- успешность личности всегда проявляется в поведении и деятельности человека и детерминируется субъективными и объективными диалектически взаимообусловленными факторами. Субъективные факторы представляют собой личностные образования, которые являются результатом взаимодействия личности с деятельностной средой и развития сущностных сил самого человека, а также одновременно выступают в качестве причины успешного преобразования сферы поведения и деятельности человека;
- эффективность профессионально-личностной успешности руководителя образовательного учреждения детерминирована полифункциональным характером его деятельности (руководителя, педагога, администратора, общественного деятеля, научного работника, предпринимателя), многоаспектностью его должностных обязанностей, необходимостью ведущей ориентации на внутренние изменения субъектов деятельности и обучения, психологическими характеристиками образовательного пространства как объекта управления;
- теоретическая модель профессионально-личностной успешности руководителя образовательного учреждения представляет собой целостную систему взаимосвязанных компонентов, к которым относятся: специфические характеристики управленческой деятельности; соответствующие личностные качества; деловое поведение и профессиональная деятельность руководителя; а также компонент целенаправленного, организованного психологического обеспечения профессионально-личностной успешности управленца;
- профессионально-личностная успешность руководителя образовательного учреждения обусловлена специфическими условиями особого вида профессионального труда - управленческой деятельности. Данные условия в контексте профессионального развития личности руководителя имеют как положительную, так и отрицательную значимость. При этом достижение успешности руководителя в своей профессиональной сфере представляет взаимосвязанный двусторонний процесс. С одной стороны, личность руководителя должна успешно противостоять деструктивным влияниям специфических условий управленческой деятельности, а с другой, используя перспективные возможности профессии управленца, активно развивать свой творческий потенциал;
- профессионально-личностная успешность руководителя образовательного учреждения включает в себя две основные составляющие: субъективную и объективную. Субъективная составляющая представляет собой систему личностных качеств, которые можно классифицировать, исходя из основных личностных сфер человека. Объективный компонент профессионально-личностной успешности руководителя образовательного учреждения обусловлен поведенческими и деятельностными проявлениями его личности в системе профессиональной управленческой деятельности;
- субъективная составляющая профессионально-личностной успешности руководителя образовательного учреждения, в свою очередь, представлена мотивационным, нравственным, эмоционально-волевым, интеллектуально-творческим и социально-групповым компонентами;
- объективная составляющая профессионально-личностной успешности руководителя образовательного учреждения обусловлена эффективностью процессов делового общения и руководства и конечным результатом управленческой деятельности, выражающимся в эффективной результативности деятельности образовательного учреждения;
- процесс развития профессионально-личностной успешности руководителя образовательного учреждения подчиняется ряду закономерностей и является эффективным при его специальном, целенаправленном психологическом обеспечении. Психологическое обеспечение представляет собой целостную систему средств психологического воздействия. В контексте сущностной специфики управленческой деятельности психологическое воздействие является двойственным. С одной стороны, оно обеспечивает профессиональное раскрытие личностных и творческих возможностей руководителя, с другой, оптимизирует условия социально-педагогической среды, в которой осуществляет свою профессиональную деятельность руководитель образовательного учреждения;
- психологическое обеспечение профессионально-личностной успешности управленца обусловлено целостной системностью основных структурных компонентов: системой практико-ориентированных целей и задач, содержанием, принципами организации и осуществления психологического воздействия, а также конкретными формами и методами осуществления деятельности психологов.
1. Тамбиев, Б. Н. Личностно-ориентированное образование в современных условиях России : Монография. [Текст] / Б.Н. Тамбиев, Л.О. Абрекова. - Карачаевск: КЧГУ, 2005. – 8,76 п.л.
2. Тамбиев, Б. Н. Закономерности развития профессиональной успешности руководителей образовательных учреждений // Научные исследования: информация, анализ, прогноз : Монография / под общ. ред. проф. О.И.Кирикова. [Текст] / Б.Н. Тамбиев. – Книга 16. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 499 с. – 1,3 п.л.
