- Современная стратегическая цель профессиональной подготовки педагогических кадров обусловлена личностно-образовательной парадигмой и социальными требованиями к личности учителя, связанными с необходимостью эффективного развития его профессиональной компетентности. Данная цель сформулирована следующим образом: развитие активной творческой личности учителя, овладевшей необходимой профессиональной культурой, проявляющейся в готовности и компетентности специалиста; личности учителя, диалогически открытой социокультурному миру, способной к общественным и межличностным взаимодействиям в контексте принципов духовности, нравственности и гуманизма. Реализация данной цели предъявляет соответствующие требования к качеству педагогического образования.
- Интегративное образовательное пространство педагогического вуза представляет собой многомерный социально-педагогический объект, который выступает ресурсом обеспечения качества профессиональной подготовки учителя и характеризуется ценностнообъединяющим единством взаимообусловленных, взаимодействующих кластеров-подпространств, функционирующих на основе приумножения и изменения ресурсных потенциалов входящих в их состав социально-педагогических систем, способствующих преемственности подготовки учительских кадров, расширению сферы социальных коммуникаций студентов, включению их в новые виды социально-педагогических практик, моделированию ситуаций развития педагогических компетенций и др. Структура интегративного образовательного пространства педагогического вуза включает в себя: базы педагогических практик; учреждения, осуществляющие опытно-экспериментальную работу; филиалы педагогического вуза; учреждения, обеспечивающие коррекционную помощь и социальную реабилитацию; учреждения художественно-эстетического профиля; магистратуру и аспирантуру; повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров. В системно-целостном аспекте обозначенные субъекты-учреждения интегративного образовательного пространства педагогического вуза реализуют скоординированные образовательные программы различных уровней и направлений в контексте общих интегративных и специфически-функциональных образовательных требований. При этом интеграция обеспечивает актуализацию и реализацию двух необходимых групп ресурсов: объектно-менеджерских и ситуативно-субъектных.
- Качество профессиональной подготовки учителей в условиях интегративного образовательного пространства педагогического вуза обусловлено соответствующими детерминантами, структурированными четырьмя иерархическими уровнями. Первый, общесоциальный государственный уровень определён следующими детерминантами: потребностями общества и государства в личности современного учителя и соответствующим социальным заказом на профессиональную подготовку такого специалиста, который конкретизирован в общегосударственных законодательных актах и нормативных документах. Второй общенаучный педагогический уровень представлен такими детерминантами, как: нормативной интеграцией и обеспечением качества профессиональной подготовки учителя под влиянием смыслового методологического поля личностно-образовательной парадигмы и соответствующей стратегической цели педагогического образования, а также достижениями педагогической науки в сфере передовых технологий профессионального образования. Третий уровень собственно интегративного образовательного пространства педагогического вуза обусловлен следующими детерминантами: единой методологической основой осуществления образовательного процесса, конкретными методологическими подходами в контексте личностно-образовательной парадигмы; общей интегрирующей образовательной целью; общим интегрирующим компонентом содержания педагогического образования; общими принципами разработки образовательных технологий; едиными принципами управления образовательным процессом; едиными критериями и показателями интегративности образовательного пространства педагогического вуза и качества профессиональной подготовки учителя; единой системой мониторинга обозначенной интегративности и качества. Четвертый уровень подпространств-кластеров интегративного образовательного пространства представлен следующими детерминантами: целями, содержанием и технологиями профессиональной подготовки учителя, обусловленными дифференциальной образовательной спецификой его подпространств. При этом важно, что обозначенная специфика в диалектической связи с выше определёнными детерминантами является ведущим условием дополнительных образовательных альтернатив для будущих учителей в системе их профессиональной подготовки.
