Научная тема: «ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ В ПОЛИ-ТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ПОСТСОВЕТ-СКИЙ ПЕРИОД»
Специальность: 23.00.02
Год: 2010
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Отсутствие последовательной демократической национальной политики и современные геополитические сдвиги, провоцирующие социально-политическую и этнополитическую нестабильность и деструктивное проявление религиозно-политического экстремизма в регионе, наглядно свидетельствуют, что необходимо переосмыслить цели государственной национальной политики на Северном Кавказе на базе гарантий равноправия всех народов. Исследование и обобщение практики институциализации самоопределения народов в политических процессах на Северном Кавказе в рамках политической регионалистики позволяет утверждать, что одним из важнейших этнополитических принципов, определяющих ситуацию «конфликта-консенсуса», является принцип равноправия и самоопределения народов. Политическим содержанием этого принципа является наличие у субъекта самоопределения возможности влиять на политические процессы с целью изменения существующего в национально-государственных отношениях внутри государства статус-кво с целью творческой реализации культурного, политического и экономического потенциала народа.
  2. Самоопределение народов в чистом виде, т.е. на основе принципа равноправия и самоопределения народов, является демократическим процессом. Демократичность эта заключается во всеобщности права на самоопределение для всех народов, в отстаивании равноправия и справедливости во взаимоотношениях народов; в том, что самоопределение является результатом внутреннего волеизъявления народа, а также в нацеленности на реализацию духовного потенциала народа. Процесс самоопределения народов есть специфическое политическое изменение, во-первых, потому что он имеет политические цели (часто он принимает политическую окраску по ходу реализации и иных, культурных или экономических целей), во-вторых, потому что в рамках многонационального государства всякие изменения, в т.ч. неполитического характера, не могут не стать политическими, поскольку затрагивают интересы всех граждан и этнических групп.
  3. Комплекс причин актуализации самоопределения народов подразделяются объективные и субъективные. Объективные причины самоопределения народов обусловливают объективные условия его актуализации, которые в свою очередь могут быть подразделены на природные и социальные условия. Изменения в природных условиях, особенно под влиянием антропогенных или природных факторов, выступают причинами защитной реакции народов, выражающейся в актуализации самоопределения, и содержат в себе три элемента осознаваемых угроз (угроза основаниям бытия народа на материальном уровне, угроза его святыням, угроза его системной целостности). Социальные условия актуализации самоопределения могут быть разделены на группы в зависимости от характера причин, их обуславливающих: это состояние самого народа, его социально-экономический и политический статус; общеполитические факторы в государстве, в котором находится народ; геополитические условия (региональный и международный уровень).
  4. К субъективным причинам можно отнести: противоречия в титульном статусе народа и его экономическом статусе, выражающиеся в требованиях экономического суверенитета; противоречия между элитными группами внутри народа, стереотипные представления. В центре общеполитических причин актуализации самоопределения народов находится национальная политика государства и исторический фактор.  Принципиальная схема политической институционализации принципа равноправия и самоопределения народов может быть представлена в виде трех уровней его развертывания: национально-государственного самоопределения народов, национально-территориальной автономии и национально-культурной автономии как формы этнокультурного самоопределения народов. Современные проблемы политической институциализации самоопределения народов характеризуются достаточно устойчивыми формами политической институционализации, этнополитической мобилизации и поведения граждан.
  5. Принцип равноправия и самоопределения народов не просто декларирует изменение существующей системы взаимоотношений народов, но направлен именно на установление равноправных и справедливых отношений. На основе принципа равноправия и самоопределения оказывается возможным ввести стихийно складывающиеся межнациональные отношения в политико-правовое русло, избегнуть конфронтации и этнофобии.
  6. Сущность национально-культурного самоопределения выражается в обеспечении взаимодействия национального и политического через добровольность, непринуждаемость, самоорганизацию, самоуправление граждан в сфере этнических интересов. Национально-культурное самоопределение обеспечивает реализацию индивидуальных и групповых стратегий граждан по сохранению этнокультурной самобытности и развитию межкультурных связей. Национально-культурное самоопределение оптимизирует гражданскую идентификацию индивидов и групп в полиэтнических сообществах через достижение благополучного этнокультурного самочувствия. Национально-культурная автономия предусматривает высокий уровень самоорганизации и самоуправления этнических сообществ, взаимодействие общественных организаций с органами власти и управления.
  7. Глобализация, пронизывающая все стороны и общественной и личной жизни, неизбежно приводит к трансформации социальных структур и институтов, к изменению логики социального развития. Глобализационные тенденции, вызывающие социальную дезорганизацию, приводят к актуализации процессов самоорганизации этнокультурных общностей. Острым проявлением глобалистского фактора в регионе выступает международный терроризм, умело использующий многочисленные региональные противоречия и конфликты для дестабилизации обстановки. Геополитические трансформации современного мира, глобализационные процессы зачастую становятся стартовыми условиями для запуска процессе самоопределения, вплоть до сецессионных процессов. Последние часто являются продуктом внешнеполитических сценариев стран-гегемонов, направленных на ослабление геополитических противников.
