- Социальная интеграция представляет собой процесс включения людей с глубокими нарушениями зрения в равноправные отношения на основе диалогического взаимодействия инвалидов по зрению и общества, единства социальной адаптации инвалидов и формирования толерантности общества, опосредованное совокупностью психологических и социальных факторов; адаптация как личностная активность в процессе восстановления равновесия с предметной и социальной средой в условиях зрительной депривации, является внутренним условием социальной интеграции инвалидов по зрению.
- Основными объективными критериями интегрированности инвалидов по зрению являются: социальная адаптированность, включенность инвалида в социокультурную среду, социальное благополучие, субъективными критериями выступают: самооценка адаптированности, личностной и социальной активности, удовлетворенность уровнем интеграции; базовыми личностными факторами, опосредующими готовность к равноправному социальному взаимодействию, выступают адаптационно-интеграционный потенциал личности инвалидов по зрению и личностный потенциал толерантности зрячих людей.
- Толерантность зрячих по отношению к людям с глубокими нарушениями зрения проявляется в двух основных сферах: психологической - толерантное сознание и мышление, толерантная личность, толерантное поведение и взаимодействие, и социокультурной - осуществляемой через закон и традицию (общественные ценности и нормы поведения); структура личностного потенциала толерантности зрячих людей включает в себя способность к толерантной межличностной коммуникации, опосредованную эмоциональными, когнитивными, коммуникативными и ценностно-смысловыми характеристиками личности; личностными ресурсами толерантности зрячих по отношению к незрячим являются эмоциональная устойчивость, принятие себя и переживание целостности жизненного пути, ориентация на партнерское общение, эмпатия; барьерами равноправного взаимодействия выступают интолерантность, формальная и демонстративная толерантность к инвалидам по зрению.
- Базовыми составляющими структуры адаптационно-интеграционного потенциала личности инвалидов по зрению выступают: 1) коммуникативные характеристики, 2) мировоззренческие установки и ценностные ориентации, 3) неосознаваемые защитные механизмы личности, 4) биосоциальные и аномальные факторы; затрудняют адаптацию и интеграцию внезапная утрата зрения в период взрослости, врожденный характер зрительного нарушения, проживание в одиночестве.
- Личностными ресурсами инвалидов по зрению, опосредующими социальную адаптацию и включение в общество, выступают: личностная автономия, осмысленность жизни, оптимистическое мировосприятие, значимость ценностей социальных контактов и личного благополучия, ответственность, установка на позитивное отношение к себе и другим людям, мотивация аффилиации, коммуникативная толерантность, низкий уровень выраженности эго-защитных механизмов.
- Личностные барьеры адаптации и интеграции имеют специфику в зависимости от типа внутренних психологических противоречий процессов адаптации и интеграции у инвалидов по зрению: 1) «Дезадаптация на эмоциональном уровне - интеграция по принципу преодоления социальной среды», опосредованный эгоцентрическими установками, стремлением к доминированию как компенсации переживания неполноценности, выраженностью защиты по типу гиперкомпенсации и рационализации; 2) «Фрагментарная адаптация - интеграция на микросоциальном уровне», предполагающий коммуникативную ригидность, низкую осмысленность жизни в настоящем, негативные коммуникативные установки в сочетании с альтроцентристской коммуникативной позицией, негативное отношение к себе, защиты по типу отрицания и замещения; 3) «Адаптационный конфликт - формальная интеграция», связанный с неудовлетворенностью прошлым и будущим, конформностью и манипулятивностью в общении, страхом отвержения, экстернальным локусом контроля, защитами по типу регрессии и проекции.
- В современной тифлопсихологии сложились предпосылки для обоснования нового научного направления: психологии социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению, предметную область которого составляют проблемы толерантного взаимодействия, оптимизации процессов полноценной социальной интеграции и самореализации незрячих и слабовидящих людей; важной практической задачей направления является разработка способов социально-психологической поддержки и оптимизации адаптации и интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения.
