- Основная проблема исследования заключается в противоречивом характере воздействии парламентаризма на устойчивое политическое развитие страны. С одной стороны, институциональный дизайн и политическая практика в рамках существующей политической системы являются адекватными отечественному политическому традиционализму и уровню гражданской культуры населения. С другой стороны, действующая модель политико-административного управления в условиях XXI в уже не эффективна. В силу этого, перспективы устойчивого социально-политического развития страны в нарастающей степени связаны с активизацией гражданского общества и повышением значимости институтов представительной власти.
- Становление современных парламентских институтов в постсоветской России происходило в условиях «демократического авангардизма», завершившимся учреждением суперпрезидентской модели власти. Это привело не только к торможению партийно-политического строительства, но и к существенному ограничению роли парламента. Возникшая в стране в первое десятилетие XXI в парламентская модель с доминантной партией имеет серьезные изъяны, прежде всего из-за маловлиятельной роли законодательной власти.
-
Эволюция современного российского парламентаризма включает в себя четыре основных этапа: ∙ 1989-1991- стихийная демократизация общества;∙ 1991-1993- попытка институционализации демократии в России;∙ 1993-1995- конституирование парламентаризма, сопровождающееся эрозией демократии;∙ 1999-2009- минимизация парламентаризма и политического представительства.
- Рассматриваемая в диссертации архитектоника политической стабилизации, включает в себя теоретико-методологические основы анализа политической стабильности; феномен политической стабильности в современном научном дискурсе; факторы и типологию политической стабильности.
- Политическая стабилизация современной России может быть обеспечена, в первую очередь, через полноценное функционирование парламентских институтов, обеспечивающим устойчивое взаимодействие государства и гражданского общества. В условиях реализации модернизационной парадигмы развития страны контроль над властью выступает как стратегическая задача общества и как решающее условие политической стабильности.
- Методологическое обоснование анализа взаимосвязи парламентаризма и политической стабильности развития страны позволяет определить теоретические, институциональные и организационно-политические условия устойчивого политического развития в рамках концепции демократической политической стабильности.
- Авторская концепция детерминированности политической стабильности России уровнем развития парламентаризма включает в себя принципы, факторы и направления воздействия парламентаризма на уровень политической стабильности в современной России.
- Перспективы укрепления политической стабильности развития российского общества неразрывно связаны с усилением всесторонних коммуникаций власти с гражданскими структурами, где в соответствии со своей социально-политической природой ведущая роль принадлежит парламентским отношениям.
- Теоретические и методологические основы концепции воздействия парламентской деятельности на политическую стабильность дают возможность определить исходную базу формирования направлений и методов совершенствования отечественного парламентаризма и способствуют достижению стабильности в гражданском обществе и государстве. Это позволяет осуществить интеграцию выдвинутых положений и выводов в целостную систему представлений об оптимизации парламентских отношений и парламентской деятельности.
- Для успешного завершения современного российского модернизационного транзита, реализации задач его демократического этапа и тем самым преодоления угроз политической дестабилизации необходим новый мощный политический импульс. В первую очередь он связан с повышением эффективности представительных институтов и структур гражданского общества, способных стать инструментом общественного согласия по поводу политического и социального будущего страны и путей его достижения, объединения на реализацию этого согласия всех демократически и патриотически ориентированных сил и граждан страны.
- Неоднократное возвращение российской власти к идее и практике модернизации, постоянная рефлексия через призму Запада как важная составляющая российской идентичности служат веским основанием в пользу предположения о том, что перспективу дальнейшего развития страны следует рассматривать в системе демократических координат. Процессы современной авторитаризации российского политического режима нельзя однозначно квалифицировать как отказ от демократии вообще. Скорее, они свидетельствуют об отступлении от курса на построение либеральной модели демократии. Однако при этом поиски собственного варианта демократического развития не должны вести к ущемлению и деформации ее основных принципов. Необходима выработка такой модели политического устройства российского общества, которая гармонично сочетала бы мировой опыт политического строительства с национальными особенностями и интересами России, политические права и свободы с социальной справедливостью, нравственностью и социальной ответственностью. Представляется, что в наибольшей степени этим требованиям отвечают президентский политический режим с более глубоким разделением властей и усилением контроля общества над властью.
- Устойчивое политическое развитие страны и формирование эффективных институтов представительной власти в значительной мере обусловлены уровнем развития парламентской культуры российского общества. Современная российская парламентская культура может быть охарактеризована как сложносоставная, носящая фрагментарный характер, отличающаяся наличием различных электоральных субкультур. Падение интереса населения к участию в политической жизни страны, в значительной степени обусловлено убежденностью в высокой степени политической коррупции при проведении выборов. Отсюда вытекает необходимость создания институциональных и организационно-политических условий для формирования публичного характера деятельности органов власти и управления, для создания в стране современной системы гражданского образования.
