Научная тема: «ПСИХОЛОГИЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ ЗНАНИЙ СУБЪЕКТОВ ТРУДА»
Специальность: 19.00.03
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Проектирование когнитивных компьютерных систем (экспертных систем, систем поддержки принятия решений, систем «человеко-компьютерного взаимодействия») включает в себя процесс извлечения экспертных знаний, в рамках которого осуществляется взаимодействие субъектов труда с целью построения модели экспертных представлений и рассуждений.
  2. Феномены экспертной категоризации и процедурализации, проявление дискурсивных и личностных особенностей специалистов (когитолога и эксперта), эффекты чрезмерной уверенности, привязки, проекции, эвристика доступности являются барьерами и существенно затрудняют процесс эксплицирования экспертных знаний. Анализ этих феноменов позволяет наметить пути разрешения проблемы в виде аспектов рассмотрения процесса извлечения экспертных знаний: коммуникативного, операционально-инструментального и процессуального. Теоретико-психологическими основаниями извлечения экспертных знаний являются разработанные коммуникативные модели, мета-язык и процессуальная схема взаимодействия субъектов труда.
  3. Коммуникативные модели взаимодействия субъектов труда характеризуются специфическим наполнением типовой структуры (субъект, объект, цель деятельности, перцепция, методы извлечения знаний и результат деятельности) и определяют диадическое и многомерное субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействие. Субъект-объектная модель задает взаимодействие, при котором активность проявляет один из участников, а в качестве объекта выступает как человек (когитолог или эксперт), так и другие материальные носители (текст, экспериментальные данные, компьютерная программа). Субъект-субъектная модель определяет взаимодействие, при котором активность проявляется обоими участниками, процесс извлечения знаний имеет творческий, двухсторонний характер, создающий предпосылки для возникновения синергетического эффекта, инсайта, осознания имплицитно усвоенных экспертом оснований категоризации. Выбор конкретной коммуникативной модели предопределяет структуру взаимодействия, включая необходимость использования конкретных методов в процессе извлечения экспертных знаний.
  4. Мета-язык взаимодействия субъектов труда включает в себя набор инструментов структурирования декларативного и процедурного типа. В качестве когнитивных артефактов как искусственных устройств, интегрирующих знания, выступают конкретные виды когнитивных структур, опосредованные классами базовых семантических отношений: деревья, кластеры, пространства, цепочки и сети. Инструменты структурирования, определяемые в общем виде как когнитивные артефакты и схемы их использования, представляют собой набор формализмов инженерии знаний, полученных в результате использования выделенных когнитивных артефактов в процессе концептуального анализа знаний. К инструментам структурирования декларативного типа относятся классификационные деревья, фреймы, ассоциативные сети, шкалы, семантические сети и пр., а к инструментам структурирования процедурного типа - деревья решений, деревья целей, иерархические сети действий, продукционные правила, сценарии и пр. Набор инструментов структурирования может расширяться с учетом специфики разных предметных областей.
  5. Процессуальная схема извлечения экспертных знаний задает алгоритм прохождения стадий, этапов и шагов в процессе извлечения экспертных знаний. В соответствии с феноменами эксплицирования процессуальная схема включает в себя следующие стадии: «Подготовка», «Выявление», «Структурирование» и «Результат». Этап «Выявления» экспертных знаний характеризуется субъект-субъектным взаимодействием когитолога и эксперта, способствующем осознанию экспертом имплицитно усвоенного основания категоризации. Этап «Структурирования» характеризуется преимущественно субъект-объектным взаимодействием и включает этапы «Категоризации» и «Процедурализации», предназначенные для формирования модели экспертных представлений с помощью инструментов структурирования декларативного и процедурного типа.
  6. Методология построения моделей интерпретаций тестовых данных, основанная на процессуальной схеме извлечения экспертных знаний, включает в себя последовательность трех этапов и пяти взаимосвязанных с ними шагов. На каждом этапе участниками взаимодействия осуществляется выбор конкретной коммуникативной модели и использование инструментов структурирования декларативного или процедурного типа. Формирование исходной и диагностической систем понятий, установление взаимосвязей и семантических отношений, проведение процедурализации и построение системы иерархически организованных продукционных правил задают последовательность разработки моделей интерпретации тестовых данных в области медицинской психодиагностики.
  7. Конструирование экспертных психодиагностических систем в области медицинской психодиагностики включает в себя построение моделей интерпретации тестовых данных путем извлечения знаний экспертов - медицинских психологов; верификация моделей осуществляется путем установления валидности компьютерного психодиагностического заключения. Разработанные на основе концепции извлечения экспертных знаний и представленные в диссертации экспертные психодиагностические системы являются информативными и валидными инструментами психологической диагностики, дополняющими и объективирующими данные клинико-психологического исследования.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем / Т.А.Гаврилова, К.Р. Червинская – М.: Радио и связь, 1992. – 200 с. 12, 5/4,2 п.л.

