подготовки при продвижении по уровням образования и ее комплементарности относительно дисциплин негуманитарных циклов; - обеспечение непрерывности, профессиональной ориентированности и практической направленности иноязычной подготовки будущих специалистов в образовательной среде технического вуза.
  5. Разработанная комплексная схема оценки результатов обучения различным видам деятельности с учетом компетентностного подхода, характеризующаяся минимально необходимым ресурсом, интенсивностью и интерактивностью связи «преподаватель - студент» и предусматривающая четкий алгоритм обработки результатов опытно-экспериментального обучения с определением оценочных показателей и установлением их весовых коэффициентов, проведением контрольных срезов, статистической обработкой результатов, построением лепестковых диаграмм для коэффициентов усвоения по оценочным показателям, графической интерпретацией образовательной траектории обучающегося (в виде линии оценки результатов обучения), формулированием оценок и рекомендаций, эффективна для решения задач диагностирования процесса обучения.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Леушина, И.В. Вопросы подготовки кадров к иноязычной инженерной деятельности / И.В. Леушина // Информационные технологии в проектировании и производстве. – 2002. – №4. – С. 89-91.

2. Леушина, И.В. «Язык» в системе непрерывного образования / И.В. Леушина, И.Е. Илларионов // Высшее образование в России. – 2003. - №2. – С. 77 – 79.

3. Леушина, И.В. Методическая система профессиональной подготовки металлургов в Нижегородском государственном техническом университете (НГТУ) / О.С. Кошелев, И.О. Леушин, И.В. Леушина // Известия высших учебных заведений. Черная металлургия. – 2004. - №9. – С.74 – 76.

4. Леушина, И.В. Моделирование в подготовке выпускников технических вузов / И.В. Леушина, И.О. Леушин // Известия высших учебных заведений. Черная металлургия. – 2005. - №12. – С. 58 – 60.

5. Леушина, И.В. Лингвопрофессиональная подготовка технических специалистов / И.В. Леушина, А.Н. Шамов // Высшее образование в России. – 2008. - №2. – С. 108 – 111.

6. Леушина, И.В. О пользе консерватизма при реформировании высшего технического образования / И.В. Леушина, И.О. Леушин // Высшее образование сегодня. – 2008. - №2. – С. 67 – 69.

7. Леушина, И.В. Оптимизация лингвообразовательной траектории студента технического вуза / И.В. Леушина // Акмеология. – 2008. - №2. – С. 57 – 60.

8. Леушина, И.В. Иноязычная подготовка в техническом вузе и проблема профессиональной идентичности выпускника / И.В. Леушина // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - №10. – С. 33 – 40.

9. Леушина, И.В. Оценка эффективности иноязычной подготовки специалистов технического профиля: алгоритм обработки результатов опытно- экспериментального обучения / И.В. Леушина // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - №11. – С. 159 – 168.

10. Леушина, И.В. Внутренняя синергетика иноязычной подготовки в техническом вузе / И.В. Леушина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – 2008. – № 9 (33). – С. 220 – 222.

11. Леушина, И.В. Формирование инженерного мышления и иноязычная подготовка: когнитивный подход / И.В. Леушина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. - №10. – С. 42 – 51.

12. Леушина, И.В. Теоретический аспект моделирования иноязычной подготовки студентов технического вуза / И.В. Леушина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2008. - №3(3). – С. 81 – 85.

13. Леушина, И.В. Формирование лингвокомпетентности студентов технического вуза в современной информационной образовательной среде / И.В. Леушина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. - №1(3). – С. 75 – 78.

Монографии, учебно-методические материалы

14. Леушина, И.В. Иностранный язык в системе подготовки специалистов технического профиля: монография / И.В. Леушина. – Н. Новгород: НГТУ, 2006. – 152с.

15. Леушина, И.В. Иноязычная подготовка студентов в образовательном пространстве технического вуза: информационный, когнитивный, акмеологический аспекты: монография / И.В. Леушина. – Н. Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2008. – 123с.

