- На основе анализа характера этнопроцессов, происходящих в афганском и иранском обществах, диссертантом определены общие черты и особенности проявления комплекса взаимообусловленных обстоятельств, а именно: этнонациональные процессы, связанные с этнической стагнацией и дивергенцией, этническая дезинтеграция и этнический раздел. Вместе с тем, раскрытие места и роли естественных и исторических факторов в процессе формирования этнической структуры и возникновения национального движения показывает процесс национальной консолидации отдельных этносов в афганском и иранском обществе на этапе завоевания независимости.
- По мнению диссертанта, базисные изменения и характер надстроечных связей оказали существенное влияние на формирование новых этнонациональных отношений, определивших специфику этнонациональной ситуации, этнодемографических изменений и позволили раскрыть суть и содержание доктрины «панафганизм» и «паниранизм». Идеологические установки этих доктрин послужили основой для образования кризисных явлений в сфере межнациональных связей в этнонациональной эволюции общества в Афганистане и Иране.
- В послереволюционной задаче переустройства общества содержатся проблемы формирования национальной политики и подходы к решению этнонациональных вопросов. А на основе практики организации этнонациональных отношений диссертант выделяет особенности а) псевдодемократические, б) исламские проекты обустройства народов и государств Афганистана и Ирана.
- Динамика развития политических событий после прихода к власти моджахедов и талибов определяет суть изменения характера государственной власти, расклад военно-политических сил и их влияние на судьбу национально-государственного устройства Афганистана. В этом процессе с точки зрения диссертанта наблюдается тенденция фрагментации афганского общества, проявляется определенная форма этнического радикализма, а также этнорегиональной политики, направленной на реформирование административно-национальной структуры афганского общества.
- Новая этнонациональная ситуация в афганском обществе в связи с изменением соотношения «национального большинства» и «национального меньшинства» по-новову сформировала атмосферу этнонациональных отношений. На этой основе раскрывается феномен «комплекса силового превосходства» и определяется его соотношение с ростом национального самосознания непуштунских народов Афганистана, характером вооруженной борьбы и межнациональных конфликтов.В связи с этим автор, прогнозируя развитие этнонациональной ситуации в стране, предлагает возможный вариант разработки оптимальной концепции этнонациональной политики, применимой к настоящим условиям и специфике афганского общества.
- С позиции автора, управление этнонациональными процессами в условиях исламизации всей общественно-политической системы общества в Иране, а также изменение методологии подхода к решению этнонациональных проблем находятся в прямой зависимости от расстановки классовых сил в обществе, что и отражает своеобразие проявления идеологии исламского духовенства в национально-государственном строительстве Ирана.
- Пути формирования концепции национально-государственного строительства в Иране, по мнению автора, включает в себя следующие компоненты: а) «пехлевизм» как идеологическое обоснование новой системы этнонациональных отношений в формировании «единой иранской нации»; б) реформаторская деятельность Мухаммада Реза по созданию условий, обеспечивающих влияние европейской цивилизации и ускорению процесса ассимиляции в иранском обществе; в) характер взаимоотношения религии и общественно-политического строя.
- Рассматривая проблемы исторических истоков этнонациональных отношений в афганском обществе, диссертант приходит к выводу о том, что попытки создания суперэтноса «нации-государства», под названием «афганцы» не увенчались успехом. По мнению автора, это объясняется неприемлемыми методами в осуществлении политики «внутренней колонизации», когда путём насильственной переселенческой политики решались задачи укрепления центральной власти и формирования единой социально-политической общности, несправедливым решением вопроса участия непуштунских народов в управлении государственными делами. А также проведение национально-языковых мероприятий по введению афганского языка (пушту) в качестве государственного (1936 г.), т.е. не как средства межнационального общения, а как способ усиления политической гегемонии пуштунов, в целом, по стране, и в частности в социально-экономической структуре непуштунских народов.
- Концепция мусульманского единства формирования исламской нации - «уммы» - «нация-государство» в иранском обществе осуществляется на основе доктрины имамата о социальном равноправии. Она в целом определяет характер исламских проектов обустройства народов и теократического государства в Иране, политику исламизации иранского общества, подходов к решению этнонациональных вопросов, а также тенденций демократизации в политической сфере общества на современном этапе социально-политического развития Ирана.
- Социально- политическое устройство любой страны представляет собой сложнейшую специфическую систему разнообразных правовых элементов, структур, институтов политической власти. В новых условиях в Иране это находит отражение в создании теократической государственности, где совмещены шиитские представления о власти, которые в условиях отсутствия скрытого имама наиболее адекватно реализованы в верховенстве главного факиха, избираемого наиболее признанными религиозными деятелями, и современные представления о власти, фактически европейские, реализуемые в форме республиканских органов власти.
