Научная тема: «РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ОБРАЗОВАНИИ»
Специальность: 19.00.13
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Новое направление, представленное развивающей диагностикой, номинировано как интегративное на стыке психологии развития, психологии личности, педагогической психологии и психодиагностики, которое диктуется потребностью рассматривать индивидуальность как источник внутренней активности, подвигающей человека к саморазвитию и совершенствованию в психодиагностическом взаимодействии. Заявленное направление позволяет пересмотреть статус и роль психодиагностики, уточнить и изменить смысл диагностической деятельности.
  2. Разработанный развивающий подход, как центральный момент обнаруженного направления, включает в себя концепцию развивающей диагностики, структурно-уровневую модель, программы психологического сопровождения развития личности, диагностический инструментарий самопознания и самоопределения личности в образовательном процессе. В рамках выявленного направления развивающая диагностика способна снять противоречие между провозглашаемой в образовании ценностью самостоятельного проектирования индивидом траектории собственного развития и отказом от традиционной установки на диагностику его личностных качеств как неизменных величин в образовательном процессе.
  3. Созданная модель развивающей диагностики представлена как структурно-уровневая конструкция, где имитируются стабильные процессы и явления, следующие на этапах создания диагностического инструментария и проведения самого диагностического исследования в динамической их представленности. Наряду со структурой созданы вероятностные способы взаимодействия описанного явления со средой через отображения его внешних и внутренних функций. Развивающая модель психодиагностики человека обеспечивает успешность его обучения и возможность становления уникальной личности, способной к диалогу, к пониманию других людей и других культур, к активному созиданию и преобразованию как внешнего, так и своего внутреннего мира, с осознанием ответственности за последствия своих действий.
  4. Развивающие тестовые задания, развивающие психологические игры, кейсы способствуют овладению творческими приёмами и средствами переработки информации, умениями построения целостного образа изучаемого объекта и представленности его в разных знаковых формах; сформировать личностно-смысловое отношение к изучаемому материалу и собственной познавательной деятельности.
  5. Технологическое обеспечение развивающей диагностики предполагает формирование диагностического комплекса не самого знания, а его роли в собственном самопознании и развитии личности, при сопоставлении различных диагностических воззрений и результатов реконструкции концептуальных положений Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития.
  6. Реализация развивающей диагностики становится возможна при включении педагога в совместную деятельность с субъектами образования. Он становится организатором и участником процесса развития формирующегося сознания личности в развивающем взаимодействии постольку, поскольку предлагает задачи на смысл собственной психодиагностической деятельности. Сама диагностическая процедура способствует накоплению личностного опыта, его систематизации и организации в более сложные структуры за счет интерпретации полученных данных здесь и теперь, а не отсрочки во времени и фиксации их отдельных психических состояний, качеств. В развивающей психодиагностике позиция педагога определяется характером реализации функций сотрудничества: фасилитаторской, помогающей, облегчающей.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Епанчинцева Г.А. Содержательная диагностика в образовании. Проблемы и возможности. Оренбург: ООИПКРО, 2004. – 153 с. (9,56 п.л.).

2.Епанчинцева Г.А. Становление психодиагностики в образовании– Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. – 170 с. (10,9 п.л.).

3.Епанчинцева Г.А. Психология развивающей диагностики в образовании– Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – 305 с. (19,1 п.л.).

Публикации в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

4.Епанчинцева Г.А., Минияров В.М. О новых тенденциях развития психодиагностики // Известия Самарского научного центра РАН: спец. выпуск Актуальные проблемы психологии. Самарский регион. – 2002. – С. 199-206. (0,5,33 п.л.).

5.Епанчинцева Г.А. Из истории тестов // Высшее образование в России. – 2003. – №3. – С. 131-132. (0,1 п.л.).

6.Епанчинцева Г.А. Об особенностях конструирования содержательно-ориентированных тестов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2003. - №4. – С. 128-133. (0, 38 п.л.).

7.Епанчинцева Г.А. К проблеме компьютерной диагностики в образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – №4. – С. 170-174. (0,33 п.л).

8.Епанчинцева Г.А. Психологическая диагностика интеллектуального развития личности // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – С. 73-78. (0,4 п.л.)

9.Епанчинцева Г.А. Методологические и методические проблемы психодиагностики в образовании // Сибирский психологический журнал. – 2008. – №28. – С. 83-87. (0,36 п.л).

10.Епанчинцева Г.А.. Теоретические и прикладные источники развивающей диагностики в психологии образования // Сибирский психологический журнал. – 2008. – №29. – С. 81-86. (0,4 п.л.)

11.Епанчинцева Г.А., Алехина Н.В. О проблеме развития личности в ситуации тестового контроля в учебном процессе // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №11. – С. 119-126. (0.43 п.л.).

12.Епанчинцева Г.А. Антропологический подход и психодиагностические позиции в психологии развития // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №12. – С. 288-295. (0,42 п.л.).

