Научная тема: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ДЕМОКРАТИИ»
Специальность: 23.00.02
Год: 2010
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Национальный вопрос, межэтнические отношения на рубеже XX и XXI вв. вошли в число самых приоритетных направлений общественного развития, сохранения государств и мирной жизни граждан. Они выявляют необходимость формирования адекватной государственной национальной политики, отражающей специфику государства, этнополитический статус народов, обеспечивают формы самоопределения народов в соответствии с их статусом.
  2. Формируются разные подходы к понятию «нация», «этнос», «этнические группы», и т. д. На их глубинных смыслах базируются традиционные структуры и институты государственного управления, а также националистические и сепаратистские проявления. Национальные отношения на Северном Кавказе - многосложные, этносоциальные явления, зависящие от комплекса факторов: исторических, геополитических, экономических, этносоциальных, конфессиональных.
  3. В советский период в истории кавказских народов прослеживалась двойственность процессов в области национального строительства. В СССР 13 народов подверглись репрессиям в форме депортаций. Среди них и северокавказские народы: балкарцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, чеченцы.
  4. Реальные достижения - осуществление права народов на самоопределение в различных формах государственности, сопровождались деформациями, а в отношении отдельных народов преступлениями. К началу перестройки состояние, в котором находилась страна, привело к кризису межнациональных отношений, а впоследствии и к межнациональным конфликтам.
  5. Процесс суверенизации на рубеже 90-х годов приобрел для страны угрожающие масштабы. Кризис национально-государственного устройства и государственной власти после распада СССР породил этнополитический экстремизм и сепаратизм. Чеченская война стала основной проверкой на прочность российской государственности и будущего ее народов. Причины, способствовавшие зарождению и эскалации чеченского конфликта, комплексные. Они кроются как в сложных взаимоотношениях кавказских народов, так и в ошибках власти, а также в современных религиозных, этнополитических, экстремистских течениях, захлестнувших республики Северного Кавказа в постсоветский период. Основной урок чеченской войны - это умение власти упреждать негативное развитие событий, чтобы не доводить их до неизбежности применения военной силы.
  6. На рубеже веков терроризм стал одной из самых опасных форм политической борьбы. Поиск путей профилактики и противодействия этому явлению стал не только общероссийской задачей, но и международной. В целом в последние годы на Северном Кавказе наметился процесс выхода из кризиса, ведется поиск путей разрешения конфликтов, хотя все еще остается активное сопротивление этому процессу. Яркое подтверждение тому теракты в московском метро.
  7. Специфика современного развития российского федерализма определяется особенностями российской государственности, в первую очередь его многонациональностью. Российский федерализм связан с комплексом сложнейших проблем, решение которых возможно путем гибкой политики согласования интересов федерации и субъектов федерации. Реалистичными представляются, прежде всего, экономические подходы, предусматривающие расширение социально-экономической самостоятельности субъектов федерации, определение региональной политики и систем местного самоуправления. Обострение этнополитических процессов во многом обусловлено зависимостью их от социально-экономической ситуации. Республики Северного Кавказа относятся либо к группе малообеспеченных, либо бедных регионов. При этом возрастает роль теневой экономики. По данным экспертов, почти каждый житель региона занят, так или иначе, в этой сфере.
  8. Юридическое закрепление особых прав «титульной нации» порождает дискриминацию других народов. Проблема русских в республиках Северного Кавказа - это не только вопрос этнополитики, демографии и миграции, а более серьезный фактор, от которого зависит обеспечение межэтнического согласия и перспектива дальнейшего социально-экономического развития региона.
  9. Этноконфессиональные процессы характеризуются политической радикализацией ислама. Конфессиональный фактор, не имевший исходно особого веса в нагнетании конфликтной напряженности, стал приобретать опасные черты по мере использования его экстремистами, опирающимися на фундаменталистские идеи в их крайних формах. В целях эффективности борьбы с этнополитическим экстремизмом и терроризмом, профилактики их, важен комплексный анализ этого сложнейшего социально-политического феномена. Государство, несущее главную ответственность за противодействие экстремизму, должно использовать все имеющие в его распоряжении средства для профилактики этого явления. К этому должны быть привлечены и общественные силы.
  10. В Российской Федерации государственная национальная политика  должна учитывать своеобразие регионов, традиционные формы общественного устройства. Демократическая национальная политика предполагает партнерские отношения наций-этносов и государства во всех сферах жизни. В условиях отсутствия традиций демократического управления все усилия могут быть сведены к декларациям, не подкрепленным практическим механизмом осуществления. Национальной политике на Северном Кавказе требуется эффективная правовая и структурно-управленческая основа.
Список опубликованных работ
Монография:

1. Киреев Х.С. К новой парадигме российской национальной политики на Северном Кавказе.- М.: ООО Академический проект. 2005- 18, 6 п. л.

Брошюры:

2.Киреев Х.С. Политико-правовая основа регулирования этноконфессиональных отношений (на примере Северного Кавказа).- М.: Радуга. 2002.- 2,1 п. л.