16. Леушина, И.В. Методические указания для работы в лингафонном кабинете групп студентов, аспирантов, референтов-переводчиков / Е.Н. Баранова, И.В. Барышева, И.В. Леушина. – Н.Новгород: НГТУ, 1995. – 51с.

17. Леушина, И.В. Книга для чтения на немецком языке: Методическая разработка для студентов специальности 110300 – Теплофизика, автоматизация и экология промышленных печей / И.В. Леушина. – Н.Новгород: НГТУ, 2000. – 22с.

18. Леушина, И.В. Методическая разработка по грамматике немецкого языка для учащихся профильных технических классов базовых школ / И.В. Леушина, А.В. Леднева, Л.Н. Каменская. – Н.Новгород: НГТУ, 2000. – 43с.

19. Леушина, И.В. Немецкий язык для специальных целей: Методическая разработка для практических и самостоятельных занятий студентов, магистрантов и аспирантов технических специальностей / Е.Н. Баранова, И.В. Леушина, В. Шмальтц. – Н.Новгород: НГТУ, 2005. – 33с.

20. Леушина, И.В. Факультет материаловедения и высокотемпературных технологий: Методическая разработка по немецкому языку / Е.Н. Баранова, И.В. Леушина, В. Шмальтц. – Н.Новгород: НГТУ, 2005. – 48с.

21. Леушина, И.В. Тестирование уровня знаний: Методическая разработка для студентов, магистрантов и аспирантов технических специальностей (немецкий язык) / Е.Н. Баранова, И.В. Леушина, Н.Н. Ковалева. – Н.Новгород: НГТУ, 2005. – 28с.

22. Леушина, И.В. Методическая разработка по аннотированию текстов научно-технического функционального стиля / И.В. Леушина, А.А. Попель, С.М. Слободянюк. – Н.Новгород: НГТУ, 2006. – 18с. 46

23. Леушина, И.В. Немецкий язык для специальных целей «Технический прогресс и его последствия» / Е.Н. Баранова, Е.П. Дупленко, И.В. Леушина. – Н.Новгород: НГТУ, 2006. – 37с.

24. Леушина, И.В. Немецкий язык для технических специальностей: учебное пособие / Е.Н. Баранова, И.В. Леушина, В. Шмальтц. – Н.Новгород: НГТУ, 2007. – 116с.

25. Леушина, И.В. Немецкий язык для специалистов: научно-техническое сотрудничество России и Германии (региональный компонент): учебное пособие / Е.Н. Баранова, И.В. Леушина, Н.Н. Ковалева. – Н.Новгород: НГТУ им. Р.Е.Алексеева, 2009. – 157с.

Научные статьи и тезисы докладов

26. Леушина, И.В. Развитие коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку студентов технического вуза / И.В. Леушина // Наука – производству: современные задачи управления, экономики, технологии, экологии в машино- и приборостроении: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Арзамас: Арзамасский филиал НГТУ, 1998. – С. 315.

27. Леушина, И.В. К вопросу об обучении диалогу – обмену мнениями студентов неязыкового вуза / И.В. Леушина, А.Н. Шамов // Подготовка к международному иноязычному профессиональному общению в неязыковом вузе: Сб. материалов Межвузовской научно-практической конференции.– М.: Билингва, 1999. – С. 32-33.

28. Леушина, И.В. Иностранные языки в системе непрерывной подготовки специалиста – нефилолога (из опыта работы НГТУ) / И.В. Леушина // Вестник Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета: Вып.2. Сб. 2. Гуманитарные и социально-экономические науки в контексте современных проблем: Сборник научных трудов / Отв. ред. Ю.Г. Кабалдин. – Комсомольск-на- Амуре: КнАГТУ, 2000. – С. 3-8.

29. Леушина, И.В. Факультатив по иностранному языку – необходимое звено в системе многоуровневой подготовки студентов технического вуза / И.В. Леушина, Л.Б. Шулындина // Организация процесса обучения студентов в магистратуре: Сб. материалов Всероссийской научно-методической конференции. – Н.Новгород: НГТУ, 2000. – С. 21 – 22.

