- Методология экопсихологического подхода к развитию психики, заключающаяся в том, что в качестве исходного основания для определения психики как объекта и предмета исследования используется система «человек - окружающая среда (природная, социальная)», дает возможность выявить тенденцию к изменению состояния психики человека, постоянно проживающего на экологически неблагополучной территории, в частности: проявления минимизирующей адаптации человека к неблагополучной среде; сдвиги показателей психической активности в границах нормального развития - последствия влияния целостной экологически неблагополучной окружающей среды на психику человека, прежде всего ее интеллектуальную и эмоционально-личностную сферы. В исследовании система «человек - окружающая среда (природная, социальная)» конкретизируется как «человек - жизненная среда». При этом «человек» как компонент этой системы представлен детским населением, постоянно проживающим на экологически неблагополучной территории, поскольку влияние экологического «загрязнения» на состояние психики выявляется только в популяционной изменчивости психической активности.
- Для определения состояния психической активности использовано понятие психологический статус в уточненном его значении, которое характеризует актуальное состояние психики человека во взаимодействии с жизненной средой. Психологический статус - это системная характеристика системы человек - жизненная среда и интегральный показатель уровня психической активности человека. Понятие применимо и для характеристики состояния психической активности населения, поскольку в этом случае сущность понятия сохраняется.
- В теоретической модели психологический статус представляет собой интегральную характеристику состояния психики человека, включающую его биологическое основание, психофизиологический, психический и личностный уровень. В качестве его основных параметров определены: 1) на психофизиологиче- ском уровне - умственная работоспособность, как интегральная характеристика общей активации психической деятельности; 2) на втором (психическом) уровне - развитие интеллекта, обеспечивающего внутрипсихическую интеграцию, связи со средой, адаптацию к ней; 3) на личностном (высшем) уровне - некоторые эмоционально- личностные свойства. Показатели этих уровней отражают психическое состояние человека в целом в условиях длительного влияния экологического неблагополучия.
- Анализ системных связей психической активности человека с жизненной средой экологически неблагополучной территории позволил выявить возникающие под влиянием экологического неблагополучия изменения в состоянии психики - тенденцию к общему снижению психической активности детского населения, родившегося и постоянно проживающего на ォзагрязненной территории. Она возникает в результате: а) дефицита энергетического обеспечения психической деятельности, вызываемого конкуренцией за энергию между биологическим и психологическим, социальным уровнями организации человека, и снижения активации психической деятельности людей в условиях длительного влияния загрязненной природной (физической) среды; б) необходимости энергосбережения и минимизирующей адаптации, поскольку психика людей, родившихся и живущих в условиях экологического неблагополучия, формируется на основе изначально ослабленных филогенетических программ и пребывает в напряжении в связи с продолжающимися негативными средовыми воздействиями.
- Эмпирически тенденция к изменению состояния психики (общему снижению психической активности детского населения, родившегося и постоянно проживающего на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края) проявляется в следующем: - большая или даже преобладающая часть показателей психологического статуса данной категории детей смещена с границ так называемой средней нормы в нижне- нормативные диапазоны (в границы показателей сниженной нормы, ниже среднего уровня, слабые, пограничные); - в снижении показателей умственной работоспособности: практически все пока- затели умственной работоспособности детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, независимо от социального статуса последних, ниже, чем у их сверстников, проживающих на экологически чистых территориях; - в таком интегральном параметре второго уровня психологического статуса, как развитие интеллекта: детей с нижненормативными показателями развития всех видов интеллекта на загрязненных территориях (особенно при кризисной степени загрязнения) достоверно больше, чем на территориях чистых; с увеличением степени загрязнения природной (физической) среды территорий исследуемые показатели смещаются к нижним границам нормы; - на личностном уровне психологического статуса, в некоторых эмоционально- личностных свойствах детей, живущих в условиях экологического неблагополучия; - в крайних показателях тревожности, сниженных значениях ряда личностных факторов (например, открытости, развития интеллекта, независимости, стремления к самоутверждению).
- Социальная среда территорий экологического неблагополучия может компенсировать негативные влияния среды физической, но при значительной, особенно кризисной, степени ォзагрязненности природной (физической) среды социальные воздействия оказываются недостаточными для полной компенсации ее влияний.
- Существуют различные варианты соотношения природного и социального факторов, системно детерминирующих состояние психики населения, родившегося и постоянно проживающего на территориях со значительно загрязненной жизненной средой. С повышением степени загрязнения природной (физической) среды территории в соотношении влияния природного и социального факторов усиливается значение природного фактора
1. Сараева Н.М. Психологический статус человека, живущего на экологически неблагополучной территории (в Читинской области): монография. М: Изд-во ЛКИ, 2008. 175 с. (11/11 п.л.)
2. Сараева Н.М. Панов В.И., Суханов А.А. Влияния экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей: монография. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 221 с. (13,5/4,5 п.л.)
3. Сараева, Н.М. Человек и среда: интеллектуальные показатели детей в экологически неблагоприятном регионе как индикатор качества жизни //Эколого- психологические проблемы качества жизни: региональные аспекты: коллективная монография. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. С. 31-71 (9,9/2,7 п.л.)