Учебные и методические пособия:

13.Епанчинцева Г.А. Индивидуальные мнемические способности как условие школьной успешности. Учеб-метод. разработка. – Карагандинский областной институт повышения квалификации работников образования. – Караганда, 1999. – 12 с. (0,75 п.л.).

14.Епанчинцева Г.А. Как научить читать быстро. Учеб-метод. разработка. – Карагандинский областной институт повышения квалификации работников образования. – Караганда, 1999. – 28 с. (1,75 п.л.).

15.Епанчинцева Г.А. Учим и учимся читать быстро. Учебное пособие. – Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования. - Оренбург, 2002. – 52 с. (3,25п.л.).

16.Епанчинцева Г.А. Конструирование содержательных тестов для образовательной практики. Учебное пособие. – М.: Пресса, 2003. – 160 с. (10 п.л.).

17.Епанчинцева Г.А. Психологические аспекты конструирования содержательных тестов для диагностики индивидуальных качеств обучаемых в образовательной практике Учебное пособие. – М.: Пресса, 2003. – 164 с. (10,1 п.л.).

18.Епанчинцева Г.А., Полина Н.Н. Обучению эффективному управлению: диагностические и развивающие подходы учеб. пособие. – Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2008. – 258 с. (11/5 п.л.).

19.Епанчинцева, Г.А., Козловская Т.Н. Развитие личности в организации. Учебное пособие-Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2009. – 176 с. (6,1/5 п.л).

20.Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н. Развитие личности в общении. Учебное пособие. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2009. – 165 с. (5,7/4 п.л.).

21.Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н. Педагогическая психология. Учебное пособие. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 364 с. (11,9/9 п.л.).

22.Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н. «Психология развития и возрастная психология» Электронный курс лекций. – Москва: ФГНУ Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти, 2010, № 50201000370, 5439 к. байт, 297слайдов.

Статьи, материалы конференций:

23.Епанчинцева Г. А. Вариативность возрастного развития и школьная успешность // Психологические проблемы личностно-ориентированной педагогики: Материалы региональной научно-практической конференции. – Караганда, КарГУ. – 1994. – С. 3-6. (0,25 п.л.).

24.Епанчинцева Г.А. Учим читать быстро // Проблемы психологического обеспечения образования: Материалы научно-практической конференции. – Караганда, КарГУ. – 1997. – С. 18-27. (0,6 п.л.).

25.Епанчинцева Г.А. К проблеме дистанционного обучения // Проблемы и практика дистанционного образования: Материалы межвузовской научно-методической конференции. – Оренбург, 2000. – С. 64-65. (0,12 п.л.).

26.Епанчинцева Г.А. О некоторых подходах к коррекции умственного развития школьника //Личностные достижения учащихся как критерий результативности деятельности воспитательных систем: Материалы региональной научно-практической конференции. – Оренбург, 2000. – С. 38-40. (0,2 п.л.).

27.Епанчинцева Г.А. Школьник как субъект учебной деятельности // Образовательная среда лицея как фактор обеспечения личностных достижений учащихся: Материалы IX научно-практической конференции. – Оренбург, 2000. – С. 74-77. (0.25 п.л).

28.Епанчинцева Г.А. Управление процессом суверенизации личности как проблема образования взрослых // Социокультурная динамика региона. Наука. Культура. Образование: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург, 2000. – С. 286-287. (0.12 п.л.).

29.Епанчинцева Г.А. К проблеме профессиональной ориентации и социальной адаптации выпускников //Социокультурная динамика региона. Наука. Культура. Образование: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург, 2000. – С. 311-314. (0.25 п.л).

30.Епанчинцева Г.А. К вопросу профессионализма и творчества. // Учебная научно-производственная и инновационная деятельность высшей школы в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции. – Оренбург, 2000. – С. 217-218. (0,12 п.л.).

31.Епанчинцева Г.А. К проблеме психолого-педагогической культуры в построении образовательного пространства высшей школы //Инновации и традиции профессионального региона: Первая региональная научно-методическая конференция. – Бузулук, 2000. – С. 156-158. (0, 2 п.л.).

32.Епанчинцева Г.А. К вопросу метода диагностики умственного развития. // Одаренные дети: Теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции. - Самара-Москва, 2000. – С. 154-159. (0,37 п.л.).

33.Епанчинцева, Г.А. Возможности содержательной диагностики // Одаренные дети: Теория и практика: Материалы Российской конференции. Психологический институт РАО. – Москва, 2001. – С. 145-146. (0,12 п.л.).

34.Епанчинцева Г.А. К проблеме диагностики мышления // Проблемы развития и саморазвития ученика и учителя: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург, 2001. – С. 247-251. (0.31 п.л.).

35.Епанчинцева Г.А. К вопросу о работе школьной психологической службы с педагогом //Актуальные вопросы психологической службы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, 2001. – С. 65-67. (0,17 п.л.).

36.Епанчинцева Г.А. К вопросу диагностики умственного развития // Проблемы теоретической и прикладной психологии: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь, 2001. – С. 163-167. (0,31 п.л.).

