- Одной из задач современного педагогического образования является задача развития профессионального сознания будущего учителя, обеспечивающего его становление как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональное сознание учителя, отражая и оценивая профессиональное пространство, преобразуя отношения к педагогической деятельности, к людям, к учащимся, к самому себе, решает задачи обучения и воспитания учащихся, оказания им помощи в жизненном самоопределении, в развитии творческой инициативы и самостоятельности. Однако существует противоречие между востребованностью учителя с развитым профессиональным сознанием и недостаточной осознанностью в высшей школе того, что овладение психологическими механизмами обеспечивает результативность профессионально-педагогической деятельности. Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является развитие профессионального сознания будущего учителя, базирующееся на идее обусловленности его становления психологическими механизмами. Психологические механизмы, представляя собой совокупность внутренних психических преобразований, проявляющихся в структурных изменениях профессионального сознания, в отношениях и в связях его структурных компонентов, взаимодействуя с факторами и условиями, направляют и наполняют содержанием процесс становления профессионального сознания будущего учителя.
- Выявление психологических механизмов профессионального сознания учителя базируется на знаниях об особенностях (характеристиках) когнитивной, аффективной и поведенческой сфер (составляющих) профессионального сознания. Когнитивная сфера представляет процесс отражения и оценивания субъектом педагогической реальности, педагогической деятельности, познания и осознания себя в профессии; проявляется в профессиональных знаниях, в осознании профессиональных качеств, ценностей, в самопознании, в профессиональном образе «Я». Аффективная сфера профессионального сознания представляет процесс отражения отношения субъекта либо в целом к профессиональной деятельности, к себе как специалисту, либо к отдельным профессионально значимым сторонам своей личности и деятельности. Содержание аффективной сферы проявляется в профессиональной интересе, в профессиональном самоотношении, в профессиональной самооценке, в эмпатии и профессиональной устойчивости как профессионально значимых качествах личности. Поведенческая (конативная) сфера профессионального сознания личности осуществляет регуляцию поведения и деятельности в соответствии с педагогическими нормами, определяет возможность саморегуляции поведения, способность принимать самостоятельные решения, управлять и контролировать как свое поведение, так и деятельность учащихся. Содержательными компонентами поведенческой сферы являются профессиональная активность и саморегуляция личности.
- В основаниях концепции становления профессионального сознания будущих учителей, базирующейся на идее обусловленности его развития психологическими механизмами, находятся личностно-деятельностный, индивидуально-творческий и компетентностный подходы. Деятельностная составляющая личностно-деятельностного подхода в ходе обучения является основой изменений и существенной перестройки личностной составляющей будущего учителя как субъекта деятельности, его профессионального сознания. В применении индивидуально-творческого подхода к становлению профессионального сознания будущего учителя высвечивается роль психологических механизмов для самореализации личности. Компетентностный подход задаёт результативно-целевое единство процесса становления профессионального сознания будущего учителя, обеспечивает более широкое использование в процессе профессиональной подготовки активных форм и методов работы. Принципами развития профессионального сознания будущего учителя являются принцип личностного подхода, принцип развития сознания в деятельности, принцип персонализации, принцип диалогизации педагогического взаимодействия, принцип проблематизации, принцип индивидуализации педагогического взаимодействия. Данные подходы и принципы их реализации обеспечивают развитие профессионального сознания будущего учителя как целостного, динамического интегрального психического образования в единстве и взаимодействии когнитивных, аффективных и поведенческих составляющих.