1. Волкова, И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения: Монография/И.П.Волкова.-СПб.: Изд-во Рос.гос.пед.ун-та.- 2009. – 271с. (17 п.л.)
2. Волкова, И.П. Учет индивидуально-типологических особенностей лиц с нарушениями зрения в условиях коррекционно-реабилитационного процесса /И.П.Волкова // Дефектология. – 2005. - №3. – С.39 – 47(0,5 п.л.)
3. Волкова, И.П. Теоретико-методологические и организационные основы психологического сопровождения реабилитации инвалидов по зрению /И.П.Волкова, Н.Н.Королева //Известия Рос.гос. пед. ун-та им. А.И.Герцена. – 2005. - №5(12). – С.95 -108 (0,8, авторский текст 0,4)
4. Волкова, И.П. Личностные ресурсы и барьеры толерантности современной молодежи как фактор социальной интеграции инвалидов по зре-нию/И.П.Волкова,Н.Н.Королева // Вестник СПб гос. ун-на. – 2008.- Сер. 12,вып.1. – С.238 -246 (0,4 п.л., авторский текст 0,3 п.л.)
5. Волкова, И.П. Личностные детерминанты переживания экзистенциального кризиса военноослепших /И.П.Волкова //Известия Рос.гос.пед. ун-та им. А.И.Герцена.– 2008. - №10(52). – С.7 – 19 (0,75 п.л.)
6. Волкова, И.П. Современные парадигмы теории и практики социально-психологической адаптации и интеграции инвалидов по зрению /И.П.Волкова //Вестник СПб гос.ун-та.– 2008.- Сер. 12, вып. 3 – С. 477 – 486 (0,5 п.л.)
7. Волкова, И.П. Социально-психологические и личностные факторы толерантности к инвалидам по зрению в современном обществе /И.П.Волкова //Известия Рос.гос.пед.ун-та им.А.И.Герцена. –2009.-№83. – С.133 –146 (0,5 п.л.)
8. Волкова, И.П. Психосоциальные факторы адаптации и интеграции в общество лиц с глубокими нарушениями зрения /И.П.Волкова // Человек и об-разование.–2009.- № 3. – С.159 – 164(0,3 п.л.)
Статьи, учебно-методическая литература, материалы международных и все-российских конференций.
9. Волкова, И.П. Слепота и формирование личности /И.П.Волкова, А.Г.Литвак // Сборник по реабилитации слепых: Сборник статей.- М., 1982 – С.31 – 33 (0,15, авторский текст 0,05 п.л.)
10. Волкова, И.П. Понятие о дефекте и компенсации /И.П.Волкова, А.Г.Литвак // Сборник по реабилитации слепых: Сборник статей.-М.,1982 – С.26 – 29 (0,15 п.л., авторский текст 0,05 п.л.)
11. Волкова, И.П. Развитие психики при глубоких нарушениях зрения /И.П.Волкова, А.Г.Литвак //Сборник по реабилитации слепых: Сборник ста-тей.-М.,1982 – С. 30–35 (0,3 п.л., авторский текст 0,1п.л.)
12. Волкова, И.П. Проблемы реабилитации инвалидов по зрению в условиях производства /И.П.Волкова //Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения: Сборник статей.- Л.,1983. – С.13–24(0,6 п.л.)
13. Волкова, И.П. Проблемы взаимодействия школы и производства в социально-трудовой реабилитации слепых и слабовидящих школьников / И.П.Волкова //Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими школьниками: Сборник научных трудов.- Л., 1988– С.14–25 (0,6 п.л.)
14. Волкова, И.П. Удовлетворенность трудом как фактор производственной адаптации инвалидов по зрению /И.П.Волкова //Психолого-педагогические ос-новы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими: Сборник научных статей. - Л., 1991– С.78 –91 (0,7п.л.)
15. Волкова, И.П. Методические рекомендации реабилитологам по формированию коллективов предприятий ВОС /И.П.Волкова, А.Г. Литвак, Э.М. Стернина, В.А. Феоктистова и др. - М.,1983.– 53с.(3,5 п.л., авторский текст 0,8 п.л.)
