- С точки зрения перспектив политической модернизации системы местного самоуправления современной России речь необходимо вести не только о модернизации, но и в определенных случаях о демодернизации и дедемократизации. Необходимо признать слабость большинства функционирующих в стране институтов, а также низкую правовую защищенность граждан, что негативно сказывается на эффективности проводимых реформ местного самоуправления. Процессы демодернизации и дедемократизации приводят к снижению социальной безопасности общества и препятствуют развитию местного самоуправления по инновационному пути.
- В современной России представлено несколько цивилизационных групп, объединяющих население. Поэтому становление новой модели местного самоуправления происходит неоднородно по субъектам федерации, хотя с юридической точки зрения существующая модель не предусматривает учета социокультурных различий функционирования территориального социума, что неизбежно сказывается на провалах реформирования. Тот факт, что реформирование местного самоуправления осуществляется в основном по модернизационной модели, не означает отсутствия попыток изменить вектор политических преобразований, идеологически обосновав неизбежность кардинальной трансформации приматом цивилизационного подхода.
- Различие российских и зарубежных концептуальных подходов к практической реализации местного самоуправления наблюдается на институциональном уровне. Высокая степень недоверия населения к муниципальной власти различает отечественный и зарубежный опыт реализации самоуправления. Механическое копирование имеющих место за рубежом элементов местного самоуправления и связанных с ними политических практик в современной России приводит к недооценке сущностных особенностей развития местного самоуправления. В стране наблюдается дефицит сведений о передовом зарубежном опыте функционирования местного самоуправления и для исправления положения необходимо расширить каналы информирования и стимулировать местные сообщества применять на практике зарубежные новации.
- Управленческая деятельность в рамках местного самоуправления является составной частью не просто управленческой системы, а системы демократичной, что чрезвычайно важно ля развития демократии на местном уровне как в теоретическом, так и в практическом отношении. Для местного самоуправления важно обеспечить максимальную публичность власти, в результате чего политическая система местного сообщества приобретает повышенную устойчивость к деструктивным воздействиям.
- Формированию деполитизированного подхода в функционировании структур местного самоуправления способствует объективный факт прихода в систему управления представителей поколения, родившегося в 60-х - начале 80-х годов. Это поколение приносит свои ценностные ориентации и свой уникальный опыт социальных взаимодействий, накопленный в условиях квазирыночной экономики, прагматичный взгляд на мир. Однако это поколение отличается еще большей степенью индивидуализации и стремлением сделать карьеру любой ценой, чем это было у предыдущей генерации муниципальных управленцев.
- Трансформация модели местного самоуправления как элемента политической системы государства детерминирована объективно существующими политическими противоречиями, которые разрешаются в процессе совершенствования существующего в стране политического механизма взаимодействия элит, а также взаимодействий граждан с муниципальной властью. Создаваемая система местного самоуправления должна иметь механизмы саморегуляции, позволяющие функционировать муниципальным структурам в условиях социальных конфликтов. При этом в случае необходимости структурные связи между политическими акторами местного самоуправления должны изменяться в соответствии с общественными потребностями, нейтрализуя насильственные составляющие конфликтных ситуаций.
- В системе муниципальной власти отсутствие легитимированных сдержек и противовесов является одной из самых существенных проблем развития территорий. Концентрация власти в руках муниципальной бюрократии автоматически не подразумевает тотального контроля над деятельностью территориального социума, поскольку из механизма власти выпадают неформальные практики политических взаимодействий в рамках неинституциализированных социальных сетей.
- В процессе реализации реформы институт местного самоуправления стал невосприимчив к инициируемым «снизу» политическим инновациям. В процессе трансформации института местного самоуправления, в условиях проводимой в стране реформы муниципальная власть стала более зависимой от региональных и федеральных структур, взяв курс на тотальную бюрократизацию. Созданная система местного самоуправления в рамках сформированной в России «вертикали власти» утратила стимулы к саморазвитию, поощрению инициативы населения, уменьшения уровня коррупции и расширения воспроизводящихся социальных и политических ресурсов.
