- Принцип разделения и взаимодействия ветвей власти в своё время стал одним из важнейших оснований идеологической концептуализации либерально-демократических преобразований авторитарных государств. Сформировалось представление о том, что разделение властей является универсальным критерием развития демократического правового государства, позволяющим оценить эффективность конституционной организации власти, обеспечить условия для взаимного контроля и сдерживания различных сегментов политической элиты. Однако, прошедшие два столетия показали, что и концептуальное понимание разделения властей и практическое институциональное её воплощение может различаться очень существенно, в том числе и в «усеченном» виде. Последнее означает формирование классической схемы трех ветвей власти, ответственных за разные функции властного действия (правотворчество, исполнение закона, судебная функция), но без обеспечения механизмов социальной ответственности через распределение полномочий.
- Реализация рассматриваемого конституционного принципа в условиях демократизации общества выступает как одна из составляющих «технического задания» при проектировании изменений властного механизма. Это стало возможным вследствие рассмотрения данного как одного из сущностных признаков демократии, наряду с политическим плюрализмом, представительством интересов народа, конституционализмом. Кроме того, разделение властей играет роль одного из важнейших элементов рационализации представлений о власти, её десакрализации. «Разделенная» власть представляется более понятной и функционально обусловленной, чем власть, предстающая в образе неделимого монолита. Такое членение позволяет представить сложное властное действие, как обычный технический процесс со всеми присущими ему стадиями: от проектирования дизайна решения до его конкретного воплощения в виде отдельных норм или действий.
- Феномен кроссконституционного влияния, конституционных и политических заимствований может быть отнесен к одной из разновидностей проявлений так называемой «гибкой власти». Для западных государств важна и крайне интересна в практическом отношении политика расширения «ареала демократии» в мире как формирование понятного и рационального политико-правового пространства, где действуют схожие (в идеале - общие и конвенциональные) принципы политического поведения наряду с неравноправным и зачастую несправедливым мировым разделением труда и иерархией государств. «Экспорт» демократии силовым путем стал решением ряда острых проблем и противоречий социально-экономического и политического развития стран Запада. Прямое навязывание готовых рецептов «конституционной медицины» в полном отсутствии или при весьма слабой диагностике «пациентов» приводит к коллапсу стабильных государств, прямой и опосредованной «смене» режимов (в том числе и при помощи политических манипуляций с результатами демократических выборов, как это было в условиях «оранжевых революций» начала 2000-х гг.). После крушения СССР и распада ОВД в мировой политике стало доминировать убеждение о превосходстве либеральной идеологии, её естественной склонности к постоянной адаптации в совершенно разных социально-политических условиях. Все это в целом сформировало такую ситуацию для стран Восточной Европы и постсоветских республик, когда поворот к «правовому государству» и «гражданскому обществу» стал восприниматься элитами этих государств как «возвращение блудного сына» в «лоно семьи», что изначально ставило их в положение ведомых в политическом процессе. Суверенная воля народов этих государств стала выражаться на языке либеральной идеологии во многом благодаря распространению антикоммунистической риторики, стереотипизации представлений об идеологии вообще и её роли в политическом процессе.
- Традиционное использование правовых подходов для анализа различных аспектов проблемы разделения властей в современной России, на наш взгляд, недостаточно. С одной стороны, они позволяют выделить основные нормативные условия разделения властей, которые в своей совокупности образуют сложно сконструированную систему взаимодействия органов государственной власти. С другой стороны, необходимо учитывать, что политические механизмы не всегда являются логическим дополнением к правовым институтам, закрепленным в российской Конституции и законодательстве. Некоторые из них возникают и развиваются как конституционные обычаи, политико-правовые традиции, сложившийся политический стиль управления. Во всяком случае, их нельзя свести исключительно к формально предписанным процедурам внутривластного взаимодействия. Политологический ракурс исследования позволяет более основательно указать на социально-политические условия развития формальных институтов, дополнить их анализом неформальных институтов и на этой основе предложить возможные прогнозы эволюции властной системы в целом.
