- Характер политического позиционирования и возрастание роли железнодорожного комплекса в общественно-политических процессах российского государства будут связаны с увеличением транспортной мобильности как важнейшего средство развития общества в ХХI веке, углубляющимся процессом мирового разделения труда, постоянной трансформацией мирового пространства, с созданием международной транспортной инфраструктуры (транспортных коридоров).
- Политическое влияние российского железнодорожного комплекса в процессах позиционирования России как государственного образования в евроазиатском геополитическом, геоэкономическом, коммуникационном пространстве наиболее продуктивно способно осуществиться через наращивание транзитного потенциала. Выверенная транзитная стратегия и политика и их успешное воплощение имеют возможность придать России качественно иной международно-политический статус в мировом сообществе. Экспорт транспортных услуг является для современной России важным политическим инструментом, который может решить задачи освоения природных богатств, в частности Сибири и Дальнего Востока, на пути инновационного преобразования промышленного комплекса и вытянуть страну из затяжного экономического кризиса. Наиболее ярко политическое значение российского железнодорожного комплекса проявляется в осуществлении геостратегических проектов, направленных на формирование трансграничной системы транспортных сетей, осей и коридоров. Базовыми маршрутами широтного евроазиатского геополитического и геоэкономического продвижения России следует признать три системообразующие железнодорожные транспортные магистрали: Транссибирскую магистраль (именно она должна сыграть главную роль в обеспечении широтных транспортных связей России), поскольку является одной из самых мощных в мире транспортных артерий и составляет основу евроазиатской транспортной системы России, а также способна быстро интегрироваться в процессы мирового товарообмена. БАМ - как важное восточное геоэкономическое плечо (звено) глобальной транспортной сети, поскольку способна стать мощным катализатором социально-экономического роста России в качестве перспективного пути на Восток и геостратегического вектора российской цивилизации в XXI век, а также железнодорожную магистраль в рамках международного коридора «Север - Юг».
- Решение политической задачи усиления конкурентных преимуществ России в глобальном соперничестве осуществимо через создание российской железнодорожной транснациональной корпорации при активном участии государственных структур. Нигде в мире развитие железнодорожного комплекса так тесно не связано с государственной инициативой, как в России, осознавшей прямую зависимость между развитием железных дорог и своими геополитическими, а ныне геостратегическими и геоэкономическими интересами. Российский железнодорожный транспортный комплекс с учетом современных глобализационных процессов целесообразно рассматривать не только как неотъемлемую часть мировой транспортной системы, в соответствии с чем он должен иметь возможность осуществлять гибкое и интегрированное взаимодействие с транспортными системами других стран в статусе транснациональной корпорации, но и как крупного игрока на международной геополитической и геоэкономической арене.
- К первостепенным стратегическим и политическим задачам государства относится модернизационное обновление российского железнодорожного комплекса и мобилизационная готовность железнодорожных войск, особенно с учетом таких внешнеполитических тенденций как - выдавливание Российской Федерации с ее традиционных геополитических зон влияния, возможности возникновения локальных военных угроз. Повышение обороноспособности страны и создание устойчивой работы железнодорожного комплекса должны предусматривать четкое согласование стратегии развития железнодорожного комплекса с государственной военной доктриной, которая устанавливает порядок военного строительства, подготовки государства и его Вооруженных сил к возможной войне, к защите государственного суверенитета.
- Оптимальная организация работы железнодорожного комплекса Российского государства напрямую коррелирует с определением места России в процессах политического позиционирования в мире и в международной системе разделения труда. Современная Российская Федерация способна кардинально изменить свой политический вес в межрегиональном пространстве с помощью модернизированных и созданных во многом в советское время на окраинах СССР железнодорожных транспортных сетей. В современных условиях указанный процесс может осуществляться путем формирования России как геоэкономической «страны-системы» в рамках социально-экономических границ, вынесенных за российские государственные границы, например, через создание общего пространства «1520».
- Серьезными последствиями как для Российского государства, так и для созданной госкорпорации «РЖД», а также пользователей ее услугами может обернуться игнорирование историко-управленческого опыта и логики создания одного из самых мощных в мире железнодорожных комплексов, выражающихся в поверхностном и непродуманном отношении к процессам реформирования. Либеральная модель реформирования не способна решить проблемы, связанные с железнодорожным комплексом, который призван обеспечивать решение задач, имеющих отношение к национальной безопасности современной России. Должна быть сохранена отработанная десятилетиями централизованная, вертикально интегрированная система управления железнодорожным комплексом. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что любые инновации не должны подрывать централизованную управляемость перевозочным процессом на стратегически важных железнодорожных магистралях или затруднять решение задач обеспечения перевозок государственной значимости.
1. Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс в политических процессах российского государства. - Ставрополь: ООО «Мир данных», 2007. (12 п.л.)
2. Косов Г.В., Рябцева Е.Е., Харламова Ю.А. и др. Общество безопасности как альтернатива обществу риска. – М.: АНМИ, 2006. (авторский вклад - 1,5 п.л.)
Статьи в журналах из перечня, утвержденного Высшей аттестационной комиссией по политологии:
1.Харламова Ю.А. Геоэкономические перспективы российского железнодорожного комплекса // Безопасность Евразии. - 2007. - № 2. (1,0 п.л.)
2.Харламова Ю.А. Железнодорожная политика в контексте национальных интересов современной России // Власть. - 2008. - № 7. (0,5 п.л.)
3.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Власть. - 2008. - № 10. (0,5 п.л.)
4.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс в решении вопросов военной безопасности // Военная мысль. - 2007. - №3. (0,8 п.л.)
5.Харламова Ю.А. Железнодорожный фактор в поддержании политической устойчивости российского государственного пространства // Аспирантский вестник Поволжья. - 2008. - № 5- 6. (0,6 п.л.)
6.Харламова Ю.А. Железнодорожный фактор геополитической устойчивости России // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 11. (0,5 п.л.)
7.Харламова Ю.А. Российские государственные монополии и политика либерализации (на примере реформирования железнодорожной отрасли) // Власть. - 2007. - № 4. (0,6 п.л.)
8.Харламова Ю.А. Российский железнодорожный комплекс: геостратегическое измерение // Россия и современный мир. - 2009. - №4. (0,5 п.л.)
Статьи в журналах из перечня, утвержденного Высшей аттестационной комиссией по другим отраслям научного знания:
9.Харламова Ю.А. Железные дороги и политика государства: советский период // Соискатель. Приложение к журналу «Мир транспорта». - 2005. - №2. (0,8 п.л.)
10.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс и политика национальных интересов Российской Федерации // Транспорт: наука, техника, управление. - 2007. - №4. (0,6 п.л.)
11.Харламова Ю.А. Железнодорожно-транспортный фактор в обеспечении политической устойчивости российского государства // Бюллетень транспортной информации. - 2008. - № 9. (0,8 п.л.)
12.Харламова Ю.А. Железнодорожный транспорт России как один из основных компонентов экономической безопасности государства // Транспорт: наука, техника, управление. - 2007. – № 6. (0,6 п.л.)
13.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс РФ и политика рыночных реформ: итоги либерализации // Бюллетень транспортной информации. - 2006. - № 2. (0,7 п.л.)
14.Харламова Ю.А. Железнодорожный транспорт в конструировании социально-политических процессов государства: советский период // Бюллетень транспортной информации. - 2007. - № 4. (0,5 п.л.)
15.Харламова Ю.А. Национальная безопасность и функции железнодорожного комплекса в ее обеспечении // Бюллетень транспортной информации. - 2007. - № 12. (1,0 п.л.)
16.Харламова Ю.А. Политика либеральных рыночных реформ и железнодорожная отрасль в процессе обеспечения социально-экономической безопасности России // Бюллетень транспортной информации. - 2007. - № 1. (0,5 п.л.)
17.Харламова Ю.А. Политическая доминанта при строительстве и эксплуатации железных дорог Российской империи // Бюллетень транспортной информации. - 2006. - № 5. (0,4 п.л.)
18.Харламова Ю.А. Политическая доминанта при строительстве и эксплуатации железных дорог Российской империи // Бюллетень транспортной информации. - 2006. - № 6. (0,5 п.л.)
19.Харламова Ю.А. Политическая доминанта при строительстве и эксплуатации железных дорог Российской империи // Бюллетень транспортной информации. - 2006. - № 7. (0,4 п.л.)
20.Харламова Ю.А. Современные отраслевые геоэкономические модели и национальные интересы России (на примере железнодорожного комплекса РФ) // Бюллетень транспортной информации. - 2009. – № 8. (1,0 п.л.)
21.Харламова Ю.А. Стратегические дивиденды российского транзита // Соискатель. Приложение к журналу «Мир транспорта». - 2005. - №2. (0,5 п.л.)
22.Харламова Ю.А. Транзитные возможности России в процессах интеграции в мировую экономику // Бюллетень транспортной информации. - 2005. – № 12. (0,5 п.л.)
Иные опубликованные работы: (статьи, материалы конференций, учебные пособия)
23.Харламова Ю.А. Внешнеполитический курс России в контексте развития железнодорожных транспортных сообщений // Вестник транспорта. - 2007. - № 1. (0,5 п.л.)
