Научная тема: «АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ»
Специальность: 19.00.13
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В основу акмеологической концепции формирования идентификации государственных служащих положены общеметодологические и конкретно-методологические принципы акмеологии. Эти методологические принципы акмеологии служат опорой моделирования процесса идентификации государственных служащих в единстве ее исследовательских, ценностно-ориентирующих и практико-преобразующих аспектов. Конкретно-методологические принципы позволяют определить операционально-смысловую связь основных компонентов исследования - процесса идентификации кадров и эффективности государственной службы.
  2. Демократическая ориентация акмеологического подхода обеспечивает создание диалоговой модели общения, многообразие стратегий и тактик идентификации, которые основываются на выявленных тенденциях и закономерностях идентификационных процессов, обладают высокой степенью надежности и достоверности благодаря выбранным и апробированным критериям и показателям и использованию математических методов анализа идентификационных процессов.
  3. Повышение эффективности профессиональной деятельности кадров государственной службы возможно на основе использования акмеологической концепции идентификации государственных служащих. Основой для оптимизации идентификационных процессов является изучение и использование личностно-профессиональных, психологических и социальных характеристик кадров государственной службы. Оптимизация процессов идентификации государственных служащих возможна только при соблюдении баланса интересов государственного служащего, корпоративных интересов кадров государственной службы и интересов общества в целом.
  4. Целеполагание при использовании модели оптимизации процессов идентификации государственных служащих должно включать развитие концепции «Я» государственного служащего, его личностно-профессиональное развитие, обусловленное следующими функциями: ориентирующей, помогающей личности правильно ориентироваться в системе знаний о потенциальных целях человеческой деятельности и способах осуществления процесса целеполагания; смыслообразующей, связанной с обеспечением возможности для государственного служащего осознать и субъективно принять цель предстоящей конструктивной профессиональной деятельности на государственной службе; проективной, определяющей характер, последовательность, способы, средства и другие характеристики действий, направленных на достижение целей в тех условиях, которые выделены самим государственным служащим; рефлексивно-оценочной, обусловленной необходимостью выйти из полной поглощенности деятельностью и процессом целеполагания, связанным с ней, для выработки собственного отношения личности к ним, чтобы осознать степень правильности постановки цели; регулятивной, обеспечивающей влияние процесса целеполагания на способы регуляции деятельности и поведения, направленные на достижение управленческой цели. Данные функции определяют следующие структурные компоненты целеполагания: содержательный, мотивационный, деятельностно-операционный, рефлексивно-оценочный, эмоционально-волевой.
  5. При исследовании феномена идентификации государственных служащих особую значимость приобретает личностно-деятельностный подход, который дает возможность не только всесторонне изучить собственно процессы формирования и развития идентификации, выявить наличие взаимосвязей, существующих между личностно­-профессиональными и психологическими особенностями государственного служащего и моделями и способами идентификации, но и сформулировать конкретные рекомендации по оптимизации идентификационных процессов.
  6. Акмеологическая стратегия достижения опережающей идентификации представляет собой разработку рациональных алгоритмов интенсивной идентификации с учетом индивидуально-типологических свойств личности государственного служащего, профессионального образа жизни и профессиональной деятельности, его тактических и стратегических целей и задач своего личного и профессионального будущего.
  7. Оптимизация идентификационных процессов государственного служащего возможна на основе построения профессиональной модельной типологии государственной службы с учетом его личностно-профессиональных и индивидуально-психологических качеств.
  8. Внешние объективные условия и прежде всего демократизация общества для государственного служащего выступают фоном, на котором формируется и развивается идентификация государственного служащего. Поэтому априори от их учета в принципе зависит интенсивность и качество идентификации. Но в каждом конкретном случае успешность идентификационных процессов зависит от субъективных факторов, от профессионально-психологических характеристик государственных служащих.
  9. Программа и методика определения уровня идентификации с учетом личностно-профессиональных особенностей государственных служащих включает: проведение психологической диагностики для выявления личностно-профессиональных характеристик и психологических особенностей государственного служащего, разработку акмеологических стратегий, тактик и алгоритмов процессов идентификации, а также с помощью разработанной типологии - определение принадлежности конкретного государственного служащего в определенный момент времени к той или иной социальной группе и выявление его потенциальных возможностей повышения эффективности профессиональной деятельности на государственной службе и выдачу рекомендаций по оптимизации идентификационных процессов.
Список опубликованных работ
МОНОГРАФИИ