30. Леушина, И.В. Аксиологический аспект изучения иностранного языка на старших курсах неязыкового вуза / И.В. Леушина // Творческий подход к реализации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: Тезисы докладов межвузовской научно- методической конференции «VIII Рязанские педагогические чтения» / Отв. ред. А.Н. Козлов. – Рязань: РГПУ, 2001. – С. 45-46.

31. Леушина, И.В. Задачи подготовки студентов по иностранному языку в условиях многоуровневой системы обучения в техническом вузе / И.В. Леушина // Известия Инженерно-технологической Академии Чувашской Республики. – 2001. – №4(25). – С. 354-357.

32. Леушина, И.В. О путях сближения учебного процесса в гуманитарном и техническом вузах (на примере иностранного языка) / И.В. Леушина // Новые технологии в машиностроении, металлургии, материаловедении и высшем образовании: Межвузовский сб. научных трудов. – Н. Новгород: НГТУ, 2001. – С. 400-403.

33. Леушина, И.В. Адресная языковая подготовка выпускников технического вуза / И.В. Леушина // Аэрокосмические технологии и образование на рубеже веков: Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции: В 3ч. / Под ред. Б.Н. Леонова. – Рыбинск: РГАТА, 2002. – Ч.3. – С. 90.

34. Леушина, И.В. Акметехнология обучения иностранному языку в техническом вузе как объект экспериментального исследования / И.В. Леушина 47 // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тезисы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород: ВГИПА, 2002. – С. 101-102.

35. Леушина, И.В. К вопросу о методах оптимизации процесса обучения иностранному языку в техническом вузе / И.В. Леушина // Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов III Международной научно- методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов: Том 2. – Н. Новгород: ВГИПА, 2002. – С. 133-134.

36. Леушина, И.В. Принцип непрерывности в языковой подготовке специалистов технического профиля / И.В. Леушина // Педагогическое обозрение. – 2002. – №3. – С. 51-55.

37. Леушина, И.В. Проблемы моделирования языковой личности и эффективности лингвообразовательного процесса / И.В. Леушина // Известия НАНИ ЧР. – 2002. – №3. – С. 113-117.

38. Леушина, И.В. Проектирование образовательной траектории при обучении иностранному языку студентов технического вуза / И.В. Леушина // Вестник Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета: Вып. 3. Сб. 3: Сборник научных трудов / Отв. ред. Ю.Г. Кабалдин. – Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2002. – С. 173-175.

39. Леушина, И.В. Структурирование и дифференциация процесса обучения иностранному языку в техническом вузе / И.В. Леушина // Аспирант: Сб. научных трудов аспирантов НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. – Вып. IV. Ч. I. – Н. Новгород: НГЛУ, 2002. – С. 70-74.

40. Леушина, И.В. Применение современных образовательных технологий для повышения эффективности системы обучения иностранным языкам в школе и вузе / И.В. Леушина, М.Н. Захаренкова // Иностранный язык и образовательное пространство в XXI веке: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. – Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2002. – С. 42-43.

41. Леушина, И.В. Формирование языковой личности профессионала в техническом вузе / И.В. Леушина // Региональные проблемы подготовки специалистов технического профиля: Сб. материалов Всероссийской научно- методической конференции. – Н.Новгород: НГТУ, 2002. – С. 230 – 232.

42. Леушина, И.В. Методическая преемственность при обучении иностранному языку в техническом вузе (в условиях многоуровневой образовательной системы) / И.В. Леушина // Актуальные проблемы прикладной лингвистики: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: ПГСХА, 2003. – С. 143 – 145.

43. Леушина, И.В. Выбор методической системы обучения студентов в условиях современной образовательной среды / И.В. Леушина, И.О. Леушин // Информационные технологии в учебном процессе: Сб. материалов Всероссийской научно-методической конференции. – Н.Новгород: НГТУ, 2003. – С. 47 – 48.