- Среди новых российских политических институтов можно отметить процедуры согласований важных кадровых назначений в государстве (например, Председателя Правительства РФ, судей высших судебных органов, Генерального прокурора РФ и др.), разработку государственной стратегии в различных социально-политических и экономических вопросах (практика ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному Собранию, заседания Государственного Совета), проведение консультаций и слушаний по актуальным политическим вопросам (практика «круглых столов» с участием главы государства и лидеров парламентских партий, работа Общественной палаты РФ). К новым политическим механизмам взаимодействия властей можно отнести институт парламентского расследования, закон о котором вступил в силу в конце 2005 г. Одной из реальных возможностей для совершенствования российской модели разделения властей является анализ зарубежной практики использования института контрасигнатуры.
- Под политическими механизмами в данной работе понимается следующее. Во-первых, это совокупность принципов функционирования государственной власти, среди которых разделение властей - один из основных. Эти принципы имеют конституционное закрепление и являются идеологической основой современной российской государственности (народовластие, социальный и правовой характер государственности, республиканизм и федерализм и др.). Во-вторых, это определенное понимание ценности и политической функциональности данных принципов в политическом классе страны. Речь идет о том, в какой степени эти принципы приняты как установки для принятия конкретных политических решений, базовые ориентиры для поведения политических лидеров, российской бюрократии, в политическом сообществе в целом. Здесь на первый план выходят субъективные аспекты политического процесса, а также исторические и культурные, ментальные основания развития политических институтов в России. Для отечественной политической мысли долгое время было характерно обсуждение проблемы функционирования государственной власти в ином ключе - в контексте идеи соборности, с использованием византийской традиции симфонии, с особым вниманием к аспекту солидарности правителя и подвластных. Это сформировало достаточно серьезную установку на то, что всякое разделение само по себе опасно, деструктивно и является угрозой государству и обществу. В своем пределе такая позиция выражается в идее «раскола» как крайней формы противостояния, разрушающей и общество, и человека. В-третьих, политические механизмы разделения властей можно рассматривать как конкретные «технические условия», определяющие основные параметры политической системы, предопределяющие конкретный институциональный дизайн. В этом ракурсе важно выяснить, каково было «проектное задание» на создание российской модели разделения властей, зафиксированной в действующей конституции, а также насколько эти «тактико-технические характеристики» соответствуют основным принципам конституционного строя.
- Декларация разделения властей и реальное осуществление его на практике не являются результатом согласований в российском политическом классе. Это может быть в полной мере отнесено к периоду 1992-1993 гг., когда разработка и принятие новой Конституции России стали выскоинтенсивным конфликтом, разрешившимся победой одной из сторон (и вытеснением с политической сцены другой) и складыванием новой институциональной основы политического режима. В дальнейшем, поскольку политический процесс развивался в основном в рамках действующей Конституции, постепенно происходит институциализация разделения властей. Данный принцип разделяется основными политическими силами в стране, поддерживаются формально-правовые рамки его осуществления. В то же время, необходимо учитывать, что возникают и оформляются различные неформальные практики, способствующие этой институциализации.
- В настоящее время институциализация разделения властей в России происходит в особых условиях функционирования «тандема». Можно отметить две ключевых тенденции этого процесса. Во-первых, в направлении дальнейшей «президенциализации» системы власти в целом, что на практике может означать укрепление традиции моноцентризма власти, наряду с сокращением возможностей реального политического влияния парламента и независимого суда. В этом направлении видится реализация сценария дальнейшего развития авторитарных тенденций, консервирующих нынешнее состояние партийной системы страны, избирательного законодательства и политической практики ограниченной конкуренции. Во-вторых, остается вероятной перспектива развития всей политической системы в сторону упрочения реальной «бицентричности» исполнительной власти, когда наряду с сильным президентом сосуществует относительно независимый в выборе политического курса и опирающийся на парламентское большинство Кабинет министров. Такой тренд возможен при условии динамичного и поступательного развития всех институтов политического представительства интересов и развития конкуренции.