- Укрепившаяся в России в последние десятилетия патерналистская модель развития местного самоуправления, во время начавшегося в 2008 году мирового финансово-экономического кризиса подверглась серьезному испытанию на прочность. Формированию необходимых для эффективного развития территорий бюджетных доходов, препятствует незаинтересованность сотрудников структур местного самоуправления в экономической эффективности своей деятельности. Инерционность управленческих паттернов, состоящая в отсутствии конкурентно-рыночного подхода к проблеме предоставления гражданам муниципальных услуг является следствием ориентации на централизованные и плановые механизмы финансирования. В регионах нет понимания формирования такой кадровой системы местного самоуправления, которая позволяла бы не столько обеспечивать вертикальную мобильность талантливых управленцев по линии - муниципалитет - регион, а создать условия для горизонтальной мобильности.
- Основным критерием синтеза цивилизационной и модернизационной модели является возможность и механизмы реализации политической и социальной активности жителей. Несмотря на все потенциальные достоинства той или иной модели местного самоуправления, решение о внедрении ее в практику определяется не населением, а правящей элитой. Тем не менее, в случае социально-политического кризиса ситуация может измениться и востребованными станут формы прямой демократии. Совершенствование механизма российских политических процессов на муниципальном уровне предполагает решение следующих проблем: создание системы «сдержек и противовесов» в отношениях между различными политическими акторами местного самоуправления; создание механизма реализации общественного контроля над исполнительной властью, в том числе и в вопросах противодействия коррупционным практикам; формирование профессиональных, ориентированных на инновационное развитие муниципальных элит; создание условий для сознательной политической деятельности активной части населения.
- Перспективная модель местного самоуправления основывается на однозначно сформулированном социальном контракте между населением и муниципальными властями, а также с региональными элитами. Социальный контракт должен удовлетворять социальный заказ граждан на эффективное управление общественными делами находящейся во власти элиты местного самоуправления. Сверхзадача социального контракта заключается в стимулировании растущих ожиданий граждан на повышение эффективности функционирования муниципальных учреждений, которые обслуживают население, а также на повышение роли самоорганизации в сфере решения общественно значимых проблем.
- Общественная активность населения является важнейшим фактором эффективности реализации перспективной модели местного самоуправления. Настроения и ожидания населения применительно к возможности возникновения новой политической ситуации должны основываться на соответствующей ресурсной базе. Центральными факторами массовой мобилизации населения в сфере реформирования местного самоуправления должны стать: простота требований и позитивная вера в возможные перемены жизни местного сообщества. При этом речь не должна идти о возврате к формам самоуправления, существовавшим в истории страны.
1. Голубева Т.Г. Вопросы местного самоуправления в программах и тактике политических партий России в начале XX века. – М.: Московский государственный автомобильно-дорожный институт (технический университет), 1997.- 6 п.л.
2. Голубева Т.Г. Трансформация теоретических и практических подходов к формированию института местного самоуправления в России (историко-политический аспект). – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – 9 п.л.
3. Голубева Т.Г. Местное самоуправление в Российской Федерации: инновации в теории и в практической реализации (политологический анализ). – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – 11,3 п.л.
Статьи в ведущих журналах
4. Голубева Т.Г. О незавершенной институционализации местного самоуправления в современной России // Власть. 2009. № 11. - 0,5 п.л.
5. Голубева Т.Г. Теория политической модернизации в контексте реформирования местного самоуправления в современной России // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 2010. № 4. – 0,5 п.л.
6. Голубева Т.Г. О некоторых проблемах становления местного самоуправления в России в современных условиях // Социум и власть. 2010. № 2. – 0,3 п.л.
7. Голубева Т.Г. Предпосылки разработки и критерии перспективной модели местного самоуправления // Социум и власть. 2010. № 4. - 0,3 п.л.
8. Голубева Т.Г. Теоретические основы разработки перспективной модели местного самоуправления // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 2. – 0,6 п.л.
9. Голубева Т.Г. Общественная активность как детерминанта перспективной модели местного самоуправления // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 2. – 0,5 п.л.