- Получившие в современной России широкое применение манипулятивные политические технологии монополизированы административно-политическими элитами и ориентировании на расширение «управляемого электората» с акцентированным лидерским центром. Такого рода практики, с одной стороны, способствуют стабилизации сложившейся политической системы, действующей в режиме элитарной демократии. С другой стороны, консервируют низкий уровень эффективности демократических институтов, тормозят формирование демократической политической культуры, развитие институтов гражданского общества, что содержит в себе латентную угрозу политической стабильности.
- Достижение высокого уровня политической стабильности в современной России может считаться завершенным при наличии следующих условий: повышение институциональной роли парламентских отношений, низкого уровня политической и экономической коррупции; наличия прозрачных процедур проведения выборов, с возможностью контроля со стороны всех заинтересованных политических акторов; функционирования независимой правовой системы; возможности равного доступа к общенациональным, а также к региональным масс-медиа представителей различных политических сил. Указанные предпосылки являются необходимыми для устойчивого политического развития. Если же вектор политического развития будет направлен в противоположном направлении, в сознании широких масс будет формироваться убежденность в том, что демократическая политическая система не устоялась и возможны возвратные переходы на более низкие уровни ее развития.
1.Колесников В.Н. Народное представительство и парламентаризм в истории политической мысли России. – СПб.: Изд-во Северо-Западной академии государственной службы, 2006. – 18 п.л.
2.Колесников В.Н. Народное представительство и парламентаризм в России: проблемы становления и развития. – Санкт-Петербург: Северо-Западный Центр развития парламентаризма, 2007. – 24,5 п.л.
3.Колесников В.Н. Парламентаризм и политическая стабильность в современной России. – СПб.: Изд-во «Герда», 2010. – 11 п.л.
Статьи в рецензируемых научных журналах
1.Колесников В.Н. Выборы как фактор политической стабильности в современной России»//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. – №6. – 2007.– 1 п.л.
2.Ковбенко Л.Н., Колесников В.Н. Парламентская культура как предмет научно-практического анализа. // Власть. – 2008. – № 5.– 0,3 п.л.(0.2).
3.Колесников В.Н., Зиновкина Е.Н. Проблемное поле регионального парламентаризма (опыт Санкт-Петербурга)// Право и политика. – 2008. – № 9.– 0,3 п.л.(0,2).
4.Колесников В.Н. Российский парламентаризм: извлекая уроки// Власть. – 2009. – № 1.– 0,3 п.л.
5.Колесников В.Н., Зиновкина Е.Н. Проблема функциональной полноценности российского парламентаризма// Право и политика. – 2009. – № 4. – 0,3 п.л. (0,2).
6.Колесников В.Н. Парламентская культура как моделирующая система политической стабильности/ Политэкс. – 2009. – №1.– 1 п.л.
7.Колесников В.Н. Парламентская культура в современной России: специфика формирования//Вестник Пермского университета. Серия «История и политология». – 2009. – Вып. 2(9). – 1 п.л.
8.Колесников В.Н.Парламентаризм и политическая стабильность: факторы влияния//Власть. – 2010. – № 3.– 0,3 п.л.
9.Колесников В.Н. Функциональная ценность парламентской культуры//Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. – Сер.6. – Вып. 2.– 0,8 п.л.
Разделы в учебных пособиях, статьи в научных сборниках и журналах
1.Колесников В.Н., Чуланов Ю.Г. Краткий словарь по политологии. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1994.– 4 п.л. (2 п.л.).
2.Колесников В.Н. Законодательное обеспечение развития местного самоуправления в субъектах Российской Федерации // Государственное регулирование и местное самоуправление: социальная ориентация. Сборник тезисов и докладов на международной конференции. 26-27 ноября 1996 г. Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 1996.– 0.1 п.л.
3.Колесников В.Н. Накануне 2000 года: социально-технологический подход к формированию научно-технической политики (тезисы)Международный семинар «Прогнозирование и управление в сфере науки и производства». Тезисы докладов. 26-27 ноября 1996 года. Санкт-Петербург, 1997.– 0.3 п.л.
4.Барежев В.А., Колесников В.Н. Местное самоуправление и закон Санкт-Петербургская избирательная комиссия. Серия «Организатору выборов». Санкт-Петербург, 1997.– 2 п.л. (1).