16. Волкова, И.П. Психодиагностика эмоциональных состояний лиц со зри-тельной дпривацией: программа психолого-педагогического практикума для бакалавров /И.П.Волкова //Профессионально-образовательные программы подготовки бакалавров педагогики-тифлопедагогов.- СПб., 1966 – С.14- 16 (0,1п.л.)
17. Волкова, И.П. Приоритетные направления деятельности психологической службы коррекционно-образовательных учреждений для детей со зрительной депривацией / И.П.Волкова //Социально-педагогические проблемы непрерывного образования инвалидов: Материалы научно-практ.конф.- СПб., 1997– С. 50–53(0,1.п.л.)
18. Волкова, И.П. Мировоззренческие аспекты социально-психологической реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения / И.П.Волкова //Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению: Сборник статей.-СПб.,1999 – С.171 -175 (0,3п.л.)
19. Волкова, И.П. Гуманистическая психология как методологический подход к образованию инвалидов по зрению /И.П.Волкова, О.Б. Даутова //Научно-практические проблемы образования инвалидов как социальной группы: Мате-риалы научно-практ.конф.- СПб,2000 – С.41- 45 (0,2, авторский текст 0,1 п.л.)
20. Волкова, И.П. Влияние опыта интегрированного обучения на формирова-ние межличностных отношений в условиях вуза /И.П.Волкова, А.Гостев // Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов в нарушенным зрением в современном вузе: Материалы Всероссийской научно-практич.конф. – СПб,2000.– С.125–131(0,4п.л., авторский текст 0,2 п.л.)
21. Волкова, И.П. Когнитивные предпосылки формирования межличностных отношений слепых и слабовидящих / И.П.Волкова, Ю.Евсюкова //Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном вузе: Материалы Всероссийской научно-практ. конф.–СПб.-2000. – С.131–135 (0,2 п.л., авторский текст 0,15 п.л.)
22. Волкова, И.П. Ценностные ориентации как фактор социальной адаптации и реабилитации лиц со зрительной депривацией /И.П.Волкова // Здоровье ребенка как национальное достояние: Тезисы докладов и сообщений УШ Меж-дун..конф. «Ребенок в современном мире: отрочество и детство». – СПб., 2001. –С. 124 -127(0,2п.л.)
23. Волкова, И.П.Учет особенностей социально-психологической адаптации инвалидов по зрению (поздноослепших) при организации их образовательной деятельности /И.П.Волова//Социальная группа инвалидов(взрослых)в системе формального и неформального образования: Материалы научно-практической конференции. – СПб., 2001.– С.60–62 (0,1п.л.)
24. Волкова, И.П. К проблеме индивидуальных различий в тифлопсихологии /И.П.Волкова //Современные подходы к обучению, воспитанию и реабилитации детей с глубокими нарушениями зрения: Материалы городской научно-практической конференции.–СПб., 2002.– С.155-162(0,4п.л.)
25. Волкова, И.П. Социально-психологические аспекты интеграции детей со зрительной депривацией в социум крупного города / И.П.Волкова// Здоровье ребенка современного города: Материалы 1Х международн. конф. «Ребенок в современном мире:дети и город».– СПб.,2002 –С.80-83 (0,1п.л.)
26. Волкова, И.П. Проблемы социально-психологической адаптации инва-лидов по зрению в условиях производства /И.П.Волкова //Теоретико-методологические аспекты инновационных процессов коррекционного образо-вания: Материалы Всероссийской научно-практ. конференции и городского научно-методического семинара. –СПб., - 2002 – С.78- 80(0,1п.л.)
27. Волкова, И.П. Социально-психологические факторы удовлетворенности инвалидов по зрению трудом в новых социокультурных условиях /И.П.Волкова //Здоровье детей как ценность культуры: Материалы Х международной конференции «Ребенок в современном мире: культура и детст-во».–СПб., 2003– С.199 -202 (0,2п.л.)
