Научная тема: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ)»
Специальность: 13.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Современная стратегическая цель профессиональной подготовки педагогических кадров обусловлена личностно-образовательной парадигмой и социальными требованиями к личности учителя, связанными с необходимостью эффективного развития его профессиональной компетентности. Данная цель сформулирована следующим образом: развитие активной творческой личности учителя, овладевшей необходимой профессиональной культурой, проявляющейся в готовности и компетентности специалиста; личности учителя, диалогически открытой социокультурному миру, способной к общественным и межличностным взаимодействиям в контексте принципов духовности, нравственности и гуманизма. Реализация данной цели предъявляет соответствующие требования к качеству педагогического образования.
  2. Интегративное образовательное пространство педагогического вуза представляет собой многомерный социально-педагогический объект, который выступает ресурсом обеспечения качества профессиональной подготовки учителя и характеризуется ценностнообъединяющим единством взаимообусловленных, взаимодействующих кластеров-подпространств, функционирующих на основе приумножения и изменения ресурсных потенциалов входящих в их состав социально-педагогических систем, способствующих преемственности подготовки учительских кадров, расширению сферы социальных коммуникаций студентов, включению их в новые виды социально-педагогических практик, моделированию ситуаций развития педагогических компетенций и др. Структура интегративного образовательного пространства педагогического вуза включает в себя: базы педагогических практик; учреждения, осуществляющие опытно-экспериментальную работу; филиалы педагогического вуза; учреждения, обеспечивающие коррекционную помощь и социальную реабилитацию; учреждения художественно-эстетического профиля; магистратуру и аспирантуру; повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров. В системно-целостном аспекте обозначенные субъекты-учреждения интегративного образовательного пространства педагогического вуза реализуют скоординированные образовательные программы различных уровней и направлений в контексте общих интегративных и специфически-функциональных образовательных требований. При этом интеграция обеспечивает актуализацию и реализацию двух необходимых групп ресурсов: объектно-менеджерских и ситуативно-субъектных.
  3. Качество профессиональной подготовки учителей в условиях интегративного образовательного пространства педагогического вуза обусловлено соответствующими детерминантами, структурированными четырьмя иерархическими уровнями. Первый, общесоциальный государственный уровень определён следующими детерминантами: потребностями общества и государства в личности современного учителя и соответствующим социальным заказом на профессиональную подготовку такого специалиста, который конкретизирован в общегосударственных законодательных актах и нормативных документах. Второй общенаучный педагогический уровень представлен такими детерминантами, как: нормативной интеграцией и обеспечением качества профессиональной подготовки учителя под влиянием смыслового методологического поля личностно-образовательной парадигмы и соответствующей стратегической цели педагогического образования, а также достижениями педагогической науки в сфере передовых технологий профессионального образования. Третий уровень собственно интегративного образовательного пространства педагогического вуза обусловлен следующими детерминантами: единой методологической основой осуществления образовательного процесса, конкретными методологическими подходами в контексте личностно-образовательной парадигмы; общей интегрирующей образовательной целью; общим интегрирующим компонентом содержания педагогического образования; общими принципами разработки образовательных технологий; едиными принципами управления образовательным процессом; едиными критериями и показателями интегративности образовательного пространства педагогического вуза и качества профессиональной подготовки учителя; единой системой мониторинга обозначенной интегративности и качества. Четвертый уровень подпространств-кластеров интегративного образовательного пространства представлен следующими детерминантами: целями, содержанием и технологиями профессиональной подготовки учителя, обусловленными дифференциальной образовательной спецификой его подпространств. При этом важно, что обозначенная специфика в диалектической связи с выше определёнными детерминантами является ведущим условием дополнительных образовательных альтернатив для будущих учителей в системе их профессиональной подготовки.
  4. Концептуальное обоснование процесса проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза в системе обеспечения качества подготовки учителя представлено следующими смысловыми блоками: стратегиями его проектирования: мотивационно-ценностной, системно-структурной, социально-прагматической, критериально-оценочной; методологическими подходами проектирования: системно-деятельностным, интегративным, пространственным, кластерным, сруктурно-функциональным, синергетическим, компетентностным, аксиологическим; обобщенными концептуальными положениями теоретического характера: интегративное образовательное пространство педагогического вуза - это система социально-педагогического порядка, создаваемая как средство для достижения цели - качественной подготовки современного учителя; интегративное образовательное пространство педагогического вуза - целостная система, состоящая из элементов, частей, которые находятся в неразрывной связи между собой, образуя тем самым её структуру как целое, характеризующееся аспектом состояния и аспектом движения, развития /саморазвития; интегративное образовательное пространство педагогического вуза характеризуется своими функциями, через которые оно включается в более сложные системы - региональное образовательное пространство, российское образовательное пространство, мировое образовательное пространство; интегративное образовательное пространство педагогического вуза представляет собой открытую социальную систему, осуществляющую активное взаимодействие с другими социальными институтами, с одной стороны, и обеспечивает многообразие взаимоотношений его субъектов в данном пространстве, с другой стороны; интегративному образовательному пространству педагогического вуза присуща иерархичность строения, которая зависит от степени взаимосвязи его компонентов и кластеров-подпространств; проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза для обеспечения качества профессиональной подготовки учителя базируется на объединении и усилении ресурсов, входящих в его состав социально-педагогических систем; интегративное образовательное пространство вуза способствуeт более широкому и активному использованию вузовского потенциала в региональном развитии системы педагогического образования, внедрению учебных, методических, научных разработок, направленных на повышение качества профессиональной подготовки учителя.
  5. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза представляет собой целенаправленную, творческую, последовательную деятельность по практической реализации гипотетических моделей (обобщенной базовой и частных моделей) качественной, открытой образовательной системы, реальной в контексте своего практического осуществления в образовательной деятельности высшего учебного заведения. При этом технология проектирования представляет собой упорядоченную логическую последовательность организационно-педагогических действий, операций и процедур создания и реализации проекта интегративного образовательного пространства педагогического вуза с целью обеспечения его функционирования как целостной многомерной реальности, обеспечивающей достижение высокого качества профессиональной подготовки учителя.
  6. Практическими результатами проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза в системе обеспечения качества профессиональной подготовки учителей являются: принятие каждым его субъектом соответствующей творческой позиции в структуре данного пространства; свободная маневренность ресурсами; согласованность целевых и ценностных ориентиров, мотивов, содержания, технологий деятельности; достижение благоприятного эмоционально-психологического комфорта в зонах совместной деятельности субъектов; использование диалектического единства процессов интеграции и дифференциации, предусматривающего рассмотрение интегративного образовательного пространства педагогического вуза как единораздельной целостности, проявление взаимозависимой автономии каждого подпространства при ориентации как на общие цели и ценности, так и на сохранение своей самобытной в способах организации и содержании деятельности; открытость и взаимодействие субъектов пространства; событийность; упреждающая координация деятельности; диалоговый режим функционирования; формирования зон развивающих возможностей субъектов с учётом предоставления вариативных образо­вательных услуг, комплексного использования ресурсных потенциалов.
Список опубликованных работ
Научные статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, входящих в реестр ВАК РФ:

