- Взаимоотношения малой группы и окружающей ее социальной среды (социальной системы), элементом которой является группа, связаны с существованием особого динамического социально-психологического феномена - «мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему (систему групп)». Под социально-психологическим феноменом «мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему» мы понимаем особое динамическое социально-психологическое состояние малой группы, выступающее основой ее взаимоотношений с социальной средой (социальной системой), элементом которой она является и показателем «меры участия» малой группы в этом процессе. Сущностные признаки мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему как социально-психологического феномена: мотивационный, отражающий характер мотивированности группы на ее взаимодействие с социальной системой, элементом которой является группа; ценностный, выявляющий ценностно-ориентационную общность малой группы с социальной системой, элементом которой она является; когнитивный, отражающий знание группой основных целей, норм и правил социальной системы, элементом которой является малая группа; аффективный, выражающий эмоциональной отношение группы к взаимодействию с социальной системой; конативный (поведенческий), отражающий поведенческую готовность к такому взаимодействию; интерактивный, отражающий умение и способность группы эффективно взаимодействовать с социальной системой, элементом которой она является.
- Как социально-психологический феномен мотивационно-ценностная включенность малой группы представляет собой структуру, включающую мотивационный, ценностный, установочный и интерактивный компоненты. Мотивационный, ценностный и установочный компоненты структуры мотивационно-ценностной включенности группы, как элементы группового сознания, характеризуют направленность активности группы как направленность на ее взаимодействие с социальной системой. Интерактивный компонент структуры мотивационно-ценностной включенности характеризует поведение группового субъекта в процессе его взаимодействия с социальной системой. Особенности выраженности компонентов мотивационно-ценностной включенности определяют ее типологию, выражающуюся в следующих «формах мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему»: позитивной, позитивно-отстраненной, отстраненно-позитивной, отстраненной, отстраненно-негативной, негативно-отстраненной, негативной. Важнейшие специфические психологические особенности выявленных форм мотивационно-ценностной включенности малой группы: позитивная форма характеризуется максимальной мотивационно-ценностной включенностью. Для нее характерна выраженная мотивационная направленность малой группы на взаимодействие с социальной системой, элементом которой она является, и ценностная общность с ней, высокая значимость для группы целей и задач социальной системы, эмоциональная близость к ней и готовность к взаимодействию с социальной системой, успешно реализующемуся на практике; позитивно-отстраненная форма характеризуется изменчивостью любых двух из четырех компонентов мотивационно-ценностной включенности. Изменчивость может проявляться (в континууме позитивно - отстраненно) в мотивационной направленности малой группы на взаимодействие с социальной системой и ценностной общности с ней, в значимости для группы целей и задач социальной системы, в эмоциональном отношении к ней, в готовности к взаимодействию с социальной системой, не всегда успешно реализующемуся на практике; отстраненно-позитивная форма характеризуется изменчивостью любых трех из четырех компонентов мотивационно-ценностной включенности. Изменчивость может проявляться (в континууме отстраненно - позитивно) в мотивационной направленности малой группы на взаимодействие с социальной системой и ценностной общности с ней, в значимости для группы целей и задач социальной системы, в эмоциональном отношении к ней, в готовности к взаимодействию с социальной системой, не всегда успешно реализующемуся на практике; отстраненная форма характеризуется максимальной нейтральностью всех компонентов мотивационно-ценностной включенности группы. Для нее характерна выраженная мотивационная и ценностная отстраненность малой группы от взаимодействия с социальной системой, элементом которой она является, индифферентность к целям и задачам социальной системы, эмоциональная и конативная нейтральность, проявляющаяся и в реальном взаимодействии малой группы с социальной системой; отстраненно-негативная форма характеризуется изменчивостью любых трех из четырех компонентов мотивационно-ценностной включенности. Она может проявляться (в континууме отстраненно - негативно) в мотивационной направленности малой группы на взаимодействие с социальной системой и ценностной общности с ней, в значимости для группы целей и задач социальной системы, в эмоциональном отношении к ней, в готовности к взаимодействию с социальной системой, не всегда успешно реализующемуся на практике; негативно-отстраненная форма характеризуется изменчивостью любых двух из четырех компонентов мотивационно-ценностной включенности. Изменчивость может проявляться (в континууме негативно - отстраненно) в мотивационной направленности малой группы на взаимодействие с социальной системой и ценностной общности с ней, в значимости для группы целей и задач социальной системы, в эмоциональном отношении к ней, в готовности к взаимодействию с социальной системой, не всегда успешно реализующемуся на практике; негативная форма характеризуется «отрицательной включенностью». Для нее характерна выраженная негативная мотивационная направленность малой группы на взаимодействие с социальной системой, элементом которой она является, и ценностная антагонистичность с ней. Антагонизм проявляется и в отношении целей и задач социальной системы, а также эмоциональной близости с ней. Малыми группами с такой формой включенности отвергается возможность взаимодействия с социальной системой, негативно реализующегося, если группа все же вынуждена в него вступать на практике.