28. Волкова, И.П. Самооценка личностных качеств как фактор производственной адаптации инвалидов по зрению /И.П.Волкова // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: Материалы Всеросс.научно-практической конференции с международным участием– СПб.,2003 –(0,1п.л.)
29. Волкова, И.П. Современные подходы к изучению социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению /И.П.Волкова // Социально-психологические проблемы образования и реабилитации инвалидов: Материалы научно-практической конференции.– СПб., 2004 –С.40-42(0,2п.л.)
30. Волкова, И.П. Современные теоретические проблемы социальной адапта-ции лиц с глубокими нарушениями зрения /И.П.Волкова //Государственная по-литика в области специального образования: Материалы Х1 междун.конф. «Ре-бенок в современном мире».-СПб.,2004 – С.240-245 (0,3п.л.)
31.Волкова, И.П. Учет индивидуально-типологических особенностей в процессе обучения и воспитания школьников с глубокими нарушениями зрения: теоретические и прикладные аспекта /И.П.Волкова//Семья и здоровье ребенка: Материалы ХП Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети».- СПб.- 2005 –С.238-242 (0,2 п.л.)
32. Волкова, И.П. Теоретические и прикладные аспекты социально-психологического сопровождения реабилитации инвалидов по зре-нию/И.П.Волкова, Т.М. Великанова, Н.Н. Королева // Профессиональная дея-тельность специалистов реабилитационных учреждений в области социальной защиты, реабилитации и профессионального образования инвалидов: Материа-лы научно-практической конференции. СПб.,2005 – С.85-92 (0,4 п.л., ав-торский текст 0,3 п.л.)
33. Волкова, И.П. К вопросу о психологической поддержке военноослепших /И.П.Волкова // Профессиональная деятельность специалистов реабилитацион-ных учреждений в области социальной защиты, реабилитации и профессио-нального образования: Материалы научно-практической конференции.– СМПб, 2005– С.99 -106 (0,4 п.л.)
34. Волкова, И.П. Из истории отечественной экспериментальной тифлопсихологии /И.П.Волкова //Дети с проблемами в развитии: Научно- Практический Журнал.–2005.- №5.– С.30-34 (0,2 п.л.)
35. Волкова, И.П Служба социально-психологической поддержки инвалидов по зрению/И.П.Волкова, И.М.Богдановская, Н.Н.Королева // Развитие специ-альной (коррекционной) психологии в изменяющейся России: Ананьевские чтения 2005: Материалы научно-практ. конф.– СПб.,2005 – С.53- 57(0,2 п.л., авторский текст -0,05п.л.)
36. Волкова, И.П. Современные теоретические и прикладные аспекты помощи военноослепшим в системе их социальной реабилитации (раздел учеб-но-метод.пособия)/ И.П.Волквоа, Т.М.Великанова // Региональная система реабилитационной работы в общественной организации инвалидов по зрению: Учебно-методическое пособие. – СПб.,2005–С.128-134 (0,3п.л., авторский текст 0,2 п.л.)
37. Волкова, И.П. Особенности социально-психологической и личностной адаптации подростков с проблемами в развитии /И.П.Волкова //Коррекционная педагогика: концепция и методы: Сборник научно-метод. трудов.– СПб.: Изд-во Рос.гос.пед.ун-та им.А.И.Герцена.– 2006. – С.26- 31(0,3п.л.,авторский текст 0,2п.л.)
38. Волкова, И.П. Психологическая защита в процессе социальной адаптации лиц с глубокими нарушениями зрения /И.П.Волкова //Социальная зашита дет-ства: Материалы ХШ международной конференции «Ребенок в современном мире».–СПб.,2006 – С.126-128 (0,1 п.л.)
39. Волкова, И.П. Социальная фрустрированность в процессе производст-венной адаптации инвалидов по зрению /И.П.Волкова, Н.Н.Королева // Социальная и профессиональная реабилитация инвалидов как фактор их интеграции в общество. Материалы научно-практ.конф.–СПб.,2006.–С.33-36 (0,1п.л.)