- Существует ряд противоречий институциализации конституционного принципа разделения властей в России. С одной стороны, происходит постоянная институциональная достройка механизмов взаимодействия ветвей власти. Вводятся и начинают работать «параллельные» политические институты, призванные снять часть нагрузки с конституционно провозглашенных, выстраиваются определенные структуры коррекции - практика решений Конституционного Суда, выработка неформальных приемов внутривластных согласований («круглые столы», «четверки», элементы публичной политической дискуссии высших государственных лиц и др.). С другой стороны, главным инициатором институциональных изменений выступает сама власть, что затрудняет адекватную социально-политическую оценку этих новаций и зачастую умаляет возможности их публичной легитимации (особенно ярко это продемонстрировал процесс «корректировки» российской Конституции в 2008г.). Другим важным противоречием является временное совпадение совокупности объективных факторов укрепления авторитарных тенденций и потребностей развития и укрепления демократического потенциала власти. Масштаб задач, стоящих перед страной в целом на фоне демографического «угасания», утраты статуса сверхдержавы и одновременного сохранения уязвимого и опасного состояния континентальной протяженной, неравно освоенной страны с целым рядом тяжелых проблем (низкая транспортная связность при высокой неоднородности заселения, сырьевая в своей основе экономика, деградация образования, системы здравоохранения, науки, спорта и др.) могут быть основой для реализации самых радикальных политических проектов, которые найдут поддержку в обществе.
- В настоящее время можно наблюдать целый ряд конкретных политических предложений переустройства российской власти и общества в целом под реализацию сценариев «сохранения исторической субъектности» России. Каждый из таких проектов даёт совершенно иное видение идеи разделения властей, что обеспечивает такую конкуренцию в идеологическом пространстве страны, которая в определенных условиях может стать опасной, деструктивной и, в конечном счете, снижающей вероятность позитивной политической и правовой преемственности.
- Ключевой особенностью институциализации разделения властей в России является существенная роль неформальных политических институтов и практик. Смена трех президентов, пять созывов Государственной Думы, фактическое изменение избирательной и партийной системы, политико-правовых условий развития федерализма - все это шло и идёт в настоящее время не только и не столько в логике Конституции РФ, развития её основных принципов. Неформальные и преимущественно непубличные институты, фиксирующие основные договоренности внутриэлитного консенсуса демонстрируют также значительную способность к адаптации. Об их существовании и реальном весе общество узнает каждый раз, когда возникает серьезный вопрос о том, насколько эти «внутренние правила игры» действительно разделяемы большинством правящего класса. Не случайно так велик в стране и за рубежом интерес к «преемничеству» как особой неформальной практике трансляции высшей государственной власти в России. Не остаются без внимания и те ситуации, когда возможность элитного раскола прямо или косвенно декларируется представителями правящего класса. В силу этого на первый план выходят не только конституционно определенные «сдержки и противовесы», которые в России, безусловно, есть. Но главными в критические моменты предстают особые, «аппаратные» балансы полномочий и ответственности, которыми власть пользуется реально как в оперативном повседневном управлении, так и для решения серьезных вопросов на долгосрочную перспективу.
1. Политические механизмы разделения властей в современной России. (Монография). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. 360 с. 20 п.л.
2. Единая? Неделимая!… Опыт ретроспективного анализа теории разделения властей в России. (Монография). Саратов: Изд-во Латанова. 2001. 100 с. 6 /3 п.л. (соавт. А.А.Вилков).
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах (перечень ВАК РФ):
3. Парадигма транзитологии (плюсы и минусы объяснительной концепции переходного периода). (Статья). // Общественные науки и современность. Изд-во РАН М., 2000. №5. С.47-53. 0,3 п.л.
4. РУНЕТ как часть российского электорального пространства. (Статья). // Общественные науки и современность. Изд-во РАН М., 2003, №1. С.115-128. 0,8 п.л.
5. Государственный совет в системе власти Российской Федерации 2000 – 2004 гг. (Статья). // Вестник Поволжской академии государственной службы. Саратов. 2004. №7. С.43-52. 0,7 п.л.
6. «Правительство парламентского доверия» в стратегии реформы избирательной системы. (Статья).// Вестник Поволжской академии государственной службы. Саратов. 2005. №8. С.56-61. 0,4 п.л.
7. Российская конституционная реформа: моделирование политической повестки дня. (Статья). // Сравнительное конституционное обозрение. М., Институт права и публичной политики. 2005., №3. С.11 – 18. 0,5 п.л.
8. Кроссконституционное влияние в политическом процессе России. (Статья). // ПОЛИТЭКС: политическая экспертиза. СПб., 2007.№3. С.166 – 183. 0,8 п.л.
9. Парламентское расследование – политико-правовой механизм взаимодействия ветвей государственной власти в России. (Статья).// Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. выпуск 1. 2008. Том.8. С. 111 - 117. 0,5 п.л.