- Концептуальное обоснование процесса проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза в системе обеспечения качества подготовки учителя представлено следующими смысловыми блоками: стратегиями его проектирования: мотивационно-ценностной, системно-структурной, социально-прагматической, критериально-оценочной; методологическими подходами проектирования: системно-деятельностным, интегративным, пространственным, кластерным, сруктурно-функциональным, синергетическим, компетентностным, аксиологическим; обобщенными концептуальными положениями теоретического характера: интегративное образовательное пространство педагогического вуза - это система социально-педагогического порядка, создаваемая как средство для достижения цели - качественной подготовки современного учителя; интегративное образовательное пространство педагогического вуза - целостная система, состоящая из элементов, частей, которые находятся в неразрывной связи между собой, образуя тем самым её структуру как целое, характеризующееся аспектом состояния и аспектом движения, развития /саморазвития; интегративное образовательное пространство педагогического вуза характеризуется своими функциями, через которые оно включается в более сложные системы - региональное образовательное пространство, российское образовательное пространство, мировое образовательное пространство; интегративное образовательное пространство педагогического вуза представляет собой открытую социальную систему, осуществляющую активное взаимодействие с другими социальными институтами, с одной стороны, и обеспечивает многообразие взаимоотношений его субъектов в данном пространстве, с другой стороны; интегративному образовательному пространству педагогического вуза присуща иерархичность строения, которая зависит от степени взаимосвязи его компонентов и кластеров-подпространств; проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза для обеспечения качества профессиональной подготовки учителя базируется на объединении и усилении ресурсов, входящих в его состав социально-педагогических систем; интегративное образовательное пространство вуза способствуeт более широкому и активному использованию вузовского потенциала в региональном развитии системы педагогического образования, внедрению учебных, методических, научных разработок, направленных на повышение качества профессиональной подготовки учителя.
- Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза представляет собой целенаправленную, творческую, последовательную деятельность по практической реализации гипотетических моделей (обобщенной базовой и частных моделей) качественной, открытой образовательной системы, реальной в контексте своего практического осуществления в образовательной деятельности высшего учебного заведения. При этом технология проектирования представляет собой упорядоченную логическую последовательность организационно-педагогических действий, операций и процедур создания и реализации проекта интегративного образовательного пространства педагогического вуза с целью обеспечения его функционирования как целостной многомерной реальности, обеспечивающей достижение высокого качества профессиональной подготовки учителя.
- Практическими результатами проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза в системе обеспечения качества профессиональной подготовки учителей являются: принятие каждым его субъектом соответствующей творческой позиции в структуре данного пространства; свободная маневренность ресурсами; согласованность целевых и ценностных ориентиров, мотивов, содержания, технологий деятельности; достижение благоприятного эмоционально-психологического комфорта в зонах совместной деятельности субъектов; использование диалектического единства процессов интеграции и дифференциации, предусматривающего рассмотрение интегративного образовательного пространства педагогического вуза как единораздельной целостности, проявление взаимозависимой автономии каждого подпространства при ориентации как на общие цели и ценности, так и на сохранение своей самобытной в способах организации и содержании деятельности; открытость и взаимодействие субъектов пространства; событийность; упреждающая координация деятельности; диалоговый режим функционирования; формирования зон развивающих возможностей субъектов с учётом предоставления вариативных образовательных услуг, комплексного использования ресурсных потенциалов.
1. Шумакова, А.В. Антропологический подход к исследованию проблем образовательного пространства: актуальность и направление научного поиска [Текст] / А.В. Шумакова // Научная мысль Кавказа (приложение). – Ростов-на-Дону. – 2005. – № 5 (73). – С.162-170.
2. Шумакова, А.В. Образовательное пространство как предмет научной рефлексии: возникновение и развитие понятия [Текст] / А.В. Шумакова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. – Ростов-на-Дону. – 2005. – С.85-89.
3. Шумакова, А.В. Сравнительная характеристика пространственного и системного подходов в проектировании современного образовательного процесса [Текст] / А.В. Шумакова // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: ТРТУ, 2006. – № 1 (56). – С. 40-48.
4. Шумакова, А.В. Непрерывная ступенчато-уровневая технология подготовки педагогических кадров в стратегии проектирования образовательного пространства вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – Ростов-на-Дону. – 2006. – С.74-80.
5. Шумакова, А.В. Проблемы проектирования образовательного пространства педагогического вуза в контексте современных модернизационных процессов [Текст] / А.В. Шумакова // Научная мысль Кавказа (приложение). – Ростов-на-Дону. – 2006. – № 2. – С. 264-271.
6. Шумакова, А.В. Характеристика научных подходов к рассмотрению понятия «образовательное пространство» [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – Москва. –2007. – № 1 (27). – С.124-127.
7. Шумакова, А.В. Исследование проблемы проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – Москва. – 2008. – № 3 (41). – С.159-161.
8. Шумакова, А.В. Методологические основы проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – Москва. – 2008. – № 7 (45). – С.195-197.
