Научная тема: «ЖИЗНЕННОЕ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: СИСТЕМНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ»
Специальность: 19.00.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Представления о жизненном самоосуществлении человека на разных этапах развития психологической науки, адекватных классическому, неклассическому идеалам рациональности, эволюционировали определенным образом, демонстрируя движение научной мысли от понимания самоосуществления как адаптации к меняющимся внешним условиям к пониманию его в контексте саморегуляции человеком своих отношений с миром. Историко-системный анализ показывает, что в современной психологии, осваивающей идеалы постнеклассической рациональности, жизненное самоосуществление начинает рассматриваться в контексте саморазвития человека и его самоорганизации, что отвечает общей тенденции развития науки по линии ее антропологизации.
  2. В рамках системной антропологической психологии, последовательно развивающей идеи культурно-исторической психологии в постнеклассическом ключе, жизненное самоосуществление человека становится проблемой устойчивости человека как существа принципиально неравновесного, незавершенного, который в своей неравновесности и обретает основания собственной устойчивости в том динамичном пространственно-временном континууме, в котором он осуществляет свою жизнь.
  3. Жизненное самоосуществление как проблема устойчивости человека в меняющемся мире, решена в процессуально-динамическом ключе, открывающем такие характеристики самоосуществления, как хронотопичность, континуальность (непрерывность), протяженность «место-времени», которые, с одной стороны, выступают его условием, обеспечивая освоение пространства топографически объемного мира, в котором человек может жить и осуществлять свою жизнь, с другой, задают его вариативность, проявляющуюся в разнообразии жизненных программ, стратегий, проектов.
  4. В качестве показателей различных стратегий жизнеосуществления можно рассматривать самоактуализационный потенциал, мотивацию достижения успеха - избегания неудачи, ригидность, рефлексивное отношение к себе, к событиям жизни, к жизненному пространству, определяющие чувствительность к происходящим в мире изменениям, степень свободы человека, позволяющую соответствовать этим изменениям, удерживая тенденцию собственного движения по направлению к осуществлению себя, порождению и конструированию новых сценариев жизненного пути.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Гилёва И.О. Становление мотивационной готовности к творческой деятельности в процессе подготовки научно-педагогических кадров //Изменения в обществе и классический университет: история и современность. – Томск: Изд-во Тос. ун-та, 2005. Серия «Монографии». Вып.15. – С. 207-218. (0,6 п.л.)

2.Логинова И.О. Психология профессиональной деятельности педагога: Монография. – Красноярск: Красноярский гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева, 2007. – 212 с. (12,5 п.л.)

3.Логинова И.О., Басалаева Н.В. Динамические характеристики процесса смыслообразования в условиях квазипрофессиональной деятельности: Монография. – Красноярск: Красноярский гос.пед.ун-т им.В.П.Астафьева, 2008. – 216 с. (50% личного участия). (13,5/6,75 п.л.)

4.Логинова И.О. Психология жизненного самоосуществления: Монография. – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 279 с. (17,5 п.л.)

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

5.Гилёва И.О. Проявление мотивационной готовности к творческой деятельности у студентов // Прикладная психология. – М.: Изд-во МАГИСТР-ПРЕСС. - 2001. - №3. – С. 92-96. (0,5 п.л.)

6.Гилёва И.О. Изучение мотивационных тенденций студентов педвуза // Вестн.Краснояр.гос.ун-та: Гуманитарные науки.- Красноярск, 2003. – Вып.4. – С. 34-38. (0,8 п.л.)

7.Гилёва И.О. Проблема мотивационной готовности к деятельности в зарубежных исследованиях // Вестн.Краснояр.гос.ун-та: Гуманитарные науки.- Красноярск, 2004. – Вып.6. – С. 160-164. (0,5 п.л.)

8.Логинова И.О. Трансспектива жизненного самоосуществления педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – Волгоград, 2008. - №9 (33). – С. 257-260. (0,4 п.л.)