2.Психологическая диагностика и новые информационные технологии / Л.И. Вассерман, В.А. Дюк, Б.В. Иовлев, К.Р. Червинская – СПб: СЛП, 1997. – 208 с. 13/7 п.л.

3.Медицинская психодиагностика и инженерия знаний / К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 624 с. 39,0/23,4 п.л.

4.Компьютерная психодиагностика и ее практическое применение // Раздел в монографии // Медицинская психодиагностика: введение в теорию, практику, обучение // Л.И. Вассерман, О.Ю.Щелкова – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003, С. 407-455 46/3 п.л.

Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК:

5.Технология разработки компьютерных методик для клинической психодиагностики / К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2004. – Серия 6. – Вып. 3. – С. 120-125. 0,49/0,24 п.л.

6.Методологические аспекты изучения эффективности компьютерной психодиагностики / Б.В. Иовлев, М.В. Новожилова, К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2006. – Серия 6. – Вып. 2. – С. 115-124. 0,57/0,14 п.л. (принято к печати 7 декабря 2005).

7.Концепция «извлечения экспертных знаний» в инженерно-психологическом контексте // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008. – Серия 12. – Вып. 3. – С. 394-402 0,5 п.л.

8.Феномен разделения знаний в организационной психологии / К.Р. Червинская, А.А.Журавлева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – Серия 12. – Вып. 1. – С. 249-258 0,56/0,28 п.л.

9.Извлечение экспертных знаний: трудности и пути их разрешения // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – Серия 12. – Вып. 3. – С. 23-33 0,625 п.л.

10.Стратегии аккультурации в процессе разделения знаний / С.А. Маничев, К.Р. Червинская, Л.Н. Горюнова, М.А. Антропова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – Серия 12. – Вып. 3. – С. 3-12 0,56/0,14 п.л.

11.Экспертные психодиагностические системы как инструмент решения задач экспресс психологической диагностики // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 12 (58). – С. 111-114 0,18 п.л.

Статьи в журналах и сборниках:

12.Формирование поля знаний на примере психодиагностики / Т.А. Гаврилова, К.Р. Червинская, А.М. Яшин // Известия АН СССР. Техническая кибернетика, 1988. – № 5. – С.72-85 0,8/0,4 п.л.

13.Методы концептуального анализа знаний // Методы и системы принятия решений // Сб. научных трудов Рижского технического университета, 1991. – С.116-122 0,4 п.л.

14.О направлениях использования персональных компьютеров в медицинской психологической диагностики / Л.И.Вассерман, Б.В.Иовлев, К.Р.Червинская // Обозрение медицинской психологии и психотерапии им. В.М.Бехтерева, 1993. – № 3. С.21-27 0,36/0,13 п.л.

15.Компьютерная психодиагностика: назад к клинико-психологическому методу / Л.И. Вассерман, А.Я. Вукс, Б.В. Иовлев, К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии, 1994. – СПб.: НИПНИ им. В.М.Бехтерева. – С. 62-70. 0,56/0,11 п.л.

16.Экспертные системы в психодиагностике: методология проектирования и модель для MMPI / Т.А. Волохова, Б.В. Иовлев, Д.А. Ковригин, С.В. Сенатова, К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1994. – № 2. – С. 67-73 0,6/0,1 п.л.

17.Компьютерная обучающая-экзаменационная система по интерпретации данных MMPI (Экзаменатор-MMPI) / К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1998. – № 2. – С. 33-34 0,3/0,15 п.л.

18.О развитии психодиагностики в контексте новых информационных технологий / К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова // Журнал прикладной психологии, 1998. – № 3. – С. 86-103. 0,83/0,42 п.л.

19.Методологические вопросы психодиагностики на базе новых информационных технологий / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1999. – № 3. – С. 23-27 0,4/0,1 п.л.

20.Some methodological aspects of tacit knowledge elicitation / K.R. Chervinskaya, E.L. Wasserman // Journal of Experimental & Theoretical Artificial Intelligence (JETAI), 2000. – V. 12. – №.1. – P. 43-55 0,75/0,36 п.л.

21.Компьютерная психодиагностика // Компьютерные технологии в науке и образовании XXI века: Сб. статей по материалам III Международной открытой сессии «Modus Academicus» // под ред. Ю.В.Полянского, А.А.Смагина. – Ульяновск: УлГУ, 2000. – С.127-148. 1,3 п.л.