  8. Практически любые действия, направленные на самоопределение народа, могут угрожать территориальной целостности, национальной и региональной безопасности де-юре или де-факто. Даже внутреннее самоопределение, например, образование территориальной автономии, создает условия для нарушения его целостности. Правовые регламентации процесса самоопределения не становятся препятствием для начавшегося процесса самоопределения, но они могут придать им организованную и менее конфликтную форму. С другой стороны, принцип территориальной целостности государства также в ряде случаев не может быть препятствием для самоопределения. Реальные обстоятельства и политическая практика не всегда укладываются в нормы внутригосударственного и международного права, что свидетельствует об определенных лакунах в них и необходимости разработки политико-правовых механизмов и условий самоопределения народов.
  9. Фоновым фактором общей нестабильности является характер социально-экономических и политических процессов во всех государствах региона, связанных с суверенизацией и поиском собственной идентичности. Негативный аспект этих процессов обусловлен отсутствием долгосрочных целей и жизненной идеологии собственного развития и, как следствие - сугубо тактическим характером внешней политики новых государств на постсоветском пространстве. Правящие элиты кавказских государств, республик Северного Кавказа и непризнанных республик Южного Кавказа все активнее эксплуатирует националистическую риторику и идеологию. В этом же ключе действуют антидемократические тенденции в принципах распределения власти всех уровней, тем самым элиминируются легальные способы выражения и отстаивания региональных, этнокультурных, конфессиональных и пр. интересов, что не может не вести к росту напряженности в многосоставных государствах и недоверия к центральной власти, тем или иным формам сепаратизма.
  10. Региональная полития может быть определена как целостная совокупность субъектных и объектных субнациональных институтов, отношений, норм и политической культуры. Данная система обеспечивает реализацию властных отношений в повседневных политических практиках. Институциональная подсистема включает в себя не только органы государственной власти на уровне регионов, но и иные субъекты и акторы политики: народы, диаспоры, элиты, группы давления, общественные движения. Существенное влияние на процессы и формы самоопределения народов в региональных политических процессах на Северном Кавказе оказывают государственная национальная политика, исторический фактор, традиции, статус региона, развитость демократических институтов, политическая культура населения. В условиях кардинальных общественных трансформаций они являются катализаторами самоопределенческих процессов.
  11. Установлено, что региональная политическая элита представляет собой социальную страту, которая достигла наивысшего политического статуса и оказывает определяющее воздействие на принятие стратегических политических решений в регионе. Она имеет наибольшее воздействие на типологию самоопределения народов в региональном политическом процессе. На Северном Кавказе сформировались элиты, своеобразные по ресурсам влияния, институциональному оформлению власти, политическим ориентациям, методам деятельности. В целом в регионе преобладает номенклатурный тип рекрутирования элит.
  12. Современный федерализм призван обеспечивать демократическую саморегуляцию общества путём конституционно-закреплённого распределения публичной власти. Постсоветская модель федерализма имеет устойчивую специфику, вызванную сочетанием исторических и политических факторов. Формальные демократические и неформальные авторитарные институты интегрировались в достаточно прочную систему. Российский федерализм выражает следующие противоречия: между административными и этнонациональными принципами субъектного состава; между симметрией и асимметрией статусов субъектов федерации; между конституционным и договорным типом формирования государства; между предметами федерации и полномочиями уровней власти. Эти противоречия при слабости гражданского общества привели к закреплению региональных этнократических режимов на Северном Кавказе в рамках эволюции федерализма. Национально-государственное и национально-культурное самоопределение сообществ Северного Кавказа в рамках эволюции российского федерализма является состоявшейся и перспективной практикой не только согласования этнокультурных интересов граждан, но и выступает действенной практикой упрочения гражданской идентичности полиэтничного Северо-Кавказского региона.
  13. Институциализация самоопределения народов в современном российском политическом процессе воплощалась как в рамках эволюции российского федерализма, так и в сецессионных формах. В рамках реализации его в конституционных формах можно говорить о национально-государственном самоопределении, связанным с формированием новых республик в рамках федерации (Республика Ингушетия), повышение статуса субъекта (Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия), обретении суверенитета в рамках федерации (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия, Дагестан), национально-культурном самоопределении, связанном с формированием института национально-культурной автономии, и сецессии (Чеченская Республика Ичкерия).
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Сампиев, И.М. Самоопределение народов: теория и онтология. – Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кав. науч. центра высш. школы, 2004. – 151с. (8,1п.л.).