- Качественные показатели выраженности компонентов когнитивной, аффективной и поведенческой составляющих проявляются на высоком, среднем и низком уровнях. Критерии, определяющие уровень развитости профессионального сознания будущего учителя, характеризуют: 1) структурно-содержательную сторону профессионального сознания; 2) потребностно-мотивационную сторону сознания; 3) функционально-поведенческую сторону сознания. Высокому уровню развитости профессионального сознания присущи устойчивость установки на избранную профессию, высокая степень идентификации себя как специалиста в данной профессиональной области, сложившаяся система профессиональных ценностей, сформированность профессиональных качеств, удовлетворенность своей профессиональной подготовкой, профессиональная мотивация, высокий уровень профессиональных знаний и профессиональных притязаний, активность в достижении профессиональных целей, способность к профессиональной рефлексии, определенность и конкретность жизненных и профессиональных планов на будущее, наличие перспектив профессионального и личностного роста, уверенность в своих силах. Средний уровень развитости профессионального сознания характеризуется неустойчивостью установки на педагогическую профессию, средним уровнем сформированности профессиональных качеств личности, сниженной степенью выраженности профессиональной активности и профессиональной направленности, недостаточной определенностью и конкретностью жизненных и профессиональных планов на будущее. Низкий уровень развитости профессионального сознания характеризуется отсутствием интереса к психолого-педагогическим и профессиональным знаниям, построением жизненных планов вне педагогической сферы.
- Становление профессионального сознания будущего учителя как субъекта деятельности, обусловленное комплексом внешних и внутренних психологических факторов и условий, в процессе вузовского обучения происходит эффективнее за счет оптимизации системы психологических механизмов, в которой базовым механизмом является педагогическая установка, взаимосвязанная со всеми выявленными механизмами. В зависимости от этапа профессиональной подготовки (курса), типа обучения и качественных особенностей субъектов деятельности степень воздействия педагогической установки, целеполагания, профессиональной рефлексии, профессиональной адаптации, профессиональной самооценки на процесс становления профессионального сознания будущего учителя неодинакова. На начальном этапе профессиональной подготовки процесс становления профессионального сознания определяется такими психологическими механизмами, как педагогическая установка, профессиональная самооценка, профессиональная адаптация. На старших курсах при сохранении значимости педагогической установки возрастает действенность целеполагания и профессиональной рефлексии. Высокий уровень развитости профессионального сознания будущего учителя характеризуется повышенной степенью функционирования педагогической установки, профессиональной рефлексии и целеполагания. У студентов с низким уровнем развитости профессионального сознания показатель действенности профессиональной рефлексии и целеполагания незначителен.
- Становлению профессионального сознания будущего учителя, глубинными детерминантами которого являются психологические механизмы: педагогическая установка, профессиональная рефлексия, целеполагание, профессиональная самооценка, профессиональная адаптация, - способствует выбор преподавателем содержания, форм и методов работы со студентами. В достижении эффективности становления профессионального сознания на каждом этапе профессиональной подготовки деятельность преподавателя должна базироваться не только на выявлении уровня развитости профессионального сознания, но и на учете доминирующих связей между психологическими механизмами. На начальном этапе обучения доминирующее положение занимают связи между установкой и профессиональной самооценкой, на третьем курсе- между педагогической установкой и целеполаганием, на старших курсах - между педагогической установкой, профессиональной рефлексией и целеполаганием. Выявление и актуализация взаимосвязей между доминирующими механизмами и структурными компонентами профессионального сознания, с которыми они в наибольшей степени взаимодействуют (например, мотив овладения профессией - и педагогическая установка, профессиональная рефлексия, профессиональная самооценка; педагогические способности - и педагогическая установка, профессиональная самооценка, профессиональная рефлексия; профессиональная активность - и педагогическая установка, профессиональная рефлексия, профессиональная самооценка, профессиональная адаптация; альтруистическая направленность - и профессиональная рефлексия, педагогическая установка, профессиональная адаптация; ответственность - и целеполагание, профессиональная самооценка), обеспечивают педагогически целесообразное становление профессионального сознания будущего учителя на последовательных этапах профессиональной подготовки в системе педагогического образования.
- Показателем структурной перестройки профессионального сознания будущего учителя выступает увеличение и усиление значимых связей между психологическими механизмами и структурными компонентами профессионального сознания, между структурными компонентами различных сфер профессионального сознания будущего учителя и между самими механизмами. Содержательной характеристикой психологических механизмов является различная степень активности каждого из них, направленной на качественные изменения основных структурных компонентов профессионального сознания будущего учителя (профессиональные знания, ценности, личностные и познавательные потребности, профессиональная мотивация, профессиональная активность).