Монографии:
9. Шумакова, А.В. Содержание понятия «пространство» в образовании: антропологический контекст [Текст] // Методологические и теоретические проблемы детской и педагогической антропологии: коллективная монография / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. – Ставрополь: Сервисшкола, 2004. – С.62-77.
10. Шумакова, А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза в системе непрерывного профессионального образования: монография [Текст] / А.В. Шумакова. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006. – 340 с.
11. Шумакова, А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза в системе непрерывного профессионального образования (технологический аспект): монография [Текст] / А.В. Шумакова. – М.: Илекса; Ставрополь: СГПИ, 2007. – 244 с.
12. Шумакова, А.В. Педагогическое проектирование как стратегия развития современного педагогического образования [Текст] // Педагогическое образование в России: становление и развитие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – С.114-133.
Учебные и научно-методические пособия:
13.Шумакова, А.В. Технологии профессионального образования: методические рекомендации [Текст] / А.В. Шумакова. – Ставрополь: «Орфей – 2», 2002. – 30 с.
14. Лямин, В.В., Шумакова, А.В. Организация проектной деятельности в образовательном пространстве школы (гуманитарный аспект): научно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Л.Л. Редько. – Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2005. – 96 с.
15. Шумакова, А.В. Антропологическая сущность технологий профессионального образования [Текст] // Педагогическая антропология: учебное пособие / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. – С.567-596.
16. Шумакова, А.В. Антропологическая сущность технологий профессионального образования [Текст] // Педагогическая антропология: методические рекомендации / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова, Е.Г. Пономарева. – Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – С.136-147.
Научные статьи материалы научных конференций:
17. Шумакова, А.В. Сущность проблемно-модельного обучения как перспективного направления создания технологии перманентного профессионального педагогического образования XXI века [Текст] / А.В. Шумакова // Проблемы детской антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции (20-21 ноября 2001г.). – Ставрополь: «Кавказский край», 2001. – С. 76-78.
18. Шумакова, А.В. Ценностно-смысловое содержание образования как основа формирования активной жизненной позиции будущего педагога [Текст] / А.В. Шумакова // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы IV научно-практической конференции (23-24 апреля 2002г). – Ставрополь: СГПИ, 2002. – С. 203-206.
19. Шумакова, А.В. Проблема переориентации ценностных смыслов содержания педагогического образования в высшей школе [Текст] / А.В. Шумакова // Труды Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. Том 2 / Под ред. В.П. Савиных, В.В. Вишневского. – М.: «Академия наук о Земле», 2002. – С. 68-69.
20. Шумакова, А.В. Проблемы качества подготовки специалистов на основе много и моноуровневой системы [Текст] / А.В. Шумакова // Эвристическое образование – 6: Материалы VI региональной научно-практической конференции (25-27 марта 2003г.). – Ставрополь: СГУ, 2003. – С. 185-187.
21. Шумакова, А.В. Ценностное содержание знаний в профессиональной подготовке педагога: к проблеме реализации [Текст] / А.В. Шумакова // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (22-23 апреля 2003г.). – Ставрополь: СГПИ, 2003. – С. 185-187.
22. Шумакова, А.В. Содержание педагогического образования как основа ценностно-ориентированного развития специалиста высшей школы [Текст] / А.В. Шумакова // Развития личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы X Годичного собрания Южного отделения РАО и XXII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2003. Часть II. – С. 280-282.
23. Шумакова, А.В. Содержание педагогического образования как фактор профессионально-личностного развития будущего специалиста [Текст] / А.В. Шумакова // Теоретические и прикладные проблемы антропологии детства: Материалы Международной научно-практической конференции (3-4 декабря 2003г.). – Ставрополь: СГПИ, 2003. Ч.2. – С. 160-165.
24. Шумакова, А.В. Теоретические предпосылки формирования содержания педагогического образования в высшей школе [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 2. – Ставрополь: СГПИ, 2003. – С. 45-52.
25. Шумакова, А.В. Образовательное пространство как социально-педагогическая категория теории образования [Текст] / А.В. Шумакова // Развития личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы XI Годичного собрания Южного отделения РАО и XXIII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ч. 1. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2004.– С. 291-294.
26. Шумакова, А.В. Категория «пространственность» в образовании: сущность и специфика [Текст] / А.В. Шумакова // Развитие личности как стратегия гуманизации образования: Материалы III межрегиональной научно-практической конференции. – Ставрополь: СКСИ, 2004. – С. 197-200.