2. Сампиев, И.М. Социокультурный портрет современной ингушской диаспоры Тюменской области (монография). - Назрань: Изд-во Ингуш. гос ун-та, 2007. – 150 с. (9,5 / 7,5 п.л.).

3. Сампиев, И.М. Этнополитические проблемы России в контексте равноправия народов. – Назрань: Изд-во Ингуш. гос ун-та , 2009. – 193 с. (12,25 п.л.).

4. Сампиев, И.М. Институциализация самоопределения народов в политических процессах на постсоветском Северном Кавказе. – Назрань: Изд-во Ингуш. гос ун-та, 2010. – 256 с. (16,25 п.л.).

Статьи в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикации результатов докторских диссертаций:

5. Сампиев, И.М. Типология самоопределения народов как инструмент его научного исследования // Социально-гуманитарные знания. 2000. №1. (1,2 п.л.).

6. Сампиев, И.М. О национально-государственном самоопределении // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д, 2000. №7. (0,45 п.л.).

7. Сампиев, И.М. Причинно-следственные связи актуализации самоопределения народов. // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д, 2000. №7. (0,45 п.л.).

8. Сампиев, И.М. Самоопределение народов: анализ идейно-политических подходов // Этнографическое обозрение. 2001. №3. (1,2 п.л.).

9. Сампиев, И.М. Национальные культуры, традиции и глобализация // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д, 2004. №4. (1,2 п.л.).

10. Сампиев, И.М. О соотношении принципа равноправия и самоопределения народов и межнациональной толерантности // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2008. №2(17). (0,5 п.л.).

11. Сампиев, И.М. О соотношении национализма, толерантности и демократии // Философия права. 2009. №1. (0,45 п.л.).

12. Сампиев, И.М. Этнический диспаритет как фактор конфликтности // Философия права. 2009. №4. (0,5 п.л.).

Иные публикации:

13.Сампиев, И.М. Национальная автономия как политический институт и форма этнокультурного самоопределения. – Назрань: Изд-во Ингуш. гос ун-та, 2009. (5,25 п.л.).

14.Сампиев, И.М. Этнокультурный диалог как фактор стабильности в кавказском регионе // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2008. №3. (0,65 п.л.).

15. Сампиев, И.М. Национальные меньшинства и диаспоры: соотношение и место в национальной политике // Гуманитарные и социальные науки. 2008. №3. (0,4 п.л.).