9.Логинова И.О. Развитие представлений о жизненном самоосуществлении в процессе становления психологического познания // Мир образования – образование в мире. – М.- Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК».– 2009. – №1. – С. 176-184. (0,8 п.л.)

10.Логинова И.О. Жизненное самоосуществление человека как предмет психологического познания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – Волгоград, 2009. - № 6 (40). – С. 184-187. (0,4 п.л.)

11.Логинова И.О. Теоретико-методологическое обоснование постановки проблемы жизненного самоосуществления в психологии // Сибирский психологический журнал. Выпуск 33 - Томск, 2009. – С. 31-35. (0,6 п.л.)

12.Логинова И.О. Хронотопические характеристики жизненного самоосуществления человека // Мир науки, культуры, образования. – Горный Алтай, 2009. – С. 98-103. (0,7 п.л.)

13.Логинова И.О. Исследование устойчивости жизненного мира человека в процессе самоосуществления // Психология обучения. – №2. – 2010. - С. 4-22. (1,4 п.л.)

14.Логинова И.О. Инновационное поведение как способ взаимодействия человека с миром в процессе жизненного самоосуществления // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Вып.1 (56). – Майкоп, 2010. – С. 199-204. (0,7 п.л.)

15.Логинова И.О. Особенности проявления устойчивости жизненного мира педагогов в условиях реальной профессиональной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – Волгоград, 2010. - № 4(48). – С.112-115 (0,4 п.л.)

16.Логинова И.О. Рефлексивный семинар как способ изменения содержания жизненного самоосуществления педагогов // Психология обучения. – №7. – 2010. - С. (0,6 п.л.)

Статьи и материалы конференций

17.Гилёва И.О. Ценности саморазвития и самоактуализации студентов педвуза // Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2001. – С. 25-27. (0,2 п.л.)

18.Гилёва И.О. Ценностно-смысловые основания гуманитаризации высшего образования // Перспективы высшего образования в малых городах: Материалы IV Международной научн.-практ. конф. Ч.1. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. – С. 91-96. (0,3 п.л.)

19.Гилёва И.О., Логинов Ю.Ю. Гуманитарные основания вузовского образования // Совершенствование систем управления качеством подготовки специалистов: Материалы Всероссийской научн.-методич. конф. Ч.2. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. – С. 131-132. (50% личного участия). (0,2/0,1 п.л.)

20.Гилёва И.О. Мотивационная направленность студента в призме парадигмы становления // Ежегодник российского психологического общества: Материалы III Всероссийского съезда психологов. – СПб., 2003. Т.2. – С. 321-324 (0,3 п.л.)

21.Гилёва И.О. Мотивационная готовность педагогов к творческой деятельности как возможность инновирования образовательной среды // Инновационные процессы в образовании: Материалы VIII Международной науч.практич.конф. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. В.3 ч. Ч. 1. – С. 85-87. (0,1 п.л.)

22.Гилёва И.О. Естественно-научные основания и гуманитарный потенциал психологии: диалог двух культур // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума. – Томск: Томский гос.ун-т, 2004. – С. 548 – 552. (0,4 п.л.)

23.Логинова И.О. Психологическое обеспечение образования человека // Психологическая наука и практика образования: современные тенденции: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск: КГПУ им.В.П.Астафьева, 2007. – С. 8-11. (0,3 п.л.)

24.Логинова И.О. Самоосуществление человека как творчество // Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно-практической конференции (27 сентября – 1 октября 2007 года). – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – С. 364-368. (0,5 п.л.)

25.Логинова И.О. Самоосуществление человека: возможности исследования методом экзистенциальной беседы // Сборник статей ученых КГПУ им. В.П.Астафьева. – Бишкек: Кыргызский государственный университет им.И.Арабаева, 2007. – С. 47-54. (0,5 п.л.)

26.Логинова И.О. Проявление творчества в актах самоосуществления человека // Сборник статей ученых КГПУ им. В.П.Астафьева. – Бишкек: Кыргызский государственный университет им.И.Арабаева, 2007. – С. 54-61. (0,4 п.л.)