1. Шумакова, А.В. Антропологический подход к исследованию проблем образовательного пространства: актуальность и направление научного поиска [Текст] / А.В. Шумакова // Научная мысль Кавказа (приложение). – Ростов-на-Дону. – 2005. – № 5 (73). – С.162-170.

2. Шумакова, А.В. Образовательное пространство как предмет научной рефлексии: возникновение и развитие понятия [Текст] / А.В. Шумакова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. – Ростов-на-Дону. – 2005. – С.85-89.

3. Шумакова, А.В. Сравнительная характеристика пространственного и системного подходов в проектировании современного образовательного процесса [Текст] / А.В. Шумакова // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: ТРТУ, 2006. – № 1 (56). – С. 40-48.

4. Шумакова, А.В. Непрерывная ступенчато-уровневая технология подготовки педагогических кадров в стратегии проектирования образовательного пространства вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – Ростов-на-Дону. – 2006. – С.74-80.

5. Шумакова, А.В. Проблемы проектирования образовательного пространства педагогического вуза в контексте современных модернизационных процессов [Текст] / А.В. Шумакова // Научная мысль Кавказа (приложение). – Ростов-на-Дону. – 2006. – № 2. – С. 264-271.

6. Шумакова, А.В. Характеристика научных подходов к рассмотрению понятия «образовательное пространство» [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – Москва. –2007. – № 1 (27). – С.124-127.

7. Шумакова, А.В. Исследование проблемы проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – Москва. – 2008. – № 3 (41). – С.159-161.

8. Шумакова, А.В. Методологические основы проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – Москва. – 2008. – № 7 (45). – С.195-197.

