Научная тема: «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»
Специальность: 23.00.02
Год: 2010
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Характер политического позиционирования и возрастание роли железнодорожного комплекса в общественно-политических процессах российского государства будут связаны с увеличением транспортной мобильности как важнейшего средство развития общества в ХХI веке, углубляющимся процессом мирового разделения труда, постоянной трансформацией мирового пространства, с созданием международной транспортной инфраструктуры (транспортных коридоров).
  2. Политическое влияние российского железнодорожного комплекса в процессах позиционирования России как государственного образования в евроазиатском геополитическом, геоэкономическом, коммуникационном пространстве наиболее продуктивно способно осуществиться через наращивание транзитного потенциала. Выверенная транзитная стратегия и политика и их успешное воплощение имеют возможность придать России качественно иной международно-политический статус в мировом сообществе. Экспорт транспортных услуг является для современной России важным политическим инструментом, который может решить задачи освоения природных богатств, в частности Сибири и Дальнего Востока, на пути инновационного преобразования промышленного комплекса и вытянуть страну из затяжного экономического кризиса. Наиболее ярко политическое значение российского железнодорожного комплекса проявляется в осуществлении геостратегических проектов, направленных на формирование трансграничной системы транспортных сетей, осей и коридоров. Базовыми маршрутами широтного евроазиатского геополитического и геоэкономического продвижения России следует признать три системообразующие железнодорожные транспортные магистрали: Транссибирскую магистраль (именно она должна сыграть главную роль в обеспечении широтных транспортных связей России), поскольку является одной из самых мощных в мире транспортных артерий и составляет основу евроазиатской транспортной системы России, а также способна быстро интегрироваться в процессы мирового товарообмена. БАМ - как важное восточное геоэкономическое плечо (звено) глобальной транспортной сети, поскольку способна стать мощным катализатором социально-экономического роста России в качестве перспективного пути на Восток и геостратегического вектора российской цивилизации в XXI век, а также железнодорожную магистраль в рамках международного коридора «Север - Юг».
  3. Решение политической задачи усиления конкурентных преимуществ России в глобальном соперничестве осуществимо через создание российской железнодорожной транснациональной корпорации при активном участии государственных структур. Нигде в мире развитие железнодорожного комплекса так тесно не связано с государственной инициативой, как в России, осознавшей прямую зависимость между развитием железных дорог и своими геополитическими, а ныне геостратегическими и геоэкономическими интересами. Российский железнодорожный транспортный комплекс с учетом современных глобализационных процессов целесообразно рассматривать не только как неотъемлемую часть мировой транспортной системы, в соответствии с чем он должен иметь возможность осуществлять гибкое и интегрированное взаимодействие с транспортными системами других стран в статусе транснациональной корпорации, но и как крупного игрока на международной геополитической и геоэкономической арене.
  4. К первостепенным стратегическим и политическим задачам государства относится модернизационное обновление российского железнодорожного комплекса и мобилизационная готовность железнодорожных войск, особенно с учетом таких внешнеполитических тенденций как - выдавливание Российской Федерации с ее традиционных геополитических зон влияния, возможности возникновения локальных военных угроз. Повышение обороноспособности страны и создание устойчивой работы железнодорожного комплекса должны предусматривать четкое согласование стратегии развития железнодорожного комплекса с государственной военной доктриной, которая устанавливает порядок военного строительства, подготовки государства и его Вооруженных сил к возможной войне, к защите государственного суверенитета.
  5. Оптимальная организация работы железнодорожного комплекса Российского государства напрямую коррелирует с определением места России в процессах политического позиционирования в мире и в международной системе разделения труда. Современная Российская Федерация способна кардинально изменить свой политический вес в межрегиональном пространстве с помощью модернизированных и созданных во многом в советское время на окраинах СССР железнодорожных транспортных сетей. В современных условиях указанный процесс может осуществляться путем формирования России как геоэкономической «страны-системы» в рамках социально-экономических границ, вынесенных за российские государственные границы, например, через создание общего пространства «1520».
  6. Серьезными последствиями как для Российского государства, так и для созданной госкорпорации «РЖД», а также пользователей ее услугами может обернуться игнорирование историко-управленческого опыта и логики создания одного из самых мощных в мире железнодорожных комплексов, выражающихся в поверхностном и непродуманном отношении к процессам реформирования. Либеральная модель реформирования не способна решить проблемы, связанные с железнодорожным комплексом, который призван обеспечивать решение задач, имеющих отношение к национальной безопасности современной России. Должна быть сохранена отработанная десятилетиями централизованная, вертикально интегрированная система управления железнодорожным комплексом. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что любые инновации не должны подрывать централизованную управляемость перевозочным процессом на стратегически важных железнодорожных магистралях или затруднять решение задач обеспечения перевозок государственной значимости.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс в политических процессах российского государства. - Ставрополь: ООО «Мир данных», 2007. (12 п.л.)