3. Тамбиев, Б. Н. Деструктивное развитие личности руководителя в системе управленческой деятельности: социально-психологические характеристики и профессиональные последствия // Психолого-педагогические проблемы развития личности в системе многоуровневого профессионального образования: монография / под ред. Н.П. Клушиной. [Текст] / Б.Н. Тамбиев. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. – 1,6 п.л.
4. Тамбиев, Б. Н. Теоретическое исследование профессиональной успешности личности руководителей образовательных учреждений : Монография. [Текст] / Б.Н. Тамбиев. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство. – 2009. – 9,12 п.л.
5. Тамбиев, Б. Н. Теоретико-экспериментальное исследование профессиональной успешности личности руководителей образовательных учреждений : Монография. [Текст] / Б.Н. Тамбиев. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство. – 2010. – 13,4 п.л.
6. Тамбиев, Б. Н. Профессионально-личностная успешность руководителя образовательного учреждения: теория и практика : Монография. [Текст] / Б.Н. Тамбиев. – Карачаевск: Изд-во КЧГУ. – 2010. – 13,8 п.л.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:
7. Тамбиев, Б. Н. Актуальные проблемы современного образования [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2005. - № 4. – 0,5 п.л.
8. Тамбиев, Б. Н. Профессиональная успешность руководителя образовательного учреждения [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Известия ТРТУ. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - № 13 (68). – 0,5 п.л.
9. Тамбиев, Б. Н. Изучение целостной индивидуальности [Текст] / Б.Н. Тамбиев, А.А. Урусов // Педагогическое образование и наука. №5 (54) – М., 2007. – 0,8 п.л.
10. Тамбиев, Б. Н. Теоретико-методологические подходы к изучению управленческой деятельности [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Гуманизация образования. – 2009. - №4. – 0,5 п.л.
11. Тамбиев, Б. Н. Успешное поведение в системе профессиональной деятельности руководителя как социально-психологический феномен [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Гуманизация образования. – 2009. - №5. – 0,5 п.л.
12. Тамбиев, Б. Н. Психологическое содержание деятельности ректора вуза [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Вестник Университета РАО. – 2009. - №4. – С. 158-162.
13. Тамбиев, Б. Н. Деструктивное развитие личности руководителя в системе управленческой деятельности [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Вестник Университета РАО. – 2010. - №1. – 0,5 п.л.
Статьи и тезисы:
14. Тамбиев, Б. Н. Личность руководителя вуза: понятие, особенности, способы реализации личностных качеств в управлении [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Российский вуз: в центре внимания – личность (проблемы воспитания): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 1999. – Т.3. – 0,3 п.л.
15. Тамбиев, Б. Н. Успешное поведение личности как объект изучения в психологических исследованиях [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Россия на рубеже тысячелетий: Итоги и проблемы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Армавир, 2000. – 0,3 п.л.
16. Тамбиев, Б. Н. Развитие университета – важнейшее условие стабильности Карачаево-Черкесской республики [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Образование и наука как факторы стабильного и устойчивого развития регионов / Материалы зонального совещания 17-19 апреля 2002 г. – Москва–Тверь – Махачкала, 2002. – 0,5 п.л.
17. Тамбиев, Б. Н. Профессиональная деятельность руководителя образовательного учреждения как социально-психологический феномен [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование, обучение и развитие управленческого персонала в высших учебных заведениях» : Сборник статей. – Пенза, 2003. – 0,3 п.л.
18. Тамбиев, Б. Н. Личность педагога в условиях модернизации системы образования [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Алиевские чтения / Материалы научной сессии. – Карачаевск: КЧГУ, 2003. – 0,2 п.л.
19. Тамбиев, Б. Н. Дорога длиной в 65 лет [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Вестник Карачаево-Черкесского государственного университета, № 10. – Карачаевск: КЧГУ, 2003. – 0,5 п.л.
20. Тамбиев, Б. Н. Руководитель образовательного учреждения: управленец или педагог? [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Вопросы воспитания: теория и практика (выпуск 12): Сборник материалов для учителей, преподавателей вузов, студентов по изучению курса педагогики, методики воспитательной работы, основ педагогического мастерства.- Пятигорск: ПГЛУ, 2004.- 0,3 п.л.