- Распространенность форм мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему опосредуется типом социальной системы, связанным с особенностями образовательных технологий, используемых в ней (социальная система типа «развивающая социальная среда» или социальная система «обычного» типа), а также временем и местом организации и первоначального формирования малой группы (в данной социальной системе или вне её).
- В социальных системах типа «развивающая социальная среда» организованность малой группы, выступая в качестве ее внутренней социально-психологической основы, является важной внутригрупповой детерминантой выявленных форм мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему. Проявляясь по-разному в группах, созданных и первоначально формирующихся в социальных системах данного типа, и в группах, уже существовавших до помещения их в такие социальные системы, организованность малой группы опосредует внешнюю детерминацию со стороны социальной системы, с которой взаимодействует группа.
- В социальных системах типа «развивающая социальная среда» организованность малых групп, состоящих исключительно из юношей или исключительно из девушек, выступая в качестве их внутренней социально-психологической основы, является важной внутригрупповой детерминантой выявленных в них форм мотивационно-ценностной включенности малой группы. Проявляясь по-разному в малых группах такого вида, организованность малой группы опосредует внешнюю детерминацию со стороны социальной системы, с которой взаимодействуют группы.
- Динамика форм мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему проявляется в изменении выраженности ее компонентов. Динамические изменения форм мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему связаны с ситуацией взаимодействия малой группы с социальной системой, а в социальных системах типа «развивающая социальная среда» еще и с временем и местом создания и первоначального формирования малой группы и носят «цикличный» характер, а не являются только прогрессивным, поступательным или регрессивным движением.
- Психологические механизмы мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему имеют особенности, заключающиеся в характере активности малых групп в общей их жизнедеятельности в социальной системе (обычного типа или типа «развивающая социальная среда»), а также в выстраивании оптимальной для данных условий взаимодействия учебной группы с социальной системой выраженности компонентов структуры мотивационно-ценностной включенности (образующих тем самым ту или иную ее «форму»). Кроме того, для социальных систем типа «развивающая социальная среда» такими особенностями являются отношение малой группы к целям и ценностям социальной системы и к оценке группы со стороны социальной системы, роль имеющегося у малой группы «группового опыта» при осуществлении ее взаимодействия с социальной системой и позиция лидерства в данном процессе.
- Психологические условия мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему имеют особенности, связанные с типом социальной системы, в которую включена учебная группа, заключающиеся в характере информирования социальной системой малых групп об особенностях своей системы ценностей; в создании социальной системой социальных ситуаций, подразумевающих знание и выполнение группой норм и правил, характерных для социальной системы, и предоставление для группы возможности выбора стратегии своего поведения на основе этих правил; в особенностях включения малых групп в процесс получения «доступной» психологической информации о группе и индивидах, составляющих учебную группу; во включении в жизнедеятельность социальных систем особых способов и приемов, направленных на создание ситуации успеха у малых учебных групп.
1.Елизаров, С.Г. Экспериментальное исследование социально-психологической зрелости молодежных групп: Из опыта работы курской школы социально-педагогической психологии, 1964—2004 гг. / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров [и др.]. – Курск : Курск. гос. ун-т, 2004. – 256 с. (18,3 п.л.).
2.Елизаров, С.Г. Проектирование психологической помощи подросткам и юношам в личностном развитии / А.С. Чернышев, Н.Н. Гребеньков, С.Г. Елизаров [и др.]. – Курск : Курск. гос. ун-т, 2005. – 162 с. (10,1 п.л.).