44. Леушина, И.В. Специальное учебно-методическое обеспечение подготовки к иноязычной инженерной деятельности на старших курсах технического университета / И.В. Леушина // Проблемы подготовки специалистов в технических университетах: Материалы 7-й Всероссийской научно-методической конференции по проблемам науки и высшей школы. – Н.Новгород: НГТУ – СПб.: СПбГПУ, 2003. – С. 356 – 357.

45. Леушина, И.В. Иноязычная подготовка как важный фактор обеспечения конкурентоспособности специалистов технического профиля на рынке труда / И.В. Леушина // Педагогическое обозрение. – 2004. - №1-2. – С. 67 – 71.

46. Леушина, И.В. Модель иноязычной подготовки будущих специалистов- металлургов / И.В. Леушина, И.Е. Илларионов // Образование. Наука. Производство. Инновационный аспект: Сб. трудов научно-практической конференции. – М.: МГОУ, 2005. – Вып. 3, Т. 1. – С. 46 – 50.

47. Леушина, И.В. Непрерывность иноязычной подготовки будущих специалистов технического профиля / И.В. Леушина // Проблема образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: ПГТА, 2006. – С. 214 – 216.

48. Леушина, И.В. Иноязычное образование в техническом вузе и инженерная деятельность (когнитивный аспект) / И.В. Леушина // Проблемы формирования социокультурной и когнитивной компетенций в практике преподавания иностранных языков: Межвузовский сб. научных трудов. – Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006. – С. 287 – 295.

49. Леушина, И.В. Комплементарно-вариативный подход как возможность оптимизации обучения иностранному языку в техническом вузе / И.В. Леушина // Информационные технологии в учебном процессе: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Н.Новгород: НГТУ, 2007. – С. 272 – 275.

50. Леушина, И.В. Подготовка учебного процесса в условиях действия Болонской декларации / И.В. Леушина, И.О. Леушин // Информационные технологии в учебном процессе: Материалы Всероссийской научно- методической конференции. – Н.Новгород: НГТУ, 2007. – С. 365– 369.

51. Леушина, И.В. Преподаватель и студент в учебно-воспитательном процессе / И.В. Леушина, С.В. Беляев // Российский студент – гражданин, специалист, исследователь: Материалы региональной научно-практической конференции. – Н.Новгород: НГТУ, 2007. – С. 217 – 218.

52. Леушина, И.В. Некоторые аспекты овладения иностранным языком студентами технического вуза / И.В. Леушина // Коммуникативно-когнитивный подход в реализации целей обучения иностранным языкам в школе и вузе: Межвузовский сб. научных статей. – Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. – С. 346 – 353.

53. Леушина, И.В. Роль текстов в информационно-познавательной деятельности студентов / И.В. Леушина // Формирование иноязычных компетенций на занятиях по иностранному языку в разных типах и видах учебных заведений: социокультурный и когнитивный аспекты: Межвузовский сб. научных статей. – Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2008. – С. 154 – 164.

54. Леушина, И.В. Перспективные задачи иноязычной подготовки студентов технического вуза / И.В. Леушина // Информационные технологии в учебном процессе: Материалы Всероссийской научно-методической конференции в рамках международного форума «Информационные технологии в управлении». – Н. Новгород: НГТУ, 2008. – С. 270 – 273.

55. Леушина, И.В. Лингвообразовательный аспект компетентностной модели выпускника технического вуза / И.В. Леушина // Проблемы разработки учебно- методического обеспечения перехода на двухуровневую систему в инженерном образовании: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – М.: Издательский дом МИСиС, 2008. – С. 79 – 85.

56. Леушина, И.В. Эмерджентность как следствие комплементарно- вариативного подхода к решению проблем иноязычной подготовки специалистов технического профиля / И.В. Леушина // Инновационные технологии современного учебного процесса: стратегия, задачи, внедрение: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Н.Новгород: НГТУ им. Р.Е.Алексеева, 2009. – С. 229 – 232.