40. Волкова, И.П. Удовлетворенность трудом в системе производственной адаптации и реабилитации инвалидов по зрению: Учебно-методическое посо-бие/И.П.Волкова, В.З. Кантор – СПб.,2006 – 104 с. (6,5 п.л., авторский текст 4,5.п.л.)
41. Волкова, И.П. Теоретические и прикладные аспекты изучения рефлексии подростков с проблемами в развитии/И.П.Волкова// Логопедия ХХ1 века: Материалы конф. с международным участием.–СПб., 2006 – С.34-39 (0,3п.л.)
42. Волкова, И.П. Стереотипы восприятия в процессе социального взаимодействия лиц с нормальным и нарушенным зрением/И.П.Волкова // Социально-психологическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе образования: опыт, проблемы: Материалы научно-практ.конф.–СПб.,2007– С.44-47(0,2 п.л.)
43. Волкова, И.П. Коммуникативная толерантность как фактор социальной интеграции инвалидов по зрению в общество /И.П.Волкова //Социально-психологическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе образования: опыт, проблемы: Материалы научно-практической конференции.– СПб.,2007 – С.40-43 (0, 1п.л.)
44. Волкова, И.П. Смысложизненные ориентации молодежи с глубокими нару-шениями зрения /И.П.Волкова //Традиции и инновации в специальном образо-вании: Материалы Х1У международной конференции «Ребенок в современном мире».– СПб.,2007¬– С.306 - 310 (0,2 п.л.)
45. Волкова, И.П. Социальные установки и стереотипы восприятия незрячих в общественном сознании: исторические аспекты /И.П.Волкова // Современное общество и специальное образование: Междун. научн. конф.–СПб.,2007 – С.75-78 (0,25п.л.)
46. Волкова, И.П. Современные проблемы социальной интеграции инвалидов по зрению в общество: теоретические аспекты /И.П.Волкова// Комплексное со-провождение процесса образования инвалидов как фактор реализации их прав на интеграцию в общество//Материалы научно-практической конференции. –СПб.,2008 –С.47-53(0,3 п.л.)
47. Волкова, И.П. Личностные факторы толерантности современного обще-ства к инвалидам по зрению /И.П.Волкова // Ребенок с особыми образовательными потребностями в мире искусства//Материалы ХУ междун.конф. «Ребенок в современном мире. Искусство и дети».–СПб, 2008–С.343-347(0,2 п.л.)
48. Волкова, И.П. Ценностно-смысловая сфера личности как основа соци-альной адаптации и интеграции в общество инвалидов по зрению /И.П.Волкова // Развитие творческого потенциала инвалидов в процессе реабилитации, образования и профессиональной деятельности. Материалы научно-практ. конф.– СПб.,2009 – С.41-44(0,2 п.л.)
49. Волкова, И.П. Индивидуально-типологические и личностные особенности лиц с глубокими нарушениями зрения как ресурсы и барьеры социальной адап-тации и интеграции в современное общество /И.П.Волкова //ХШ Царскосель-ские чтения «Высшая школа- инновационному развитию России»: Междун. научн. конф.–2009.,СПб., Т.У. – С.211-215 (0,25п.л.)
50. Волкова, И.П., Личностные предпосылки коммуникативной толерантности /И.П.Волкова, Н.Н.Королева //Реальность этноса. Роль образования в формиро-вании этнической и межконфессиональной толерантности: Материалы XI Международной научно-практической конференции.– СПб, 2009 – С. 54-59(0,4 п.л., авторский текст 0,2 п.л.)
51. Волкова, И.П. К вопросу об оценке эффективности социальной адаптации лиц с глубокими нарушениями зрения/И.П.Волкова // Образовательная интеграция детей с особыми потребностями: социокультурные стратегии и перспективы: Материалы ХУ1 междун. конф. «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика».–СПб., 2009 –С.344-347 (0,25 п.л.)