- Однако, в отличие от Афганистана, по мнению диссертанта, в Иране формирование новой структуры власти осушествляется при соотношении исламских ценностей и политики в обществе. Они представляют собой институты, которые возникают в обществе и функционируют в нем параллельно, развиваются вместе с изменениями самого социума, адаптируясь к изменяющимся условиям. Однако религия и политика имеют различные темпы адаптации, что способствует их постепенному разделению.
- С точки зрения автора, переход реальной политической власти в руки «Северного альянса» в Афганистане, во главе с таджиком Б. Раббани ополчил против них не только всех пуштунов, но и выявил новых претендентов на политическую власть из числа других, непуштунских этносов. Возникали кратковременные альянсы и союзы пуштунов, узбеков, хазарейцев против официальной власти в Кабуле, что создавало глубокий этнополитический и этноконфесиональный раскол в этом полиэтническом обществе. Диссертант вступает в полемику с другими исследователями по вопросу определения движения Исламского общества Афганистана (основными военными силами которого были военные группировки под командованием Ахмада Шах Масуда) как сепаратистского, выступающего за автономизацию страны. Поиски в этом направлении приводят соискателя к другой точке зрения. Ахмаду Шах Масуду была чужда идея расчленения Афганистана по этническому признаку. В его понимании, Афганистан - это единая многонациональная страна, и исходя из этого, особенно после 1992 г., он активно принимает участие в создании системы региональной политики. К тому же, Масуд разработал концепцию внутренней и внешней политики для Афганистана, именно как для независимого и самостоятельного государства. В число задач, на которые он обращал пристальное внимание, входило: утверждение самостоятельности Афганистана и его международное признание; урегулирование отношений с Пакистаном; налаживание отношений с сопредельными государствами, вопросы политического устройства страны и «исламской демократии».
- Автор, рассматривая вопросы, связанные с этнополитическими конфликтами, и проблемы перемещенных лиц (внутренние перемещенные лица - ВПЛ и афганские беженцы) в Афганистане, отмечает, что существует множество мнений относительно понимания этнического фактора и этнических конфликтов в новейшей истории Афганистана. Диссертантом этнический конфликт понимается как форма гражданского, политического, или вооруженного противоборства, в котором стороны или одна сторона мобилизуются, действуют и страдают по принципу этнических различий. А субэтнический конфликт - разновидность этнического, т.е. как форма противоборства между отдельными субэтническими группировками внутри этноса. По нашему мнению, именно данная форма особенно актуальна для пуштунов в Афганистане.
- Рассматривая весь спектр теорий этнического конфликта: теории исторической вражды, экономической модернизации, теории дилеммы безопасности, теории манипуляции элит, автор считает, что они могут быть всесторонне применены к объяснению причин возникновения и развития этнонациональных конфликтов в Афганистане только в совокупности. Однако вопросы, связанные с выработкой единой интегрированной теории афганского этнического конфликта остаются пока нерешенными. Но реальность афганского общества показывает, что сегодня национализм и этнический конфликт приобретают роль инструмента для завоевания и сохранения власти.
- С точки зрения диссертанта, в настоящее время в отношениях между титульными нациями и национальными меньшинствами целесообразно разработать некоторые правовые нормы, принципы, процедуры в отношении коренных народов с целью формирования рациональной концепции управления этнополитическими процессами применительно к условиям и специфике афганского общества с учетом мировой практики. Диссертант к числу основных принципов относит следующие: а) паритет интересов национальных общин и их всестороннее партнерство; б) самоорганизация национальной жизни этносов; в) государственный патернализм, равноправный диалог со всеми национальностями, этническими и квазиэтническими группами.
- Характеризуя этнонациональные движения в иранском обществе с начала XX в. вплоть до исламской революции, автор отмечает, что процесс этнополитических изменений непосредственно был связан с освободительным, сепаратистским, автономистским движениями, национальными восстаниями и другими крупными политическими событиями и массовыми этносоциальными движениями. На этой основе, и с учетом основных политических кризисов в современной истории Ирана, автор делает следующие выводы: а) левые и национал-демократическая идеологии в истории Ирана имели наибольшие возможности эффективного присутствия в обществе и были более привлекательны для иранского народа; б) большинство региональных этнополитических движений в Иране проходили в пограничных горных провинциях или в отдаленных областях (преимущественно проживают разделенные народы). Таким образом, по мнению автора, географическое расположение этнических групп является важным фактором в возникновении этнических движений и повышения активности их политических организаций.