10. К вопросу о власти и политическом управлении в контексте консервативной идеологии. Рецензия на монографию: Жирнов Н.Ф. Консерватизм и неоконсерватизм: политические и управленческие идеи Эдмунда Бёрка в теории и практике / под ред. Ю. В. Ирхина. – Саратов : Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2007. – 238 с. (Статья).// Вестник Поволжской академии государственной службы. Саратов. 2008. №3(16). С.198-204. 0,5 п.л.
11. Новые институты в системе государственной власти РФ: тенденции и противоречия развития (Статья). // Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. Выпуск 1. 2009. Том.9. С. 86-92. 0,5 п.л.
12. Поправки-2008 к Конституции России: политические изменения в системе государственной власти. (Статья).// Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. Выпуск 3. 2009. Том.9. С.94-100. 0,5 п.л.
13. Обзор заседания регионального отделения Российской ассоциации политической науки. (Статья).// Правовая политика и правовая жизнь. Академический и вузовский юридический научный журнал. Саратов-Москва: Саратовский филиал Учреждения Российской академии наук Института государства и права РАН. 2010. №1(38). С. 189 – 193. 0,3 п.л.
14. Дискреционные полномочия главы государства и баланс ветвей власти. (Статья).// Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. Выпуск 1. 2010. Том.10. С. 93-100. 0,5 п.л.
15. Разделение властей и пространственное развитие России: политический проект С.Б.Переслегина. (Статья).// Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. Выпуск 2. 2010. Том.10. С. 86-92. 0,4 п.л.
16. Политические перспективы реформирования российского государства: проект ИНСОР (Статья).// Правовая политика и правовая жизнь. Академический и вузовский юридический научный журнал. Саратов-Москва: Саратовский филиал Учреждения Российской академии наук Института государства и права РАН. 2010. №3(40). С. 8-12. 0,4 п.л.
17. Институциональные заимствования в политике: к вопросу определения понятий. (Статья). // Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. Выпуск 3. 2010. Том.10. С. 86-92. 0,4 п.л.
Главы в коллективных монографиях:
18. Политическое будущее России: взгляд из региона. (Глава в коллективной монографии). Саратов.: Новый ветер, 2007. 140 с. 8,14/ 2 п.л. (соавт. Данилов М.В., Шестов Н.И., Попонов Д.В., Сергеев С.Г., Тарасов И.Н).
19. Тенденции институциональных трансформаций власти и гражданского общества в регионе (на примере Саратовской области). (Глава в коллективной монографии).// Опыт взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества в российских регионах./ Монография. Саратов, «Научная книга», 2010. С. 48 -68. 1,25 п.л./ 0,6 п.л. (соавт. А.А.Вилков).
20. Формирование госкорпораций как процесс политической импровизации в отношениях власти, бизнеса и гражданского общества в России. (Глава в коллективной монографии). // Опыт взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества в российских регионах./ Монография. Саратов, «Научная книга», 2010. С. 28 -36. 1 п.л.
21. Российская конституционная модель разделения властей в контексте транзита. (Глава в коллективной монографии).// Sic transit…Опыт власти посткоммунизма. Саратов: Изд-во «Научная книга». 2006. – С. 50-84. 2 п.л.
Работы, опубликованные в сборниках статей, материалах всероссийских и международных конференций:
22. Процедура импичмента в демократических государствах. (Статья). // Проблемы политологии и политической истории.- Межвуз. сб. науч тр.-Саратов,1995.-Вып.5. С.33-36. 0,25 п.л.
23. Некоторые аспекты чрезвычайных полномочий президентов. (Статья). // Проблемы политологии и политической истории.- Межвуз. сб. науч тр.-Саратов,1996.-Вып.7.-С.32-35. 0,25 п.л.
24. Проблема разделения властей в творчестве Б.Н.Чичерина. (Статья).// Человек в социокультурном мире. Материалы конференции в СГТУ, Саратов, 1998. С.41-49. (соавт. А.А.Вилков). 0,5/0.25 п.л.
25. К вопросу о попытках изменения действующей Конституции Российской Федерации. (Статья). // Проблемы политологии и политической истории.- Межвуз. сб. науч трудов, Вып.8. Саратов,1998.С.34-46. 0,7 п.л.
26. Русская либеральная политическая мысль о разделении властей. (Статья). // Проблемы политологии и политической истории. Межвуз. сб. науч. тр., Вып.9 Саратов, 1999. С.64-81. 1 п.л.