22.Психологические аспекты моделирования мышления эксперта при решении задач анализа и интерпретации визуальной информации / Е.Л.Вассерман, К.Р.Червинская // Сибирский психологический журнал, 2000. – Вып.12. – С. 119-126 0,44/0,22 п.л.

23.Methodological Issues in the Development of Computerized Methods of Diagnostics in Clinical Psychology / K.R. Chervinskaya, O. Yu. Shchelkova // International Journal of Mental Health, 2005. – Winter. V. 34. – № 3. – P. 45-52. 0,52/0,26 п.л.

24.Психологическая концепция извлечения экспертных знаний на моделях медицинской психодиагностики // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2008. – Серия 6. – Вып. 4. – С. 68-80 0,75 п.л.

Учебно-методические работы:

25.Тестовая методика для исследования межличностных отношений и ее компьютерная версия. Методическое пособие / Л.И.Вассерман, В.В.Бочаров, С.В.Ткаченко, К.Р.Червинская. – СПб: НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 1994. – 29 с. 1,8/0,45 п.л.

26.Основы компьютерной психодиагностики. Учебно-методическое пособие. – СПб: НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2002. – 40 с. 2,5 п.л.

27.Компьютерный психодиагностический инструментарий в практической работе медицинского психолога: Методическое пособие / В.В. Бочаров, Л.И. Вассерман, К.Р.Червинская и др. – СПб.: НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2002. – 82 с. 3,46/0,38 п.л.

28.Опросник для определения невротических черт личности (НЧЛ). Пособие для врачей / Б.В.Иовлев, К.Р.Червинская, О.Ю.Щелкова, 2003. – СПб: НИПНИ им. В.М.Бехтерева. – 40 с. 2,5/0,8 п.л.

29.Компьютерные психодиагностические методики: методология разработки и практика использования // Клиническая психология и психофизиология: Учебное пособие / Л.И. Вассерман, К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова / Под ред. Г.М. Яковлева, 2003. – СПб: ЭЛБИ-СПб. – С. 150-181. 1,73/0,87 п.л.

30.Психологическая диагностика невротических черт личности. Методические рекомендации / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова, 2003. – СПб: НИПНИ им. В.М. Бехтерева. – 29 с. 1,6/0,4 п.л.

31.Компьютерная психодиагностика. Учебное пособие, 2003. – СПб: Речь. – 336 с. 21 п.л.

32.Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах: Пособие для психологов и врачей / Л.И. Вассерман, О.Н. Кузнецов, В.А. Ташлыков, М. Тейверлаур, К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова. – СПб: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. – 24 с. 1,2/0,2 п.л.

33.Методика интерперсональных отношений: опыт эксплицирования знаний эксперта-психолога, интерпретационные схемы. Методическое пособие, 2008. – СПб: Речь. – 160 с. 10 п.л.

34.Психологические основы инженерии знаний. Учебное пособие, 2009. – СПб: СПбГУ. – 145 с. 9,1 п.л.

Материалы и тезисы докладов конференций и симпозиумов:

35.Об автоматизации психодиагностических исследований // Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях / А.Б.Иовлев, Б.В.Иовлев, К.Р.Червинская – Л.: НИПНИ, 1985. – С.22-27 0,31/0,1 п.л.

36.Моделирование интеллектуальной деятельности эксперта-психолога в рамках построения экспертной психодиагностической системы // Всесоюзная школа-семинар “Семиотические аспекты формализации интеллектуальной деятельности”. – Боржоми, 1988. – С. 254-256 0,19 п.л.

37.Об автоматизированной системе интерпретации результатов исследования с помощью многопрофильного личностного опросника / В.В.Бочаров, О.Ю.Щелкова, К.Р.Червинская // Актуальные вопросы практической психологии: тез.докл. Республиканской научной конференции молодых ученых. – Тбилиси, 1988. С.42-45 0,19/0,06 п.л.

38.Использование АСУ и ЭС в связи с задачами диспансеризации психических больных / М.И.Лаврентьев, И.В.Назаренко, М.В. Цветкова, К.Р.Червинская // Теория и практика диспансеризации в неврологии и психиатрии. – Л.: НИПНИ, 1988. – С.104-108 0,25/0,06 п.л.

39.Проблемы создания системы АВТАНКЛИП // Проблемы применения экспертных систем: Тез.докл. республиканской школы-семинара. – Кишинев, 1989. – С.138-142 0,25 п.л.

40.Формальная методология стадии концептуализации на примере системы АВТАНКЛИП / Б.В.Иовлев, К.Р.Червинская, О.Ю.Щелкова // II Всесоюзная конференция “Искусственный интеллект – 90”. – Минск, 1990. – С. 66-70 0,25/0,08 п.л.