27. Шумакова, А.В. Культурно-гуманистические основы содержания современного образования [Текст] / А.В. Шумакова // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (1-3 октября 2004г.). – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. – С. 4-6.
28. Шумакова, А.В. Теоретическая характеристика категории «образовательное пространство» [Текст] / А.В. Шумакова // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы VI региональной научно-практической конференции (22-23 апреля 2004г.). – Ставрополь: СГПИ-ПГЛУ, 2004. – С. 46-52.
29. Шумакова, А.В. Проблемы современного педагогического образования и пути реформирования высшей школы [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 4. – Ставрополь: СГПИ, 2004. – С. 62-71.
30. Шумакова, А.В. Самопроектирование личностного образовательно-развивающего пространства профессионального становления будущего педагога [Текст] / А.В. Шумакова // Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (3-4 ноября 2004г.). – Ставрополь: ЗАО «Пресса», 2004. – С. 171-174.
31. Шумакова, А.В. Внутривузовская система обеспечения качества подготовки специалистов в высшей школе [Текст] / А.В. Шумакова // Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч.1. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. – С. 57-60.
32. Шумакова, А.В. Педагогические основы модернизации образовательного пространства высшей школы [Текст] / А.В. Шумакова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы III Всероссийская научно-практическая конференция. Ч.2. – Челябинск: «Орфей», 2004. – С. 14-17.
33. Шумакова, А.В. Самопроектирование личностных жизненных стратегий будущего педагога в условиях динамичного социокультурного пространства [Текст] / А.В. Шумакова // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I международной научно-практической конференции. – Ставрополь: СКСИ, 2004. – С. 197-199.
34. Шумакова, А.В. Развитие профессиональной деятельности педагога в контексте антропологического подхода: из опыта работы СГПИ [Текст] / А.В. Шумакова // Развитие ребенка в контексте культуры: Материалы краевой научно-практической конференции. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – С. 273-279.
35. Шумакова, А.В. Культурологический подход к исследованию проблемы моделирования образовательного пространства педагогического вуза: актуальность и направление научного поиска [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 5. – Ставрополь: СГПИ, 2005. – С. 19-27.
36. Шумакова, А.В. Модернизация общества и ценностные ориентации образовательного пространства вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Проблемы модернизации общества в зеркале философии: Материалы научно-практической конференции (20-22 сентября 2004г.) / Отв. Ред. В.Е. Федоров. – Мурманск: МГПУ, 2005. – С. 102-104.
37. Шумакова, А.В. Междисциплинарный подход к раскрытию феномена «образовательное пространство» [Текст] / А.В. Шумакова // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы III Международной научно-практической конференции. Ч.4 / Отв. Ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов: Першина, 2005. – С. 337-340.
38. Шумакова, А.В. Сущность категории «образовательное пространство» в системе непрерывного профессионального педагогического образования [Текст] / А.В. Шумакова // Развития личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы XII Годичного собрания Южного отделения РАО и XXIV региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Часть 3. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005.– С. 202-204.
39. Шумакова, А.В. Воспитательное пространство как основополагающее понятие теории образования [Текст] / А.В. Шумакова // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сборник научных работ и материалов по итогам научной конференции. – Волгоград: Перемена, 2005. – С. 98-104.
40. Шумакова, А.В. Гражданское и патриотическое воспитание в образовательном пространстве современного вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы VII региональной научно-практической конференции (8-9 апреля 2005г) / Под ред. Л.Л. Редько. – Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2005. – С. 108-110.
41. Шумакова, А.В. Зарубежные концепции проектирования образовательного пространства педагогического вуза в стратегии подготовки будущих специалистов [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 6. – Ставрополь: СГПИ, 2005. – С. 17-32.
42. Шумакова, А.В. Проектирование образовательного пространства в системе непрерывной ступенчато-уровневой подготовки учителя [Текст] / А.В. Шумакова // Развитие личности как стратегия гуманизации образования: Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Е.Н. Шиянова, Н.Г. Сикорской. – Ставрополь: СКСИ, 2005. – С. 70 -72.
43. Шумакова, А.В. Антропоориентированный подход к проектированию образовательного пространства педагогического вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии: Материалы II Международной научно-практической конференции (31 октября – 2 ноября 2005г.) / Под ред. Л.Л. Редько, Г.Н. Манаенко. – Ставрополь: ООО «Бюро новостей». – 2005. – С. 164-166.