3.Киреев Х.С. “Лаборатория” национальной политики: этнополитические процессы в Северо-Кавказском регионе. - М.: Радуга. 2002.- 2,3 п. л.

4. Киреев Х.С. Киреев А. С. Этнополитический экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации.- М.: Радуга. 2004.-2,2п. л.- авторство не разделено.

5. Киреев Х. С. Киреев А. С. Угроза этнополитического экстремизма в Российской Федерации, основы его профилактики.- М.: Радуга. 2004.- 3,6 п. л. - авторство не разделено.

6. Киреев Х.С. Информационно-правовой справочник мигранта. - М.: 2008.- 4,3 п. л.

Статьи в периодических научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

7. Киреев Х.С. Межэтнические конфликты в России: истоки и возможные решения // Власть. - 2007. - №10. - 0, 45 п. л.

8. Киреев Х.С. Исламский фактор в этнополитических процессах на Северном Кавказе // Право и политика. -2008.- №5. - 0, 6 п. л.

9. Киреев Х.С. Политический экстремизм как опасное явление в информационной сфере политической системы России // Представительная Власть XXI век. - 2008.-№ 5-6.- 0,6 п. л.

10. Киреев Х.С. Национальная самоидентификация в этнополитических процессах России // Власть. - 2007. - №2. - 0,55 п. л.

11. Киреев Х.С. Особенности современной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе: достижения, просчеты. // Этносоциум и Межнациональная культура.- 2009. - №5 (21). - 0,45 п. л.

12. Киреев Х.С. Миграционные процессы в России // Представительная Власть XXI век . - 2009. - № 5. - 0,5 п. л.

13. Киреев Х.С. Урегулирование этнополитической ситуации на Северном Кавказе // Социология власти.- 2009. - №6. - 0,5 п. л.

14. Киреев Х.С. Феномен экстремизма в условиях многонациональной России // Представительная Власть XXI век . - 2010. - № 2-3. - 0,5 п. л.

Статьи в иных изданиях:

15. Киреев Х. С. Что такое экстремизм?// Media forum.- 2001.- №8.- 0,15п. л.

16. Киреев Х.С. Этнополитический экстремизм на Северном Кавказе: история, вопросы противодействия. // Вестник РАЕН.- 2004. - №3. - 0,6 п. л.

17. Киреев Х.С. Государственная национальная политика Российской Федерации на Северном Кавказе: проблемы и реализация. // Вопросы национальных и федеративных отношений. - М.: Издательство РАГС. 2004.- 0,5 п. л.

18. Киреев Х.С. Северный Кавказ на карте геополитических интересов России // Современные гуманитарные исследования. - 2005.- №4.- 0,4п. л.

19. Киреев Х.С. Духовная пропасть. // Жизнь моя газетная строка. Под ред. Баязитов Ф. Тюмень. 2005.- 1п. л.

20. Киреев Х.С. Многонациональность – историческая модель России. //Вопросы гуманитарных наук . - 2005. - №5.- 0,6 п. л.

21. Киреев Х.С. Диалог между конфессиями - основа мира и стабильности в России. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Мусульманское сообщество России: итоги и перспективы». Н. Новгород. 2006.- 0,4 п. л.

22. Киреев Х.С. Миграционные процессы в России: проблемы и перспективы // Современная мысль.- 2006.-№6.- 0,25 п. л.

23. Киреев Х.С. Проблема национал-экстремизма в СМИ России //Современные гуманитарные исследования. - 2007. - №2 (15). - 0, 4 п. л.

24. Киреев Х.С. Социальная реклама в России и ее перспектива //Современные гуманитарные исследования. - 2007.- №3 (16). - 0, 4 п. л.

25. Киреев Х.С. Экстремизм в исламе – угроза единству Российской Федерации. // Вопросы национальных и федеративных отношений. - М.: Издательство РАГС. 2007.- 0,5 п. л.

26. Киреев Х.С. Концепция: создание единого комплекса социально-демографических технологий по совершенствованию института мигрантов в Российской Федерации.- М.: Радуга. 2008.- 0, 9 п. л.

27. Киреев Х.С. Межконфессиональные отношения и их роль в этнополитических процессах на Северном Кавказе // Вопросы национальных и федеративных отношений. - М.: Издательство РАГС. 2008.- 0,4 п. л.

28. Киреев Х.С. Национальный вопрос в демократическом государстве. // Вопросы гуманитарных наук .- 2009.- №4 (42). - 0, 25 п. л.

29. Киреев Х.С. Государственное регулирование межнациональных отношений в России. // Аспирант и соискатель. - 2009.- №5 (53). - 0,25 п. л.

30. Киреев Х.С. Развитие и совершенствование демократических федеративных отношений в России //Современные гуманитарные исследования. - 2009. - №9. - 0, 3 п. л.

31. Киреев Х.С. Северный Кавказ на перекрестке геополитических интересов мировых держав. // Международная жизнь. – 2009. - № 11. – 0,5 п. л.

32. Киреев Х. С. Миграционная политика России в странах постсоветской Евразии. // „ Нур“. 2010. - №1. – 0. 1п. л.