- В содержании деятельности преподавателя педвуза по формированию профессионального сознания будущего учителя важную роль, помимо курса психологии, играют учебные курсы педагогики, спецкурс «Профессиональное сознание как фактор готовности будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности», а также педагогическая практика. Эта деятельность становится эффективной тогда, когда овладение студентами психологическим, педагогическим знанием сочетается с развитием у них способности к выражению оценочных суждений как об ученике, его личностных качествах, так и о себе как о специалисте, о целях деятельности и т.д., в которых (суждениях) оценки будущего учителя обращены к ученику как к конкретному лицу; когда студенты в период педагогической практики на уроках создают благоприятные условия для психического и личностного развития учащихся; когда развитие способности студентов к оцениванию, рефлексии, целеполаганию достигается благодаря благоприятной школьной среде, в которой «проживают» школьники [образцом для её создания является среда, создаваемая преподавателем вуза с помощью разных методов формирования профессионального сознания будущего учителя (аргументация теоретических положений, беседа, групповая дискуссия, решение педагогических задач и ситуаций и т.д.); образцом для организации профессионально-педагогической деятельности и педагогической практики студентов служит создание преподавателем проблемных педагогических ситуаций, использование активных методов (игровое моделирование, психолого-педагогический тренинг как средство формирования позитивного отношения к себе как субъекту деятельности, социально приемлемых способов выражения эмоциональных состояний, формирования уверенности в себе и развития навыков конструктивного взаимодействия в системе значимых отношений)].
1.Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание будущих педагогов: теория и практика становления : монография / Н.И.Гуслякова. – М., 2004. – 184 с. (11,5 п.л.).
2.Гуслякова Н.И. История психологии : учебно-методическое пособие / Н.И.Гуслякова; УМО Мин-ва образования Российской Федерации. – Челябинск, 2004. – 61 с. (3,8 п.л.).
3.Гуслякова Н.И. Учебно-методические рекомендации по педагогической практике (психологический аспект) для студентов заочного отделения по специальности «Психология» / Н.И.Гуслякова, Р.Н.Павленко. – Челябинск, 2004. – 62 с. (авторский вклад – 3 п.л.).
4.Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание как фактор готовности будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности : учебно-методическое пособие по специальному курсу / Н.И.Гуслякова. – М., 2005. – 104 с. (6,5 п.л.).
5.Гуслякова Н.И. Психолого-педагогическая практика в школе : учебно-методическое пособие / Н.И.Гуслякова, В.Ф.Жеребкина, Л.М.Лапшина.– Челябинск, 2005. – 202 с. (авторский вклад – 4,2 п.л.).
6.Гуслякова Н.И. Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов педвуза : монография / Н.И.Гуслякова. – Челябинск, 2006. – 511 с. (35 п.л.).
Научные статьиа) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных положений докторской диссертации
7.Гуслякова Н.И. О психологических механизмах становления профессионального сознания будущего учителя / Н.И.Гуслякова // Мир психологии. – 2006. – № 1. – С. 152-161 (1,4 п.л.).
8.Гуслякова Н.И. Экспериментальное исследование влияния психологических механизмов на развитие профессионального сознания будущего учителя / Н.И.Гуслякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2006. – № 4.– С. 45-70 . – (1,5 п.л).
9.Гуслякова Н.И. Психологические механизмы развития профессионального педагогического сознания / Н.И.Гуслякова // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – №1. – С. 61-63 (0,4 п.л.).
10. Гуслякова Н.И. Психологическая сущность и структура профессионального сознания будущего педагога / Н.И.Гуслякова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №4. – С. 66-69 (0,4 п.л.).
11. Гуслякова Н.И. Современные подходы к исследованию профессионального педагогического сознания / Н.И.Гуслякова // Преподаватель. XXI век. – 2008. – №2. – С. 176-181 (0,7 п.л.).
12. Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание будущего учителя и психологические механизмы его развития / Н.И.Гуслякова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №5. – С. 38-40 (0,5 п.л.).
13. Гуслякова Н.И. Профессионально-педагогическое сознание: психологическое исследование феномена / Н.И.Гуслякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. – №6.– С.36-43 (0,5 п.л.)