16.Сампиев, И.М. Субъектно-деятельностный подход к изучению государственной этнической политики: субъекты и акторы // Гуманитарные и социальные науки. 2008. №4. (0,4 п.л.).

17.Сампиев, И.М. Этнополитические аспекты религиозно-политического экстремизма // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д, 2008. №4. (0,5 п.л.).

18.Sampiev I.M. Russia´s Islamic Policies in the Northern Caucasus: Historical Parallels // The Caucasus&Globalization. Journal of Social, Political and Economic Studies. Sweden. CA&CC Press, 2008. Vol. 2. Issue3. (1,15 п.л.).

19. Сампиев, И.М. Принят закон о местном самоуправлении в Ингушетии // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2000. №29. (0,2 п.л.).

20. Сампиев, И.М. О некоторых аспектах противостояния религиозному экстремизму в Северо-Кавказском регионе / Ислам на Северном Кавказе. Сборник научных статей.– Ростов н/Д. 2001. Вып. 1. (0,25 п.л.).

21. Сампиев, И.М. Ingushetiya and Ingush language // World Language Report UNESCO. 2001. (0,3 п.л.).

22. Сампиев, И.М. К проблеме региональных политических элит / Региональные политические элиты в зеркале социологии. – Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кав. акад. гос. службы, 2001. (0,3 п.л.).

23. Сампиев, И.М. Демократия, федерализм и гражданское общество в многонациональном государстве / Современное общество на Юге России: основные тенденции развития. Сборн. науч. статей. - Ростов – н/Д., 2001. (0,5 п.л.).

24. Сампиев, И.М. Социологический опрос жителей Республики Ингушетия о возможности объединения Ингушетии и Чечни в Чечено-Ингушскую (Вайнахскую) Республику / Ас-Алан. – М., 2002. №1. (0,5 п.л.).

25. Сампиев, И.М. Народы как субъекты национально-государственного самоопределения // Научный вестник Ингушского гос. университета. - Магас, 2002. №1. (1,1 п.л.)

26. Сампиев, И.М. Векторы трансформации Российского федерализма // Научный вестник Ингушского гос. университета. Магас, 2003. №2. (0,4 п.л.)

27. Сампиев, И.М. Российский федерализм: этническая составляющая / Сборник научных трудов Ингушского госуниверситета.– Магас, 2003. Вып.1. (0,5 п.л.)

28. Сампиев, И.М. Национальные традиции как фактор модернизационных процессов на Северном Кавказе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки Северо-Кавказской академии государственной службы. – Ростов н/Д, 2003. №3. (0,45 п.л.)

29. Сампиев, И.М. Национальные культуры и традиции в современном мире (статья) // Научный вестник Ингушского гос. университета. Магас, 2003. №1. (0,65 п.л.)

30. Сампиев, И.М. О проблеме трансформаций этнокультурных ценностей репрессированных народов // Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований РАН. - Элиста, 2003. №2. (0,7 п.л.)

31. Сампиев, И.М. Тейпы на Юге России / Регионоведение. Юг России: краткий тематический словарь. Раздел. «Социальная структура Юга России». – Ростов н/Д, 2003. (0,1 п.л.)

32. Сампиев, И.М. Патрилинидж на Юге России / Регионоведение. Юг России: краткий тематический словарь. Раздел. «Социальная структура Юга России». – Ростов н/Д, 2003. (0,2 п.л.)

33. Сампиев, И.М. Государство и принцип самоопределения народов (статья) / Сборник научных трудов Ингушского гос. университета.– Нальчик: Эль-Фа, 2004. Вып. 2. (0,7 п.л.)

34. Сампиев, И.М. Демократия как необходимое условие стабильности на Кавказе / Научный вестник Ингушского государственного университета. Магас, 2004. №1-2. (0,5 п.л.)

35. Сампиев, И.М. Детерминанты и факторы самоопределения народов / Сборник научных трудов Ингушского гос. университета.– Магас, 2005. №3. (1,1 п.л.)

36. Сампиев, И.М. Противоречия и перспективы партийного строительства в России / Кавказский эксперт. Журнал для депутатов Государственной Думы Российской Федерации. 2005. №4. (0,45 п.л.)