5.Барежев В.А., Колесников В.Н. Законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Санкт-Петербургская организация общества «Знание» России. Центр избирательных технологий. Серия «Библиотечка избирателя». Санкт-Петербург, 1997.– 2,3 п.л.(1,1).
6.Духовный М.А., Колесников В.Н., Малышев А.В. Политический имидж как фактор электорального поведения // Электоральная политология: теория и опыт России. Издательство Санкт-Петербургского университета. Санкт.-Петербург, 1998.– (0.6 п.л.) (0.2).
7.Колесников В.Н. Местное самоуправление в Санкт-Петербурге: политика и реальность. – Региональные особенности местного самоуправления (взаимодействие теории и практики). Сборник научных и учебно-методических трудов. – СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 1998.– 0.4 п.л.
8.Колесников В.Н. Выборы как политический институт//Политический менеджмент: электоральный процесс и технологии. /Под ред. Л.В.Сморгунова/. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1999.– 0,5 п.л.
9.Колесников В.Н. Выборы как политический институт // Выборы в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты: Тез. докл. научн.-практ. конф. 26-28 июня 1999 г. – СПб.: Изд. Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия», 1999.– 0,2 п.л.
10.Колесников В.Н. Институционализация выборов // Итоговая научно-методическая конференция СЗАГС: Сбор. тез. докл. конф. 21 июня 1999 г. – СПб.: Изд-во Северо-Западной академии государственной службы, 1999.– 0,2 п.л.
11.Колесников В.Н. Институционализация выборов и политическая стабильность // Выборы-2000: комплексный подход к проблеме маркетинга политического лидера: Материалы межрегиональн. научн-практ. конференции (тезисы докл.). – СПб.: Изд. Санкт-Петербургского фонда поддержки общественных наук «Человек и общество». – СПб., 2000.– 0,2 п.л.
12.Колесников В.Н. Институт выборов и кадровая политика на региональном уровне // Вертикаль власти: проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России: Докл. и сообщ. на международной конф. Июнь, 2001 г. – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказской академии государственной службы, 2001.– 0,1 п.л.
13.Колесников В.Н. Выборы в системе политических институтов. Совершенствование системы государственного и муниципального управления в РФ и ее регионах. Сборник тезисов итоговой научно-методической конференции СЗАГС. – СПб: Издательство СЗАГС, 2001.– 0,2 п.л.
14.Гарусов А.Б., Колесников В.Н. Политические и правовые основы выборов в России. – СПб.: Санкт-Петербургская избирательная комиссия, 2002.– 2,5 п.л.(2 ).
15.Колесников В.Н. О политических функциях выборов /Выборы в Российской Федерации. – СПб.: НОРМА , 2002.– 0,5 п.л.
16.Колесников В.Н. Сравнительный анализ институциональных основ выборов в России и за рубежом // Государственное и муниципальное управление в России: история и современность. Сборник тезисов докладов юбилейной научн.-практ. конф. СЗАГС 27 февраля 2002 г. – СПб., 2002.– 0,1 п.л.
17.Колесников В.Н.Выборные начала власти и гражданское общество// Система государственной власти и управления в России: история, традиции и современность. Ежегодный международный Форум. СЗАГС, июнь 2003. – СПб., 2003.– 0,3 п.л.
18.Колесников В.Н. Гражданское общество и институт выборов // Гражданское общество и реформа местного самоуправления в России. Сборник материалов. III Российский общественно-научный форум. – СПб., 2003.– 0,5 п.л.
19.Колесников В.Н.Политический аспект выборов // Ежегодник 2003. Сборник научных статей СЗАГС – СПб, 2003.– 1 п.л.
20.Колесников В.Н. Избирательная система / Учебник «Политология». Под ред. А.С.Тургаева, А.Е.Хренова. – СПб.: ПИТЕР, 2005.– 1 п.л.
21.Колесников В.Н. Административная реформа и гражданское общество// Реформы в России и Россия в реформирующемся мире. Материалы научной конференции Часть I. Санкт-Петербург, 17 февраля 2006 г. Балтийский государственный технический университет. – СПб., 2006.-0,3 п.л.
22.Колесников В.Н. О политическом подходе к современной административной реформе // Проблема свободы личности и общества в социально-гуманитарном дискурсе. Материалы всероссийской научной конференции. Курск, 16-17 мая 2006 г. – Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2006.– 1 п.л.
23.Колесников В.Н. Опыт политологической рефлексии современной административной реформы // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Материалы 4-й ежегодной международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова (24-26 мая 2006 г). М.: Издательство «РОССПЭН», 2006. – 0,2 п.л.