21. Тамбиев, Б. Н. Социально-психологические характеристики личности руководителя образовательного учреждения [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Проблема современного образования в школе и вузе: Сборник материалов международной конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2004. - 0,22 п.л.
22. Тамбиев, Б. Н. Повышение жизненного уровня учителя как необходимое условие повышения качества образования [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // От фундаментальной науки – к решению прикладных задач современности / материалы научно-практической конференции, 15-19 апреля 2004. - Черкесск: КЧГТА, 2004. – 0,3 п.л.
23. Тамбиев, Б. Н. Деструктивное развитие личности руководителя [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Актуальные проблемы науки в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 3. Том 1. – Пенза – Кузнецк, 2005. – 0,36 п.л.
24. Тамбиев, Б. Н. Профессиональные последствия деструктивного развития личности управленца [Текст] / Б.Н. Тамбиев. Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Ч.4 / Отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов: Першина, 2005. – 0,22 п.л.
25. Тамбиев, Б. Н. Стратегии успешного поведения руководителя образовательного учреждения в системе управленческой деятельности [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Эффективность образования в условиях его модернизации: Материалы Международной научно-практической конференции, 26 – 28 апреля 2005 года, г. Новосибирск. В 3 частях. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – Часть 3. – 0,51 п.л.
26. Тамбиев, Б. Н. Детерминанты профессиональной успешности личности руководителя образовательного учреждения [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Материалы Международной научно-практической конференции. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. – Ч. 1. – 0,5 п.л.
27. Тамбиев, Б. Н. Роль Карачаево-Черкесского государственного университета в экономической и социально-культурной жизни КЧР [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Образование для устойчивого развития: классический университет в социокультурном контексте/ Материалы круглого стола, посвященного 75 - летию со дня основания Ставропольского государственного университета. – Ставрополь: изд-во СГУ, 2006. – 0,3 п.л.
28. Тамбиев, Б. Н. Модель профессиональной успешности личности руководителя образовательного учреждения [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Педагогика и жизнь: Международный сборник научных трудов / под общ. ред. О.И. Кирикова. – Вып.3. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 0,5 п.л.
29. Тамбиев, Б. Н. Инновационная деятельность вуза [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Алиевские чтения /Материалы научной сессии в 2 частях. – I часть – Карачаевск: КЧГУ, 2007. – 0,3 п.л.
30. Тамбиев, Б. Н. Руководитель образовательного учреждения как субъект воздействия образовательной среды [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» 8-10 октября 2008 г. – Кисловодск: Изд-во «Тьютор», 2008. – 0,3 п.л.
31. Тамбиев, Б. Н. Технология успешного поведения личности руководителя образовательного учреждения в системе управленческой деятельности [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Известия ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - №1. – 0,6 п.л.
32. Тамбиев, Б. Н. Психологические особенности профессиональной успешности личности руководителя образовательного учреждения [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы гуманитарных, технических и естественных наук». – Георгиевск, 2009. – 0,2 п.л.
33. Тамбиев, Б. Н. Закономерности профессиональной успешности личности руководителя [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки и образования». – Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2009. – 0,3 п.л.
34. Тамбиев, Б. Н. Проблема процесса социализации личности. [Текст] / Б.Н. Тамбиев, А.А. Урусов // Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана/Материалы ХХVIII международных психолого-педагогических чтений Юга России. – II часть – Ростов-на-Дону, 2009. – 0,8 п.л.
35. Тамбиев, Б. Н. Специфика управленческой деятельности в образовательном учреждении [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании : сборник статей XVII Международной научно-методической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. - 0,3 п.л.
36. Тамбиев, Б. Н. Роль руководителя при формировании стратегии развития образовательного учреждения [Текст] / Б.Н. Тамбиев. // Философия отечественного образования: история и современность. Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции: МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009. – 0,3 п.л.
Учебно-методические работы:
37. Тамбиев, Б. Н. Организация экспериментального изучения профессиональной успешности личности руководителей образовательных учреждений : Учебное пособие. – Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2009. – 2,3 п.л.
38. Тамбиев, Б. Н. Пути оптимизации профессиональной успешности личности руководителя образовательного учреждения: Учебное пособие. – Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2010. – 1,6 п.л.