10. Голубева Т.Г. Местные сообщества в контексте перспективной модели местного самоуправления // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 1. – 0,4 п.л.
11. Голубева Т.Г. Проблемы современной институционализации местного самоуправления в России // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 7. – 0,5 п.л.
12. Голубева Т.Г., Шебзухова Т.А. Социально-политические условия трансформации института местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник ассоциаций и туризма. РГУТИС. 2010. № 4. – 0,6 п.л. (в соавт.).
13. Голубева Т.Г., Шебзухова Т.А. К вопросу о политическом статусе местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и противоречия // Право и государство: теория и практика. 2010. № 11. – 0,6 п.л. (в соавт.).
Статьи, доклады, тезисы, брошюры
14. Голубева Т.Г. Идеи общественного самоуправления в программах политических партий России / Политические партии в трех российских революциях. Сб. материалов всерос. науч.-практ.конф. – М.: Московский государственный автомобильно-дорожный институт, 1991. – 0,8 п.л.
15. Голубева Т.Г. Идеи общественного самоуправления в программах политических партий России / Политические партии и движения в курсе отечественной истории. Сб. тезисов, докладов и сообщений всерос. науч.-практ.конф. – Астрахань: Астраханский государственный педагогический институт, 1991. – 0,8 п.л.
16. Голубева Т.Г. Вопросы реформы местного самоуправления в III Государственной думе / Актуальные проблемы политической истории России. Сб.докладов и сообщений научно-методической конференции. – Брянск: Брянский государственный педагогический институт, 1992. - 0,8 п.л.
17. Голубева Т.Г. Идея местного самоуправления в общественно-политической мысли России в конце XIX- начале XX вв. /Деп. в ИНИОН РАН, № 48471 от 09.09.93. – 1 п.л.
18. Голубева Т.Г. К вопросу о государственной власти и управлении накануне революции 1905 – 1907 гг. / Первая Российская революция и парламентаризм в России. Сб. материалов науч.-практ.конф. –Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический университет, 1995.-0,8 п.л.
19. Голубева Т.Г. Местное самоуправление в социально-экономической и политической системах государства (теория и методология) / Цивилизационные и формационные подходы к изучению отечественной истории: теория и методология. Сб. материалов науч.-практ.конф. М.: МГАДИ (ТУ), 1996. – 0,6 п.л.
20. Голубева Т.Г. Проблема государственной власти и местного самоуправления в программах либерально-буржуазных партий России (начало 1900 годов) / Страницы истории России. Межвузовский сборник научных статей. Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 1996. – 0,6 п.л.
21. Голубева Т.Г. Местное самоуправление на Ставрополье. / Ставропольская земля в прошлом и настоящем. Сб. материалов научной конференции. Ставрополь: Ставропольский государственный университет., 1998. – 0,4 п.л.
22. Голубева Т.Г. Местное самоуправление в системе власти и управления: сравнительно-исторический анализ / Проблемы становления местного самоуправления в Ставропольском крае. Сб. материалов региональной науч.-практ.конф. Ставрополь, 2003. -0,25 п.л.
23. Голубева Т.Г. Местное самоуправление: история и современность, теория и практика / Сб. научн. ст. Ставрополь: Ставропольский филиал Северо-Кавказской академии государственной службы, 2004. – 0,5 п.л.
24. Голубева Т.Г. Муниципальная реформа: попытка осуществления политической модернизации / Инновации в местном самоуправлении: Юг России в контексте национального и европейского опыта. Сб. материалов международной науч.-практ.конф. (27-28 мая 2005г.). – Ростов н/Д, 2005. - 0,2 п.л.
25. Голубева Т.Г., Игнатов В.Г., Рудой В.В. Возможности использования нормативного подхода к определению штатной численности органов государственного и муниципального управления / Инновации в местном самоуправлении: Юг России в контексте национального и европейского опыта. Сб. материалов международной науч.-практ.конф. (27-28 мая 2005г.). – Ростов н/Д., 2005. – 0,25 п.л. (в соавт.).