37.Епанчинцева Г.А. Об основных критериях содержательной диагностики // Модернизация образования: проблемы и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. - Оренбург, 2002. – Ч. 1. – С. 112-118. (0.43 п.л.)

38.Епанчинцева Г.А. К вопросу поиска альтернативного метода оценивания успешности в обучении // Образование для ХХI века: доступность, эффективность, качество: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2002. – С. 226-228. (0,17 п.л.).

39.Епанчинцева Г.А. Особенности стандартизации содержательных тестов // Модернизация профессионального педагогического образования: Сб. науч. трудов. – Оренбург, 2002. – С. 37-41. (0,31 п.л.).

40.Епанчинцева Г.А. К вопросу об организации эффективной коррекционной работы по итогам содержательной диагностики //Модернизация профессионального педагогического образования: Сб. науч. трудов. – Оренбург, 2002. – С. 42-46. (0,3 п.л).

41.Епанчинцева Г.А. О диагностике профессиональной пригодности в центре оценки персонала // Материалы Всероссийского семинара руководителей образовательных учреждений дополнительного образования и Центров оценки кадрового потенциала АПК. –Оренбург, 2002. – С. 58-62. (0.31 п.л.).

42.Епанчинцева Г.А. К проблеме исследования креативности // Диалог одаренных детей в открытом обществе: Материалы международной научно-практической конференции. – Оренбург, 2003. – Ч. 1. – С. 64-68. (0,3 п.л.).

43.Епанчинцева Г.А. Психологический инструментарий для образовательных тестов // Ученые записки ООИПКРО. – Оренбург, 2003. – Т. 6. – С. 92-102. (0.67 п.л.).

44.Епанчинцева Г.А. Основные подходы к оцениванию тестовых заданий учебных достижений. // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – Пермь, 2003. – С. 62-65. (0,25 п.л.).

45.Епанчинцева Г.А. Об основных факторах, влияющих на результат тестирования учебных достижений // Качество профессионального образования: обеспечение, контроль и управление: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург, 2003. – С. 565-566. (0,12 п.л.).

46.Епанчинцева Г.А. К вопросу контроля знаний тестами достижений // Качество образования: системы управления, достижения, проблемы: Материалы V Международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2003. – Т. 3. – С. 132-134. (0,3 п.л.).

47.Епанчинцева Г.А. К вопросу создания формирующей и развивающей диагностики // Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления (к 70-летию со дня рождения): Тезисы докладов научной конференции (Институт психологии РАН, 22-23 мая 2003 г.). – М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2003. – С. 269-271. (0,17 п.л.).

48.Епанчинцева Г.А. О проблеме создания диагностики учебных достижений в образовании взрослых // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Международная научно-практическая конференция. – Пенза, 2003. – С. 106-108. (0,17 п.л.).

49.Епанчинцева Г.А. Особенности диагностики учебных достижений в образовании взрослых // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: III Международная научно-практическая конференция. – Пенза, 2004. – С. 102-104. (0,17 п.л.).

50.Епанчинцева Г.А. К истории метода тестов // Наука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции (20-21 февраля 2003 г.). – Кемерово: Беловский полиграфист, 2003. – Ч. 3. – С. 260-264. (0,37 п.л.).

51.Епанчинцева Г.А. Психологизация содержания и методов процесса обучения как фактор качества психолого-педагогической подготовки учителей // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. – Вып. 4. – Москва, 2003. – С. 151-155. (0.31 п.л.).

52.Епанчинцева Г.А. К вопросу о диагностике академического и социального интеллекта // Социальная психология ХХI столетия. – Ярославль, 2003. – С. 235-236. (0.17 п.л.).

53.Епанчинцева Г.А. Психолого-педагогическое обеспечение инновационных процессов в системе дополнительного профессионального образования // Развитие инновационных процессов в агропромышленном комплексе Оренбургской области: Материалы региональной научно-практической конференции. – Оренбург, 2003. – С. 210-213. (0.25 п.л.).

54.Епанчинцева Г.А. К вопросу исследований гендерных различий особенностей мыслительной деятельности учащихся // Гендерная и кросс-культурная психология: проблемы и перспективы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург, 2005. – С. 59-63. (0.31 п.л.).

55.Епанчинцева Г.А. К вопросу о философско-психологических основаниях модели развивающей диагностики в образовании // Философия. Культура. Гуманизм: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции. – Оренбург, 2006. – С. 396-398. (0.17 п.л.).

56.Епанчинцева Г.А. К вопросу о методологической готовности в диагностической деятельности // Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: Материалы международной научно-практической конференции. – Астрахань, 2007. – С. 15-18. (0,4 п.л.).

57.Епанчинцева Г.А. Социальный интеллект как критерий социализации личности // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Рязань, 2008. – С. 41-43. (0,17 п.л.).

58.Епанчинцева Г.А. Психолого-педагогические условия эффективности тестового контроля в учебном процессе //Развитие потенциала личности в микро и макросоциуме: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург, 2008. (0,41 п.л.).