2. Косов Г.В., Рябцева Е.Е., Харламова Ю.А. и др. Общество безопасности как альтернатива обществу риска. – М.: АНМИ, 2006. (авторский вклад - 1,5 п.л.)

Статьи в журналах из перечня, утвержденного Высшей аттестационной комиссией по политологии:

1.Харламова Ю.А. Геоэкономические перспективы российского железнодорожного комплекса // Безопасность Евразии. - 2007. - № 2. (1,0 п.л.)

2.Харламова Ю.А. Железнодорожная политика в контексте национальных интересов современной России // Власть. - 2008. - № 7. (0,5 п.л.)

3.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Власть. - 2008. - № 10. (0,5 п.л.)

4.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс в решении вопросов военной безопасности // Военная мысль. - 2007. - №3. (0,8 п.л.)

5.Харламова Ю.А. Железнодорожный фактор в поддержании политической устойчивости российского государственного пространства // Аспирантский вестник Поволжья. - 2008. - № 5- 6. (0,6 п.л.)

6.Харламова Ю.А. Железнодорожный фактор геополитической устойчивости России // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 11. (0,5 п.л.)

7.Харламова Ю.А. Российские государственные монополии и политика либерализации (на примере реформирования железнодорожной отрасли) // Власть. - 2007. - № 4. (0,6 п.л.)

8.Харламова Ю.А. Российский железнодорожный комплекс: геостратегическое измерение // Россия и современный мир. - 2009. - №4. (0,5 п.л.)

Статьи в журналах из перечня, утвержденного Высшей аттестационной комиссией по другим отраслям научного знания:

9.Харламова Ю.А. Железные дороги и политика государства: советский период // Соискатель. Приложение к журналу «Мир транспорта». - 2005. - №2. (0,8 п.л.)

10.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс и политика национальных интересов Российской Федерации // Транспорт: наука, техника, управление. - 2007. - №4. (0,6 п.л.)

11.Харламова Ю.А. Железнодорожно-транспортный фактор в обеспечении политической устойчивости российского государства // Бюллетень транспортной информации. - 2008. - № 9. (0,8 п.л.)

12.Харламова Ю.А. Железнодорожный транспорт России как один из основных компонентов экономической безопасности государства // Транспорт: наука, техника, управление. - 2007. – № 6. (0,6 п.л.)

13.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс РФ и политика рыночных реформ: итоги либерализации // Бюллетень транспортной информации. - 2006. - № 2. (0,7 п.л.)

14.Харламова Ю.А. Железнодорожный транспорт в конструировании социально-политических процессов государства: советский период // Бюллетень транспортной информации. - 2007. - № 4. (0,5 п.л.)

15.Харламова Ю.А. Национальная безопасность и функции железнодорожного комплекса в ее обеспечении // Бюллетень транспортной информации. - 2007. - № 12. (1,0 п.л.)

16.Харламова Ю.А. Политика либеральных рыночных реформ и железнодорожная отрасль в процессе обеспечения социально-экономической безопасности России // Бюллетень транспортной информации. - 2007. - № 1. (0,5 п.л.)

17.Харламова Ю.А. Политическая доминанта при строительстве и эксплуатации железных дорог Российской империи // Бюллетень транспортной информации. - 2006. - № 5. (0,4 п.л.)

18.Харламова Ю.А. Политическая доминанта при строительстве и эксплуатации железных дорог Российской империи // Бюллетень транспортной информации. - 2006. - № 6. (0,5 п.л.)

19.Харламова Ю.А. Политическая доминанта при строительстве и эксплуатации железных дорог Российской империи // Бюллетень транспортной информации. - 2006. - № 7. (0,4 п.л.)

20.Харламова Ю.А. Современные отраслевые геоэкономические модели и национальные интересы России (на примере железнодорожного комплекса РФ) // Бюллетень транспортной информации. - 2009. – № 8. (1,0 п.л.)

21.Харламова Ю.А. Стратегические дивиденды российского транзита // Соискатель. Приложение к журналу «Мир транспорта». - 2005. - №2. (0,5 п.л.)

22.Харламова Ю.А. Транзитные возможности России в процессах интеграции в мировую экономику // Бюллетень транспортной информации. - 2005. – № 12. (0,5 п.л.)

Иные опубликованные работы: (статьи, материалы конференций, учебные пособия)

23.Харламова Ю.А. Внешнеполитический курс России в контексте развития железнодорожных транспортных сообщений // Вестник транспорта. - 2007. - № 1. (0,5 п.л.)