37. Сампиев, И.М. Новые инициативы по урегулированию «Осетино-ингушского конфликта»: мнения экспертов // Кавказский эксперт. Журнал для депутатов Государственной Думы Российской Федерации. 2006. №1 (5). (0,45 п.л.)

38. Сампиев, И.М. Отношение населения Республики Ингушетия к возможности объединения Ингушетии и Чечни // Кавказский эксперт. Журнал для депутатов Государственной Думы Российской Федерации. 2006. №2. (0.5 п.л.)

39. Сампиев, И.М. Этнополитический процесс на Северном Кавказе: современное состояние и основные факторы // Региональные политические исследования. - Армавир, 2007. №1. (0,7 п.л.)

40. Сампиев, И.М. Динамическая модель национально-государственного самоопределения // Сборник научных трудов Ингушского гос. университета.– Магас, 2006. №4. (1,7 п.л.)

41. Сампиев, И.М. Репрессированные народы: состояние реабилитации // Кавказский эксперт. Журнал для депутатов Государственной Думы Российской Федерации. 2006. №4. (0,5 п.л.)

42. Сампиев, И.М. Политическое самоопределение ингушского народа в постсоветский период: исторические, политические и социально-экономические факторы / Актуальные социально-политические и этнокультурные проблемы Ингушетии. Сборник научных статей. – Магас: Ин-т социол. исслед. Ингушского гос. ун-та, 2007. (1,4 п.л.)

43. Сампиев, И.М. «Осетино-ингушский» конфликт: типология и действующие субъекты / Сборник научных трудов Ингушского гос. университета.– Магас, 2007. №5. (0,65 п.л.)

44. Сампиев, И.М. Штрихи к социокультурному портрету руководителя диаспоры / И.М. Сампиев, И.С. Карабулатова // Ученые записки Института государственного управления Тюменского государственного университета. – Тюмень, 2008. Вып. 2. (0,5/0,3 п.л.)

45. Сампиев, И.М. Этнолингвоинформационные стратегии как инструмент региональной этнической политики / И.М. Сампиев, И.С. Карабулатова // Res paedagogica. 2008, №1.(1,2/05 п.л.)

46. Сампиев, И.М. Кризис этнокультурных коммуникаций в условиях глобализации и модель выхода из него // Сборник научных трудов Ингушского гос. университета. – Магас, 2008. Вып. 6. (1,1 п.л.)

47. Сампиев, И.М. Национальная политика и демократия в современной России / Сборник научных статей института социальных исследований Ингушского гос. университета. – Магас, 2008. №6. (1,1 п.л.)

48. Сампиев, И.М. Субъектно-ориентированная национальная политика: концептуальная модель // Res paedagogica. 2008. №2. (0,5 п.л.)

49. Сампиев, И.М. Проблемы региональной конфликтологии // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета. Армавир, 2009. №7. (0,5 п.л.).

Статьи в материалах Международных и Всероссийских конференций и конгрессов:

50. Сампиев, И.М. Государство в ракурсе самоопределения народов / Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. – Ростов н/Д, 2000. (0,3 п.л.).

51. Сампиев, И.М. Региональные элиты в этнополитическом и федеративном процессах: малоисследованные аспекты // Региональные элиты в процессе российской федерализации. Материалы Международной научной конференции. - Ростов- н /Д., 2001. (0,3 п.л.).

52. Сампиев, И.М. Идейно-политические подходы к самоопределению народов: основные идеологемы и преемственность // Материалы IV Конгресса этнографов и антропологов России. - Нальчик, 2001. (0,1 п.л.).

53. Сампиев, И.М. Федерализм по-российски: этнический аспект (тезисы) // Материалы IV 7. Конгресс этнографов и антропологов России. - Нальчик, 2001. (0,1 п.л.).

54. Сампиев, И.М. Гражданское общество в многонациональном Российском государстве // Пути формирования гражданского общества в полиэтничном южнороссийском регионе. Материалы Всероссийской научной конференции 20-21 сентября. - Ростов – н /Д., 2001. (0,2 п.л.).