3.Елизаров, С.Г. Теоретические аспекты изучения мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему / С.Г. Елизаров. – Курск : Курск. гос. ун-т, 2008. – 208 с. (13 п.л.).
4.Елизаров, С.Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему: опыт исследования / С.Г. Елизаров. – Курск : Курск. гос. ун-т, 2009. – 197 с. (12,3 п.л.).
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ
5.Елизаров, С.Г. Влияние включенности учебных групп в социальную систему на структуру и содержание личностных ценностных ориентаций / С.Г. Елизаров // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2006. –№1. – С. 95 – 102. (0,5 п.л.).
6.Елизаров, С.Г. Дифференциация форм мотивационно-ценностной включенности учебных групп в социальную систему типа «развивающая социальная среда» (гендерный аспект) / С.Г. Елизаров // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия психологические науки : «Гендерная психология». – 2006. –№1. – Т.12. – С. 86 – 90. (0,5 п.л.).
7.Елизаров, С.Г. Особенности дифференциации форм мотивационно-ценностной включенности учебных групп в социальные системы типа «развивающая социальная среда» / С.Г. Елизаров // Журнал прикладной психологии. – 2006. –№6-2. – С. 36 – 42. (0,7 п.л.).
8.Елизаров, С.Г. Мотивационно-ценностная включенность учебных групп в социальные системы разных типов: распространенность форм и факторы формирования / С.Г. Елизаров // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия: Социология и управление персоналом. – 2007. – №11 (37). – С. 31 – 35. (0,5 п.л.).
9.Елизаров, С.Г. Мотивационно-ценностная включенность учебных групп в условиях разных типов социальных систем / С.Г. Елизаров // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия: Социология и управление персоналом. – 2008. – №1 (39). – С. 49 – 52. (0,5 п.л.).
10.Елизаров, С.Г. Представления о взаимоотношениях малой группы и социальной среды в отечественных исследованиях межгрупповых отношений / С.Г. Елизаров // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». – 2008. –№4. – С. 120 – 126. (0,7 п.л.).
11.Елизаров, С.Г. Некоторые аспекты представлений о взаимоотношениях малой группы и ее ближайшего социального окружения в зарубежной социальной психологии / С.Г. Елизаров // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия: Социология и управление персоналом. – 2008. – №4 (42). – С. 51 – 55. (0,5 п.л.).
12.Елизаров, С.Г. Включенность субъекта в социальную среду: основные направления исследований в зарубежной и отечественной психологии / С.Г. Елизаров // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». – 2009. – №2. – С. 135 – 142. (0,7 п.л.).
13.Елизаров, С.Г. Психологические условия формирования мотивационно-ценностной включенности учебной группы в развивающие социальные среды / С.Г. Елизаров // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – 2009. – №4(38). – С. 166 – 169. (0,5 п.л.).
Статьи в научных журналах
14.Елизаров, С.Г. Психологический клуб как экспериментальная форма студенческой психологической службы в вузе / С.Г. Елизаров // Вiсник Чернiгiвського державного педагогiчного унiверситету. Випуск 31. Серiя: Психологiчнi науки. – 2005 – Т.1. – С. 153 – 156. (0,5 п.л.).
15.Елизаров, С.Г. Студенческий психологический клуб как модель психологической службы в вузе / А.С. Чернышев, К.М. Гайдар, С.Г. Елизаров // Психология в вузе. – 2006. – №1. – С. 85 – 98. (0,5 п.л.).
16.Елизаров, С.Г. Формирование мотивационно-ценностной включенности группы в систему социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних средствами дополнительного образования / С.Г. Елизаров // Теория и практика дополнительного образования. – 2006. – №3. – С. 43 – 46. (0,5 п.л.).
17.Елизаров, С.Г. Динамические особенности мотивационно-ценностной включенности учебной группы в социальную систему / С.Г. Елизаров // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия психологические науки : «Акмеология образования» – 2007. – №2. Т.13. С. 132 – 137. (0,5 п.л.).
Статьи, тезисы и материалы конференций
18.Елизаров, С.Г. Влияние индивидуального и группового статусов на социализацию личности / А.С. Чернышев, С.Г. Елизаров, А.В. Корнев // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. Тезисы межвузовской конференции. – Воронеж, 1990. – С. 128 – 129. (0,1 п.л.).