27. «Институциональный дизайн»: возможные границы понятия. (Статья). // Проблемы политологии и политической истории. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 9. Саратов, 1999. С.96-104. 0,5 п.л.
28. Геополитическое самоутверждение региона (на примере Саратовской области). (Статья).// Полис: политические исследования. М., 2000. №3. С.117-129. (соавт. Н.И.Шестов). 1 п.л./0,5 п.л.
29. «Обособление властей» versus «разделение властей»: концепция Н.М.Коркунова (Статья). // Общественная мысль, движения и партии в России XIX – XX вв. Брянск. 2000. С.41-45. 0,3 п.л.
30. «Четвертая» власть. (Статья). // Интеллигенция и исторический опыт России. Екатеринбург. 2001. С.134-136. 0,2 п.л.
31. Конституция как средство легитимации политической власти. (Статья).// Проблемы политологии и политической истории. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 10. Саратов, 2001. С.67-75. 0,5 п.л.
32. Интернет в российских электоральных кампаниях. (Статья).// Цивилизация на пороге тысячелетия. Сб. науч. статей. Вып.2. Т.1. Балашов: изд-во БГПИ, 2001. С.45-50. 0,3 п.л.
33. Конфликтогенный потенциал разделения властей. (Статья). // Общественная мысль в России XIX – XX вв. Брянск. 2001.С.33-35. 0,25 п.л.
34. Современные тенденции механизма разделения властей в Российской Федерации. (Статья).// Проблемы политологии и политической истории. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 11. Саратов, 2002. С.195-203. 0,5 п.л.
35. Религиозный фактор доктрины разделения властей и стратегия гражданского общества. (Статья.)// Религиозный фактор в развитии гражданского общества. Сб. научн. трудов. Саратов, ПАГС, 2003. С.89-97. 0,5 п.л.
36. Технологии политических провокаций в Рунете. (Статья).// Политическая коммуникация в постсоветской России: проблемы формирования и парадигмы развития. Материалы секции «Политическая коммуникация» Третьего всероссийского конгресса политологов. 28-29 апреля 2003 года./ Под общ. ред. Л.Н.Тимофеевой, Е.В.Лобзы. М., 2003. С.292-302. 0,8 п.л.
37. Соотношение институциональных и политико-культурных аспектов взаимодействия ветвей власти в современной России. (Статья.).// Психология политической власти. Науч. доклады, Саратов. Изд-во Сарат. ун-та. 2004. С.185 – 196. 0,6 п.л.
38. Российский конституционализм в свете глобальных политических влияний современности. (Статья).// Глобализация: проблемы международного сотрудничества и решение общечеловеческих задач./ Отв. ред. С.Ю.Наумов. Саратов, ПАГС. 2005. С.227 – 238. 0,7 п.л.
39. Государственный Совет РФ: исторический римейк или новация в госстроительстве. (Статья).// Сравнительное изучение парламентов и опыт парламентаризма в России: выборы, голосование, репрезентативность. Материалы Всероссийской научной конференции посвященной 100-летию принятия закона о выборах депутатов I Государственной думы. СПб., 2005. С.71 -76. 0,5 п.л.
40. Проблема конституционной реформы в России (некоторые результаты экспертного опроса).// Политический процесс в условиях подготовки к избирательным кампаниям 2007 – 2008 гг. в Российской Федерации. / Сб. науч. трудов, Казань 2007. С.277-286. 0,7 п.л.
41. Рецепции политических институтов и конституционные заимствования в современной России. (Статья).// Демократия, управление, культура: проблемные измерения современной политики. Политическая наука: Ежегодник 2006 / Российская ассоциация политической науки; гл. ред. А.И.Соловьев.- М.,2007. С.82 – 109. 1,5 п.л.
42. Проблемы российской конституционной реформы. (Статья.).// Российская правовая система: вопросы теории и практики. Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов, Изд-во «Наука, 2007. С.104 -114. 0,7 п.л.
43. Дискуссии об «институциональном дизайне» в контексте разработки Конституции РФ 1993 г. (Статья.).// Новейшая история Отечества ХХ- ХХI век. Сб науч. трудов. Саратов, Изд-во «Наука», 2007, Вып.2. С.363 – 377. 1 п.л.
44. Политические проблемы и перспективы самоопределения Общественной палаты РФ. (Статья).// Политические проблемы современного общества: Сб. науч. статей кафедры политических наук Саратовского государственного университета. Саратов: Издат. центр «Наука», 2009. – Вып.10.С.49-56. 0,5 п.л.