55. Сампиев, И.М. Нации и государства в современном мире: проблемы взаимодействия // Образование и развитие многонационального государства в России: сущность, формы и значение. Материалы Всероссийской научной конференции. 25-26 октября. - Элиста, 2002. Ч.2. (0,7 п.л.)

56. Сампиев, И.М. Перспективы и альтернативы российского федерализма // Федеративные отношения на Юге России: современное состояние и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля. - Ростов н/Д, 2003. (0,2 п.л.)

57. Сампиев, И.М. «Этнический» федерализм в России: аргументы «за» и «против» // Материалы V конгресса этнографов и антропологов России. - Омск, 2003. (0,05 п.л.)

58. Сампиев, И.М. Этнокультурные ценности репрессированных народов: характер и последствия трансформаций // Национальная политика Советского государства: репрессии против народов и проблема их возрождения: Материалы Международной научной конференции 23-24 октября 2003. – Элиста: Изд-во Калмыц. гос. ун-та, 2003. (0,5 п.л.)

60. Сампиев, И.М. Национальное сознание в глобализируемом мире // Феномен сознания: Интегральное видение. Материалы II Международной научно-практической конференции 9-12 сентября 2004. – Астрахань. (0,5 п.л.)

61. Сампиев, И.М. Национальная политика и специфика этнополитической ситуации на Северном Кавказе // Кавказский регион после холодной войны: пути стабилизации. Материалы Международной научной конференции 20-22 мая. – Ростов н/Д, 2004. (0,6 п.л.)

62. Сампиев, И.М. Реформы и противоречия партийной системы России: обще- и этнополитические аспекты // Проблемы управления в переходных обществах и регионах: на примере Юга России. Материалы Международной научной конференции 27-28 мая 2004. – Ростов н/Д, 2004. (0,5 п.л.)

63. Сампиев, И.М. Демократизация как фактор стабильности развития Северо-Кавказского региона // Процессы на Кавказе: вызовы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции 10-13 июня. – Краснодар, 2004. (0,4 п.л.)

64. Сампиев, И.М. Этнокультурный диалог как фактор стабильности Кавказского региона // Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие Каспийского региона: Материалы международной научной конференции 21-22 апреля 2005. – Астрахань, 2005. (0,6 п.л.)

65. Сампиев, И.М. Фактор этнических элит в политических процессах // Материалы VI Конгресс этнологов и антропологов России 28 мая – 2 июля. Тезисы. – СПб., 2005. (0,05 п.л.)

66. Сампиев, И.М. Основные социально-политические факторы этнополитической напряженности на Северном Кавказе // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе. Материалы 2-ой Международной научной конференции 22-24 сентября. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. (0,5 п.л.)

67. Сампиев, И.М. О роли этнических элит в политических процессах // Приоритетные направления социального и экономического развития республики Башкортостан. Материалы Международной конференции 17-18 ноября. – Уфа, 2005. (0,5 п.л.)

68. Сампиев, И.М. Демократические императивы развития Кавказа // Кавказ в XXI веке: взгляд в будущее. Материалы Международной научной конференции 19-20 ноября. – Тбилиси, 2005. (0,6 п.л.)

69. Сампиев, И.М. Национально-демократические движения в федеративном устройстве и демократизации России // Вузовское образование и наука. Материалы научно-практической конференции 13 декабря. - Назрань, 2006. (0,2 п.л.)

70. Сампиев, И.М. Проблемы реабилитации репрессированных народов // Восстановление национальной государственности репрессированных народов России и перспективы их развития на современном этапе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 12-13 января. – Элиста, 2007. (0,45 п.л.)

71. Сампиев, И.М. Национальная политика и демократия в современной России // Национальная политика в Российской Федерации. Реалии. Проблемы. Прогноз. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции 3-5 марта. – Домбай, 2007. (0,5 п.л.)