14. Гуслякова Н.И. Педагогическая установка и ее роль в становлении и развитии профессионального сознания будущего учителя / Н.И.Гуслякова, Т.И.Васильева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. – №6. – С. 44-51 (авторский вклад – 0,25 п.л.).
15.Гуслякова Н.И. Педагогическая установка как базовый механизм развития профессионального сознания студентов-педагогов / Н.И.Гуслякова // Преподаватель. XXI век. – 2009. – № 4. – С. 145-157 (0,85 п.л.).
б) опубликованные в международных, российских и региональныхпериодических изданиях, материалах конференций, вузовских сборниках:
16. Гуслякова Н.И. Опыт использования некоторых активных приемов обучения в психологической подготовке студентов педвуза / Н.И.Гуслякова // Применение активных форм и методов в преподавании психолого-педагогических дисциплин. – Измаил, 1991. – C. 82-83 (0, 2 п.л.).
17. Гуслякова Н.И. К вопросу о гуманизации учебно-воспитательного процесса / Н.И.Гуслякова // Наука. Виховання. Екологiя: Зб. наукових працi. – Измаил; Галац, 1993. – C. 71-73 (0,3 п.л.).
18.Гуслякова Н.И. Iдеали i цiнностнi орiентацii пiдростаючого поколiння / Н.И.Гуслякова // Рiдна школа. – 1993. – № 8. – C. 11-14 (0, 45 п.л.).
19. Гуслякова Н.И. Решение конфликтных педагогических ситуаций как средство повышения практической психологической подготовки студентов вузов / Н.И.Гуслякова // Методика вузовского преподавания.– Челябинск, 1998. – C. 142-144 (0, 3 п.л).
20. Гуслякова Н.И. О подготовке будущего учителя в русле идей Л.С. Выготского / Н.И.Гуслякова // Наука, культура и образование России накануне третьего тысячелетия. – Челябинск, 1997. – C. 15-17 (0, 3 п.л.).
21. Гуслякова Н.И. О совершенствовании психологической подготовки учителя в свете новых образовательных стандартов / Н.И.Гуслякова // Методика вузовского обучения. – Челябинск, 1997. – C. 53-55 (0,3 п.л.).
22. Гуслякова Н.И. О категории «профессиональное сознание» / Н.И.Гуслякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 1998. – № 1. Серия 8. Начальное образование. – C. 61-63 (0, 3 п.л.).
23. Гуслякова Н.И. Проблема сознания в трудах С.Л.Рубинштейна / Н.И.Гуслякова, Е.В.Мельник // Ученые записки естественно-технологического факультета ЧГПУ.– Челябинск, 2001. – С. 69-73 (авторский вклад – 0,3 п.л.).
24. Гуслякова Н.И. Некоторые психологические аспекты экологического образования будущих учителей / Н.И.Гуслякова // Проблемы экологии и экологического образования Челябинской области. – Челябинск, 2001. – С. 41-45 (0,31 п.л.).
25.Гуслякова Н.И. Развитие профессионального сознания у студентов естественно-технологического факультета / Н.И.Гуслякова // Ученые записки естественно-технологического факультета ЧГПУ. – Челябинск, 2001. – С. 48-63 (0,5 п.л.).
26.Гуслякова Н.И. Ценностные ориентации студентов педвуза / Н.И.Гуслякова // Механизм обеспечения гарантий качества профессиональной подготовки педагогических кадров. – Екатеринбург, 2001. – С. 77-80 (0,3 п.л.).
27.Гуслякова Н.И. Механизм психической адаптации и его роль в становлении профессионального сознания будущего учителя / Н.И.Гуслякова // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды : материалы II Регион. науч. конф. – Челябинск, 2002. – С. 273-281 (0,5 п.л.).
28.Гуслякова Н.И. Некоторые подходы к определению профессионально-педагогического сознания / Н.И.Гуслякова // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ преподавателей и научных работников ЧГПУ за 2002 год. – Челябинск, 2003. – С. 27-29 (0,3 п.л.).
29. Гуслякова Н.И. Динамика аффективной подструктуры профессионального сознания студентов – педагогов / Н.И.Гуслякова // Ежегодник российского психологического общества : материалы III-го Всероссийского съезда психологов. 25–28 июня 2003 года: В 8 т. – Т. 2. – СПб., 2003.– С. 525-529 (0,4 п.л.).