41.О возможности использования экспертных систем для психогигиенического и психопрофилактического консультирования / Б.В.Иовлев, К.Р.Червинская, О.Ю.Щелкова // Тез.докл. международной конференции. – Л.: ГИДУВ, 1990, Т.2, С.33-34 0,13/0,04 п.л.

42.Компьютерная психодиагностика и проблемы психопрофилактики состояний психической дезадаптации / Л.И. Вассерман, А.Я. Вукс, Б.В. Иовлев, К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова // Материалы XII Съезда психиатров России (1 – 4 ноября 1995 года). – М., 1995. – С. 578-580 0,2/0,04 п.л.

43.Компьютерная обучающая-экзаменационная система по интерпретации данных MMPI («Экзаменатор-MMPI») / Л.И.Вассерман, К.Р.Червинская, О.Ю.Щелкова // Ежегодник Российского Психологического общества «Психология и практика», Ярославль, 1998, том 4, вып.2, С.36-37; 0,12/0,04 п.л.

44.Применение технологии инженерии знаний для психологической диагностики с помощью персональных компьютеров / Л.И.Вассерман, К.Р.Червинская // Тез. докл. научно-практической конференции «Проблемы инструментальной оценки состояния и нарушений у детей и подростков с помощью компьютерных тестовых систем (развитие медико-инженерных технологий на рубеже тысячелетий)». – М: ЗАО ВНИИМП – ВИТА, 1999. – С.21-23 0,13/0,06 п.л.

45.Компьютерная психодиагностика: парадигма конструирования психодиагностического инструментария на основе технологии инженерии знаний / Л.И. Вассерман, К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова // Клиническая психология: Материалы первой международной конференции памяти Б.В. Зейгарник. – М., 2001. – С. 62-63 0,12/0,04 п.л.

46.Разработка методики и компьютерной психодиагностической программы «Невротические черты личности» (НЧЛ) / Б.В. Иовлев, К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова // Современные проблемы психоневрологии (диагностика, лечение и реабилитация больных нервными и психическими расстройствами): Сб. тез. научной конференции с международным участием. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2002. – С. 62-63. 0,12/0,04 п.л.

47.Обучение и усовершенствование в области психологической диагностики с помощью компьютерных технологий / К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова // Медицинская психология в практическом здравоохранении: Материалы конференции к 10-летию образования кафедры медицинской психологии СПбМАПО. – СПб.: МАПО, 2003. – С. 21-24. 0,18/0,09 п.л.

48.Новые информационные технологии в клинической психодиагностике / Б.В.Иовлев, К.Р.Червинская, О.Ю.Щелкова // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2004» / Под ред. Л.А.Цветковой, Г.М.Яковлева. – СПб.: СПбГУ, 2004 – С. 177-184 0,44/0,14 п.л.

49.Психосемантический подход в компьютерной медицинской психодиагностике / Л.И.Вассерман, К.Р.Червинская // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2004» / Под ред. Л.А.Цветковой, Г.М.Яковлева. – СПб.: СПбГУ, 2004. – С. 59-68 0,56/0,28 п.л.

50.Новые информационные технологии в клинической психодиагностике / Б.В. Иовлев, К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2004» СПб.: СПбГУ, 2004. – С. 177-184. 0,5/0,17 п.л.

51.Опыт установления валидности компьютерного психодиагностического заключения / М.Ю.Новожилова, К.Р.Червинская // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2006» / Под ред. Л.А.Цветковой, А.А.Крылова. СПб.: СПбГУ, 2006. – С. 164-165 0,13/0,06 п.л.

52.Методологические аспекты разработки компьютерного психодиагностического инструментария / М.Ю.Новожилова, К.Р.Червинская // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы прикладной психологии» // Ярославль, 2006, Т.1, С. 88-92 0,25/0,13 п.л.

53.Методологические аспекты разработки компьютерных методик для решения психодиагностических задач в клинической психологии / Б.В. Иовлев, К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова // Психоневрология в современном мире: Материалы Юбилейной научной сессии. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007. – С. 229. 0,06/0,02 п.л.

54.Компьютеризация интегративной системы Роршаха / М.А.Ассанович, К.Р.Червинская // Материалы 4-го Всероссийского съезда Российского психологического сообщества. 18-21 сентября 2007 года: В 3 т.- Москва - Ростов на Дону.: Изд-во «Кредо», 2007. – Т.3. – С.194-195 0,13/0,06 п.л.

55.Автоматизированные психодиагностические методы выявления групп риска / Л.И.Вассерман, К.Р.Червинская // Материалы городского семинара для организаторов и специалистов 27-28 мая 2008 года // Профилактика и терапия употребления психоактивных веществ и нехимической зависимости. – СПб, 2008. – С.25-29 0,25/0,13 п.л.