72. Сампиев, И.М. О соотношении принципа равноправия и самоопределения народов и межнациональной толерантности // Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтничного и многоконфессионального региона. Материалы Всероссийской научной конференции 12 апреля. - Махачкала, 2007. (0,4 п.л.)

73. Сампиев, И.М. Этнополитические аспекты религиозно-политического экстремизма на Северном Кавказе: к постановке проблемы // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму. Материалы Всероссийской научной конференции 6 июня. – Махачкала, 2007. (0,45 п.л.)

74. Сампиев, И.М. Принцип равноправия и самоопределения народов как основа межнационального согласия // Ксенофобия и другие формы нетерпимости: природа, причины и пути устранения. Материалы Международной научной конференции 26-28 сентября. – СПб, 2007. (0,5 п.л.)

75. Сампиев, И.М. Этнический диспаритет как фактор дестабилизации этнополитической ситуации // Этнополитическая безопасность Юга России в условиях глобализации. Материалы Всероссийской научной конференции 28 сентября. - Махачкала, 2007. (0,45 п.л.)

76. Сампиев, И.М. Глобализация и проблемы этнокультурных коммуникаций // Материалы Международного конгресса по изучению Азии и Северной Африки «ISANAS-38», 10-15 сентября. Анкара, 2007. (1,1 п.л.)

77. Сампиев, И.М. Этнокультурное образование в ВУЗе в современных условиях // Национальное образование в ВУЗе. Материалы Всероссийской научной конференции 23-24 октября. – Казань, 2007. (0,6 п.л.)

78. Сампиев, И.М. Роль принципа равноправия народов в национальной политике // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурные и этнополитические процессы в XXI веке» 13 декабря. - Уфа, 2007. (0,25 п.л.)

79. Сампиев, И.М. Национальные меньшинства и диаспоры: соотношение и место в национальной политики // Украина - Западная Сибирь: диалог культур и народов. Украинская диаспора в полиэтничном регионе. Материалы Международной научно-практической конференции 10 ноября. – Тюмень, 2007. (0,5 п.л.)

80. Сампиев, И.М. Этапы национально-государственного самоопределения ингушского народа // Вузовское образование и наука. Материалы научно-практической конференции 13 декабря. - Назрань, 2007. (0,3 п.л.)

81. Сампиев, И.М. Право народов на самоопределение и стратегия «нациостроительства» в современной России // Национализм и национально-государственное устройство России: история и современная практика. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 21 марта. - Уфа, 2008. (0,45 п.л.)

82. Сампиев, И.М. Этнополитическая ситуация в Ингушетии: новые вызовы и альтернативы // Северный Кавказ: проблемы устойчивого развития в условиях социальных трансформаций начала века. Материалы Международной конференции 19-21 апреля. – Архыз, 2008. (1,1 п.л.)

83. Сампиев, И.М. Навязываемая идентичность: идея «нациостроительства» в России // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии. Материалы Международной конференции 29-30 мая. – Смоленск, 2008.(0,4 п.л.)

84. Сампиев, И.М. О моделях государственного управления межнациональными взаимодействиями // Федерализм как ресурс развития российской государственности XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 31 октября. – Уфа, 2008. (0,2 п.л.)

85. Сампиев, И.М. Равноправие народов как основа противодействия этнополитическому экстремизму // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 ноября.– Махачкала, 2008. Т.2. (0,25 п.л.)

86. Сампиев, И.М. Роль принципа равноправия и самоопределения народов в национальной государственной политике // Вузовское образование и наука. Материалы научно-практической конференции 25 декабря. - Назрань, 2008. (0,2 п.л.)

87. Сампиев, И.М. Народы и элиты в этнополитических процессах: проблема субъектности // Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. Материалы Всероссийской научной конференции 9-10 июня. – Ростов н/Д, 2009. (0,25 п.л.)

88. Сампиев, И.М. "Россияне": гражданская идентичность или конструкт «нациостроительства» // Ассамблея народа Казахстана как институт консолидации гражданского общества. Материалы Международной научно-практической конференции 13-14 мая. - Астана, 2009. (0,4 п.л.).