Монографии:

9. Шумакова, А.В. Содержание понятия «пространство» в образовании: антропологический контекст [Текст] // Методологические и теоретические проблемы детской и педагогической антропологии: коллективная монография / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. – Ставрополь: Сервисшкола, 2004. – С.62-77.

10. Шумакова, А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза в системе непрерывного профессионального образования: монография [Текст] / А.В. Шумакова. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006. – 340 с.

11. Шумакова, А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза в системе непрерывного профессионального образования (технологический аспект): монография [Текст] / А.В. Шумакова. – М.: Илекса; Ставрополь: СГПИ, 2007. – 244 с.

12. Шумакова, А.В. Педагогическое проектирование как стратегия развития современного педагогического образования [Текст] // Педагогическое образование в России: становление и развитие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – С.114-133.

Учебные и научно-методические пособия:

13.Шумакова, А.В. Технологии профессионального образования: методические рекомендации [Текст] / А.В. Шумакова. – Ставрополь: «Орфей – 2», 2002. – 30 с.

14. Лямин, В.В., Шумакова, А.В. Организация проектной деятельности в образовательном пространстве школы (гуманитарный аспект): научно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Л.Л. Редько. – Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2005. – 96 с.

15. Шумакова, А.В. Антропологическая сущность технологий профессионального образования [Текст] // Педагогическая антропология: учебное пособие / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. – С.567-596.

16. Шумакова, А.В. Антропологическая сущность технологий профессионального образования [Текст] // Педагогическая антропология: методические рекомендации / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова, Е.Г. Пономарева. – Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – С.136-147.

Научные статьи материалы научных конференций:

17. Шумакова, А.В. Сущность проблемно-модельного обучения как перспективного направления создания технологии перманентного профессионального педагогического образования XXI века [Текст] / А.В. Шумакова // Проблемы детской антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции (20-21 ноября 2001г.). – Ставрополь: «Кавказский край», 2001. – С. 76-78.

18. Шумакова, А.В. Ценностно-смысловое содержание образования как основа формирования активной жизненной позиции будущего педагога [Текст] / А.В. Шумакова // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы IV научно-практической конференции (23-24 апреля 2002г). – Ставрополь: СГПИ, 2002. – С. 203-206.

19. Шумакова, А.В. Проблема переориентации ценностных смыслов содержания педагогического образования в высшей школе [Текст] / А.В. Шумакова // Труды Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. Том 2 / Под ред. В.П. Савиных, В.В. Вишневского. – М.: «Академия наук о Земле», 2002. – С. 68-69.

20. Шумакова, А.В. Проблемы качества подготовки специалистов на основе много и моноуровневой системы [Текст] / А.В. Шумакова // Эвристическое образование – 6: Материалы VI региональной научно-практической конференции (25-27 марта 2003г.). – Ставрополь: СГУ, 2003. – С. 185-187.

21. Шумакова, А.В. Ценностное содержание знаний в профессиональной подготовке педагога: к проблеме реализации [Текст] / А.В. Шумакова // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (22-23 апреля 2003г.). – Ставрополь: СГПИ, 2003. – С. 185-187.

22. Шумакова, А.В. Содержание педагогического образования как основа ценностно-ориентированного развития специалиста высшей школы [Текст] / А.В. Шумакова // Развития личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы X Годичного собрания Южного отделения РАО и XXII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2003. Часть II. – С. 280-282.

23. Шумакова, А.В. Содержание педагогического образования как фактор профессионально-личностного развития будущего специалиста [Текст] / А.В. Шумакова // Теоретические и прикладные проблемы антропологии детства: Материалы Международной научно-практической конференции (3-4 декабря 2003г.). – Ставрополь: СГПИ, 2003. Ч.2. – С. 160-165.

24. Шумакова, А.В. Теоретические предпосылки формирования содержания педагогического образования в высшей школе [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 2. – Ставрополь: СГПИ, 2003. – С. 45-52.

25. Шумакова, А.В. Образовательное пространство как социально-педагогическая категория теории образования [Текст] / А.В. Шумакова // Развития личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы XI Годичного собрания Южного отделения РАО и XXIII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ч. 1. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2004.– С. 291-294.

26. Шумакова, А.В. Категория «пространственность» в образовании: сущность и специфика [Текст] / А.В. Шумакова // Развитие личности как стратегия гуманизации образования: Материалы III межрегиональной научно-практической конференции. – Ставрополь: СКСИ, 2004. – С. 197-200.

