- В диссертации представлены основные значения и смысл концепта гражданина. Историческое значение феномена гражданина заключается в том, что это один из наиболее устойчивых, циклически повторяющихся, динамичных и эффективных политических способов адаптации социальных общностей к внешним и внутренним обстоятельствам изменяющейся среды. Его функциональным назначением является установление связи между гражданским обществом и государством, которое достигается посредством организации политической системы, ее культуры и институтов на основе деятельной самоорганизации индивидов, побуждаемой их стремлением к более высокому социальному статусу, политической власти и свободе, а также к объединению в политическую общность в целях достижения внутреннего политического и правового порядка и доминирующего положения данной общности среди других политических образований. Общий смысл разных форм гражданина в западноевропейской истории состоит в укреплении жизнеспособности данной социально-политической общности людей путем использования личностной субъектности.
- По отношению к индивиду феномен гражданина - социокультурная роль правоспособной личности, члена гражданской общины (гражданского общества) и государства (полиса, средневекового города, нации-государства) и субъекта политических и гражданских прав, к которой индивид стремится и которая предписывается ему культурой и политической системой данного государства в целях поддержания его жизнеспособности. Общая роль гражданина включает систему специфических ролей, вовлекающих личность в процесс участия в воспроизводстве и изменении этой общности. Необходимость исполнения этих ролей требует развития определенных внешних и внутренних качеств личности, в том числе способности быть носителем политических и гражданских прав.
- В исследовании показано, что становление, существование и развитие политического феномена гражданина обусловлено наличием личностной формы социального. Личность инициирует процессы объективации и субъективации, экстернализации и интернализации, осуществляя взаимопереход социальных и политических структур (институтов гражданского общества и государства) и ценностного содержания культуры (этоса гражданина). Личность является основой существования феномена гражданина. Появление концепции естественного права привело к наделению человека высшим онтологическим статусом по отношению к государству и другим социальным и политическим образованиям, к утверждению личности в качестве источника и носителя неотъемлемых прав и свобод, к возникновению феномена гражданина как меры осуществления прав и свобод человека в данных институциональных и культурных условиях.
- Модель гражданина античного полиса воспроизводит способ самоорганизации индивидов, обладающих привилегированным статусом гражданина (polites), обязанностями и правами участия в осуществлении прямого демократического правления посредством такой организации институтов и культуры полиса, которая обеспечивает соучастие народа-гражданина (своих) в коллективном господстве над не гражданами (чужими) путем непосредственного или потенциального насилия над побежденными (рабами). Институциональное измерение модели характеризуют следующие особенности: синкретизм гражданской общины и государственности полиса; тождественность гражданина и полиса; построение структуры институтов полиса на основе принципа политического участия граждан, связанного с участием в военной организации полиса; привилегированность статуса гражданина; формальное равенство граждан (перед законом, в занятии должностей и т.д.); дуализм частного и публичного в бытии гражданина; институты полиса функционируют в сочетании двух режимов - внутреннего режима включения/исключения в число граждан и внешнего режима открывания/закрывания, или периодов военной экспансии и политической борьбы демоса за власть. Культурную основу модели составляет этос гражданина - общий дух гражданской общины, культивирующий единство добродетелей гражданина и блага общины, тождество понятий «гражданин» и «цивилизованный человек», превосходство граждан над не гражданами, дифференциацию ценностей по основанию свои/чужие. Личностное измерение модели характеризуется пониманием личности как роли публичного лица, субъекта политики и права.
- Теоретическая модель гражданина средневекового города воспроизводит корпоративный способ организации экономической, правовой и политической автономии (самоуправления, власти) городской общины посредством самоорганизации горожан как членов тех или иных корпораций. Институциональное измерение модели характеризуется следующими особенностями: обособлением экономического типа власти (господства) по отношению к другим типам власти - сеньориальному, теократическому. феодальному; зависимостью статуса и прав гражданина от сословной и корпоративной принадлежности индивида; многообразием институтов самоуправления как способов участия индивида в жизни общины (коммуна, приход, квартал, гильдия и т.п.) и их перевесом над институтами управления (гражданского общества над государством); корпоративной моделью включенности индивида в общность; участием горожан в деятельности органов муниципального управления и сословно-представительных собраний на уровне государства. Культурную основу модели составлял корпоративный этос городской общины, включающий идеал гражданина и сочетающий христианские и корпоративные ценности и нормы: идею зависимости порядка в городе от добродетелей и деятельного участия горожанина, ориентацию на нормы городского права, правовую культуру, легитимное правосознание и поведение; чувства коммунальной, квартальной, приходской и других форм солидарности, доверия и ответственности, чувство включенности в городскую корпорацию и страх перед исключением из нее; ценностную дифференциацию по основанию свои/чужие в зависимости от принадлежности индивида к городской общине; рассудочно-срединную мораль. Личностное измерение модели характеризуется возникновением противоречия между индивидуальным и корпоративным сознанием, началом становления личности.