19.Елизаров, С.Г. Принадлежность первичного коллектива к основному как фактор социализации личности старшего школьника / С.Г. Елизаров // Актуальнi проблеми психологii : традицii и сучастнiсть : тези мiжнародних Костюкiвских читань : в 2 т. – Т.2. – Киев, 1992. – С. 76 – 78. (0,2 п.л.).
20.Елизаров, С.Г. Основной коллектив как фактор социальной направленности малой группы / С.Г. Елизаров // Актуальные проблемы социальной психологии. Тезисы международного конгресса по социальной психологии. В 3 т. – Т.1. – Кострома, 1992. – С. 65 – 67. (0,3 п.л.).
21.Елизаров, С.Г. Некоторые социально-психологические аспекты включенности группы и их влияние на совместимость ценностных ориентаций личности с ценностями основного коллектива / С.Г. Елизаров // Формирование и внедрение передового педагогического опыта в условиях перестройки народного образования. Межвузовский сборник статей. – Курск, 1992. – С. 92 – 93. (0,2 п.л.).
22.Елизаров, С.Г. Социально-психологические механизмы становления и коррекции ценностных ориентаций подростка / С.Г. Елизаров // Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подростков. Тезисы международной конференции. – Воронеж, 1993. – С. 93 – 94. (0,1 п.л.).
23.Елизаров, С.Г. Лидерство как фактор детерминации форм включенности малой группы в основной коллектив / С.Г. Елизаров // Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений. Межвузовский сборник статей. – Кострома, 1994. – С. 35 – 38. (0,3 п.л.).
24.Елизаров, С.Г. Совместимость с ценностями основного коллектива как фактор детерминации ценностной структуры в малой группе / С.Г. Елизаров // Материалы четвертых страховских чтений. – Саратов, 1995. – С. 29 – 33. (0,3 п.л.).
25.Елизаров, С.Г. Групповое творчество как фактор включенности группы в основной коллектив / С.Г. Елизаров // Творчество и личность : материалы международного симпозиума. – Курск, 1995. – С. 41 – 45. (0,3 п.л.).
26.Елизаров, С.Г. Включенность группы в основной коллектив как фактор формирования ценностных ориентаций личности / С.Г. Елизаров // Социально-психологические проблемы ментальности : Материалы научной конференции. – Смоленск, 1996. – С. 52 – 58. (0,5 п.л.).
27.Елизаров, С.Г. Включенность малой группы в основной коллектив как фактор детерминации ее ценностной структуры / С.Г. Елизаров // Проблемы образования на рубеже ХХI века : международный диалог : тезисы докладов. – Курск, 1996. – С. 27 – 29. (0,5 п.л.).
28.Елизаров, С.Г. Социально-психологические аспекты влияния группового творчества на включенность группы в основной коллектив / С.Г. Елизаров // Личность : развитие и реализация в творчестве : сборник научных трудов. – Курск, 1996. – С. 112 – 121. (0,8 п.л.).
29.Елизаров, С.Г. Опыт изучения эффективности влияния референтной группы на формирование ценностных ориентаций личности / С.Г. Елизаров // Актуальные вопросы медицинской науки : сборник научных трудов, посвященный 60-летию КГМУ. – Курск : Курск. гос. мед. ун-т, 1997. – С. 695 – 698. (0,3 п.л.).
30.Елизаров, С.Г. Экспериментальное исследование факторов включенности группы в основной коллектив / С.Г. Елизаров // Материалы российской научно-практической конференции «Реализация и развитие идей Л.С.Выготского в практике диагностики, обучения и воспитания детей с проблемами в развитии». – Курск, 1997. – С. 41 – 44. (0,3 п.л.).
31.Елизаров, С.Г. Особенности совместной деятельности учебных групп в условиях развивающей социальной среды / С.Г. Елизаров // Ежегодник Российского психологического общества «Психология и практика» : в 4 т. – Т.4. Выпуск 1. – Ярославль, 1998. – С. 90 – 92. (0,2 п.л.).
32.Елизаров, С.Г. Особенности структуры ценностных ориентаций старшеклассников / С.Г. Елизаров, В.М. Тарасова // Социально-психологические проблемы ментальности : материалы III международной научной конференции. – Смоленск, 1998. – С. 114 – 118. (0,3 п.л.).