27. Шумакова, А.В. Культурно-гуманистические основы содержания современного образования [Текст] / А.В. Шумакова // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (1-3 октября 2004г.). – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. – С. 4-6.

28. Шумакова, А.В. Теоретическая характеристика категории «образовательное пространство» [Текст] / А.В. Шумакова // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы VI региональной научно-практической конференции (22-23 апреля 2004г.). – Ставрополь: СГПИ-ПГЛУ, 2004. – С. 46-52.

29. Шумакова, А.В. Проблемы современного педагогического образования и пути реформирования высшей школы [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 4. – Ставрополь: СГПИ, 2004. – С. 62-71.

30. Шумакова, А.В. Самопроектирование личностного образовательно-развивающего пространства профессионального становления будущего педагога [Текст] / А.В. Шумакова // Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (3-4 ноября 2004г.). – Ставрополь: ЗАО «Пресса», 2004. – С. 171-174.

31. Шумакова, А.В. Внутривузовская система обеспечения качества подготовки специалистов в высшей школе [Текст] / А.В. Шумакова // Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч.1. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. – С. 57-60.

32. Шумакова, А.В. Педагогические основы модернизации образовательного пространства высшей школы [Текст] / А.В. Шумакова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы III Всероссийская научно-практическая конференция. Ч.2. – Челябинск: «Орфей», 2004. – С. 14-17.

33. Шумакова, А.В. Самопроектирование личностных жизненных стратегий будущего педагога в условиях динамичного социокультурного пространства [Текст] / А.В. Шумакова // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I международной научно-практической конференции. – Ставрополь: СКСИ, 2004. – С. 197-199.

34. Шумакова, А.В. Развитие профессиональной деятельности педагога в контексте антропологического подхода: из опыта работы СГПИ [Текст] / А.В. Шумакова // Развитие ребенка в контексте культуры: Материалы краевой научно-практической конференции. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – С. 273-279.

35. Шумакова, А.В. Культурологический подход к исследованию проблемы моделирования образовательного пространства педагогического вуза: актуальность и направление научного поиска [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 5. – Ставрополь: СГПИ, 2005. – С. 19-27.

36. Шумакова, А.В. Модернизация общества и ценностные ориентации образовательного пространства вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Проблемы модернизации общества в зеркале философии: Материалы научно-практической конференции (20-22 сентября 2004г.) / Отв. Ред. В.Е. Федоров. – Мурманск: МГПУ, 2005. – С. 102-104.

37. Шумакова, А.В. Междисциплинарный подход к раскрытию феномена «образовательное пространство» [Текст] / А.В. Шумакова // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы III Международной научно-практической конференции. Ч.4 / Отв. Ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов: Першина, 2005. – С. 337-340.

38. Шумакова, А.В. Сущность категории «образовательное пространство» в системе непрерывного профессионального педагогического образования [Текст] / А.В. Шумакова // Развития личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы XII Годичного собрания Южного отделения РАО и XXIV региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Часть 3. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005.– С. 202-204.

39. Шумакова, А.В. Воспитательное пространство как основополагающее понятие теории образования [Текст] / А.В. Шумакова // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сборник научных работ и материалов по итогам научной конференции. – Волгоград: Перемена, 2005. – С. 98-104.

40. Шумакова, А.В. Гражданское и патриотическое воспитание в образовательном пространстве современного вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы VII региональной научно-практической конференции (8-9 апреля 2005г) / Под ред. Л.Л. Редько. – Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2005. – С. 108-110.

41. Шумакова, А.В. Зарубежные концепции проектирования образовательного пространства педагогического вуза в стратегии подготовки будущих специалистов [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 6. – Ставрополь: СГПИ, 2005. – С. 17-32.

42. Шумакова, А.В. Проектирование образовательного пространства в системе непрерывной ступенчато-уровневой подготовки учителя [Текст] / А.В. Шумакова // Развитие личности как стратегия гуманизации образования: Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Е.Н. Шиянова, Н.Г. Сикорской. – Ставрополь: СКСИ, 2005. – С. 70 -72.

43. Шумакова, А.В. Антропоориентированный подход к проектированию образовательного пространства педагогического вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии: Материалы II Международной научно-практической конференции (31 октября – 2 ноября 2005г.) / Под ред. Л.Л. Редько, Г.Н. Манаенко. – Ставрополь: ООО «Бюро новостей». – 2005. – С. 164-166.