- Национально-государственная модель гражданина эпохи Модерна реконструирует способ государственной организации нации как политической общности на основе опосредованного участия граждан в управлении государством с помощью системы институтов представительной демократии. Институциональное измерение модели составляют следующие условия: относительный баланс и взаимное ограничение гражданского общества и государства, государственный суверенитет, территориальное самоопределение и конституционный строй нации-государства, включающий конституционный статус гражданина; правовое государство и демократический политический режим; институт гражданства; система представительной власти, сочетающая институты партисипаторной, делиберативной и иных форм демократии и прямого народовластия, разделения и децентрализации власти, федерализма и местного самоуправления; парламентаризм; взаимоограничение публичного и частного, естественного (субъективного) и позитивного (государственного) права. Ментальную основу модели составляет этос гражданина (политическая и правовая культура), который включает когнитивные, аффективные, оценочные и поведенческие компоненты и установки: идею неотъемлемых прав человека, равенства перед законом, индивидуализм и др. Основой личностного измерения - автономии личности, - является «добродетель» гражданина, достигаемая посредством рефлексии и самоконтроля. Она включает доверие индивида к нации и гражданскому обществу (солидарность), готовность к деятельному участию в функционировании институтов местного самоуправления и государственной власти; лояльность граждан государству, его законам и политико-правовому порядку, законопослушность, предпочтение общего блага личному. Циклично-поступательный взаимопереход массовой и индивидуальной ментальности, ориентированной на этос гражданина, и институтов представительной демократии, который обеспечивается автономной личностью, включенной в публичную сферу общества посредством общественного мнения, публики и прессы, является условием воспроизводства феномена гражданина.
- В настоящее время происходит разрушение прежнего баланса в соотношении инвариантных и динамических оппозиций модели гражданина Модерна. При сохранении формальной основы демократии усиливается экономическое, политическое, информационное неравенство элиты и массы, воспроизводится отчуждение массы от политики, неучастие замещает политическое участие. Частное, культивируемое средствами массовой коммуникации, проникает в публичное, разрушая публичное содержание роли гражданина. Процессы самоорганизации в информационно-коммуникативной сфере, по видимости доминирующие над процессами организации, характеризуются имитационными механизмами реализации свободы, меняющими характер публичного пространства политики. Баланс самотождественности (персональной идентичности) и саморазличения личности, служивший основой «гражданской личности» в эпоху Модерна, распадается. Доминирование различия (внутреннего и внешнего) порождает кризис персональной, гражданской и национально-государственной форм идентичности.
1. Фан И.Б. От героя до статиста: метаморфозы западноевропейского гражданина [Текст] / И.Б. Фан. – Екатеринбург : УрО РАН, 2006. – 316 с. (18, 2 п.л.)
Публикации в научных изданиях, рекомендуемых ВАК:
2. Фан И.Б. Методология социокультурного исследования становления гражданина [Текст] / И.Б. Фан // Политэкс : Полит. экспертиза. – 2006. – Т. 2, № 3. – С. 228–240.
3. Фан И.Б. Гражданственность в отечественном политическом дискурсе, или к проблеме о том, есть ли демократический потенциал у «русской идеи»? [Текст] / И.Б. Фан // Политэкс : Полит. экспертиза. – 2006. – Т. 2, № 2. – С. 145–156.
4. Фан И.Б. Политический театр эпохи буржуазных революций: рождение гражданина [Текст] / И.Б. Фан // ОНС : Обществ. науки и современность. – 2007. – № 5. – С. 75–86.
5. Фан И.Б. Лицемерие возвращается? [Текст] / И.Б. Фан // Свободная мысль. – 2007. – № 6. – С. 180–189.
6. Фан И.Б. Модель западноевропейского гражданина позднего средневековья [Текст] / И.Б. Фан // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 54. – Сер. 3 : Обществ. науки. – Вып. 4. – С. 30–46.
7. Фан И.Б. Модель гражданина Модерна: время дифференциации и транснационализации [Текст] / И.Б. Фан // Полит. наука: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. полит. науки; Росс. ассоц. полит науки; Ред кол.: Е.Ю. Мелешкина – гл. ред. и др.- М.: ИНИОН РАН, 2010. – № 1: Формирование государства в условиях этно-культурной разнородности / Ред. сост. номера Е.Ю. Мелешкина, А. И. Миллер. – С. 173–191.
8. Фан И.Б. В поисках достоинства и ценности жизни российского гражданина [Текст] / И.Б. Фан // Социум и власть. – 2010. – № 1. – С. 89–94.
Статьи в научных изданиях:
9. Фан И.Б. Исторические формы человеческой индивидуальности [Текст] / И.Б. Фан // Человек: индивидуалист и индивидуальность : Межвуз. сб. науч. трудов. – Екатеринбург, 1995. – С. 62–73.
10. Фан И.Б. Общественные объединения в современной России: проблемы, гипотезы, принципы исследования [Текст] / И.Б. Фан // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 1999. – Екатеринбург, 1999. – Вып. 1. – С. 128–141.