45. Институт контрасигнатуры: возможности использования зарубежного опыта ограничения государственной власти. (Статья). // Политические проблемы современного общества. Материалы межвуз.научн.конфер. студентов, аспирантов, докторантов и препод. по спец. «политология». Издательский центр «Наука». Саратов.2009, вып.11. С.15-23. 0,5 п.л.
46. «Параллельные институты» в системе российской государственной власти. (Статья).// V Всероссийский Конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы. / Тезисы докладов. Доклады. М., ГУ ВШЭ, 2009.С. 1815-1828. 1.п.л.
47. Политические риски и последствия изменения Конституции РФ для системы государственной власти. (Статья).// Политическая власть: теоретико-методологический, нравственно-правовой и информационный аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. / Мар. Гос. Ун-т. Под ред. В.Б.Голубева. Йошкар-Ола, 2009.С.40-44. 0,3 п.л.
48. Политические изменения в механизмах взаимодействия ветвей власти на рубеже XX – XXI вв. (Статья).// Россия в процессе модернизации: Социально-политические аспекты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (5-6 марта 2010 г.). Т. 1./ науч. ред. А.А.Вартумян.- Армавир: РИЦ АГПУ,2010. С.176-184. 0,5 п.л.
49. К вопросу о современном понимании принципа разделения властей в политической науке. (Статья).// Политические проблемы современного общества. Сб. статей студентов, аспирантов, докторантов и преп. По специальности «политология». Саратов: Издат. центр «Наука», 2010. – Вып.13.С.23-33. 0,6 п.л.
50. Модернизация государственной власти в России: стратегии российских либералов в политических проектах. (Статья).// Проблемы модернизации российской государственности: стратегии, институты, акторы. Межвуз. Сборник. науч. трудов. Саратов, Изд-во СГАП, 2010. С.50-66. 1 п.л.
51. Параметры модели разделения властей в политических проектах современных российских консерваторов. (Статья).// Россия в мире: гуманитарное, политическое и экономическое измерение. Сб. материалов Всеросс. науч. конф. Москва, ИНИОН РАН, 2010. С. 123-132. 0,5 п.л.
Учебные, учебно-методические пособия:
52. Хрестоматия по политической науке. Часть 2. (Учебное пособие для студентов). Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2000. 250 С. (соавт. Вилков А.А., Ванюков Д.А. и др. (всего 5 авторов). 12/2 п.л.
53. Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Саратов: изд-во СГСЭУ, 2001. 160 С. (соавт.: Николаев А.Н,. Вилков А.А., Чернышев А.Г. и др. (всего 10 авторов)). 10/ 1п.л.
54. Планы семинарских занятий по курсу «Основы политологии» (Учебно-методическое пособие). Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2001. 24 С. (соавт.: Вилков А.А., Ванюков Д.А. и др. (всего 5 авторов). 1,5/0,2 п.л.
55. Методические материалы по обеспечению учебного процесса для студентов гуманитарных специальностей. (Учебно-методическое пособие). Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2004. 76 С. (соавт.: Вилков А.А., Данилов М.В., Долгов В.М., Канышева И.А., Суровов С.Б.) 5/1 п.л.
56. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. Саратов: изд-во «Научная книга». 2005. 38 С. 2 п.л.
57. Информационно-аналитическое обеспечение принятия стратегических решений в регионе в контексте подготовки специалистов-политологов. // Проблемы открытости власти и бизнеса. Материалы Методического семинара в Торгово-промышленной палате Саратовской области. Саратов: изд-во ТПП СО, 2007. С.19 – 23. 0,2 п.л.
58. «Дебаты» как форма контроля качества подготовки студентов-политологов (Статья). // Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: Сб. науч.тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – 231 с. С.173-177. (соавт.: Вилков А.А., Данилов М.В., Попонов Д.В.) 0,25/0,1 п.л.
59. История политических учений. (Учебно-методическое пособие). Саратов, Изд-во «Научная книга», 2010. (соавт.: В.И.Дорофеев, Н.И.Шестов). 6/2 п.л.
60. Политическое лидерство (раздел учебно-методического го пособия).// Политология. Учебное пособие. Под.ред. А.А.Вилкова, Саратов, Издательский центр «Наука», 2010. 272 с. С.142-155, С.180-185. 1 п.л.