4. Сараева Н.М. Системный подход как методологическая основа исследования психологического статуса детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях Читинской области //Регионализация образования (на примере Забайкалья): коллективная монография /под ред. Л.А. Бордонской [и др.]. Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2007. С. 44-65 (18,2/2,7 п.л.)
5. Сараева Н.М., Дьячкова Н.М., Михайлова О.П. Умственная работоспособность младших школьников в районах экологического неблагополучия как результирующий показатель средовых влияний //Регионализация образования (на 44 примере Забайкалья): коллективная монография /под ред. Л.А. Бордонской [и др.]. Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2007. С. 83-99 18,2/0,7 п.л. Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, определенных ВАК РФ
6. Сараева Н.М., Дьячкова Н.М., Ежевская Т.И., Суханов А.А. Исследование когнитивной сферы детей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях //Психологическая наука и образование. 2002. № 1. С. 73-88 (1,2/0,3 п.л.)
7. Сараева Н.М., Суханов А.А. Теоретический анализ некоторых подходов к проблеме взаимодействия человека и среды в экологической психологии //Вестник Бурятского госуниверситета. Серия 7: Педагогика. Вып. 11. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2004. С. 119-123 (0,6/0,3 п.л.)
8. Сараева Н.М. О психологическом статусе человека в условиях взаимодействия с экологически неблагополучной средой //Вестник бурятского университета. Сер. 10. Психология. – Вып. I. Улан-Удэ, 2005. С. 276 – 283 (0,6/0,6 п.л.)
9. Сараева Н.М. Психологический статус детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях Читинской области //Сибирский педагогический журнал. 2007. № 12. С. 343-349 (0,6/0,6 п.л.)
10.Сараева Н.М. Системный подход в изучении психологического статуса человека, проживающего в регионе экологического неблагополучия //Гуманизация образования: научно-практический международный журнал. 2008. № 2. С. 119-124 (0,7/0,7 п.л.)
11.Сараева Н.М. Изучение влияния экологического неблагополучия на эмоционально-личностную сферу человека: постановка проблемы /Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2008. № 4 (28). С. 153-157 (0,6/0,6 п.л.)
12.Сараева Н.М., Суханов А.А. Изучение интеллектуального статуса детей, проживающих на территориях экологического неблагополучия, для обоснования программ регионализации образования //Педагогика. 2008. № 4. С. 124-126 (0,4/0,2 п.л.)
13.Сараева Н.М. Психологический статус человека как предмет исследования при анализе состояния психики людей в регионе экологического неблагополучия //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: научный журнал. 2008. № 11 (62). С. 279-285 (0,8/0,8 п.л.)
14.Сараева Н.М. Влияние фактора экологического неблагополучия природной среды на показатели развития общего интеллекта детей //Сибирский педагогический журнал. 2008. № 8. C. 360-370 (0,9/0,9 п.л.)
15.Сараева Н.М. Снижение 14 0 Td[(психической активности детей на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края //Вестник Читинского государственного университета. 2008. № 4 (49). С. 57-62 (0,6/0,6 п.л.)
16.Сараева Н.М. Умственная работоспособность младших школьников как показатель их психологического статуса в условиях экологического неблагополучия //Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2008. № 11.С. 87-92 (0,7/0,7 п.л.)
17.Сараева Н.М. Психофизиологические показатели состояния психики детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Научный журнал. 2009. № 113. С. 239-245 (0,8/0,8 п.л.) 45 Статьи в научных журналах, сборниках
18.Сараева Н.М., Дьячкова Н.М., Ежевская Т.И., Суханов А.А. Исследование интеллектуальных показателей детей, развивающихся в неблагоприятных экологических условиях //Современные проблемы образования: Сборник научных трудов. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. С. 105-113 (0,7/0,17 п.л.)
19.Сараева Н.М., Суханов А.А., Титова Г.Н. Интеллектуальные показатели детей в районе экологического кризиса //Экологизация содержания образования как основа здоровьесберегающей педагогики: Сборник научных трудов /Под ред. Е.Н. Дзятковской. Иркутск, 2003. С. 19-22 (0,3/0,1 п.л.)
20.Сараева Н.М., Суханов А.А., Михайлова О.П. Показатели интеллектуального развития и умственной работоспособности учащихся, проживающих на экологически неблагоприятных территориях Забайкалья //Экология, здоровье, спорт: Сборник статей /Под ред. М.И. Сердцева. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. С. 141-144 (0,5/0,16 п.л.)
21.Сараева Н.М. Психологический статус человека в некоторых проблемных районах Трансграничья (в Восточном Забайкалье) //Трансграничье в изменяющемся мире: Сборник статей. Чита – Хулуньбуир: Изд-во ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 2005. Ч. I. С. 68-76 (0,7/0,7 п.л.)
22.Сараева Н.М., Суханов А.А. Интеллектуальные показатели детей в условиях жизненной среды региона экологического неблагополучия //Профессиональная компетенция как социальный феномен: Международный сборник научных трудов. М.: Московский государственный областной университет, 2005. С. 171-179 (0,5/0,25 п.л.)