30.Гуслякова Н.И. Педагогическая рефлексия как эффективный механизм формирования профессионального сознания будущего учителя / Н.И.Гуслякова // Психологическая подготовка в педагогическом вузе: проблемы и подходы к ее решению. – Челябинск, 2004. – С. 106 -118 (0,8 п.л.).
31.Гуслякова Н.И. Некоторые итоги исследования адаптации студентов на этапе вхождения в профессию / Н.И.Гуслякова, И.П.Ордина, Ю.А.Рокицкая // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России: сб. научных трудов. – Выпуск 4. – М, 2004. – С. 123-126 (0,2 п.л.; авторство не разделено).
32. Гуслякова Н.И. К проблеме формирования профессионального сознания у будущих педагогов / Н.И.Гуслякова // Совершенствование воспитательной работы в вузе: проблемы и перспективы : сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2005. – С. 117-119. (0,3 п.л.).
33. Гуслякова Н.И. Педагогические традиции в профессионально-творческом становлении будущего учителя / Н.И.Гуслякова, Е.А.Киселева // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2005. – Выпуск 9. – С. 314-320 (авторский вклад – 0,5 п.л.).
34.Гуслякова Н.И. Психологический климат студенческой группы и его влияние на формирование профессионально важных качеств личности будущего учителя / Н.И.Гуслякова // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России : сб. научных трудов. – М, 2005. – С. 117-138 (1 п.л.).
35. Гуслякова Н.И. Личностные особенности развития эмоциональной сферы в студенческом возрасте / Н.И.Гуслякова // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России : сб. научных трудов.– М, 2005. – С. 99-117 (0,81 п.л.).
36.Гуслякова Н.И. Влияние механизма адаптации на развитие профессионального сознания будущего учителя / Н.И.Гуслякова // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды : материалы 1 междунар. науч.-практ. конф. / Науч. ред. Д.З.Шибкова. – Челябинск, 2006. – С. 85-90. (0,4 п.л.)
37. Гуслякова Н.И. Механизмы становления и развития профессионального сознания будущих педагогов / Н.И.Гуслякова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2006. – Выпуск 10. – С. 137-149 (1,4 п.л).
38.Гуслякова Н.И. Ценностные ориентации как основа становления профессионального сознания будущего учителя /Н.И.Гуслякова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2010. – Выпуск 14. – С. 650-658.
Материалы и тезисы научных конференций
39.Гуслякова Н.И. Творческое использование идей Н.К.Крупской в формировании готовности будущих педагогов к учительскому труду / Б.А.Богуславская, Н.И.Гуслякова, Н.В.Кичук // Творческое наследие Н.К.Крупской и современная школа: тезисы докл. и сообщ. – Горловка, 1989. – С.27-29 (авторский вклад – 0,1 п.л.).
40.Гуслякова Н.И. Морально-психологический климат производственного коллектива как условие активизации человеческого фактора / Б.А.Богуславская, Н.И.Гуслякова, З.С.Сепчева // Социологические исследования и социальные технологии : тезисы докл. на респуб. науч.-практической конф. – Кировоград, 1989. – С. 23-25 (авторский вклад – 0,1 п.л.).
41.Гуслякова Н.И. Використання активних форм навчання як засiб удосконалення психологiчноi пiдготовки майбутнiх вчiтелiв /Н.И.Гуслякова // Соцiально-психологiчнi проблеми професiйноi пiдготовки майбутнього вчителя : материалы респуб. науч.-практической конф. – Киiв, 1992. – C.83-84 (0,2 п.л.).
42.Гуслякова Н.И. К вопросу о профессионализации психологической подготовки будущих учителей / Н.И.Гуслякова // Актуальные проблемы обучения в педагогическом вузе : материалы науч.-практ. конф. – Измаил, 1993. – C. 44-45 (0, 2 п.л.).