33.Елизаров, С.Г. Некоторые аспекты структуры ценностных ориентаций специалистов социальной помощи / С.Г. Елизаров // Теоретические и практические проблемы психологии образования : материалы научно-практической конференции, посвященной 110-летию С.Л. Рубинштейна. – Смоленск : изд-во СГПУ, 1999. – С. 69 – 72. (0,2 п.л.).
34.Елизаров, С.Г. Особенности структуры ценностных ориентаций студентов-инструкторов детско-подростковых профильных коллективов / С.Г. Елизаров // Проблемы становления личности в образовательном процессе : сборник научных статей. – Курск : изд-во КГПУ, 2000. – С. 56 – 61. (0,4 п.л.).
35.Елизаров, С.Г. Включенность группы в основной коллектив как фактор формирования личностных ценностных ориентаций / С.Г. Елизаров // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях. – Курск, 2000. – C. 212 – 229. (0,7 п.л.).
36.Елизаров, С.Г. Исследование ценностных ориентаций современных студентов (на материале учебных заведений г. Курска) / С.Г. Елизаров // Актуальные проблемы гуманитаризации высшего образования : материалы научно-методической конференции. – Воронеж, 2000. – С. 191 – 196. (0,4 п.л.).
37.Елизаров, С.Г. К вопросу о возможной модели психологической службы в условиях развивающей социальной среды / С.Г. Елизаров // Социально–психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент : материалы всероссийской научно-практической конференции. – Курск: Изд-во КГПУ, 2001. – С. 45 – 50. (0,5 п.л.).
38.Елизаров, С.Г. Некоторые аспекты деятельности одной из возможных моделей психологической службы в условиях развивающей социальной среды / С.Г. Елизаров // Современная психология: состояние и перспективы : тезисы докладов на юбилейной научной конференции Института психологии РАН 28-29 января 2002 года : в 2 т. – М., 2002. Т.1. – С. 32 – 37. (0,4 п.л.).
39.Елизаров, С.Г. Психологический клуб как форма профессиональной подготовки будущих психологов / С.Г. Елизаров // Качество педагогического образования: кадры : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Курск, 2002. – С. 44 – 48. (0,3 п.л.).
40.Елизаров, С.Г. Структура ценностных ориентаций старшеклассников / С.Г. Елизаров // Ежегодник Российского психологического общества : материалы III всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003. – Т.3. – С.28 – 31. (0,2 п.л.).
41.Елизаров, С.Г. О возможном методическом подходе к изучению включенности группы в основной коллектив / С.Г. Елизаров // Социальная психология XXI столетия : материалы международного конгресса : в 2 т. – Т 1. – Ярославль, 2004. – С. 219 – 221. (0,3 п.л.).
42.Елизаров, С.Г. Гендерные аспекты ценностных ориентаций в группах различных форм включенности в основную организацию / С.Г. Елизаров // Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке : материалы международного симпозиума : в 2 т. – Т.1. – М.–Кострома, 2004. – С. 90 – 92. (0,2 п.л.).
43.Елизаров, С.Г. Особенности структуры и содержания ценностных ориентаций в учебных группах разных форм включенности в основной коллектив / С.Г. Елизаров // Психология образования : проблемы и перспективы : материалы первой международной научно-практической конференции – М., 2004. – С.131 – 132. (0,1 п.л.).
44.Елизаров, С.Г. Студенческий психологический клуб как модель формирования ценностной включенности группы в социальную систему / С.Г. Елизаров // Реалии и перспективы психологической науки и практики в Российском обществе : материалы всероссийской научно-практической конференции. – Набережные Челны, 2005. – С. 117 – 121. (0,4 п.л.).
45.Елизаров, С.Г. Дифференциация форм «ценностной включенности учебных групп» в социальных системах различных типов как фактор взаимодействия группы с ближайшей социальной средой / С.Г. Елизаров // Проблемы социальной психологии личности : межвузовский сборник научных трудов. – Саратов : Саратов. гос. ун-т, 2005. – С. 123 – 130. (0,3 п.л.).
46.Елизаров, С.Г. Студенческий психологический клуб как форма совершенствования психологической подготовки будущего учителя / С.Г. Елизаров // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность : материалы всероссийской научно-практической конференции. – СПб., 2006. – С. 103 – 108. (0,4 п.л.).