24.Харламова Ю.А. Железнодорожная отрасль в процессах обеспечения социально-экономической безопасности России // Вестник транспорта. - 2007. - №4. (0,5 п.л.)

25.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс в геополитической стратегии современной России // Транспортные коммуникации в геополитической стратегии современной России: материалы научно-практической конференции, состоявшейся 25-28 марта 2008 г. - М., 2008. (0,5 п.л.)

26.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс как интегрирующий фактор государственного пространства // Вестник транспорта. - 2007. - № 2. (0,5 п.л.)

27.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс России как конкурентное преимущество национальной экономики // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. Ред.) и др. – М.: 2007. (0,5 п.л.)

28.Харламова Ю.А. Железнодорожный комплекс РФ как транснациональная корпорация // Транспорт Российской Федерации. - 2007. - № 9. (0,4 п.л.)

29.Харламова Ю.А. Железнодорожный транспорт Северного Кавказа и Дона в условиях тыла (1943-1945гг.) // Вторая мировая и Великая Отечественная война — актуальные проблемы социальной истории: материалы межвузовской научной конференции с международным участием. - Майкоп, 2002. (0,5 п.л.)

30.Харламова Ю.А. Железнодорожный фактор в политических процессах российского государства // Вестник транспорта. - 2007. - № 3. (0,5 п.л.)

31.Харламова Ю.А. Консерватизм как современная российская идеология // Стратегия России. - 2006. - № 2. (0,8 п.л.)

32.Харламова Ю.А. Обеспечение безопасности крупных экономических комплексов современной России – политические и экономические аспекты (на примере железнодорожного комплекса РФ) // Проблемы обеспечения национальной безопасности, гражданского мира и согласия в контексте глобализационных вызовов и угроз постсовременности: Сборник докладов и статей международной научно – практической конференции НГГТИ (Невинномысск, 20 марта 2007). – Невинномысск: НГГТИ, 2007. (0,8 п.л.)

33.Харламова Ю.А. Политическое пространство и железнодорожный комплекс российского государства // Вестник транспорта. - 2009. - № 10. (0,5 п.л.)

34.Харламова Ю.А. Развитие железнодорожного комплекса современной России в контексте транспортно-политологического и сетевого подходов // Транспорт Российской Федерации. - 2009. - №5(24). (0,5 п.л.)

35.Харламова Ю.А. Роль железнодорожных коммуникаций в социально-экономическом развитии современной России // Модель социально-экономического и политического развития современной России: проблемы, перспективы: сборник материалов международной научно – практической конференции. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. (0,5 п.л.)

36.Харламова Ю.А. Роль железнодорожного комплекса в реализации национальных проектов советского государства // Вестник транспорта. - 2007. - № 12. (1,0 п.л.)

37.Харламова Ю.А. Роль транспортной составляющей в обеспечении устойчивости и безопасности юга России // Вестник центра исследований проблем терроризма. - 2007. - №3. (1,0 п.л.)

38.Харламова Ю.А. Российские государство и железнодорожный комплекс: проблемный анализ // Научный эксперт. - 2009. - №10. (0,6 п.л.)

39.Харламова Ю.А. Российские государственные монополии и политика либерализации (на примере реформирования железнодорожной отрасли) // Научный эксперт, 2007. - №2 / www. rusrand.ru/electro/harlamova (0,5 п.л.)

40.Харламова Ю.А. Cкоростной железнодорожный транспорт – перспективы развития в мировом масштабе // Современные достижения в науке и образовании: Сб. Трудов II Международной науч. конф. 25 сент. - 2 окт. 2008 г., г. Нетания (Израиль). - Хмельницкий: ХНУ, 2008. (0,5 п.л.)

41.Харламова Ю.А. Территориальная целостность российского государственного пространства — политический анализ железнодорожного фактора // Вестник транспорта, 2009. - № 5. (0,5 п.л.)

42.Харламова Ю.А. Транспортная стратегия современной России – выход на новые восточные рубежи // Вестник транспорта, 2007. - № 7. (0,5 п.л.)

43.Харламова Ю.А. Усиление конкурентных преимуществ современной России (на примере транснационализации железнодорожного комплекса) // Вестник транспорта. - 2008. - № 6. (0,8 п.л.)

44.Харламова Ю.А., Косов Г.В., Нефедов С.А. Экополитология: политология в контексте экологических проблем. Учебное пособие. - М. :А – Приор, 2006. (14 п.л. / 6 п.л.)

45.Харламова Ю.А., Косов Г.В., Медведев Н.П. И др. Политология. Учебное пособие. - Ставрополь, 2007.(22 п.л. / 1,5 п.л.)