44. Шумакова, А.В. Компетентностный и акмеологический подход как современные методологические ориентиры в проектировании образовательного пространства вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 7. – Ставрополь: СГПИ, 2005. – С. 5-18.

45. Шумакова, А.В. Компетентностный подход в подготовке будущего учителя [Текст] / А.В. Шумакова // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы VIII региональной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, Г.Н. Манаенко. – Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2006. – С. 19-21.

46. Шумакова, А.В. Характеристика синергетической концепции построения образовательного пространства современного вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Развития личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы XIII Годичного собрания Южного отделения РАО и XXV региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Часть 3. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006.– С. 170-173.

47. Шумакова, А.В. Технология рефлексивного управления развитием образовательного пространства педагогического вуза в контексте субъектно-деятельностного подхода [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 8. – Ставрополь: СГПИ, 2006. – С. 5-15.

48. Шумакова, А.В. Регионализация как условие проектирвоания образовательного пространства высшей школы [Текст] / А.В. Шумакова // Образовательное пространство высшей педагогической школы: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научной конференции / Под. ред. О.Г. Хмелевой. – Барнаул: БГПУ, 2006. – С. 287-295.

49. Шумакова, А.В. Образовательное пространство как предмет педагогического исследования в контексте современных модернизационных процессов [Текст] / А.В. Шумакова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции (28-29 апреля 2006г.). – Коломна: КГПИ, 2006. – С. 69-72.

50. Шумакова, А.В. Сущность и особенности использования антропоориентированных педагогических технологий в образовательном пространстве вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Теоретические и прикладные проблемы педагогической антропологии: Материалы III Международной научно-практической конференции (18-20 октября) / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. – Ставрополь: СГПИ; Сервисшкола, 2006. – С. 339-345.

51. Шумакова, А.В. Образовательное пространство – интегративная категория современной педагогики [Текст] / А.В. Шумакова // Образовательная политика. – М. – 2007. – № 6. – С. 22-26.

52. Шумакова, А.В. Организационно-педагогические условия построения интегративного образовательного пространства педагогического вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы Международной научной конференции (7-9 февраля 2007 г). Том 1. Педагогика. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2007 – С. 219-223.

53. Шумакова, А.В., Петриченко, С.Е. История возникновения идеи непрерывного образования и её концептуальные положения [Текст] / А.В. Шумакова, С.Е. Петриченко // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 10. – Ставрополь: СГПИ, 2007. – С. 10-20.

54. Шумакова, А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза с позиции антропологического подхода [Текст] / А.В. Шумакова // Антропологические основы современного педагогического образования: Материалы IV Международной научно-практической конференции (17-18 октября 2007г.) / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Г. Пономарева. – Ставрополь: СГПИ; «Бюро новостей», 2007. – С.23-27.

55.Шумакова, А.В. Характеристика современных проектов образовательного пространства педагогического вуза в системе непрерывного профессионального образования [Текст] / А.В. Шумакова // Развития личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы докладов XXVII психолого-педагогических чтений Юга России. – Ч. III. – Ростов-на-Дону: Изд-во ИПОПИЮФУ, 2008.– С. 258-264.

56.Шумакова, А.В. Проект как результат управленческой деятельности [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 11. – Ставрополь: СГПИ, 2008. – С.5-12.

57. Шумакова, А.В. Историко-педагогический анализ теоретических подходов к исследованию проблемы педагогического проектирования в XX веке [Текст] / А.В. Шумакова // Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики в развитии образования. Кн. 1: Многообразие подходов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (26-29 марта 2008г.) / Под. ред. В.М. Гребенниковой, Е.А. Белан. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2008. – С 335-341.

58.Шумакова, А.В. Интегративный подход как методологическое средство проектирования образовательного пространства педагогического вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы X региональной научно-практической конференции (1-10 апреля 2008г.) / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – С.90-93.

59. Шумакова, А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза в контексте современных модернизационных процессов [Текст] / А.В. Шумакова // Антропологические основы современной теории и практики образования: Материалы V Международной научно-практической конференции (17-21 декабря 2008г.) / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Г. Пономарева. – Ставрополь: СГПИ, 2008. – С.113-120.

60. Шумакова, А.В. Обоснование сущностных и структурно-содержательных характеристик системы обеспечения качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. Вып. 12. – Ставрополь: СГПИ, 2009. – С.6-16.