26. Голубева Т.Г. Концепция административной реформы: проблемы реализации и перспективы. /Административная реформа (региональный уровень): российский и европейский опыт. Сб. материалов международной науч.-практ.конф. (30 сентября – 2 октября 2005г.). Ростов н/Д., 2005. – 0,25 п.л.
27. Голубева Т.Г. Местное самоуправление в контексте развития демократических начал российской государственности / Актуальные проблемы управления, политики и права. Сборник научных трудов. Ставрополь: Ставропольский филиал Северо-Кавказской академии государственной службы, 2006. – 0,5 п.л.
28. Голубева Т.Г. К вопросу о партийном патронаже местного самоуправления в контексте политических реформ в России / Государственный аппарат и политические реформы в Росси и Германии. Сб. тезисов и выступлений международной науч.-практ. конф. (26 - 27 мая 2006 г.). Ростов н/Д., 2006. – 0,25 п.л.
29. Голубева Т.Г. Реализация местного самоуправления как фактор обеспечения стабильности и развития гражданского общества / Противодействие терроризму и обеспечение гражданского мира и согласия в регионе конфликта. Сборник докладов международной науч.-практ. конф. (12 мая 2006г.). Ставрополь, 2006. – 0,25 п.л.
30. Голубева Т.Г. Законодательное регулирование вопроса о местном самоуправлении в России: исторические параллели и закономерности. / Сто лет российскому парламентаризму. Взгляд из прошлого в настоящее. Сборник материалов науч.-практ. конф. (11 апреля 2006г.). Ставрополь, 2006. – 0,5 п.л.
31. Голубева Т.Г. Оптимизация муниципального управления как механизм предупреждения конфликтов в местном сообществе. / Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество. Сборник тезисов и выступлений международной науч.-практ. конф. (29-30 сентября 2006г.). Ставрополь, 2006. – 0,25 п.л.
32. Голубева Т.Г. Административная реформа в Российской Федерации. Брошюра. Ставрополь, 2006. – 2 п.л.
33. Голубева Т.Г. Толерантность как элемент профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих / Толерантность как фактор оптимизации государственного управления и местного самоуправления в полиэтничном регионе. Сборник информационных материалов. Ставрополь, 2007. – 0,25 п.л.
34. Голубева Т.Г. Гражданское общество и власть: проблемы взаимодействия и обеспечения мира и согласия в полиэтничном регионе. Брошюра. Ставрополь, 2007. – 1 п.л.
35. Голубева Т.Г. Кадровое обеспечение как фактор успешности реализации административной реформы в Российской Федерации (Проблемы кадров государственного и муниципального управления) / Административная реформа: пути оптимизации взаимодействия органов власти и гражданского общества в полиэтничном регионе. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2007. – 0,3 п.л.
36. Голубева Т.Г. Проблемы организационной и функциональной оптимизации органов государственной власти и местного самоуправления в условиях административной реформы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2007. № 2. – 0,3 п.л.
37. Голубева Т.Г. Проблемы реализации кадрового ресурса местных политических элит в контексте задач муниципального реформирования. / Элиты и будущее России: взгляд из регионов. Сборник материалов международной науч.-практ. конф. (12-13 октября 2007 г.). Ростов н/Д., 2007. – 0,8 п.л.
38. Голубева Т.Г. Местное самоуправление как фактор развития гражданского общества // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2008. № 2. – 0,3 п.л.
39. Голубева Т.Г. Местное самоуправление и демократизация общественной жизни /Система демократического управления в органах власти. Сборник методических материалов. Ставрополь: Филиал ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» в г. Ставрополе, 2009. – 0,8 п.л.
40. Голубева Т.Г. Демократическая гражданственность и местное самоуправление как факторы развития гражданского общества / Система демократического управления в органах власти. Сборник методических материалов. Ставрополь: Филиал СКАГС в г. Ставрополе, 2009. – 0,25 п.л.