43.Гуслякова Н.И. Генетические предпосылки коммуникативных способностей учителя / Б.А.Богуславская, Н.И.Гуслякова, З.С.Сепчева // Антропологическая психология и гипнология в профессиональной подготовке и оздоровлении человека : материалы Международной науч.-практ. конф. – Майкоп, 1992. – C. 13-14 (авторский вклад – 0,1 п.л.).
44.Гуслякова Н.И. Вдосконалення самостiйной роботи студентiв як умова пiдготовки вчiтелiв у сiстемi заочного навчання / Н.И.Гуслякова // Психолого-педагогiчнi дiяльностi студентiв : материалы республ. науч.-практ. конф. – Вiнниця, 1992. – C. 13-14 (0, 2 п.л.).
45.Гуслякова Н.И. До питання вiдображення загальнолюдских цiнностеi в уявi сучасних школярiв : материалы республ. науч.-практ.конф / Н.И.Гуслякова. – Ровно, 1992. – C. 201-202 (0, 2 п.л.).
46.Гуслякова Н.И. К вопросу о психодиагностической функции школьного учителя / Н.И.Гуслякова // Iсторiя i сучаснiсть педагогiчной освiти в Украiнi : материалы республ. науч.-практ.конф. – Глухов, 1994. – С. 24-26 (0,2 п.л.).
47.Гуслякова Н.И. О рефлексивном отношении к собственной деятельности у студентов педвузов / Н.И.Гуслякова // Дидактические аспекты педагогического взаимодействия в школе и вузе : материалы регион. науч.-практ. конф. – Измаил, 1994. – C. 19-21 (0, 2 п.л.).
48.Гуслякова Н.И. Некоторые вопросы подготовки будущих учителей к осуществлению экологического воспитания школьников / Н.И.Гуслякова // Виховання екологичной культури : материалы регион. науч.-практ. конф. – Одесса, 1995. – C. 18-19 (0, 2 п.л.).
49.Гуслякова Н.И. К проблеме формирования психологических понятий / Н.И.Гуслякова // Методология и методы формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы конференции. – Челябинск, 1995. – C. 62-63 (0, 2 п.л.).
50.Гуслякова Н.И. К проблеме экологического сознания студентов педвуза / Н.И.Гуслякова // Проблемы экологического образования Челябинской области : материалы конференции / науч. ред. В.В.Латюшин. – Челябинск, 1999. – C.124-125 (0, 2 п.л.).
51.Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание как один из факторов повышения качества подготовки будущего учителя / Н.И.Гуслякова // Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Магнитогорск, 2001. – С. 188-189 (0,2 п.л.).
52.Гуслякова Н.И. О психологических механизмах формирования профессионального сознания будущего учителя / Н.И.Гуслякова // Психолого-педагогические исследования в системе образования : материалы конференции. – Челябинск, 2001. – С. 10-11 (0,2 п.л.).
53.Гуслякова Н.И. К обоснованию исследования проблемы психологических механизмов профессионального сознания студентов педвуза / Н.И.Гуслякова // Педагогический процесс в поликультурной школе : сб. научных трудов. – М.; Чебоксары, 2002. – С. 97-98 (0,2 п.л.).
54.Гуслякова Н.И. О проблеме психологических механизмов профессионально-педагогического сознания будущего учителя / Н.И.Гуслякова //А.Р.Лурия и психология 21 века: Вторая международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.Р.Лурия / под ред. Т.В.Ахутиной, Ж.М.Глозман, Д.Таппера. – М., 2002. – С. 42-43 (0,2 п.л.).
55.Гуслякова Н.И. Некоторые аспекты подготовки будущих учителей к диалогическому общению / Н.И.Гуслякова, В.Ф. Жеребкина // Психология общения 2003: социокультурный анализ : материалы международной науч.-практ. конференции. – Ростов-на-Дону, 2003. – С. 91-92 (авторский вклад – 0,2 п.л.).
56.Гуслякова Н.И. Психологический аспект проблемы адаптации студентов педвузов на этапе вхождения в профессию / Н.И.Гуслякова, И.П.Ордина, Ю.А.Рокицкая // Практическая психология в педагогических вузах: состояние, проблемы, перспективы : материалы Всероссийской науч.-практ. конференции. – М, 2004. – С. 52-54 (0,2 п.л.; авторство не разделено).