1.Саидов Х.С. Афганистан в поисках путей национально-государственного развития. – Душанбе: Изд-во «Шарки озод», 2009. – (15,3 п.л.).
2.Саидов Х.С. Афганистан и Иран. Параллели этнонационального развития. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – (23,5 п.л.).
Статьи в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК:
3.Саидов Х.С. Афганская реальность. Кто и как толкует ислам. // Агитатор Таджикистана. – 1987. – № 15. – С. 65–69 (на тадж.яз.). – (0,6 п.л.).
4.Саидов Х.С., Салихов К. С. Принципы свободы выбора общественного развития и деидеологизация сквозь призму нового мышления. // Вестник Таджикского Государственного Университета (ТГУ). – 1991. – № 1. – С. 10–17. – (соавтор. – 0,7 п. л., авторство не разделено)
5.Саидов Х.С. Пехлевизм и некоторые вопросы формирования новой системы этнонациональных отношений в Иране. // Известия Академия Наук Республики Таджикистан (АН РТ), Отделение общественных наук. – 2008. – № 2. – С.113–116. – (0,4 п.л).
6.Саидов Х.С. Иран: Основные тенденции этнонацинального развития на этапе завоевание независимости. // Вестник Таджикского Государственного Национального Университета (ТГНУ). Серия гуманитарных наук. – 2009. – № 3 (51). – С. 66–72. – (0,5 п.л.).
7.Саидов Х.С. Афганистан: политико-правовые аспекты гуманизация системы этнонациональных отношение. // Известия Академия Наук Республики Таджикистан (АН РТ). Отделение общественных наук. – 2009. – № 4. – С. 174–181. – (0,7 п.л.).
8.Саидов Х.С. Иран: фактор полиэтничности и характер этносоциальных движений в обществе. // Вестник Таджикского Государственного Национального Университета (ТГНУ). Сер. гуманитарных наук. – 2010. – № 1(57). – С. 146–151. – (0,5 п.л.).
9.Саидов Х.С. Иран: о некоторых особенностях формирования и либерализации систем этнонациональных отношений в условиях исламизации всей общественной жизни // Вестник Таджикского Государственного Национального Университета (ТГНУ). Сер. гуманитарных наук. – 2010. – № 2(58). – С. 114-120. – (0,5 п.л.).
10.Саидов Х.С. К вопросу о влиянии амануллистских реформ на этнонациональные процессы в афганском обществе. // Вестник Российского Университета Дружбы Народов (РУДН). Сер. гуманитарных наук. Политология.... – М., 2010. – (в печ. – 0,6 п.л.).
11.Саидов Х.С. Теократическая власть в поисках формирования новой системы этнонациональных отношений. // Социология власти. – 2010. – № 5. – (в печ. – 0,5 п.л.).
12.Саидов Х.С. Историко-политологическая ретроспекция. К характеристике этнонационального состава афганского общества в 20-х – 30-х гг. ХХ века. // Известия Академия Наук Республики Таджикистан (АН РТ). Отделение общественных наук. – 2010. – (в печ. – 0,8 п.л.).
Брошюры:
13.Саидов Х.С. Иран: от этнического многообразия к суперэтносу «нация-государство». – Душанбе: Изд-во ТГНУ, 2009. – (4,6 п.л.).
14.Саидов Х.С. Современный афганский политический процесс: общенациональный консенсус и вопросы взаимодействия основных субъектов общества. – Душанбе: ИЗд-во ТГНУ, 2008. – (2, 4 п.л.).
Статьи в других изданиях:
15.Саидов Х.С. К вопросу об эволюции вариантов «исламского социализма» (на материалах Афганистана) // Научный материализм и немарксистские концепции общественного развития. – Киев, 1989. – С. 37–44. – (0,7 п.л).
16.Саидов Х.С. Иран. Исламский путь развития // Таджикская Советская Энциклопедия (ТСЭ). – Душанбе, 1989. – С. 601–603 (на тадж. яз.). – (0,2 п.л).
17.Саидов Х.С. Вопросы применения международно-правовых норм и стандартов как фактор стабилизации в афганском обществе // Материалы международной конференции «Афганистан и региональная безопасность: пять лет после «Талибана». – Душанбе, 2006. – С. 118–125. – (0,7 п.л.).
18.Саидов Х.С. Афганистан: общество и реформы. // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации: электронное научное издание № ГОС.РЕГИСТРАЦИИ 0421000043. – М., 2010. – № 2. Регистрационный номер статьи 04210000043/0023.