44. Шумакова, А.В. Компетентностный и акмеологический подход как современные методологические ориентиры в проектировании образовательного пространства вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 7. – Ставрополь: СГПИ, 2005. – С. 5-18.
45. Шумакова, А.В. Компетентностный подход в подготовке будущего учителя [Текст] / А.В. Шумакова // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы VIII региональной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, Г.Н. Манаенко. – Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2006. – С. 19-21.
46. Шумакова, А.В. Характеристика синергетической концепции построения образовательного пространства современного вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Развития личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы XIII Годичного собрания Южного отделения РАО и XXV региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Часть 3. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006.– С. 170-173.
47. Шумакова, А.В. Технология рефлексивного управления развитием образовательного пространства педагогического вуза в контексте субъектно-деятельностного подхода [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 8. – Ставрополь: СГПИ, 2006. – С. 5-15.
48. Шумакова, А.В. Регионализация как условие проектирвоания образовательного пространства высшей школы [Текст] / А.В. Шумакова // Образовательное пространство высшей педагогической школы: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научной конференции / Под. ред. О.Г. Хмелевой. – Барнаул: БГПУ, 2006. – С. 287-295.
49. Шумакова, А.В. Образовательное пространство как предмет педагогического исследования в контексте современных модернизационных процессов [Текст] / А.В. Шумакова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции (28-29 апреля 2006г.). – Коломна: КГПИ, 2006. – С. 69-72.
50. Шумакова, А.В. Сущность и особенности использования антропоориентированных педагогических технологий в образовательном пространстве вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Теоретические и прикладные проблемы педагогической антропологии: Материалы III Международной научно-практической конференции (18-20 октября) / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. – Ставрополь: СГПИ; Сервисшкола, 2006. – С. 339-345.
51. Шумакова, А.В. Образовательное пространство – интегративная категория современной педагогики [Текст] / А.В. Шумакова // Образовательная политика. – М. – 2007. – № 6. – С. 22-26.
52. Шумакова, А.В. Организационно-педагогические условия построения интегративного образовательного пространства педагогического вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы Международной научной конференции (7-9 февраля 2007 г). Том 1. Педагогика. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2007 – С. 219-223.
53. Шумакова, А.В., Петриченко, С.Е. История возникновения идеи непрерывного образования и её концептуальные положения [Текст] / А.В. Шумакова, С.Е. Петриченко // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 10. – Ставрополь: СГПИ, 2007. – С. 10-20.
54. Шумакова, А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза с позиции антропологического подхода [Текст] / А.В. Шумакова // Антропологические основы современного педагогического образования: Материалы IV Международной научно-практической конференции (17-18 октября 2007г.) / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Г. Пономарева. – Ставрополь: СГПИ; «Бюро новостей», 2007. – С.23-27.
55.Шумакова, А.В. Характеристика современных проектов образовательного пространства педагогического вуза в системе непрерывного профессионального образования [Текст] / А.В. Шумакова // Развития личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы докладов XXVII психолого-педагогических чтений Юга России. – Ч. III. – Ростов-на-Дону: Изд-во ИПОПИЮФУ, 2008.– С. 258-264.
56.Шумакова, А.В. Проект как результат управленческой деятельности [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 11. – Ставрополь: СГПИ, 2008. – С.5-12.
57. Шумакова, А.В. Историко-педагогический анализ теоретических подходов к исследованию проблемы педагогического проектирования в XX веке [Текст] / А.В. Шумакова // Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики в развитии образования. Кн. 1: Многообразие подходов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (26-29 марта 2008г.) / Под. ред. В.М. Гребенниковой, Е.А. Белан. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2008. – С 335-341.
58.Шумакова, А.В. Интегративный подход как методологическое средство проектирования образовательного пространства педагогического вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы X региональной научно-практической конференции (1-10 апреля 2008г.) / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – С.90-93.
59. Шумакова, А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза в контексте современных модернизационных процессов [Текст] / А.В. Шумакова // Антропологические основы современной теории и практики образования: Материалы V Международной научно-практической конференции (17-21 декабря 2008г.) / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Г. Пономарева. – Ставрополь: СГПИ, 2008. – С.113-120.
60. Шумакова, А.В. Обоснование сущностных и структурно-содержательных характеристик системы обеспечения качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 12. – Ставрополь: СГПИ, 2009. – С.6-16.