27.Логинова И.О. Экзистенциальная беседа как метод исследования самоосуществления человека // Вестник КГПУ им.В.П.Астафьева. 2007 (1) / Краснояр.гос.пед.ун-т им.В.П.Астафьева. – Красноярск, 2007. – С.75-81. (0,7 п.л.)

28.Логинова И.О. Особенности проявления жизненного самоосуществления педагогов в условиях профессиональной деятельности // Психология обучения. - №12. – 2007. – С.95-110. (0,94 п.л.)

29.Логинова И.О., Басалаева Н.В. Типология смыслообразования студентов в условиях квазипрофессиональной деятельности // Психология обучения. – №5. – 2008. – С. 4-16 (50% личного участия). (0,8/0,4 п.л.)

30.Логинова И.О. Временной континуум жизненного самоосуществления человека // Вестник КГПУ им.В.П.Астафьева. 2008 (1) / Краснояр.гос.пед.ун-т им.В.П.Астафьева. – Красноярск, 2008. – С. 84-89. (0,7 п.л.)

31.Логинова И.О. Возможность использования экзистенциальной беседы в расширении пространства жизненного самоосуществления // Психология обучения. - № 8. – 2008. – С. 75-91. (1,45 п.л.)

32.Логинова И.О. Антропологизация образования: системный подход // Современные тенденции развития образования взрослых: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Красноярск, 16-17 июня 2008 года / ред.кол.: Г.С. Саволайнен (отв.ред.); Красноярский государственный пед.университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2008. – С. 36-41. (0,3)

33.Логинова И.О. Социокультурные основания ценностно-смыслового пространства жизнедеятельности человека // Молодежь. Наука. Образование: Материалы Международной научной конференции (Красноярск, 27-29 октября 2008 года) / Отв. ред. Л.В. Шкерина; ред.кол.; Красноярский гос.пед.ун-т им.В.П. Астафьева. – Красноярск, 2008. – С. 36-43. (0,36 п.л.)

34.Loginova I.O. Life self-fulfillment of the human: historical-psychological analysis // European Journal of Natural History. - №2. – 2009. – P. 86-89. (0,4 п.л.)

35.Loginova I.O. Education of a Human Being as a Problem of Life Space Self-Organization // Proceeding of London International Conference on Education (LICE-2009), November, 9-12, 2009, London, UK. – London, 2009. – P. 261-266. (0,9 п.л.)

36.Логинова И.О. Антропологический подход к решению проблемы подготовки учителя к инновационной педагогической деятельности // Проблемы подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности и пути их решения: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск II. Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2009. – С. 82-91. (0,6 п.л.)

37.Логинова И.О. Жизненное самоосуществление в трудах С.Л. Рубинштейна и в современной психологии // Психология человека в современном мире. Т.3.: Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 года /Отв. ред.: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, В.В. Знаков, И.О. Александров. – М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2009. – С. 272-278. (0,4 п.л.)

38.Loginova I.O. Education of a Human Life Space: Adaptation, Self-regulation, Self-organization // Вестник Казахстанско-Американского Свободного Университета. Научный журнал. 5 выпуск: Вопросы психологии. Личность, образование, общество. – Усть-Каменогорск, 2009. – С. 9-14. (0,5 п.л.)

39.Loginova I.O. Life self-fulfillment of a human being from the point of systemic anthropological psychology: new glimpse on development of human resourses // Proceeding of Canada International Conference on Education (CICE-2010), May, 24-26, Toronto, Canada, 2010. – Toronto, 2010. – P.237-242. (0,9 п.л.)

40.Loginova I.O. The Human Live Space as Haracteristic of Pshycological Sistem: Adaptation, Self-regulation, Self-organization // International Journal of Applied and Fundamental Research. - № 4. – 2010. – С. 76-79. (0,4 п.л.)

41.Loginova I.O. Education of a Human Being as a Possibility for Life Self-fulfillment: Systemic and Anthropologic Approach // International Journal for Cross-Displinary Subjects in Education, 2010, Vol.1, Issue 3. – P. 48-56. (0,9 п.л.)