1.Орестова В.Р. Опережающая идентификация государственных служащих: акмеологическая концепция. М.: МААН, 2010 – 12, 5 п.л.

2.Орестова В.Р. Формирование личностной идентичности. М.; МААН, 2005 – 11,3 п.л.

3.Орестова В.Р. Идентификация личности: методология, методика и опыт исследования. М.: МАИ, 2010 – 13, 8 п.л.

БРОШЮРЫ

4.Орестова В.Р. Теоретико-методологические и акмеологические основы изучения опережающей идентификации. М., МАИ, 1999 – 2,3 п.л.

5.Орестова В.Р. Опережающая идентификация: состояние проблемы исследования вопросы теории. М., МААН, 1999 – 2,5 п.л.

6.Орестова В.Р. Акмеологические принципы изучения процесса идентификации. М., МААН, 2000 – 2,0 п.л.

7.Орестова В.Р. Методики и процедуры акмеологического исследования проблемы процесса идентификации государственных служащих. М., МАИ, 2000 – 1,3 п.л.

8.Орестова В.Р. Разработка акмеологической концепции опережающей идентификации государственных служащих. М., МААН, 2000 – 2,5 п.л.

9.Орестова В.Р. Проблемы самоидентичности государственных служащих. МАИ, М., 2000 – 2,3 п.л.

10.Орестова В.Р. Опережающая идентификация: вопросы теории. М., МААН, 2001 – 2,3 п.л.

11.Орестова В.Р. Опережающая идентификация государственных служащих: сущность, содержание и психологические особенности. М., МААН, 2001 – 2,0 п.л.

12.Орестова В.Р. Опережающая идентификация государственных служащих: программа, методики и процедуры изучения. М., МААН, 2000 – 1,4 п.л.

13.Орестова В.Р. Опережающая идентификация государственных служащих: критерии, показатели, индикаторы и уровни. М., МАИ, 2003 – 1,5 п.л.

14.Орестова В.Р. Моделирование формирования опережающей идентификации государственных служащих. М., МАИ, 2004 – 1,8 п.л.

15.Орестова В.Р. Опережающая идентификация государственных служащих: опыт изучения. М., МАИ, 2004 – 2,3 п.л.

16.Орестова В.Р. Опережающая идентификация государственных служащих: акмеологические алгоритмы. М., МААН, 2005 – 2,1 п.л.

17.Орестова В.Р. Динамика личностно-профессиональной идентификации. –М., РАГС, 2005 – 1,3 п.л.

18.Орестова В.Р. Формирование опережающей профессиональной самоидентичности в семье. М., РАГС, 2005 – 2,6 п.л.

19.Орестова В.Р. Роль государства и общественных организаций в формирования идентичности государственных служащих. М., МААН, 2005 – 1,2 п.л.

20.Орестова В.Р. Роль корпоративной культуры государственных служащих в формировании идентичности кадров. М., МАИ, 2006 – 2,6 п.л.

21.Орестова В.Р. Пути и способы оптимизации процесса формирования опережающей идентификации государственных служащих в условиях современной России. М., МАИ, 2006 – 3,2 п.л.

22.Орестова В.Р. Объективные и субъективные условия и факторы оптимизации процесса формирования идентификации государственных служащих. М., МААН, 2007 – 3,2 п.л.

23.Орестова В.Р. Оптимальная модель формирования опережающей идентификации государственных служащих и рациональные пути, способы и алгоритмы ее достижения. М., МААН, 2007 – 3,2 п.л.