47.Елизаров, С.Г. Исследование дифференциации форм мотивационно-ценностной включенности учебных групп в социальных системах различных видов / С.Г. Елизаров // Психологическая помощь учащейся молодежи в современном изменяющемся мире : материалы всероссийской научно-практической конференции. – Курск, 2006. – С. 16 – 18. (0,2 п.л.).
48.Елизаров, С.Г. Дифференциация форм мотивационно-ценностной включенности учебных групп школьников и студентов в социальные системы / С.Г. Елизаров // Психология образования : культурно-исторические и социально-правовые аспекты : материалы третьей национальной научно-практической конференции. – М., 2006. – С 173 – 175. (0,2 п.л.).
49.Елизаров, С.Г. Социально-психологические условия оптимизации включения личности и группы в учебный процесс (на примере изучения психологии) / А.С. Чернышев, С.Г. Елизаров // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности : коллективная монография / ред. К.М. Гайдар. – Воронеж : ВГУ, 2007. – С. 173 – 180. (0,3 п.л.).
50.Елизаров, С.Г. Некоторые аспекты дифференциации форм мотивационно-ценностной включенности учебных групп в социальные системы типа «развивающая социальная среда» / С.Г. Елизаров // Тенденции развития современной психологической науки: тезисы юбилейной научной конференции (Москва, 31 января – 1 февраля 2007 г.). Ч.2 – М. : Институт психологии РАН, 2007. – С. 112 – 114. (0,2 п.л.).
51.Елизаров, С.Г. Формирование мотивационно-ценностной включенности группы в систему социально-реабилитационного центра как форма психолого-педагогической помощи несовершеннолетним / С.Г. Елизаров // Социально-педагогическая помощь детям: теория и опыт. – Курск : изд-во КГУ, 2007. – С.53 – 58. (0,5 п.л.).
52.Елизаров, С.Г. Мотивационно-ценностная включенность учебных групп в социальные системы типа «развивающая социальная среда»: дифференциация форм и факторы формирования / С.Г. Елизаров // Материалы IV Всероссийского съезда РПО (18-21 сентября 2007 г.) : в 3 т. – Т.1. – Москва–Ростов-н/Д : Кредо, 2007. – С.339 – 340. (0,1 п.л.).
53.Елизаров, С.Г. К вопросу о социально-психологических механизмах мотивационно-ценностной включенности малых учебных групп в социальную систему / С.Г. Елизаров // Психология XXI столетия : материалы международного конгресса в 2 т. – Т.1. – Ярославль, 2008. – С. 207 – 211. (0,3 п.л.).
54.Елизаров С.Г. Распространенность форм мотивационно-ценностной включенности группы в социальных системах различных типов систему / С.Г. Елизаров // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях : материалы международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2008. – С.242 – 246. (0,3 п.л.).
55.Елизаров С.Г. Социально-психологические механизмы формирования мотивационно-ценностной включенности учебной группы в образовательную среду / С.Г. Елизаров // 5-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 26-27 ноября 2008 г.). – М. : Психологический институт РАО, 2008. – С.98 – 101. (0,2 п.л.).
56.Елизаров С.Г. Социально-психологические условия мотивационно-ценностной включенности учебных групп старших школьников и студентов в социальную систему (систему групп) / С.Г. Елизаров // Психология и современное российское образование (Москва, 8-12 декабря 2008 г.) : Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М. : Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. – С.437 – 439. (0,1 п.л.).
57.Елизаров С.Г. Особенности удовлетворенности жизнью, как показатель мироощущения старших школьников России, Украины и Белоруссии / С.Г. Елизаров // Психология XXI столетия: Теория. Эксперимент. Социальная практика (Кострома, 10-13 сентября 2009 г.) : материалы международного конгресса в 2 т. – Том II. – М.; Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. – С.130 – 133. (0,2 п.л.).
58.Елизаров С.Г. Взаимодействие учебной группы с системой групп (образовательной средой) как механизм формирования мотивационно-ценностной включенности учебных групп старших школьников / С.Г. Елизаров // Психологическое сопровождение образования на разных этапах возрастного развития человека : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Волгоград : ВГПУ, 2009. – С.116 – 119. (0,3 п.л.).