24.Колесников В.Н. О политических основаниях административной реформы// Государственный аппарат и политические реформы в России и Германии. Сборник тезисов выступлений на международной научно-практической конференции 26-27 мая 2006 г. – Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказской академии государственной службы, 2006. – 0,3 п.л.
25.Колесников В.Н. Политическое управление и политическая конкуренция // Тезисы докладов. IV Всероссийский конгресс политологов. – М., 2006. – 0,1 п.л.
26.Колесников В.Н., Тургаев А.С. Политические условия современной реформы // Инноватика государственного управления: прорыв в будущее. Материалы международной научно-практической конференции. РАГС, 23-24 ноября 2006. – М.:Изд-во РАГС, 2006.– 0,3 п.л.
27.Колесников В.Н. Исторический код российской государственности и перспективы российского парламентаризма // Международная научная конференция «Информационное обеспечение законодательного процесса и государственного управления: история и современность (К 100-летию со дня начала работы библиотеки Государственной Думы)». СПб., 2006.– 0,7 п.л.
28.Колесников В.Н. Традиция российской государственности и народное представительство // Материалы круглого стола «Перспективы развития российского парламентаризма. К 100-летию первой Государственной Думы. Законодательное собрание Ленинградской области. – СПб., 2006.– 0,5 п.л.
29.Колесников В.Н Гражданское общество в условиях административной реформы// Развитие партнерских отношений государства, гражданского общества и бизнеса. Материалы научно-практической конференции 31 января-1 февраля 2006 г. Поволжская академия государственной службы. – Саратов, 2006.– 0,2 п.л.
30.Колесников В.Н. «Всё те же «грабли»:проблема взаимодействия Центра и регионов» // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Государственное и муниципальное управление в Сибири: состояние и перспективы», посвященной 15-летию Сибирской академии государственной службы (26-27 февраля 2007 года) в 3-х частях: Ч.3 – «Государство и право» – Новосибирск, 2007.– 0,5 п.л.
31.Колесников В.Н. Левые в России: поворот, разворот, тенденция?// Демократия и управление. Информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии. – 2007. – № 1(3). – 0,1 п. л.
32.Колесников В.Н. Место и роль электронного правительства в реализации административной реформы в Российской Федерации // Электронное правительство – информационный ресурс развития системы государственного управления и институтов гражданского общества. Материалы международной научно-практической конференции 15 марта 2007. – Петрозаводск. Изд-во ПетрГУ, 2007.– 0,7 п.л.
33.Колесников В.Н. «Парламентаризм и выборы: проблемы институционального взаимодействия в российском политическом пространстве»/ Международная научная конференция «Трансформация политической системы России: проблемы и перспективы». Москва, 22-23 ноября 2007. – М.:РАПН, 2007.– 0,2 п.л.
34.Колесников В.Н. Историческая колея российской государственности и народное представительство // Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. Материалы IV Международного научного форума. Т.1. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007.– 1 п.л.
35.Колесников В.Н. Избирательная система и основные виды выборов // Политология. Ответы на экзаменационные билеты. Под ред. А.С.Тургаева, А.Е.Хренова. – СПб.: Изд-во «Питер», 2007.– 0,3 п.л.
36.Ковбенко Л.Н., Колесников В.Н. Чему учит опыт отечественного парламентаризма? // VI Международный научный форум «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. Т.1. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008.– 0,4 п.л.(0,2).
37.Колесников В.Н. Основания парламентской культуры в России: историческая традиция и демократический транзит / Политика XXI века: преемственность и инновации в России и в мире. Материалы международной научной конференции. Часть 2. Санкт-Петербург, 23-24 мая 2008 г. Балтийский государственный технический университет. – СПб., 2008.–0,2 п.л.
38.Колесников В.Н. Парламентская культура как детерминанта эффективности политического управления// Демократия и управление: Информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии (СП-РАПН). – CПб., 2008. – №1 (5).– 0,1 п.л.
39.Колесников В.Н. Политическое представительство, стабильность и федерализм: актуализация теоретических представлений// Современный федерализм. Российские проблемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 21-22 ноября 2008 г.– СПб.,2008.– 0,2 п.л.
40.Колесников В.Н. Парламентская культура: концептуальные основания и операциональная ценность /Международная научная конференция «Новый политический цикл: повестка дня для России» 5-6 декабря 2008. Тезисы докладов. – М., 2008.– 0,1 п.л.
41.Колесников В.Н. Гражданское общество и его роль в развитии демократии в стране // Гражданин современной России. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – СПб.: Виктория плюс, 2009. – 1 п.л.