- Национальный вопрос, межэтнические отношения на рубеже XX и XXI вв. вошли в число самых приоритетных направлений общественного развития, сохранения государств и мирной жизни граждан. Они выявляют необходимость формирования адекватной государственной национальной политики, отражающей специфику государства, этнополитический статус народов, обеспечивают формы самоопределения народов в соответствии с их статусом.
- Формируются разные подходы к понятию «нация», «этнос», «этнические группы», и т. д. На их глубинных смыслах базируются традиционные структуры и институты государственного управления, а также националистические и сепаратистские проявления. Национальные отношения на Северном Кавказе - многосложные, этносоциальные явления, зависящие от комплекса факторов: исторических, геополитических, экономических, этносоциальных, конфессиональных.
- В советский период в истории кавказских народов прослеживалась двойственность процессов в области национального строительства. В СССР 13 народов подверглись репрессиям в форме депортаций. Среди них и северокавказские народы: балкарцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, чеченцы.
- Реальные достижения - осуществление права народов на самоопределение в различных формах государственности, сопровождались деформациями, а в отношении отдельных народов преступлениями. К началу перестройки состояние, в котором находилась страна, привело к кризису межнациональных отношений, а впоследствии и к межнациональным конфликтам.
- Процесс суверенизации на рубеже 90-х годов приобрел для страны угрожающие масштабы. Кризис национально-государственного устройства и государственной власти после распада СССР породил этнополитический экстремизм и сепаратизм. Чеченская война стала основной проверкой на прочность российской государственности и будущего ее народов. Причины, способствовавшие зарождению и эскалации чеченского конфликта, комплексные. Они кроются как в сложных взаимоотношениях кавказских народов, так и в ошибках власти, а также в современных религиозных, этнополитических, экстремистских течениях, захлестнувших республики Северного Кавказа в постсоветский период. Основной урок чеченской войны - это умение власти упреждать негативное развитие событий, чтобы не доводить их до неизбежности применения военной силы.
- На рубеже веков терроризм стал одной из самых опасных форм политической борьбы. Поиск путей профилактики и противодействия этому явлению стал не только общероссийской задачей, но и международной. В целом в последние годы на Северном Кавказе наметился процесс выхода из кризиса, ведется поиск путей разрешения конфликтов, хотя все еще остается активное сопротивление этому процессу. Яркое подтверждение тому теракты в московском метро.
- Специфика современного развития российского федерализма определяется особенностями российской государственности, в первую очередь его многонациональностью. Российский федерализм связан с комплексом сложнейших проблем, решение которых возможно путем гибкой политики согласования интересов федерации и субъектов федерации. Реалистичными представляются, прежде всего, экономические подходы, предусматривающие расширение социально-экономической самостоятельности субъектов федерации, определение региональной политики и систем местного самоуправления. Обострение этнополитических процессов во многом обусловлено зависимостью их от социально-экономической ситуации. Республики Северного Кавказа относятся либо к группе малообеспеченных, либо бедных регионов. При этом возрастает роль теневой экономики. По данным экспертов, почти каждый житель региона занят, так или иначе, в этой сфере.
- Юридическое закрепление особых прав «титульной нации» порождает дискриминацию других народов. Проблема русских в республиках Северного Кавказа - это не только вопрос этнополитики, демографии и миграции, а более серьезный фактор, от которого зависит обеспечение межэтнического согласия и перспектива дальнейшего социально-экономического развития региона.
- Этноконфессиональные процессы характеризуются политической радикализацией ислама. Конфессиональный фактор, не имевший исходно особого веса в нагнетании конфликтной напряженности, стал приобретать опасные черты по мере использования его экстремистами, опирающимися на фундаменталистские идеи в их крайних формах. В целях эффективности борьбы с этнополитическим экстремизмом и терроризмом, профилактики их, важен комплексный анализ этого сложнейшего социально-политического феномена. Государство, несущее главную ответственность за противодействие экстремизму, должно использовать все имеющие в его распоряжении средства для профилактики этого явления. К этому должны быть привлечены и общественные силы.
- В Российской Федерации государственная национальная политика должна учитывать своеобразие регионов, традиционные формы общественного устройства. Демократическая национальная политика предполагает партнерские отношения наций-этносов и государства во всех сферах жизни. В условиях отсутствия традиций демократического управления все усилия могут быть сведены к декларациям, не подкрепленным практическим механизмом осуществления. Национальной политике на Северном Кавказе требуется эффективная правовая и структурно-управленческая основа.
1. Киреев Х.С. К новой парадигме российской национальной политики на Северном Кавказе.- М.: ООО Академический проект. 2005- 18, 6 п. л.
Брошюры:
2.Киреев Х.С. Политико-правовая основа регулирования этноконфессиональных отношений (на примере Северного Кавказа).- М.: Радуга. 2002.- 2,1 п. л.
3.Киреев Х.С. “Лаборатория” национальной политики: этнополитические процессы в Северо-Кавказском регионе. - М.: Радуга. 2002.- 2,3 п. л.