41. Голубева Т.Г. Социально-экономическое развитие муниципального образования как фактор стабильности и межнационального диалога на Северном Кавказе / Институты гражданского общества – основа социального диалога и профилактики конфликтов на Северном Кавказе. Сборник методических материалов. Ставрополь: Филиал ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» в г. Ставрополе, 2009. – 0,25 п.л.
42. Голубева Т.Г. Проблемы разработки и применения кадровых технологий в процессе оптимизации государственного и муниципального управления. / Государственная политика по формированию резерва управленческих кадров на региональном уровне: опыт, проблемы, пути решения. Сборник докладов и тезисов Всероссийской науч.-практ. конф. (27 – 28 февраля 2009 г.). Ростов н/Д., 2009. 0,4 п.л.
43. Голубева Т.Г. Концептуальные подходы к формированию теории местного самоуправления в России. / Политическая наука на Юге России: становление, современное состояние и основные направления развития Сборник докладов международной науч.-практ. конф. (11 – 12 марта 2009г.). Ростов н/Д., 2009. – 0,4 п.л.
44. Голубева Т.Г. К вопросу о политических условиях введения местного самоуправления в современной России. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 3 – 0,5 п.л.
45. Голубева Т.Г. Теоретические представления о местном самоуправлении в рамках дискурса о взаимоотношении государственного управления и местного самоуправления в России на рубеже XIX-XX веков. / Русская философия и российская государственность / Сборник научных трудов. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2009. – 0,6 п.л.
46. Голубева Т.Г. Политическая активность граждан как необходимое условие формирования новой модели местного самоуправления в России. / Общественные организации Юга России в контексте становления гражданского общества: история, проблемы и перспективы развития. Сб. материалов региональной науч.- практ. конф. (15-16 октября 2009г.). Ставрополь, 2009. – 0,3 п.л.
47. Голубева Т.Г. Трансформация института местного самоуправления в условиях муниципальной реформы: приоритетные задачи развития. / Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Сб. статей международной науч.-практ. конф. (26-27 ноября 2009 г.). Екатеринбург, 2009. – 0,2 п.л.
48. Голубева Т.Г. Инновационная организация системы местной власти как фактор социально-экономического развития муниципального образования. /Социально-экономические реформы: проблемы и пути решения в условиях современного общества. II Всероссийская науч.-практ. (заочная) конференция. (15-31 декабря 2009 г.). М., 2009. – 0,25 п.л.
49. Голубева Т.Г. Местное самоуправление в России: некоторые итоги институционализации и проблемы дальнейшего развития / Межвузовский научный сборник «XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего». 13 выпуск. Пенза, 2009. - 0,4 п.л.
50. Голубева Т.Г. Местное самоуправление и гражданское общество в России: проблемы становления и взаимодействия / Современные проблемы социально-экономического развития России, Казахстана, Украины и Белоруссии. Сб. материалов III Международной науч.-практ. конф. (8 февраля 2010г.). – Саратов: ИЦ «НАУКА», 2010. – 0,2 п.л.
51. Голубева Т.Г. Местное самоуправление в России: проблемы современного реформирования и перспективы реализации / Местное самоуправление в России и Германии: история и современность (на примере Юга России). Сборник докладов международной науч.-практ. конф. (3 апреля 2010г.). Ростов н/Д., 2010. - 0,5 п.л.
52. Голубева Т.Г. Местные сообщества в контексте перспективной модели местного самоуправления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. № 3. – 0,5 п.л.
53. Голубева Т.Г. Гражданское общество и местное самоуправление: концептуальные вопросы становления и развития / Модернизация системы местного самоуправления в Российской Федерации: тенденции, проблемы, пути решения. Материалы науч.-практ. конф.. п. Белоозерский Воскресенского муниц. р-на Московской обл. 24 апреля 2010 г. – 0,3 п.л.
54. Голубева Т.Г. Инновационные технологии формирования кадров для государственной и муниципальной службы / Модернизация системы местного самоуправления в Российской Федерации: тенденции, проблемы, пути решения. Материалы науч.-практ. конф.. п. Белоозерский Воскресенского муниц. р-на Московской обл. 24 апреля 2010 г. – 0,25 п.л.