24.Харламова Ю.А. Железнодорожная отрасль в процессах обеспечения социально-экономической безопасности России // Вестник транспорта. - 2007. - №4. (0,5 п.л.)
25.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс в геополитической стратегии современной России // Транспортные коммуникации в геополитической стратегии современной России: материалы научно-практической конференции, состоявшейся 25-28 марта 2008 г. - М., 2008. (0,5 п.л.)
26.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс как интегрирующий фактор государственного пространства // Вестник транспорта. - 2007. - № 2. (0,5 п.л.)
27.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс России как конкурентное преимущество национальной экономики // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. Ред.) и др. – М.: 2007. (0,5 п.л.)
28.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс РФ как транснациональная корпорация // Транспорт Российской Федерации. - 2007. - № 9. (0,4 п.л.)
29.Харламова Ю.А. Железнодорожный транспорт Северного Кавказа и Дона в условиях тыла (1943-1945гг.) // Вторая мировая и Великая Отечественная война — актуальные проблемы социальной истории: материалы межвузовской научной конференции с международным участием. - Майкоп, 2002. (0,5 п.л.)
30.Харламова Ю.А. Железнодорожный фактор в политических процессах российского государства // Вестник транспорта. - 2007. - № 3. (0,5 п.л.)
31.Харламова Ю.А. Консерватизм как современная российская идеология // Стратегия России. - 2006. - № 2. (0,8 п.л.)
32.Харламова Ю.А. Обеспечение безопасности крупных экономических комплексов современной России – политические и экономические аспекты (на примере железнодорожного комплекса РФ) // Проблемы обеспечения национальной безопасности, гражданского мира и согласия в контексте глобализационных вызовов и угроз постсовременности: Сборник докладов и статей международной научно – практической конференции НГГТИ (Невинномысск, 20 марта 2007). – Невинномысск: НГГТИ, 2007. (0,8 п.л.)
33.Харламова Ю.А. Политическое пространство и железнодорожный комплекс российского государства // Вестник транспорта. - 2009. - № 10. (0,5 п.л.)
34.Харламова Ю.А. Развитие железнодорожного комплекса современной России в контексте транспортно-политологического и сетевого подходов // Транспорт Российской Федерации. - 2009. - №5(24). (0,5 п.л.)
35.Харламова Ю.А. Роль железнодорожных коммуникаций в социально-экономическом развитии современной России // Модель социально-экономического и политического развития современной России: проблемы, перспективы: сборник материалов международной научно – практической конференции. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. (0,5 п.л.)
36.Харламова Ю.А. Роль железнодорожного комплекса в реализации национальных проектов советского государства // Вестник транспорта. - 2007. - № 12. (1,0 п.л.)
37.Харламова Ю.А. Роль транспортной составляющей в обеспечении устойчивости и безопасности юга России // Вестник центра исследований проблем терроризма. - 2007. - №3. (1,0 п.л.)
38.Харламова Ю.А. Российские государство и железнодорожный комплекс: проблемный анализ // Научный эксперт. - 2009. - №10. (0,6 п.л.)
39.Харламова Ю.А. Российские государственные монополии и политика либерализации (на примере реформирования железнодорожной отрасли) // Научный эксперт, 2007. - №2 / www. rusrand.ru/electro/harlamova (0,5 п.л.)
40.Харламова Ю.А. Cкоростной железнодорожный транспорт – перспективы развития в мировом масштабе // Современные достижения в науке и образовании: Сб. Трудов II Международной науч. конф. 25 сент. - 2 окт. 2008 г., г. Нетания (Израиль). - Хмельницкий: ХНУ, 2008. (0,5 п.л.)
41.Харламова Ю.А. Территориальная целостность российского государственного пространства — политический анализ железнодорожного фактора // Вестник транспорта, 2009. - № 5. (0,5 п.л.)
42.Харламова Ю.А. Транспортная стратегия современной России – выход на новые восточные рубежи // Вестник транспорта, 2007. - № 7. (0,5 п.л.)
43.Харламова Ю.А. Усиление конкурентных преимуществ современной России (на примере транснационализации железнодорожного комплекса) // Вестник транспорта. - 2008. - № 6. (0,8 п.л.)
44.Харламова Ю.А., Косов Г.В., Нефедов С.А. Экополитология: политология в контексте экологических проблем. Учебное пособие. - М. :А – Приор, 2006. (14 п.л. / 6 п.л.)
45.Харламова Ю.А., Косов Г.В., Медведев Н.П. И др. Политология. Учебное пособие. - Ставрополь, 2007.(22 п.л. / 1,5 п.л.)