11. Фан И.Б. Личность и власть: проблема идентификации [Текст] / И.Б. Фан // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2001. – Екатеринбург, 2001. – Вып. 2. – С. 136–165.
12. Фан И.Б. Проблема соотношения личности и государства в работах Б.Н. Чичерина по истории русского права [Текст] / И.Б. Фан // Философия и право: ретроспекции, реминисценции и прогнозы. – Екатеринбург, 2002. – С. 136–165.
13. Фан И.Б. Личность и государство в контексте эволюции Православия [Текст] / И.Б. Фан // Философско-методологические проблемы науки и техники : Межвуз. сб. науч. тр. – Самара, 2002. – Вып. 4. – С. 125–128.
14. Фан И.Б. Принцип равенства граждан перед законом: европейские истоки и российская история [Текст] / И.Б. Фан // Взаимодействие политической науки с органами государственной власти в формировании политических процессов в Российской Федерации : Сб. науч. ст. по итогам Междунар. конф. (1–2 нояб. 2002 г.). – Екатеринбург, 2002. – Ч. I. – С. 144–149.
15. Фан И.Б. Античные модели гражданства [Текст] / И.Б. Фан // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2002. – Екатеринбург, 2002. – Вып. 3. – С. 92–107.
16. Фан И.Б. Гражданин в контексте города: исторический смысл понятия [Текст] / И.Б. Фан // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2003. – Екатеринбург, 2004. – Вып. 4. – С. 112–137.
17. Фан И.Б. Б.Н. Чичерин: личность и государство в историческом измерении [Текст] / И.Б. Фан, С.И. Глушкова // Судьбы гражданского общества в России : в 2 т. – Екатеринбург, 2004. – Т. 1 : Версии гражданского общества в общественной мысли России XIX–XX вв. – С. 22–41. – (В соавт. с С.И. Глушковой).
18. Фан И.Б. Правосознание гражданина: дискурсивный анализ [Текст] / И.Б. Фан // Политическая наука и государственная власть в Российской Федерации и Новых Независимых государствах : Сб. науч. ст. – Екатеринбург, 2004. – С. 182–192.
19. Фан И.Б. Политико-правовые аспекты ментальности россиян: штрихи к дискурсу [Текст] / И.Б. Фан // Многообразие политического дискурса. – Екатеринбург, 2004. – С. 174–194.
20. Фан И.Б. «Гражданин» как концепт российской политической культуры [Текст] / И.Б. Фан // Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : в 2 ч. – Екатеринбург, 2004. – Ч. I. – С. 91–94.
21. Фан И.Б. Права гражданина: теоретико-публицистический дискурс [Текст] / И.Б. Фан // Политическая наука и политические процессы в РФ и Новых Независимых Государствах. – Екатеринбург, 2005. – С. 388–398.
22. Фан И.Б. Вслед уходящему идеалу: этос западноевропейского гражданина нового времени [Текст] / И.Б. Фан // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2005. – Екатеринбург, 2006. – Вып. 6. – С. 165–187.
23. Фан И.Б. Многообразие дискурсов гражданственности: проблема единства смыслов [Текст] / И.Б. Фан // Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ. – Екатеринбург, 2006. – С. 110–122. – (Сер. «Дискурсология». Вып. 1).
24. Фан И.Б. Раннесредневековый христианин как «гражданин града небесного». К истокам модели европейского гражданства [Текст] / И.Б. Фан // Способ существования – читать, думать, писать : К 60-летию со дня рождения В.В. Скоробогацкого. – Екатеринбург, 2008. – С. 184–205.
25. Фан И.Б. Гражданство и миграция в политических концепциях XX века [Текст] / И.Б. Фан // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2008. – Екатеринбург, 2008. – Вып. 8. – С. 257–278.
26. Фан И.Б. Изменения в ментальном содержании модели гражданина национального государства Модерна [Электронный ресурс] / И.Б. Фан // Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы : тез. докл. Доклады / V Всерос. конгресс политологов, Москва, 20–22.11. 2009. II форум молодых политологов Рос. ассоц. полит. науки при участии ГУ-ВШЭ. – М., 2009. – 16 с. – 1 CD-ROM. – Системные требования: Adobe Reader.
27. Фан И.Б. Права и достоинство российского гражданина [Текст] / И.Б. Фан // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2009. – Екатеринбург, 2009. – Вып. 9. – С. 141–157.
28. Фан И.Б. Дискурс пренебрежения достоинством человека [Текст] / И.Б. Фан // Дискурсология: методология, теория, практика (Discursologia: metodologia, theoria, practica): доклады четвертой Международной научно-практ. конференции; ноябрь-декабрь 2009 года. Россия – Мексика / под общ. ред. М.А. Малышева, О.Ф. Русаковой, В.Е. Хвощева. – Челябинск, 2010. – С. 435–438.
29. Фан И.Б. Проблемы гражданства в Советской России [Текст] / И.Б. Фан // Россия в поисках национальной стратегии развития : материалы Всерос. науч. конф. – Екатеринбург, 2003. – С. 191–196.