4. Киреев Х.С. Киреев А. С. Этнополитический экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации.- М.: Радуга. 2004.-2,2п. л.- авторство не разделено.
5. Киреев Х. С. Киреев А. С. Угроза этнополитического экстремизма в Российской Федерации, основы его профилактики.- М.: Радуга. 2004.- 3,6 п. л. - авторство не разделено.
6. Киреев Х.С. Информационно-правовой справочник мигранта. - М.: 2008.- 4,3 п. л.
Статьи в периодических научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
7. Киреев Х.С. Межэтнические конфликты в России: истоки и возможные решения // Власть. - 2007. - №10. - 0, 45 п. л.
8. Киреев Х.С. Исламский фактор в этнополитических процессах на Северном Кавказе // Право и политика. -2008.- №5. - 0, 6 п. л.
9. Киреев Х.С. Политический экстремизм как опасное явление в информационной сфере политической системы России // Представительная Власть XXI век. - 2008.-№ 5-6.- 0,6 п. л.
10. Киреев Х.С. Национальная самоидентификация в этнополитических процессах России // Власть. - 2007. - №2. - 0,55 п. л.
11. Киреев Х.С. Особенности современной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе: достижения, просчеты. // Этносоциум и Межнациональная культура.- 2009. - №5 (21). - 0,45 п. л.
12. Киреев Х.С. Миграционные процессы в России // Представительная Власть XXI век . - 2009. - № 5. - 0,5 п. л.
13. Киреев Х.С. Урегулирование этнополитической ситуации на Северном Кавказе // Социология власти.- 2009. - №6. - 0,5 п. л.
14. Киреев Х.С. Феномен экстремизма в условиях многонациональной России // Представительная Власть XXI век . - 2010. - № 2-3. - 0,5 п. л.
Статьи в иных изданиях:
15. Киреев Х. С. Что такое экстремизм?// Media forum.- 2001.- №8.- 0,15п. л.
16. Киреев Х.С. Этнополитический экстремизм на Северном Кавказе: история, вопросы противодействия. // Вестник РАЕН.- 2004. - №3. - 0,6 п. л.
17. Киреев Х.С. Государственная национальная политика Российской Федерации на Северном Кавказе: проблемы и реализация. // Вопросы национальных и федеративных отношений. - М.: Издательство РАГС. 2004.- 0,5 п. л.
18. Киреев Х.С. Северный Кавказ на карте геополитических интересов России // Современные гуманитарные исследования. - 2005.- №4.- 0,4п. л.
19. Киреев Х.С. Духовная пропасть. // Жизнь моя газетная строка. Под ред. Баязитов Ф. Тюмень. 2005.- 1п. л.
20. Киреев Х.С. Многонациональность – историческая модель России. //Вопросы гуманитарных наук . - 2005. - №5.- 0,6 п. л.
21. Киреев Х.С. Диалог между конфессиями - основа мира и стабильности в России. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Мусульманское сообщество России: итоги и перспективы». Н. Новгород. 2006.- 0,4 п. л.
22. Киреев Х.С. Миграционные процессы в России: проблемы и перспективы // Современная мысль.- 2006.-№6.- 0,25 п. л.
23. Киреев Х.С. Проблема национал-экстремизма в СМИ России //Современные гуманитарные исследования. - 2007. - №2 (15). - 0, 4 п. л.
24. Киреев Х.С. Социальная реклама в России и ее перспектива //Современные гуманитарные исследования. - 2007.- №3 (16). - 0, 4 п. л.
25. Киреев Х.С. Экстремизм в исламе – угроза единству Российской Федерации. // Вопросы национальных и федеративных отношений. - М.: Издательство РАГС. 2007.- 0,5 п. л.
26. Киреев Х.С. Концепция: создание единого комплекса социально-демографических технологий по совершенствованию института мигрантов в Российской Федерации.- М.: Радуга. 2008.- 0, 9 п. л.
27. Киреев Х.С. Межконфессиональные отношения и их роль в этнополитических процессах на Северном Кавказе // Вопросы национальных и федеративных отношений. - М.: Издательство РАГС. 2008.- 0,4 п. л.
28. Киреев Х.С. Национальный вопрос в демократическом государстве. // Вопросы гуманитарных наук .- 2009.- №4 (42). - 0, 25 п. л.
29. Киреев Х.С. Государственное регулирование межнациональных отношений в России. // Аспирант и соискатель. - 2009.- №5 (53). - 0,25 п. л.
30. Киреев Х.С. Развитие и совершенствование демократических федеративных отношений в России //Современные гуманитарные исследования. - 2009. - №9. - 0, 3 п. л.
31. Киреев Х.С. Северный Кавказ на перекрестке геополитических интересов мировых держав. // Международная жизнь. – 2009. - № 11. – 0,5 п. л.
32. Киреев Х. С. Миграционная политика России в странах постсоветской Евразии. // „ Нур“. 2010. - №1. – 0. 1п. л.