24.Орестова В.Р. Акмеологический мониторинг формирования опережающей идентификации государственных служащих. М., МАИ, 2007 – 3,2 п.л.

25.Орестова В.Р. Опережающая идентификация: оптимизация процесса. М., МАИ, 2007 – 2,3 п.л.

26.Орестова В.Р. Опережающая идентификация государственных служащих (Программа спецкурса для студентов заочного и вечернего отделений). М: РАГС, 2007 – 0,3 п.л.

СТАТЬИ В НАУЧНЫХ ЖУРНАЛАХ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ВАК

27. Орестова В.Р. Социально-психологические проблемы идентификации личности в качестве субъекта рыночных отношений // Мир психологии, 2007, № 3 - 0,5 п.л.

28. Орестова В.Р. Опережающая идентификация государственных служащих // Акмеология, 2007, № 1 - 0,6 п.л.

29. Орестова В.Р. Акмеологическая концепция опережающей идентификации // Акмеология, 2007, № 2 – 0,4 п.л.

30. Орестова В.Р. Управление идентификацией личности профессионала. // Акмеология, 2007, № 3 – 0,4 п.л.

31. Орестова В.Р. Опережающая профессиональная самоидентификация подростков // Акмеология, 2008, № 1 - 0,4 п.л.

32. Орестова В.Р. Опережающая идентификация государственного служащего // Государственная служба, 2007, № 2 – 0,5 п.л.

33. Орестова В.Р. Психологические особенности развития самосознания в старшем подростковом и юношеском возрасте // Вестник МГУ, сер. Психология, № 1, 1998 - 0,6 п.л.

СТАТЬИ В ЖУРНАЛАХ И СБОРНИКАХ НАУЧНЫХ ТРУДОВ

34. Орестова В.Р., Карабанова О.А. Методы исследования идентичности в концепции статусов идентичности Д.Марсиа // Психология и школа, 2005, № 1 - 0,7 п.л.

35.Орестова В.Р., Учиткина Е.А. Тренинг профилактики наркозависимости // Организация работы в общеобразовательном учреждении по профилактике использования психоактивных веществ // Проблемы девиантного поведения школьников. М., Департамент образования Северного окружного управления г. Москвы, 2000 – 0,8 п.л.

36. Орестова В.Р., Мохов В.А. Проблема профессионального самоопределения студентов ВУЗов // Профессиональная подготовка студенческой молодежи. М., ВГНА, 2005 - 0,7 п.л.

37. Орестова В.Р., Мохов В.А. Становление идентичности в межличностных отношениях в юношеском возрасте // Актуальные проблемы взаимоотношений в юношеском возрасте. М., ВГНА, 2005 - 0,6 п.л.

38. Орестова В.Р., Мохов В.А.Хрестоматия по общей психологии. Раздел 3 «Психология познавательных процессов». Учебно-практическое издание для студентов вузов. М., ВГНА, 2006 – 7 п.л.

39. Орестова В.Р., Мохов В.А. Хрестоматия по общей психологии. Раздел 4 «Психология эмоций». Учебно-практическое издание для студентов вузов. М., ВГНА, 2006 – 5 п.л.

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ

40. Орестова В.Р. Психологические особенности развития самосознания в старшем подростковом и юношеском возрасте // Тезисы докладов на Ломоносовских чтениях в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова. М., МГУ, 1997 – 0,2 п.л.

41. Орестова В.Р., Мохов В.А. Психологические проблемы юношеского возраста в контексте подготовки специалистов в высшей школе // Социально-экономические и кадровые вопросы управления организацией. Материалы межкафедральной конференции. М., ВГНА, 2004 – 0,2 п.л.

42. Orestova V. The ego-identity statuses of the Russian adolescents // Proceedings of the VIII-th Conference of EARA, May 28 – June 1, 2000, Jena, Germany – 0,5 п.л.

43. Орестова В.Р. Генезис формирования идентичности кадров эффективной управленческой деятельности // Россия: ключевые проблемы и решения. Часть 2. М.: РАГС, 2008 – 0,5 п.л.